Психолого-педагогическое сопровождение деятельности Службы примирения в условиях образовательной организации.
статья

Клонина Татьяна Владимировна

Восстановительный подход возник как ответ на проблемы, с которыми не работает официальное правосудие, он относится к внесудебным практикам разрешения конфликтов. Смысл восстановительного правосудия не в том, чтобы наказать обидчика, а в том, чтобы дать ему возможность загладить нанесенный вред. Именно поэтому восстановительный подход необходим в образовательном учреждении, ведь несовершеннолетние часто совершают необдуманные поступки, о которых впоследствии сожалеют.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности

Службы примирения в условиях образовательной организации.

«Восстановительный подход в работе педагога образовательного учреждения».

 «Школы могут оказаться теми важнейшими местами, где «хранятся» и «передаются» важнейшие ценности и принципы человеческих отношений – как загладить причиненный вред, как уважительно относиться друг к другу, как проявлять эмпатию, сострадание, как быть честным и как разрешать конфликты. Необходимо, чтобы работающие в школах взрослые, принятые там методики и схемы делали такую передачу ценностей возможной и явной. Мы полагаем, что главное в хорошей школе – это хорошие отношения».

Кэт и Рон Кронин-Лэмп.

Восстановительный подход возник как ответ на проблемы, с которыми не работает официальное правосудие, он относится к внесудебным практикам разрешения конфликтов. Смысл восстановительного правосудия не в том, чтобы наказать обидчика, а в том, чтобы дать ему возможность загладить нанесенный вред. Именно поэтому восстановительный подход необходим в образовательном учреждении, ведь несовершеннолетние часто совершают необдуманные поступки, о которых впоследствии сожалеют.

В школьной службе медиации могут разрешаться конфликты между детьми на уровне школы (межличностные конфликты, оскорбления, угрозы, взаимные обиды).

Восстановительный подход предполагает вовлечение и активное участие жертвы и обидчика (а также всех затронутых происшествием людей) в работу по решению возникших в результате происшествия проблем с помощью беспристрастной третьей стороны – медиатора.

Медиатор (посредник) — человек или группа людей, которые, являясь третьей нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном конфликте, помогают конфликтующим разрешить имеющийся спор.

Восстановительный подход основан на 5 идеях.

Идея 1 – Уникальные и равноценные перспективы.

Каждый человек имеет свой собственный уникальный взгляд на ситуацию или событие и нуждается в возможности выразить это для того, чтобы чувствовать, что к нему прислушиваются, что его уважают и ценят.

Идея 2 - Мысли влияют на эмоции, а эмоции влияют на последующие действия.

То, о чем люди думают, в определенный момент оказывает влияние на чувства, а чувства сказываются на поведении человека. Мысли и чувства скрыты от глаз, но очень важны для понимания.

Идея 3 – Выражение эмпатии и оказание внимания другим.

Возникновение конфликтов или разногласий может привести, с точки зрения негативных эмоций, к гневу, обиде, страху, разочарованию, растерянности, а также к ухудшению отношений между людьми. Для жизни в гармонии друг с другом люди нуждаются в сопереживании и во внимании, в осознании и понимании того, кто пострадал от их действий в той или иной ситуации и каким образом.

Идея 4 - Определение потребностей предшествует определению стратегий для их удовлетворения.

Человек, причинивший вред и человек, ставший жертвой данного вреда, в равной степени имеют какие-либо потребности и до тех пор, пока они не будут удовлетворены, вред не может быть исправлен, а отношения не могут быть налажены. Неудовлетворенные потребности, в первую очередь, могут являться основной причиной враждебного поведения. Поэтому важно изучать их для того, чтобы помочь людям разорвать порочный круг ненадлежащего поведения. Определение того, что нужно людям предшествует определению стратегий для удовлетворения этих нужд. Понимание того, что мы должны сделать все, что в наших силах также является первым шагом на пути к созданию согласованных норм  поведения для всех в школьном сообществе.

Идея 5 – Коллективная ответственность за сделанные выборы и их результаты. Люди, пострадавшие от ситуации или от конфликта, могут определить пути дальнейших действий: что нужно сделать, чтобы причиненный вред был заглажен, и каждый смог двигаться дальше. Эта власть над принятием решений и решением проблем демонстрирует уважение и доверие, развивает социальные навыки, уверенность в себе и укрепляет отношения.

Восстановительные программы проводятся только при условии добровольного согласия сторон.

Восстановительные программы:

  • Программа примирения конфликтующих сторон
  • Программа по заглаживанию вреда между обидчиком и жертвой
  • Программа «Круг поддержки сообщества»
  • Программа «Школьная восстановительная конференция»
  • Программа примирения в семье
  • Программа «Семейный совет» (семейные групповые конференции»)

Элементы восстановительных программ:

  1. Элемент «Открытая коммуникация о чувствах и последствиях».

Используя «я-высказывания» и «обратную связь» педагог говорит не про нарушение правил, а про свои чувства и про последствия для себя.

Примеры:

—  я был очень рад,  когда узнал что ты ….

— мне было приятно понять, что…

— меня расстраивает, когда происходит…

— мне обидно, когда мой труд не ценится,  и когда я чувствую к себе негативное отношение…

— я сожалею, что мой труд по подготовке  к уроку, в который я вложил много сил —  остался незамеченным…

  1.  Элемент «Коммуникация через вопросы»  (например, «Восстановительные вопросы»).

Помогают  сконцентрироваться   на понимании ситуации и поиске выхода из нее. Многое зависит от точности формулировки вопроса.

Примерные восстановительные вопросы, задаваемые

обидчику или в ответ на вызывающее поведение: Вопросы обидчику в ответ на вызывающее поведение

детям, пострадавшим от действий других: Вопросы жертве, пострадавшей от действий других

Вопросы можно задавать устно в беседе (не перед классом), помогая ребятам осмыслить ситуацию.  Их можно давать письменно в качестве подготовки  к беседе, если две стороны разгорячены,   в случае несложного конфликта можно попросить стороны вместе  обговорить эти вопросы не перебивая друг друга.

  1.  Элемент «Организация переговоров по несложным конфликтным ситуациям».

Один из вариантов — дать участникам напряженной (конфликтной)  ситуации  вместе обсудить приведенные выше восстановительные вопросы. При этом следить, чтобы они не перебивали и не обзывали друга друга, а выслушали, постарались понять, возможно принести извинения и договориться о не повторении подобного. 

В более сложной ситуации (например, если сильная обида, злость, или  причинен вред) — провести «программу примирения» или «программу по заглаживанию вреда», либо направить участников в школьную службу примирения.

  1.  Элемент «Организация коммуникации в кругу»

Разговор по очереди в кругу дает возможность высказаться тем, кто обычно молчит и не высказывает свою позицию. Коммуникация в кругу дает возможность ребятам лучше узнать друг друга.

Можно передавать какой-то предмет («символ слова»), обозначающий говорящего. 

Важно, чтобы:

— тема была важна всем участникам разговора (а не только педагогу).

— не возникало обвинения и группового давления на кого-либо.

— не оценивать ответы на правильность или неправильность, дать свободно высказаться всем желающим, даже если их мнение отличается от мнения педагога.

  1.  Элемент «Воссоединяющее стыжение».

Отделение проступка человека от его личности. Поддержка усилий ребенка, направленных на исправление им самим своего проступка. Поиск ресурсов и возможностей, а не причин плохого поведения и проблем в его прошлом. Чувство стыда перед значимыми для него людьми помогает ребенку удержаться от повторения подобного проступка в будущем, но не должно исключать ребенка из сообщества и разрушать связь с близких ему людьми и социальным окружением.

  1.  Элемент «Обращение к нереализованному позитивному стремлению».

Обращение и обсуждение с ребенком не внешних проявлений поведения, а такой реализации его устремлений, которая не будет приносить вреда ни ему, ни окружающим, но поможет ему достичь цели.

Вопросы, которые обычно обсуждаются медиатором в завершении примирительной встречи:

  1. Что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию?
  2. Что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось?
  3. Кто из близких  и друзей тебе помогает выбираться из сложных жизненных ситуаций и кто может помочь справиться с этой (в которую ты попал)?

В качестве примера, как работает «организация коммуникации в кругу», можно привести ситуацию.

Конфликт между Леной и Сашей (5 класс)

Ситуация: на перемене Лена с двумя подругами Соней и Светой устроили игру с тетрадкой Саши. Этим девочки добивались того, чтобы вывести Сашу из себя. После неоднократных требований Саши тетрадь была брошена ей на парту, но упала на пол. Саша посчитала оскорбительным для себя поднимать свою тетрадь, и потребовала, чтобы Лена сама подняла её, но Лена это сделать отказалась. Саша обозвала Лену, и они поругались.

Действия:

Созыв малого круга: по инициативе классного руководителя

Участника круга: Лена, Саша, Света, Соня и все одноклассницы, кто наблюдал конфликт

Медиатор: классный руководитель

Ход круга: выявление участников конфликта и свидетелей, прояснение хода событий и начального момента; выявление причин поступков и эмоционального фона (через вопросы: Что ты чувствовала в тот момент? Что, ты думаешь, чувствовал другой человек в тот момент?)

Итоги круга: прояснение позиций обеих сторон, понимание причин своих поступков и поступков других людей, признание своей вины и извинения снижение уровня ненависти и агрессии участников конфликта по отношению к друг другу; договоренность о взаимоприемлемой модели поведения в аналогичных ситуациях.

Используемая литература

  1. А.Л. Хавкина. Теоретическая информация по восстановительным технологиям для работы в формате коллективного способа обучения.
  2. Обеспечение психологической безопасности в детско-подростковой среде. Методические рекомендации для психологов общеобразовательных организаций / Авт.-сост.: Артамонова Е.Г., Ефимова О.И., Калинина Н.В., Салахова В.Б. — М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»,
  3. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство/под общей редакцией Л.М. Карнозовой. Издание второе, доработанное. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа»
  4. В.Е. Терентьева. Восстановительный подход в работе с семьей.

ссылки: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

«Организация работы социального педагога при психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в образовательных организациях»

Сопровождение ребенка (группы детей) с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе определяется как «целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаю...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...

Статья «Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте. Психолого-педагогическая поддержка в условиях образовательной организации»

.       Статистика последних десятилетий указывает на пугающий рост суицидальных настроений среди молодежи. Суицид, за редким исключением, – это результат сложного  ...