Диагностика ФГОС
материал по психологии

Нуртдинова Ольга Анатольевна

В материале представлены:

- протокол изучения мотивации,  заключение по результатам, рекомендации педагогу (по методике "Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы")

- бланк, протокол изучения ценностных ориентаций, рекомендации классному руководителю по формированию ценностных ориентаций

- протокол изучения психологического климата, сводная таблица, способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе (по методике "Изучение психолого - педагогического климата коллектива")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya.docx76.14 КБ
Файл sotsialno-psihologicheskiy_klimat_v_klasse.docx30.86 КБ
Файл tsennostnye_orientatsii.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол  изучения мотивации в 6А классе

Всего обследовано: 15 человек

ПА

МД

Т

Г

ПА+МД

Т+Г

мотивация

Уровень

БР

27

25

25

18

52

-43

9

IV

БМ

23

27

22

19

50

-41

9

IV

Д Д

28

20

20

12

48

-32

16

III

ЗвА

21

20

25

19

41

-44

-3

IV

КД

28

23

19

17

51

-36

15

III

К А

23

26

24

24

49

-48

1

IV

Л Л

30

27

20

10

57

-30

27

III

ММ

29

27

16

13

56

-29

27

III

МЛ

22

27

22

13

49

-35

14

III

Н Т

26

30

13

11

56

-24

32

II

О Ш

26

26

24

16

52

-40

12

III

П Н

16

25

19

20

41

-39

2

IV

П С

18

26

22

16

44

-38

6

IV

Р Н

23

28

20

11

51

-31

20

III

Х Д

27

26

18

12

53

-30

23

III

Педагог – психолог: ________________ Нуртдинова О.А

Заключение  по  результатам

психодиагностического  исследования

Контингент: учащиеся  класса

Классный руководитель: К. Н.А.

Цель диагностического исследования: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся подросткового возраста

Результат:

Уровень

Описание

Количество учащихся

Ф.И. учащихся

I

Продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему

0

II

Продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному мотиву

1 (7%)

Н Т

III

Средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией

8 (53%)

Д Д., К Д.,

Л Л., ММ.,

М Л., О Ш.,

РН., ХД.

IV

Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению

6 (40%)

Б Р., БМ., ЗА.,

К А., Па Н.,

П С.

V

Резко отрицательное отношение к учению

0

Выводы:  

- большинство учащихся класса относят себя к среднему уровню мотивации с несколько сниженной познавательной активностью;

- отмечается достаточно большое количество учеников со сниженной мотивацией, переживанием «школьной скуки», отрицательным эмоциональным отношением к учению;

- с резким отрицательным отношением к учению учеников нет.

     Рекомендации:

  1. Демонстрировать учащимся собственную заинтересованность материалом, изучаемым на каждом конкретном учебном предмете.
  2. Включать в объяснение примеры из жизненного опыта детей 5 -8 классов.
  3. По возможности старайтесь связать изучаемый материал с его использование в будущем, в конкретной деятельности.
  4. Организовать повторение учебного материала, изученного в предыдущих классах и актуализирующегося на сегодняшнем уроке (или теме).
  5. По возможности теоретические знание учащихся подкреплять на практике.
  6. Не зависимо от академической успеваемости учащегося, постарайтесь создать ситуацию успеха на уроке для каждого учащегося (психологическая поддержка самооценки; использование различных форм опроса, чтобы каждый учащийся имел возможность быть выслушанным; при оценивании ответа дать ребенку обратную связь, т.е. аргументирование оценок).
  7. Чаще использовать коллективные формы работы, учить взаимодействию в группе при выполнении заданий.
  8. Использовать нетрадиционные формы домашних заданий.

Особенности мотивационной сферы учащихся 5-7 классов.

•        В подростковом возрасте укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям.

•        Возникает интерес к способам приобретения знаний.

•        Развиваются мотивы самообразования.

•        Школьник становится гражданином (В.А.Сухомлинский). Он стремится занять позицию «взрослого человека» в отношениях с окружающими, желает понять другого человека и быть понятым, ищет контакты с другими людьми.

•        В этом возрасте ребенок вплотную подходит к осознанию своих мотивов учения и поведения.

Факторы, препятствующие мотивации учения (5-7 классы)

Подросток:

•        не принимает на веру мнение и оценки учителя;  

•        проявляет негативизм в оценках;

•        демонстрирует внешнее безразличие к оценке и мнению учителя;

•        выражает отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, воспроизводящим видам работы;

•        не понимает связи учебных предметов с возможностью их использования в будущем;

•        проявляет избирательный интерес к учебным предметам;

•        отмечается поверхностность и разбросанность интересов;

•        характерна неустойчивость интересов.

Факторы, благоприятствующие мотивации учения (5-7 классы)

На что необходимо опираться, стимулируя мотивацию:

•        потребность во взрослости;

•        общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и детьми;

•        стремление подростка осознать себя как личность, потребность в самоутверждении и самовыражении;

•        стремление к самостоятельности;

•        увеличение широты и разнообразия интересов, их дифференцированность;

•        возрастная устойчивость интересов;

•        развитие специальных способностей.

Педагог – психолог:_________________Нуртдинова О.А.

Изучение мотивации у учащихся 6-х классов (май, 2018г)

   Характеристика

Класс

Продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему

Продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному мотиву

Средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией

Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению

Резко отрицательное отношение к учению

6 а (15 ч)

0

1

8

6

0

6 б (24 ч)

0

8

8

6

2

6 в (22 ч)

0

8

11

2

1

6 г (19 ч)

0

6

7

5

1

6 д (7 ч)

0

2

1

2

1

Всего (87 ч)

0

25 (29%)

35 (40%)

21 (24%)

5 (6%)

Изучение мотивации у учащихся 7-х классов (май, 2018г)

   Характеристика

Класс

Продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему

Продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному мотиву

Средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией

Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению

Резко отрицательное отношение к учению

7 а (23 ч)

0

5

11

5

2

7 б (24 ч)

0

5

12

6

1

7 в (24 ч)

1

4

13

5

1

7 г (18 ч)

0

5

10

2

1

7 д (7 ч)

0

1

4

2

0

Всего (96 ч)

1 (1%)

20 (21%)

50 (52%)

20 (21%)

5 (5%)



Предварительный просмотр:

Таблица

изучения психологического  климата  в  6-х  классах

Класс

Среднее  значение (уровень) по  классу

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Высокая степень благоприятности

средняя  степень благоприятности

низкая (незначительная) степень  благоприятности

начальная неблагоприятность

средняя  неблагоприят-ность

сильная  неблагоприят-ность

6 «а»

(15ч)

7 б

низкая степень

(незначительная)  благоприятность

1 ч.

5 ч.

6 ч.

3 ч.

ЗА.

К Д.

П Н.

0 ч.

0 ч.

6 «б»

(24ч)

11 б

средняя степень

благоприятности

4 ч.

13 ч.

3 ч.

2 ч.

З Д.

СА.

0 ч.

2 ч.

Д Д.

КН.

6 «в»

(22ч)

20 б

средняя степень благоприятности

13 ч.

3 ч.

4 ч.

2 ч.

С А.

У А.

0 ч.

0 ч.

6 «г»

(19ч)

14 б

средняя степень благоприятности

6 ч.

5 ч.

6 ч.

1 ч.

Б А.

0 ч.

1 ч.

МЧ.

6 «д»

(7ч)

19 б

средняя степень благоприятности

4 ч.

1 ч.

2 ч.

0 ч.

0 ч.

0 ч.

ВСЕГО

87 чел

28 ч. (32%)

27 ч. (31%)

21 ч. (24%)

8 ч. (9%)

0 ч.

3 ч.  (3%)

Педагог – психолог: ________________ Нуртдинова О.А.

Классные руководители:

6 А – К. Н. А.

6 Б – М. М.Г.

6 В – С.Т. Н.

6 Г – К.Т. А.

6 Д -  Г.Ю. Р.

Таблица

изучения психологического  климата  в  7-х  классах

Класс

Среднее  значение (уровень) по  классу

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Высокая степень благоприятности

средняя  степень благоприятности

низкая (незначительная) степень  благоприятности

начальная неблагоприятность

средняя  неблагоприятность

сильная  неблагоприят-ность

7 «а»

(23ч)

18  б

средняя степень благоприятности

7 ч.

13 ч.

3 ч.

0 ч.

0 ч.

0 ч.

7 «б»

(24ч)

14 б

средняя степень

благоприятности

3 ч.

12 ч.

6 ч.

1 ч.

ЛД.

2 ч.

Н Д.

НД.

0 ч.

7 «в»

(24ч)

22 б

средняя степень благоприятности

13 ч.

9 ч.

2 ч.

0 ч.

0 ч.

0 ч.

7 «г»

(18ч)

14 б

средняя степень благоприятности

3 ч.

7 ч.

7 ч.

1 ч.

ПТ.

0 ч.

0 ч.

7 «д»

(7ч)

7 б

низкая степень

(незначительная) благоприятность

0 ч.

3 ч.

3 ч.

1 ч.

АА.

0 ч.

0 ч.

ВСЕГО

96 ч.

26 ч. (27%)

44 ч. (46%)

21 ч. (22%)

3 ч. (3%)

2 ч. (2%)

0 ч.

Педагог – психолог: ________________ Нуртдинова О.А.

Классные руководители:

7 А – Г. Л. В.

7 Б – Н.О. А.

7 В – М.Е.А.

7 Г – Ш. Э. Ф.

7 Д -  Л. Т. А.

Протокол

изучения психологического  климата  в  6 А  классе

№ п/п

Фамилия

Имя

Сумма

Степень  благоприятности социально-психологического климата

Б Р

3

Низкая (незначительная) степень

БМ

7

Низкая (незначительная) степень

ДД

8

Низкая (незначительная) степень

ЗА

-5

Начальная неблагоприятность

КД

0

Начальная неблагоприятность

К А

2

Низкая (незначительная) степень

Л Л

13

Средняя степень благоприятности

ММ

2

Низкая (незначительная) степень

М Л

11

Средняя степень благоприятности

НТ

27

Высокая степень благоприятности

О Ш

9

Средняя степень благоприятности

П Н

-6

Начальная неблагоприятность

П С

6

Низкая (незначительная) степень

РН

19

Средняя степень благоприятности

ХД

10

Средняя степень благоприятности

Всего обследовано 15  человек, из них:

Степень социально-психологического климата

Количество человек

Высокая степень благоприятности социально-психологического климата

1

Средняя  степень благоприятности социально-психологического климата

5

Низкая степень (незначительная) благоприятности

6

Начальная неблагоприятность  социально-психологического климата

3

Средняя неблагоприятность

0

Сильная неблагоприятность

0

Среднее значение (уровень) по классу   =  7  (низкая степень  (незначительная) благоприятность социально-психологического климата)

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе 

 

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами и школьными психологами, являются следующие:

  • так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;

  • руководитель должен знать структуру межличностных отношений, чтобы умело подбирать индивидуальный подход к каждому учащемуся класса. Организуя любой вид деятельности, полезно иметь в виду те реальные группировки (по 3 - 5 человек), которые имеются в коллективе, объединять симпатизирующих друг другу учащихся;

  • улучшая климат, руководителю необходимо создавать ситуации успеха для «отверженных», в которых их социальный статус возрастет;

  • находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;

  • формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;

  • если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.

  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;

  • привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;

  • создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;

  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

  • развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение

Педагог – психолог: ________________ Нуртдинова О.А.



Предварительный просмотр:

Проранжируйте свои ценности.

Определите порядок, что вы поставите на 1 место, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Проранжируйте свои ценности.

Определите порядок, что вы поставите на  1 место, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Материально обеспеченная жизнь

Материально обеспеченная жизнь

Счастливая семейная жизнь

Счастливая семейная жизнь

Здоровье

Здоровье

Наличие хороших и верных друзей

Наличие хороших и верных друзей

Свобода как независимость в действиях и поступках

Свобода как независимость в действиях и поступках

Любовь

Любовь

Интересная работа

Интересная работа

Познание и стремление к новому

Познание и стремление к новому

Карьера

Карьера

Учёба в школе, образование

Учёба в школе, образование

Бланк

Протокол

изучения  ценностных  ориентаций  у  учащихся  6 «а»  класса

Методика  изучения  ценностных  ориентаций                                           Дата: май 2018г. 

 

пп

Фамилия, имя учащегося

Ценностные ориентации

 материально обеспеч. жизнь

 счастливая семейная жизнь

 здоровье

 наличие хоро-ших и верных друзей

 свобода в дейст. и поступ.  

 любовь

интересная работа

познание и стрем. к  новому

карьера

учёба в школе, образование

Б Р

2

3

4

1

9

7

8

6

5

10

БМ

6

5

1

7

8

4

9

10

2

3

Д Д

6

3

2

1

7

5

8

10

9

4

ЗА

2

3

1

10

7

4

8

9

5

6

К Д

4

9

8

1

3

6

7

5

2

10

К А

5

6

2

3

10

4

9

8

7

1

Л Л

6

1

2

9

10

3

7

5

8

4

ММ

5

10

1

8

6

9

7

2

4

3

МЛ

8

2

1

4

10

5

9

6

7

3

НТ

8

1

2

7

6

3

4

10

5

9

О Ш

6

1

2

7

8

3

10

9

4

5

ПН

3

2

1

4

5

10

7

6

8

9

ПС

4

1

2

3

5

10

9

8

6

7

РН

8

3

1

10

9

7

6

4

5

2

Х Д

9

10

1

3

4

7

6

5

8

2

Среднее значение

5,5

4,0

2,1

5,2

7,1

5,8

7,6

6,9

5,7

5,2

Рекомендации классному руководителю по формированию ценностных ориентаций

* направлять познавательную деятельность по пути саморазвития, самоопределения;

* способствовать формированию системы ценностных ориентации, являющихся основой мировоззрения, миро воспитания, миросозерцания;

* помогать вхождению в систему социальных ролей;

* создавать условия для реализации творческого потенциала личности.

В старшем школьном возрасте смысловое значение приобретают процессы духовно-нравственной автономии личности, физического и нравственного самосовершенствования, жизненного самоопределения. В этот период индивидуальная и групповая работа педагога должна быть направлена на выработку навыков рефлексии, саморегуляции, умения принимать решения в ситуациях выбора. В юности при наличии благоприятных условий возникает готовность к постановке целей перед собой. Часто юноши и девушки испытывают сложность в формулировке цели, в отборе средств, необходимых для её достижения, в анализе достигнутого.

Групповые дела со старшеклассниками позволяют совершенствовать свои организаторские навыки, углублять опыт общения, но главное - учиться планировать и организовывать свою жизнедеятельность, оценивать себя и свои поступки, строить свои планы на будущее. В решении этих проблем могут помочь часы общения, посвященные вопросам самопознания, самоопределения, индивидуальное консультирование психолога и педагога.

Педагог - психолог: ________________Нуртдинова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика умений по работе с текстом (в режиме ФГОС)

Работа с текстом играет важнейшую роль в образовании и воспитании школьников.Главное -- научться понмать художественное порзведение,поэтому я начинаю решать данную проблему уже с 5-го класса.В своей р...

Проект"Диагностика УУД в обучении разным стратегиям чтения на примере 5 класса (немецкий, французский языки) в логике ФГОС второго поколения ".

С сентября 2011г. произошел переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Стандарты налагают особую ответственность на учи...

«Диагностика затруднений педагога в условиях внедрения и апробации ФГОС в 5 классах».

Новые образовательные стандарты, в ближайшей перспективе - главный вектор изменений в системе образования. Поэтому особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учит...

ФГОС 5 класс. Диагностика навыка чтения.

Задания на контроль навыка чтения в 5 классе по ФГОС по УМК Spotlight....

Результаты диагностики 5-х классов в период адаптации с введением ФГОС, 2014/2015 уч. год.

1. Экспресс – методика выявления тревожности  5 классов в период адаптации.2. Диагностика мотивационной сферы.3. Теппинг – тест Ильина,  определения темпа и работоспособности....

Стартовая диагностика в 5 классах по ФГОС

Для проведения диагностики   было подготовлено 4 равноценных по средней трудности варианта  тестов, выполнение которых было рассчитано на 60 минут (с пятиминутным перерывом).Задания, об...

Диагностика ФГОС для 5 класса

Диагностика ФГОС для 5 класса...