Методический сборник "Готовимся к ГИА"
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии (9, 11 класс) на тему

Хмелевская Валентина Алексеевна

В сборнике представлены схема  работы педагога-психолога общеобразовательной организации по психологическому сопровождению субъектов образовательных отношений, диагностические материалы (тесты, анкеты, опросники), стратегии поддержки детей в период подготовки к ГИА, примерная программа  психологического сопровождения субъектов ОО в период подготовки  к прохождению ГИА. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовимся к ГИА:

работа педагога-психолога

с обучающимися, родителями, педагогами

(методический сборник)

Подготовила: педагог-психолог МБОУ «Совесткая СШ №2» Хмелевская В.А.

п.Советский - 2017

СОДЕРЖАНИЕ:

Система работы педагога-психолога общеобразовательной организации по психологическому сопровождению субъектов образовательных отношений…………………..2

Диагностика: анкеты, опросники, тесты………………….3

Стратегии поддержки детей группы риска……………….18

Примерная программа психологического сопровождения субъектов ОО в период подготовки                                          к прохождению ГИА………………………………………….24

Система работы педагога-психолога общеобразовательной организации по психологическому сопровождению субъектов образовательных отношений на этапе подготовки к ГИАD:\img8.jpg

Диагностика:

анкеты, опросники,

тесты

Готовность к ЕГЭ

Данная анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ЕГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент). Анкета может проводится для скрининговой диагностики в выпускных классах, а также для оценки результативности деятельности психолога (в этом случае она проводится до и после занятий). Наш опыт работы с анкетой показывает, что во втором случае показателем эффективности не обязательно будет являться рост показателей. Напротив, зачастую в результате занятий дети осознают дефицит знаний по той или иной проблеме, что и найдет отражение в снижении показателей.

Фамилия, имя ______________________________________________________

Друзья!

Приближается время сдачи Единого государственного экзамена. Для нас очень важно знать, что вы думаете  по этому поводу. Результаты анкеты используются только психологом.

Просим вас оценить свое согласие или несогласие с данными утверждениями по 10 балльной шкале от 1 – полностью не согласен до 10 – абсолютно согласен.

Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.

  1. Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ЕГЭ

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Считаю, что результаты ЕГЭ важны для моего будущего

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Думаю, что у ЕГЭ есть свои преимущества

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Считаю, что могу сдать ЕГЭ на высокую оценку

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Я знаю, как можно успокоиться  в трудной ситуации

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1.  Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ЕГЭ

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Я достаточно много знаю про ЕГЭ

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Спасибо!

Анализ данных:

Низкими показателями считается 4 и меньше, высокими – 8 и больше

Знакомство с процедурой: низкие показатели по вопросам 1, 4, 6, 7, 12 указывают на низкий уровень знакомства с процедурой  

Уровень тревоги: высокий показатель по вопросу 5, низкие показатели по вопросам  8, 11, 13 указывают на высокий уровень тревоги  

Владение навыками самоконтроля,  самоорганизации: низкие показатели по вопросам 2, 3, 9 указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля


 

Анализ пробных экзаменов

Данная анкета проводится после пробных (репетиционных) экзаменов. Она предназначена для рефлексии полученного опыта, ее результаты полезно учитывать при организации занятий с выпускниками.  

Друзья!

Недавно вы сдали репетиционный экзамен, а в будущем вам предстоит сдача Единого государственного экзамена. Для нас очень важно знать, с какими трудностями во столкнулись.  Просим вас ответить на вопросы  о том,  как прошел для вас репетиционный экзамен. Пожалуйста, напишите свой ответ после каждого вопроса

  1. Что оказалось самым легким во время экзамена?

  1. Что было для вас самым трудным во время экзамена?

  1. Вы выполняли все задания подряд или выборочно? Если выборочно, то как выбирали?

  1. Что для вас явилось неожиданным во время экзамена?

  1. Вы планировали свою работу во время экзамена? Если да, то как?

  1. Что бы вы посоветовали тем, кто готовится к сдаче репетиционного экзамена?

Благодарим за ваши ответы!


 

Определение детей группы риска

Данная анкета была разработана психологами Южного округа в рамках курсов по психологической подготовке к ЕГЭ и предназначена для экспресс-диагностики  детей групп риска. Ответить на вопросы анкеты предлагается учителям или родителям.

Инструкция:  Пожалуйста, отметьте, присуще ли Вашему ребенку перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце.

№/п

Утверждение

Да

Нет

Выполнение порученного дела всегда  требует контроля со стороны взрослого

Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом

Решение по  какому-либо вопросу  принимает с трудом, часто перекладывая его на других

Всегда и во всем исполнителен

Часто бывает несдержанным

Хорошо делает что-либо по образцу или по примеру, но свои способы  выполнения предлагает редко

К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно

В своих делах и действиях часто надеется на «авось»

Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-нибудь другому

Часто перепроверяется, постоянно что-то исправляет в сделанном

Перед выполнением чего-либо требуется период «раскачки»

При выполнении какой-либо работы может то очень быстро ее делать, то, постоянно отвлекаясь, медленнее

Выполненную работу обычно не проверяет

Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.п.

При выполнении какой-либо работы очень быстро устает

Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты

Часто бывает неаккуратным

При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом

Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении  чего-либо

Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко

Часто отвлекается при выполнении какой-либо работы

В работе часто бывает небрежен

Всегда стремится получать только отличные оценки

Всегда и во все медлителен и малоподвижен

Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится все медленнее и медленнее

Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки

Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех

Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха

Постоянно требует подтверждения правильности  своего выполнения чего-либо

Равнодушен  к оценке своей работы

Заранее  свои действия планирует с трудом

Часто жалуется на усталость

Все делает медленно, но основательно

КЛЮЧ:

Группа риска

Ответ «да»

на вопросы:

Группа риска

Ответ «да»

на вопросы:

Инфантильные дети

1, 8, 13, 30

Дети с трудностями произвольности и самоорганизации

12, 19, 21, 31

Тревожные дети

2, 10, 14, 29

Астеничные дети

15, 25, 28, 32

Неуверенные дети

3, 6, 9, 20

Гипертимные дети

5, 7, 17, 22, 26

«Отличники» и перфекционисты

4, 16, 23, 27

Застревающие дети  

11, 18, 24, 33

Диагностика представлений о процедуре ЕГЭ  (О.В. Еремина)

A1        Чем нельзя пользоваться на экзамене?

  1. Мобильным телефоном
  2. Гелевой чёрной ручкой
  3. Тестовым материалом (КИМ)

A2        На экзамен необходимо принести:

  1. Учебник
  2. Паспорт
  3. Персональный компьютер

А3        При нарушении требований, предусмотренных правилами проведения экзамена, учащийся

  1. Встаёт в угол
  2. Удаляется с экзамена
  3. Платит штраф

А4        Для выхода из аудитории во время экзамена необходимо обратиться

  1. К организатору
  2. К Президенту РФ
  3. К другу

А5        Во избежание ошибок, лучше сначала записать номера ответов

  1. На ладони
  2. На полях бланка
  3. На черновике

А6                Если, в задании группы “В”, вместо слова нужно написать другое, то старое слово зачёркивается

  1. Одной чертой
  2. Двумя чертами
  3. Тремя чертами

А7                После выполнения задания группы “А”, необходимо выбрать номер правильного ответа и поставить в клеточку с номером правильного ответа

  1. Галочку        (√)
  2. Звёздочку        (*)
  3. Крестик        (×)

А8                При заполнении бланков ответов группы  “C” нужно отступать от рамки

  1. 2-3 мм
  2. 4-5 мм
  3. 10 мм

A9                Если при заполнении бланков у учащегося возникнет какое-либо сомнение, то надо:

  1. Хлопнуть в ладоши
  2. Топнуть ногой
  3. Поднять руку

А10        Для подачи апелляции необходимо обратиться

  1. К ответственному организатору
  2. К дежурному по этажу
  3. К Министру Образования РФ

В1        Чем нужно заполнять бланк?

В2        Каким цветом нужно заполнять бланк?

В3        Разрешаются ли исправления в ответах?

В4        Кто раздаёт бланки ответов?

В5        Найдите правильное предложение. Напишите № этого предложения цифрой

  1. Если, в задании группы “B”, вместо слова нужно написать другое, то старое слово зачёркивается.
  2. Если, в задании группы “B”, вместо слова нужно написать другое, то старое слово заштриховывается.
  3. Если, в задании группы “B”, вместо слова нужно написать другое, то старое слово замазывается.

B6                Найдите правильное предложение. Напишите № этого предложения цифрой

  1. Заполнять бланк нужно на русском языке.
  2. Заполнять бланк нужно на иностранном языке.
  3. Заполнять бланк нужно на любом языке.

В7        Найдите правильное предложение. Напишите № этого предложения цифрой

  1. Во время экзамена по русскому языку разрешается меняться паспортами.
  2. Во время экзамена по географии разрешается пользоваться линейкой (без записей в виде формул).
  3. Во время экзамена по математике разрешается пользоваться таблицей умножения.

В8        Запишите пропущенное слово.

Если нужно исправить один ………, то новый рисуется поверх старого.

B9        Запишите пропущенное слово.

По окончании экзамена Вы можете подать ……… о нарушении процедуры проведения экзамена.

B10        Что нужно сделать на бланке ответов в специальном прямоугольном поле?

С1        Опишите проблему, возникшую в результате нарушения учащимся одного из правил проведения экзамена.

С2        Опишите жизненную ситуацию учащегося, успешно сдавшего ЕГЭ.

С3        Опишите жизненную ситуацию учащегося, получившего недостаточное количество баллов для поступления в выбранный им ВУЗ.

Спасибо за ответы. Подсчитайте количество баллов и поставьте оценку.

А – 1 балл                                “3”– 8-10 баллов, 

В – 2 балла                                “4”– 12-28 баллов,

С – 5-10 баллов                        “5” – 30-60 балов

Ответы.

номер задания

Номер ответа

A1

1

 A2

2

A3

2

A4

1

A5

3

A6

2

A7

3

A8

1

A9

3

A10

1

номер задания

вариант ответа

B1

ручкой

B2

чёрным

B3

да

B4

организатор

B5

1

B6

1

B7

2

B8

символ

B9

апелляцию

B10

расписаться

Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку)

Предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит - то 0 баллов.

Психические состояния

Подходит

Подходит, но не очень

Не подходит

2

1

0

1.

Не чувствую в себе уверенности.

 

 

 

2.

Часто из-за пустяков краснею.

 

 

 

3.

Мой сон беспокоен.

 

 

 

4.

Легко впадаю в уныние.

 

 

 

5.

Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.

 

 

 

6.

Меня пугают трудности.

 

 

 

7.

Люблю копаться в своих недостатках.

 

 

 

8.

Меня легко убедить.

 

 

 

9.

Я мнительный.

 

 

 

10.

С трудом переношу время ожидания.

 

 

 

11.

Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.

 

 

 

12.

Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

 

 

 

13.

При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

 

 

 

14.

Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

 

 

 

15.

Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

 

 

 

16.

Я нередко чувствую себя беззащитным.

 

 

 

17.

Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

 

 

 

18.

Чувствую растерянность перед трудностями.

 

 

 

19.

В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.

 

 

 

20.

Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

 

 

 

21.

Оставляю за собой последнее слово.

 

 

 

22.

Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

 

 

 

23.

Меня легко рассердить.

 

 

 

24.

Люблю делать замечания другим.

 

 

 

25.

Хочу быть авторитетом для окружающих.

 

 

 

26.

Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

 

 

 

27.

Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

 

 

 

28.

Предпочитаю лучше руководить, чем подчинять.

 

 

 

29.

У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

 

 

 

30.

Я мстителен.

 

 

 

31.

Мне трудно менять привычки.

 

 

 

32.

Нелегко переключаю внимание.

 

 

 

33.

Очень настороженно отношусь ко всему новому.

 

 

 

34.

Меня трудно переубедить.

 

 

 

35.

Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.

 

 

 

36.

Нелегко сближаюсь с людьми.

 

 

 

37.

Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

 

 

 

38.

Нередко я проявляю упрямство.

 

 

 

39.

Неохотно иду на риск.

 

 

 

40.

Резко переживаю отклонения от принятого мною режима.

 

 

 

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов:

I.

1 — 10 вопросы

тревожность

II.

11 — 20 вопросы

фрустрация

III.

21 — 30 вопросы

агрессивность

IV.

31 — 40 вопросы

ригидность

I. Тревожность

0 — 7 баллов

не тревожные

8 — 14 баллов

тревожность средняя, допустимого уровня

15 — 20 баллов

очень тревожные

II. Фрустрация

0 — 7 баллов

вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей

8 — 14 баллов

средний уровень, фрустрация имеет место

15 — 20 баллов

у Вас низкая самооценка, Вы избегаете трудностей, боитесь неудач

III. Агрессивность

0 - 7 баллов

вы спокойны, выдержаны

8-14 баллов

средний уровень

15 — 20 баллов

вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми

IV. Ригидность

0 — 7 баллов

ригидности нет, легкая переключаемость

8 — 14 баллов

средний уровень

15 — 20 баллов

сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны смена места работы, изменения в семье

                                                                                             

Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний”

Инструкция: Ребята, следующее задание позволит вам узнать свой уровень тревожности в ситуациях проверки знаний. Для этого поставьте в колонку с ответами “+” (если, вы согласны с утверждением) или “–” (если не согласны). Затем посчитайте количество “+”, учитывая, что один плюс равен одному баллу.

Утверждения

Ответы

(“+” / “–”)

Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал?

 

Обычно ты волнуешься при ответе или выполнении контрольных заданий?

 

Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

 

Мечтаешь ли ты о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

 

Бывает ли так, что, отвечая перед классом, ты начинаешь заикаться и не можешь ясно произнести ни одного слова?

 

Обычно ты спишь неспокойно накануне контрольной или экзамена?

 

Часто ли ты получаешь низкую оценку, хорошо зная материал, только из-за того, что волнуешься и теряешься при ответе?

 

Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

 

Часто ли бывает такое, что у тебя слегка дрожит рука при выполнении контрольных заданий?

 

Беспокоишься ли ты по дороге в школу о том, что учитель может дать классу проверочную работу?

 

Обработка результатов. У юношей низкий уровень тревожности при проверке знаний, если набрано 0 баллов; средний уровень, если набрано от 1 до 4 баллов; повышенный уровень – от 5 до 6 баллов; крайне высокий уровень – от 7 до 10. У девушек низкий уровень тревожности при проверке знаний, если набрано от 0 до 1 балла; средний уровень, если набрано от 2 до 6 баллов; повышенный уровень – 7–8 баллов; крайне высокий уровень – от 9 до 10.

Интерпретация результатов

Низкий уровень. Состояние тревоги в ситуациях проверки знаний вам не свойственно. Демонстрация знаний (или их отсутствия), достижений, возможностей вас не смущает. Напротив, вы стремитесь вызвать как можно более бурную реакцию со стороны окружающих в ответ на собственные высказывания или поступки, смутить учителя или шокировать одноклассников. Вы любите быть на виду вне зависимости от того, какое впечатление вы производите на окружающих. У вас, по всей видимости, учеба и отношение к ней стоят не на первом месте в списке приоритетов. Вероятно, этот вид деятельности конкурирует с другими, ему уделяется меньше внимания. Можно предположить и некоторую облегченность восприятия и мышления, высокую самооценку и уверенность в себе, свободное проявление эмоций в поведении и независимость. Также не следует исключать и нежелание искренне отвечать на тест.

Средний уровень. Нормальный уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. Ваши эмоциональные переживания в условиях проверки знаний, достижений, возможностей имеют адекватный характер. Вы достаточно ответственно относитесь к подобным ситуациям, объективно оценивая свои возможности. Для вас характерны адекватность самооценки, уравновешенность поведения, отсутствие повышенной чувствительности, социальной зависимости и сверх контроля. В поведении можно наблюдать черты уверенности, решительности, самостоятельности. Вы достаточно спокойно чувствуете себя у классной доски, демонстрируя свои знания и возможности.

Повышенный уровень. Вы можете испытывать негативное отношение к демонстрации своих знаний, не любить “устные” предметы, предпочитая отвечать письменно. Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей особенно выражено, когда аудитория слушателей незнакома либо значима для вас. Сама по себе учеба для вас нетрудна, но вы, возможно, боитесь отвечать у доски, т. к. теряетесь, и поэтому ничего не можете вспомнить. Страх перед публичной демонстрацией своих знаний провоцирует чувство тревоги и неуверенности в себе. В то же время вы достаточно успешно справляетесь с письменными заданиями, контрольными и внеклассными работами, поскольку здесь отсутствует так называемая “публичная оценка”.

Крайне высокий уровень. Очень высокий уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, проявляющийся как в ситуациях публичной оценки, так и при выполнении индивидуальных и письменных работ. Вы испытываете резко негативное отношение к демонстрации своих знаний, боитесь отвечать перед классом и особенно у доски. Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей порой бывает неадекватно сильным. У вас иногда может появляться слабость и дрожь в ногах и руках, иногда не можете связно произнести ни одного слова. Экзаменационная ситуация с ее помпезностью, нервозностью родителей, предварительной “накачкой”, с непременным ожиданием своей очереди за дверью становится для вас серьезной психотравмой. У вас могут рано формироваться чувства долга, ответственности, высокие моральные и этические требования к себе. Именно у себя вы находите массу недостатков. Вас отличает склонность к детальному анализу своего поведения и реакций и высокому интеллектуальному контролю над ними. Данные особенности могут обусловливать такие изменения в познавательной деятельности, как ослабление концентрации и переключаемости внимания, трудности при отделении главного от второстепенного и др.

 

                                                                                                       

   

 Анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ЕГЭ и ГИА глазами самих выпускников. Она помогает определить способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент).

Друзья!                        
Приближается время сдачи Единого государственного экзамена. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу. Результаты анкеты будут использоваться психологом. Просим вас оценить свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по десятибалльной шкале от 1 — «полностью не согласен» до 10 — «абсолютно согласен». Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение:

1. Я хорошо представляю, как проходит ГИА или ЕГЭ

Полностью не согласен

123456789 10

Абсолютно согласен

2. Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время  ГИА или ЕГЭ

Полностью не согласен

123456789 10

Абсолютно согласен

3. Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий

Полностью не согласен

1 23456789 10

Абсолютно согласен

4. Считаю, что результаты  ГИА илиЕГЭ важны для моего будущего

Полностью не согласен

1 2345 67 89 10

Абсолютно согласен

5. Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене

Полностью не согласен

1 23 45 67 89 10

Абсолютно согласен

6. Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку

Полностью не
согласен

123456789 10

Абсолютно
согласен

7. Думаю, что у ГИА или  ЕГЭ есть свои преимущества

Полностью не
согласен

123456789 10

Абсолютно согласен

8. Считаю, что могу сдать ГИА или ЕГЭ на высокую оценку

Полностью не
согласен

123456789 10

Абсолютно согласен

9. Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации

Полностью не
согласен

123456789 10

Абсолютно согласен

10. Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ГИА или ЕГЭ

Полностью не
согласен

123456789 10

Абсолютно согласен

11. Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене

Полностью не
согласен

123456789 10

Абсолютно согласен

12. Я достаточно много знаю про ГИА или ЕГЭ

Полностью не
согласен

123456789 10

Абсолютно согласен

13. Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам

Полностью не
согласен

123456789 10

Абсолютно согласен

Низкими показателями считаются 4 и меньше, высокими — 8 и больше. Знакомство с процедурой: низкие показатели по вопросам 1,4, 6, 7, 12 указывают на низкий уровень знакомства с процедурой. Уровень тревоги: высокий показатель по вопросу 5, низкие показатели по вопросам 8, 11, 13 указывают на высокий уровень тревоги. Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: низкие показатели по вопросам 2,3,9 указывают на недостаточное владение навыками сам                                                

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования

 (опросник Казанцевой Г.Н.)

Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

Текст опросника

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
  4. У меня отсутствует уверенность в себе.
  5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
  7. Я все делаю хорошо (любое дело).
  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
  9. В любом деле я считаю себя правым.
  10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
  11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
  12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
  13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
  14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.
  15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
  16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
  17. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
  18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
  19. Мне чаще везет, чем не везет.
  20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

                                                                                                         

                                                                                                       

Анкета « Определение детей группы риска»

Анкета предназначена для экспресс-диагностики, позволяющей выявить детей групп риска. Ответить на вопросы анкеты предлагается учителям или родителям.

Инструкция: Пожалуйста, отметьте, присущи ли вашему ребёнку (ученику) перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце.

Утверждение

Да

Нет

1

Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого

2

Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом

3

Решение по какому-либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая его на других

4

Всегда и во всём исполнителен

5

Часто бывает несдержанным

6

Хорошо делает по образцу или по примеру, но свои способы выполнения предлагает редко

7

К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно

8

В своих делах и действиях часто надеется на «авось»

9

Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-нибудь другому

10

Часто перепроверяет себя, постоянно что-то исправляет в сделанном

11

Перед выполнением чего-либо ему требуется период «раскачки»

12

При выполнении какой-либо работы может делать её то очень быстро, то очень медленно, постоянно отвлекаясь

13

Выполненную работу совсем не проверяет

14

Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.д.

15

При выполнении какой-либо работы очень быстро устаёт

16

Всегда и во всём претендует на самые высокие результаты

17

Часто бывает неаккуратным

18

При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом

19

Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чего-либо

20

Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко

21

Часто отвлекается при выполнении какой-либо работе

22

В работе часто бывает небрежен

23

Всегда стремится получать только отличные оценки

24

Всегда и во всём медлителен и малоподвижен

25

Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится всё медленнее и медленнее

26

Старается всё делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки

27

Всегда стремится быть и выполнять всё лучше всех

28

Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха

29

Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего-либо

30

Равнодушен к оценке своей работы

31

Заранее свои действия планирует с трудом

32

Часто жалуется на усталость

33

Всё делает медленно, но основательно

КЛЮЧ:

Группа риска

Ответ «да» на вопросы:

Группа риска

Ответ «да» на вопросы:

Инфантильные

дети

1,8, 13,30

Дети с трудностями произвольности и самоорганизации

12, 19,21,31

Тревожные дети

2, 10, 14, 29

Астеничные дети

15, 25, 28, 32

Неуверенные дети

3, 6, 9, 20

Гипертимные дети

5, 7, 17, 22, 26

Отличники и пер-фекционисты

4, 16, 23, 27

Застревающие дети

11, 18,24,33

                             

Стратегии поддержки

детей группы риска

Инфантильные дети

Краткая психологическая характеристика. Такие дети отличаются низким уровнем самоконтроля, волевых процессов. В ходе учебной деятельности они не могут сосредоточиться, не обладают сформированной познавательной мотивацией. Для них характерен внешний локус контроля.

Основные трудности, возникающие при сдаче Единого государственного экзамена. Таким детям трудно заставить себя готовиться к экзамену. Им свойственна апелляция к «высшим силам» вместо опоры на собственные возможности. Они испытывают трудности с выделением главного, планированием и организацией своей деятельности. Помимо этого, у них отсутствует системность мышления.

Стратегии поддержки На этапе подготовки. Необходимо давать алгоритмы подготовки в виде схем. Оптимальная стратегия подготовки для таких детей — начинать с трудного (пробелов), а потом переходить к знакомому. Важно разбить материал на короткие, легко выполнимые шаги и заканчивать работу на позитиве, не дожидаясь возникновения чувства отвращения. В монотонной деятельности необходимо находить ресурсы (прямая выгода, самопоощрение). Помогает также установление регламента времени.

Во время проведения пробного экзамена. Можно использовать перед началом экзамена формулы самовнушения («Я спокоен и собран»). Необходимо просмотреть все задания и выбрать те, которые кажутся наиболее легкими. При проверке полезно представить, что проверяешь чужую работу.

Рекомендации учителям и родителям. Если ребенок чем-то занят, не отвлекать его до того, как он завершит работу. Необходимо помогать структурировать время и создавать внешние опоры для этого. Следует также согласовать с ребенком систему поощрений.

Тревожные дети

Краткая психологическая характеристика. Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.).

Каким образом можно распознать тревожного ребенка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Тревожные дети задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли. При выполнении индивидуального задания они обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

Основные трудности. Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Такому ребенку трудно контролировать свое эмоциональное состояние, отсюда возникают сложности с концентрацией. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

Стратегии поддержки На этапе подготовки. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации деятельности. Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике». Необходимо научить ребенка приемам саморегуляции, релаксации, аутотренинга, обязательно познакомить его с процедурой ЕГЭ, чтобы снять ситуацию неопределенности. Большое значение будет иметь беседа с близким человеком, направленная на обеспечение эмоционально благоприятной обстановки.

Во время проведения пробного экзамена. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?», лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Нет сомнения, что ты все делаешь правильно, и у тебя все получится».

Рекомендации учителям и родителям. Необходимо формировать у учителей позитивное, адекватное отношение к ЕГЭ. В качестве подготовки тревожных детей можно рекомендовать проведение открытых уроков с приглашением незнакомых людей, а также советовать детям придерживаться определенного стиля поведения.

Родителям следует объяснить особенности детей, вести просвещение родителей для создания адекватной оценки ЕГЭ. Большое значение имеет благоприятный климат в семье.

Неуверенные дети

Краткая психологическая характеристика. Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домашнего задания). Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

Основные трудности. Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче Единого государственного экзамена подобные дети испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.

Стратегии поддержки На этапе подготовки. Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций (например: «Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).

Во время проведения пробного экзамена. Неуверенного ребенка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя все получится», «Ты обязательно справишься». Если ребенок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?» — и предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?» Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания.

Рекомендации учителям и родителям. Очень важно развивать у неуверенного ребенка навык самостоятельной оценки своей работы. Например, полезно спрашивать его: «А что тебе самому понравилось в твоей работе?» Если ребенку трудно ответить на подобный вопрос, можно предложить ему оценить работу по нескольким критериям: по точности, скорости и т.д.

Не стоит торопиться предлагать ребенку готовое решение или ответ. Напротив, лучше сначала поинтересоваться его мнением.

Перфекционисты и «отличники»

Краткая психологическая характеристика. Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и получить соответствующую (естественно, высокую!) оценку. Для таких детей характерны очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданиями, а делать это блестяще.

Основные трудности. ЕГЭ для данной категории детей — это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее — враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них — это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться. Они испытывают сильную тревогу, стремятся получить поддержку. Им также трудно контролировать свое эмоциональное состояние.

Стратегии поддержки На этапе подготовки. Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд. Необходимо проинформировать таких детей о необходимом минимуме набранных баллов, помочь им расставить приоритеты и скорректировать ожидания. Необходимо также научить их планировать работу по времени.

Во время проведения пробного экзамена. Перфекционисту нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее. Его можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?» — и при необходимости тактично скорректировать его планы. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» — и помогать ему скорректировать собственные ожидания («Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию»).

Рекомендации учителям и родителям. Необходимо избегать сравнения с другими и помочь снизить субъективную значимость ЕГЭ. Родителям важно помочь составить щадящий режим дня и регулировать степень загруженности, а учителям — воздержаться от оценки и сравнения с другими. Важно помочь ребенку переключиться с эмоционального реагирования на планирование и сконцентрироваться на проверке.

Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации

Краткая психологическая характеристика. Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко бывают истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети — это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться.

Основные трудности. ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать время.

Стратегии поддержки На этапе подготовки. Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, которое требуется для выполнения задания, составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения), линейка, указывающая на нужную строчку, и т.д. Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку это им недоступно.

Во время проведения пробного экзамена. Детям с недостаточно развитой произвольностью требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты сейчас что делаешь?» Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ученик научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.

Рекомендации учителям и родителям. Очень важно, чтобы взрослые не брали на себя целиком функцию организации деятельности такого ребенка. Если взрослый все время контролирует и организует ребенка, это не только не способствует развитию произвольности, а наоборот. Задача взрослых — стимулировать развитие самоконтроля ребенка. Например, лучше не давать прямых инструкций типа «Теперь пиши это» или «Не забыл тетрадь по математике положить?», а задавать вопросы, ответы на которые потребуют от ребенка навыков самоорганизации: «Что нужно сделать теперь?», «Что ты сейчас будешь делать?», «Проверь, все ли учебники ты положил».

Астеничные дети

Краткая психологическая характеристика. Основная характеристика астеничных детей — высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок.

Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены.

Основные трудности. ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени (3 часа). Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности.

Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки: чтобы ребенок не переутомлялся, ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.

Во время проведения пробного экзамена. Следует иметь в виду, что астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких «перемен» (отпустить в туалет и т.п.).

Рекомендации учителям и родителям. Очень важно не сравнивать ребенка с другими. В ситуации, когда налицо высокая утомляемость, необходимо проявить деликатность и тактичность. Ни в коем случае нельзя упрекать ребенка в лени или несобранности.

Гипертимные дети

Краткая психологическая характеристика. Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности.

Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.

Основные трудности. Процедура ЕГЭ требует высокой сохранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, такие дети, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями.

Стратегии поддержки На этапе подготовки. Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Такой ребенок все равно будет работать в том темпe, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у него функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал — проверь». Кроме того, необходимо создать у гипертимных детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ.

Во время проведения пробного экзамена. Гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы возможность с кем-то общаться была для них минимальна.

Рекомендации учителям и родителям. Важно, чтобы в общении с такими детьми взрослые мягко, но последовательно создавали ясные и четкие ограничения. При этом необходимо учитывать, что для гипертимных детей важны не рассуждения и доводы, а реальный опыт. Поэтому стоит не увлекаться нотациями или объяснениями, а создать четкую организующую среду.

Застревающие дети

Краткая психологическая характеристика. Таких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Застревающие дети основательны и зачастую медлительны. Еще одна их особенность заключается в том, что им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Если таких учеников начинают торопить, темп их деятельности еще больше снижается.

Основные трудности. Процедура ЕГЭ требует высокой мобильности: необходимо быстро переключаться с одного задания на другое, актуализировать знания из различных разделов школьной программы. Это может представлять трудность для застревающих детей.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Можно, например, сказать ему: «Тебе нужно решить пять задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить не более двенадцати минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться. Можно также заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамене.

Во время проведения пробного экзамена. Задача взрослого — по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию». Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

Рекомендации учителям и родителям. Важно не просто подсказывать застревающему ребенку, что нужно делать, но развивать у него навыки переключения. Хорошо, если взрослый проговаривает с ребенком распределение времени, а затем тактично интересуется: «Удается ли тебе следовать плану?»

Примерная программа психологического сопровождения субъектов ОО в период подготовки к прохождению ГИА

Актуальность психологической подготовки к ГИА  трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей.

Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности  у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.

Проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям рассматриваются прежде всего через трактовку понятия «готовность» в психологии: 1) согласие  сделать   что-нибудь,   желание  и стремление содействовать чему-нибудь (М.И. Дьяченко); 2) определенное состояние психофизиологических систем перед предстоящей деятельностью (С.Ю. Головин); 3)момент времени в жизни индивидуума, когда достигнутый им уровень   зрелости   позволяет    ему   извлечь   пользу   из   конкретного опыта (А.А. Бодалев).

Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена. Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету. Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.

Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает  формирование положительного отношения к ГИА и ЕГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ГИА и ЕГЭ.

Для этого была разработана программа психологического сопровождения субъектов образовательных отношений в период подготовки к прохождению ГИА.

Цель программы: создание условий для оказания психологической помощи выпускникам 9, 11-ых классов, их родителям, педагогам в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Задачи программы:

  1. Способствовать совершенствованию познавательного компонента психологической готовности к ГИА у учащихся.
  2. Содействовать адаптации учащихся к процессу проведения ГИА.
  3. Создать  необходимый психологический  настрой у педагогов, классных  руководителей,  учащихся    и     их   родителей  во время  подготовки и проведения  экзаменационных испытаний.

Программа включает 5 направлений:

  1. Диагностическое направление.
  2. Психокоррекционная  и  развивающая  работа  со  школьниками.
  3. Консультирование  учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
  4. Профилактическая  работа.
  5. Организационно-методическая  работа

Основными направлениями психологической подготовки субъектов образовательного процесса к сдаче ГИА и ЕГЭ являются: диагностическое – определение уровня психологической готовности у выпускников и ее коррекция; информационное – психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса в плане трудностей ГИА и ЕГЭ и необходимости вести психологическую подготовку. 

Диагностику изучения уровня психологической готовности у выпускников школы составляют такие методы:

1.Анкета «Готовность к ГИА и ЕГЭ» 2.Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) 3. Изучение общей самооценки с помощью тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.) 4.Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний 5. Анкета « Определение детей группы риска» (по желанию, для учителей)

Программа психологической подготовки субъектов образовательного процесса прохождению ГИА  и ЕГЭ предполагает следующие формы работы психолога с выпускниками школы:

  • групповые занятия –тренинги;
  • игры (овладение процедурой ГИА или ЕГЭ на стимульном материале);
  • индивидуальные консультации;
  • формулировка рекомендаций для обучающихся и родителей.

Возможное содержание групповых занятий с выпускниками включает:

  • ознакомление с сущностью, процедурой и спецификой ГИА и ЕГЭ в аспекте психологической подготовленности учащихся;
  • освоение простейших релаксационных техник (аутотренинг  и т.д.) для снятия эмоционального напряжения во время ГИА и ЕГЭ

Формы работы с родителями:

  • тематические родительские собрания.
  • индивидуальные: консультации (в том числе совместные с выпускником).
  • рекомендации для родителей

Направления работы с педагогами:

  • обсуждение и коррекция нереалистических установок на тестовую форму ГИАи ЕГЭ;
  • ознакомление с психологическими характеристиками выпускников (по результатам диагностических исследований);
  • взаимодействие в поиске эффективных методов формирования психологических процессов у отдельных учащихся, необходимых для успешного прохождения экзаменационных испытаний.

Задачи:

  1. Снижение уровня тревожности у всех субъектов ГИА и ЕГЭ
  2. Повышение сопротивляемости стрессу.
  3. Развитие навыков саморегуляциии и самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
  4. Устранение психологических факторов, негативно влияющих на результаты экзамена.

Ожидаемые результаты:

  1. Психологическая готовность участников к ГИА и ЕГЭ:
  1. Снижение уровня тревожности.
  2. Повышение сопротивляемости стрессу.
  3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
  4. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
  5. Развитие навыков конструктивного взаимодействия (и всех психических процессов, необходимых при сдаче ГИА и  ЕГЭ).

Календарно-тематическое планирование (примерное)

Содержание деятельности

Планируемый результат

Сроки

Диагностическое направление

Цель – информационное  обеспечение  процесса  психологического сопровождения готовности к ГИА и ЕГЭ

1. Подбор методик для диагностики психологической готовности учащихся к ГИА.

2. Проведение  диагностики.

3. Анализ полученных результатов.

4. Создание  банка  методик, приёмов   работы  по адаптации  к  ГИА. 

1.Определение  уровня  психологической готовности выпускников к экзаменационным испытаниям.

2. Формирование  групп  учащихся, имеющих  психологические трудности в подготовке к экзаменам.

Ноябрь-Декабрь

Психокоррекционная  и  развивающая  работа  с учащимися.

Цель – создание  условий  для психологической готовности к ГИА и  решения психологических проблем конкретных учащихся.

1.     Формирование  групп  учащихся  с  низким  уровнем  психологической готовности к ГИА, планирование  занятий  с  ними.

2.     Проведение  цикла занятий в форме психологических тренингов  для  учащихся 9-11-х  классов по развитию у них внимания, памяти, самоорганизации и самоконтроля, снятия тревожности.

3.     Проведение занятий по релаксации на основе изучения методов и приемов  психофизической саморегуляции.

4.     Групповые  и  индивидуальные     беседы по проблемам психологической готовности к ГИА.

1.Развитие познавательных процессов (памяти, внимания учащихся).

2.Овладение  учащимися приёмами  и навыками психофизической саморегуляции, выработка умений  самостоятельно противостоять  стрессу.

Март-Май

Консультирование  учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.

Цель – оказание  психологической  помощи  и  поддержки субъектам ГИА, обучение  их навыкам  саморегуляции.

1. Семинар  для  педагогов «Психологическое  сопровождение ГИА».

2.Выступление  на  родительском  собрании «Психологический комфорт в семье во время экзаменов».

3. Индивидуальные  консультации  для  выпускников.

4.Работа по запросу  родителей и педагогов.

1. Понимание необходимости психологического сопровождения ГИА.

2. Овладение методами и приемами создания комфортной ситуации в семье выпускника школы во время ГИА.

3. Готовность и способность субъектов ГИА к эмоционально – волевой регуляции.

Февраль - май

Профилактическая  работа.

Цель – создание  благоприятных  условий для проведения ГИА.

1.Разработка и проведение тематического классного часа  «Пути достижения успеха  на  экзамене».

2. Оформление информационного стенда «Экзамены? Экзамены!»

Создание  благоприятных  условий  для  проведения  экзаменационных испытаний.

Март – май

Организационно-методическая  работа.

Цель – разработка  программ  диагностики, коррекционных и развивающих занятий, рекомендаций.

1.Разработка  цикла  занятий  в форме психологического тренинга  для  учащихся  9 и 11-ых  классов с проблемами психологической готовности к ГИА.

2. Разработка  рекомендаций, памяток  для  учащихся, педагогов, родителей.

3. Оформление  информационного  стенда, наглядных  материалов для учащихся и родителей.

4. Составление  расписания  занятий (психологических тренингов) групповых  и  индивидуальных по психологическому сопровождению готовности к ГИА.

5.Составление  программы  мониторинга  подготовки к  ГИА.

1.Формирование психологической готовности к ГИА по ее трем компонентам (познавательному, личностному и процессуальному).

2.Создание банка методических разработок и наглядности по психологическому сопровождению готовности к ГИА.

 Декабрь - май