Программа внеурочной деятельности кружка «Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ»
рабочая программа по психологии (8, 9 класс) на тему

Ганчева Светлана Николаевна

Рабочая программа составлена на основе  психолого – педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся «Проблемы выбора», разработанной Е. Казаровой и опубликованной в журнале «Школьный психолог» № 2, 2007 г. и предназначена для обучающихся 8,9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_i_moya_professiya.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

"Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"                              г. Мичуринска Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению        

на Педагогическом совете

Протокол №  1 от «___» августа 2017 г.

.

Утверждена        

Приказ № 126 от «01» сентября 2017 г.

Директор школы

_______________Н.И. Кострикина

       

                                                               

Программа внеурочной деятельности

кружка

 «Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ»

на 2017-2018 учебный год

 

Направление: профориентационная работа.

Возраст: 14-17 лет (обучающиеся 8,9 классы)

Срок реализации программы 1 год

Составитель: педагог-психолог

Светлана Николаевна Ганчева

           

     

     

     

 

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………..……...…. 3

Содержание программы ……………………………………………..…...… 5

Учебно-тематический план ……………………………………...…………. 7

Календарно-тематический план …………………….……………..…….….9

Учебно-методическое обеспечение ……………………………….……… 11

Материально-техническое обеспечение ………………………………….. 12

Интернет-ресурсы ……………………………………………………….…. 13


                                                      Человек только там удовлетворяет других,

                                                      где он удовлетворяет самого себя,

                                лишь там он чего-то добивается,

                                                      где он сам верит в свои силы.

Людвиг Фейербах

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе  психолого – педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся «Проблемы выбора», разработанной Е. Казаровой и опубликованной в журнале «Школьный психолог» № 2, 2007 г. и написана на основе следующих документов:    

  1. Федерального закона  "Об образовании в Российской Федерации" от    29 декабря  2012 г. 273-ФЗ;
  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  3.  ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
  4. Закона Тамбовской области от 01.10.2013 г. №321-3 «Об образовании в Тамбовской области»;
  5. Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринска, утвержденное директором школы, приказ № 3  от   01.09.2014 г.        

Выбор профессии происходит не мгновенно, а в течение длительного периода времени. Поэтому важно начинать проводить работу, направленную на профессиональное самоопределение, уже в подростковом возрасте.

Цель: создание условия для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями и потребностями региона в кадрах.

Задачи:

  • обобщить у обучающихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях;
  • сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
  • развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитания, саморазвитии и самореализации;
  • воспитать уважение к рабочему человеку.

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии у выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья. Этим детям очень сложно  ориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

Выпускники школы с ОВЗ получают профессиональное образование в специальном учреждении ТОГБПОУ «Мичуринском аграрном колледже» по специальностям:  «Маляр (строительный)», «Штукатур», «Рабочий зеленого хозяйства». Однако, обучающиеся испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

  • психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
  • отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности.

Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в обществе лиц с интеллектуальным недоразвитием.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению обучающихся школы с ограниченными возможностями, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

Поэтому профориентационная работа в школе с ОВЗ нацелена на актуализацию профессионального самоопределения обучающихся.

Важность правильного выбора профессии обусловлена рядом психологических причин. По существу, каждый человек нуждается в оценке и признании окружающих, ищет одобрения, любви и независимости. Одним из способов достижения этого является выбор такой профессии, которая выделяла бы его в глазах окружающих и принесла бы ему эмоциональное удовлетворение. Отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует его самореализации и самовыражению.

От того, насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворенности собой. По мнению ученых, переходный период между подростковым и юношеским возрастом приходится на 14-16 лет. К концу этого периода подростки в большинстве своем должны определиться с выбором профессии.


Содержание программы

Этапы программы по профориентации:

  1. Диагностический
  2. Профпросветительский (профинформационный)
  3. Профконсультационный
  4. Постконсультационная диагностика

Заключительный этап: подведение результатов работы по профориентации.

Занятия проводятся один раз в неделю.

I этап:  « Диагностика обучающихся»

 Первый этап профессиональной ориентации – подготовительный, определение трудового прогноза, на основании результатов клинических, функциональных и психологических исследований детей с ограниченными возможностями.

Это направление реализуется в двух планах:

· самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);

· оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор. 

В целом в итоге завершения первого этапа профориентации необходимо:

  • определить максимально полный круг объективно показанных ребенку видов профессиональной деятельности;
  • из этого круга профессий выделить те, которые в наибольшей мере соответствуют его склонностям, интересам и установкам;
  • определить степень соответствия объективно показанных и субъективно приемлемых видов профессиональной деятельности;
  • оценить социальные, социально-экономические факторы, препятствующие (или способствующие) овладению ребенком показанных видов профессиональной деятельности;
  • сформулировать профессиональные рекомендации, оценить адекватность профессиональных планов ребенка в целом, а также реальные возможности осуществления этих планов.

II этап: «Информационно-просветительское направление»

Цель этого направления – создать у обучающихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

III этап: «Консультационное направление»

Подразумевает содействие выбору оптанта (человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора). Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект.

IV этап: Обучающее (или формирующее) направление.

В русле этого направления оптант воспринимается как носитель определенных компетенций, к числу которых относятся и следующие умения:

  • умение анализировать мир профессий;
  • умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора;

Учащиеся должны знать:

- требования современного общества к профессиональной деятельности человека;

- о путях получения профессионального образования;

- перечень документов и правил при поступлении в профессиональное заведение и при трудоустройстве;

- правила выбора профессии;

- уровень своих собственных психологических особенностей, профессиональных интересов и возможностей; 

- значение правильного самоопределения для личности и общества в целом.

Учащиеся должны уметь:

- правильно вести себя в обществе;

- оформлять необходимые документы для поступления;

- проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования той или иной профессии со своими индивидуальными особенностями;

- самостоятельно планировать свой жизненный путь.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

 Что я знаю о своих возможностях (12 часов)

1

Знакомство с профессиями

1

2

Важность выбора профессии в жизни человека

1

3

Мои профессиональные интересы и склонности

1

4

Жизненные ценности

1

5

Я – личность

1

6

Я учусь принимать решения

1

7

Профессионально важные качества

1

8

Теоретические аспекты профориентации (игра «Ассоциации»

1

9

Что такое темперамент. Влияние темперамента на выбор профессии.

1

10

«Самоопределение личности»

1

11

Понятие профпригодности и специальной подготовки

1

12

Психология личности: тип нервной системы, самооценка.

1

Что я знаю о выборе профессий (16 часов)

13

Пути получения профессии

1

14

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах.

1

15

Правильное написание резюме

2

16

Общение. Деловое общение.

1

17

Правильное составление трудового договора.

2

18

Навыки самопрезентации

1

19

Конфликт. Виды конфликтов.

1

20

Способы разрешения конфликтов.

21

Тест по выявлению мотивов выбора профессий

1

22

Умение пользоваться кредитной карточкой

1

23

Путешествие по стране профессий

1

24

Профориентационная игра «Угадай профессию»

1

25

«Бесплатный сыр бывает только в мышеловке»

2

26

Профессия в нашей жизни

1

Посещение предположительного места обучения (4 часа)

27

Экскурсия в ТОГБПОУ «Мичуринский аграрный техникум»

2

28

День открытых дверей в ТОГБПОУ «Мичуринский аграрный техникум»

1

29

Итоговое занятие: «Я и моя профессия» (конкурс рисунков)

1


  Календарно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

По плану

По факту

1

Знакомство с профессиями.

1

06.09.2017

2

Важность выбора профессии в жизни человека

1

13.09.2017

3

Мои профессиональные интересы и склонности

1

20.09.2017

4

Жизненные ценности

1

27.09.2017

5

Я – личность

1

4.10.2017

6

Я учусь принимать решения

1

11.10.2017

7

Профессионально важные качества

1

18.10.2017

8

Теоретические аспекты профориентации (игра «Ассоциации»

1

25.10.2017

9

Что такое темперамент. Влияние темперамента на выбор профессии.

1

15.11.2017

10

«Самоопределение личности»

1

22.11.2017

11

Понятие профпригодности и специальной подготовки

1

29.11.2017

12

Психология личности: тип нервной системы, самооценка.

1

6.12.2017

13

Пути получения профессии

1

13.12.2017

14

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах.

1

20.12.2017

15

Правильное написание резюме

1

27.12.2017

16

Правильное написание резюме

1

17.01.2018

17

Общение. Деловое общение.

1

24.01.2018

18

Правильное составление трудового договора.

1

31.01.2018

19

Правильное составление трудового договора.

1

7.02.2018

20

Навыки самопрезентации

1

14.02.2018

21

Конфликт. Виды конфликтов.

1

21.02.2018

22

Способы разрешения конфликтов.

1

28.02.2018

23

Тест по выявлению мотивов выбора профессий

1

7.03.2018

24

Умение пользоваться кредитной карточкой

1

14.03.2018

25

Путешевствие по стране профессий

1

21.03.2018

26

Профориентационная игра «Угадай профессию»

1

4.04.2018

27

«Бесплатный сыр бывает только в мышеловке»

1

11.04.2018

28

«Бесплатный сыр бывает только в мышеловке»

1

18.04.2018

29

Профессия в нашей жизни

1

25.04.2018

30

Экскурсия в ТОГБПОУ «Мичуринский аграрный техникум»

1

2.05.2018

31

Экскурсия в ТОГБПОУ «Мичуринский аграрный техникум»

1

16.05.2018

32

День открытых дверей в ТОГБПОУ «Мичуринский аграрный техникум»

1

23.05.2018

33

Итоговое занятие: «Я и моя профессия» (конкурс рисунков)

1

30.05.2018

Учебно-методическое обеспечение

1.Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников. - М., 2006. 

2.  Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Санкт-Петербург, 2003. 

3. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: рабочая тетрадь учащегося. – М., 2005. 

4. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. – М.,- 2003 

5. Орлов В., Галецкая Л. Шаги к профессии//Школьный психолог.№13.2006. 

6. Резапкина Г.В. Профессия и карьера//Школьный психолог.№2.2009 

7. Вострикова Е. Дорога в страну профессий// Школьный психолог.-№2.-2009. 

8. Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. - М., 2006.

9. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007.–384с.

10. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Под ред. Ю.А.Блинкова, С.А.Игнатьева, Н.К.Горшунова. - М., 2002. – 304с.

11.  «Проблема выбора», разработанная Е. Казаровой и опубликованная в журнале «Школьный психолог» №2, -2007.

 12. Шваб Елена Дмитриевна «Я в мире профессий» для предпрофильной подготовки  воспитанников 5- 9  классов», 2006.


Материально-техническое обеспечение

1. СМИ

2. Бланки опросников

3. Информационные буклеты


Интернет-ресурсы

Перечень электронных образовательных ресурсов:Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ 

Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/ 

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ 

Федеральный портал "Информационно-коммуникативные технологии в образовании"  http://www.ict.edu.ru/ 

Учебное электронное книгоиздание

Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ. http://fsu.edu.ru/p1.html 

Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов http://ndce.edu.ru/ 

Издательский дом "Первое сентября" http://1september.ru/ 

Издательство "АСТ"   http://www.ast.ru/ 

Издательство "Детская литература"  http://www.detlit.ru/ 

Издательство "Просвещение"  http://www.prosv.ru/ 

Издательство "Учитель"  http://www.uchitel-izd.ru/ 

Образовательная электронная пресса

Газета "Первое сентября"  http://ps.1september.ru/ 

Газета "Учительская газета"  http://www.ug.ru/ 

Электронные библиотеки, словари

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия  http://www.megabook.ru/ 

Рубикон: энциклопедии, словари, справочники  http://www.rubricon.com/ 

Универсальный справочник-энциклопедия All-in-One http://www.sci.aha.ru/ALL/ 

Ресурсы для учителя и родителей

Викиучебник (открытые книги)  http://ru.wikibooks.org/wiki/ 

Всероссийский интернет-педсовет  http://pedsovet.org/ 

Сайт для учителей Завуч.инфо  http://www.zavuch.info/ 

Сеть творческих учителей  http://www.it-n.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Основы художественного проектирования" Профессия "Вышивальщица". План организации внеурочной работы. Разработка урока на тему "Городецкая роспись" Предмет "Проектирование художественной вышивки"

Разработка урока на тему "Городецкая роспись".Предмет "Проектирование художественной вышивки"Рабочая программа по предмету "Основы художественного пректирования". Професс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в мире профессий"

Текстовый документ, содержащий рабочую программу внеурочной деятельности по информатике для учащихся 5-6 классов "Информатика в мире профессий".Рабочая программа содержит: краткую пояснительную записк...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"

Курс «Азбука профессий» реализует  познавательное  направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами  начальн...

Программа внеурочной деятельности "Психология и выбор профессии"

Рабочая программа «Психология и выбор профессии» по внеурочной деятельности учащихся МОАУ «Гимназии имени А.Грина» на 2019-2020 учебный год составлена с соответствии с Федераль...

Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"

Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"...

Рабочая программа внеурочного профориентационного курса "В мире профессий"

Рабачая программа может быть использована педагогом для проведения внеурочных занятий и классных часов по профориентации в 5 - 7 классах (с целью ознакомления с различными профессиями)...

Программа внеурочной деятельности "Дорога в страну профессий".

Программа поможет учащимся сделать выбор в будущей профессии....