Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
статья по психологии по теме

Кривошапка Людмила Александровна

В статье рассматриваются теоретические основы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям общеобразовательной школы, описано содержание адаптационного занятия в инклюзивном классе на начальном этапе обучения.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, адаптация, содержание проведения адаптационного занятия.

PECULIARITIES OF ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABLED HEALTH OPPORTUNITIES UNDER THE CONDITIONS OF THE GENERAL EDUCATION SCHOOL

Krivoshapka Lyudmila Alexandrovna, Platokhina Natalia Alekseevna

Russia, Rostov-on-Don, Southern Federal University

The article examines the theoretical basis for the adaptation of children with disabilities to the conditions of a general education school, describes the content of an adaptation class in an inclusive class at the initial stage of education.

Key words: inclusive education, a child with disabilities, adaptation, content of an adaptation lesson.

 

За последние десятилетия в России произошли серьезные изменения в социально-экономической жизни страны, которые повлекли за собой кардинальные перемены в различных сферах, в том числе и в образовании. Министерство образования и науки РФ стало уделять большое вниманию обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в образовательных учреждениях ведется большая работа по созданию инклюзивного образовательного пространства.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krivoshapka_statya_adaptatsiya_ovz_doc.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

14.29.09 Методика преподавания и воспитания в специальных школах и дошкольных учреждениях для детей с отклонениями в развитии

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Кривошапка Людмила Александровна, Платохина Наталья Алексеевна

Россия, Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет

В статье рассматриваются теоретические основы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям общеобразовательной школы, описано содержание адаптационного занятия в инклюзивном классе на начальном этапе обучения.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, адаптация, содержание проведения адаптационного занятия.

PECULIARITIES OF ADAPTATION OF CHILDREN WITH DISABLED HEALTH OPPORTUNITIES UNDER THE CONDITIONS OF THE GENERAL EDUCATION SCHOOL

Krivoshapka Lyudmila Alexandrovna, Platokhina Natalia Alekseevna

Russia, Rostov-on-Don, Southern Federal University

The article examines the theoretical basis for the adaptation of children with disabilities to the conditions of a general education school, describes the content of an adaptation class in an inclusive class at the initial stage of education.

Key words: inclusive education, a child with disabilities, adaptation, content of an adaptation lesson.

За последние десятилетия в России произошли серьезные изменения в социально-экономической жизни страны, которые повлекли за собой кардинальные перемены в различных сферах, в том числе и в образовании. Министерство образования и науки РФ стало уделять большое вниманию обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в образовательных учреждениях ведется большая работа по созданию инклюзивного образовательного пространства.

Вопросами воспитания и образования детей с ОВЗ занимались многие ученые такие как С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Т.В. Егорова и др. В основу инклюзивного образования положена идея, исключающая любую дискриминацию и обеспечивающая равное отношение ко всем людям, но при этом обеспечивающая особые условия для детей с особыми образовательными потребностями [1; 2; 5].

Начало обучения в школе- это важный и напряженный момент для маленького ученика. Ведь это новые условия жизни, новая деятельность, контакты, новые отношения и обязанности. Школа ставит перед ребенком целый ряд задач, и особенно остро эта проблема стоит перед особыми детьми. По причине существующих особенностей в развитии у них затруднено взаимодействие с социумом, способность адекватно реагировать на происходящие изменения и усложняющиеся требования снижена.Эти обучающиеся испытывают серьезные трудности в достижении своих целей. Часто одноклассники акцентируют внимание на внешнем виде и особенностях поведения такого ученика. Данные моменты предопределяют возможные трудности, с которыми может столкнуться ребенок с ОВЗ в общении со своими сверстниками [3;4].

В данной статье описан вариант проведения адаптационного занятия с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Занятие может проводить как педагог-психолог образовательного учреждения, так и классный руководитель. В случае, если ведущим выступает психолог, классному руководителю целесообразно присутствовать и принимать активное участие в работе.

Цель занятия: создание условий для успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

Задачи занятия:

1.Формирование у детей представлений о понятиях «дружба», «друзья», «взаимопомощь».

2.Развитие сотрудничества, толерантного отношения обучающихся первого класса друг к другу.

5. Расширение поведенческого репертуара у детей первого класса с ОВЗ в условиях незнакомой ситуации.

6. Создание условий для снятия эмоционального напряжения, сплочения детского коллектива.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Методы и приемы работы с детьми первого класса: игры, дискуссии, сказкотерапия, арт-терапия.

Оборудование: клубок ниток, карандаши для аквагримма, пиктограммы для обсуждения правил поведения на занятии, зеркало, влажные салфетки, музыкальный центр.

Ход работы:

I. Приветствие. Знакомство. Вступительное слово ведущего. Обучающимся разъясняются цели занятия особенности его проведения. Вводятся элементарные правила поведения в группе.

1. Упражнение «Коврик». Цель: знакомство участников друг с другом, снятие эмоционального напряжения. Дети садятся в круг, кидают поочередно друг другу клубок ниток называя свое имя и удерживая часть нити у себя. В конце упражнения получается «именной ковер». В случае возникающих трудностей у детей с ОВЗ с передачей клубка, им может помочь тьютор (или любой другой взрослый).

2. Упражнение «Поднимите руку те, кто...». Цель: настрой детей на рабочий лад, знакомство детей с друг другом.

Ведущий предлагает участникам: поднимите руку те, кто любит мороженное, пиццу, конфеты, суп, кашу и т.п.); дотроньтесь до щеки те, у кого есть кошка (собака, попугайчик и т.п.); дотроньтесь до уха те, кто любит танцевать (рисовать, петь, заниматься спортом, играть в компьютерные игры и т.п.); хлопните в ладоши те, у кого есть братья, сестры; дотроньтесь до носа те, кто учится в школе; положите руки на колени те, у кого есть друзья; помашите руками те, кто хочет завести себе новых друзей.

В конце упражнения ведущий подводит ребят к пониманию того, что все мы разные, но у нас есть много общего, что позволяет нам интересно общаться и помогать друг другу. Обращает внимание детей на то, что многие участники игры хотят найти новых друзей.

II. Основная часть. «Сказка про маленькую, но храбрую лодочку». Детям слушают сказку, после чего происходит ее обсуждение.

Жила-была маленькая Лодочка. Она стояла в одной маленькой бухточке на берегу соленого теплого моря. Нос Лодочки касался воды, но вся ее корма была на берегу. Высоко в небе парили чайки, в воде плавали разноцветные рыбки, а Лодочка так и стояла на берегу день ото дня. Она никогда-никогда не выходила в плаванье в море, а все потому, что она просто боялась. Рыбки спрашивали ее:

— Лодочка, а почему ты никогда не плаваешь?

— Я боюсь.

— Как боишься? Ты ведь лодочка?

— Я боюсь, а вдруг начнется сильный ветер и унесет меня далеко, так что я не смогу вернуться. А еще я боюсь, вдруг на море поднимутся волны и перевернут меня и бросят на скалы.

— Ты хоть раз в жизни плавала? – спрашивали ее рыбки.

— Нет, ведь я боюсь, — отвечала Лодочка.

Скоро рыбки стали смеяться над маленькой трусливой Лодочкой, ей же от этого становилось еще грустней. Ведь на самом деле Лодочка мечтала о том, чтобы плавать, просто она боялась. Как-то утром к берегу, на котором стояла Лодочка, подплыл Дельфин. Увидев, что она стоит одна на берегу, он спросил:

— Лодочка, почему ты стоишь одна и грустишь? Сегодня такой замечательный день, море такое спокойное и прозрачное. Пойдем, поплаваем вместе!

— Я не могу, — честно ответила Лодочка, — я боюсь.

— Чего же ты боишься?

— Я боюсь, а вдруг начнется сильный ветер и унесет меня далеко, так что я не смогу вернуться. А еще я боюсь, вдруг на море поднимутся волны и перевернут меня и бросят на скалы.

— Ты хоть раз в своей жизни плавала?

— Нет, я ведь боюсь.

— А ты бы хотела попробовать?

—Да, я просто мечтаю об этом.

— Послушай, — сказал Дельфин, — твоя мечта может исполниться. Все в твоих руках. Ты никогда не узнаешь, как замечательно плавать, если не переборешь свой страх и не попробуешь.

— Ну,… я не знаю, — все еще сомневалась Лодочка.

— Я помогу тебе, – сказал Дельфин, — ведь всегда легче сделать первый шаг, если у тебя есть верный друг готовый помочь. Давай, я поплыву прямо перед тобой и буду указывать путь. Лодочка все никак не могла решиться, но в это время с неба спустилась Чайка и села на большой камень у воды.

— Здравствуйте, — представилась она. — Я – Чайка. Я уже давно смотрю на Лодочку сверху и удивляюсь, почему она не плавает. Сейчас я услышала ваш разговор и захотела помочь. Я могу лететь далеко впереди и предупреждать об опасности или о волнах, поднимающихся на море.

— Не бойся, Лодочка, - вдруг услышали они громкий голос откуда-то сверху. Они подняли глаза и увидели, что с ними говорил сам господин Ветер.

— Не бойся, - повторил он, — я позабочусь о том, чтобы во время твоего плаванья на море не было волн.

Тогда лодочка поняла, что у нее появилась возможность побороть свой страх и осуществить свою мечту. Тем более, что теперь у нее были друзья, готовые ей помочь.

Все вместе они отправились в путь: Дельфин, Чайка и маленькая Лодочка. Ах, какая прекрасная прогулка это была! Вода была такая прозрачная, что через нее можно было разглядеть дно и увидеть разноцветных рыбок, морских коньков и маленьких веселых черепашек. Господин Ветер сдержал свое обещание и не дул, так что море было спокойным. Всей компании было очень хорошо, и Лодочка думала о том, какой глупой трусишкой она была и как прекрасно, что у нее появились друзья готовые ей помочь.

Вдруг они услышали: «Помогите! Помогите!», а потом увидели, что это кричит маленький мальчик. Его надувная лодка напоролась на рифы, лопнула, и теперь он оказался в воде без помощи. Прежде чем друзья успели хоть что-то сообразить, Лодочка была уже на пути к Мальчику. Она даже не слышала, как они окликали ее, предупреждая об опасности и подводных рифах. Ловко лавируя, Лодочка подплыла к Мальчику, и он забрался к ней на борт.

- Спасибо, Лодочка, — сказал он. — Ты такая храбрая! Ты спасла мне жизнь!

- Как ты смогла сделать это? Как ты не испугалась? – спросили ее друзья.

 Я просто увидела, что Мальчику нужна помощь, и мне некогда было думать об опасности или страхе.

Все были счастливы, а маленькая Лодочка спросила Мальчика:

- Хочешь, я буду твоей лодкой, а ты будешь моим капитаном?

- Да, да, я очень хочу, — обрадовался Мальчик.

С тех пор у маленькой Лодочки появился капитан. Теперь они каждый день отправлялись в новые морские путешествия вместе со своими друзьями, Чайкой и Дельфином. А господин Ветер смотрел на них сверху и улыбался. Он даже на время переставал дуть, так нравились ему храбрая Лодочка и ее маленький капитан.

Вопросы для обсуждения: «Понравилась ли вам сказка? Кто из героев произвел на вас самое большое впечатление? Как лодочке удалось исполнить свою мечту? Что такое дружба? Если у вас друзья? Что вы любите делать вместе?»

2. Упражнение «Волшебники». Цель: создание условий для снятия у детей с ОВЗ барьеров в общении. Выполняется в парах. Ведущий просит участников разбиться по парам. Каждый из них превращает другого с помощью карандашей для аквагримма в героя сказки. Посмотрев на себя в зеркало, они должны угадать свой образ.

III. Рефлексия. Ведущий интересуется у ребят понравилось ли им занятие? Что запомнилось? Получилось ли кому-нибудь найти сегодня новых друзей? В конце занятия педагог организует совместное чаепитие.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что адаптация ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении имеет свои особенности. Для успешного протекания данного процесса необходимы помощь и контроль со стороны взрослого, а также проведение мероприятий, направленных на сплочение детского коллектива и развитие толерантности у обучающихся.

Литература:

1.Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. Л.М. Штутиной, Л.М. Маловой. М., 1999.-с.45.

2.Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. -  Балашов: Николаев, 2002. - 80 с.

3.Платохина Н. А., Абашина Н. Н. Педагогические условия развития коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 10 (октябрь). – с. 28–39.

4.Платохина Н.А., Абашина Н.Н., Игнатович В.Г. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 67-72.

5.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002 .-720 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование специальных технологий, методов и средств обучения и воспитания, направленных на формирование социальной компетенции у детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Статья о методах, средствах обучения и воспитания, направленных на решение  проблем  успешной   социальной адаптации  и обеспечения полноценного участия в жизни общества детей...

Доклад "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе"

Доклад  "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе"  раскрывает обшие принципы работы, этапы психолого-педагогического сопровождения детей с ограни...

Особенности обучения детей, имеющих сочетанную патологию, в общеобразовательной школе.

Слабовидящие дети значительно отличаются по восприятию окружающего мира от детей слепых от рождения, либо полностью ослепших в результате болезни или несчастного случая. Слабовидящие дети могут обучат...

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

принципы педагогической поддержки:· принцип компетентности;· принцип взаимосвязи в работе специалистов;· принцип взаимодействия с родителями;· принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми фо...

Доклад "Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы"

Доклад "Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы"...