Рабочая программа по предпрофильной подготовке в 9 классе "Профессиональные интересы и склонности"
рабочая программа (9 класс) на тему

Рабочая программа по предпрофильной подготовке в 9 классе "Профессиональные интересы и склонности" направлена на актуализацию процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе диагностических работ.   Данный курс поможет девятиклассникам соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.

Программа состоит из двух частей: теоретической и диагностической. Теоретическая часть включает изучение «образа «Я», мира труда и профессий. Диагностическая часть предусматривает в ходе работы с обучающимися реализацию комплекса психолого-педагогических  методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств личности, во-вторых, на обеспечение их психологического развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_kl_pso_-_kopiya.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предпрофильной  подготовке в 9 классе

«Профессиональные интересы и склонности»

на 2015-2016 учебный год

20 часов (2 часа в неделю)

Составитель:  Моспан Ирина Владимировна

учитель технологии

Владивосток 2015

Пояснительная   записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология». Программы начального и  основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2010 по направлению «Технология» в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Курс «Профессиональные интересы и склонности» является составным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной школы.

Цель курса :  

  • актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе диагностических работ.
  • развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях..

Общая характеристика учебного предмета.

Данный курс поможет девятиклассникам соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.

Программа состоит из двух частей: теоретической и диагностической. Теоретическая часть включает изучение «образа «Я», мира труда и профессий. Диагностическая часть предусматривает в ходе работы с обучающимися реализацию комплекса психолого-педагогических  методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств личности, во-вторых, на обеспечение их психологического развития.

Основой эффективного профессионального самоопределения является активная осознанная позиция личности, базирующаяся на свободе выбора. Психологическая компетентность учащихся предполагает умение диагностировать, понимать и учитывать в практической деятельности психические и личностные особенности человека, поэтому составной частью данного курса является адекватная самодиагностика – осознание себя как личности, индивидуальности, своих возможностей и способа взаимодействия с другими.

Кроме того, по темам курса проводятся работы в тестовой  форме.

Изучение отдельных разделов курса предусматривает  организацию экскурсий на различные предприятия, в учебные заведения среднего и высшего звена.

В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов,  описание профессий, диспут, конкурс и т.д.

Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.

Программа охватывает следующие сферы личности:

-   мотивационную (интересы, склонности, мотивы выбора профессии);

-   психологическую (особенности психических процессов);

-   типологическую (темперамент, характер, тип личности);

-   когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных способностей и возможностей, основ жизненного и профессионального самоопределения);

-   эмоционально-волевую (чувства, эмоции, воля).

В процессе изучения курса используются следующие методики:

-    карта интересов;

-    опросник профессиональной готовности (ОПГ);

-    анкета мотивов выбора профессии;

-    шкала потребностей в достижении;

-    опросник темперамента;

-    методика «Мой характер»;

-    методика определения склонностей;

-    тест Дж. Холланда «Тип личности»;

-    карта здоровья;

-    тест «Уровень самооценки»;

-    карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие психические процессы, такие, как мышление, восприятие, наблюдательность. Мнемосхемы возбуждают мыслительную деятельность школьников, обеспечивают переход информации из кратковременной памяти в долговременную и обратно, а также развивают мыслительные процессы, последовательность и логику мышления. Они выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также более целенаправленно организовать самостоятельную работу учащихся.

Курс предпрофильного обучения «Профессиональные интересы и склонности» составлен на основе программы для общеобразовательных учреждений «Технология. Профессиональное самоопределение.» по программе  В.Д.Симоненко.

Данная рабочая программа     ориентирована на   использование учебника  «Технология: Учебник для учащихся 10 класса 2-е изд., под редакцией В.Д.Симоненко. М.Вентана-Граф 2009г

Место предмета в базисном учебном плане.

   

Курс предпрофильного обучения «Профессиональные интересы и склонности» в 9 классе отводится 2 час в неделю. Программа рассчитана на 20 часов   ( одна четверть). Предусмотрены  практические работы по определенным темам курса, выполнение и защита творческого проекта.

Учащиеся должны знать и понимать:

-     сущность жизненного самоопределения;

-     сущность и структуру процесса профессионального самоопределения;

-     правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;    

-     многообразие  мира труда  и профессий,  способы  их классификации и анализа;

-     состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу;

-     профессионально важные качества своей личности, свои

      профессиональные способности и возможности;

-      психические процессы, их особенности;

-      способы и средства анализа профессиональной деятельности;

-      методику выполнения профессиональных проб;

-      структуру предпрофильной подготовки и профильного  обучения;              

-      пути получения профессионального образования;

-      возможности получения профессиональной консультации;

-     этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания;

-     этапы принятия решения о профессиональном выборе;

-     структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор».

Учащиеся должны уметь:

•   пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях и рынке труда;

•   определять формулу профессии;

•   проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования профессий к человеку;

•   выявлять свои профессионально важные качества;

•   соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;

•   выполнять профессиональные пробы;

•   пользоваться профессиограммами и психограммами;

•    выбирать способ приобретения будущей профессии;

•    получать профессиональную консультацию;

•    заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению;

•   выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной презентацией.

У учащихся должны быть сформированы:

•  убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном самоопределении;

•  профессиональная    направленность:    профессиональные    интересы    и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;

•   профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности;

•   профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования,   условий   поступления   в   выбранное   профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста.

Содержание  учебного предмета

Вводное занятие. Программа курса.(2 часа)

Предпрофильная подготовка Её роль значение и необходимость в процесс профессионального самоопределения обучающихся.  Программа курса.

Практическая работа: Моя будущая профессия.

Профессиональные интересы и склонности ( 2 часа).

Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения.

Практическая  работа. Тест. Выявление и оценка профессиональных интересов.

Способности, условия их проявления и развития ( 2 часа).

Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развития способностей. Способности и выбор профессии.

Практическая  работа. Тест. Методика «Числовые ряды», «Быстрый счет», тесты Айзенка.

Природные свойства нервной системы ( 2 часа).

Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности. Положительные и отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.

Практическая  работа.  Тест Русалова.

Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание  и их   роль в профессиональном самоопределении ( 2 часа).

Формирование психических процессов:

ощущение, восприятие, внимание и их возрастная  характеристика. Способы их  развития. Роль психологических  процессов в профессиональном самоопределении.

Практическая  работа: Тестирование. Метод Бурдона.

Психические процессы : память, мышление, речь и их   роль в профессиональном самоопределении ( 2 часа.

Формирование психических процессов: память, мышление, речь и их возрастная  характеристика. Способы развития.

Роль психологических  процессов в профессиональном самоопределении.

Практическая  работа: Тест Равена, методика ШТУР)

Взаимосвязь деятельности и психических процессов. Их роль в профессиональном самоопределении ( 2 часа).

Характеристика возрастных особенностей.  Характеристика деятельности.  

Понятия: мотив, цель, действие. Взаимосвязь деятельности и психических процессов. Их роль в профессиональном самоопределении.

Мотивы выбора профессии ( 2 часа)

Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ). Сущность понятия «мотивы»,  «ценностные ориентации». Условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Значение мотивов деятельности и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и служебной карьере.

Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность ( 2 часа).

Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность.  Профессиональная деятельность и карьера.  Профессиональная пригодность.

Практическая  работа: ТестХолланда.

Профессиональная пригодность. Защита проектов ( 2 часа).

Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания. План защиты проектов.  Критерии оценки.

Календарно- тематическое планирование в 9  классе 2015-2016 уч.год

по курсу предпрофильной подготовки  «Профессиональные интересы и склонности»

учитель Моспан Ирина Владимировна

урока

Тема урока

Кол-во часов

Содержание

Домашнее задание

Дата проведения

(неделя)

1

2

3

4

5

6

1-2

Вводное занятие. Программа курса.

Практическая работа: Моя будущая профессия.

2

Предпрофильная подготовка Её роль значение и необходимость в процесс профессионального самоопределения обучающихся.  Программа курса.

конспект

1 неделя

3-4

Профессиональные интересы и склонности.

Практическая  работа. Тест. Выявление и оценка профессиональных интересов.

2

Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения.

конспект

2 неделя

5-6

Способности, условия их проявления и развития.

Практическая  работа. Тест. Методика «Числовые ряды», «Быстрый счет», тесты Айзенка.

2

Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей:

конспект

3 неделя

7-8

Природные свойства нервной системы.

Практическая  работа.  Тест Русалова.

2

Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности.

конспект

4 неделя

9-10-

Психические процессы: ощущение, восприятие, внимание  и их   роль в профессиональном самоопределении.

Практическая  работа: Тестирование. Метод Бурдона.

2

Формирование психических процессов:

ощущение, восприятие, внимание и их возрастная  характеристика. Способы развития.

конспект

5 неделя

11-12

Психические процессы : память, мышление, речь и их   роль в профессиональном самоопределении.

Практическая  работа: Тест Равена, методика ШТУР)

2

Формирование психических процессов:

 память, мышление, речь и их возрастная  характеристика. Способы развития.

конспект

6 неделя

13-14

Взаимосвязь деятельности и психических процессов. Их роль в профессиональном самоопределении.

2

Характеристика возрастных особенностей.  Характеристика деятельности.  

Взаимосвязь деятельности и психических процессов. Их роль в профессиональном самоопределении

конспект

7 неделя

15-16

Мотивы выбора профессии.

Практическая  работа: Тестирование. методика ДВМ.

2

Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии.

конспект

8 неделя

17-18

Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность.

Практическая  работа: Тест Холланда

2

Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность.  Профессиональная деятельность и карьера.  Профессиональная пригодность.

Конспект,

проект

9 неделя

19-20

Профессиональная пригодность. Защита проектов.

2

Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности.

Защита проектов.

Конспект, проект

10 неделя

Итого:

20

Материально – техническое обеспечение курса предпрофильной подготовки в 9 классе

 Наименования  учебного оборудования

Методические пособия для учителя:

  1. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений.-М.: Вентана-Граф, 2007.-228с.
  2. Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.Симоненко/ авт.-сост. А.Н.Бобровская.- Волгоград: Учитель, 2007.-171с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д,.: Феникс, 2008. - 512 с.

4. Педагогическая    подготовка     профессионального     самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. - М.: Новая школа, 2007. - 112с.

5. Ретивых Е.М. Культура профессионального самоопределения: Учебно-методическое пособие. - Брянск: Изд-во БГУ, 2003. - 97 с.

6. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. - Тула: Приокск. книжное изд-во, 1990. - 132 с.

7. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс).-М.ВАЕО, 2006.-288с.

8. М. В. Ретивых, В, Д, Симоненко.: Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя. – Брянск: БИПКРО, 2007. – 140 с.

2.  

Технические средства обучения (ТСО)

  • Персональный компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Сканер
  • Принтер

3.

Учебно-практическое оборудование

  • Тесты
  • Раздаточный материал (таблицы, схемы)
  • Аптечка.