Профориентационная игра "Предупрежден - значит вооружен"
методическая разработка по психологии (9 класс)

Данная методическая разработка представляет собой подробное описание проведения деловой игры для учащихся юношеского возраста, направленного на развитие умения конструктивного осмысления продукции масс-медиа. В разработке рассматриваются способы анализа произведений масс-медиа, применение полученных знаний и навыков учащимися в работе с другими детьми. Методическая разработка будет полезна педагогам, психологам, учителям в организации профилактической и профориентационной работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_preduprezhden-znachit_vooruzhen.docx58.52 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Дзержинска Нижегородской области

департамент образования

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Станция юных техников»

(МБУ ДО «Станция юных техников», МБУ ДО СЮТ)

Методическая разработка деловой игры

 «Предупрежден - значит вооружен!»

Автор-составитель: педагог-психолог

МБУ ДО СЮТ

Коноплева Милия Сергеевна

г. Дзержинск

2019 г.

Содержание

      Аннотация                                                                                           3 стр

  1. Введение                                                                                          4 стр
  2. Пояснительная записка                                                                   5 стр                                                
  3. Ход игры                                                                                          6 стр
  4. Сценарий игры                                                                                7 стр  
  5. Заключение                                                                                     14 стр
  6. Список источников                                                                         15 стр

Аннотация

Данная методическая разработка представляет собой подробное описание проведения деловой игры для учащихся юношеского возраста, направленного на развитие умения конструктивного осмысления продукции масс-медиа.

В разработке рассматриваются способы анализа произведений масс-медиа, применение полученных знаний и навыков учащимися в работе с другими детьми.

Данная методическая разработка будет полезна педагогам, психологам, учителям в организации профилактической и профориентационной работы.

  1. Введение

Известно, что дети и подростки имеют очень высокую степень восприимчивости к ярким и острым впечатлениям. С самого малого возраста детей привлекает что-то движущее, красочное, эмоциональное. Они любят яркие мультики, где происходит постоянное движение, смена кадров и пр. В подростковом возрасте восприимчивость направлена на другие источники: фильмы, передачи, видеоролики различного характера и др.

К сожалению, острой и цепкой восприимчивости редко сопутствует критический и конструктивный анализ, который может рассказать о том, что стоит за тем или иным произведением масс-медиа, какие цели преследуют его авторы, какие подводные камни скрываются за ним.

В игре участникам будет предоставлена возможность проведения конструктивного анализа произведений масс-медиа.

Помимо этого, деловая игра помогает участникам погрузиться в атмосферу деятельности медиапсихологов, медиапедагогов, изучающих влияние масс-медиа на мировоззрение и поведение человека.

Возможность непосредственного участия в той или иной профессиональной деятельности, пусть даже и в игровой форме, является необходимым условием для успешного профессионального самоопределения

  1. Пояснительная записка

Целевая группа: учащиеся 15-18 лет.

Количество участников: 10-12 человек.

В данной методической разработке используются различные психологические и педагогические методы: психологические активизирующие упражнения, беседа, приемы технологии развития критического мышления.

Цель: развитие медиакомпетентности учащихся, включающей в себя совокупность знаний и умений, способствующих адекватному выбору, критическому анализу и оценке медиатекстов; содействие успешному профессиональному выбору.

Задачи:

  1. Расширить представления учащихся о негативном воздействии

медиатекстов на сознание и волю человека;

  1. Содействовать активизации интереса учащихся к профессиональной

деятельности в мире медиа;

  1. Развивать умение анализировать медиатексты, навыки

полноценного восприятия медиатекстов;

  1. Способствовать применению учащимися полученных знаний,

умений в совместной творческой деятельности.

Перечень оборудования и оформления:

- помещение: актовый зал

- стулья

- технические средства: компьютер, мультимедийный проектор,

мультимедийная презентация

- инструменты и материалы: ручки, бланки чистых листов для работы в подгруппах, планшетки, карточки для упражнений, синий и красный фломастеры, три плаката со словами «В некоторых случаях», «В большинстве случаев», «Всегда» на каждую подгруппу.

- музыкальное сопровождение          

  1. Ход игры:

  1. Введение                                                                                              2 мин

  1. Подготовительный этап

  1. Упражнение «Приветствие»                                                                5 мин
  2. Упражнение «Пойми меня»                                                                 6 мин
  3. Упражнение «Как вы думаете»                                                            6 мин

  1. Основной этап

  1. Упражнение «4 кадра»                                                                         10 мин
  2. Упражнение «Оценка качества»                                                          7 мин
  3. Упражнение «Что скрывает фильм»                                                    7 мин
  4. Упражнение «По ту сторону экрана»                                                   20 мин
  5. Разминка «Передать по кругу»                                                            4 мин
  6. Упражнение «Создаем проект»                                                           15 мин  

  1. Заключительный этап

  1.  Рефлексия                                                                                              3 мин
  2.  Обратная связь                                                                                      4 мин
  3.  Завершение                                                                                            1 мин

Общая продолжительность    1 час 30 мин

Сценарий игры

«Предупрежден – значит вооружен!»

  1. Введение  

Психолог: Добрый день, друзья! Сегодня я предлагаю вам принять участие в деловой игре «Предупрежден – значит вооружен!». Деловая игра – это воспроизведение некой реальной ситуации, имитация деятельности людей разных профессий. Сегодня вы попробуете себя в роли медиапсихологов и медиапедагогов и, других медийных деятелей. Как вы думаете, что это за профессии?

(Предполагаемые ответы участников)

Психолог: Медиапсихолог изучает влияние средств масс-медиа на личность человека, его поведение. К масс-медиа относятся пресса, кино, телевидение,

реклама, Интернет, радио и пр. Основная задача медипсихолога состоит в разработке программ защиты от негативного влияния медиатехнологий. Медиапедагог обучает людей ориентироваться в мире СМИ, развивает умения и навыки при общении с масс-медиа. (Слайд 2)

Представьте, что сейчас вы будете проходить обучение по медиапсихологии, вам будут предложены некоторые материалы, приемы. А вскоре после «обучения», когда вы станете профессионалами своего дела, вам необходимо будет разработать проект для учащихся, в котором вы расскажете им о влиянии масс-медиа на человека.

  1. Подготовительный этап

  1. Упражнение «Приветствие»

Психолог: Давайте для начала поприветствуем друг друга. Вы будете

двигаться по залу. И вам нужно поздороваться с каждым участником, при этом пожать друг другу руку и сказать «Привет!». Итак, мы начинаем!

Обсуждение: Удалось со всеми поздороваться? Что чувствуете?

  1. Упражнение «Пойми меня»

Психолог: Проведем небольшую разминку. (Участники сидят на стульях, стулья в кругу спинками друг к другу). Эта разминка для людей с творческим мышлением, т.е. именно для вас! Я раздам вам карточки, что на них написано, никому нельзя показывать. Думаю, что вы прекрасно ориентируетесь в мире СМИ. И это упражнение будет для вас достаточно легким. На карточках записаны названия некоторых предметов или явлений, которые имеют отношение к миру СМИ. Ваша задача по очереди описать своими словами предмет с карточки, не называя его. Если вы догадались, о чем идет речь, поднимите руку.

Карточки:

- социальные сети

- новости

- видеокамера

- телеведущий

- сериал

- клип

- журнал

- радио «европа плюс»

- блогер

- режиссер

- мелодрама

- реклама

Психолог: Прекрасно справились с заданием!

Обсуждение: Какие эмоции, чувства испытываете? Что показалось вам сложным? Что позволило вам догадаться, о чем шла речь?

  1. Упражнение «Как вы думаете?»

Психолог: Ребята, предлагаю объединиться вам в три группы.

Рассчитайтесь на «яблоки», «груши», «бананы». Итак, обратите внимание на плакаты, на которых записаны следующие слова: «В некоторых случаях», «В большинстве случаев», «Всегда». Каждой группе я раздам карточки с утверждениями, одинаковыми для всех. (Слайд 3) Ваша задача разложить эти карточки по плакатам.

Утверждения:

        - медиатексты только развлекают, не влияя на образ мыслей и поведение людей

        - просматривая произведения медиа (фильмы, клипы), человек эмоционально заражается теми эмоциями, которыми наполнено произведение

        - человек воспринимает любые медиа так, как это надо создателю медиа

        - люди тщательно анализируют то, что они видят и слышат из мира медиа

        - мир медиа всего лишь показывает нам то, что происходит в мире        Обсуждение: Участники обсуждают, где должна находиться каждая карточка. Если нет определенного решения, группе необходимо будет найти компромисс.

Психолог: Мы с вами вернемся к этим утверждениям чуть позже, а пока продолжим!

  1. Основной этап

Психолог: Ребята, в начале занятия я говорила вам про «обучение».

Оно будет состоять из двух частей. В первой мы рассмотрим с вами такой процесс, как «восприятие» медиа, т.е., как мы воспринимаем медиа, какое впечатление мы получаем от них, какие эмоции они вызывают у нас. Во второй части мы будем рассматривать процесс «анализа» медиа, т.е. как мы должны анализировать те или иные виды медиа (пресса, телевидение, кинематограф, радио, интернет и др.).

  1. Упражнение «4 кадра»

Психолог: Итак, мы смотрим то, что нам предлагают. Мы не можем воспротивиться тому, что предлагают нам авторы медиа, заражаемся теми эмоциями, которые они предлагает нам в своих произведениях.

Воспринимать экранную реальность — значит, сопереживать героям (огорчаться,  плакать,  смеяться,  возмущаться,  грустить). Автор любого продукта масс-медиа, будь то автор кино, музыкального клипа, рекламы и пр., использует в своей работе те или иные приемы, которые помогают ему «заставить» зрителя воспринимать и принимать данный вид медиа так, как это нужно автору. Вопрос в том, какие цели преследует автор, производя тот или иной продукт медиа?

В мире кино есть такой закон, который раскрыл режиссер и теоретик кино С.М. Эйзенштейн (Слайд 4), который выражается в формуле 1+1=3. (Слайд 5)

Содержание первого кадра (1) плюс содержание второго (1) рождает третье значение (3), т.е. происходит обобщение двух предыдущих кадров, но не экране, а в сознании зрителя. И какие кадры покажет нам автор, так мы и будем воспринимать его произведение.

Давайте попробуем сейчас с вами побывать в роли медийных авторов, целью которых является вызов определенных эмоций у зрителя. Т.е. создадим фильм из нескольких кадров.

На листочке запишите 4 кадра в последовательности, которые раскрыли бы зрителю чувства одиночества, тоски.

Участники записывают. По завершении желающие зачитывают свои «фильмы».

Пример одного «фильма»:

(Слайды 6-9)

1 кадр – Затемненная комната, тусклый свет едва освещает её

2 кадр – За окном идет дождь, его крупные капли стучат по карнизу

3 кадр – На полу лежит телефон  с разбитым экраном

4 кадр – На кровати сидит девушка, уткнувшись головой в колени

Обсуждение: Ребята, как мы смогли понять, «прочитать» то эмоциональное состояние, которое хотел передать нам автор? Ответы участников (кадры имеют между собой связь, последующий кадр дополняет предыдущий).

Выводы: Да, действительно так. Ведь если бы нам показали только первый кадр, то вряд ли бы мы что-то смогли воспринять из него, или даже второй. А так, обобщая все кадры, мы с вами могли понять, насколько этой девушке плохо, что у нее что-то произошло очень неприятное, скорее всего неприятный разговор, потому что разбит телефон. Мы с вами почувствовали ее эмоциональное состояние еще благодаря тому, что сами в своей жизни могли испытывать подобные чувства. Т.е. эмоциональная атмосфера, созданная в нескольких кадрах плюс наш прошлый опыт и, мы уже с вами воспринимаем тот или иной сюжет, предложенный автором.

Таким образом, мы с вами не только увидели «событие», «сюжет», данного фильма, но и почувствовали его эмоциональную составляющую.

В принципе, с помощью нескольких кадров авторы медиа могут «слепить» все, что угодно. Они могут предложить нам сюжеты, которые в жизни могут и не встречаться, либо встречаться крайне редко. И вот, чтобы нам разобраться в многообразии «сюжетов», необходимо не просто воспринимать их, но еще правильно и качественно анализировать.

Как вы думаете, зачем необходимо анализировать медиа?

Ответы участников: Чтобы понять, какое качество у того или иного медиа, т.к. воздействие может быть отрицательным.

  1. Упражнение «Оценка качества»

Психолог: Да, совершенно верно. Сейчас вы попробуете оценить, какое

воздействие на нас производят масс-медиа. Для этого вспомните любой фильм, который вы смотрели. Оцените, какое воздействие фильм оказал на вас с помощью качеств, которые представлены в таблице (Слайд 10). При необходимости вы можете указать качества, которых нет в таблице.

        По завершении задания участники зачитывают свои варианты.        

Позитивная оценка медиа

Негативная оценка медиа

Неоднозначная оценка медиа

Развивающий

Тревожный

Ошеломляющий

Спокойный

Утомляющий

Интригующий

Воодушевленный

Отчужденный

Удивленный

Восторженный

Пугающий

Завораживающий

Увлекательный

Угнетающий

Запутанный

Веселый

Навязчивый

Настораживающий

Радостный

Разрушающий

Сомнительный

Умиротворенный

Беспокойный

Возмутительный

Обсуждение: Какое воздействие медиа оказало на вас наиболее всего?

Вывод: Любой медиатекст мы воспринимаем более всего именно эмоционально, т.е. какое настроение возникает у нас во время и после просмотра, проще говоря, смеемся мы или плачем. От этого будет зависеть наша оценка медиатекста: понравится он нам или нет. Как правило, мы не касаемся таких моментов, как, например, для чего автор показывает нам этот медиатекст, какую цель он преследует, чему учит это медиапроизведение. Т.е. восприятие - это поверхностная оценка качества медиапродукта.

  1. Упражнение «Что скрывает фильм»

Психолог: Воспринимая любой медиатекст (фильм, реклама, телепередача), мы обращаем внимание на его внешнее содержание, т.е. причины и следствия сюжета, события. Анализ включает в себя более глубокое осмысление масс-медиа, видение скрытых и ускользающих моментов, который «укрыл» от нас автор.

Психолог: Давайте возьмем за основу тот фильм, который вы разбирали в предыдущем упражнении и попробуйте проанализировать его, используя следующие критерии:

(Слайд 11)

- какая сцена наиболее всего произвела на вас впечатление

- как вы думаете, какую цель преследовал автор, создавая это фильм

- на какую аудиторию рассчитан фильм и как вы это поняли, по каким признакам, ощущениям

- какие ценности несет в себе этот фильм

Психолог: Если есть желающие, можете рассказать нам, что у вас получилось. (Несколько участников представляют свои результаты).

        Обсуждение: Были ли сложности при выполнении этого упражнения? Какие? Часто ли вам приходилось отвечать на эти вопросы самому себе при просмотре медиатекстов? Почему? Как вы думаете?

  1. Упражнение «По ту сторону экрана»

 Психолог: Ребята, как мы с вами понимаем, авторы при производстве медиа могут преследовать разные цели. К сожалению, не всегда эти цели носят положительный характер. Сейчас вы попробуете себя в роли медийных авторов, которым нужно разработать небольшой видеоролик. (Слайд 12)

Для этого вам надо объединиться в две группы. Первая группа будет разрабатывать видеоролик, преследуя положительные, созидающие цели. Т.е. вам не особо важно, сколько вы заработаете, для вас имеют смысл именно добрые мотивы и цели. Для вас важно благополучие других людей.

Вторая группа будет стремиться к тому, чтобы заработать как можно больше денег. Вам не важно, какие ценности будет нести ваш видеоролик, какое воздействие он будет иметь на зрителей. Главное для вас – это реализовать свои цели.

После того, как вы разработаете план видеоролика, вам нужно будет его презентовать в виде минисценки продолжительностью не более 5-7 мин.

Для плана вам предлагается примерный перечень: (Слайд 13)

  1. Определите проблему, вопрос, который волнует вас (т.е. о чем именно вы будете говорить и что показывать)
  2. Определите цели, которые вы преследуете, мотивы, перечислите их (чего вы хотите добиться, презентуя свой ролик обществу)
  3. Определите аудиторию, для которой будет сниматься этот ролик (возраст, социальное положение, интересы)

4.  Опишите результат, который вы планируете достичь с помощью этого ролика

По завершении подготовки сценки, участники групп поочередно показывают их. После ребята рассказывают о том, какие ценности хотели донести до зрителей, для какой аудитории был снят этот ролик и др.

Обсуждение: Какие чувства испытываете сейчас? Какие возникли трудности при разработке плана, подготовке сценки? Как вы думаете, вам удалось достичь целей, которые вы ставили перед собой при производстве этого видеоролика?

  1. Разминка «Передать по кругу»

Психолог: Вы немного устали, проведем небольшую разминку. Предлагаю

встать в круг. Сейчас в одну сторону я передам красный фломастер. Его надо будет передавать через одного. Давайте потренируемся. А теперь в другую сторону надо будет передавать синий фломастер каждому. Будьте внимательны. Два фломастера передаются по кругу в противоположных направлениях. Ведущий несколько раз меняет условия передачи фломастеров и направление движения.

Психолог: Немного отдохнули? Продолжим!

  1. Упражнение «Создаем проект»

Психолог: Ребята, вы прошли обучение по медиаобразованию и являетесь дипломированными специалистами в области медиапсихологии, отрасли психологии, которая изучает влияние масс-медиа на сознание людей.

(Слайд 14) Вам предстоит разработать масштабный проект, целью которого будет донесение до молодой зрительской аудитории то, что медиа могут влиять на умы людей, на их настроение и поведение. В проекте вы расскажете другим участникам о том, как противостоять негативному влиянию СМИ.

Для разработки проекта вы объединитесь в три группы.

Каждая группа будет выполнять свое задание.

Существует стратегия Уолта Диснея, которая включает в себя 3 позиции: «Мечтатели», «Реалисты», «Критики». (Слайд 15)

№ 1 Мечтатель – Создает идеи и цели проекта. Вопросы, которые решает: Чего ты хочешь? Представь, что возможно все, твоя идея точно реализуется – что это будет? Мечтателям предоставляется возможность мечтать с таким размахом, будто все в этом мире возможно. Главное, высказать все, что пришло на ум. Нельзя задавать вопросы: Как? Почему? Это собьёт мечтателя.

№ 2 Реалист – Придает идеям проекта конкретную форму. Вопросы, которые решает: Как вы станете добиваться этой цели? Задача реалиста – рассказать этапы воплощения идеи, давая каждому из них конкретные сроки. Нельзя думать о том, что будет, если так или вот так не получится. Задача: описать, как добиться цели самым лучшим для вас путем в мире, где все возможно. Может родиться несколько способов реализации идеи.

№ 3 Критик – Фильтрует и очищает идеи.  Вопросы, которые решает: Почему? Описывает, что будет делать, если возникнут проблемы.

Итак, деятельности по осуществлению разработки проекта будет происходить в форме карусели. «Мечтатели» в течение 4-5 минут записывают все свои идеи, мечты, замыслы, т.е. каким хотят они видеть этот проект.

Затем «мечтатели» «идут» к «реалистам» и рассказывают им все идеи, которые придумали.

После «реалисты» на основе идей «мечтателей» решают, как реализовать эти идеи наилучшим способом.

По завершении данного этапа, «реалисты» «направляются» к «критикам».

«Критики» задаются вопросом «А что, если?», т.е. ищут подводные камни в реализации проекта.

После этого «критики» «переходят» к «реалистам», и те уже описывают, что можно сделать с возникающими проблемами, какие изменения можно внести в план реализации проекта.

По завершении все участники объединяются и приходят к единому выводу, презентуют свой проект.

Обсуждение: Понравилось ли вам это упражнение? Какие были трудности? Удалось ли вам договориться друг с другом? Что вам помогало при выполнении этого упражнения?

III. Заключительный этап

  1.  Рефлексия

Психолог: Ребята, предлагаю вам вернуться к плакатам, с которых мы обращались ранее. (Упражнение 3 «Как вы думаете?», Слайд 3). Возможно, по мере пройденного сегодня, у вас возникла необходимость переместить свои карточки. Давайте сравним результаты всех групп.

        Обсуждение: Обсуждаются спорные моменты.

  1.  Обратная связь

Психолог: Ребята, теперь мы с вами возвращаемся в наш кабинет, вы

обычные учащиеся, не медиапсихологи, не медиапедагоги. Сегодня вы получили много информации. Давайте сейчас каждый кратко скажет, что же он узнал нового и что приобрел. Может, он раскрыл в себе какие-то новые качества, может быть, появились какие-то идеи, пожелания.

        Участники проговаривают свои впечатления от игры.

  1.  Завершение

Психолог: Ребята, надеюсь, что вам было интересно сегодня. Думаю, что сегодняшняя игра поможет вам в успешном профессиональном самоопределении. Желаю успехов! Всего доброго!

Заключение

Данная игра способствует повышению уровня психологических знаний у учащихся, развитию критического мышления, приобретению ими навыков конструктивного восприятия и анализа медиапроизведений. Помимо этого, игра знакомит участников с профессиональной деятельностью медиапсихологов и других деятелей мира медиа.

Данное занятие можно рассматривать как часть профилактической и профориентационной работы, направленной на формирование умения критического анализа произведений масс-медиа.

Список источников:

  1. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств.  Книга для старшеклассников/ по

результатам работы мастерской киноведов-педагогов  средней  школы-кинолицея №1057 г. Москва. 1995 г.

  1. Смирнов В.М. Коповой А.С. Психология медиа-безопасности. Учебное

пособие. Саратов, 2012 г.  

  1. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке

и в системе подготовки учителя. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2018 г.

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Предупрежден- значит вооружен"

Предупрежден- значит вооружен»урок безопасности Тема: безопасность дом и на улице.Цель: обучение детей безопасному поведению ну улице и в домашних условиях.Возраст: 1-4 классМесто проведения: акт...

Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск.

Презентация по Основам безопасности жизнедеятелности для 10 класса...

Родительское собрание "Предупрежден-значит вооружен"

Данное родительское собрание для родителей старшеклассников о выборе будущей профессии...

"Предупрежден-значит вооружен"

Классный час о безопасном поведении детей и подростков в сети Интернет, способствует повышению уровня осведомленности учащихся о проблемах безопасности при использовании сети Интернет, потенциальных р...

Предупрежден, значит вооружен!

Выступление педагога-психолога на методическом семинаре для педагогов раскрывающий понятия терроризм и экстримизм, признаки участников этих явлений, способы обнаружения их у обучающихся....