Методы исследования уровня духовно-нравственной воспитанности дошкольников.
методическая разработка по психологии на тему

Петровская Ирина Борисовна

 Исследование духовно-нравственного воспитания: определение, обоснование, разработка и апробация педагогических путей и условий нравственного формирования личности дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_issledovaniya_moralno_1.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы исследования морально-нравственных качеств дошкольников.

Практикум.

Вступление

        Начать своё выступление я хотела бы со слов замечательного педагога и психолога Ш. А. Амонашвили:

«Воспитанию нет начала и конца его тоже не видно, а перемен в этом процессе не существует»

        Нравственное развитие ребенка занимает ведущее  место в формировании личности – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направлен на овладение людьми правилами и нормами поведения.

Возрастные этапы формирования нравственных качеств.

         Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям: матери и отцу, эмпатия формируется в 2 года. На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: чести, правдивости, чувства дома, любви и уважения к труду. Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Начиная с 2,5–3 лет формируется  чувство гордости (то есть представление о своих достоинствах и недостатках и одновременно характеристики уровня притязаний). Чувство гордости впервые обнаруживается у ребёнка как заявление “Я сам”.

         Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Его основы закладываются в возрасте от 4–4,5 лет до 6-7 лет.

Происходит формирование совести, то есть умения самостоятельно оценивать свои поступки, выделяя в них как положительные, так и отрицательные моменты. Ребёнок способен к этому приблизительно в 5 лет.

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств. Именно в этом возрасте начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.

        Для этого необходима целенаправленная работа по нравственному воспитанию в старших группах дошкольных учреждений. И начинается эта работа с исследования уровня духовно-нравственной воспитанности дошкольников.

Методы исследования уровня духовно-нравственной воспитанности дошкольников.

Цель исследования духовно-нравственного воспитания: определение, обоснование, разработка и апробация педагогических путей и условий нравственного формирования личности дошкольника

Задачи исследования:

1.Разработка модели педагогического обеспечения формирования нравственных качеств дошкольников.

2. Определение путей и средств накопления нравственного опыта детьми дошкольного возраста

           3. Обоснование и проверка эффективности путей и условий формирования         нравственных качеств.

        Для изучения уровня духовно-нравственной воспитанности дошкольников в современной психолого-педагогической диагностике применяются различные методики, которые в сочетании с психологическими средствами изучения личности образуют комплексы, позволяющие получить целостное представление о воспитанности детей на данный момент

         Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, рисуночный тест, ситуация выбора.

        Диагностика развития нравственной сферы ребенка включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития.         

        Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах.

        Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам.

        Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

С целью изучения когнитивного компонента нравственного развития можно использовать следующие диагностические методики:

1. Методика «Закончи историю» автор Р.Р.Калинина.

        Методика предназначена для изучения осознания детьми         нравственных норм.

2.Методика «Подарок» Г.Ф. Гаврилычева

    Цель: выяснить ценностные ориентации ребенка.

3.Метод «Беседа» 

            Цель: предназначен для изучения представлений детей о         нравственных качествах  

4. Тест «Лесенка» В.Г.Щур

        Цель: исследование самооценки детей 4 – 6 лет.

5.Методика «Какой Я?»

        (Немов Р.С. Психология. Кн. 3. – М.: Просвещение, Владос, 1994.)

        Эта методика предназначается для определения самооценки ребенком-        дошкольником наличия у него некоторых качеств личности.

6. Рисунок «Плохой и хороший ребенок»

        Модификация А.М.Прихожан, З. Василяукайте

        Цель: изучение понимания эмоционально-оценочных суждений, определение степени самопринятия и следования социальным нормам и правилам.

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

1. Методика «Сюжетные картинки» авторы Л.Г. Матвеева, И.В.Выбойщик.

        Методика «Сюжетные картинки» предназначена для изучения         эмоционального отношения к нравственным нормам

2. Методика "Незаконченный рассказ"

        (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. –         М.: Просвещение, Владос, 1995.)

        Цель: изучение стремления дошкольников и младших школьников к         проявлению гуманных отношений.

3.Методика Цветовой тест отношений (ЦТО) модифицированный         Р.Р.Калининой.

        Цель: изучение эмоционального отношения ребенка к нравственным         нормам. Изучения содержания каждой нормы, ее содержания.

.

Исследование поведенческого компонента нравственного развития.

1.Методика «Сделаем вместе» Р.Р. Калинина

        Цель: оценить уровень развития нравственной направленности         личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со         сверстниками.

        

2.Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»

        (Немов Р.С. Психология. Кн. 3. – М.: Просвещение, Владос, 1994.)

        Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для         экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-        дошкольника. Межличностные отношения или функционально         связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка

3.Методика «Тропинка»

        Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине         мира. – М.: Эко, 1999. – 224 с.

        Цель: изучить проявления сорадования в поведении детей и их         причины.

Методика «Круг»

        Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине         мира. – М.: Эко, 1999. – 224 с.

        Цель: изучить проявления сострадания в поведении детей и их         причины.

        Этот блок методик позволяет фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения дошкольников.

Из опыта работы

С 2014  в нашем учебно-воспитательном комплексе школа – детский сад «Журавлик» был активизирован процесс духовно - нравственного воспитания детей в тесном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников.        С 2014 года в 4-х классах ввели курс «Основы православной культуры», что послужило предпосылкой, толчком для  более пристального внимания к проблеме духовно-нравственного воспитания, не только в начальной школе, но и в дошкольных группах. Вначале было проведено анкетирование педагогов и родителей об актуальности духовно-нравственного воспитания в этот сложный период времени. Опрос педагогов показал - все уверены (100%), что духовно-нравственное воспитание детей должно начинаться с дошкольного возраста.
 Итоги анкетирования родителей показали, что  95% семей поддерживают традиции православной веры, 100% празднуют Пасху и Рождество Христово, 65% родителей пожелали проводить работу по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. На вопрос о том, какие цели должны быть реализованы в ДОУ, родители ответили следующее:

  • Знакомство с национальными обрядовыми праздниками - 54%,
  • Знание народных обычаев и примет – 87%
  • Формирование нравственных чувств – 92%.

        

В это время были проведены разнообразные мероприятия по приобщению наших воспитанников к культурно-историческому наследию и формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников старшего возраста.

        Сбор и анализ информации об оценке эффективности процесса духовно-нравственного воспитания проводится в начале и по окончании учебного года.

        В процессе мониторинга по выявлению уровня духовно-нравственного воспитания детей используются беседы, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности

Был использован следующий диагностический комплект:

для изучения осознания детьми         нравственных норм:

- Методика «Закончи историю» автор Р.Р.Калинина.

для определения самооценки        понимания эмоционально-оценочных суждений степени самопринятия и следования социальным нормам и правилам.

- Тест «Лесенка» В.Г.Щур

- Методика «Какой Я?»

 -Рисунок «Плохой и хороший ребенок»

для изучения         эмоционального отношения к нравственным нормам        

- Методика «Сюжетные картинки» авторы Л.Г. Матвеева, И.В.Выбойщик.

 

Для оценки уровень развития нравственной направленности         личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии и поведении со         сверстниками.

-Методика «Сделаем вместе» Р.Р. Калинина

-Методика «Круг»

Диагностические исследования показали успешность выбранных нами методов и форм работы, так как высокий уровень сформированности нравственных качеств составил 42%, средний уровень - 33%, низкий уровень – 5% дошкольников.

Необходимо отметить, что дети,  характеризующиеся высоким уровнем сформированности нравственных качеств не только оказывали помощь взрослым и сверстникам, но и проявляли инициативу, чуткость в отношении к другим людям. Отдельные дети, переживая радость за сверстников, выражали её словесно, обращаясь друг к другу.

На среднем уровне детей отличает уверенность в себе, взаимопомощь, но зачастую отсутствует мотивация своих действий, жадность. Некоторые дошкольники в конкретной ситуации уходят от ответственности за свои поступки.  

Низкий уровень показал один воспитанник, часто проявляющий злое отношение к сверстникам, которое выражается в негативной реакции на успех других детей. У ребёнка отмечается неуверенность в себе, низкая самооценка, отрицательное отношение к себе, вероятно, это следствие  недостатка любви и внимания в семье.

        Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что повышение уровня доброжелательных отношений между дошкольниками зависит от  возникновения интереса к традициям православной культуры, специально созданных педагогических условий и познавательной активности детей.
        Разработан мониторинг уровня духовно-нравственного развития дошкольников старших  групп.


Итоги мониторинга говорят о следующем: 

  • Расширены знания детей и родителей о родном крае, его обычаях, истории и культуре, о православных праздниках; формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности.

  • У детей сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

  • Развита способность детей отличать хорошее от плохого, развито умение делать нравственный выбор. Большинство детей успешно осваивают социальные навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках. 

  • Сформированы духовно-нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений. У детей старшего возраста сформированы такие качества личности, как отзывчивость, общительность, дружелюбие и пр.

        Это позволяет сделать вывод о том, что правильно организованная , серьезная работа которая проводится по нравственному воспитанию в детском саду, несомненно дает свои результаты, и у большинства детей старшего дошкольного возраста   сформировались нравственные качества, которые должны присутствовать в данном возрасте.

Перспектива дальнейшей работы по формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников.

Специфика дошкольного образовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп переходят в школу, а на их смену приходят новые малыши. Педагоги нашего учебно-воспитательного комплекса продолжают работу по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей. Таким образом осуществляется преемственность детский сад – школа. С новым поколением детей старших групп будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы по духовно-нравственному развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по проблеме духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Будет осуществляться мониторинг оценки эффективности проводимой работы, с целью ее дальнейшего усовершенствования.

                                                                        Приложение

Оценка эффективности работы по духовно-нравственному воспитанию

Изучения когнитивного компонента нравственного развития 

изучения когнитивного компонента нравственного развития 

 1. Методика «Закончи историю» автор Р.Р.Калинина.

Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственнных норм. Исследование проводят индивидуально.

Инструкция. Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.

Примеры ситуаций:

История I. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов

0 баллов — ребенок не может оценить поступки детей.

1 балл — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

2 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

6. Рисунок «Плохой и хороший ребенок»

        Модификация А.М.Прихожан, З. Василяукайте

        Цель: изучение понимания эмоционально-оценочных суждений, определение степени самопринятия и следования социальным нормам и правилам.

2.Методика «Подарок»

(Гаврилычева Г.Ф. Вначале было детство. Диагностика изучения личности младшего школьника. //Нач. шк. – 1994. – № 1. – С. 16.)

Цель: выяснить ценностные ориентации ребенка.

Ребенку предлагается ответить на вопрос: «У тебя скоро день рождения. Что бы ты хотел получить в подарок?»

Продолжением данной методики может стать другой вопрос: «Какой подарок ты хотел бы подарить маме, бабушке, папе, учителю, товарищу?»

3.Метод «Беседа» 

            Цель: предназначен для изучения представлений детей о         нравственных качествах  

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

▪         Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

▪         Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

▪         Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

▪         Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?

▪         Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

▪         Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

4.Тест «Лесенка»  В.Г.Щур

Цель: исследование самооценки детей 4 – 6 лет.

Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Посередине нужно расположить фигуру ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Инструкция: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение, в случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к дегрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок. Он приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые – папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

5.Методика «Какой Я?»

(Немов Р.С. Психология. Кн. 3. – М.: Просвещение, Владос, 1994.)

Эта методика предназначается для определения самооценки ребенком-дошкольником наличия у него некоторых качеств личности. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он себя сам воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Протокол к методике «Какой Я?»

Оцениваемые качества личности:
1. Хороший
2. Добрый
3. Умный
4. Аккуратный
5. Послушный
6. Внимательный
7. Вежливый
8. Умелый (способный)
9. Честный
10. Смелый

Оценить по вербальной шкале: да, нет, иногда, незнаю.

Оценка результатов:
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы по уровню развития
10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 балл – очень низкий

6. Рисунок «Плохой и хороший ребенок»

        Модификация А.М.Прихожан, З. Василяукайте

        Цель: изучение понимания эмоционально-оценочных суждений, определение степени самопринятия и следования социальным нормам и правилам.

        Материал: лист бумаги, разделенный на три части, и четыре карандаша: красный, синий, черный, коричневый.

Инструкция: «Лист разделен на три части. Нарисуй в первой части плохого ребенка коричневым и черным карандашами. Во второй части –хорошего ребенка красным и синим карандашами, а в третьей части – себя любыми карандашами, которыми захочешь».

        Анализ рисунка.

     1. Плохой и хороший ребенок выполнены согласно правилам – ребенок понимает значение эмоционально-оценочных суждений. Плохой ребенок нарисован некрасивым, непропорциональным, хороший                     - большого размера, тщательно.

      2. Автопортрет выполнен красным и синим карандашами – высокая степень самопринятия, желание следовать социальным нормам и правилам, стремление получить одобрение взрослого и, одновременно, может означать – незрелость, инфантилизм, отсутствие критичности, нарушение самовосприятия.

       3. Автопортрет выполнен преимущественно черным и коричневым карандашами, фигура плохо прорисована, части тела непропорциональны – означает эмоциональное отвержение, неприятие себя, отсутствие поддержки и  одобрения взрослых.        

       4. Автопортрет  достаточно гармоничен, в фигуре есть детали, выполнен тщательно, в основном красным и синим карандашами, но некоторые части обведены, прорисованы, дополнены черным и коричневыми цветом – означает критичность по отношению к  себе, стремление стать лучше, нравиться взрослым, получать их одобрение.

        Более полное представление можно получить сопоставив все данные вместе: величину каждого рисунка, степень детализации фигуры, наличие социальных признаков: глаз, ушей, рта, тщательность исполнения, наличие жирных линий, обводок, исправлений. И еще, какой пол у эталонных фигур хорошего и плохого ребенка, соответствует ли он полу ребенка. В нашей культуре и девочки и мальчики плохим рисуют обычно мальчика. А это уже материал для коррекционной работы на занятиях.

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

1. Методика «Сюжетные картинки» авторы Л.Г. Матвеева, И.В.Выбойщик.

        Методика предназначена для изучения         эмоционального отношения к нравственным нормам

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребенок должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

2.Методика "Незаконченный рассказ"

(Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, Владос, 1995.)

Цель: изучение стремления дошкольников и младших школьников к проявлению гуманных отношений.

Методика используется в работе с детьми как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Детям предлагается закончить несколько ситуаций:

Для детей дошкольного возраста:

1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй, или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила… Что ответила Маша? Почему?

2. Петя принес в детский сад свою новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя… Что сделал Петя? Почему?

3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?

4. Таня и Оля играли в «дочки-матери». К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала… Что сказала Таня? Почему?

5. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил… Что ответил Коля? Почему?

6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня! Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша? Почему?

7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?

Характеристика уровней проявления социальных эмоций и их влияние на поведение детей младшего школьного возраста

1. Высокий

Оказание помощи: Помощь оказывают во вех случаях по собственному желанию. Мотивируют свое поведение добрым отношением к своим сверстникам, чувством товарищества.

Отношение к сверстникам: Доброжелательное отношение к сверстникам. Пытаются объяснить, в чем прав или не прав товарищ. Вежливо обращаются друг к другу; всегда готовы уступить товарищу. Мотивируют свое поведение.

Забота о животных: Проявляют заботу и чуткость во всех случаях по собственному желанию. Мотивируют свое поведение.

Реакция на успех и неудачу других: Признают удачу других, радуются за товарищей. В случае неудачи поддерживают друг друга, проявляют сочувствие. Могут мотивировать свое поведение.

Реакция на эмоциональное состояние других: Умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживают или сорадуются. Мотивируют свое поведение.

2. Выше среднего

Оказание помощи: Помощь оказывают во всех случаях по собственному желанию, но не мотивируют свое поведение.

Отношение к сверстникам: Доброжелательное отношение к сверстникам. Пытаются объяснить, в чем прав или не прав товарищ. Вежливо обращаются друг к другу.

Забота о животных: Проявляют заботу и чуткость, но не всегда мотивируют свое поведение.

Реакция на успех и неудачу других: Признают удачу других, радуются за товарищей, в случае неудачи поддерживают друг друга, проявляют сочувствие, но не мотивируют свое поведение.

Реакция на эмоциональное состояние других: Умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживают или сорадуются в зависимости от ситуации, но не мотивируют свое поведение.

3. Средний

Оказание помощи: Помощь оказывают во всех случаях, иногда прибегают к помощи взрослых.

Отношение к сверстникам: К сверстникам относятся неоднозначно, в зависимости от ситуации. Проявляют чувство жадности.

Забота о животных: Проявляют заботу о животных во всех случаях, но иногда стараются возложить ответственность за животных на других (родителей, друзей, ветеринаров).

Реакция на успех и неудачу других: Проявляют заботу без особой радости, потому, что «так надо».

Реакция на эмоциональное состояние других: Различают эмоциональное состояние других людей в зависимости от ситуации, если это выгодно для субъекта. Иногда переживают за товарищей.

4. Низкий

Оказание помощи: Не осознает необходимости оказания помощи, все делает ради себя.

Отношение к сверстникам: Недоброжелательное, злое отношение к сверстникам.

Забота о животных: Отсутствует проявление заботы. Проявляют чувство жадности.

Реакция на успех и неудачу других: Не могут смириться с тем, что кто-то лучше них; ставят себя на первое место.

Реакция на эмоциональное состояние других: Не обращают внимания на эмоциональное состояние окружающих. Не способны радоваться и переживать за других.

3.Методика Цветовой тест отношений (ЦТО) модифицированный         Р.Р.Калининой.

        Цель: изучение эмоционального отношения ребенка к нравственным         нормам. Изучения содержания каждой нормы, ее качественных характеристик

        Предварительные замечания.

.

Исследование поведенческого компонента нравственного развития.

1.Методика «Сделаем вместе» Р.Р. Калинина

        Цель: оценить уровень развития нравственной направленности         личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со         сверстниками.

        

2.Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»

(Немов Р.С. Психология. Кн. 3. – М.: Просвещение, Владос, 1994.)

Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных воспитательных учреждений. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребенку не менее двух трех человек при условии, что хотя бы один из них не входит в число родственников ребенка и относится к нему более или менее эмоционально нейтрально (не безразлично, но и не субъективно). Исключение из этого правила представляет лишь тот случай, когда ребенка принимают в дошкольное учреждение и никто, кроме родственников, еще не в состоянии его по-настоящему оценить.

С помощью приводимого далее опросника оцениваются следующие коммуникативные качества и виды отношений ребенка с людьми:

1. Доброта.
2. Внимательность к людям.
3. Правдивость, честность.
4. Вежливость.
5. Общительность.
6. Щедрость.
7. Отзывчивость, готовность прийти на помощь.
8. Справедливость.
9. Жизнерадостность.
10. Ответственность.

Коммуникативный личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка

1. Добр ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю

2. Внимателен ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю

3. Правдив ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю

4. Вежлив ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю

5. Общителен ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю

6. Щедр ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю

7. Отзывчив ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю

8. Справедлив ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю

9. Жизнерадостен ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю

10. Ответственен ли Ваш ребенок?
а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю

Оценка результатов

За каждый ответ типа «да» ребенок получает 1 балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается в 0,5 балла.

В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребенком по всем десяти коммуникативным качествам личности. В том случае, если ребенка оценивали при помощи данного опросника несколько человек, берется их средняя оценка.

Выводы по уровню развития

10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл очень низкий.

Методика «Тропинка»

(Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. – М.: Эко, 1999. – 224 с.)

Цель: изучить проявления сорадования в поведении детей и их причины.

Экспериментатор демонстрирует группе детей нарисованную на полоске бумаги (длиной 45 см и шириной 12 см) витиевато извивающуюся линию. Это – «тропинка, соединяющая два домика» (например, домик Красной Шапочки с домиком Бабушки). В соответствии с количеством испытуемых линия разделена на четыре участка, по которым дети должны вести карандаш – «бежать по тропинке», передавая его из рук в руки, подобно тому, как это делается в эстафете. Задача испытуемых заключается в том, чтобы совместными усилиями ведя карандаш точно по линии и стараясь не выходить за черту – «вокруг тропинки дремучий лес и болото», - успеть до сигнала экспериментатора («до захода солнышка») довести карандаш до конечного пункта. Кроме этого, испытуемым сообщается, что они должны выполнить задание за определенный срок (например, за 20 секунд), и с самого начала и до конца работы экспериментатор, держа в руках секундомер, оповещает испытуемых о якобы приближающемся «заходе солнышка», имея возможность произвольно увеличивать этот период, создавая иллюзию успеха у детей.

Эксперимент проводится в три этапа: первый – тренировочный, второй – с ситуацией интегрального санкционирования, когда за успешное выполнение задания вся группа, каждый ее участник, получают призы – красочные переводные картинки, третий – с ситуацией парциального санкционирования, когда приз за общую работу получает только один из испытуемых – «бригадир». На каждом этапе используется новый бланк с нарисованной «тропинкой» – точной копией первого, таким образом, длина пути и конфигурация линии индивидуальна для каждого ребенка и для группы, в целом остается неизменной, поэтому желание успеть выполнить задание на втором этапе будет выражаться в относительном увеличении скорости по сравнению с первым, т.е. время выполнения задания на втором этапе окажется меньше, чем на первом. Если же ребенок относится к получению приза другим ребенком так же, как к собственной награде, то время выполнения задания на третьем этапе будет равным (или меньшим), чем на втором.

После каждого индивидуального эксперимента (иногда и в процессе его) с испытуемым проводится специальная беседа (интервью). Цель беседы – выяснить, что стоит за теми или иными проявлениями ребенка в эксперименте. Беседа включала несколько блоков вопросов, выявляющих:

- момент осознания ребенком экспериментальной ситуации и собственной роли в ней;

- возможные причины стараний ребенка, которые были заранее гипотетически выявлены, а именно:

а) жалость, сострадание к санкционируемому, чувство справедливости;
б) страх перед возможным возмездием с его стороны;
в) особые симпатии, дружеское расположение к санкционируемому;
г) ожидание ответной благодарности от него;
д) наличие представлений у ребенка о необходимости действовать в пользу санкционируемого;

- другие вопросы.

Построение самого диалога было подчинено определенным принципам. Во-первых, для проверки адекватности, не случайности ответов испытуемых вопросы задаются по несколько раз в переформулированном виде; кроме этого, используются, наряду с открытыми, «лобовыми» вопросами, вопросы закрытые, например: «Ты когда старался больше – когда ошибки засчитывались бригадиру или когда – себе?» и «Когда ты вел паровозик во второй раз, ты старался побыстрее или помедленнее? А – в первый?» и т.п. Во-вторых, во избежание внушающего эффекта вопросов экспериментатора, они строятся альтернативным способом, например: «Ты старался для Н., потому что так надо или тебе просто так хотелось? В-третьих, в зависимости от развития направления беседы экспериментатор вводит испытуемого в воображаемую ситуацию (сказки или выдуманной истории) и косвенным путем проверяет адекватность высказанных ребенком мнений.

Во всех группах детей проводится социометрия – на самом начальном (ознакомительном) этапе исследования, когда экспериментатор «внедряется» в группу и в процессе игр и бесед с детьми подготавливает почву для основных экспериментальных серий. Социометрическая процедура включает два традиционных коммуникативных критерия: «Кого бы ты хотел пригласить на свой день рождения?» и «С кем бы ты хотел играть в новую игру?»

Необходимость использования вспомогательных процедур (в частности, социометрической техники) продиктована теми трудностями, перед которыми стоит любой исследователь, изучающий детскую группу в ее взаимодействии.

Все методики позволяют дозировать искомую переменную количественно (показатель времени в секундах и показатель длины в сантиметрах), таким образом, мы получаем общегрупповую и индивидуальную картину отношения дошкольников к сверстнику. Кроме этого, мы получаем возможность качественного сравнения показателей всех методик благодаря использованию относительных величин. Относительные величины – индексы КИ как гуманного отношения к сверстнику – образуются как частное от деления абсолютной разности показателей в интегральном и порциальном замерах на абсолютный показатель интегрального замера, умноженное на 100, т.е.
Кго = Р/И х 100, где
Кго – индекс КИ (гуманного отношения); Р – разность показателей в интегральном и парциальном замерах; И – показатель в интегральном замере.

Таким образом, если ребенок, относясь к другому как к себе самому, старается для другого как для себя (или более того), то разностью показателей будет положительная или равная нулю величина. Отсюда возможная стратегия поведения испытуемых в экспериментах следующая:

А) Стремление избежать наказания или получить награду выше для себя, чем для другого. Испытуемый не тратит усилий при парциальном санкционировании для блокирования фрустратора, поэтому разность показателей окажется отрицательной величиной.

Б) Испытуемый выполняет задание при парциальном санкционировании с теми же усилиями, что и при интегральном, тогда разность показателей будет равна нулю.

В) Испытуемый затрачивает усилий несколько больше при парциальном, чем при интегральном, тогда разность будет положительной величиной.

Таким образом, во всех экспериментальных методиках (как групповых, так и индивидуальных) изменение скорости выполнения задания каждым ребенком в условиях стимуляции одного из группы по сравнению с ситуацией собственной стимуляции служит эмпирическим показателем отношения ребенка к сверстнику. Для каждой методики существует свой способ первичной обработки эмпирического материала, подчиненный единой схеме.

В методике «Круг» время выполнения задания испытуемыми остается постоянным во всех сериях: для детей старшей группы (5 – 6 лет) оно составляло, как правило, 10 секунд, для детей подготовительной к школе группы и младших школьников (6 – 7 и 8 – 10 лет) – 5 секунд. Отрезки, которые прочерчивал карандашом по кругу каждый ребенок, могут быть различной длины, что говорит о различной скорости выполнения задания при различных установках, даваемых экспериментатором: «Сейчас ошибки засчитываются каждому из вас» или «Сейчас ошибки засчитываются только одному». Поскольку в представлении детей увеличение скорости прямо пропорционально вероятности ошибок, из-за которых должен работать максимально осторожно, по крайней мере так же (с той же скоростью), что и при угрозе собственного наказания. Это значит, что сумма длин дуг при интегральном санкционировании (работе для себя) должна быть несколько больше или равна сумме при парциальном (работа для другого).

Тогда мы можем говорить о том, что чужое наказание для ребенка так же важно, как и свое собственное, поэтому мы можем отметить гуманное отношение ребенка к другому. Если же разность показателей оказывается величиной отрицательной, то тако-го отношения к сверстнику, по всей вероятности, у данного ребен-ка нет. Таким образом, имея формулу:
(ZSи - ZSп) / ZSи х 100, где Z — сумма длин дуги;
мы получаем количественный показатель гуманного отношения к сверстнику в группе детей как солидарной идентификации.

Оставаясь в рамках вышеприведенных рассуждений, сходным образом обрабатываются первичные данные в других методиках. В методике «Железная дорога» ребенок проводит паровозик по одно-му и тому же участку «железной дороги», т. е. путь во всех замерах остается постоянной величиной; тогда скорость, а следовательно, вероятность наказания за ошибки выражается в показателях време-ни при интегральном и парциальном санкционировании, т.е. (tп-tи) / tи х 100 — таков индекс КИ в методике «Железная дорога».

В «Тропинке» условия инструкции как бы переворачиваются, теперь увеличение скорости выполнения задания испытуемым ставится в прямую зависимость от возможности получения им награды, в то же время детей по-прежнему ориентируют на безошибочную работу. Естественное желание получить приз «подгоняет» ребенка как можно быстрее закончить задание в интегральном замере. Сохраняя неизменной длину и конфигурацию «тропинки» (путь) для каждого ребенка, мы получаем возможность, вводя парциальное санкционирование, судить о скорости выполнения задания ребенком, а значит, о желании содействовать награде сверстника, по показателям времени, т. е. индекс КИ в этой ситуации следующий: - (tп-tи) /tи х 100.

Таким образом, мы имеем эти формулы для подсчета индекса гуманного отношения к сверстнику у каждого ребенка в различных ситуациях деятельности. Полученные относительные величины (индекса КИ) являются основой для дальнейших статистических манипуляций: определения средней арифметической (X), среднего квадратического отклонения и других показателей. Средние статистические по группам (возрастным, половым и пр.) для каждой методики отражают качественный характер изменений поведения детей в группе (гуманного отношения к сверстнику) в зависимости от различных условий их деятельности.

3.Методика «Круг»

(Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. – М.: Эко, 1999. – 224 с.)

Цель: изучить проявления сострадания в поведении детей и их причины.

Группе испытуемых предлагается как можно точнее и аккуратнее обвести карандашом окружность. Каждому ребенку дается лист бумаги с нарисованной окружностью диаметром 19 см и цветной карандаш. Любой выход за пределы черты считается за ошибку, а большое количество ошибок влечет за собой наказание – исключение из игры. Перед началом работы экспериментатор произносит: «Сейчас ошибки засчитываются всей группе, каждому из вас», - и по его сигналу испытуемые одновременно начинают вести карандаши по окружности от вертикальной отметки в направлении слева – вниз. Спустя 5 - 10 секунд работа останавливается; дети отмечают вертикальной чертой место остановки и кладут карандаши. Далее экспериментатор сообщает, что в группе назначается «бригадир», который является ответственным за выполнение общей задачи, но ошибки каждого участника игры будут засчитываться одному «бригадиру», поэтому в случае большого количества ошибок исключение из игры грозит лишь ему одному. После того как смысл инструкции становится понятным для каждого испытуемого, экспериментатор произносит: «Сейчас ошибки засчитываются бригадиру», - и работа возобновляется: от вертикальной отметки дети ведут свои карандаши по окружности то количество секунд, что и в предыдущем случае.

Ситуации интегрального и порционального санкционирования повторяются, чередуясь 6 – 8 раз, при этом время замеров остается постоянным.

Поскольку для детей является очевидной прямая зависимость качества выполнения задания от скорости (чем быстрее, тем больше ошибок и наоборот), то при наличии побуждения уберечь от наказания своего товарища каждый ребенок в группе должен работать максимально осторожно, по крайней мере, в той же степени, в какой он работал при собственном наказании, поэтому скорость при парциальном санкционировании, когда за ошибки должен наказываться "бригадир", должна быть меньше или такой же, как при интегральном, т.е. Vn – Ve = 0, где V = S/T. Постоянное Т выполнение задания в обеих ситуациях наложения штрафных санкций дает возможность судить о скорости (а значит, о побуждении избежать ошибок) по протяженности пути, т.е. по суммарной длине дуги, прочерченной ребенком в ситуации интегральной штрафной санкции по сравнению с ситуацией парциальной. Положительная (или нулевая) разность между суммой "длин отрезков" в интегральной и порциальной сериях свидетельствует об усилиях, затраченных индивидами в группе по избежанию наказания своего товарища, т.е. о наличии гуманного отношения вследствие действенной идентификации с ним, отрицательная разность будет свидетельствовать об отчуждении детей от наказываемого («бригадира»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное воспитание как фактор формирования духовно-нравственной личности современных дошкольников

В данной статье говорится о роли семьи на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста....

Методы и приемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках английского языка

В статье рассматривается возможность духовно-нравственного воспитания школьников на уроках английского языка, а также приводятся конкретные методы такого воспитания....

Статья, посвященная поиску методов и технологий духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках истории

В статье представлен опыт поиска методов духовно-нравственного воспитания школьников на уроках истории на примере изучения деятельности первых русских князей....

Методики для определения уровня духовно-нравственного развития обучающихся, воспитанников. Анкета "Нравственные понятия"

laquo;Личность ученика сложна и многогранна. Поэтому изучить его можно лишь при условии применения разнообразных методов, и не изолированно один от другого, а в тесной связи и взаимодействии&ra...

Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников.

Моральные  мотивы  руководят  нравственными  поступками  человека,  побуждают  его  размышлять  над  соответствующим  проявлением  образа...

Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников.

Моральные  мотивы  руководят  нравственными  поступками  человека,  побуждают  его  размышлять  над  соответствующим  проявлением  образа...