Инновационный проект "Создание арт-терапевтической студии "Цветной мир", как одна из форм психолого-педагогического сопровождения"
проект по психологии

Проект предполагает создание в школе арт-терапевтической студии, оснащенной специализированным ИКТ-оборудованием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx814.81 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект МКОУ ГСОШ

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа

Инновационный проект

«Создание арт-терапевтической студии «Цветной мир» с использованием интерактивных технологий, как одна из форм психолого-педагогического сопровождения»

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Информационная карта проекта        3

2. Введение        4

2.1. Актуальность и инновационная деятельность        4

2.2. Цели и задачи проекта        7

2.3. Основная идея проекта        7

2.4. Новизна проекта        7

3. Основная часть        8

3.1. Описание основной идеи проекта        8

3.2. Психолого-педагогический опыт работы по проекту        11

3.3. Описание интерактивного обуродования арт-терапевтической студии        12

3.4.Программа реализации проекта        14

3.5. Календарный план реализации проекта        15

3.6. Бизнес-план        16

4. Заключение        18

5. Список литературы         19

6. Приложение 1. Программа занятий в арт-терапевтической студии «Цветной мир»        20

Информационная карта проекта

Название проекта

«Создание арт-терапевтической студии «Цветной мир» с использование интерактивных технологий на базе образовательной организации, как одна из форм психолого-педагогического сопровождения»

Цель проекта

Создание  арт-терапевтической студии «Цветной мир» с использование инновационных технологий

Задачи проекта

  • Сформировать мотивацию и интерес учеников к участию в деятельности арт-терапевтической студии
  • Разработать программу деятельности арт-терапевтической студии «Цветной мир».
  • Организовать деятельность  арт-терапевтической студии «Цветной мир», как инновационной формы  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Разработчики

Етмишева Т.М. педагог-психолог МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа

Участники проекта

Учащиеся МКОУ Газ-Салинской средней школы

Срок реализации проекта

2018-2020 годы

База реализации

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа

Основная идея проекта

Проект предполагает создание в образовательной организации арт-терапевтической студии, оснащенной специализированным ИКТ оборудованием для арт-терапевтических занятий: интерактивная студия «Мир оживших рисунков», планшеты для рисования. Арт-терапевтическая студия «Цветной мир»  - это психокоррекционная и развивающая среда, способствующая коррекции, формированию и развитию у обучающихся МКОУ ГСОШ эмоционально-личностных и поведенческих компетенций.

Модель студии предполагает следующие формы работы: психологические занятия для детей, испытывающих проблемы в эмоционально-волевом и поведенческом развитии.

Деятельность арт-терапевтической студии расширит возможности психолого-педагогической службы МКОУ ГСОШ по поддержке детей и взрослых в острые периоды развития (адаптационные периоды), позволит развивать адаптивные возможности подрастающего поколения.

Новизна проекта

Данный проект может стать частью реализации регионального комплексного проекта "Цифровая школа Ямала" на институциональном уровне, который заключается в осуществлении перехода на качественно новый уровень использования компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе и управлении сферой образования автономного округа путём создания современной IT-инфраструктуры.

Новизна проекта заключается в возможности совершенствования комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с различными особенностями развития посредством применения новых интерактивных методов и приёмов.

Предполагаемые результаты

Снижение количества высоко тревожных детей и подростков, снижение количества детей с низкой и неадекватно завышенной самооценкой, агрессивностью и нарушениями поведения. И, как следствие, уменьшение количества детей, состоящих на различных видах учёта, а так же повышение учебной мотивации, снижение суицидного риска.  

Один рисунок стоит тысячи слов.
Восточная мудрость

Введение

Актуальность и инновационная значимость.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту главная задача современной школы это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, т.е. воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.

Обязательным условием выполнения задач ФГОС выступает грамотно выстроенное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Именно оно может помочь решить проблему гетерогенного состава учащихся школы по уровню психического, эмоционально-личностного развития, состоянию здоровья (в том числе дети с ОВЗ), а так же  по наличию или отсутствию поведенческих нарушений.

Большую роль в формировании отклонений от нормального психологического развития в современных условиях играют социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияющие на психологию детей, порождающие тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. 

Кроме того, на развитие личности подрастающего поколения негативное влияние оказывают суровые условия Крайнего Севера, в которых мы живём. Состояние организма, вызванное действием экологических факторов Заполярья, получило название «синдром полярного напряжения»[1]. В период полярной ночи у детей ухудшается умственная и физическая работоспособность, происходит резкое падение двигательной активности, соответственно ухудшаются и физиологические показатели организма. Полярный день с белыми ночами также вызывает ряд негативных явлений у детей. Происходит существенное изменение психического статуса. Появляются раздражительность, вспыльчивость, необоснованно повышенная психическая активность и др.

Особенно тяжело сказываются данные неблагоприятные явления на детях, чьи адаптивные возможности и так крайне низки. Это дети  инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, имеющие проблемы в поведении, дети, состоящие на различных видах учета,  дети, имеющими различные виды зависимости,  тревожные, гиперактивные, очень эмоциональные дети, т.е. дети «группа риска».

Для решения задач коррекции и развития психоэмоциональной, поведенческой и мотивационной сфер данной категории детей на помощь педагогу-психологу могут прийти арт-терапевтические техники.

Арт-терапия – особый метод выражения эмоций и иных содержаний психики человека через изобразительное творчество.

Целью арт-терапевтических занятий с детьми «группы риска» является создание условий для гармонизации и стабилизации психоэмоционального состояния ребёнка, предупреждение и коррекция поведенческих и эмоциональных расстройств у детей, развитие у них комплекса психологических навыков, необходимых для успешной психосоциальной адаптации.

Задачи арт-терапии: повышение психоэмоционального фона, поддержание оптимального уровня тревожности (коррекция тревожности), обучение приёмам снятия психоэмоционального напряжения, создание условий для самовыражения.

Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – негативная «Я-концепция»,  тревожность, страхи, агрессивность, переживание эмоционального отвержения, депрессия, конфликты, неадекватное поведение и многими другими психологическими проблемами, которые мешают подростку жить и тормозят его развитие.

Существует множество различных видов и направлений терапии искусством. Это: изотерапия, музыкальная терапия, танцевальная терапия, библиотерапия, драмтерапия, кинотерапия, куклотерапия, имаготерапия, песочная терапия и т.д.

Среди методов арт-терапии, которые возможно пользоваться в развивающе-коррекционной работе с трудными подростками является изотерапия (рисунок)  развивающее воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

«Рисунок позволял встретиться со своей злостью, страхом, тревогой и т.д. - со всем тем, что присутствует в нас сильно, как мощный аккорд, или только зарождается из смутного предчувствия. Рисунок давал этому жизнь, клиент наделял его голосом, чувствами, желаниями. И то взаимодействие, что рождалось в процессе оживления и диалога, могло принести много открытий и, очень важно, изменений. ...Поэтому рисунок в арт-терапии - это хороший способ для того, чтобы соприкоснуться с чем-то важным, интимным, внутренним"[2] 

Вместе с тем мы живём в стремительно изменяющемся мире, который не мыслим уже без цифровых информационных технологий. Школа сейчас – это не просто здание, в котором проводятся уроки. Это целый мир: реальный и виртуальный, существующий в пространстве и времени.

Психолого-педагогическое сопровождение не может быть исключением в процессе информатизации школы. Наоборот использование компьютерных программ способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению эффективности обучения учащихся, повышению их учебной мотивации, развитию их интеллектуальных и творческих возможностей и др. Одним из аспектов применения ИКТ технологий является  психокоррекционная работа с личностными нарушениями детей.

На личном опыте было замечено, что работа на компьютере вызывает больший интерес у ребят, чем просто традиционные занятия. Исходя из этого, было решено использовать в работе с учениками так называемой «группы риска» различные информационные технологии. В том числе и в арт-терапевтическом процессе (компьютер как инструмент рисования): использование компьютерных графических редакторов.

Цели и задачи проекта.

Исходя из всего вышесказанного цель проекта – создание  арт-терапевтической студии «Цветной мир» с использование инновационных технологий.

Задачи:

  • Сформировать мотивацию и интерес учеников к участию в деятельности арт-терапевтической студии
  • Разработать программу деятельности арт-терапевтической студии «Цветной мир».
  • Организовать деятельность  арт-терапевтической студии «Цветной мир», как инновационной формы  психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Основная идея проекта

Арт-терапевтическую студию «Цветной мир»  мы рассматриваем как психокоррекционную и развивающую среду, способствующую коррекции, формированию и развитию у обучающихся МКОУ ГСОШ эмоционально-личностных и поведенческих компетенций.

Модель студии предполагает следующие формы работы: психологические занятия для детей, испытывающих проблемы в эмоционально-волевом и поведенческом развитии.

Деятельность арт-терапевтической студии расширит возможности психолого-педагогической службы МКОУ ГСОШ по поддержке детей и взрослых в острые периоды развития (адаптационные периоды), позволит развивать адаптивные возможности подрастающего поколения.

Проект предполагает создание в образовательной организации арт-терапевтической студии, оснащенной специализированным ИКТ оборудованием для арт-терапевтических занятий: интерактивная студия «Мир оживших рисунков», планшеты для рисования.

Новизна проекта.

Новизна проекта заключается в возможности совершенствования комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с различными особенностями развития посредством применения новых интерактивных методов и приёмов.

Основная часть.

Основная идея проекта.

Арт-терапия имеет ряд преимуществ:

- каждый ребёнок может участвовать в арт-терапевтической работе;

- арт-терапия является средством преимущественно невербального общения.

- изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей;

- арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;

- арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;

- арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

- арт-терапия не требует специальных навыков участников (умение рисовать, владение музыкальными инструментами и т. д.) и акцентирует внимание не только на результате творческой деятельности, но и на самом процессе.

Апробация различных арт-терапевтических методов в работе педагогов – психологов с детьми, имеющих различные отклонения в развитии и поведении, позволяет сделать вывод о том, что применение данной технологии решает следующие важные задачи:

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, самооценка становится более адекватной, сглаживаются или исчезают неадекватные формы поведения, улучшаются взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы и личности.

Развивающие. Происходит личностный рост, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности.

Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, позитивного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Воспитательные. Способствует нравственному развитию личности и усвоению этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с окружающими.

Показаниями для проведения арт-терапии являются:

• трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций;

• нарушения поведения, девиации;

• наличие конфликтных межличностных отношений,;

• повышенная тревожность, страхи, фобические реакции;

Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии в работе с детьми с различными особенностями является изотерапия (рисунок, лепка) —коррекция посредством изобразительной деятельности. Рисование способствует развитию чувственно-двигательной координации, внимания, активизирует конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление. Наряду с этим изотерапия способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, координации движений, их точности и целенаправленности вследствие установления баланса в коре головного мозга между процессами возбуждения и торможения.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события.

Принимая во внимание особенности эмоционально-волевой сферы детей «Группы риска» (негативизм, агрессия, повышенная тревожность и т.п.) наш проект подразумевает использование мультисенсорного, интерактивного оборудования в ходе арт-терапевтических занятий, что должно работать на повышение мотивации к занятиям и улучшению динамики развития данной группы детей.

В ходе работы над проектом было изучено большое количество литературы. Были найдены единичные публикации, посвященные использованию компьютера как рабочего инструмента арт-терапии. Как отмечает Ш. МакНифф (McNiff 2004), «появление компьютерных технологий предоставляет большие дополнительные возможности для визуальных искусств. Хотя до настоящего времени «цифровая революция» в наибольшей мере повлияла на коммерческую сферу графического дизайна, независимые художники начинают осваивать новые электронные медиа. Арт-терапевты часто испытывают дефицит изобразительных средств и, проявляя консервативные установки в отношении художественных материалов, явно не торопятся осваивать те возможности, которые открывает перед ними «цифровая эра»». Ш. МакНифф отмечает, что наиболее деликатный способ познакомить клиента во время арт-терапевтических занятий с компьютерной графикой связан с индивидуальными занятиями, когда клиент и арт-терапевт сидят вместе перед монитором и исследуют экспрессивные возможности компьютера: «Интерактивный характер компьютера энергизирует и углубляет трехсторонние отношения между арт-терапевтом, клиентом и создаваемыми образами. Пространство между компьютерной мышью и визуальным образом может меняться, делая образ доступным для обозрения клиентом и арт-терапевтом. Это создает большие перцептивные возможности…Цифровой образ сохраняет свою автономность и может быть виден обеим сторонам».

При использовании компьютерных редакторов в ходе арт-терапевтических занятий с учащимися школы можно также учитывать то, что компьютер может «защищать личные границы и удовлетворять амбиции тех детей и подростков, которым в силу их индивидуальных особенностей или характерных для пубертата реакций эмансипации (независимость, высокие притязания в общении со сверстниками, брутальность и агрессивность, в сочетании с психологической «тонкостью» и «хрупкостью»), требуется большая межличностная дистанция и наличие определенных инструментов, опосредующих их взаимодействие с другими, в том числе, с арт-терапевтом» (Копытин А. И.).

Выбор компьютера как художественного инструмента и его применение в ходе арт-терапевтических занятий строилось, с учетом опыта Н. В. Володиной-Панченко (Володина-Панченко Н. В. 2002). Она обращает внимание на особые возможностями компьютерной графики для гармонизации психоэмоционального состояния детей и подростков, развития их творческих способностей, формирования позитивной «я»-концепции, мотивации к деятельности, совершенствования волевых качеств, навыков общения. Эти эффекты были подтверждены, в частности, при использовании компьютера в работе с детьми и подростками с хроническими психическими заболеваниями, проходящими лечение в психиатрическом отделении (Чуприкова Е. Г., Володина-Панченко Н. В., Милютина Е. Л., 1995).

Психолого-педагогический опыт работы.

Данное направление работы начиналось в условиях наличия дефицита пространства и материалов для работы. Однако впоследствии были получены положительные результаты в работе. В течении 2017-2018 уч.г. коррекционные занятия с элементами арт-терапии с использованием графических редакторов проводились с детьми ОВЗ (класс  VIII вида). В работе были достигнуты следующие результаты:

Результаты стартовой диагностики в КРО классе (VIII вид) 2017-2018 уч.г..

Обследовано 6 человек.

Исследуемые параметры

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

1. Самооценка

1/17%

4/66%

1/17%

2. Адаптация

-

4/66%

2/34%

3.Психологический комфорт класса

-

5/83%

1/17%

4. Социометрический статус

Лидер – 0%

Предпочитаемые – 1/17%;

Принятые – 4/66%

Изолированные– 1/17%

5.Учебная мотивация

-

1/17%

5/83%

Результаты итоговой диагностики в классе КРО (VIII вид) 2017-2018 уч.г.

Обследовано 6 человек.

Исследуемые параметры

Уровни

Высокий

Средний (адекватная)

Низкий

1. Самооценка

-

6/100%

-

2. Адаптация

2/34%

4/66%

-

3.Психологический комфорт класса

2/34%

4/66%

-

4. Социометрический статус

Лидер – 0%

Предпочитаемые – 2/34%;

Принятые – 4/66%

-

5.Учебная мотивация

1/17%

4/66%

1/17%

Таким образом, наблюдалась значительная положительная динамика в психоэмоциональном развитии детей.

Положительный результат был получен и в работе с детьми, состоящими на учете в КДН и ЗП. Снизился уровень агрессии, поведение стало более устойчивым. На начало 2017-2018 уч.года на учете в КДН состояло 5 детей, на конец – 1 ребенок.

Для успешной организации комплексной помощи детям «группы риска», с целью их оптимального развития, а так же исходя из положительного опыта работы в данном направлении возникает необходимость создания арт-терапевтичекой студии.

Реализация проекта Арт-терапевтической студии «Цветной мир» предполагает наличие специального интерактивного оборудования: планшеты для рисования со стилусом, интерактивная студия «Мир оживших рисунков».

Описание интерактивного оборудования

Интерактивная студия «Мир оживших рисунков»

С помощью оборудования и специального приложения ребенок, используя обычные карандаши и 3D-раскраски, может самостоятельно создать собственный мир, который оживет, придет в движение и начнет взаимодействовать с реальностью.

Для ребенка это настоящее чудо, творцом которого является он сам. С психологической точки зрения это уникальная возможность мотивировать его к дальнейшей творческой деятельности.

В комплект материалов входят 4 сцены различной тематики — «Океан», «Море», «Космос», «Лесные животные» — и набор соответствующих рисунков, которые предлагается раскрасить. Выбор цветов зависит исключительно от юного художника — персонажи будут существовать в том виде, какой им придал их создатель.

Оборудование, с помощью которого детские рисунки оживают, включает камеру, лазерные детекторы, сканер с управлением, необходимые комплектующие и аксессуары. Для того чтобы перенести сказочную страну в пространство комнаты или зала, потребуется также проектор и компьютер, обеспечивающий связь Wi-Fi.

Преимущества

Для ребенка данная технология — это не просто возможность оживить рисунок. Значение этого процесса гораздо шире, глубже и значимей, ведь он:

  • несет в себе момент сотворчества и дает опыт взаимодействия с другими детьми;
  • обучает и развивает ребенка в интересной и ненавязчивой для него форме;
  • дарит массу незабываемых эмоций;
  • способствует концентрации внимания и совершенствованию мелкой моторики;
  • дает навыки рисования и позволяет использовать современные технологии для личного роста.

Детские рисунки оживают, благодаря личным усилиям и полету фантазии вашего ребенка, который ощутит себя способным влиять на окружающий мир. Это серьезный вклад в его мировоззрение и будущую позицию как активного творца своей жизни, а не стороннего наблюдателя.

Технология оживления рисунков

Занятия такого рода называют живыми картинками. Оживи рисунок - программа позаимствована у конструкторов, которые переводили чертёж в объёмное изображение. Чтобы оживить свой рисунок, ребёнок должен его аккуратно и тщательно раскрасить тем, что у него есть:

- карандашами,
- фломастерами,
- красками,
- пастелью и т.п.

Затем картинку надо обработать специальной программой и загрузить на  оборудование. Программа, установленная на этих устройствах, обработает изображение и оживит его на экране: превратит в объёмную фигурку или заставит двигаться. У картинки будут те цвета, в которые её раскрасит ребёнок. В раскрасках с дополненной реальностью разработчики пошли ещё дальше. Рисунок оживает на красивом фоне, с ним можно играть.

Раскраски, которые предлагает «Мир оживших рисунков», легко превратятся в настоящий мультфильм. Компьютерная программа наложит их на фон в виде океана, космоса и т.д и дети посмотрят созданный своими руками мультфильм. Герои мультфильма будут реалистично двигаться, подплывать ближе или, наоборот, разворачиваться и плыть в другую сторону от прикосновения к экрану.

Кроме того, интерактивность арт-терапевтических занятий будет обеспечиваться работой на планшетах со стилусом bb-mobile Techno 8.0 TOPOL’ LTE TQ863Q

Характеристика планшета.

  • Операционная система: Android 5.1
  • Дисплей: 8 дюймов, IPS, 1280×800 пикселей
  • Процессор: MediaTek MT8783, 8 ядер, 1300 МГц
  • Вес: 326 г

Этот планшет оснащен стилусом. Посредством установления на планшет программы Paint появляется возможность заниматься арт-терапевтической деятельностью с группой детей.

Программа реализации проекта

Для реализации проекта требуется материально-техническое оснащение.

Подготовительный этап (2018-2019 год)

В рамках данного этапа предполагается работа по созданию необходимых  организационных, материально-технических условий для реализации проекта:

  • Изучение литературы, источников в сети Интернет по данному вопросу;
  • планирование деятельности студии;
  • приобретение и установка оборудования в арт-терапевтическую студию;
  • повышение профессиональных компетенций педагога-психолога (прохождение курсов повышения квалификации, вебинаров);
  • разработка программы занятий студии.

Практический (2019 - 2020 годы)

На данном этапе психологической службе МКОУ ГСОШ предстоит

разработать и апробировать:

  • программу деятельности арт-терапевтической студии;

осуществить:

  • корректировку программы деятельности студии с учетом практических результатов;
  • набор первой группы учащихся для работы в арт-терапевтической студии;
  • мониторинг результативности  

Анализ результатов проекта (сентябрь-декабрь 2020 года)

Основное его назначение – организовать оформление и экспертизу продуктов проекта.

Календарный план

№ п/п

3адача

События

Сроки реализации

1.

Разработка проекта

ЭТАП 1. (подготовительный, 2018 –2019 год)

Изучение опыта имеющихся практик использования интерактивного оборудования в арт-терапевтической практике

Сентябрь-октябрь 2018

Разработка и описание проекта создания арт-терапевтической студии «Цветной мир». Разработка программы занятий

Октябрь-ноябрь 2018

Анализ имеющихся ресурсов МКОУ ГСОШ

Декабрь 2018

Составление сметы расходов финансовых средств, необходимых для реализации проекта

Декабрь 2018

Представление и экспертиза проекта 

Январь 2019

Приобретение и установка оборудования в ОУ

Январь-май 2019

Организация повышения квалификации педагога-психолога

2019 год

2.

Апробировать, обобщить и представить психологическую практику организации арт-терапевтической студии с использованием интерактивных технологий.

ЭТАП 2. (практический, 2019-2020 уч. год)

Набор первых групп обучающихся

сентябрь-май 2018

Апробация программы занятий  

Май - август 2018

Проведение занятий

Сентябрь 2019- апрель 2019

Мониторинг удовлетворённости обучающихся

Май 2019

3.

Анализ результатов проекта

ЭТАП 3. (анализ, сентябрь-декабрь 2020 года)

Обобщение практики организации арт-терапевтической студии на базе ОО

Сентябрь-октябрь

Оценка эффективности реализации проекта

сентябрь-октябрь 2019

Ожидаемые результаты

Механизмы измерения результатов

  • Социально-психологическая поддержка детей и подростков,
  • Развитие способностей, навыков общения  у всех участников проекта
  • Снижение эмоциональной напряженности, агрессивности  у подростков
  • Профилактика поведения высокой степени риска у всех участников проекта
  • Воспитание толерантности, сочувствия чужой беде
  • Улучшение отношений с родителями,
  • Повышение авторитета подростков среди сверстников
  • Воспитание позитивного восприятия мира
  • Развитие личности участников

Анкеты, опросы, фото, видеосюжеты и т.д.

  • Опрос
  • Тесты
  • Скрининговое исследование

Бизнес-план.

      Арт-терапевтическая студия «Цветной мир» с использованием интерактивного оборудования осуществляет развивающую и коррекционную деятельность с детьми «группы риска».

             

 Для обеспечения работы студии необходимо иметь:

  1. Помещение: 15-20 кв. метров (кабинет психолога),
  2. Оборудование:
  • Планшеты для рисования со стилусом
  • Интерактивная студия «Мир оживших рисунков»
  1. Сопутствующие товары: краски, кисти, бумага, цветные карандаши, фломастеры, кинетический песок.

           Приобретение необходимого оборудования  предполагает получение гранта в размере 500 тыс. руб.

Необходимое оборудование для работы интерактивной арт-терапевтической студии «Цветной мир»

№п/п

Наименование оборудования

Цена/ед. товара (руб)

Кол-во

Стоимо-сть

Источник финансов для приобретения

1

Планшеты со стилусом bb-mobile Techno 8.0 TOPOL’ LTE TQ863Q

 

10000

5

50000

Средства образовательной организации

2

Интерактивная студия «Мир оживших рисунков»

454400

1

454400

Грант

3

Гуашь (набор)

200

6

1200

Средства образовательной организации

4

Цветные карандаши (набор)

250

6

1500

Средства образовательной организации

5

Кисти (набор)

200

6

1200

Средства образовательной организации

6

Кинетический песок

400

5

2000

Средства образовательной организации

7

Фломастеры (набор)

300

6

1800

Средства образовательной организации

 

Итого:

 

512100

Заключение

Информационные цифровые технологии давно стали нашей реальностью и необходимо активно их осваивать. В психолого-педагогическом сопровождении учащихся «группы риска» информационные технологии будут способствовать формированию эффективной системы работы не только с данной категорией детей, но со всеми участниками образовательного процесса.

Арт-терапевтические занятия с использование графических редакторов повышают мотивацию к занятиям, нравятся детям, способствуют положительной динамике в их эмоционально-волевом развитии. Использование в работе инновационых технологий, таких как интерактивная студия «Мир оживших рисунков» будет способствовать более эффективному сопровождению детей «группы риска», позволит добиться положительной динамики. Занятия в арт-терапевтической студии могут также выступать средством профилактики суицидов, девиантного поведения детей и подростков.

Инновационная значимость и новизна представленного проекта состоит в возможности совершенствования комплекса условий и средств коррекционно-развивающей работы на основе применения инновационных технологий.

Разработка данного проекта и внедрение его в деятельность образовательной организации может помочь современной школе в реализации задач по формированию и раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

В случае реализации проекта обеспечивается устойчивость социальных эффектов (снижение правонарушений, нарушений устава школы и т.п.); образовательных эффектов (повышение мотивации; формирование гармоничного типа личности учащегося); экономических эффектов (улучшение результативности обучения детей, что приведет к увеличению интеллектуального потенциала села)

Предложения по распространению и внедрению результатов реализации проекта

Разработанные в рамках проекта инновации, могут быть полезными для всех участников проекта (педагоги, родители), а также могут распространяться за ее пределами. Идея проекта может быть использована в других школах, как района, так и нашего округа.

Опыт педагога-психолога, представленный в описании данного проекта, может быть использован в других образовательных организациях при внедрении современных технологий в образовательный процесс и психолого-педагогическое сопровождение в частности.

Список литературы

1.      Копытин, А. И. Основы Арт-терапии.— СПб., 1999.

2.      Копытин, А. И. Практикум по Арт-терапии.— СПб., 2000.

3.      Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии/ А.И.Копытин – СПб.: Питер, 2002. 4.      Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.

5.      Программа арт-терапевтического занятий с ребёнком-сиротами и ребёнком, оставшемуся без попечения родителей /под ред. И.А. Подольской. – Калуга. 2009.

6.      Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на псегоотерапию/ К.Р. Роджерс; пер. с англ.  М.Злотник. – М.: Изд-во ЭКСЕМУО-Пресс, 2001.

7.      Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования: Учебно-методическое пособие [В 3 ч.]/ Т.В.Сакович. – Ч.1. – Минск, 2003.

8.      Сакович, Н.А. Практикум по креативной психотерапии: Учебно-методическое пособие/ Н.А. Сакович.-Минск, 2005 9.      Юнг.

        

Приложение 1.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ В АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТУДИИ «ЦВЕТНОЙ МИР»

Цели и задачи:

1. Помочь ребенку в творческом виде выразить себя, свои чувства и потребности (в том числе негативные эмоции, такие как гнев, обида, злость). Разгрузить «контейнеры» подавленных эмоций и чувств.

2. Восстановить связь с собой, помочь научиться осознавать дискомфорт, понимать, что с ним делать.

3. Снять запреты на проявление себя в творчестве.

4. Научить детей расслабляться, ощущать свое тело, снимать напряжение, познакомить с различными способами релаксации и работы с собой в стрессовых ситуациях. Развить стрессоустойчивость.

5. Познакомить с собой и помочь научиться принимать себя таким, какой есть, учитывать свои индивидуальные особенности и объяснять про себя, тем самым добиваясь гармонии в отношении с собой и миром.

6. Помочь гармонично развиваться личности ребенка, развить в ребенке уверенность в себе, адекватную самооценку, позитивное мышление.

7. Помочь развивать познавательную активность ребенка.

8. Развить коммуникативные навыки ребенка.

Весь курс разбит на 5 этапов – 5 тем: «Кто Я такой», «Такой разный Я. Мои чувства», «Мое тело», «Я и общество», «Я работаю в группе». Каждая тема прорабатывается на протяжении 4 - 7 занятий.

1 этап «Кто я такой»

Этот этап направлен на развитие в ребенке ощущения себя, своего тела, своей индивидуальности. Мы будем учиться любить себя, легче относится к критике, понимать про свои индивидуальные особенности, принимать их.

2 этап «Такой разный я. Мои чувства»

На этом этапе ребята научатся понимать, какие эмоции они испытывают, узнают, что чувства не бывают плохими или хорошими. Но от одних нам бывает плохо, а от других хорошо. Дети узнают, где живут эмоции в теле. Мы вместе будем думать, как понять, что мы чувствуем и как об этом сообщить себе и другим.

3 этап «Мое Тело»

На этом этапе ребята будут исследовать свое тело, каким разным оно бывает, что оно умеет, чем оно наполнено. Будем учиться чувствовать свое тело, снимать напряжение и расслабляться

4 этап «Я и другие»

Этот этап направлен на развитие у ребенка понимания, что все люди разные, что у каждого есть свои особенности и то, что ему трудно с другими людьми это не потому, что они плохие. Дети научаться понимать, что мешает сближаться с другими людьми, поможет стать более толерантными и терпимыми к другим, не воспринимать на личный счет поступки и слова других детей и людей. Дети будут учиться проявлять себя открыто с другими.

5 этап «Я работаю в коллективе»

Здесь дети получат навык заводить новых друзей, понимать и принимать их такими, какие они есть. Дружить, доверять, искать близких и безопасных отношений для себя, раскрываться в дружбе, делится, договариваться, играть, придумывать вместе. Научатся вести себя в коллективе, строить конструктивные и продуктивные отношения с другими людьми.

Программа рассчитана на 8 месяцев (сентябрь - апрель), 4 занятия в каждом месяце, всего 32 занятия.

Название темы

Примечания

Я

Окно в волшебный мир

Волшебный эликсир. Образы и звуки

Волшебный эликсир. Цвета и линии

Я-планета

Я-дерево

Это я (коллаж)

Что я люблю

Я в лучах солнца. Мои положительные качества

Воображаемый зверь

МОИ ЧУВСТВА

Давай позлимся

Вулкан

Такие разные чувства

Противоположные чувства

Ларец счастья

Мои страхи

МОЕ ТЕЛО

Мои руки

Мои ноги

Что говорят газеты

Карта моего тела

Две стороны моего тела

Рисунок тела

Я И ДРУГИЕ

Дружба

Портреты того, что внутри и снаружи

Преодоление

Я хочу/ я могу сделать

Я РАБОТАЮ В ГРУППЕ

Опиши и нарисуй

Прекрасный сад

Фруктовый/ овощной салат

Следуй за лидером

Рисунок группы. Поэтапный рисунок

Мои ресурсы

Это Я

        Занятия проходят 1 раз в неделю. Курс длится один учебный год.

Группа является закрытой и рассчитана на то, что ребенок посетит все этапы программы, поскольку она выстроена с учетом поэтапного развития, и без прохождения одного из этапов результат работы будет не таким стабильным и полным для ребенка.

 


[1] Это понятие в 1974 г. ввел академик В. П. Казначеев, понимая под ним сложный комплекс физиологических, метаболических, психофизиологических и других изменений, возникающих в организме человека в период проживания на Крайнем Севере

[2] И. Млодик "Приобщение к чуду или Неруководство по детской терапии"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление здоровья учащихся как одно из направлений психолого-педагогического сопровождения

Создание и развитие единой психолого-педагогической системы формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков средствами психологической культуры:повышение качества образования;формиро...

Единые формы психолого-педагогических исследований классного и школьного коллектива.

Предлагаемые  единые формы  помогут проанализировать отношение  к  здоровью,    наиболее главные черты  характера  личности, коллектива, мотивацию,  м...

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...