Программа коррекционно-развивающих занятий
рабочая программа (5 класс) на тему

Кляченко Ольга Николаевна

Разработка программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchie_zanyatiya.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающие занятия

Пояснительная записка

      Коррекционно-развивающие занятия, ориентированы на оказание помощи и поддержки детей, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сферах, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности, направлена на развитие психических процессов у детей, имеющих низкий уровень познавательного развития.

 Программа разработана на основе коррекционно-развивающих занятий по программе «Учись учиться» Языкановой Е.В. (рекомендовано Российской Академией Образования), издательства «Экзамен», Москва 2014г.

Данная программа является психолого-педагогической  программой образовательного учреждения, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на формирование социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.

В последние годы рост детей с низким уровнем познавательной сферы и превышает более 7 % от общего числа поступающих в школу. Становиться важным и необходимым психологическое сопровождение учебного процесса детей низким уровнем познавательного развития, так как  дети:

 - трудно адаптируются к новым условиям, а именно к обучению в общеобразовательном учреждении;

- наблюдается низкий уровень эффективности усвоения программного материала, в следствии умственной отсталости;

- дезадаптированы в обществе;

- наблюдается антисоциальные поведение.

Разработка программы обусловлена психолого-педагогическим сопровождение детей с ОВЗ.

Основными критериями работы по программе является: умеренная умственная отсталость, в связи с болезнью Дауна, с выраженными нарушениями поведения, гиперпиретическими нарушениями, требующими ухода и лечения.

           Цели программы: развитие познавательных процессов обучающегося с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости ребёнка имеющих низкий  и ниже возрастной нормы уровень познавательной сферы.

 Задачи программы:

Обучающие:

- формирование обще интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- углубление и расширение знаний обучающегося исходя из интересов и специфики их способностей.

Развивающие:

- формирование  и развитие логического мышления;

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение  учитывать в своей работе заданную систему требований);

- развитие речи и словарного запаса;

- развитие быстроты реакции.

Воспитательные:

- формирование положительной мотивации к учению.

- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

- формирование умения работать в группе (при групповых занятиях).

Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностного развития школьника.        

  Формы проведения занятий – индивидуальная. Форма работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных методов и приемов, так и инновационных (рисуночные тесты, рисование под музыку, сказкотерапия и т.д.). Традиционные методы, используемые на занятиях, обогащаются игровыми ситуациями. Программа предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.  

 Планируемые результаты освоения

  • Создание комфортных развивающих условий для обучающихся с ОВЗ, способствующих развитию познавательных процессов и личностных особенностей обучающегося.
  • В результате обучения по данной программе обучающийся должен научиться:

-логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,   классификации, систематизации;

- увеличить скорость и гибкость мышления

-  выделять существенные признаки и закономерности предметов;

-  сравнивать предметы, понятия;

-  обобщать и  классифицировать понятия, предметы, явления;

-  определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

-  концентрировать, переключать своё внимание;        

- развивать свою память;

- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнить задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
- находить несколько способов решения задач.

 Содержание программы

                                                         

Развивающие занятия.

Раздел 1. Диагностический блок

     Занятие 1. Знакомство с программой и обучением. Диагностика развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер. 1.Исследование восприятия пространства, времени, цвета, величины. (Упражнения «Игровая школа мышления» О.А. Степанова, «Какого цвета предметы?», «Назови такой же», «Поиск по признакам»).

2.Исследование устойчивости внимания. (Методики «Корректурная проба», «Знаковый тест»),

3.Исследование зрительной, слуховой, логической памяти. (Методики «Запомни фигуры», «Запомни слова», «Запомни числа»).

4.Исследование словесно – логического, наглядно – действенного мышления.

     Занятие 2. Диагностика развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер.

Раздел 2. Развивающие занятия.

     Занятие 3- 4. Упражнения на развитие вербально – логического мышления. «Сделай равенство верным», «Вставь по аналогии», «Подбери выражения», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

     Занятие 5-6. Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей. «Вставь недостающий слог», «Составь слова», «Найди антонимы», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

     Занятие 7-8. Упражнения на развитие вербально – логического мышления. «Вставь букву «а», «Вставь недостающий слог», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

      Занятие 9-10 Упражнения на классификацию различным способом. «Найди лишнее слово», «Найди названия животных», «Вставь пропущенное слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же картину». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

     Занятие 11-12 Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему. «Запиши одним словом», «Восстанови слова», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

     Занятие 13-14 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. «Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Расшифруй», «Запиши одним словом», «Нарисуй такую же картину». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

     Занятие 15-16  Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему. «Вставь недостающее слово», «Продолжи числовой ряд», «Получи новое слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

     Занятие 17-18 Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей. «Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Найди антонимы», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

     Занятие 19-20 Упражнения на развитие вербально – логического мышления. «Найди похожие слова», «Запиши одним словом», «Найди пропущенные числа», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

     Занятие 21-22 Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти. «Восстанови слова», «Расшифруй», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

     Занятие 23-24 Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений. «Составь третье слово», «Допиши стихотворение», «Восстанови слова», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такой же замок». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

     Занятие 25-26 Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу, классификации. «Из двух слов составь одно», «Какой фигуры не хватает?», «Проведи аналогию», «Сделай равенство верным», «Нарисуй такую же рыбку, но в зеркальном отражении». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

     Занятие 27-28 Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей. «Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Из двух слов составь одно», «Проведи аналогию», «Нарисуй такую же лису, но в зеркальном отражении». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

     Занятие 29-30 Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей. «Получи новое слово», «Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

      Занятие 31-32 Упражнения на развитие вербально–логического мышления. «Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Анаграммы», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такого же крокодила, но в зеркальном отражении». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

      Занятие 33-34 Упражнения на развитие  концентрации и избирательности внимания. «Найди все слова в строчках», «Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же сову». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

      Занятие 35-36 Упражнения на развитие вербально–логического мышления. «Восстанови слова», «Какой фигуры не хватает?», «Выбери два главных слова», «Составь анаграмму», «Нарисуй такую же лодку, но в зеркальном отражении». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

    Занятие 37-38 Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания.  «Расшифруй», «Из двух слов составь одно», «Расставь знаки», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

    Занятие 39-40  Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

«Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово», «Составь анаграмму», «Нарисуй кабана в зеркальном отражении», «Какой фигуры не хватает?». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

     Занятие 41-42 Упражнения на развитие вербально–логического мышления. «Из двух слов составь одно», «Найди общее название», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же картину, но в зеркальном отражении». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

     Занятие 43-44 Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений. «Вставь по аналогии», «Составь третье слово», «Соедини слоги», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такой же автомобиль, но в зеркальном отражении». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

     Занятие 45-46 Упражнения на развитие вербально–логического мышления. «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Найди пропущенные числа», «Найди общее название», «Восстанови рисунок по коду». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

     Занятие 47-48 Упражнения на развитие вербально–логического мышления. «Вставь недостающее слово», «Вставь по аналогии», «Найди общее название», «Нарисуй вторую половину замка», «Какой фигуры не хватает?». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

     Занятие 49-50 Упражнения  на развитие ассоциативного мышления. «Найди общее название», «Найди пропущенные числа», «Какой фигуры не хватает?», «Вставь недостающее слово», «Восстанови рисунок по коду». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

     Занятие 51-52  Упражнения на развитие  меж понятийных связей. «Найди общее название», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рассказ», «Дорисуй вторую половину робота». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

     Занятие 53-54  Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений. «Анаграммы», «Грамматическая арифметика», «Вставь недостающее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такого же лебедя, но в зеркальном отражении». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

    Занятие 55-56 Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей. «Грамматическая арифметика», «Найди слова в слове», «Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такай же вертолёт, но в зеркальном отражении». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

     Занятие 57-58  Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. «Найди животное», «Расставь знаки», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же змею». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

    Занятие 59-62 Упражнения на развитие вербально–логического мышления. «Проведи аналогию», «Расставь знаки», «Закончи выражения», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такого же жирафа, только в зеркальном отражении». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

     Занятие 63-66 Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей. «Вставь недостающее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Проведи аналогию», «Составь цепочку слов», «Нарисуй такую же голову лошади, но в зеркальном отражении». Упражнения программы «Адалин» (компьютерная версия)

Раздел 3. Диагностический  блок.

    Занятие 67-68 Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер

Календарно-тематическое планирование

 п/п

Тема занятия

Дата

План

Факт

1. Блок диагностический

1.

Диагностика познавательной сферы  развития.

1. Исследование восприятия пространства, времени, цвета, величины. (Упражнения «Игровая школа мышления» О.А. Степанова, «Какого цвета предметы?», «Назови такой же», «Поиск по признакам»).

2. Исследование устойчивости внимания. (Методики «Корректурная проба», «Знаковый тест»)

2.

Диагностика познавательной сферы  развития.

1.Исследование словесно-логического, наглядно-действенного мышления. 

2.Исследование зрительной, слуховой, логической памяти. (Методики «Запомни фигуры», «Запомни слова», «Запомни числа»).

3.

Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

4.

Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

5.

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.

6.

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.

7.

Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

8.

Упражнения на развитие вербально-логического мышления.

9.

Упражнения на классификацию различным способом.

10.

Упражнения на классификацию различным способом.

11.

Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему.

12.

Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему.

13.

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

14.

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

15.

Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему.

16.

Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему.

17.

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.

18.

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.

19.

Упражнения на развитие вербально – логического мышления.

20.

Упражнения на развитие вербально – логического мышления.

21.

Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти.

22.

Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти.

23.

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений

24.

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений

25.

Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу, классификации.

26.

Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу, классификации.

27.

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.

28.

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.

29.

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.

30.

Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.

31.

Упражнения на развитие вербально–логического мышления.

32.

Упражнения на развитие вербально–логического мышления.

33.

Упражнения на развитие  концентрации и избирательности внимания.

34.

Упражнения на развитие  концентрации и избирательности внимания.

35.

Упражнения на развитие вербально–логического мышления.

36.

Упражнения на развитие вербально–логического мышления.

37.

Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания.  

38.

Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания.  

39.

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

40.

Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.

41.

Упражнения на развитие вербально–логического мышления.

42.

Упражнения на развитие вербально–логического мышления.

43.

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений.

44.

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений.

45.

Упражнения на развитие вербально–логического мышления.

46.

Упражнения на развитие вербально–логического мышления.

47.

Упражнения на развитие вербально–логического мышления.

48.

Упражнения на развитие вербально–логического мышления.

49.

Упражнения  на развитие ассоциативного мышления.

50.

Упражнения  на развитие ассоциативного мышления.

51.

Упражнения на развитие  меж понятийных связей.

52.

Упражнения на развитие  меж понятийных связей.

53.

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений.

54.

Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений.

55.

Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей.

56.

Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей.

57.

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

58.

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

59.

Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.

60.

Упражнения на развитие вербально–логического мышления.

61.

Упражнения на развитие вербально–логического мышления.

62.

Упражнения на развитие вербально–логического мышления.

63.

Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей.

64.

Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей.

65.

Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей.

66.

Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей.

67.

Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер

68.

Диагностика динамики развития когнитивных и эмоционально-волевой сфер

ИТОГО

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)

Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов

Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...

Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся с ОВЗ

При составлении рабочей программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные авторами ведущих специалистов в области логопедии  ...