Внутренняя картина здоровья
презентация к уроку по психологии на тему

Субботина Елена Викторовна

Общей принятой концепции не существует, однако можно выделить три основных:

 

Панпсихиатрическая: основной тезис – «все люди психически ненормальны и страдают психопатологическими состояниями». Доказательством служит характеристика современного общества в которую входят особенности: отчужденность от себя, других и мира вообще, конфликтность, снижение социальной поддержки, преступность, войны, угроза глобального самоуничтожения. Человечество ведет себя к деструкции.

Антипсихиатрическая: отрицает правомерность самой постановки вопроса о норме и патологии. Все люди психически нормальны и патологии не существует. Негативные отношения тоже нормальны, такова природа людей. Психиатрия это лже наука и служит средством подавления нестандартных личностей. Психически больные люди рассматриваются как жертвы плохого патогенного общества, которое признает сумасшедшим того, кто не соглашается с предписанием религии и государства. Они требуют отмены больничных порядков, термин психиатрия и заменить его термином социальные болезни.

Клиническая: выделяют два аспекта определения психической нормы: негативный и позитивный, разработал профессор Кравосарский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_vnutrennyaya_kartina_zdorovya.pptx283.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внутренняя картина здоровья

Слайд 2

Нормы и патологии личности в психологии здоровья. Общей принятой концепции не существует, однако можно выделить три основных: Панпсихиатрическая : основной тезис – «все люди психически ненормальны и страдают психопатологическими состояниями». Доказательством служит характеристика современного общества в которую входят особенности: отчужденность от себя, других и мира вообще, конфликтность, снижение социальной поддержки, преступность, войны, угроза глобального самоуничтожения. Человечество ведет себя к деструкции. Антипсихиатрическая : отрицает правомерность самой постановки вопроса о норме и патологии. Все люди психически нормальны и патологии не существует. Негативные отношения тоже нормальны, такова природа людей. Психиатрия это лже наука и служит средством подавления нестандартных личностей. Психически больные люди рассматриваются как жертвы плохого патогенного общества, которое признает сумасшедшим того, кто не соглашается с предписанием религии и государства. Они требуют отмены больничных порядков, термин психиатрия и заменить его термином социальные болезни. Клиническая: выделяют два аспекта определения психической нормы: негативный и позитивный, разработал профессор Кравосарский

Слайд 3

Негативный подход: при этом подходе неспецифическим признаком психопатологии считается отклонение от общепринятых стереотипов жизненного, социального и ситуативного поведения. Критерии: 1. способность концентрации внимания на предмете. 2. удержание информации в памяти. 3. способность к логической обработке информации. 4. адекватная ориентация в пространстве и времени Нарушение отдельных элементов может быть компенсировано другими функциями, патология предполагает нарушение нескольких признаков одновременно. Позитивный подход: основные критерии – тенденции к развитию, росту, самореализации. Критерии: 1. сознательная способность руководить своими действиями и поступками. 2. быть ответственным перед собой и другими. 3. иметь развитую систему ценностей. 4. способность адекватно воспринимать самого себя и окружающих .

Слайд 4

Обязательным фактом отношения человека к своему здоровью является формирование внутренней картины здоровья , т.е. особого отношения к здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивного стремления к его совершенствованию. Это самосознание и самопознание себя в условиях здоровья . Внутренняя картина здоровья включает в себя 3 основные грани: Когнитивная или рациональная сторона внутренней картины здоровья представляет собой совокупность субъективных умозаключений, мнений о причинах, содержании, возможных прогнозах, а также оптимальных способах сохранения и развития здоровья. Эмоциональная или чувственная сторона включает в себя переживания здорового самочувствия, связанные с комплексом ощущений, формирующих эмоциональный фон человека. Эмоциональный фон здоровой личности состоит из следующих переживаний: спокойствие, радость, умиротворенность, свобода, легкость, симпатия и т.д. Поведенческая или моторно-волевая сторона представляет с собой совокупность усилий, стремлений, конкретных действий здорового человека, обусловленных его системой верований и направленных на достижение субъективно значимых целей.

Слайд 5

Формирование внутренней картины здоровья происходит с раннего детства, опирается на холистический (целостный) подход в науке о человеке и осуществляется через раскрытие потенциалов, заложенных в человеке. Существует комплексная программа развития и формирования внутренней картины здоровья – « Цветок потенциалов», которая включает в себя основные задачи психологии здоровья. Ее создал петербургский психолог В.А. Ананьев в 1996 г. Она символически представлена в виде цветка, 7 лепестков которого формирует узор взаимосвязанных потенциалов, отражающих различные аспекты душевного, телесного и социального здоровья человека. Главная цель программы – максимальное раскрытие каждого из этих потенциалов: ü Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) – это способность человека развивать свой интеллект и уметь им пользоваться.

Слайд 6

ü Потенциал воли (личностный аспект здоровья) – способность человека к самореализации, т.е. умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства. ü Потенциал тела (физический аспект здоровья) – это способность человека развивать физическую составляющую, осознавать собственную телесность как свойство личности. ü Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья) – способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других. ü Общественный потенциал (социальный аспект здоровья) – это способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности и вырабатывать чувство принадлежности ко всему человечеству. ü Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) – это способность человека к созидающей активности, к творческому самовыражению в жизни и деятельности, выходу за рамки ограничивающих знания и сковывающих стереотипов. ü Духовный потенциал – (духовный аспект здоровья) способность развивать духовную природу человека.

Слайд 7

Управление стрессами Представители когнитивной психологии, а также известный психолог в области психологии здоровья Ю. Мельник определили индивидуальные различия по отношению к стрессу. Они выявили, что индивидуальные различия обусловлены своеобразными особенностями личности и могут укладываться в 6 диспозиционных типов: 1. Честолюбивый тип. К этому типу относятся люди с сильной потребностью в достижении успеха. Они энергичны, подвижны, доминантны, агрессивны и ориентированы на дело. Причинами стресса для них являются интенсивная деятельность и межличностные отношения, а также недостаточное понимание себя. Симптомы стресса: бессонница, боли в области сердца, высокое кровяное давление. Этот тип чаще всего использует заменителей стресса или заместителей-пожарников: курение, алкоголь и заедание стресса. Брунер говорил, что они используют престижные виды заместителей. 2. Спокойный тип. К нему относятся безмятежные, спокойные люди, ориентированные, в основном, на прошлое, мечтательные, малоактивные. Чаще всего они соблюдают баланс между работой и домом. Считается, что они меньше всего уязвимы стрессу. Причинами стресса для них могут стать или другие люди или требования профессиональной деятельности (срочные, неспланированные виды деятельности), которые нарушают размеренное течение их жизни. Уход от стресса, склонность к депрессивным состояниям. 3. Совестливый тип. К этому типу относятся люди совестливые, дотошные, тщательные, догматичные, стабильные, педантичные, консервативные и обязательные. Это люди, которые верят авторитетам и подчиняются традициям. Причиной стресса для них является нарушение стереотипов поведения. Для них характерна средняя степень уязвимости стрессу. Больше всего им ванна поддержка других людей и личная психотерапия (возвращение к привычным делам - хоббитерапия). Снизить стресс может забота о других людях.

Слайд 8

4. Неотстаивающий тип. К нему относятся люди, которые не могут постоять за себя, отстоять свои права. Такие люди стремятся угождать другим, избегают межличностных конфликтов, боятся конфронтаций , проблем с другими людьми. Причиной стресса является повышенное внутреннее напряжение на почве межличностных отношений, которое проявляется в психосоматических заболеваниях. У них выше среднего степень подверженность стрессу. Реакция – уход в болезнь. 5. Жизнелюбивый тип. Это сильные, энергичные люди, живущие полноценной жизнью, жаждущие новых событий, впечатлений, импульсивные, рискованные. Для них характерна частая смена интересов. Причиной стресса для них является рутинная скучная работа – «серые будни». Степень уязвимости стрессу средняя. Чтобы снизить внутреннее напряжение, им нужна смена событий, сильные впечатления. 6. Тревожный тип. Эти люди испытывают беспокойств по поводу возможных неудач, они страдают «синдромом Элизы». Такие люди ориентированы на будущее, чрезмерно рефлексивны, имеют низкую самооценку. Причинами стресса для них являются ответственные дела, работа, а также резкие изменения в жизни. Такие люди отличаются высокой уязвимостью к стрессу. Они могут впасть в глубокое депрессивное состояние, для них свойственен суицид. Преодоление стресса требует соответствующей компетентности при формировании стратегий борьбы с ним. Эффективность преодоления стресса во многом зависит от психологической готовности встретить стресс, умения управлять эмоциями, способности изменять социальные обстоятельства. Т.о . можно говорить о 3 основных стратегиях преодоления стресса (по мнению Мельника, Никифорова и Ананьева): ü Использование копинг -стратегий. ü Личностный рост. ü Управление изменениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Урок «Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"  является первым ознакомительным уроком в данной теме. Презентацию можно использовать как на одном ...

урок развития речи "Картина рассказывает" (работа с тектами о картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели"

Данный урок  преследует цель- учить неслышащих обучабщихся  ориентироваться в окружающем мире через умение высказывать свои мысли и задаватьвопросы. Ведь тот, кто умеет задавать вопрос...

«МОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ»

Цель: Познакомить учащихся с эмоциями. Научить определять эмоциональное состояние других людей. Задачи: - сформировать знания об эмоциях с точки зрения психологии...

УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)

Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....

Доклад на тему: «Формирование основ внутренней убежденности здорового образа жизни». Коррекционная школа VIII вида.

Обобщение опыта работы по формированию основ ЗОЖ в 5-9 классах в коррекционной школе VIII вида....

Контрольная работа № 1 "Наследственность и здоровье. Внутренняя среда организма"

Тема: Контрольная работа № 1: «Наследственность и здоровье. Внутренняя среда организма».Цель: провести контроль знаний и умений учащихся.Оборудование и материалы: проверочные карточки....