Давайте в жизни искать позитив. Тренинговое занятие для педагогов.
методическая разработка по психологии

Звягина Ольга Николаевна

Цель: Формирование позитивного мышления

Задачи:

  • Создать положительные эмоций и снять напряжения;
  • Формировать умение управлять своим настроением;
  • Обучить педагогов способам выработки эмоциональной устойчивости
  • Формирование оптимистического отношения к жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon davayte_v_zhizni_iskat_pozitiv.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие для педагогов

Тема «Давайте в жизни искать позитив»

Жизнь одна, но в ней порой причудливо

переплетено позитивное и негативное.

Достойно принимать превратности судьбы

и хранить её счастливые моменты –

простая премудрость жизни. 

Дина Дин

Цель: Формирование позитивного мышления

Задачи:

  • Создать положительные эмоций и снять напряжения;
  • Формировать умение управлять своим настроением;
  • Обучить педагогов способам выработки эмоциональной устойчивости
  • Формирование оптимистического отношения к жизни.

Материалы:

  • бумажные салфетки
  • релаксационная музыка
  • набор миниатюрных игрушек, разных предметов, непрозрачный пакет
  • галоши
  • ватман с изображением дерева, стикеры в форме листочков

Ход занятия

        Наша жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит и на 90% из того как мы относимся к происходящему. Но почему на одно  событие люди реагируют по-разному? Одни ищут возможности, другие сокрушаются о потерях.

Народная мудрость гласит: «Судьба судьбой, а выбор за тобой». Многое, если не все, определяет наш выбор. Выбор нас делает неповторимым. Именно он определяет нашу судьбу.

Что мы можем выбрать:

  • то во что мы верим;
  • кем мы станем;
  • что мы говорим;
  • как относимся к другим;
  • как реагируем на события;
  • с каким настроением живем и учим.

Наше сегодняшнее занятие и посвящено позитивному мышлению, а именно умению учителя быть эмоционально устойчивым.  

        

        Но вначале я предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется «Приветствие».

Игра-приветствие: Участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия:

Здравствуй, друг!

Здороваются за руку.

Как ты тут!

Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был?

Дергают за ушко друг друга.

Я скучал!

Кладут руки себе на сердце.

Ты пришел!

Разводят руки в стороны.

Хорошо!

Обнимаются.

        

Упражнение «Возьми салфеток» (5 минут).  

Цели и возможности применения.  Упражнение помогает участникам познакомиться, а также создает в группе веселую позитивную атмосферу.  

Необходимые материалы. Бумажные салфетки.

Процедура:

1. Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуется, возьмите, пожалуйста, себе  немного салфеток».

2. После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.  

Обсуждение. Не требуется.

Упражнение «Моя работа похожа на лезвие»

Цели и возможности применения. Упражнение помогает вовлечь группу в размышление о проблематике тренинга, стимулирует творческую активность участников.

 

Необходимые  материалы.  Непрозрачный пакет с небольшими предметами по количеству участников тренинга. (Например: мягкая игрушка, коробок спичек, фломастер, мел, набор ручек, увеличительное стекло, блок клейких листочков  Post-it и т. д.)

Процедура:

1. Все участники сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пакет с предметами.  

2.  Каждый участник должен не глядя достать предмет, показать его остальным участникам и быстро придумать, почему его работа похожа на этот предмет.

Упражнение «Откровенно говоря» (5–7 мин.)

Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами

Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.

  • Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке…
  • Откровенно говоря, когда я готовлюсь к урокам…
  • Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
  • Откровенно говоря, когда я волнуюсь..
  • Откровенно говоря, когда я проверяю тетради…
  • Откровенно говоря, когда я прихожу на урок…
  • Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
  • Откровенно говоря, когда я разговариваю с директором…
  • Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
  • Откровенно говоря, после рабочего дня…
  • Откровенно говоря, когда я заполняю журнал…
  • Откровенно говоря, когда я выставляю оценки…
  • Откровенно говоря, когда наступает пора каникул…
  • Откровенно говоря, когда я слышу звонок на урок…
  • Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
  • Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
  • Откровенно говоря, неприятности на работе…
  • Откровенно говоря, успехи на работе …
  • Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят завучи …
  • Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...
  • Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
  • Откровенно говоря, когда я провожу свой урок…
  • Откровенно говоря, когда работа с детьми…
  • Откровенно говоря, моя работа…
  • Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
  • Откровенно говоря, мое настроение улучшается …

Упражнение «Плюс-минус» (10 мин.)

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.

Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.

Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал.

Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему.

В жизни каждого из нас бывают моменты, когда кажется, что мир рухнул. Причин для этого может быть великое множество: сезонная депрессия, неудачи в личной жизни, проблемы со здоровьем или хроническая усталость. Что помогает человеку справляться с трудными ситуациями в жизни, переживать неудачи с меньшими душевными потрясениями?  Что заставляет думать о любых преградах возникающих на пути как о посильных, о легко преодолимых? Что рисует на лице человека улыбку, которая остается даже в трудные моменты его жизни?

Оптимистическое настроение несет в себе массу положительных моментов! Позитивный настрой улучшает работоспособность и влияет, как на физическое, так и на душевное самочувствие человека. Позитивное настроение рождает уверенность в себе. К позитивно настроенным людям тянутся окружающие.

Так с помощью, каких приемов настроить себя на позитив? Вот об этом сейчас мы с вами и поговорим.

Упражнение «Хорошо-плохо» (10 мин)

Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.)  

Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями,

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком.

Я буду предлагать  вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

  • Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
  • В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

  • Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.
  • Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.

  • Можно сэкономить на чем-то.
  • Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

  • Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.

  • Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

  • Хороший повод отдохнуть.
  • Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж.

  • Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.
  • Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

  • Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
  • Новый коллектив, новые перспективы.

Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Упражнение «Посещение зоопарка» (в зависимости от время)

Участники разбиваются по парам и встают друг за другом. Ведущий становится позади одного из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди.

  1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
  2. Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
  3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).
  4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
  5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
  6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
  7. Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).
  1. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
  2. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).    
  1. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
  2. А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).
  3. Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера, затем убрать руки и поменяться местами).

Релаксация

Мы подошли к концу занятия, я включу негромкую музыку, чтобы вы могли расслабиться. Пожалуйста, сядьте поудобней, положите руки на колени, можете закрыть глаза и дышите медленно и глубоко.  Сегодня мы попробуем методику расслабления, основанную на сознательном наблюдении за своими телесными ощущениями. Если она вам подойдет, можете взять ее на вооружение.

Упражнение «Я заслуживаю»

Ведущий. Завершая наши занятия, я хочу предложить вам последнее упражнение, вернее, игру с собой — «Я заслуживаю...». Счастье редко дается человеку «большим куском». В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые вас часто огорчают. Сейчас возьмите ручки и листочки бумаги, запишите фразу «Я заслуживаю...», вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: «Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса», «Я заслуживаю того, что Алексей выполнил домашнее задание», и т.п. Вспомните не менее пяти событий.

Задание на дом: каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: «Я заслуживаю...» Это необходимо делать в течение трех недель. Чтобы не забыть, напишите эту /фразу на листе бумаги и повесьте возле кровати, это будет напоминать вам домашнее задание. Поверьте — это изменит ваше отношение к себе и окружающим.

«Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир»- говорил Ф. Ларошфуко. Все в ваших руках уважаемые коллеги.

Научитесь брать от жизни ВСЕ!! Овладейте искусством быть счастливым, а для этого:

  1. Нужно иметь перед собой цель и стремиться к ней
  2. Нужно уметь делить радости с другими 
  3. Нужно получать удовольствие от помощи людям 
  4. Нужно быть немного ребёнком 
  5. Нужно обладать чувством юмора
  6. Необходимо уметь прощать
  7. Иметь несколько сердечных друзей
  8. Уметь сотрудничать с людьми и получать от этого удовольствие
  9. Быть счастливым в семейном кругу 
  10. Иногда нужно позволять себе расслабиться
  11. И самый главный секрет – УЛЫБАЙТЕСЬ. И тогда мир улыбнется вам в ответ

Обратная связь

Каждому присутствующему дается 4 листочка бумаги. На трех листах нужно написать послания трем сидящим справа после него участникам круга. Послания должны иметь позитивное содержание, личностную обращенность. На четвертом листке формулируется замечания и пожелания ведущему

Рефлексия.  

Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке…

Откровенно говоря, когда я готовлюсь к урокам…

Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

Откровенно говоря, когда я проверяю тетради…

Откровенно говоря, когда я прихожу на урок…

Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…

Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…

Откровенно говоря, после рабочего дня…

Откровенно говоря, когда я заполняю журнал…

Откровенно говоря, когда я выставляю оценки…

Откровенно говоря, когда наступает пора каникул…

Откровенно говоря, когда я слышу звонок на урок…

Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…

Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…

Откровенно говоря, неприятности на работе…

Откровенно говоря, успехи на работе …

Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят завучи …

Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...

Откровенно говоря, когда мой рабочий день…

Откровенно говоря, когда я провожу свой урок…

Откровенно говоря, работа с детьми…

Откровенно говоря, моя работа…

Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

На работе задержали зарплату.

По дороге на работу вы сломали каблук.

Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.

Вы внезапно заболели.

Вас бросил муж.

Вы попали под сокращение.

Визуализация «Шар энергии»

Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их и не шевелитесь.

Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Кончики пальцев правой руки как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее и подымается вверх по руке... До локтя... Еще выше... Вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту, расслабляется... По венам и артериям правой руки бежит свежая обновленная кровь, даруя ей отдых и питая новыми силами... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... А теперь ваш внутренний взор обращается к пальцам левой руки.

Текст, приведенный выше, полностью повторяется для левой руки. В конце обязательно дать установку относительно дыхания и сердца.

Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабляются. Они чувствует приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на каминной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам... Напряжение исчезает... И вот уже мышцы ног расслабляются - от кончиков пальцев до бедра... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...

Есть еще один источник тепла в вашем теле. Он - в районе солнечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитывает своими животворящими лучами ваши внутренние органы и дарит им здоровье, помогает лучше функционировать... Расправляются, расслабляются мышцы живота и груди... По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха... Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка... Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает... Уходит... Если вы лежите, то ваша спина ощущает добрую силу земли через поверхность, на которой вы лежите... Эта сила позволяет вам расслабиться и вливает в ваше расслабленное тело новую, свежую энергию... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...

Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица... Уходит напряжение из скул... Из челюстей... Губы становятся мягкими и податливыми... Разглаживаются морщинки на лбу... Веки перестают подрагивать... Они просто сомкнуты и неподвижны... Все мышцы лица расслаблены... Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо... Он приятен и добр - этот воздушный поцелуй... Воздух несет вам свою целебную энергию... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...

Все ваше тело наслаждается полным покоем... Напряжение спадает, растворяется, уходит... Усталость улетучивается... Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя... Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией...

Вы расслаблены и свободны.

Сделайте два глубоких вдоха-выдоха, каждый раз шумно выдыхая воздух. Теперь представьте, что прямо у вас над головой висит светящийся шар.  Он не соприкасается с вашей головой, а плавает в воздухе над ней.  Шар круглый и сияющий, полный света и энергии.  Теперь вообразите, что лучи света от шара направлены на ваше тело.  Шар испускает лучи постоянно.  В нем избыток энергии.  Эти лучи, эти потоки света проникают в ваш организм через вашу голову. Они проникают легко, без труда. Представьте себе, что каждый луч направляется в какую-то часть вашего тела. Представьте, что один из лучей проходит через вашу голову, шею, плечо в левую руку. Вы чувствуете приятное тепло и жизненную энергию. Опускается дальше к пальцам, к кончикам пальцев, и излучается из них в пол. Другой луч проникает в вашу правую руку и излучается из нее. Еще один луч проходит по спине, другой – по груди и животу, следующие – по бокам. И везде вы ощущаете постоянно приятное тепло, энергию, которая наполняет ваше тело и вас ощущением комфорта, уюта, силой жизни. Энергия идет дальше и наполняет вашу левую ногу, затем правую ногу. Ваши внутренние органы омываются лучами света, пока вы не почувствуете, что вам достаточно. Вы чувствуете, как лучи проходят по всем вашим органам, эти лучи теплые и приятные. И вот вы уже стоите вся окруженная светом. Свет внутри вас, вы наполнены светом спокойствия, жизни и любви.  Вы чувствуете,  как вам спокойно и хорошо. Вы чувствуете, что хотите жить. Вы чувствуете, что вас любят: сама вселенная наполняет вас светом и энергией жизни и любви. Вы чувствуете, что хотите жить. И не просто жить, а жить счастливо. Вы наполнены светом спокойствия, жизни, любви.  Его столько много, что вы сами начинаете излучать этот свет вокруг себя. Вы щедро излучаете этот свет жизни,  спокойствия и любви. Вы чувствуете что вы любите и любимы самой жизнью. А жизнь – это прекрасно.

Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следующей цифрой вы станете все больше выходить из состояния расслабленности - вплоть до того момента, когда я назову цифру «один» и вы встанете отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии.

С этого момента голос ведущего должен также становиться более бодрым, звучным, эмоциональным. Однако спешить здесь не нужно.

Итак, семь... Вы чувствуете, как к вам возвращается ощущение собственного тела... Вялость и апатия отступают. Вы начинаете возвращаться в свое нормальное состояние. Шесть... Ваши мышцы наполняются силой и энергией... Вы пока неподвижны, но пройдет несколько мгновений, и вы сможете легко встать и начать двигаться... Пять... Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущением силы и возможности действовать... Расслабленность заменяется собранностью... Четыре. Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три. Пошевелите ступнями. Вы полностью чувствуете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак. Два. Не открывая глаз, поворочайте головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверены в себе. Один. Открыли глаза. Встали. Не делайте это слишком быстро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания

Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, так как на учителя ложится большая ответственность не только за обучение, развитие, воспитание ребенка, но, и за его психическое здоров...

Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога с родителями и учащимися».

Тренинговое занятие направлено на изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного ...

Тренинговое занятие с педагогами "Мои профессиональные мотивы""

Тренинговое занятие с классными руководителями «Мои профессиональные мотивы» Цель. Осознание педагогами своей индивидуальности. Помощь классным руководителям  в налаживании эффект...

"Совершенству предела не существует!" Тренинговое занятие для педагогов

Мероприятие подготовлена с целью активизации процесса самопознания у педагогов; формирования адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний....

тренинговое занятие для педагогов

Занятие направлено на обучение педагогов методам снятия сильного эмоционального и мышечного напряжения....

Тренинговое занятие для педагогов

Тренинговое занятие для психологов.Цель: сплочение коллектива, создание позитивного настроения.Задачи: помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении, формировать навыки неве...

Программа тренинговых занятий для педагогов «Формула успеха»( психологическая поддержка стрессоустойчивости педагогов).

Автор-составитель Шрагина Е.Ю.Нормативные документы: Закон об образовании РФ № 273 от 01.09.2013 г.; ФГОС ООН, приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.09 г.; Приказ Минобрнауки РФ № 1008 от 29.08.13 г.Пр...