Главные вкладки

    Кружок "НОВИЧОК В НОВОМ ЗВЕНЕ"
    рабочая программа по психологии

    Рагузина Наталья Николаевна

    Кружок "НОВИЧОК В НОВОМ ЗВЕНЕ"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon navichok_5_klass-kruzhok.doc113.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №1

    с углублённым изучением отдельных предметов имени Ю.Н. Янова

    г. Вязьмы Смоленской области

                                   Рабочая программа

    факультативных занятий по психологии в 5 классе

    «Новичок в среднем звене»

      на 2016-2017 учебный год

    Составитель: педагог-психолог

    Рагузина Наталья Николаевна

                                           

                                           

                                             

                                                     .

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Количество недельных часов – 1 час

    Количество часов в год – 34 часа        

    Уровень рабочей программы - базовый

    Классификация рабочей программы - модифицированная

    Цель: оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 5-х классов в  период их адаптации к условиям обучения в среднем звене. 

    Задачи: 1. Формирование у учащихся:

    • представление об умениях, навыках обучения в среднем звене;
    • навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других;
    • адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыков уверенного поведения;
    • представление о себе как о человеке с большими возможностями развития.

    2. Ознакомление учащихся:

    • с системой самоорганизации для оптимального выполнения домашних заданий и других учебных требований;
    • с разными формами коммуникаций;
    •  с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни.

    3. Создание условий для:

    • снижения тревожности;
    • выполнения упражнений в игровой форме, проведение дискуссий;
    • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
    • выработка на основе собственного опыта норм поведения и общения.

    Нормативными правовыми документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:

    - Федеральный компонент государственных образовательных  стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

     -Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ,  приказ № 03-1263 от 07.07.2005 примерная программа по элективу «Новичок в среднем звене» основного общего образования по авторской программе М.Ю.Савченко, Л.А.Обуховой «Я и мои одноклассники».- М.:Вентана-Граф,2002г.,с.230;

         Рабочая программа рассчитана на 9 занятий, в объёме 10–12 часов (уроков). Рекомендуется для проведения педагогом-психологом в рамках групповой коррекционно-развивающей работы во внеурочное время на факультативной основе.

    Данная рабочая программа рассчитана на 1 год. Занятия проходят 1 раз в неделю. Общий объём  курса 34 занятия.

    п\п

    Наименование темы

    Кол-во часов

    1.

    Знакомство

    3

    2

    Общение

    6

    3

    Мир эмоций

    3

    4

    Новичок в среднем звене

    5

    5

    Наши учителя

    6

    6

    Дружба

    4

    7

    Я и мой класс

    5

    8

    Я уже не новичок.

    2

    Итого:

    34

    Переход ребёнка из начальной школы в среднее звено – это нелегкий этап в жизни любого школьника. «Трудности роста» связаны с абсолютно иной организационной структурой построения учебного процесса – кабинетная система, разные и новые учителя и школьные предметы, более высокие требования. Эти внешние условия предопределяют сложность ситуации, в которой находится вчерашний младший школьник. Более того, психофизиологические изменения, а именно преобладание процессов возбуждения  над процессами торможения вызывают  неосознанную потребность к действию. Зачастую эти действия приводят к необдуманным поступкам и, как следствие, ведут к возникновению проблем, связанных с дисциплиной на уроках, проблем во взаимоотношениях с учителями-предметниками. Низкая волевая регуляция, произвольность памяти и внимания ведут к снижению успеваемости и школьной мотивации в целом. Трудности адаптационного периода и отсутствие опыта разрешения сложных ситуаций (социальный интеллект) негативно отражаются и на эмоциональной сфере. У большинства ребят резко возрастает уровень тревожности, а это проблема психологического здоровья. И связано это не только и не столько с психофизиологическими особенностями или школьной средой, сколько с доминирующим на сегодняшний день типом семейного воспитания – гиперпротекцией (воспитанием занимаются бабушки, так как родители зарабатывают деньги, а живое общение компенсируется подарками). Желание родителей оградить ребёнка от «сложного и опасного мира» вполне естественно, учитывая сегодняшние реалии, но таким образом неосознанно закрепляется инфантильность, а значит, неспособность ребёнка разрешать фрустирующие ситуации – ситуации препятствия и обвинения. Это проявляется в немотивированных отказах от учебной работы, капризах и упрямстве, неуверенном поведении ребёнка от замкнутости до агрессии.          Сложность момента в том, что в начальной школе было просто интересно учиться – новое, незнакомое, классный руководитель – «вторая мама», в 5 классе всё иначе. Ребёнок ещё не способен ориентироваться на себя и свои возможности и, если вы попросите пятиклассника рассказать о себе, то он начнёт – «… а у меня в классе есть друг…». Он или она нуждаются во взаимодействии. Для них важно мнение значимого взрослого. Они непосредственны и открыты и готовы сотрудничать (принимать помощь и идти за ним.

    Таким образом, у пятиклассника складывается ещё одна важная потребность «в позитивном примере и поддержке», поддержке со стороны ближайшего окружения, не только микросоциума – семьи, но главным образом – макросреды, школьной среды – это класс и классный руководитель!

    В целом же, программа позволяет развивать и поддерживать высокую школьную мотивацию!

    Данная рабочая программа разработана на основе программы М.Ю.Савченко, Л.А.Обуховой «Я и мои одноклассники». – М.: Вентана –Граф, 2002, 230с.

    СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

    I. Знакомство.

    Формирование благоприятного психо-эмоционального фона. Актуализация проблемы взаимодействия. Повышение адаптивных возможностей. Формирование мотивов сотрудничества. Развитие положительной групповой динамики.

    II. Общение.

    Обеспечение участников средствами самопознания. Закрепление навыков групповой работы. Развитие толерантности. Обеспечение средствами самовыражения. Демонстрация моделей оптимального взаимодействия.

                      III. Мир эмоций.

    Развитие рефлексии. Развитие положительной групповой динамики.  Информационное обеспечение занятий.  Обеспечение участников средствами самопознания. Развитие и закрепление конструктивного стиля мышления.

                     IV. Новичок в среднем звене.

    Развитие  мотивов сотрудничества. Развитие произвольности, навыков саморегуляции. Развитие навыков саморегуляции, самопроизвольности. Развитие мотивов сотрудничества

    Закрепление атмосферы эмоционального комфорта (доверия). Повышение адаптивных возможностей (через самооценку). Формирование мотивов личностного роста (самоактуализация). Решение конфликтных ситуаций в классе и школе.

                       

                   V. Наши учителя.

    Закрепление атмосферы эмоционального комфорта (доверия) к учителям.

    Помочь пятиклкассникам занять свою социальную позицию по отношению к педагогам.

                   VI. Дружба.

    Помочь детям в самораскрытии,  способствовать преодолению барьера в общении , совершенствовать навыки общения.

                   VII. Я и мой класс.   

    Снижение тревожности, достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы».

                   VIII. Я уже не новичок.

    Упражнение «Имена» является заключительным в цикле занятий. Его цель – повышение уровня самоуважения участников, ориентация (идентификация) ребят на уникальные личностные качества. Смысл в том, чтобы каждый ощутил чувство «значительности», осознал свою уникальность. Для усиления сопричастности ребят к происходящему мы рекомендуем «составить коллективный портрет школьника». Ведущий предлагает ребятам по очереди называть качества и записывает их на доске. Можно предложить вариант «Копилки, хранилища ценных качеств», где каждый на листе бумаги записывает свои качества и опускает листик в копилку, тем самым «вносит личный вклад

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    1. Преодоление адаптационного периода  при переходе из начального звена в среднее.

    2.Приобретение коммуникативных качеств (вербальных, невербальных).

    3.Развитие:

    • психофизических способностей (мимики, пантомимики);
    • психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.);
    • речи (монолог, диалог);
    •  творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    1. Васильев В. В., «Психологические эффекты на уроке», - Воронеж: ВОИПКРО,

     1989 г.

    1. Дубровина И. В., Акимов М. К., Борисова Е. М., «Рабочая книга школьного психолога»,- М.: «Просвещение», 1991 г.

    3.  Овчарова Р. В. «Школьный психолог и семья ученика»,  - Архангельск: ИППК,

    1993 г.

    4.  М.Ю.Савченко, Л.А.Обухова «Развивающие занятия. Диагностика», – М.: Вентана –Граф, 2002, 230с.

    5. Овчарова Р.В. Практическая  психология в начальной  школе. – М.: ЦТ «Сфера», 1998. – 240с.

    6. Вершинина О.А. Групповые занятия и тренинги на развитие внимания, вообразения, логического мышления. – Волгоград: Учитель,2007 г., - 94 с.

    7.Енин А.В. «Вредные игры» практическое пособие. – Воронеж: ООО «Издательский Дом «Китеж», 2006. – 104 с.

    8. Психология личности: диагностика (игровые тесты). – Воронеж: ВИИС, 2007. – 46 с.

    9.Шваб Е.Д., Пудикова Н.П. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009.-90 с.

    10.Психологическая поддержка школьников/ авт.-сост. О.Н.Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008.-89 с.

    11. Психогимнастические упражнения для школьников /авт.-сост. М.А.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009.-87 с.

    12. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.:ТЦ Сфера, 2004, - 96 с.

    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    1.Наглядные материалы.

    2.Наборы развивающих игр.

    3.Телевизор и DVD-плеер, магнитофон. Набор  дисков  с развивающими, релаксационными занятиями.

    4.Краски, фломастеры, карандаши, цветная бумага, картон,  разнообразный материал для поделок.

    5. Ноутбук, проектор, интерактивная доска.

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № урока.

    Содержание учебного материала.

    Планируемая  дата

    проведения

    Фактическая

    дата

    проведения

    Причины

    изменения

    1

    Познакомимся друг с другом.

    2

    Познай себя.

    3

    Познай другого.

    4

    Общение. Понимаем ли мы друг друга.

    5

    Слушать и слышать.

    6

    Я – собеседник.

    7

    Страх перед аудиторией.

    8

    Телефонный разговор (сценка с сотовым телефоном)

    9

    Письмо и SMS (молчание – золото).

    10

    Органы чувств (как мы воспринимаем мир).

    11

    Язык чувств (наши эмоции).

    12

    Жесты и мимика.

    13

    Правила поведения в школе.

    14

    Конфликтные ситуации в классе.

    15

    Конфликтные ситуации в школе.

    16

    Будь внимательным.

    17

    Мир книг – мир знаний.

    18

    Тестирование «Мои учителя».

    19

    Анкета «Мое отношение к учителям».

    20

    Стресс в школе. Тест.

    21

    Как лучше учиться.

    22

    Как сделать так, чтобы тебя лучше понимали учителя.

    23

    Ищу друга.

    24

    Дружба в классе.

    25

    Хочу стать хорошим другом.

    26

    Как помочь другу.

    27

    Характеристика класса.

    28

    Какой я в классе?

    Кто лидер, кто изгой?

    29

    30

    Решение межличностных конфликтов в классе.

    31

    Не хочу быть изгоем в классе.

    32

    Анкетирование (хорошо ли быть учеником среднего звена.).

    33

    Хочу учиться в 6-м 29.05классе.

    34

    Психологические аспекты. Лаборатория неразрешенных проблем

    35

    Подведение итогов. «Я уже не новичок».

    .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Новый подход в преподавании литературы в старшем звене

    Опубликовано 22.03.2013 - 14:03 - Шергина Наталья НиколаевнаСейчас мы особенно близки к тому времени , когда нши школьники будут учиться в соответтвии с новым стандартом.Федеральный государ...

    Воспитательная программа для учащихся старшего звена «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» Разработчик программы: Жилина Галина Нигметовна, учитель МБОУ «Карагачская СОШ»

    Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностейОс...

    статья Введение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в среднем звене как актуальная проблема педагогики, на примере уроков биологии и географии.

    Введение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в среднем звене как актуальная проблема педагогики, на примере уроков биологии и географии....

    Педагогический совет "Перспективы изменения образования в среднем звене в связи с переходом на новый ФГОС"

    Цель: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности в области определенной науки (учебного  предмета) и методики его преподавания в услов...

    Адаптивные методики работы по новым ФГОС в среднем звене.

    Адаптивные приемы и методы ведения уроков иностранного языка по новым образовательным стандартам в среднем звене. Проблема адаптивных методов форм и приемов  обучения иностранному языку при ...

    Преемственность между начальным и средним звеном в условиях ФГОС нового поколения

    Внедрение Федеральных Образовательных Стандартов второго поколения призвано обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий от общества и требований...

    Новогодний сценарий "Новый год с Мэри Поппинс" для учащихся среднего звена.

    Цель: создание атмосферы радостного ожидания самого волшебного праздника средствами детского театрального творчества....