Курс занятий с элементами тренинга «Третья климатическая зона».
план-конспект занятия по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Вернова Юлия Николаевна

Данный курс занятий предназначен для формирования и укрепления психологического климата в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_ps_klimat_5_klass.docx70.13 КБ

Предварительный просмотр:

Курс занятий с элементами тренинга

 «Третья климатическая зона».

Составила психолог Вернова Юлия Николаевна.

Цель: формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе.

Задачи: познакомить детей с понятием «психологический климат»;

Развивать доброжелательное отношение друг к другу;

Научить свободно и творчески мыслить, раскрывать и реализовывать собственный потенциал;

Объединить, сплотить класс через совместное выполнение проекта.

Занятие первое.

«Знакомство с понятием психологический климат.»

Задача: дать определение понятия «социально-психологический климат» и раскрыть его составляющие.

Ход занятия.

Приветствие «Эстафета хороших известий»

Цель: Создание атмосферы психологического комфорта в группе

Ход упражнения:

 Психолог. Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (на этой неделе). Причем, пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий, то есть передайте мячик соседу, и так по кругу.

Основная часть.

      Психологический климат – это настроение коллектива, моральная и психологическая атмосфера, пропитывающая взаимоотношения его участников.  Психологический климат существует и в группе по интересам, и в семье, и на учебе, и в любой коллективной деятельности. От атмосферы, царящей в группе, зависит успех этой деятельности и здоровье каждого из ее участников. Создание благоприятного психологического климата входит в мероприятия по профилактике психосоматических заболеваний, конфликтов, неврозов.

Психологический климат – характер эмоций, возникающих во взаимоотношениях людей, основанных на их симпатиях, совпадении интересов, характеров и склонностей. Психологический климат включает 3 сферы:

  • Социальный климат – осознание целей и задач всеми участниками, соблюдение прав и обязанностей.
  • Моральный климат – ценности, принятые в группе. Их единство, принятие, согласованность.
  • Собственно психологический климат – неофициальные отношения в коллективе.

Особенность психологического климата как феномена – его создает сам человек, он способен влиять на климат, улучшать и изменять. Психологический климат бывает благоприятным и неблагоприятным. Для первого характерно:

  • доброжелательное отношение участников друг к другу;
  • дух товарищества;
  • адекватная взаимная требовательность, обуславливающая творческую эффективную деятельность;
  • взаимопомощь;
  • радость от общения и открытость коммуникаций;
  • безопасность и комфорт;
  • оптимизм;
  • уверенность в себе и коллективе;
  • возможность свободно и творчески мыслить, раскрывать и реализовывать собственный потенциал.

Но стоит отметить, что сочетание взаимной требовательности и взаимопомощи обязательно. Одна лишь взаимопомощь превратится во вседозволенность, «братское» отношение, что со временем создаст неблагоприятный климат.

Неблагоприятный, или нездоровый климат включает в себя противоположные характеристики:

  • пессимизм;
  • недоверие и неуважение;
  • холодность и скрытность в отношениях;
  • сдерживание личностного потенциала;
  • раздражительность;
  • напряженность и конфликтность;
  • неуверенность;
  • непонимание;
  • страх ошибки, наказания и непринятия;
  • подозрительность.

Отмечено, что здоровый климат повышает производительность и эффективность труда. Неблагоприятный климат вызывает частые случаи нарушения безопасности и на 20 % снижает обучаемость.

Здоровый климат удовлетворяет потребности его участников и не противоречит общественным нормам и ценностям.

Игра «Дотронься до цвета».

  По команде психолога необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра "на вылет", то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет,  касаться цветов можно.

Заключительная часть.

Осознание понятия «психологический климат». Подведение итогов, выражение благодарности за активное участие в занятии.

Занятие второе. «Половина пути».

Приветствие «Эстафета хороших известий»

Цель: Создание атмосферы психологического комфорта в группе

Ход упражнения:

Психолог. Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (на этой неделе). Причем, пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий, то есть передайте мячик соседу, и так по кругу.

Основная часть.

Игра-тест "Альпинист". 

В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса.

На доске делается рисунок (рис.1) и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров ! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до 10), подумайте и ответьте".

http://festival.1september.ru/articles/524401/1.gif

Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.)

 Игра-проект "Символика моего класса"

"Видите, ребята, что мы только чуть больше половины пути прошли. Давайте попробуем покорить вершину все вместе! Вы готовы? (Ответ детей.)

Попробуем!? С чего же начать? Знаю! Чем отличается Россия от других стран? А какие атрибуты? (Флаг - триколор, герб - двуглавый орел, гимн.) Они символизируют наше государство, в котором мы все живем - Россию!

Есть идея: а что если мы придумаем герб (символ, эмблему) класса и девиз - краткое изречение, выражающее суть нашего объединения - класса. Предлагаю поработать над проектами герба и девиза класса. Главное условие - они, эти символы, должны выразить мнение всех и способствовать объединению. Вы согласны?.. (Ответ детей.) Тогда начинаем. Нам понадобятся цветные карандаши и, главное, хорошее настроение.

1 этап "Объединение": Работу мы выполнять будем в группах по 4 человека. Для того чтобы образовать группы, каждому из вас необходимо подойти ко мне и взять фрагмент картинки, а после найти еще 3 человек, у которых находятся оставшиеся три части картинки. В результате сложить части и получится целое. Эта работа оценивается по двум критериям: 1 - быстрота объединения в группу и 2 - вежливость и такт при объединении. Таким образом, действия каждого участника оцениваются по пятибалльной шкале, а сумма оценок четырех участников - это результат (балл) группы!

2 этап: Раздаются ватманы, из расчета по половине листа на группу. Дается установка на то, что сейчас от каждого в группе зависит общий итог работы. Психолог также говорит о том, что защита проектов будет проходить по трем номинациям:

  • название класса;
  • девиз класса (краткое изречение, можно привести любой пример);
  • символ класса.

Главное условие - проект должен объединить весь класс.

3 этап: Защита группами своих проектов.

 Обсуждение (какие работы понравились больше, какие трудности и удачи испытали при работе над проектом, все ли мнения учитывались)

Заключительная часть. Обсуждение (какие работы понравились больше, какие трудности и удачи испытали при работе над проектом, все ли мнения учитывались)

Занятие третье. «Законы и правила»

Приветствие «Эстафета хороших известий»

Цель: Создание атмосферы психологического комфорта в группе

Ход упражнения:

Психолог. Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (на этой неделе). Причем, пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий, то есть передайте мячик соседу, и так по кругу.

Основная часть.

Упражнение "Создание правил и законов нашего класса".

Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть вам понятны, должны   приниматься вами. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Вы должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.

Психолог напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми.

Творческое задание ребятам: методом "мозгового штурма" разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования - записать на листе ватмана и поставить подписи.

Игра "Гусеница". Класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.

Заключительная часть.

Обсуждение принятых правил, осознание сплоченности коллектива и действия по правилам для дальнейшего развития учеников в отдельности и всего класса в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-деловая игра "Кругосветное путешествие" на итоговом занятии по теме "Климат и климатические ресурсы".

Цель данного урока - определить уровень усвоения обучающимися основных понятий и терминов по теме "Умения работать с климатическими картами и климатограммами"....

программа по курсу "Профминутки с элементами музейной педагогики"

С.С.Самарова, воспитатель высшей категории Социальная защита нужна человеку не только в период обучения в школе, но и после ее завершения. Хотя рынок создает условия для свободы выбора жизненного...

Программа элективного курса по алгебре «Элементы комбинаторики и теории вероятностей».

Элективный курс «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» предназначен для учащихся 9 классов и носит предметно-ориентированный характер.  При решении многих практических задач приходится вы...

Программа элективного курса "Экология с элементами краеведения"

Элективный курс «Экология с элементами краеведения » направлен на расширение знаний по экологии, способствует самоопределению школьников относительно профиля образования. Идея курса - повы...

Конспект занятия «Радужные пузыри» - познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей средней группы.

Конспект занятия «Радужные пузыри» - познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей средней группы.Тема: Радужные пузыри.Цель: Упражнять детей в использовании органов чувств при обс...

Рабочая программа по курсу «Занятия с элементами нейропсихологической коррекции» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант)

  Рабочая программа по курсу «Занятия с элементами нейропсихологической коррекции» для  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса (2 ва...