Мастер-класс по сказкотерапии с элементами тренинга для педагогов
презентация к уроку по психологии

Корнетова Татьяна Викторовна

Данный мастер-класс по теме: «Сказкотерапия с элементами тренинга» будет полезен для узких специалистов и педагогов, работающих с детьми по коррекционно-развивающему направлению . В мастер-классе представлена теоретическая и практическая информация: раскрыта суть и польза работы сказкотерапии на занятиях с детьми с ОВЗ; представлены виды и схемы терапевтических сказок, рассказаны способы работы со сказкой и даны советы по организации детской сказкотерапии и особенности применения сказок в соответствие с возрастной аудиторией детей. В рамках практической части продемонстрирован пример сказки, предполагающий дальнейшую  совместную работу по  выявлению ее проблемы с последующим решением. Представлена медитативная сказка с музыкальным сопровождением и последующей арт-терапевтической деятельностью, интерпретация которой позволит определить проблемные жизненные моменты участников мастер-класса и выстроить путь дальнейшей коррекционно-развивающей работы. 

MP3 файл к презентации можно скачать в моих АУДИО записях: 

https://nsportal.ru/sites/default/files/audio/2020/03/penie-ptic-ruchej-i-krasivaya-muzyka-relaks.mp3

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс по сказкотерапии с элементами тренинга

для педагогов образовательных организаций

Теоретическая часть

Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи, психологи и педагоги. Преимущество сказкотерапии в том, что этот метод родители и воспитатели могут использовать самостоятельно. Ведь дети обожают слушать сказки.

Особенно актуально применять сказкотерапию для дошкольников и младших школьников. Ведь она подходит всем детям и может помочь преодолеть различные проблемы в жизни ребенка.

В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?

Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем:

  • помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);
  • расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
  • обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
  • корректирует поведение и развитие речи;
  • стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.

Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.

Виды сказок, которые применяются в сказкотерапии

• народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д;

• обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;

• диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;

• психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.

Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка, сочиненная родителями.

Схема терапевтической сказки

  • подбор героя (похожего на ребенка);
  • описание жизни героя;
  • помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);
  • герой ищет и находит выход.

Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.

Варианты работы со сказкой

  • нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;
  • изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;
  • сделать постановку сказки в виде настольного театра.

Советы по организации детской сказкотерапии

  • простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и т. д;

• не стоит растолковывать мораль сказки;

• больше юмора;

• содержание сказки должно быть понятно ребенку.

Так, если малыш много капризничает, добиться своего, следует рассказать ему сказку, где действует герой, который не плачет, не кричит, а добивается своей цели положительными способами, с помощью просьб, вежливых слов и т. д.

Но лишь только рассказать сказку недостаточно. Нужно обязательно обсудить ее с ребенком, обыграть, проанализировать плюсы новой поведенческой модели и сделать выводы. Малыш должен сам на некоторое время стать героем сказки, перевоплотиться в него в своем воображении. Тогда новый стиль поведения будет усвоен. Сказкотерапия ненавязчиво, щадящим способом воздействует на психику детей, воспитывая в них черты характера со знаком плюс: волю, оптимизм, целеустремленность, стойкость и т. д.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Например, сказка про часы.

«Когда-то давным-давно, в одной далекой стране жил один часовых дел мастер. Он за свою жизнь изготовил множество часов. Но те, которые ему больше всего нравились, он оставлял себе. И вот в его доме поселилась целая семья часов: Маятник, Часы с кукушкой и маленький (маленькие) Будильник (будильники)(перечисляете членов вашей семьи). Маятник был самый важный, еще бы, ведь по нему сверял время сам часовых дел мастер. Маятник все время торопился на работу, ему надо было считать секунды, минуты, часы. Часы с кукушкой тоже часто были заняты — ведь кукушке надо было все свежие новости срочно передать другим кукушкам, из других домов, а также следить за домом. А между прочим, никто не освобождал ее и от работы — отсчитывать время.

А маленькому Будильнику иногда было скучно и даже грустно. Как ты думаешь, почему маленькому Будильнику было иногда даже грустно? Однажды...»

Проблема сказки (проблема недостатка внимания).

Ее решение.

Основная практическая часть

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Сейчас я предлагаю вам вспомнить ту сказку, которая вам очень нравилась в детстве, и вообразить себя героем своей сказки.

«Путешествие» (медитация)

Перед началом чтения сказки включается запись спокойной музыки.

Ведущая: Расположитесь удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте, что вы отправились в путешествие. Вы объездили множество стран, познакомились с разными людьми.

И вот однажды вы ехали через поле. Вокруг летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы — они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что вы едете через их поле. Пахло цветами и свежей земляникой. И вот на холме вы увидели Прекрасный Дворец. Что-то внутри подсказало, что для вас очень важно поехать именно туда. И вы направились по дороге, ведущей ко Дворцу.

Когда вы вошли во Дворец, вы были поражены его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для вас. И вы поняли, что в этом Дворце вы найдете что-то очень важное для себя. Вы пошли по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.

Представьте, что вы идете по нему и находите для себя то, что вы хотите.

Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться. А сейчас вы делаете глубокий вдох и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихоньку открывая глаза, возвращайтесь к нам.

Схематично изобразите своего героя, побывавшего в сказочной стране и то важное, которое вы нашли во дворце.

Чем вас привлекает вас сказочный персонаж?

Значение найденного важного в вашей жизни на данный момент?

Пути решения выявленных проблем.

Удовлетворены ли вы своей работой?

Заключение

Слушая рассказ или сказку, ребёнок, с одной стороны, отождествляет себя с героем, с другой — не забывает о том, что герой сказки — это выдуманный персонаж. Рассказы позволяют ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что другие дети испытывают те же эмоции, попадая в похожие ситуации. Это оказывает успокаивающее воздействие.

Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы. Удачи на сказочном пути!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс по сказкотерапии с элементами тренинга Психолог-дефектолог МКОУ Центральной ООШ: Фоменко Т.В.

Слайд 2

Польза сказкотерапии выход из проблемной ситуации получение новых знаний обогащение внутреннего мира коррекция поведения развитие речи психофизическое и эмоциональное развитие

Слайд 3

Виды сказок народная (художественная) сказка обучающая (развивающая) сказка диагностическая сказка психологическая сказка

Слайд 4

Схема терапевтической сказки подбор героя описание жизни героя помещение героя в проблемную ситуацию успешный выход из проблемной ситуации

Слайд 5

Варианты работы со сказкой рисование аппликация постановка изготовление героя лепка

Слайд 6

воля уверенность оптимизм целеустремленность добро любовь доверие справедливость уважение мораль патриотизм опыт

Слайд 7

Сказка про часы

Слайд 9

«Путешествие»

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка занятия с элементами тренинга для педагогов

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  как отраж...

Научно-методический семинар с элементами тренинга для педагогов.

Научно-методический семинар с элементами тренинга "Учитель и проблемы дисциплины" для педагогов общеобразовательных учреждений.  Семинар разработан на основе книги Кривцовой С.В. "Тренинг: учител...

Занятие с элементами тренинга для педагогов по теме «Реализация психолого-педагогических технологий»

Цель занятия: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья и профессионального мастерства. Задача занятия:ü  Обучение педагогов ...

Занятие с элементами тренинга с педагогами "Профилактика стресса у педагогов"

Тема : «Профилактика  стресса у педагогов».(Занятие с элементами тренинга для педагогов).Цель: Снижение психоэмоционального напряжение педагогов, актуализация  знаний о прие...

Стресс и психологическое равновесие в педагогической деятельности. Занятие с элементами тренинга для педагогов

профилактика стресса; повышение психологической грамотности и профессиональной компетентности педагогов;формирование у педагогов ориентации на сохранение своего психического здоровья и здоровья учащих...

ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»

ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГО« ГАРМОНИИ С СОБОЙ» Цель занятий: формирование в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий с...