Выступление на совещании для классных руководителей "Школьная служба примирения...Что это такое?"
материал по психологии

Подоксенова Ирина Владимировна

Что же такое Школьная служба примирения?

Школьная служба примирения – служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы. Служба примирения работает с конфликтами всех уровней: между учениками; между учениками и учителями; внутри педагогического коллектива; с конфликтами с участием родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_soveshchanii_po_shsm_7.02.17.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на совещании для классных руководителей по теме «Школьная служба медиации»

от 07.02.17

Ребенок большую часть времени проводит в школе, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на ребенка и на его дальнейшую судьбу. Именно в школе он учится строить отношения с окружающими. Если за время обучения подросток не освоил допустимые в обществе способы взаимодействия с другими людьми, возникает риск, что в дальнейшем он не сможет выстраивать отношения или сам станет отвергаемым. Это проявляется в виде правонарушений, попыток суицида, конфликтов, примыкания к различным группировкам и пр.

Конфликты существовали всегда, и, к сожалению, будут существовать всегда. Нет ни одной школы, в которой бы не происходили конфликты, нет ни одного ребенка, который не был бы если не участником, то хотя бы свидетелем конфликта.

Как реагирует школа на конфликт?

Основной механизм решения конфликтов в любой школе - это административные меры: замечание в дневник, вызов родителей в школу, полиция, КДН. Также привлекаются специалисты социально-психологической службы, которые пытаются решать проблемы ребят. К сожалению, традиции «похода к психологу» в нашей стране еще нет, поэтому не в каждой школе, как педагоги, так и учащиеся  прибегают  к такого рода помощи.

Поэтому в 2012 году сотрудниками московского Центра судебно-правовой реформы было принято решение создать альтернативный способ решения этой проблемы – ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ (МЕДИАЦИИ). Идея понравилась в регионах, и школьные службы примирения появились во многих образовательных учреждениях России. В Советском районе такие службы появились в 2016 году. Наше образовательное учреждение тому не исключение. В состав Школьной службы примирения МБОУ гимназии входят:

Антонова В. М. – куратор службы,

Подоксенова И. В. – педагог-психолог,

Жутикова Л. С. – педагог-психолог,

Бабкина И. А. – социальный педагог,

Скобелкина С. П. – учитель начальных классов.

Что же такое Школьная служба примирения?

Школьная служба примирения – служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы. Служба примирения работает с конфликтами всех уровней: между учениками; между учениками и учителями; внутри педагогического коллектива; с конфликтами с участием родителей.

Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу, настроены агрессивно. Поэтому на встрече сторон нужен медиатор - нейтральный посредник, ведущий встречи, - который не будет никого ни обвинять, ни защищать, будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. При этом ответственность за разрешение ситуации принадлежит самим сторонам, и только они сами принимают решение по поводу своей ситуации. Конечно, сразу стороны могут быть не готовы к подобному диалогу. Для подготовки сторон к примирительной встрече проводятся предварительные встречи с каждым участником. На такой встрече ведущий дает участнику возможность рассказать свою версию и обсудить причины произошедшего, помогает выговориться, притупить агрессивные чувства, стать способным слушать и воспринимать другого человека.

Целью программы примирения конфликтующих сторон является создание условий для проведения конструктивного диалога между сторонами с тем, чтобы они поняли друг друга, приняли на себя ответственность за произошедшее и самостоятельно выработали совместное решение по устранению конфликта, заглаживанию нанесенного вреда и налаживанию дальнейших взаимоотношений так, чтобы исключить повторение произошедшего. Ведущий не уговаривает человека участвовать в примирительной встрече. Участие в программе может быть только добровольным, то есть в случае отказа хотя бы одной из сторон встреча не проводится.

Важнейшим принципом медиации является конфиденциальность. Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не выносится вовне, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно.

Как показывает практика, подобные примирительные процедуры позволяют не только снять эмоциональное негативное напряжение участников конфликта, не только дают возможность высказать свое мнение на ситуацию, а так же услышать мнение противоположной стороны, но и позволяют не доводить конфликтные ситуации  до судебных разбирательств.

Порядок работы Школьной службы медиации

1. Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения, родителей.

2. Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно.

3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.

4. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и родители, и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.

5. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет,  примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

6.  В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.

7. Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба медиации может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.

Что даёт участие в школьной службе примирения?

Подростку, совершившему правонарушение:

  •  осознать причины своего поступка и его последствия,
  • загладить причиненный вред,
  • вернуть к себе уважение, восстановить отношения, которые, возможно, были нарушены.

Потерпевшему:

  • Избавиться от негативных переживаний и желания отомстить,
  • Убедиться в том, что справедливость существует.

      Родителям и педагогам:

  • Помочь ребенку в трудной жизненной ситуации,
  • Способствовать развитию у него ответственного и взрослого поведения.

.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Служба примирения"

Упражнения на снижение агрессии, антипатии в классном коллективе,    устранение межличностных конфликтов...

Служба примирения

В нашей школе работает Служба Примирения.Накоплен интересный опыт по разрешению конфликтных ситуаций....

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения"

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения" для детей 13-16 лет включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование на 34 уч. ча...

Выступление "Из опыта работы школьной службы примирения"

Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путём....

СЦЕНАРИЙ ВЫСТУПЛЕНИЯ АГИТБРИГАДЫ ВОЛОНТЕРОВ Школьной службы примирения

Материал разработан  для проведения общешкольного мероприятия " Школа - территория безопасности"...

Выступление на совещании классных руководителей "Буллинг: методы профилактики и коррекции"

Цель: повышение психологической компетентности классных руководителей по проблеме буллинга, методах профилактики и коррекции....

"Школьная служба примирения" выступление на РМО

Живя в этом мире, человек конфликтует не только с собой, но и с окружающими. Так было, есть и будет. Причин конфликтов – море безбрежное. Школа – является тем местом, где ребёнок пров...