ОПРОСНИК «САН»
методическая разработка по психологии (10 класс)

Калинин Николай Дмитриевич

ОПРОСНИК «САН»

Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник). 
Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

Методика САН была предложена в 1973 году группой учёных 1 Московского медицинского института имени Сеченова. В состав разработчиков входили В. А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников. Тест представляет собой 30 пар слов, описывающих общие состояния, степень эмоциональной и физической активности и настроения человека. В качестве целей исследования учёные выделили:

  • оценку психического состояния испытуемого;
  • выявление психоэмоциональной реакции на умственную нагрузку;
  • определение биологических ритмов, свойственных физиологическим и психическим функциям.

Методику рекомендуется применять в переходные периоды жизни ребёнка или подростка, такие как:

  • старт обучения в школе;
  • переход в среднее звено;
  • начало пубертатного периода;
  • поступление в старшие классы и окончание школы.

 

Инструкция. Выберите и отметьте цифру, наиболее точно отражающую ваше состояние в данный момент.

 

3

2

1

0

1

2

3

 

1

Самочувствие хорошее

 

 

 

 

 

 

 

Самочувствие плохое

2

Чувствую себя сильным

 

 

 

 

 

 

 

Чувствую себя слабым

3

Пассивный

 

 

 

 

 

 

 

Активный

4

Малоподвижный

 

 

 

 

 

 

 

Подвижный

5

Веселый

 

 

 

 

 

 

 

Грустный

6

Хорошее настроение

 

 

 

 

 

 

 

Плохое настроение

7

Работоспособный

 

 

 

 

 

 

 

Разбитый

8

Полный сил

 

 

 

 

 

 

 

Обессиленный

9

Медлительный

 

 

 

 

 

 

 

Быстрый

10

Бездеятельный

 

 

 

 

 

 

 

Деятельный

11

Счастливый

 

 

 

 

 

 

 

Несчастный

12

Жизнерадостный

 

 

 

 

 

 

 

Мрачный

13

Напряженный

 

 

 

 

 

 

 

Расслабленный

14

Здоровый

 

 

 

 

 

 

 

Больной

15

Безучастный

 

 

 

 

 

 

 

Увлеченный

16

Равнодушный

 

 

 

 

 

 

 

Взволнованный

17

Восторженный

 

 

 

 

 

 

 

Унылый

18

Радостный

 

 

 

 

 

 

 

Печальный

19

Отдохнувший

 

 

 

 

 

 

 

Усталый

20

Свежий

 

 

 

 

 

 

 

Изнуренный

21

Сонливый

 

 

 

 

 

 

 

Возбужденный

22

Желание отдохнуть

 

 

 

 

 

 

 

Желание работать

23

Спокойный

 

 

 

 

 

 

 

Озабоченный

24

Оптимистичный

 

 

 

 

 

 

 

Пессимистичный

25

Выносливый

 

 

 

 

 

 

 

Утомляемый

26

Бодрый

 

 

 

 

 

 

 

Вялый

27

Соображать трудно

 

 

 

 

 

 

 

Соображать легко

28

Рассеянный

 

 

 

 

 

 

 

Внимательный

29

Полный надежд

 

 

 

 

 

 

 

Разочарованный

30

Довольный

 

 

 

 

 

 

 

Недовольный

 

Обработка результатов и интерпретация


Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. 
Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. 
Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30. 
При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются). 
студентов Москвы равны: 
самочувствие – 5,4; 
активность – 5,0; 
настроение – 5,1. 
При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опросник

В файле Вы найдёте материалы для тестирования школьников и педагогов...

Опросники

Тесты -опросники по психологии...

Анкеты и опросники, рекомендации

Небольшая подборка тестов, опросников, анкет необходимая в работе социального педагога. Даны небольшие рекомендации...

Опросник для изучения мнения родителей

Опросник используется администрацией для изучения мнения родителей о профессиональных и профессионально-нравственных качествах педагога, взаимодействующего с их ребенком в процессе обучения и воспитан...

Исследование личности с помощью 16 - факторного опросника Кеттела

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас  в стране....

Анкета-опросник для одиннадцатых классов

В анкете представлен ряд вопросов, позволяющих определить насколько каждый учащийся оценивает свои возможности в ситуации профильного обучения...