Главные вкладки

    Первичная профилактика суицидальных тенденций среди несовершеннолетних в МБОУ гимназии г. Советский.
    рабочая программа по психологии

    Подоксенова Ирина Владимировна

    Многоуровневая модель суицидальной превенции.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Многоуровневая модель суицидальной превенции

    /МБОУ гимназия г. Советский/

    Цель:          профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.

    Задачи: 

    • создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;
    •    изучение особенностей психолого-педагогического статуса  учащихся, с последующим выявлением детей,  нуждающихся в незамедлительной помощи;
    • обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;
    • сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.

     

    Контингент, адресат воздействия:

    • учащиеся
    • педагоги
    • родители
    • участники образовательного процесса

    Ожидаемые результаты:

    Качественные:

    1. Позитивное отношение к себе, другим своим сверстникам и другим взрослым;
    2. Целеустремленность и жизнестойкость в устремлениях к будущему.
    3. Оптимизация детско-родительских взаимоотношений.

    Количественные:

    1. Увеличение количества несовершеннолетних с жизнестойкостью и целеустремленностью на будущее
    2. Улучшение  психологического  климата  в классных коллективах.
    3. Снижение количества детей с нарушением поведения, находящихся  социально-опасном положении.

    I уровень: Общая профилактика

    Цель: повышение групповой сплоченности в школе

    Психолог

    Социальный педагог

    Деятельность

    Программно-методическое обеспечение

    Деятельность

    Программно-методическое обеспечение

    • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся;
    • Формирование  у учащихся позитивного образа «Я»;

    • Повышение уровня психологической культуры всех участников УВП;

    • Комплекс диагностических методик.

    • Уроки психологии (с 5- 11 классы), внеклассные мероприятия, циклы занятий для учащихся 6, 7, 8 классов по Программе профилактики суицидального поведения «Рука в руке»  (по востребованности).

    • Программа «Сохранение здоровья обучающихся и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса».
    • план программных мероприятий

    по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолет-них на 2019-2020 учебный год

    (приложение 1)

    Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних

    Программа внеурочной деятельности «Подросток и закон».

    II уровень: Первичная профилактика

    Цель: сопровождение детей и подростков группы риска

    • Выделение  группы суицидального риска

    • Повышение самооценки, уверенности в себе, развитие адекватного отношения к собственной личности, эмпатии у несовершеннолетних
    • Оказание экстренной помощи, снятие стрессового состояния

    • Повышение психологической компетенции родителей

    • Психопросвещение всех участников УВП.
    • Повышение осведомленности персонала и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации

    •  Алгоритм действий при суицидальном риске учащихся.
    • комплекс психологических тестов по определению тревожных состояний, личностных отклонений подросткового возраста, суицидального риска (поведения);
    • блок психологических тестов по «Родительско-детским отношениям».
    • комплексная программа первичной профилактики наркозависимости, алкоголизма и табакокурения «Сталкер»,
    • Программа профилактики суицидального поведения «Рука в руке»
    • цикл тренинговых занятий  «Конфликты и мы»
    • уроки психологии в 5- 11 классах, внеклассные мероприятия, циклы занятий для учащихся 6, 7, 8 классов по программе профилактики суицидального поведения (по востребованности);
    • индивидуальные консультации, терапия кризисных состояний, работа по посттравматическому синдрому (ПТСР).
    •  Родительские собрания, лектории, индивидуальные и групповые консультации, мини-тренинги.

    Беседы, тренинги, стендовая информация, выступления на педагогических советах, ПМПк  (школьные психолого-медико-педагогические консилиумы), участие в Советах по профилактике.

    • Пополнение «Копилки советов» для родителей и учащихся на сайте гимназии, в разделе психологической службы

    http://86gmz-sov.edusite.ru/p232aa1.html

    • План работы по профилактике суицидального поведения учащихся. (прилож. 1)
    • Выявление учащихся, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    •  Оказание посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации,

    • Формирование правовой культуры учащихся, родителей,

    • Повышение педагогической

     компетенции родителей.

    -  Оказание экстренной помощи, снятие стрессового состояния

    -   Информационное  просвещение учащихся, родителей, педагогов

    Сбор информации о  ребенке, находящемся в трудной жизненной ситуации, наблюдение, беседы, патронаж на дому.

    Индивидуальные консультации.

    Беседы, классные часы, программа кружка «Подросток и закон», родительские собрания, лектории с привлечением специалистов социальных партнеров

    Родительские собрания, лектории, индивидуальные и групповые консультации.

    Беседы, индивидуальные консультации.

    Беседы, стендовая информация, родительские собрания, выступления на педагогических советах, изготовление памяток, буклетов, размещение на официальном сайте МБОУ гимназии, в разделе «Правовая помощь ребенку», «Безопасность»  на официальном сайте МБОУ гимназии  http://86gmz-sov.edusite.ru/p147aa1.html 

    http://86gmz-sov.edusite.ru/p233aa1.html 

    III уровень: Вторичная профилактика

    Цель: предотвращение самоубийства

    • Оценка риска самоубийства (крайняя, серьёзная, умеренная).
    • Информирование межведомственных учреждений, ПНД.
    • Оповещение родителей.
    • Работа по ПТСР с очевидцами происшествия.

    Индивидуальные и групповые консультации, терапия психоэмоционального состояния.

    IV уровень: Третичная профилактика

    Цель: снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев.

    Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев проис-шествия.

    Диагностика повторной попытки на ранней стадии.

    • Психологическая реабилитация через индивидуальные и групповые консультации.
    • Направление к психиатру, клиническому психологу, психотерапевту.
    • Проведение работы с окружением (родители, учителя, друзья, одноклассники суицидента), включая поственцию (облегчение процесса приспособления к реальности после события).

           

    приложение 1.

    ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

    по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних

    на 2019-2020 учебный год

     (МБОУ гимназия г. Советский)

    Содержание работы

    Сроки

    Ответственный

    Профилактические мероприятия по предотвращению суицидальной активности

    Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

    В течение года

    Психолог

    Соц. педагог

    Составление базы данных детей, находящихся в социально – опасном положении, содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи, помощь в оформлении опеки над несовершеннолетним.

    сентябрь

    Соц. педагог

    Определение матрицы социального неблагополучия семей несовершеннолетних.

    по необходимости

    Соц.педагог

    Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска.

    В течение года

    Психолог

    Соц. педагог

    Оказание посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

    По запросу

    Соц. педагог

    Информационная и организационно - посредническая помощь семьям, находящимся в социально – опасном положении: содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи, помощь в оформлении опеки над несовершеннолетним.

    В течение года (по запросу)

    Соц. педагог

    Проведение выездного рейда «Поддержка» по семьям учащихся группы риска.

    по необходимости

    Соц. педагог

    Проведение/участие в заседании Совета профилактики

    Один раз в четверть

    Психолог

    Соц. педагог

    Участие в организации оздоровления и отдыха во внеурочное время детей, находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации

    Каникулярное время

    Соц. педагог

    Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников УВП.

    В течение года

    Психолог,

    Соц. педагог

    Психологическая диагностика

    Исследование социального статуса учащегося (социометрия)

    ежегодно

    Психолог,

    классный руководитель

    Исследование уровня адаптации (1, 5, 10 классы)

    ежегодно

    Психолог

    Исследование уровня тревожности 5, 10, 9 , 11 классы

    ежегодно

    Психолог

    Определение личностных отклонений подросткового возраста.

    По необходимости

    Психолог

    Определение склонности к девиантному поведению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации

    По необходимости

    Психолог

    Диагностическое исследование факторов риска  незаконного  потребления наркотических средств и психотропных веществ (Анкета Г.В.Латышева).

    октябрь

    Психолог

    Аналитическая деятельность по диагностике факторов риска развития наркомании у несовершеннолетних гимназии.

    ноябрь

    Психолог

    Экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированных суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой, 8-11 классы).

    в течение года

    Психолог

    Выявление основных характеристик депрессии несовершеннолетних с учетом их психологических особенностей. Опросник детской депрессии M.Kovacs (1992), адаптированный лабораторией клинической психологии и психиатрии НИИ психологии. (5-7 кл.)

    в течение года

    Психолог

    Тест тревожности (Тест Тэммл Дорки Амен) (1-2 кл.)

    в течение года

    Психолог

    Углубленная диагностика факторов суицидального риска у детей «группы риска»

    по результатам диагностики

    Психолог

    Психологические мероприятия с учащимися,

    направленные на повышение уровня психологической защищенности,

    формирование «антисуицидального» барьера

    «Я – уникальная и неповторимая личность». Формирование позитивного отношения к другим людям (толерантности) (5кл);

    В течение года

    Психолог

    Формирование позитивного образа «Я»  учащихся (через уроки психологии 5-11 кл)

    В течение года

    Психолог

    Цикл занятий по коррекции агрессивного поведения (1-4 кл., 6-8 кл.)

    по запросу

    в течение года

    Психолог

    Коммуникативный мини-тренинг «Сердце» (1 класс). Снятие тревоги первых дней школьной жизни, смягчение процесса адаптации.

    сентябрь

    Психолог

    «Как научиться жить без драки»./Уроки психологии, классные часы, разбор ситуаций/

    октябрь

    психолог, педагог, социальный педагог

    Психологическое занятие «Чего я знаю и чего не знаю». Осознание ценности здорового образа жизни. (6-8 кл.) /Профилактика наркотической и алкогольной зависимости/.

    ноябрь

    психолог, социальный педагог

    Психологическое занятие «Толерантность: жить в мире с другими» (5-11 кл.)

    ноябрь

    Психолог

    «Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом»

    (9-11 кл.)

    ноябрь-декабрь

    Психолог

    Видео-лекция профессора Жданова В.Г. «Алкогольная и наркотическая агрессия против России» (7-11 кл.)

    декабрь

    Психолог

    «Расскажи мне обо мне» /уроки психологии/ (5-11 кл.)

    декабрь-январь

    Психолог

    Тренинг «Быть уверенным – это здорово!». Формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению (8-11 класс)

    январь

    Психолог

    «Мир глазами агрессивного человека».

    февраль

    Психолог

    Психолого-педагогическая поддержка выпускников в период подготовки к ЕГЭ (9,11 кл.)

    апрель

    Психолог

    Определение уровня тревожности у выпускников 9,11 классов

    апрель

    Психолог

    «Способы саморегуляции эмоционального состояния» (9-10 кл.)

    апрель-май

    Психолог

    Занятие «У нас новенький!» (2-4 класс). Организация взаимодействия между детьми для знакомства и принятия нового ученика коллективом класса.

    по запросу

    Психолог

    Игра «Друзья» для учащихся 2-3 классов. Развитие эмпатии, понимания другого, обучение сотрудничеству.

    по запросу

    Психолог

    Психологическое занятие «Открытка от одиночества». Формирование чувства уверенности в собственных силах, способности справиться с жизненными проблемами самостоятельно, развитие эмпатии. (7-11 кл.)

    по запросу

    Психолог

    Консультативное сопровождение учащихся по проблемам поведения, общения учебных трудностей и их личностных особенностей.

    по запросу

    Психолог

    Правовые классные часы

    «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» (6-11 классы);

    по запросу

    социальный педагог

    «Права и обязанности учащихся гимназии» (5-9 классы);

    по запросу

    социальный педагог

    «Пивной фронт. За кем победа?» (6-11 классы);

    по запросу

    социальный педагог

    «Умей сказать «нет»» (5-11 классы);

    по запросу

    социальный педагог

    «Вредные и полезные привычки» (5-11 классы)

    по запросу

    социальный педагог

    Мероприятия с педагогами

    Профилактика школьной дезадаптации 1,5,10 кл.

    в течение года

    психолог

    Совместные воспитательные мероприятия педагогов с учащимися по обсуждению актуальных для них проблем.

    в течение года

    психолог,

    педагоги

     Информационно-обучающий лекторий для педагогов, направленный на расширение знаний о признаках кризисного состояния и возможного предотвращения суицида среди детей и подростков. 

    по запросу

    в течение года

    Психолог, социальный педагог

    Консультативное сопровождение педагогов по проблемам поведения, общения учебных трудностей и личностных особенностей учащихся.

    в течение года

    психолог, социальный педагог

    Психологический тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов.

    март

    педагоги-психологи

    Мероприятия с родителями

    Родительские собрания, лектории:

    • «Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток)»;
    • «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»;
    • Лекторий для родителей по теме «Родителям о самовольных уходах детей из семьи. Причины и профилактика»
    • «Как помочь ребенку в выборе профессии»
    • «Первые трудности подросткового возраста»
    • «Ваш ребенок—пятиклассник»;
    • «Мудрость ангелов» (мини-тренинг)
    • «Школьная служба примирения. Что это такое?»
    • «Интеллектуальная готовность как один из показателей успешного обучения ребенка в школе»
    • «Родители меня не понимают или как услышать подростка»;
    • «Родительская любовь»;
    • «Доброе начало, или Как помочь первокласснику адаптироваться к школе»;
    • «Итоги адаптационного периода первоклассников к обучению в начальной школе»
    • «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»;
    • «Капля никотина убивает верблюда»;
    •  «Понять. Простить. Принять»;
    • «Я бы в дворники пошел… или  Как не отбить у детей желание учиться»;
    • «О любви – взрослые и дети»;
    • «Школьная травля, как  один из подводных камней школьной жизни»;
    •  «Родители и дети – поиски взаимопонимания»;
    • «Агрессия детей: ее причины и предупреждение»
    • «Профилактика потребления несовершеннолетними наркотических средств и психоактивных веществ»
    • «Родителям о самовольных уходах детей из семьи. Причины и профилактика»
    • «Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности родителей и детей»;
    • «Административная уголовная ответственность несовершеннолетних»;
    • «Соблюдение законодательства в рамках  исполнения регионального закона № 109-ОЗ по ХМАО-Югре

    в течение года

    По плану,

    по запросу

    Психолог,

    Соц. педагог

    Консультативное сопровождение родителей по проблемам поведения, детско-родительских отношений, учебных трудностей и личностных особенностей их детей.

    в течение года

    психолог, социальный педагог

    Методический материал об особенностях суицидального поведения, способах «самопомощи» при возникновении саморазрушающих мыслей, о работе «телефонов доверия» и иных служб размещен на сайте МБОУ гимназии в разделе «Психологическая служба», «Методическая копилка»

     http://86gmz-sov.edusite.ru/p232aa1.html

    психолог

    Составители: педагоги-психологи - Жутикова Л. С, Подоксенова И.В,

    социальный педагог   -    Бабкина И.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Представление опыта работы по профилактике негативных явлений среди несовершеннолетних в МБОУ «СОШ №5»

    «Представление опыта работы  по профилактике негативных явлений среди несовершеннолетних в МБОУ «СОШ №5»  Проблема подростков в современном обществе представляет собой одну из самых сл...

    Внеклассное мероприятие по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних

    Внеклассное мероприятие по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних.Цель мероприятия: раскрыть проблему суицидального поведения  среди несовершеннолетних.Задачи мероприятия:...

    Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Палатка преимущественно реализуется в рамках первичной профилактики.

    Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Палатка преимущественно реализуется в рамках первичной профилактики.Целью программы ...

    Многоуровневая модель суицидальной превенции. План программных мероприятий по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2019-2020 учебный год

    В настоящее время проблема противоправного поведения в детской и подростковой среде остается актуальной и насущной. Сменяется вектор девиаций: от злоупотребления алкоголем к уходу от реальности в вирт...

    памятка родителям по профилактике кризисного и суицидального поведения среди несовершеннолетних "Сохраним детям жизнь вместе"

    Детский суицид является одним из самых распространенных трагедий человечества. Его наличие говорит о наличии определенных факторов риска в ближайшем окружении (семья, школа, сверстники и др.) и микрос...