Выступление на совещании классных руководителей "Буллинг: методы профилактики и коррекции"
методическая разработка по психологии

Подоксенова Ирина Владимировна

Цель: повышение психологической компетентности классных руководителей по проблеме буллинга, методах профилактики и коррекции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soveshchanie_bulling.docx36.62 КБ
Файл bulling_metody_profilaktiki_i_korrektsii.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на совещании классных руководителей по теме

«Буллинг: методы профилактики и коррекции»

Слайд 2

Травля детей сверстниками – одна из наиболее распространенных проблем в детских коллективах.

Долгие годы травля считалась неизбежным злом, чем-то вроде неприятной, но неопасной детской болезни, которая «сама пройдет», а обиды «до свадьбы заживут». Но в настоящее время исследования показывают, что опыт травли вовсе не безобиден и может иметь серьезные последствия.

Травля буквально способна отравить ребенку детство, сделать школьные годы вовсе не «чудесными», а ужасными.

Что происходит с ребенком, которого травят в школе? Давайте попробуем это представить. Вообразите, на минуту, что ваша жизнь в педколлективе проходит так:

Утром вы приходите на работу в свою школу. В вестибюле вы видите своих коллег, но никто не здоровается, при виде вас все демонстративно отворачиваются и отодвигаются. Вы проходите, слыша сзади смешки и шепот. В вашем классе сегодня контрольная, и вы заранее пишете условие на доске. А когда начинаете урок и открываете доску, видите, что задание кто-то стер, а вместо него нарисовал неприличную картинку и написал ваши инициалы. Вы краснеете, хватаете тряпку, ученики смотрят на вас, им и жалко вас, и смешно. Вы хотите заглянуть в свой ежедневник, чтобы восстановить задание – и не можете его найти, его нет на месте. Позже вы находите его в углу туалета, со следами ног на страницах. После уроков вы приходите на педсовет, садитесь. Тут же все сидящие рядом встают и демонстративно отсаживаются подальше. И так каждый день. Однажды вы срываетесь и кричите. Вас вызывают к директору и отчитывают за недопустимое поведение. Вы пытаетесь пожаловаться и слышите в ответ: «Нужно уметь ладить с коллегами!»

 Ваше самочувствие? Как долго вы сможете выдержать это? Как скоро у вас появятся последствия из списка выше: неспособность сосредоточиться, нежелание идти в школу, неуверенность в себе, тревожное и депрессивное состояние, болезни и нежелание жить? А ведь вы – взрослый человек, у которого есть свой дом и друзья, опыт успехов, устойчивый образ себя. Вы можете потребовать объяснений, можете написать жалобу, наконец, можете просто уволиться. Ребенок гораздо более беззащитен. Защищать его обязаны взрослые.

Слайд 3

Буллинг достаточно близок по своей структуре к межличностному конфликту, тем не менее он отличается следующими характеристиками:

  • буллинг по времени более длителен, нежели конфликт;
  •  физические и психологические силы жертвы буллинга и агрессора совершенно не сопоставимы по своему потенциалу;
  •  типы поведения участников ситуации буллинга имеют четкую структуру;
  • в конфликте обе стороны так или иначе могут отстаивать свою позицию, тогда как в буллинге только одна сторона «обладает» правами, другой стороне этого права не дают.

Конфликт – это две активные противоборствующие стороны, а буллинг – это угнетение одной стороны другой.

Таким образом, можно выделить следующие характеристики буллинга: 

  • умышленность и регулярность;
  • неравенство сил;
  • четкое распределение ролей;
  • буллинг не заканчивается сам по себе.

Повод для буллинга может быть самым разным. Поэтому пострадать от травли может любой ученик. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии.

Буллинг ухудшает социальный климат в любом сообществе.

От последствий травли страдает не только тот, кому не повезло оказаться в роли жертвы. Ситуация травли в классе погружает в стресс всех детей, ведь если у нас так – можно, если травля – в порядке вещей, значит, нельзя быть уверенным, что завтра этого не сделают со мной, нельзя расслабиться ни на минуту. Стресс истощает детскую психику, не дает сосредоточенно работать, не оставляет места учебной мотивации, развитию способностей, творчеству.

Слайд 4

ОШИБКИ ВЗРОСЛЫХ

                Часто взрослые, сталкиваясь с травлей в детском коллективе, совершают типичные ошибки, которые приводят к тому, что ситуация травли консервируется или даже усугубляется. Итак, чего не надо делать в случае травли.

Слайд 5

  1.  Ждать, что само пройдет. Само не проходит. Если взрослые не занимаются атмосферой в детской группе, травля сама по себе никуда не денется.

Слайд 6

  1.  Путать травлю и непопулярность. Никто никому не обязан, чтобы его все любили и хотели с ним дружить. Не могут быть все одинаково популярны. Многим детям, кстати, и не нужна особая популярность в классе, они вполне без нее проживут. Они могут быть от природы интровертны, застенчивы или просто душой принадлежать совсем к другой группе. Но они хотят одного – безопасности. И имеют на нее полное право.

                Суть травли – не в том, что кто-то кого-то не любит. Суть травли – насилие, а это уже вопрос нарушения прав.

                Педагоги, сводящие все к непопулярности, часто искренне стараются исправить дело. Они обращают внимание группы на достоинства жертвы, пытаются повысить ее рейтинг особыми поручениями и т. д. И это все может сработать при одном условии: травля как насилие УЖЕ прекращена. Если нет – любые достоинства жертвы в глазах группы, будут мгновенно превращены в недостатки. Выиграл олимпиаду – «ботан». Помог кому-то – «подлиза». Нарисовал хорошо – «мазила». В грязной атмосфере насилия не пробьются ростки интереса и уважения. Сначала надо провести дезинфекцию.

Слайд 7

  1. Давить на жалость. Пытаться объяснить агрессорам, как жертве плохо и призывать посочувствовать. Не поможет чаще всего. Только укрепит их в позиции сильного, который хочет казнит, хочет милует. Обычно агрессоры потому и травят, что очень хорошо знают, каково жертве, и боятся оказаться на ее месте.

Описывая ситуацию с точки зрения жертвы, ни в коем случае не говорите: «Представляете, как ему плохо, как он несчастен?». Только: «Как было бы вам в такой ситуации? Что чувствовали бы вы?»

Слайд 8

4. Принимать правила «игры». Это самое важное, пожалуй. Ситуация травли сдвигает «точку нормы». Через какое-то время всем кажется, что так и надо. Любая ситуация насилия провоцирует выбор: либо «меня бьют, потому что я слабый, и всегда будут бить», либо «меня бить не будут, потому что я сильный и бить буду я». Обе эти позиции базируются на одном и том же убеждении о том, как устроен мир. А именно: «сильный бьет слабого». И часто взрослые, пытаясь помочь, на самом деле подкрепляют эту картину мира. Ребенок за всеми этими словами «Учись налаживать отношения» или «Дай сдачи» слышит: «Тебя никто не защитит, даже не надейся. Справляйся сам, как знаешь». Поэтому нужно идти на конфронтацию, но не конфронтацию с конкретными детьми, а конфронтацию с правилами игры по которым сильный имеет право бить слабого, с травлей как насилием, как болезнью, с тем, чего не должно быть, что нельзя оправдывать.

Слайд 9

ПОЛЕЗНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ

Слайд 10

  1.  Присвоить проблему. Любая проблема решается только тогда, когда есть тот, кто ее решает, кто берет на себя ответственность. Мы помним, что травля – болезнь группы, значит, работать с ней должен тот человек, который общается с группой и руководит ей, кто может задавать правила игры. То есть классный руководитель. В идеале весь педагогический коллектив должен иметь общий взгляд на проблему травли и всем должны быть известны алгоритмы согласованных действий в случае, когда кто-то заметил в одном из классов травлю. Чем более единую, согласованную профессиональную реакцию взрослых получает детская группа, тем быстрее разрешается проблема.
  2. Назвать явление. Никаких «У Пети Смирнова не ладится с одноклассниками». Когда ребенка намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут, портят его вещи, когда его толкают, бьют, обзывают, подчеркнуто игнорируют – это называется «травля». Насилие. Пока не назовете происходящее своим именем, ничего не получится сделать. Неназванную проблему решать невозможно.

        Не менее важно назвать явление самим детям. Дети часто не осознают, что именно делают. У них в голове это называется «мы так играем». Мальчики, которых застали за перекидыванием рюкзака одноклассника, со слезами мечущегося между ними, могут сказать: «мы просто играли». Нет, это не игра. Игра – это когда весело всем. И когда все играют добровольно. Дети должны услышать это от взрослого: то, что вы делаете – не невинная забава, не игра и не шутка, это травля, это насилие, и это недопустимо.

         3. Дать однозначную оценку травле. Травля – это недопустимо, это плохо! Люди могут быть очень разными, они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке. Люди на то и люди, что они способны научиться быть вместе и работать вместе, используя свои различия для общего успеха.

        4. Обсуждать травлю как проблему группы. Нужно дать понять детям, что вы знаете, что происходит в классе, что не намерены с этим мириться и обозначить травлю как болезнь группы: «Вот если человек не моет руки, он может подхватить инфекцию и заболеть. А если группа использует грязные способы общения, она тоже может заболеть – травлей. Это очень грустно, это всем вредно и плохо. И давайте-ка вместе срочно лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс. Мы все в одной лодке, это наша общая проблема, давайте вместе ее решать». Это позволит зачинщикам сохранить лицо и даже предоставит им возможность хотя бы попробовать примерить роль позитивной «альфы», которая не обижает других, а заботится о группе.

        С детьми постарше можно посмотреть и обсудить фильм «Чучело». С младшими школьниками можно посмотреть мультфильм «Гадкий утенок».

  1. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор. Результат не будет прочным, если дети просто примут к сведению формальные требования учителя. Задача – вывести их из «стайного» азарта в осознанную позицию, включить моральную оценку происходящего.

        Можно предложить детям оценить, каков их вклад в болезнь класса под названием «травля». 1 балл – это «я никогда в этом не участвую», 2 балла – «я иногда это делаю, но потом жалею», 3 балла – «травил, травлю и буду травить, это здорово». Пусть все одновременно покажут на пальцах – сколько баллов они поставили бы себе? Если буллеры не поставили себе «три», то ни в коем случае нельзя пытаться их уличить в этом. Наоборот, лучше сказать: «Как я рад, что никто из вас не считает, что травить – это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечить наш класс».

        Если группа очень погрязла в удовольствии от насилия, конфронтация может быть более жесткой. Например, можно перечитать с детьми сказку «Гадкий утенок», тот отрывок, в котором описана травля утенка другими птицами, и сказать примерно следующее: «Обычно, читая эту сказку, мы думаем о главном герое, об утенке. Нам его жаль, мы за него переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о вот этих курах и утках. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А куры и утки? Они так и останутся тупыми и злыми, неспособными ни сочувствовать, ни летать. Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто он-то в этой истории. Неужели среди вас есть желающие играть роль тупых злобных кур? Каков ваш выбор?».

6. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт. Важно запустить новую динамику развития коллектива. Достаточно просто вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе. Например, «У нас никто не выясняет отношения кулаками. У нас не оскорбляют друг друга. У нас не смотрят спокойно, как над кем-то издеваются – это немедленно прекращают». Правила выписываются на большом листе и за них все голосуют. Еще лучше – чтобы каждый поставил подпись, что обязуется их выполнять. Этот прием называется «заключение контракта». Если правила кто-то нарушает, ему могут просто молча указать на плакат с его собственной подписью.

        7. Поддержка позитивных изменений. Очень важно чтобы взрослый, который взялся решать проблему травли, не бросал это дело. Он должен регулярно спрашивать, как дела, что удается, что трудно, чем помочь. Важно, чтобы группа постоянно получала заинтересованный интерес от авторитетного взрослого и по-прежнему считала победу над травлей своим общим делом.

        Никогда не отстраняйтесь от детей-обидчиков. Если вы будете обижаться, кричать или даже публично унижать учеников, то вы, сами того не осознавая, поступите с ними ровно так же, как они поступали со своим одноклассником.

        8. Гармонизировать иерархию. Вот теперь пора думать про популярность. Про то, чтобы каждый имел признание в чем-то своем, мог предъявить себя группе, быть полезным и ценным в ней. Праздники, конкурсы, походы, игры на командообразование – арсенал богатый. Чем дольше группе предстоит прожить в этом составе, тем этот этап важнее. Признак гармоничной групповой иерархии – отсутствие жестко закрепленных ролей «лидеров» и «массовки», гибкое перетекание ролей: в этой ситуации лидером становится тот, в той – другой. Один лучше всех рисует, другой шутит, третий забивает голы, четвертый придумывает игры. Чем больше разнообразной и осмысленной деятельности, тем здоровее группа.

Слайд 11

МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА

        Решение проблем, связанных с травлей, может занимать много рабочего времени классного руководителя. Поэтому лучше предупреждать эту проблему!

        Работа по профилактике буллинга предполагает применение специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих сплочению детского коллектива и, как следствие, – улучшению качества поведения обучающихся.

  1. Уделяйте время профилактике травли. Очень важно проводить классные часы, направленные на профилактику травли, воспитание доброжелательного и уважительного отношения друг к другу, разбирать типичные конфликтные ситуации, чтобы школьники научились правильно реагировать на агрессию и с достоинством выходить из конфликтов.
  2. Реагируйте на любые агрессивные проявления в классе. Не оставляйте ни одно агрессивное проявление ребенка без внимания. Не обвиняйте, а найдите причину его поступка. Если ребенок причинил кому-то психологический или физический вред, сообщите об этом его родителям, которые должны знать о том, как их ребенок проявляет себя в школе.
  3. Создавайте как можно больше возможностей для работы в микрогруппах. Работа в группах внутри класса всегда благотворно влияет на общую атмосферу. Задачи могут быть разными: можно устраивать командные квесты, акции, попросить учителей задавать парные или командные домашние задания. Чем больше будет групповой работы, тем проще одноклассникам будет найти общий язык друг с другом.

        4. Установите и поддерживайте правила класса, направленные на профилактику травли.

        Важным моментом является, чтобы все без исключения обучающиеся понимали, что классный коллектив – это единое целое, где каждый ребенок – это звено огромной и могущественной цепи, где каждый ценен и важен, и буллинг в таком коллективе недопустим. Разработка простых и понятных правил в отношении поведения в ситуации буллинга поможет ученикам занимать единую позицию в отношении проявлений травли, продуктивно взаимодействовать. Обычно правила класса разрабатываются и письменно формулируются вместе с обучающимися. Это можно сделать различными способами. Можно каждому дать задание письменно сформулировать правила, затем разделить учеников на группы, в которых они отберут, скажем, по три правила. Группы выносят свое решение на общее обсуждение, и правила выбираются путем голосования. Список правил вывешивается в классе. Обсуждение подобных правил и принятие будет очень важным шагом профилактики ситуаций травли в классе.

  1. Уделяйте внимание социальному климату класса. Для того чтобы избежать распространения травли в классе необходимо уделять внимание климату и принятым в рамках класса нормам. В классе должно стать «не круто» обижать кого-либо а, наоборот, «круто помогать тем, кого обижают, или тем, кто в этом просто нуждается».

        Также важно проводить больше внеклассных мероприятий, которые способствуют сплочению классного коллектива, формированию командного духа и коллективизма.

  1. Выделяйте сильные стороны каждого ученика. У каждого человека есть положительные качества и сильные стороны. Учитесь видеть эти проявления в каждом ученике. Дайте ученикам понять, что у каждого из них есть то, что им нужно развивать и то, чем можно гордиться.

Слайд 12

        Трудно ли остановить травлю? И да, и нет. У уверенного в себе взрослого с осознанной собственной моральной позицией, имеющего хороший контакт с детьми, это может занять несколько минут. Ему достаточно, увидев травлю в самом начале, выразить детям свое неприятие этой ситуации, и все немедленно стихнет.

        И наоборот, если взрослый, работающий с детской группой, не берет на себя ответственность, ситуация может сохраняться годами, пока не выплеснется в трагедию или дети не уйдут из класса, унося в дальнейшую жизнь опыт насилия. Все зависит от нашей с вами позиции. От того, какие правила приняты в классе – не формальные правила, написанные на стенке, а настоящие, разделяемые в глубине души.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог МАОУ гимназии г. Советский Подоксенова Ирина Владимировна Буллинг: меры профилактики и коррекции

Слайд 2

Буллинг — это постоянные намеренные негативные действия, направленные на одного и того же ребенка со стороны другого ребенка или группы детей.

Слайд 3

БУЛЛИНГ КОНФЛИКТ В буллинге есть неравенство сил В конфликте люди равны Буллинг - длительный процесс Конфликт - более локальный, разовый Нет явного повода У конфликта есть повод Буллинг всегда совершается намеренно Конфликт случаен Поскольку у буллинга нет повода, непонятно, когда он прекратится. Нет четких фаз. У конфликта есть фазы. Он может прекратиться, когда повод исчерпан. Буллинг часто сопряжен с унижением. Конфликт не предполагает явного унижения. Конфликт - борьба интересов.

Слайд 4

ОШИБКИ ВЗРОСЛЫХ

Слайд 5

1. Ждать, что само пройдет

Слайд 6

2. Путать травлю и непопулярность

Слайд 7

3. Давить на жалость

Слайд 8

4. Принимать правила «игры»

Слайд 9

ПОЛЕЗНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ

Слайд 10

Решение проблемы буллинга Присвоить проблему Назвать явление Дать оценку травле Обсуждать травлю как проблему группы Активизировать чувства Сформулировать правила жизни в группе Поддержка позитивных изменений Гармонизация иерархии

Слайд 11

МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА

Слайд 12

ПОМНИТЕ!!! Без нашей поддержки ребенок часто опускает руки…

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с семьей по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения подростков»

В выступлении представлен мой личный опыт работы по профилактике и коррекции отклоняющего поведения подростков....

Профилактика и коррекция девиантного поведения личности: методы и формы работы.

Материал содержит  формы и методы психопрофилактической работы по профилактике и коррекции девиантного поведения личности....

Выступление на совещании для классных руководителей "Школьная служба примирения...Что это такое?"

Что же такое Школьная служба примирения?Школьная служба примирения – служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы. Служба примирения работает с конфликтами ...