Занятие с учениками 10-11 классов по теме "Где живут эмоции"
план-конспект занятия по психологии (10, 11 класс)

Котова Марина

Эмоции человек испытывает постоянно. Какие бывают эмоции, как они влияют на наше тело и что можно сделать, чтоб не накапливать негатив.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_10-11_klassami.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов «где живут эмоции».

Карл Густав Юнг как-то сказал: «Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать».

Эмоции обычно определяются как реакция на стимулы и включают в себя физиологические изменения (увеличение частоты пульса, активности некоторых желез, изменение частоты дыхания повышение температуры тела), которые мотивируют человека действовать. Проще говоря, эмоции – это чувства ума, эквивалент физических ощущений тела.

Различные психологические школы едины в том, что чувства и эмоции живут в теле и их появление связано с энергией, напоминающей электрическую. Есть эмоции, при появлении которых организм энергетически заряжается, например восторг, раздражение, гнев. При генерировании других эмоций силы теряются. Это страх, стыд, печаль. Вытеснение чувств, борьба с ними, попытка их скрыть и держать под контролем временно успокаивает, но в конечном счете опустошает и утомляет.

Природа эмоций экспрессивна. В социуме мы научились вытеснять чувства, с которыми трудно справляться. Вытеснение – изощренный способ защищаться от эмоционального дискомфорта и выживать. Однако важно знать его цену: при вытеснении эмоций энергия фиксируется в определенных участках тела и органах, разрушая тело и психику. Наиболее «спрессованные», вытесненные эмоции, более других требующие своего выражения, способствуют развитию хронических заболеваний, а в перспективе имеют тенденцию затвердевать, рождая клетки-мутанты.

Есть определенный набор эмоциональных состояний, который можно назвать базовым. В него входят: гнев, страх, печаль, радость, удовольствие, нежность, отвращение и стыд.

Чувства живут в теле годами и разговаривают с нами на языке симптомов. Мы же глушим симптомы, отдаляясь от себя.

Давайте определим, как эти эмоции ощущаются в теле, а также поймем, что происходит, если мы пытаемся зажать их.

Гнев. Мы чувствуем, как волна расширения поднимается из таза вверх, достигая груди. Отсюда и выражение «распирает от гнева». Гнев может проявляться в виде раздражения, формируя блок на уровне шеи, сдавленный, осипший голос, двигательное беспокойство, откашливание, «рычание». Часто компенсируется чувством обиды, блокируясь на уровне диафрагмы. Характерны ощущение сжатия в области груди, нежелание продолжать беседу, длительные паузы – иногда у человека выступают с трудом сдерживаемые слезы, либо он уходит от основной темы беседы, например переводит сказанное в шутку.

Страх. Сжатие внизу живота, холод в теле, ощущение отсутствия почвы под ногами – «подкашиваются ноги». Подавление страха часто компенсируется в форме ярости. Признаки: неприятное расширение, иногда блок в области диафрагмы и груди, сопровождающееся ощущением пустоты в брюшной области. В высказываниях проявляется направленность на безоговорочную ликвидацию объекта, вызвавшего эмоциональную реакцию. На поверхности более конструктивный подход – противостоять либо предупреждать конкретное действие того, на кого направлена ярость.

Печаль. Живет в виде сжатия в груди, особенно в левой половине. Отстраненный взгляд, ком в горле, пустота в груди.

Радость. Ощущение приятного расширения в груди. Иногда – дрожь в горле, сдавленный голос. Эта эмоция редко подавляется.

Удовольствие. Создает наполненность и тепло в области таза и нижней части живота. При растекании по всему телу может перейти в свое пиковое состояние – оргазм.

Нежность, сексуальное влечение. Сопровождается ощущениями приятного, теплого расширения в области таза и груди, плавно перетекающего в руки. Проявляется в желании прикоснуться к объекту, ее вызвавшему, погладить, обнять, прижать к себе.

Отвращение. Узнается по сжатию желудка и пищевода, ощущению тошноты, избеганию соприкосновения с объектом, отдалению от него. Першение в горле, громкий кашель. Ощущение, будто вымазался в нечистотах.

Стыд. Горячая волна, которая распространяется вдоль грудины вверх, достигая лица. Желание исчезнуть, скрыться, испариться.

Любая эмоция – будь то кратковременная вспышка гнева или затянувшаяся обида – должна быть прожита прежде всего безопасным способом. Безопасным как для себя, так и для окружающих. Вот несколько вариантов:

  • Нарисовать. Возьмите ручку в левую руку (она связана с правым полушарием мозга, которое отвечает за эмоции) и начните вырисовывать свою злость (вину, обиду и т.п.). Лучше закрыть глаза. В произвольном движении рука будет переносить все эмоции из тела на бумагу.
  • Пропеть или прокричать. Например, в лесу. Или в парке аттракционов – здесь это позволительно всем. Кричится обычно какое-то важное слово. Предположим, «да» или «нет», если они подходят для вашей эмоции. Сделать это нужно столько раз, сколько необходимо, пока не ощутите внутри пустоту.
  • Сходить на массаж. Речь не о релаксации, а именно о глубокой работе с силовым воздействием. Качественный массаж (к примеру, тайский), разминание точек в местах зажимов помогает справиться в том числе и с эмоциями.
  • Потанцевать. Сфокусируйтесь на эмоции, закройте глаза, прислушайтесь к себе – и движение возникнет. Может быть, для начала просто захочется повращать шеей, пошевелить руками или пальцами. Не останавливайтесь, следуйте за желаниями тела.
  • Выговориться. Тут есть одна загвоздка: близкие и друзья часто норовят дать совет, начинают искать причину, а для нас важно просто излить свое состояние без какого-либо анализа. Вся рационализация возможна позже, когда вас отпустит. Поэтому иногда лучше выговориться дереву – и это не шутка.
  • Продышать. Любые эмоции проживаются через тело. Один из самых важных элементов – дыхание, поскольку оно непосредственно связано с нервной системой. Отлично работают различные дыхательные гимнастики – пранаяма, бодифлекс, оксисайз.
  • Написать на бумаге. Напишите письмо человеку, вызвавшему у вас мучительные эмоции. Важно это делать от руки. Письмо отправлять не нужно. Главное – осознать чувства и выразить их на листе.
  • Выбить. В моменты гнева часто хочется кого-то ударить. Заведите для этого специальную подушку или, скрутив полотенце валиком, «выбейте» диван. Можете при этом рычать, кричать, топать, издавать любые звуки – позвольте процессу идти так, как он идет изнутри, пока не почувствуете облегчение.
  • Сходить к психотерапевту. Некоторые чувства страшно проживать в одиночестве: неизвестно, к чему они приведут. В таких ситуациях специалист поможет подобрать методику и будет поддерживать процесс вашего внутреннего освобождения и – как следствие – личностного роста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по ИЗО для 5 класса. "Волшебный мир эмоций и красок"

Интегрированное занятие по ИЗО для 5 класса.   Тема: «Волшебный мир эмоций и красок»   Цели: образовательная: повторение и проверка умений пользования основными цветами, умений...

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

Занятие в 8-11 кл. «Мир моих чувств и эмоций»

Создание условий для обращения учащихся к особенностям собственного эмоционального мира, для осознания подростками амбивалентности эмоций....

Где живут эмоции

Эмоции, чувства и настроения на поверку оказываются набором молекул....

Конспект внеклассного занятия по музыке в 1 классе «Музыкальная азбука или страна, где живут звуки»

Цель внеклассного занятия по музыке в 1 классе «Музыкальная   азбука или страна, где живут  звуки»  - Введение в предмет. Знакомство с миром звуков....

конспект занятий по психологии для 5-х классов блок "Мир моих эмоций"

Это фрагмент программы уроков психологии ждя 5 класса, блок "Мир моих эмоций"...

План-конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми ОВЗ 5 класса на тему: "Учимся различать эмоции"

Цель: осмысление и обсуждение своих чувств;развитие способности управлять своими эмоциями и умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние.Задачи:- научить ребенка исследовать свои эмоции...