План - конспект круглого стола "Психолого - педагогические методы работы с детьми, имеющими аутистические нарушения".
план-конспект по психологии на тему

Егорова Тамара Николаевна

В материале представлен план - конспект круглого стола с педагогам работающими с детьми, имеющими аутистические нарушения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект

круглого стола с педагогами

«Психолого – педагогические методы работы с детьми, имеющими аутистические нарушения»

29.03.2017г.

«Аутизм — крайняя форма нарушения контактов,

 уход от реальности в мир собственных переживаний»

 (Э. Блейлер). 

Задача круглого стола: Обмен  опытом работы,  методами  обучения  и организации  взаимодействия  с  детьми – аутистами.

Вступительное слово    педагога - психолога

   В настоящее время проблема  «аутизма» стоит очень остро. По оценкам экспертов, в настоящее время особенности в развитии, называемые РАС, имеет один ребенок из тысячи. Каждые 20 минут в стране рождается ребенок – аутист.  Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Тогда К.С. Лебединская предложила создать специальные образовательные учреждения для оказания квалифицированной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). К сожалению, в то время предложения не были реализованы. И до сих пор у  родителей возникает вопрос и беспокойство, где  обучаться такому ребенку, а для педагогов как обучать.  В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.

   По нашим скромным (не точным) подсчетом в нашей школе насчитывается 45 детей с РАС: из них  24 начальная школа, 13 старшая школа, 8 детей Блок. Ситуация значительно осложняется тем, что эти дети имеют не только  аутизм, а интеллектуальные нарушения и ряд других заболеваний.

   К старшей школе эти дети уже достаточно адаптированы к ситуации обучения, к ним привыкли дети в классе и они  находятся в привычном для них окружении,  педагоги с учетом их особенностей дозируют нагрузку,  используют различные методы и формы предложения учебного материала. И эти дети хотя и медленно, но продвигаются в развитии.

   В начальной школе, когда они оказываются в классе, педагогу предстоит определиться, как взаимодействовать и обучать такого ребенка.

Задача нашего круглого стола состоит в том, чтобы поделиться опытом, методами  обучения и организации взаимодействия с детьми – аутистами и познакомиться с методами терапии, а может кому – то они уже и знакомы.

Начнем с определения аутизма.

Участникам круглого стола предлагается дать свои определения к слову «аутизм», свое понимание этого термина. Можно попросить педагогов продолжить предложение: «Я думаю, аутизм — это…» Можно зафиксировать мысли участников на доске или ватмане. После этого  подводится общий итог, выбирая наиболее краткое толкование термина.

«Аутизм — крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний»

 (Э. Блейлер).

«Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства».

«Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие».

  ВИДЕОРОЛИК  

   Есть ли необходимость подробно останавливаться на признаках аутизма?  информация есть в раздаточном материале. Просмотрите ее,  если есть вопросы мы их обсудим. Можете из опыта добавить, какие признаки есть у ребят – аутистов, с которыми работаете Вы (которые здесь не перечислены)

Раздаточный материал

Признаки аутизма

Черты обычного ребенка

Черты ребенка-аутиста

- постоянно задает вопросы,
- залезает на горку, на верх дивана,
- любит играть на детской площадке, когда там много детей, 
- активно привлекает детей в свою игру,
- любит кошек,
- разбирает вещи по частям,
- разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми,
- любит разноцветные шерстяные свитера,
- любит громкую музыку,
- любит играть на барабанах или стучать,
- требует новых игрушек,
- постоянно переставляет, игрушки и вещи в комнате,
- пьет из разных чашек

- не смотрит в глаза,
- не играет со сверстниками,
- не испытывает радость,
- не нуждается в контакте с окружающими,
- не разговаривает с окружающими,
- повторяет одни и те же слова или предложения,
- выполняет одни и те же механические движения,
- играет только с определенными игрушками,
- использует постоянные ритуалы,
- играет с мелкими игрушками,
- выстраивает предметы в ряд,
- общается только с одним членом семьи, 
- общается с одним выбранным взрослым,
- избирателен в еде, 
- предпочитает еду одного цвета,
- не любит телесный контакт,
- избирателен в одежде,
- часто ходит босиком,
- плохо спит,
- играет один,
- фантазирует, 
- делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами),
- постоянно намеренно соблюдает определенные правила,
- сопротивляется переменам, 
- выполняет действия в определенном порядке,
- совершает действия, приносящие вред ему самому, 
- боится громких звуков, закрывает уши руками,
- избегает яркого света,
- нюхает предметы, в том числе и несъедобные,
- избегает двигательной активности,
- не переносит прикосновения к себе,
- боится испачкаться,
- быстро утомляется,
- хаотично передвигается по помещению

   Психологическая классификация детского аутизма

   При общем типе нарушения психического развития дети с аутизмом имеют значительные индивидуальные различия. Вместе с тем среди типических случаев детского аутизма можно выделить детей с четырьмя основными моделями поведения, различающимися своими системными характеристиками.

  1. как полная отрешенность от происходящего;  
  2. как активное отвержение;
  3.  как захваченность аутистическими интересами;  
  4.  как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.

   Таким образом, мы различаем четыре группы детей с совершенно разными типами поведения.

   Для того чтобы не дать ребенку лишиться его достижений и помочь сделать шаг вперед, важно понять, каков уровень доступных ему отношений с миром.

Основные жалобы, с которыми обращается к специалистам семья ребенка первой группы,— это отсутствие речи и невозможность организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения. Такие дети демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности. В период развернутых проявлений синдрома явный дискомфорт остается в прошлом, поскольку компенсаторная защита от мира строится у них радикально: не иметь с ним никаких точек активного соприкосновения. Аутизм таких детей максимально глубок, он проявляется как полная отрешенность от происходящего вокруг.

Дети второй группы исходно несколько более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам их аутизм более активен, он проявляется уже не как отрешенность, а как неприятие большей части мира, любых контактов, неприемлемых для ребенка. Родители чаще всего приходят в первый раз с жалобами на задержку психического развития таких детей, и прежде всего — развития речи; обо всех остальных трудностях они сообщают позже. Эти прочие трудности в жалобах родителей уходят на второй план, потому что они ко многому притерпелись и приспособились — ребенок уже приучил их к сохранению особых необходимых ему условий жизни, прежде же всего — к строгому соблюдению сложившегося жизненного стереотипа, в который включаются и обстановка, и привычные действия, и весь распорядок дня, и способы контакта с близкими. Обычна особая избирательность в еде, в одежде, фиксированные маршруты прогулок, пристрастия к определенным занятиям, предметам, особый строгий ритуал в отношениях с близкими, многочисленные требования и запреты, невыполнение которых влечет за собой срывы в поведении ребенка.

Детей третьей группы также легче всего отличить по внешним проявлениям, прежде всего — по способам аутистической защиты. Такие дети выглядят уже не отрешенными, не отчаянно отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. В данном случае родители вынуждены обращаться за помощью к специалистам не из-за отставания в речевом или интеллектуальном развитии, а в связи с трудностями взаимодействия с таким ребенком, его экстремальной конфликтностью, невозможностью с его стороны уступить, учесть интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или проигрывать один и тот же сюжет. Родителей нередко беспокоит, что ему нравится, когда его ругают, он старается все делать назло. Содержание его интересов и фантазий часто связано со страшными, неприятными, асоциальными явлениями.

Детям четвертой группы присущ аутизм в его наиболее легком варианте. На первый план здесь выступают уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах (т. е. контакт прекращается при ощущении малейшего препятствия или противодействия), неразвитость самих форм общения, трудности сосредоточения и организации ребенка. Аутизм, таким образом, предстает здесь уже не как загадочный уход от мира или его отвержение, не как поглощенность какими-то особыми аутистическими интересами. Туман рассеивается, и высвечивается центральная проблема: недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Поэтому родители таких детей приходят с жалобами не на трудности эмоционального контакта, а на задержку психического развития в целом.

  Существует много форм и методов работы с детьми с РАС, у нас в учреждении у педагогов есть опыт работы с такими детьми. И сегодня мы попросим педагогов им поделиться.

Методы работы с детьми-аутистами

1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)

2. Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия

3. Концепция ТЕАССН

4. Холдинг-терапия

5.Сенсорная интеграция

6. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)

На этих методах мы сегодня подробно не будем останавливаться, если будет желание у педагогов, мы обязательно проведем семинар по любому из этих методов работы.

ОБМЕН опытом работы с детьми с РАС

  • Педагог - психолог – опыт проведения «Круга» с детьми БЛОКА  Д.  (общая характеристика детей, цель круга, как долго проводился, динамика отношения детей к этому, оценка эффективности данного метода, степени его полезности для развития детей)

   Всем известно, что в блоке Д состав детей очень сложный,  дети с самыми разными нарушениями – (с синдромом Дауна, с ДЦП, хромосомными нарушениями, с РАС).

   Индивидуальные занятия с педагогом позволяют сформировать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком. Однако невозможно представить себе процесс социализации ребенка без опыта общения с другими детьми. Все мы знаем, что у детей с нарушениями развития множество психических функций и навыков формируется с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Поэтому необходима специально организованная среда, в которой ребенок может увидеть других детей, начать подражать им, научиться взаимодействовать, соблюдать правила поведения. Для этого мы стали проводить занятие Круг.

Почему для этого занятия выбрано пространство круга?

Желающие пообщаться традиционно рассаживаются в круг. Круг — идеальная форма расположения участников; она объединяет их. 

Занятие Круг происходило обычно в одно и то же время — в начале группового дня.

    «Круг» - ритмически организованное занятие, направленное на привлечение внимания детей друг к другу, участие в каком-нибудь общем деле. Дети садятся в круг на стульчики. Такое расположение ограничивает на время внешнее пространство,  помогая  им  сосредоточиться друг  на  друге, и на предлагаемых играх.

   Форма круга объединяет группу, позволяет каждому испытать единство с остальными участниками, почувствовать себя частью группы, не нарушая при этом личного пространства ребенка. Дети и взрослые выступают как равноправные участники группового занятия, все соблюдают очередность, и каждый становится участником игры.

   Главная цель занятия КРУГ – дать каждому ребенку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия и, таким образом, почувствовать себя частью коллектива. Когда ребенок принимает на себя роль водящего в игре, он должен совершить действие перед остальными участниками игры, а в следующий момент наблюдает, как другой ребенок справляется с этой задачей. Это помогает ему осознать себя, почувствовать свою индивидуальность. Для расторможенных детей, детей с полевым поведением Круг становится опорой для организации своего поведения, формирования стереотипа группового занятия. Детей с низким уровнем собственной активности это эмоциональное ритмическое занятие тонизирует, стимулирует к участию в общем действии.

    Педагоги, присутствующие на занятии КРУГ, являются равноправными участниками занятия и наравне с детьми выполняют все задания, участвуют в играх. Кроме этого, на начальном этапе проведения занятий возникала необходимость в помощи ребенку со стороны педагога, сидящего рядом. Многим детям очень трудно соблюдать общие правила, и освоить их помогал взрослый, сидящий рядом: он может, тихо обращаясь к ребенку, повторить и объяснить слова ведущего, поддержать ребенка в ожидании и даже просто обнять, помогая усидеть на месте. Если кому-то из детей нужна была физическая помощь, сидящий рядом взрослый,  из участника занятия превращается в помощника – он сажал ребенка, испытывающего трудности удержания позы, к себе на колени, в другом случае он  помогал  ребенку держать предмет, который используется в игре, иногда приходилось  некоторое время выполнять необходимые движения руками ребенка, пока он сам не начнет активно действовать, повторяя движения за ведущим.  Занятие проводилось в течение 3х лет. Мы наблюдали положительную динамику: дети уже без помощи педагогов выполняют упражнения, включаются в игры, эмоционально реагируют, высиживали занятие до конца. Для занятий использовалась мягкая игрушка Дракончик с мешочком, в котором находились предметы, необходимые для проведения различных игр. Когда я входила в группу с Дракончиком, дети начинали расставлять стульчики для занятия.

Круг способствует:

— активизации зрительного и слухового внимания;

— стимуляции сенсорного развития;

— стимуляции тактильного взаимодействия ребенка с другими;

— развитию подражания;

— развитию способности к переключению внимания и др.

   Набор предлагаемых стихотворений и игр зависит от возможностей понимания детей и преобладающих в данной группе проблем. Для многих детей важна стимуляция речевой активности. Поэтому использовали стихотворения с вопросами и ответами, повторами, восклицаниями («А где наш …?»).

Детям с РАС предлагались стихи и игры, где требуется сказать «я» и указать на себя (например, «Раз/два/три», «Рыбка плавала в пруду»). Для всех групп детей актуальны показ частей тела, повторение их названий («Та/та, два кота», «У Авдотьи, у старушки…»).

Мы использовали игры, стихотворения, расширяющие представления

ребенка об окружающем мире (на темы «Времена года», «Овощи»,

«Транспорт» и др.), которые обсуждались на других занятиях в группе

Когда дети привыкли к ситуации занятия, мы постепенно изменяли набор игр.

Содержание Круга

Основные составляющие Круга:

1) приветствие;

2) ритмические игры с эмоциональным заражением;

3) сенсорные игры;

4) игры на подражание;

5) игры по правилам;

6) окончание Круга.

Начало и конец занятия всегда четко обозначаются.

Круг начинается с приветствия.

Все берутся за руки, говорят вместе: «Добрый день», потом поют про каждого, кто пришел, повторяют его имя хором. Это помогает ребенку почувствовать себя членом группы. Дети начинают обращать внимание друг на друга, радоваться встрече. В момент эмоционального подъема активизируется их речь. Окончание Круга отмечено общим стихотворением

Приветствие и окончание Круга не изменяются от занятия к занятию, это позволяет ребенку легче включиться в привычный ритм групповых занятий и определенный отрезок времени поддерживать эмоциональное общение с другими детьми и взрослыми.

Ритмические игры — основа Круга. Они являются основным

наполнением Круга для детей, находящихся на начальном этапе занятий, и для детей с грубыми нарушениями развития. Основная цель — эмоциональное единение детей и взрослых, заражение эмоциями.

Взрослые рассказывают стихи потешки, сопровождая их простыми действиями (раскачивания, наклоны, хлопки и др.) и вовлекая

детей в эти движения. Используются стихотворения с эмоциональной кульминацией, когда надо сделать акцентированное движение

или крикнуть что-то (например, «Вышли мыши как/то раз», «Федя/

бредя», «Шалтай/Болтай»).

Сенсорные игры — важная составляющая Круга. Они помогают

создать благоприятный эмоциональный фон в группе, развивают познавательный интерес и сенсорно-двигательную активность ребенка.

«Дует ветер». Прозрачным, легким покрывалом или платком

накрывают того, на кого «дует ветер», дети и взрослый ищут ребенка

под платком.

«Снег». Мы приносили на занятие настоящий снег. Дети по

очереди прикасались к холодному снегу. Затем устраивался «снегопад» из бумажного снега, который посыпает всех участников Круга.

Сенсорные игры в Кругу позволяют поднять эмоциональный тонус ребенка и, что очень важно, позволяют ему увидеть эмоциональную реакцию сверстников и взрослых, присутствующих на Круге, следовательно, развивают его коммуникативные возможности. Участие в этих играх помогает ему научиться ожидать своей очереди.

Для детей с разными нарушениями сенсорные игры могут выполнять разные задачи. Однотипные игры в разных группах предполагают разную степень участия и помощи взрослого. Например, мыльные пузыри в группах детей с глубокими психическими нарушениями выдуваются взрослым и им же эмоционально комментируются, в то время как ребенок прослеживает полет взглядом. В группах детей с эмоционально-волевыми нарушениями те же мыльные пузыри дети вместе ловят или по очереди выдувают. Таким детям важно не только эмоциональное насыщение, но и возможность почувствовать эмоциональное состояние других детей, научиться ждать своей очереди. В группах детей с незначительными нарушениями та же игра

стимулирует также и речевую активность.

Игры на подражание. Подражание — необходимая ступень в развитии игровой деятельности ребенка. Обычно ребенок осваивает множество таких игр в раннем возрасте, общаясь с мамой. Это известные всем «Ладушки», «Сорока/белобока» и другие несложные пальчиковые игры. Эти игры

подготавливают ребенка к более сложным играм, где требуется активное взаимодействие, усвоение игровых правил. Кроме того, они совершенно необходимы для речевого развития.

  • педагог начальной школы (в классе 3 детей с РАС), постоянного поиска новых форм, методов работы. Поделитесь коротко своим опытом с коллегами.
  •  педагог по ИЗО. Трудный предмет для детей – аутистов (можно испачкать руки, незнакомые, непривычные материалы, разные виды деятельности….). Как вы выходите из положения, какие методы и формы работы, используете,  как организовываете их деятельность?
  • педагог по музыке. Ставит и решает сверхсложные задачи – пение с неговорящими детьми. Как вы это делаете? Вы волшебник или только учитесь? Научите нас тоже.

Выступление педагогов желающих поделиться опытом взаимодействия с данной категорией детей.

Подведение итогов круглого стола.

  Мы благодарим всех участников за желание поделиться своим опытом работы с коллегами, не равнодушное отношение к детям, творческий подход к решению возникающих задач.

Просим Вас поделиться впечатлением, насколько для вас была полезна озвученная на круглом столе информация.

Участники могут  по желанию сказать сами или вытянуть листок с вопросом и ответить на него.

Вопросы:

  • Что нового  на круглом столе я узнал о детях с РАС?
  • Какую форму работы, которую не использовал ранее, применю в работе с детьми с РАС?
  • Стал ли я более оптимистично смотреть на проблемы, возникающие при работе с детьми с РАС?
  • Хотелось бы и в дальнейшем участвовать в подобных мероприятиях (семинары, круглые столы, тренинги, практические занятия) направленных на расширение знаний о формах и методах работы с детьми с РАС?

Литература

  1. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы Авторский коллектив: Н.Я. Семаго, Т.Ю. Хотылева, М.С. Гончаренко, Т.А. Михаленкова
  2. Никольская О.C., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 1997. 
  3. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995. 
  4. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научно - практической конференции, 14–16 декабря 2016 г., Москва / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

О том, как смежные науки приходят на помощь на практике...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....

Использование методик развития интеллектуальной сферы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развития когнитивных процессов: памяти, внимание, мышления, воображения, и предпо...

Использование компьютерных интерактивных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими аутистическую симптоматику.

В настоящее время практически в каждом дошкольном образовательном учреждении встречаются дети, имеющие аутистическую  симптоматику....

Презентация "Психолого - педагогические методы работы с детьми, имеющими аутистические нарушения"

В материале представлена презентация для круглого стола с педагогами по методам работы с детьми с аутистическими нарушениями....

Презентация: Куклотерапия как метод коррекции в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Актуальность - данной темы в том, что  в настоящее время бумажные куклы вновь стали востребованными. Несмотря на то, что наши дети имеют все самое необходимое для развития - конструкторы, пазлы, ...

Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

Консультация для родителей "Совместная работа учителя-логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"...