Программа коррекционно-развивающих занятий
проект по психологии (7 класс)

Программа коррекционно-развивающих занятий для трудных подростков

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 10»

__________________________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СШ №10

__________/К.В. Значков/

Программа

групповых коррекционно-развивающих занятий

                                                                                    Составители:  

Пронина Р.В., к.п.н.,

 учитель технологии                                          

                                                                              Букова Н.В.,

                                                               педагог-психолог

                       Срок реализации программы: 2018-2021 учебный год

Тема раздела: «Коррекционно-педагогическая и профилактическая деятельность с учащимися, имеющими отклонения в развитии и поведении»

Тема практического занятия: «Разработка программы коррекционно-развивающих занятий с учащимися, имеющими отклонение в развитии и поведении».

Цель: научить разрабатывать программы коррекционно-развивающих занятий с учащимися, имеющими отклонение в развитии и поведении.

Задачи:

  • определить актуальность программы;
  • написать пояснительную записку в соответствии со структурой программы;
  • подобрать темы для составления тематического планирования.

                   План занятия:

  • Описание актуальности программы.
  • Постановка цели, выбор задач.
  • Составление структуры программы по трем блокам: вводным, формирующим и закрепляющим (Приложение 1).
  • Описание форм и методов реализации программы.
  • Составление тематического планирования программы.
  • Разработка групповых коррекционно-развивающих занятий (обсуждение)

Отработка групповых коррекционно-развивающих занятий со слушателями в группах. Каждой группе выдается одно из занятий. Члены группы решают, какое упражнение они проведут со слушателями курсов. Во время подготовки (5-7 минут) преподаватель дает консультации каждой группе. Затем по очереди проводят занятия с применением необходимых предметов (заранее подготовленных преподавателем курсов).                       Приложение 1

Структура программы коррекционно-развивающих занятий с учащимися, имеющими отклонение в развитиии поведении.

1. Тема программы коррекционно-развивающих занятия с трудными подростками.

  1. Пояснительная записка.

Пояснительная записка включает:

- актуальность программы;

- цель программы;

- задачи программы;

- параметры соответствия программы требованиям;

-структура программы, представленную тремя блоками: вводным, формирующим и закрепляющим;

-структура коррекционно-развивающего занятия;

-частота и длительность занятия;

- формы и методы реализации программы;

- прогнозируемые результаты;

- критерии эффективности программы;

- требования к ведущему занятия.

  1.  Тематическое планирование:

п.п.

Тема занятий

Количество часов

1.

Вводный блок

1.1

2.

Формирующий блок

2.1.

3.

Закрепляющий блок

3.1

Итого:

  1. Содержание программы.
  2. Материально-технические условия реализации программы.
  3. Терминологический словарь.
  4. Список литературы.

Приложение 2

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

                                                    Пояснительная записка

     Актуальность программы. В современной массовой школе трудные подростки представляют значительную часть (по некоторым данным до 40 % всех обучающихся в среднем звене). К данной группе относятся подростки, испытывающие в процессе школьной адаптации стойкие трудности, проявляющиеся в сниженной успеваемости, нарушениях поведения, расстройствах физического и психического здоровья. Помимо специальных педагогических подходов они нуждаются в коррекционновоспитательном воздействии, включающем в качестве одного из элементов организацию коррекционно-развивающих занятий.

Трудные подростки — это неоднородная группа школьников, поэтому эффективной будет лишь та работа, которая проводится с учетом конкретных трудностей каждого ребенка, а также причин, их порождающих. Из этого следует, что пути и способы коррекционно-развивающей работы с каждым учеником должны быть индивидуальными.

Подчеркивая необходимость дифференцированного подхода к учащимся, выбору направления коррекционно-развивающей работы, ученые и практики высказывают мнение, что приоритетным направлением работы с трудными подростками является коррекция мотивационной сферы учащихся

Мы в своей работе выделяем три группы взаимосвязанных и взаимозависимых отношений, совокупность которых составляет отношение школьников к учению. Это общее отношение к школе (эмоциональное отношение, которое мы связываем с переживанием эмоционального благополучия в школе); отношение к знаниям и к процессу овладения ими (познавательные интересы); отношение к себе, оценке себя как субъекта познавательной деятельности (самооценка).

Цель программы — коррекция отношения к школе трудных учащихся младшего подросткового возраста, формирование и развитие у данной категории детей внутренней позиции ученика, включающей когнитивные, мотивационные и эмоциональные компоненты.

Задачи программы:

  • развитие личностных особенностей учащихся, способствующее формированию положительного отношения к учению;
  • помощь подросткам в процессе самопознания;
  • формирование способности эффективно взаимодействовать с окружающими;
  • развитие способности наиболее успешно реализовывать себя в поведении и общении.

Параметры соответствия программы требованиям, предъявляемым к развивающим программам:

  • программа учитывает возрастные особенности младших подростков и зону их ближайшего развития;
  • она сочетает коррекционные возможности индивидуальной работы с ребенком и совместной деятельности детей;
  • принятие решения о формах и методах коррекционно-развивающего процесса основывается на результатах комплексной психолого-педагогической диагностики, предшествующей собственно коррекционному этапу;
  • в программе учтены возможность и необходимость организации работы одновременно, последовательно или параллельно в разных формах, с использованием различных методов;
  • программа учитывает необходимость оценки эффективности коррекционного воздействия как в процессе его реализации, так и по завершению.

Структура программы представлена тремя блоками: вводным, формирующим и закрепляющим. Основные задачи вводного блока.

  • установление позитивных отношений «подросток—ведущий», «подросток— подросток», «подросток—группа»;
  • создание положительной установки на участие в работе коррекционно-развивающей группы;
  • постановка цели совместной деятельности;
  • формирование мотивации совместной деятельности.

Формирующий блок занимает центральное место в групповой коррекционно-развивающей работе. Задачи этого блока реализуют общие цели групповой работы по отношению к каждому участнику, они включают в себя:

  • формирование адекватных способов поведения в различных ситуациях, расширение поведенческого репертуара подростка за счет социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения;
  • развитие коммуникативных умений, обогащение сферы социальных мотивов, формирование направленности подростка на сверстника, расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками;
  • развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, позитивизация Я-концепции, коррекция самооценки и уровня притязаний в направлении их большей адекватности и реальности при общей положительной окрашенности, преодоление неуверенности в себе;
  • формирование предпосылок и навыков регуляции эмоциональных состояний, преодоление повышенной тревожности, страхов, фобических реакций;
  • развитие способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию чувствам другого человека; развитие рефлексивных способностей.

Закрепляющий блок групповой работы с учащимися обеспечивает обобщение сформированных ранее адекватных способов коммуникации и поведения подростка и создает условия для их переноса в реальную жизнь и школьную практику.

Структура коррекционно-развивающего занятия:

  • ритуал приветствия;
  • разминка;
  • анализ выполнения домашнего задания;
  • основное содержание занятия;
  • рефлексия прошедшего занятия;
  • разбор домашнего задания;
  • ритуал прощания.

Частота и длительность занятий. Занятия проводятся один раз в неделю на протяжении учебного года. Длительность занятия 45—55 мин.

Формы и методы реализации программы. Ведущий метод в групповой работе — игровой тренинг. Игровым тренингом мы условно называем систему игровых упражнений, направленных на самопознание, обучение общению, отработку физиологической релаксации и элементов психической саморегуляции, снятие состояния повышенной тревожности и т.д. Приоритет отдается многофункциональным играм и упражнениям, направленным одновременно и на развитие самоанализа, самопознания, и на формирование социальных навыков, и на динамичное развитие группы.

Игровой тренинг проводится по методике, в основу которой положены разработанные Л. А. Петровской практические процедуры тренинговой работы. В ходе групповой работы соблюдаются следующие принципы: принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного межличностного общения на занятиях группы; принцип постоянной обратной связи, для чего ведущий создает условия, обеспечивающие готовность участников говорить другим о них самих и слушать мнение о себе; принцип самодиагностики, помогающий подростку познать себя и особенности своей личности; принцип оптимизации развития, т.е. стимулирование саморазвития подростков, направление их усилий в нужное русло; принцип изолированности, т. е. обеспечение уверенности учащихся в том, что никто со стороны не узнает о том, что происходит в группе.

Прогнозируемые результаты.

  • сформированность адекватных способов поведения в различных ситуациях, расширение поведенческого репертуара подростка за счет социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения;
  • развитость коммуникативных умений, достаточная сформированность сферы социальных мотивов, направленность подростка на сверстника, наличие позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками;
  • способность к осознанию себя и своих возможностей, позитивная Я-концепция, адекватность и реальность самооценки и уровня притязаний при общей положительной окрашенности, преодоление неуверенности в себе;
  • сформированность навыков регуляции эмоциональных состояний, преодоление повышенной тревожности, страхов, фобических реакций;
  • способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию чувствам другого человека;
  • развитость рефлексивных способностей.

Критерии эффективности программы. Для контроля эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы по программе используется специально разработанная психодиагностическая программа, изложенная в данном пособии в гл. 3.

Требования к ведущему занятия. Проводить занятия может школьный психолог или любой учитель (классный руководитель, учитель-предметник, воспитатель), главное требование — хорошие, доверительные отношения с подростками, умение наладить деловые и дружеские взаимоотношения. Обязательным условием успешности проведения занятий является наличие у ведущего собственного опыта участия в работе тренинговых групп.

                                               

                                                    Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Вводный блок

6

1

Вводная психодиагностика

2

2

Постановка цели совместной деятельности

1

3

Установление позитивных отношений «подросток- ведущий», «подросток—подросток», «подросток- группа». Создание положительной установки на участие в работе

коррекционно-развивающей группы

3

Формирующий блок

24

4

Формирование коммуникативных навыков; тренировка внимания, памяти; развитие умения воспринимать критические ситуации реалистично и с пользой для себя

2

5

Формирование коммуникативных навыков; развитие умения работать вместе над поставленной проблемой; формирование оценочных способностей учащихся

2

6

Продолжение формирования коммуникативных навыков; запуск процесса самораскрытия; определение личностных особенностей каждого участника, над которыми ему предстоит работать на групповых занятиях

2

7

Формирование коммуникативных навыков; продолжение процесса самораскрытия; формирование умения думать о себе в положительном русле, дифференцируя позитивные и негативные черты своего характера

2

8

Формирование коммуникативных навыков; дальнейшее самораскрытие; изучение возможностей использования в школе своих сильных сторон

3

9

Формирование коммуникативных навыков; дальнейшее самораскрытие; формирование представления о различных формах поведения

2

10

Формирование адекватных способов поведения в различных ситуациях, расширение поведенческого репертуара подростка за счет социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения

2

11

Развитие коммуникативных умений, обогащение сферы социальных мотивов, формирование направленности подростка на сверстника, расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками

2

12

Развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, позитивизация Я-концепции, коррекция самооценки и уровня притязаний в направлении их большей адекватности и реальности при общей положительной окрашенности, преодоление неуверенности в себе

2

13

Формирование предпосылок и навыков регуляции эмоциональных состояний, преодоление повышенной тревожности, страхов, фобических реакций

2

14

Развитие способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию чувствам другого человека; развитие рефлексивных способностей

3

Закрепляющий блок

6

15

Итоговая психодиагностика

2

16

Обобщение сформированных в процессе проведенной работы адекватных способов коммуникации и поведения подростка

2

17

Перенос в реальную жизнь и школьную практику сформированных в процессе коррекционно-развивающей работы адекватных способов коммуникации и поведения подростка

2

Итого:

36

Разработки групповых коррекционно-развивающих занятий

Занятие 1

Цель занятия', формирование положительной установки на работу в коррекционно-развивающей группе; создание доверительной и деловой атмосферы для дальнейшей работы; формирование коммуникативных умений.

Оборудование: набор игрушек, статуэток.

Ход занятия.

  1. Ритуал приветствия. Ведущий предлагает группе занять места на расставленных стульях. Ритуал приветствия вырабатывается всей группой, причем чаще всего учащиеся поддерживают предложение ведущего приветствовать друг друга пожатием руки по кругу.
  2. Упражнение «Знакомство». Ведущий предлагает задуматься, что в каждом ученике, его характере, отношении к жизни является самым главным, самым важным. А потом в краткой форме изложить это группе. Начинать по желанию.
  3. Игра «Прорыв». По желанию выбирается учащийся, которому необходимо любыми силами прорваться в круг. Вся группа становится в тесный круг и старается не пустить его внутрь. Ученику разрешается применять хитрость, уговоры, подкуп, но не грубую физическую силу.
  4. Упражнение «Метафора». Ведущий предлагает всем поучаствовать в творческом процессе, в совместном создании художественного образа своего одноклассника. Желающему предлагают сесть в центр круга. Все остальные участники думают над вопросами:
  • Какой образ рождает у вас наш герой?
  • Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу?
  • Какие люди могут его окружать, какой пейзаж составляет фон картины и т.д.?

Все участники обмениваются впечатлениями, создают «картину» — можно каждый свою либо общую.

При наличии желающих узнать, какое они производят впечатление, какие ассоциации вызывают, можно «нарисовать» еще несколько «картин».

  1. Игра «Молчанка». Выбирается ведущий. Он говорит: «Кто скажет слово или издаст какой-либо звук, тот исполнит мое желание. Стоп!..» И все затихают. Ведущий должен «разговорить» или рассмешить кого- нибудь из участников. Кто издал звук, тот и исполняет желание ведущего.
  2. Игра «Кто летает?». Участникам группы объясняют, что это игра на внимание. Ведущий (сначала учитель, а затем член группы) спрашивает, все должны без паузы отвечать. Если называется птица, насекомое, например стрекоза, все хором должны ответить: «Летает» — и руками показать, как она это делает. Кто ошибется, тот будет водить, т.е. спрашивать всех остальных, кто летает.

Игра проводится стоя, лицом в круг.

  1. «Игры индейцев». Выбирается доброволец. За его спиной расставляются в произвольном порядке игрушки, статуэтки. По сигналу доброволец резко поворачивается на 180°, в течение 5 с рассматривает установленные предметы и опять отворачивается. Затем рассказывает всем, что он видел. Игру можно повторить несколько раз. Кто запомнил наибольшее количество предметов, тот и выиграл.
  2. Ритуал прощания. На первом занятии обсуждается ритуал прощания, который завершает игру. Ключевым моментом в нем будет слово «Пока» и рукопожатие.

Занятие 2

Цель занятия', формирование положительной установки на работу в группе; выработка групповых норм и правил; развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: разрезанная открытка, листки бумаги, цветные жаран- даши.

Ход занятия.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Выработка групповых норм и правил. Ведущий говорит учащимся: «На прошлом занятии вы как бы заново познакомились, узнали друг о друге что-то новое. Однако мне приходилось постоянно напоминать, как надо обращаться друг к другу, как вообще следует вести себя в группе. На сегодняшнем занятии я предлагаю всем вместе выработать свои правила поведения в группе». Примерные правила поведения в группе:
  • обращаться друг к другу только по имени;
  • не рассказывать никому о происходящем на занятиях;
  • говорить только о своих чувствах и эмоциях, испытываемых в данный момент, забыть о вчерашних (давнишних) обидах;
  • не перебивать друг друга;
  • не опаздывать на занятия;
  • посещать занятия группы всем составом, пропуск занятия одним членом группы без уважительной на то причины — минус всей группе;
  • группа, пришедшая на занятие в полном составе, получает разрезанную на части открытку (по числу членов группы). В конце полугодия подводится подсчет целых открыток и таким образом выясняется, какая из групп лучше посещала занятия.
  1. Игровое упражнение «Песня». Учащимся предлагают спеть хором. Сначала они исполняют знакомую всем песню, например «В лесу родилась елочка». По первому хлопку ведущего все начинают петь, по второму хлопку — пение продолжается, но мысленно, про себя, по третьему хлопку — опять поют вслух. И так несколько раз, до тех пор пока кто- нибудь не собьется. Тот, кто ошибется, платит штраф (стихи, песня и др.) и сам становится ведущим.
  2. Упражнение «Оживление картины». Каждый участник загадывает слово либо словосочетание и пишет его на бумаге. Затем он должен показать «немую сцену» группе. На показ пантомимы отводится 15 с. Каждый в течение 1 мин думает, что он будет показывать, и пишет задуманное на листочке.

Отгадывать пантомиму можно до трех раз. Тот, кто угадал с первой попытки, награждается аплодисментами. Если пантомима не угадывается и после третьей попытки, то «артист» объясняет, что же он изобразил, все обсуждают, как надо было бы «это» понятнее показать.

  1. Игра «Пары». Группа разбивается на пары в произвольном порядке. Каждая пара берет по одному листу бумаги. В этой игре нужно стать друг к другу лицом и зажать лист бумаги лбами. Листок бумаги надо удерживать во время движения без помощи рук: руки должны быть за спиной. Двигаться необходимо постоянно и в произвольном направлении. Каждая пара имеет три попытки. Выигрывает та пара, которая дольше других удерживала листок.
  2. Упражнение «Художники». Выбирается «художник». Он будет рисовать то, что попросят игроки. Причем прежде чем начать игру, участники договариваются, картину какого жанра они будут рисовать. Затем «художник» отсаживается от игроков, а те говорят «ему», что, какого цвета, в каком месте он должен рисовать. Итак, игроки руководят «художником», а он рисует. После того как картина готова, все обсуждают, что получилось.
  1. Упражнение «Не может быть!». Каждый из участников по кругу называет что-нибудь невероятное, чего не может быть на самом деле: вещь, явление природы, животное, рассказывает случай. Выигрывает тот, кто ни разу не повторится и не назовет то, что существует в реальности.
  2. Ритуал прощания.

Занятие 3

Цель занятия', формирование коммуникативных навыков; тренировка внимания, памяти; развитие умения воспринимать критические ситуации реалистично и с пользой для себя.

Оборудование: бумага, цветные карандаши, мяч, платок.

Ход занятия.

  1. Ритуал приветствия.
  1. Разминка «Я знаю пять названий...». Игрок должен, ритмично ударяя мячом об пол, назвать пять предметов на заданную тему (транспорт, растения, животные и т.п.).
  1. Упражнение «За что мы любим». Ведущий объясняет учащимся: «Вступая во взаимодействие с людьми, мы обычно обнаруживаем, что они нам нравятся или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем, одобряем. Возьмите лист бумаги, выберите в группе человека, который вам нравится, и напишите пять его лучших качеств. Имя человека не указывайте. Мы прочитаем и попробуем угадать, кто это.
  1. Упражнение «Хор». Выбирается водящий и выходит из комнаты. Все вспоминают строчку из стихотворения, пословицу или поговорку и распределяют ее по игрокам: каждому игроку — слово.

Водящего приглашают в кабинет. Игроки дружно хором произносят каждый свое слово из загаданной строчки. Он должен отгадать загаданное с трех попыток. Если отгадывает, то может загадать желание любому игроку. Если нет, то сам платит штраф (песня, танец и т.п.).

  1. Упражнение «Конспиратор». Группа становится в круг лицом. Водящий становится внутрь круга, ему завязывают глаза. Он на ощупь, начиная с головы, должен узнать всех играющих. Лучший конспиратор — последний из узнанных.
  1. Упражнение «Ярость». Объяснение ведущего: «Все подвластно настроению. То сходу решаются неразрешимые задачи, то пустяковый вопрос оказывается непреодолимым препятствием. И причина этому — настроение. Однако хорошо известно, что настрой каждый может сам себе создать. Если настроение плохое, им можно воспользоваться, чтобы сделать работу, которую вы давно откладывали на потом. Как ни странно, для этого надо еще ухудшить ваше настроение, а это сделать совсем не сложно. Достаточно вспомнить несколько последних неудач, когда вам очень не повезло. Нужно вспомнить все, что вас раздражает и вызывает ярость.

Задача — прийти в ярость и направить ее в нужное русло! Нужно что- то совершить!

Ощутите, как вскипает в вас ярость, раздражение собственными неудачами. Вы превращаете это ощущение в задор, яростное стремление направить свое возбуждение на полезное дело, которое вы давно собираетесь сделать.

С азартом вы беретесь за эту работу и быстрее, чем ожидали, без остановок и перерывов с ходу ее завершаете.

Итак, попробуем поработать над настроением: надо довести себя до яростного азарта и... нарисовать лошадь.

  1. Упражнение «Не может быть» (см. занятие 2).
  1. Ритуал прощания.

Занятие 4

Цель занятия: формирование коммуникативных навыков; развитие умения работать вместе над поставленной проблемой; формирование оценочных способностей учащихся.

Оборудование: клубок ниток, любая картина, бумага, карандаш.

Ход занятия.

  1. Ритуал приветствия.
  1. Упражнение «Связующая нить». Дети сидят и по кругу передают клубок ниток таким образом, что все, кто уже держал клубок в руках, продолжают держать нить. Передача клубка друг другу сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя, что могут пожелать другим.

Передавать клубок начинает ведущий со словами: «Я рад всех вас видеть. За выходные дни я соскучился и по школе и по нашей группе...» Когда клубок возвращается к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что все составляют единое целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

  1. Игра «Ситуации». Участникам группы предлагают поиграть в театр. При этом отмечается, что если такая игра группе понравится, то можно будет в нее играть и на последующих занятиях. На данном занятии разыгрываются следующие ситуации.
  • На соревнованиях в классе ты занял первое место, а твой друг был последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться. (Участники сценки затем меняются ролями.)
  • Ты опоздал к нам на занятия, и мы без тебя начали игру. Попроси, чтобы тебя приняли.
  • Твой друг попросил у тебя какую-либо вещь (например, «тетрис») поиграть, а отдал ее сломанной. Обыграйте возвращение сломанной вещи. (Участники «ситуации» меняются ролями.)
  1. Упражнения «Я и другие». Ребятам предлагают придумать рассказ о своем друге, близком человеке, любимом учителе, т.е. о ком угодно, важно лишь подчеркнуть положительные черты этого человека.

Необязательно разговор заводить обо всех: достаточно рассказать об одном человеке и объяснить, почему именно про этого человека хочется сейчас рассказать.

  1. Игра «Картина». Группе предлагают любую картину, но перед объяснением задания ее не показывают. Объясняют, что картину необходимо описать в виде рассказа, но при этом нужно использовать только те слова, которые ребята записали на бумаге еще не видя картины.

Описывая картину, дети меняют падежи, используют служебные слова, но новые слова применять запрещается.

  1. Игра «Критики». Используется та же картина. Вся группа делится на две команды: одна команда критиков хвалит картину, другая отмечает недостатки.

Выигрывает та группа, на которой игра закончилась.

  1. Упражнение «Дополни предложение». Выбирается ведущий. Он говорит короткое предложение. Игроки по очереди дополняют его одним- двумя словами, чтобы можно было поставить точку. Например, ведущий говорит: «Я хожу», следующий игрок добавляет «в школу», второй игрок: «Я хожу в школу пешком», третий игрок: «Я хожу в школу пешком каждый день» и т.д. Игра ведется до тех пор, пока игроки могут дополнять предложение. Выигрывает тот, кто последним произнес законченное предложение. Следующий за этим игроком предлагает новую фразу.
  1. Ритуал прощания.

Занятие 5

Цель занятия: продолжение формирования коммуникативных навыков; запуск процесса самораскрытия; определение личностных особенностей каждого участника, над которыми ему предстоит работать на групповых занятиях.

Оборудование: мяч, бумага, цветные карандаши.

Ход занятия.

  1. Ритуал приветствия.
  1. Разминка «Закончи слово». Ведущий называет начало слова и одновременно бросает мяч любому из участников. Тот ловит мяч, заканчивает слово и возвращает мяч ведущему.
  1. Упражнение «Игрушка». Каждый член группы думает, какой игрушкой он хотел бы стать. Через минуту все по очереди показывают свою игрушку. Группа пытается угадать игрушку каждого, идет обмен впечатлениями, своими ощущениями.
  1. Упражнение «Свободный рисунок». Всем участникам выдают листки бумаги, карандаши для рисования. Каждый рисует то, что ему хочется, любые формы, линии, цвет. Главное — чтобы это было выражение своего настроения.

После выполнения задания организуется выставка рисунков, качество которых не оценивается, а идет обмен своими ощущениями от процесса творчества.

  1. Упражнение «Угадай, кто это?» (1-я часть). Каждый из участников составляет подробную психологическую самохарактеристику, не указывая в ней внешних признаков (одежду, цвет волос, глаз и т. п.). В самохарактеристике должно быть не менее 10 предложений, признаков человека. Все характеристики сдаются психологу до следующего занятия.
  1. Упражнение «Список качеств, необходимых для общения». Проводится дискуссия с целью выяснения коллективного мнения о качествах личности, важных для общения. Составляется сводный список качеств. Затем каждый участник заполняет свой листок, оценивая проявления у себя этих качеств от 0 до 5.

После того как учащиеся оценили себя, листки сдаются психологу до следующего занятия.

  1. Игра «Телефон доверия». Детям предварительно объясняют про такую службу, рассказывают, что телефон доверия есть и в нашем городе, называют его номер. Затем ведущий предлагает представить ситуацию: «Вы набираете номер “телефона доверия”. О чем бы вы хотели спросить дежурного специалиста? Задайте по очереди свой вопрос». Ответом может быть коллективное обсуждение, либо чье-то персональное высказывание (если задающий вопрос желает услышать мнение конкретного товарища).
  1. Ритуал прощания.

Занятие 6

Цель занятия', формирование коммуникативных навыков; продолжение процесса самораскрытия; формирование умения думать о себе в положительном русле, дифференцируя позитивные и негативные черты своего характера.

Оборудование', мяч, листы бумаги, самохарактеристики (с прошлого занятия), списки необходимых для общения качеств и их самооценки, задания к упражнению «Разговор через стекло».

Ход занятия.

  1. Ритуал приветствия.
  1. Разминка «Пожелание». Учащимся предлагают по кругу желать сидящему слева соседу что-то хорошее от всего сердца, так чтобы человек поверил в искренность пожелания. Затем каждый рассказывает, как он его воспринимал.
  1. Упражнение «Угадай, кто это?» (2-я часть). Зачитываются самохарактеристики, написанные на прошлом занятии. Все угадывают, чьи это самохарактеристики, насколько они объективны и подходят авторам. Члены группы высказываются, с чем они согласны, а с чем нет. Затем самохарактеристики дополняются чертами характера, которые отметили Д подростке другие члены группы. Акцент делается на положительных чертах.

\ После проделанной работы учащиеся получают листки с самооценками качеств, необходимых для общения, которые участники группы заполняли на прошлом занятии, и оценивают выделенные качества вторично. Листки снова сдаются ведущему.

  1. Игра «Разговор через стекло». Двое желающих лишь с помощью жестов пытаются о чем-то договориться. Тема сообщается одному из них, а он должен передать эту информацию своему товарищу, «стоя перед звуконепроницаемым стеклом». (Темы записаны на карточках, которые находятся в конвертах. Участники берут конверты на выбор.)

Примерные темы: «Ты зовешь товарища на рыбалку», «Завтра в школе контрольная работа по математике, товарищу надо подготовиться», «Ты очень голоден и просишь товарища принести тебе поесть», «Узнай, сколько сейчас времени» и т.д.

  1. Упражнение «Сильные стороны». Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах — о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверенности в себе. Каждый член группы должен говорить в течение 2 мин (ведущий следит по секундомеру), причем в течение рассказа он должен держать мячик и лишь по прошествии отведенного времени (даже если и молчал) передать его следующему.

После того как все высказались, участники группы обсуждают, как можно использовать в жизни свои сильные стороны.

  1. Игра «Ситуации» (см. занятие 4).

Предлагаются следующие ситуации:

  • ты хочешь подружиться с мальчиком (девочкой);
  • тебе поручили поиграть с ребятами-первоклассниками (роль первоклассников играет вся группа);
  • уговори своего товарища записаться в кружок бисероплетения.
  1. Ритуал прощания.

     Занятие 7

Цель занятия, формирование коммуникативных навыков; дальнейшее самораскрытие; изучение возможностей использования своих сильных сторон в стенах школы.

Оборудование, листки бумаги, карандаши, платок.

Ход занятия.

  1. Ритуал приветствия.
  1. Разминка «Здравствуй!». Начинает один из участников. Обращаясь к соседу слева, с чувством радости от встречи с ним содержательно заканчивает фразу: «Здравствуй!..», выражая свое чувство и голосом, и жестом, и улыбкой.

Необходимо попробовать это сказать без кривляния, от чистого сердца. Потом коротко обсуждаются ощущения после приветствия.

  1. Игра «Зоопарк». Каждый из участников выбирает животного, птицу, рыбу и т.д. Затем в течение 2—3 мин все должны побыть этим существом, переняв его манеру движения, повадки, звуки. Условие игры: о своем выборе не говорить.

Все дружно играют в зоопарк. Затем группа обменивается впечатлениями, угадывая, кто кого изображал.        

  1. Упражнение «Диалог». Двое из участников садятся в центр круга и начинают диалог. Один из них произносит любую фразу — о погоде, книге, фильме и т.д., другой должен немедленно откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый. Главное — во всем соглашаться, обязательно отражая мысли партнера по диалогу. Упражнение по очереди выполняют все участники группы.
  1. Упражнение «Сильные стороны». Учащимся предлагают провести «инвентаризацию» своих сильных сторон (на прошлом занятии они перечисляли свои сильные стороны). Для этого каждому выдается листок бумаги и карандаш, подростки записывают свои сильные стороны, а затем знакомят группу с содержимым листочков. Потом идет совместное обсуждение, как, используя свои сильные стороны, добиться намеченных целей. Акцент делается на школьное обучение.

  1. Упражнение «Эмпатия». Один из членов группы выходит из комнаты. Остальные участники характеризуют его, называя черты, свойства, привычки, какие-либо проявления, т.е. высказывают свое мнение о вышедшем, причем только в положительном ключе. Ведущий ведет протокол. Затем приглашается вышедший и ему зачитывается перечень мнений, но без указания авторов.

Задача вышедшего — определить, кому из группы принадлежит какое высказывание. В заключение зачитывается весь протокол, но уже с авторами высказываний.

  1. Игра «Жмурки». Платком завязывают глаза водящему, и он ищет участников игры по голосу.
  1. Ритуал прощания.

     Занятие 8

Цель занятия', формирование коммуникативных навыков; дальнейшее самораскрытие; формирование представления о различных формах поведения.

Оборудование', листы бумаги, цветные карандаши, конструктор «Кирпичики».

Ход занятия.

  1. Ритуал приветствия.
  1. Разминка «Здравствуй, я хочу тебе рассказать...». Надо поздороваться со своим соседом слева и рассказать ему что-нибудь хорошее, веселое (можно придумать забавную историю).
  1. Упражнение «Сила слова». Участники группы обсуждают слова, характерные для уверенных (я знаю), неуверенных (может быть) и грубых (отстань) ответов. Составляются три списка слов, типичных для разных форм поведения: уверенного, неуверенного и грубого.
  1. Упражнение «Сила жеста». Все члены группы продумывают, какие жесты, позы, мимика характерны для уверенного, неуверенного или грубого человека. Затем каждый по очереди показывает позы (жесты, 224 Походку), характерные для поведения таких людей (кто что желает), вся группа отгадывает, какой перед ними человек.

\ После выполнения упражнения проводится краткое обсуждение по вопросам:

Какие позы чаще показывались и почему?

4 Какие легче угадывались и почему?

5к Игра «Ситуации». Ребятам предлагают проиграть каждую ситуацию, используя различные формы поведения.

  • Тебя вызывают к доске, а урок плохо выучен.
  • Тебя не принимают в компанию, а ты пытаешься подружиться с ними.
  • Тебя зовут в кино, а ты не хочешь идти.
  1. Игра «Вавилонская башня». Ведущий объясняет ребятам, что такое мифы и рассказывает миф о Вавилонской башне. «Давным-давно люди жили все вместе и говорили на одном языке. Прежде чем расселиться по всей Земле, они решили построить высокую башню в память о своей силе и дружбе. Место это называлось Вавилоном. Построили высокую башню, но тут боги, живущие на небе, сделали так, что люди заговорили на разных языках и перестали понимать друг друга. Башня осталась недостроенной. Я предлагаю вам построить свою Вавилонскую башню. И мы посмотрим, все ли из нас говорят на одном языке».

Ребята в течение 5—7 мин строят башню из кирпичиков, а затем идет обсуждение, кто что чувствовал в процессе строительства, кому было неинтересно строить и почему.

  1. Упражнение «Рисуем радость». Подросткам в течение 5 мин с помощью цветных карандашей предлагают нарисовать радость. Рисунок может быть конкретным, абстрактным — каким угодно.

После выполнения задания все рисунки вкладываются в большой конверт, в котором есть рисунки других ребят.

Ведущий достает рисунки из конверта по одному. Проводится небольшое обсуждение и делается вывод о том, как по-разному люди понимают радость. (Все рисунки сохраняются для последующих занятий, на которых устраивается «Эмоциональный вернисаж».)

  1. Ритуал прощания.

                       

                                       Рекомендуемая методическая литература

Акимова М.К, Козлова В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция. — М., 2001.

Аникеева Н, П. Воспитание игрой: книга для учителя. — Новосибирск, 1994.

Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя. — М., 1991.

Игры — обучение, тренинг, досуг... / под ред. В. В. Петрусинского: в 4 кн. — М., 1994.

Крыжановская Л. М. Занятия по релаксации младших подростков: методика, организация, содержание. — Тверь, 1993.

Лидере А, Г, Психологический тренинг с подростками. — М., 2001.

Лютова Е.К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.

Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. — М., 1990.

Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982.

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М. Р. Битяновой. — СПб., 2002.

Прутченков А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи...»: методические разработки социально-психологических тренингов. — М., 1996.

Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2002.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993.

Шибаева Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. — М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)

Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов

Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...

Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся с ОВЗ

При составлении рабочей программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные авторами ведущих специалистов в области логопедии  ...