Комплексное сопровождение учащихся с ОВЗ в условиях образовательной организации
статья по психологии на тему

Градобоева Татьяна Ивановна

Опыт работы по сопровождению учащихся с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная карта

инновационного управленческого опыта (ИУО)

ФИО

Алексеева Ирина Николаевна

Градобоева Татьяна Ивановна

Образовательная организация

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Надым

Должность

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Стаж работы в должности

17 лет

12 лет

  1. Тема инновационного управленческого опыта

Комплексное сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации

  1. Источник изменений

Современные тенденции специального образования, проявляющие себя в переходе на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в совершенствовании системы сопровождения ребенка в образовательном процессе. Необходимость построения адекватной системы психолого-социально-логопедического сопровождения обусловлена увеличением учащихся с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов в общеобразовательной школе.

3. Идея изменений

Идея изменений заключается в необходимости организации комплексного психолого-социально-логопедического сопровождения детей с ОВЗ при включении всех участников образовательных отношений в условиях сетевого взаимодействия и привлечения социальных партнеров.

  1. Концепция изменений:

Актуальность

Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающее его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики. В связи с этим обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзии стало возможно в массовой школе, что в свою очередь требует введения инновационных технологий сопровождения.

Новизна

В школе создана многоуровневая организационная структура управления, которая объединяет управляющие и управляемые подсистемы, и их звенья, находящиеся во взаимодействии. Деятельность службы сопровождения отличается целостностью и включает в себя комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности ребенка с ОВЗ.

Ожидания

  • Успешное освоение школьниками с ОВЗ адаптированной образовательной программы в соответствии с рекомендациями тПМПК с опорой на выявленные ресурсные возможности ребенка.
  • Социализация школьников с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов.
  • Гармонизация детско-родительских отношений в семье.
  • Профессиональное и личностное самоопределение выпускников.

Затруднения в реализации

  • Недостаточная разработанность федеральной нормативно-правовой базы по сопровождению детей с ОВЗ.
  • Сложность обеспечения эффективных здоровьесберегающих условий для различных категорий детей с ОВЗ в условиях образовательной организации.
  • Недостаточное материальное и кадровое обеспечение для введения тьюторского сопровождения.

Риски

  • Формализованный подход участников образовательных отношений к осуществлению сопровождения школьников с ОВЗ: реализация индивидуального коррекционно-образовательного маршрута без четкого целеполагания, структурированности, продумывания результатов работы.

Условия реализации изменений

Комплексное сопровождение детей с ОВЗ предусматривает создание в образовательной организации специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, включающих:

1.Психолого-педагогическое обеспечение:

  • обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
  • обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
  • обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, использование специальных методов, приёмов, средств обучения, коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на учащегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

•обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
2.Программно-методическое обеспечение:

  • коррекционно-развивающие программы с  диагностическим инструментарием для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда.

3.Кадровое обеспечение:

  • коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование. Уровень квалификации работников образовательной организации для каждой занимаемой должности отвечает квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

4.Материально-техническое обеспечение: 

  • наличие материально-технической базы, позволяющей создать адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательной организации.

5.Информационное обеспечение

  • создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно коммуникационных технологий. Обязательным является создание системы широкого доступа участников образовательных отношений к сетевым источникам информации, к информационно методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций, мультимедийных, аудио­ и видеоматериалов.
  1. Результат изменений
  1. Разработаны нормативно-правовые документы ОО по сопровождению детей с ОВЗ.
  2. Введен в реализацию индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ.
  3. Функционирует четкая модель взаимодействия участников образовательных отношений по сопровождению детей с ОВЗ.
  1. Публикации

•Статья «Комплексное сопровождение участников учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС в МОУ «СОШ №6 с УИОП», г. Надым ЯНАО в выпуске №6 периодического печатного издания «Сборник педагогических идей Всероссийского слета учителей», 2013г.

  1. Описание инновационного опыта

Приложение 1.


Приложение 1.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6

с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым ЯНАО

Комплексное сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья

в условиях образовательной организации

Алексеева Ирина Николаевна,

учитель-логопед высшей кв. категории,

Градобоева Татьяна Ивановна,

педагог-психолог высшей кв. категории

Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающее его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Особо значимым является комплексное индивидуальное сопровождение развития, обучения ребёнка для его дальнейшей успешной адаптации в социальном пространстве. В связи с этим обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в ситуации инклюзии стало возможно в условиях образовательной организации. В настоящее время в нашей школе обучается 7 учащихся с ОВЗ. Это дети с задержкой психического развития, тяжелыми речевыми нарушениями и дети-инвалиды. В школе создана служба, осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ на протяжении всего периода их обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги. Специалистами службы сопровождения разработаны и апробированы программы, направленные на коррекцию и развитие познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер школьников с трудностями в обучении и (или) поведении, их социальную адаптацию, профессиональное  и личностное самоопределение. Организационно-управленческой формой сопровождения является школьный психолого-медико-педагогический консилиум (шПМПк). Целью деятельности шПМПк является создание целостной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей, исходя из реальных возможностей образовательной организации, в соответствии с образовательными, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, уровнем их актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Если школьный консилиум не пришёл к общему мнению о том, какая развивающая или коррекционная работа с ребёнком необходима, если не достигнуты ожидаемые результаты и (или) у ребёнка наблюдается стойкая отрицательная динамика развития, а так же непринятие родителями рекомендаций консилиума, то ребёнок может быть направлен на территориальную ПМПК. Дальнейшее сопровождение ребенка осуществляется по рекомендациям тПМПК в рамках адаптированной образовательной программы (АОП) с разработкой индивидуального коррекционно-образовательного маршрута.

Комплексное сопровождение предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Работа специалистов службы направлена на обеспечение коррекции недостатков в развитии учащихся с ОВЗ и оказание помощи детям в освоении Образовательной программы. Эффективность психолого-социально-логопедического сопровождения достигается через реализацию личностно ориентированного и дифференцированного подхода.

Целью сопровождения является разработка системы комплексной помощи учащимся с ОВЗ в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, их социальную адаптацию, профессиональное и личностное самоопределение.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

  • квалифицированной комплексной диагностики возможностей и особенностей развития детей с целью раннего выявления учащихся, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии;
  • определения особенностей образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности;
  • создания условий, способствующих освоению детьми образовательной программы и их интеграции в образовательной организации;
  • осуществления индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с трудностями в обучении с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии) в сотрудничестве со специалистами МУЗ ЦРБ, «Центра медицинской профилактики», Центра социальной помощи семье и детям «Домашний очаг»;
  • разработка и реализация рабочих психологических и логопедических коррекционных программ с целью преодоления трудностей в учебе, коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы, преодоления проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, профессионального и личностного самоопределения;
  • обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;
  • оказание участникам образовательных отношений консультативной помощи.

Основными принципами сопровождения ребенка являются:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с трудностями в обучении, обусловленными нарушениями в речевом развитии, недостаточно сформированными познавательными процессами, слабой сформированностью эмоционально-регуляторной сферы и (или) трудностями в поведении, в том числе с ОВЗ.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) выбирать формы получения детьми образования, образовательные организации, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Теоретико-методологической основой сопровождения является взаимосвязь трех подходов:

  • нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;
  • комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний
    о ребенке, преемственность с ДОУ, где ранее воспитывался ребенок;
  • междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределительную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка.

Сопровождение детей с ОВЗ включает в себя четыре направления работы: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

  • Диагностическое направление обеспечивает своевременное выявление детей с трудностями в обучении, обусловленными нарушениями в речевом развитии, недостаточно сформированными познавательными процессами, слабой сформированностью эмоционально-регуляторной сферы и (или) трудностями в поведении; проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций для родителей по оказанию психолого­медико­педагогической помощи в условиях тПМПК.
  • Коррекционно-развивающее направление на основе диагностических данных и рекомендаций тПМПК обеспечивает своевременную специализированную помощь школьникам с ОВЗ в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей в условиях образовательной организации; способствует формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся.
  • Консультативное направление обеспечивает непрерывность специального сопровождения семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся с ОВЗ.
  • Информационно-просветительское направление включает разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности со всеми участниками образовательных отношений – учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Содержание направлений работы

  1. Диагностическое направление включает:
  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
  • раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательной организации) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей учащихся;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка;
  • системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Учитель устанавливает усвоенный ребенком объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности в образовательной деятельности и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Учитель отмечает особенности личности ребенка, адекватность поведения в различных ситуациях.

В содержание исследования ребенка педагогом-психологом входит следующее:

  • сбор сведений о ребенке у педагогических работников, родителей;
  • изучение истории развития ребенка с целью получения обстоятельств, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы жизни; имеет значение наследственность (психические заболевания, некоторые конституциональные черты);
  • изучение работ ребенка (письменные работы, рисунки);
  • непосредственное обследование ребенка (выявление уровня его развития
    посредством диагностического инструментария и КИМов);
  • анализ материалов обследования.

В содержание исследования ребенка учителем-логопедом входит следующее:

  • анамнез раннего речевого развития ребенка, выявление негативных факторов, влияющих на формирование речевых процессов;
  • образцы письменных работ школьника;
  • непосредственное обследование ребенка (выявление уровня его развития
    посредством диагностического инструментария) с формулированием заключения.

Социальный педагог изучает:

  • среду, в которой воспитывается ребенок;
  • стиль семейных взаимоотношений и характер воспитания ребенка;
  • проводит патронаж семьи;
  • проводит собеседование с ребенком и родителями;
  • формулирует заключение.

На школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме (шПМПк) анализируется целостная ситуация развития ребенка, происходит выработка рекомендаций по обучению и воспитанию школьника, составлению индивидуального образовательного маршрута, психологического, логопедического и социально-педагогического сопровождения. В каждом конкретном случае определяются приоритетные направления в работе с учащимся. Составляется общий комплексный план оказания ребенку психолого-социально-логопедической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы.

Мониторинг динамики развития учащихся

Реализация индивидуального образовательного маршрута включает в себя мониторинг развития необходимых психических функций и УУД школьников при поступлении в школу и при получении общего образования следующего уровня, а также промежуточную диагностику эмоционального состояния ребенка, его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, уровня его личностной школьной тревожности.

Начальный этап мониторинга осуществляется в 1 классе. В течение первого полугодия проводится комплексное диагностика психологических составляющих УУД учащихся, предполагается диагностика познавательных процессов, в том числе состояния устной речи.

В течение первого года обучения у детей формируется учебная деятельность, развивается учебно-познавательная мотивация, желание занять позицию ученика. Поэтому наиболее подробно изучается личностно-мотивационная сфера первоклассников, а также уровень эмоционально-психологического комфорта в условиях школьного обучения. Второй и третий год обучения предполагают промежуточное обследование личностно-мотивационной, регуляторной сфер, уровень развития познавательной деятельности, а также уровня эмоционального комфорта школьников: рефлексивная самооценка, усвоения норм взаимопомощи, уровень тревожности. Мониторинг состояния письменной речи школьников осуществляется ежегодно на начало и конец этапа логопедической коррекции. Заключительный этап мониторинга осуществляется в 4 классе. В марте месяце проводится комплексное исследование уровня развития УУД учащихся 4 классов и формирование 5 классов в соответствии с индивидуальными особенностями, способностями, состоянием здоровья детей.

На уровне основного общего образования мониторинг включает в себя проведение стартовой диагностики в 5 классе в период психолого-социальной адаптации: изучается уровень эмоционально-психологического комфорта учащихся, развитие мотивационной сферы, межличностные взаимоотношения в классных коллективах. Особенности подросткового возраста предъявляют требования к интеллектуальному и личностному развитию школьника, к степени сформированности учебных действий, способности к саморегуляции, развитию навыков взаимодействия, поэтому на протяжении всего периода обучения на уровне основного общего образования осуществляется текущее мониторинговое сопровождение учащихся специалистами службы. Заключительный этап диагностики осуществляется в 9 классе при выборе учащимися профиля дальнейшего обучения и будущей профессии.

  1. Коррекционно-развивающее направление включает:
  • выбор оптимальных для развития ребёнка с коррекционных программ в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • реализацию индивидуального коррекционно-образовательного маршрута;
  • организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование УУД и коррекцию отклонений в развитии;
  • коррекцию и развитие высших психических функций;
  • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
  • социальную защиту ребёнка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Перечень индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий:

Урочные

мероприятия

Внеурочные

мероприятия

Внешкольные

мероприятия

Задачи

мероприятий

  • Общеразвивающие задачи индивидуально ориентированных занятий – повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.
  • Задачи предметной направленности – подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и т.д.

Диагностическая

направленность

Наблюдение и педагогическая характеристика классного руководителя, оценка зоны ближайшего развития ребёнка

Обследования специалистами службы сопровождения школы

Медицинское обследование, заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (тПМПК)

Коррекционно-развивающая

направленность

Использование учителем элементов технологий коррекционно-развивающегообучения

Организация коррекционно-развивающих занятий

Соблюдение режима дня, занятия ЛФК, общее развитие ребёнка (кругозора, речи, эмоций и т.д.)

Профилактическая

направленность

Смена режима труда и отдыха, валеопаузы, формирование установки на здоровый образ жизни

Социализация ребенка в условиях группы, классного коллектива

Социализация и интеграция ребёнка в общество,

стимуляция общения ребёнка,

посещение занятий в системе дополнительного образования

Ответственные за индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия

Классный руководитель, учителя-предметники

Педагоги, специалисты службы сопровождения

Родители (законные представители),

медицинские работники,

педагоги дополнительного образования

Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого учащегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей, а также на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.

Психологическое сопровождение школьников осуществляется на протяжении всего периода образования и включает в себя реализацию адаптационно-профилактических, коррекционно-развивающих и профориентационных программ с отслеживанием результатов работы. Важным является организация консультативно-просветительской работы с родителями и педагогами, касающейся вопросов эффективного взаимодействия с детьми, имеющими статус ОВЗ.

Логопедическое сопровождение учащихся с речевыми нарушениями включает в себя коррекцию нарушений устной и письменной речи, а также консультирование родителей и учителей по вопросам обучения и развития ребенка

Социально-педагогическое сопровождение включает в себя сопровождение ребенка с трудностями в поведении и его семьи: изучение среды, в которой воспитывается ребенок, стиля семейных взаимоотношений, характер воспитания ребенка, проведение с детьми мероприятий, направленных на профилактику правонарушений, формирование у школьников установки на здоровый образ жизни. Организации работы Совета профилактики, где отражаются особенности личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, особенности интеллектуального развития, результаты освоения образовательной программы.

  1. Консультативное направление включает:
  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимся с ОВЗ для всех участников образовательных отношений;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с учащимся;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка.

Организация консультативной помощи родителям предусматривает:

  • разработку рекомендаций по взаимодействию с ребенком;
  • различные формы родительских собраний;
  • консультации;
  • беседы;
  • тренинги;
  • оформление информационных стендов;
  • патронаж семьи.
  1. Информационно-просветительское направление предусматривает:
  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений – учащимся (как имеющим, так и не имеющим особенности в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательной деятельности и сопровождения учащихся.
  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей.

Основными механизмами реализации комплексного сопровождения являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе, и социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Взаимодействие специалистов образовательной организации предусматривает:

  • комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно­познавательной, речевой, эмоциональной­волевой и личностной сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов службы сопровождения: педагогов-психологов, учителей-логопедов, социального педагога, медицинских работников позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико­педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.

Социальное партнёрство предусматривает:

  • сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ОВЗ;
  • сотрудничество с родительской общественностью.

Результатом реализации комплексного сопровождения учащихся является достижение каждым ребенком планируемых результатов освоения образовательной программы, их успешная социализация и профессиональное самоопределение.

Ожидаемые результаты

Измерители, показатели

Повышение учебно-познавательной мотивации, уровня эмоционально-психологического комфорта и качества успеваемости учащихся, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии. Выбор учеником профиля дальнейшего обучения и будущей профессии.

Мониторинг учебных достижений учащихся, стабилизация или рост их образовательных результатов, познавательной, эмоционально-волевой, личностной, мотивационной сферы

учащихся, уровня речевого развития, особенностей межличностных взаимоотношений, развитие классных коллективов, профессиональное самоопределение.

Развитие научно-методического обеспечения педагогического процесса.

Научно-методические разработки;  электронная база методических рекомендаций по психолого-социально-логопедическому сопровождению учащихся.

Устойчивый рост профессиональной
компетентности педагогов по комплексному применению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по сопровождению детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии.

Внутришкольные и районные семинары, круглые столы по проблемам детей с трудностями в обучении и развитии, открытые коррекционно-развивающие профилактические занятия, мастер-классы, обобщение опыта работы, методические портфолио.

Гармонизация детско-родительских отношений, повышение уровня воспитательной культуры родителей и психологической компетентности в вопросах воспитания.

Проект «Родительский университет», анкетирование родителей, круглые столы, отзывы родителей на школьном сайте.

Комплексное сопровождение учащихся предусматривает создание в образовательной организации специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, включающих:

Психолого-педагогическое обеспечение, в том числе:

•обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

•обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных, для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

•обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, использование специальных методов, приёмов, средств обучения, коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на учащегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

•обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).

Программно-методическое обеспечение:

использование коррекционно-развивающих программ, диагностического и коррекционно-развивающего инструментария, необходимого для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда.

Важным моментом реализации эффективного сопровождения является кадровое обеспечение. Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование. Уровень квалификации работников образовательной организации для каждой занимаемой должности отвечает квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Материально-техническое обеспечение заключается в обеспечении надлежащей материально-технической базы, позволяющей создать адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательной организации. Все специалисты службы сопровождения обеспечены специальными кабинетами, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинеты оснащены необходимым оборудованием, нормативной документацией, учебно-методическими комплексами, специализированной литературой. В достаточном количестве раздаточные, демонстрационные материалы. Создан банк ЦОР, банк диагностических методик, банк программного обеспечения.

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, с использованием современных информационно­коммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ОВЗ, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно­методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных материалов, аудио­ и видеоматериалов.

Таким образом, на протяжении пяти лет комплексное сопровождение детей, имеющих статус ОВЗ, показывает свою эффективность. Все дети успешно усваивают адаптированные образовательные программы, показывают достаточный уровень комфорта в коллективах сверстников. Один ученик выбрал профиль дальнейшего обучения. Четыре подростка являются активными участниками творческих и интеллектуальных конкурсов различных уровней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение английскому языку учащихся с ДЦП в условиях образовательной организации

Несмотря на трудности, связанные со здоровьем детей, можно при использовании специальных методов работы достичь определённых положительных успехов даже в обучении такому сложному предмету как иностран...

Эффективные технологии сопровождения ребенка с РАС в условиях образовательного учреждения.

Детям с расстройствами аутистического спектра необходимы адекватные условия, способствующие формированию социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации и ориентац...

"Обучение и комплексное сопровождение детей с ЗПР в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ"

Введение государственных образовательных стандартов для обучающихся с особыми образовательными потребностями формируют запрос на организацию психолого-педагогического, социального сопровождения в обра...

Программа по развитию социальной активности учащихся в условиях образовательной организации

Особую значимость в формировании социальной активности личности приобретает воспитательная работа в рамках осуществления профессиональной деятельности образовательной организацией. Цель программы...

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности Службы примирения в условиях образовательной организации.

Восстановительный подход возник как ответ на проблемы, с которыми не работает официальное правосудие, он относится к внесудебным практикам разрешения конфликтов. Смысл восстановительног...