Мастер-класс "Цени жизнь"
методическая разработка по психологии (8 класс)

Сафонова Юлия Сергеевна

Классный час направленный на профилактику кризисных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klassprezentatsiya.pptx359.73 КБ
Файл tseni_zhizn.docx40.42 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработан: педагогами-психологами ГБУ ДПО РСПЦ Родионовой Е.П. Сафоновой Ю.С. Мастер-класс, направленный на профилактику кризисных состояний старших подростков «ЦЕНИ ЖИЗНЬ»

Слайд 2

Цель и задачи мастер-класса Цель : познакомить педагогов-психологов, педагогов предметников, социальных педагогов с таким видом деятельности как, профилактика кризисных состояний старших подростков. Задачи : Познакомить участников с классным часом, который направлен на профилактику кризисных состояний старших подростков. Настроить участников на активное участие в мастер-классе. Получить обратную связь в конце встречи.

Слайд 3

В основе занятия лежат педагогические и психологические технологии, такие как: 1. личностно-ориентированные технологии (коммуникативная, деятельностная , рефлексивная); 2. коппинг -стратегии (положительная переоценка ситуации, поиск достоинств существующего положения дел); 3. позитивная психология (смещение акцента с затруднения на цель, поиск ресурсов). Занятие может проводиться педагогом-психологом, а так же учителем-предметником и классным руководителем, так как упражнения, использованные в мастер-классе, носят общий характер, не затрагивают глубинных слоев личности, акценты смещены с личности на поведенческие и когнитивные навыки. Возрастные категории учащихся – 8-е и 9-е классы . Ориентировочное время : 40-45 минут Экологичность упражнений по отношению к личности, позволяет использовать занятие с участниками не знакомыми ведущему. Проведение занятия рекомендовано в учебной аудитории, за партами.

Слайд 4

Кроссворд Ж И З Н Ь - Желанная - Интересная - Здоровье - Нужда - ЛЮБОВЬ, СЕМЬЯ

Слайд 5

фото

Слайд 6

Известно, время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его.

Слайд 7

Вопросы к обсуждению Как вы понимаете эти слова? Чем можно наполнить время? Что может быть содержанием человеческой жизни?

Слайд 8

фото

Слайд 10

Вопросы к обсуждению Смысл этого мультфильма? Что помогло герою справиться с трудностями? Как в дальнейшем барашек стал относиться к трудностям?

Слайд 11

Упражнение: «Дерево жизни». Вы, наверно, заметили, что у нас появилось интересное дерево, но оно пока безжизненно, без листочков. Дерево оживет тогда, когда каждый из вас напишет на своем листочке, слова благодарности жизни, т.е. за что вы любите эту жизнь, какие ценности есть у вас (друзья, семья, любимые занятия и т.д.). Еще издавна люди предавали деревьям большое значение, повязывая на него ленточки, в надежде, что их желание непременно сбудется. Я вам желаю, чтобы ваши мечты непременно сбылись, но помните, что ваш успех и ваше счастье непременно находиться в ваших руках. Вы должны будете приклеить свой листок к ветвям дерева! По мере написания пожеланий, участники выходят к доске и приклеивают свои листочки к дереву.

Слайд 12

Деревья наших детей

Слайд 13

Упражнение синквейн Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Слайд 14

Правила написания Слово “ синквейн ” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье . Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где: Первая строка . 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка . 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка . 3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Пятая строка . 1 слово – синоним, который повторяет суть темы

Слайд 15

Пример Жизнь ! Интересная, познавательная. Учит, приобретает, открывает. Жизнь – это сложная штука! Жить!

Слайд 16

Благодарим вас за внимание и участие!!!



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области

«Региональный социопсихологический центр»

Классный час,

направленный на профилактику суицидального поведения

«ЦЕНИ ЖИЗНЬ»

Разработан:

педагогами-психологами  ГБУ ДПО РСПЦ

Родионовой Е.П.

Сафоновой Ю.С.

Тольятти, 2018 г.

Классный час «Цени жизнь»

Цель: профилактика кризисных ситуаций.

Задачи:

  1. Способствовать формированию осознания ценности жизни;
  2. Научить обучающихся воспринимать жизненные трудности, сопровождающиеся различными эмоциями и переживаниями;
  3. Ориентировать обучающихся на позитивные стороны жизни, успех и доброе отношение к окружающим;
  4. Формировать чувство толерантности и ответственности за свои поступки.

Атрибуты: заранее приготовленный, нарисованный ствол дерева с ветками, разноцветные самоклеящиеся листочки (по количеству детей) или клей карандаш, магниты, образец написания синквейна на один парту, белые листы бумаги для сочинения синквейна (по количеству учащихся), распечатанные письма детей в конвертах и листы для записи обсуждения на команды, клип И. Крутого «Жить», проектор, колонки, компьютер.

В основе занятия лежат педагогические и психологические технологии, такие как:

1. личностно-ориентированные технологии (коммуникативная, деятельностная,  рефлексивная);

2. коппинг-стратегии (положительная переоценка ситуации, поиск достоинств существующего положения дел);

3. позитивная психология (смещение акцента с затруднения на цель, поиск ресурсов).

        Занятие может проводиться  педагогом-психологом, а так же учителем-предметником и классным руководителем, как классный час, так как упражнения, использованные в занятии, носят общий характер, не затрагивают глубинных слоев личности, акценты смещены с личности учащихся на поведенческие и когнитивные навыки.

        Экологичность упражнений по отношению к личности учащегося, позволяет использовать занятие с детьми  не знакомыми ведущему. Проведение занятия рекомендовано в учебной аудитории, за партами (сохранение личного пространства учащегося).

Ход классного часа

Вступительная беседа.

Добрый день, ребята! (Представиться). Сегодня мы с вами поговорим о том, что является ценным и дорогим для человека, для каждого из вас – о жизни! Для каждого человека «жизнь» - это что-то своё, особенное. Сейчас предлагаю вам раскрыть понятие жизни с помощью кроссворда.

Упражнение «Кроссворд»

 На доске вертикально написано слово «жизнь», напротив каждой буквы вам необходимо добавить термины и значения, которые характеризуют жизнь во всех ее оттенках.  Ребята называют значения, педагог дописывает их напротив каждой буквы.

 Например: Ж – желания, жалость; И - интересы, искусство, игра, идеал, извинения, изменения; З - знания, здоровье, завороженный, заинтересованный; Н - надежда, нужда, напоминание, народ и т.д. К мягкому знаку можно дописать слова «ЛЮБОВЬ».

Из нашего кроссворда мы можем сделать вывод, что жизнь очень разнообразна и многогранна, она включает в себя различные ситуации и оттенки.  Еще можно сказать, что «жизнь» - это время!

Я вам зачитаю следующие строки

Упражнение: «Ресурсы»

Известно, время растяжимо. 
Оно зависит от того, 
Какого рода содержимым 
Вы наполняете его. 

  • Как вы понимаете эти слова?
  • Чем можно наполнить время?
  • Что может быть содержанием человеческой жизни? 

 (Рассуждения детей, основные моменты записываются на доске)

Как  мы видим из всего вышеперечисленного и сказанного вами, жизнь очень разнообразна. В ней есть и темные оттенки и светлые. Каждый раз, когда мы сталкиваемся с трудной ситуацией, она нас чему-то учит. Как вы думаете, чему они нас учат? Например, если вы получили двойку? (Ответы учащихся) Важно уметь справляться с трудностями, благодаря которым мы становимся интереснее, сильней, успешней.

Упражнение “Дом”.

Представьте, что вы в горах.  И внезапно в горах пошел снег, поднялся сильный ветер. Перед вами открывается одиноко стоящая хижина. Вы в ней  останавливаетесь. Так как каждый совершает восхождение на свою собственную вершину жизни, то вы оказываетесь одни в горной хижине. У вас есть запас воды, еды и топлива, тренажерный зал, магнитофон, телевизор, библиотека, компьютер с играми. Связь с внешним миром потеряна. Что вы будете делать, пока переживаете бурю?

На следующий день повторилась та же ситуация.

Что вы будете делать? А если ситуация продолжается месяц?

Ребят, вы почувствовали, как вы все по-разному ведете себя, сталкиваясь с трудностями! Кто-то сидит и ждет помощи, а кто-то борется за свою жизнь. Если сложно и вы не знаете, что делать – начинайте общаться. Рядом есть тот, кто найдет выход, поможет вам. Ценность - человеческое общение.

Упражнение:  «Как преодолеть жизненные трудности»

Педагог: У меня в руках два письма, одно письмо написано мальчиком 14 лет, у которого полноценная семья, хорошее здоровье и неплохие успехи в школе.

А второе письмо написала девочка того же возраста, только врачи поставили ей страшный диагноз – рак.

Я вам хочу зачитать их.

Письмо мальчика: «Мне кажется, что меня вообще никто не понимает, не любит. Я никому не нужен. Дома родители только и говорят «Ты должен»: должен хорошо учиться, помогать по дому, хорошо себя вести, вырасти хорошим человеком, а сами, чуть что: «Не лезь, ты ничего не понимаешь, это тебе еще рано», а то кричат и ругаются. Есть у меня друг, но он теперь не друг, а предатель: я с ним поделился своими проблемами, а он рассказал всем, теперь все надо мной смеются. Я так устал!  Я вообще ничего не хочу!».

Письмо девочки: «Три года я больна раком. С того момента, когда медицина отобрала у меня последнюю надежду, я жду смерти. Часто, когда уже нет сил сквозь слезы я разговариваю с Богом. Только ему я могу выразить все что чувствую. Сейчас сижу возле компьютера и я разъярена просто! Хожу по этим разным блогам и читаю как они не хотят ничего!! Люди!!! Хотите я с вами поменяюсь!??? Сегодня ко мне приходил мой классный руководитель. Рассказывал о друзьях, подругах, о школе. Лучше бы он совсем не приходил. Как я им завидую. Завидую, что они могут ходить в школу, на танцы, кататься на велике, а больше всего того что они могут жить. Сегодня хочу попробовать улыбнуться маме. Так мало улыбок дано мне уже будет ей подарить. Знаю, что это приносит ей огромную радость.
Мне так трудно принять факт, что скоро меня не будет. Что не посмотрю уже в окно. Не посижу уже на балконе. Не обниму маму, не увижу это ясное солнышко, не услышу пение птиц….Я просто хочу жить.»

Обсуждение: Как вы думаете, кто из ребят выстроил неправильное отношение к жизни, к ее проблемам и ценностям?

Я предлагаю вам, ребята, разбиться на 2 группы, и обсудить, как помочь нашим ребятам в сложившейся ситуации, как поддержать их. Первая группа анализирует письмо мальчика, вторая группа – письмо девочки. В течение 5-7 минут изложите на бумаге свои обращения (можно с советами, рекомендациями, видением ситуации). После этого одному или нескольким членам каждой команды предлагается зачитать свои способы поддержки. (Ответы детей)

Спасибо за ваши варианты. Так мы можем поддержать человека в трудную минуту.

Спасибо.  Рассаживайтесь на места.

Пока дети пишут свои рекомендации по письмам, на доску, с помощью магнитов, крепится плакат с изображением дерева. Так же в этот момент раздаются листочки для дерева.

Упражнение: «Дерево жизни»  («Жить» -  поставить клип).

Ребята, вы наверно заметили, что у нас появилось интересное дерево, но оно пока безжизненно, без листочков. Дерево оживет тогда, когда каждый из вас напишет на своем листочке, слова благодарности жизни, т.е. за что вы любите эту жизнь, какие ценности есть у вас (друзья, семья, любимые занятия и т.д.). Еще издавна люди предавали деревьям большое значение, повязывая на него ленточки, в надежде, что их желание непременно сбудется. Я вам желаю, чтобы ваши мечты непременно сбылись, но помните, что ваш успех и ваше счастье непременно находиться в ваших руках. Вы должны будете приклеить свой листок к ветвям дерева! Ребятам предлагается совершить упражнение. В то время как они пишут, включается клип «Жить» И. Крутого.

По мере написания пожеланий, дети выходят к доске и приклеивают свои листочки к дереву. Педагог раскладывает листы для написания синквейна.

Сейчас у нас получилось пышное, нарядное, полное жизни дерево.

Упражнение:  «Синквейн»

На тему жизни задумывались великие умы всех времен…это и философы и писатели, историки и т.д. Этому посвящено много трактатов, различных научных статей, огромное множество литературных произведений. Мы привыкли, что мудрые мысли высказывают признанные писатели, учёные, большие политики или великие артисты. Однако право на собственные открытия имеют все люди, независимо от своего статуса и социального положения.  Сейчас мы вам предлагаем войти в роль литератора и задуматься, что такое жизнь? В этом вам поможет популярное направление в литературе – синквейн.

         Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. (Информация для педагога, ведущего классный час).

         Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы

Пример:

Жизнь.

Интересная, познавательная.

Учит, приобретает, открывает.

Жизнь – это сложная штука!

Жить!

Жизнь!

Радостная, счастливая.

Смеяться, стремиться, надеяться…

Дарит прекрасные чувства!

Семья.

Учащиеся по желанию зачитывают получившиеся синквейны.

Спасибо за ваши ответы.

Заключение

Ребята наше мероприятие подошло к концу. Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов:

- Что вызвало у вас восхищение, грусть, радость, раздражение?

- Что полезного узнали на мероприятии?

Цените и любите свою жизнь, не забывайте благодарить её и своих родителей за каждый прожитый день!

Список литературы

1.Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях(предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Метод.рекомендации для специалистов системы образования. – М.: МГППУ, 2006г.

2.Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема// Новые ценности образования, Вып 3.М., 1995.С.18

3.Гриценко Г.Д., Часовская Л.А. Подрастающее поколение как группа риска в современном обществе.- Ставроплль, 2009. – 145с.

4.Клепиков В.Н. Понимание и непонимание в духовно-нравственной жизни человека.// «Воспитание школьников» ?9 2011г. стр 18-21

5.Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л., Смирнов С.Д. Подростки групп риска.- Спб,2009.- 256с.

6.Пособие для учителей. Разработка и реализация индивидуальных комплексных программ сопровождения детей «группы риска». В Рамках областной долгосрочной целевой программы «Профилактика правонарушений в Ростовской области на 2011-2013 годы». Ростов-на-Дону 2013г.

7.Соколова А.В. Навыки жизни .- М,2000г.

8.Тренинг развития жизненных целей. Под редакцией Е.Г.Трошихиной. – Спб.: Речь, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Про дети как дети, ученики как ученики, про школу как школу и жизнь как жизнь

Прочитала статью Бикеевой  на одном дыхании. На душе стало легко и светло. Много умных мыслей и рекомендаций. Взгляд на нашу профессию изнутри. Очень поучительная статья.Про трудности и лёгкости ...

Мое отношение к жизни определяет мою жизнь.

Эпиграф: «Нам денег не надо, работы давай!» (Слова народные).         Вопрос к социологам и психологам: какой процент учителей ощущает себя счастливыми и является реально...

Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".

Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»   Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...

Классный час по здоровому образу жизни: "Кто кого? или проблемы подростка?"+презентация о вреде курения " Мы против....". Самопрезентация на конкурс классных руководителей: "Образ жизни...."

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстник...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....