Программа самоопределения «Рост»
методическая разработка по психологии

Худяева Наталья Владимировна

Название программы

Программа  самоопределения  «Рост»

Автор

Педагог-психолог Н. В. Худяева

Участники программы

Программа рассчитана на несовершеннолетних 13-17 лет, признанных нуждающимися в социальном обслуживании в целях улучшения условий их жизнедеятельности и (или) расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности .

Тип программы

коррекционно-развивающий

Цель программы

Содействие процессу самоопределения  подростков в профессиональной, социальной и личностной сферах.

Задачи программы

1. Способствовать личностному росту несовершеннолетних.

2. Обучить навыкам самоанализа.

3. Расширить межличностное сознание, т. е. знания о других людях

4. Повысить уровень готовности совершить адекватный выбор профессии.

Характеристика программных мероприятий

Занятия в форме социально-психологических тренингов, психологическая диагностика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_hudyaeva_na_sayt.pptx1.96 МБ
Файл hudyaevaprogrammarost1.docx54.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа самоопределения в жизненных сферах «Рост » Наталья Владимировна Худяева педагог-психолог Ленинградское областное государственное автономное учреждение « Сосновоборский многопрофильный реабилитационный центр» г . Сосновый Бор

Слайд 2

ПРОБЛЕМЫ: Проблема необходимости делать выбор профиля образования или профессии только начавшим своё самоопределение в различных жизненных сферах подросткам Ситуацию выбора может осложнять отсутствие родительской поддержки, широкого кругозора, а также сложности в формировании временной перспективы и смысложизненных ориентаций Несформированность самоопределения отрицательно влияет на успешность социальной адаптации. Также процесс встраивания собственного сознательного обучения в построение своей жизни является частью мотивационной стратегии упорства в обучении в школе

Слайд 3

Программа « Рост »

Слайд 4

Тип программы Коррекционно-развивающий. Цель программы Содействие процессу самоопределения подростков в профессиональной, социальной и личностной сферах. Задачи программы 1. Способствовать личностному росту несовершеннолетних. 2. Обучить навыкам самоанализа. 3. Расширить межличностное сознание, т. е. знания о других людях 4. Повысить уровень готовности совершить адекватный выбор профессии. Характеристика программных мероприятий Занятия в форме социально-психологических тренингов, психологическая диагностика . Участники программы Программа рассчитана на несовершеннолетних 13-17 лет, признанных нуждающимися в социальном обслуживании в целях улучшения условий их жизнедеятельности и (или) расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности . Сроки реализации программы Программа рассчитана на шесть месяцев. Программа самоопределения «Рост»

Слайд 5

Этапы реализации программы Первый этап. Организационный. Включает в себя подбор участников, составление календарно-тематического плана занятий. Определяется и согласовывается время и место проведения занятий, информирование несовершеннолетних и их родителей. Второй этап. Практический. Делится на две части. На данном этапе реализуются поставленные задачи. До начала и после завершения занятий проводится диагностика несовершеннолетних. Цель диагностики – выявить уровень сформированности профессионального, личностного и социального самоопределения подростков. Проведение занятий по программе психологических тренингов по развитию профессионального, социального и личностного самоопределения подростков «Рост». Третий этап. Аналитический . Проводится анализ работы, оцениваются полученные результаты.

Слайд 6

Методы энергезирующие психотехники песочная терапия проективные рисунки фототерапия самоописание групповая дискуссия медитации-визуализации психотехники помощи в решении проблем мини-лекции упражнения на получение обратной связи. Авторские разработки Модификация игры «Перспектива» Игра «Картография успеха» Психотехническое упражнение с метафорическими ассоциативными картами «Лица» Психотехническое упражнение с кинетическим песком «Преодоление»

Слайд 7

Применяемые диагностические методики

Слайд 9

Итог: Исходя из проведённого исследования структуры самоопределения подростков, можно сделать вывод о достаточно высокой эффективности нашей интегрированной психолого-педагогической практики сопровождения формирования самоопределения. Также следует учитывать, что в настоящее время в нашей стране активно развивается проблематика, связанная с изучением личностных ресурсов человека, как условий позитивного развития, а многие из параметров, которые развиваются у юношей и девушек в процессе разработанных тренингов входят в число факторов благополучия личности (например, такие как социальные отношения, самоотношение , перспективы будущего, автономность и целеполагание) . Вместе с тем, можно говорить о положительном влиянии развития факторов самоопределения на повышение качества жизни несовершеннолетних граждан, т.к. данные факторы являются психологическими условиями для способности личности к эффективной реализации своего потенциала и своих возможностей.

Слайд 10

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Природа нашего любимого города



Предварительный просмотр:

Ленинградское областное государственное автономное учреждение

«Сосновоборский многопрофильный реабилитационный центр»

Программа

самоопределения

«Рост»

 

Автор:

Педагог-психолог Н. В. Худяева

г. Сосновый Бор

Информационная карта

Наименование учреждения

Ленинградское областное государственное автономное учреждение

«Сосновоборский многопрофильный реабилитационный центр»

Юридический адрес учреждения

188540, Ленинградская обл.,

город Сосновый Бор,

ул. Ленинградская, 19

Название программы

Программа самоопределения «Рост»

Автор

Педагог-психолог Н. В. Худяева

Правовая основа

программы

  • Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года)
  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 29.12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Областной закон Ленинградской области от 30.10.2014 № 72-оз «О социальном обслуживании граждан в Ленинградской области»
  • Концепция воспитания в Ленинградской области (приказ Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 25.01.2010 №35)
  • Постановление Правительства Ленинградской области от 2 декабря 2014г. № 560 «Об утверждении порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора)в сфере социального обслуживания»
  • Постановление Правительства Ленинградской области от 30 декабря 2014г. № 648 «Об утверждении тарифов на социальные услуги на 2015 год»
  • Устав ЛОГАУ «Сосновоборский КЦСОН»
  • Локальные нормативные акты

Тип программы

Коррекционно-развивающий

Цель программы

Содействие процессу самоопределения  подростков в профессиональной, социальной и личностной сферах.

Задачи программы

1. Способствовать личностному росту несовершеннолетних.

2. Обучить навыкам самоанализа.

3. Расширить межличностное сознание, т. е. знания о других людях

4. Повысить уровень готовности совершить адекватный выбор профессии.

Характеристика программных мероприятий

Занятия в форме социально-психологических тренингов.

Участники программы

Программа рассчитана на несовершеннолетних 13-17 лет, признанных нуждающимися в социальном обслуживании в целях улучшения условий их жизнедеятельности и (или) расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности .

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 6 месяцев.

Введение

Актуальность.  В настоящее время в нашей стране активно развивается проблематика, связанная с изучением личностных ресурсов человека, как условий позитивного развития, а многие из параметров, которые развиваются у юношей и девушек в процессе разработанных тренингов входят в число факторов благополучия личности (например, такие как социальные отношения, самоотношение, перспективы будущего, автономность и целеполагание). Вместе с тем, можно говорить о положительном влиянии развития факторов самоопределения на повышение качества жизни несовершеннолетних граждан, т.к. данные факторы являются психологическими условиями для способности личности к эффективной реализации своего потенциала и своих возможностей.

Наш центр оказывает услуги несовершеннолетним, испытывающим трудности в социальной адаптации. Ситуацию выбора у таких подростков может осложнять отсутствие родительской поддержки, широкого кругозора, а также сложности в формировании временной перспективы и смысложизненных ориентаций.

В подростковом возрасте личностное самоопределение (ценностно-смысловое, самоопределение относительно ценностей) является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения. Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. Более или менее точное планирование своей жизни во времени (жизненный план, понимаемый как система целей) возникает на уровне социального самоопределения [7].  На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется  профессиональное самоопределение. 

В связи с этим возникает необходимость в интегрированном подходе к психолого-педагогическому сопровождению самоопределения несовершеннолетних подросткового возраста. Обеспечить эффективное предоставление социально-психологических услуг несовершеннолетним в процессе самоопределения поможет активное интегрированное психологическое воздействие на процессы, которые способствуют развитию профессионального, личностного и социального самоопределения подростков. Для этого была разработана программа психологических тренингов «Рост», основной целью которого является содействие процессу самоопределения личности несовершеннолетних.

Программа «Рост» ориентирована на достижение несовершеннолетними получающими услуги в нашем учреждении личностных результатов:

– ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность подростков к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения;

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям;

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками;

– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

– эмоционально-психологическое, социальное благополучие несовершеннолетних в жизни, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта.

  Программа самоопределения «Рост» состоит из двух частей.

Цель программы: Содействие процессу самоопределения подростков в профессиональной, социальной и личностной сферах.

Задачи программы:

1. Способствовать личностному росту несовершеннолетних.

2. Обучить навыкам самоанализа.

3. Расширить межличностное сознание, т. е. знания о других людях

4. Повысить уровень готовности совершить адекватный выбор временной перспективы.

Целевая группа: Программа рассчитана на несовершеннолетних 13-17 лет, признанных нуждающимися в социальном обслуживании в целях улучшения условий их жизнедеятельности и (или) расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Формы и методы работы:

- психологическая диагностика;

- социально-психологический тренинг;

- сравнительный анализ результатов.

Применяемые диагностические методики (Прил.4):

- Опросник межличностных отношений Т. Лири

- «Профессиональная готовность» (А.П.Чернявская)

- Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО).

 На занятиях используются такие методы психологического воздействия как разогревающие игры и психотехники, проективные рисунки, фототерапия, самоописание, групповая дискуссия, невербальная коммуникация, медитации-визуализации, психотехники помощи в решении проблем, упражнения на получение обратной связи.

Позиция психолога на протяжении всех занятий – это позиция доброжелательного и понимающего друга, помогающего каждому участнику стать самим собой и создающего для этого благоприятные психологические условия. Для этого психолог организует обсуждение правил групповой работы, знакомит с её целями и задачами, следит за их выполнением. Психолог постоянно отслеживает динамику группы и эмоциональное состояние её участников, а в случае необходимости оказывает им психологическую поддержку. [3, 7]

Этапы реализации программы

Первый этап. Организационный. Включает в себя подбор участников, составление календарно-тематического плана занятий. Определяется и согласовывается время и место проведения занятий, информирование несовершеннолетних и их родителей.

Второй этап. Практический. Делится на две части. На данном этапе реализуются поставленные задачи. До начала и после завершения занятий проводится диагностика несовершеннолетних. Цель диагностики – выявить уровень сформированности профессионального, личностного и социального самоопределения подростков.

Проведение занятий по программе психологических тренингов по развитию профессионального, социального и личностного самоопределения будущих выпускников «Рост».

1 часть

I (1-3 занятие) - включение в групповую работу; обучение методам саморегуляции; самопознание как субъектов выбора профессии; познание себя как субъекта межличностного взаимодействия.

II (4-7 занятие) - развитие целеполагания, временной перспективы; применение результатов самопознания в принятии решения о выборе профессии; работа с эмоциональным отношением к ситуации выбора.

III (8-10 занятие) - применение результатов самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего.

Повторная диагностика по методике Профессиональная готовность для выявления динамики.

2 часть

I - Развитие самопознания.  Развитие сензитивности. Развитие навыка самоанализа. Принятие самого себя. Обобщение сильных и слабых сторон личности.

II -  Развитие психологической гибкости.  Осознание необходимости перемен. Помощь в решении проблем.

III – Интеграция полученного опыта. Развитие у воспитанников способности ставить перед собой цели, адекватные их внутренней сущности. Развитие временной перспективы Завершение группы.

Методики применяемые до и после психологического воздействия:

  • Исследование профессионального самоопределения - Методика «Профессиональная готовность»
  • Исследование социального самоопределения - Диагностика межличностных отношений Т. Лири
  • Исследование личностного самоопределения - Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО)
  • Повторная диагностика по методикам межличностных отношений Т. Лири и тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО) для выявления динамики.

Третий этап. Аналитический. Проводится анализ работы, оцениваются полученные результаты.

Ресурсы

В реализации программы участвуют:

• Педагоги-психологи:

- составляют и корректируют тематический план, ведут занятия, анализируют результаты работы;

-консультируют родителей (законных представителей), воспитателей.

• Заведующая отделения координирует взаимодействие всех участников:

- воспитатели осуществляют контроль за посещением занятий;

- социальный педагог и воспитатели проводит профориентационную работу для развития такого фактора как «Информированность о мире профессий» необходимого для осуществления адекватного выбора дальнейшего профессионального пути.

1 часть программы «Рост»

Первая часть программы «Рост» составлена с использованием разработок таких авторов как А.П. Чернявская, И.В. Дубровина, И.В. Вачков, А.А. Осипова, А.С. Прутченков, М.А. Алиева, Е.Г. Трошихина, а также их модификации.

Общая цель: нахождение своего образа «Я», актуализация особенностей поведения каждого из участников в межличностном взаимодействии, определение собственных целей, приобретение умений, необходимых при выборе профессии, и продвижение в своём процессе принятие решения о выборе.

 Техники: проектные рисунки, самоописание, групповая дискуссия, деловые игры, невербальная коммуникация, использование конструктивной обратной связи.

Особенности: Курс состоит из 10 занятий. Частота встреч 1 раз в неделю. Содержание и длительность занятий может корректироваться в зависимости от динамики группы.

Ожидаемый результат: Самоопределение подростков, а также готовность к адекватному выбору.

Календарно-тематический план занятий (Прил. 2)

№№

Тема занятия

11

 Первое занятие. «Части моего «Я»

Цели: Формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии.

22

Второе занятие.  «Мотивы наших поступков»

Цели: Развитие навыков невербального общения. Анализ причин неудачных вербальных коммуникаций. Осознание проблем в отношениях с людьми. Развитие навыка самоанализа.

33

Третье занятие.  «Я среди других»

Цели: Проработка отдельных эмоций и поиск способов их приемлемого выражения. Обучение саморегуляции.  Развитие навыков на взаимного убеждения и совместное принятия решения, осознание себя в межличностном пространстве. Осознание мотивов межличностных отношений.

44

Четвёртое занятие.  «Когда я вырасту…»

Цели: Тренировка навыка узнавания эмоционального состояния. Осознание собственного эмоционального отношения к выбору и его влияние на выбор. Опыт в выборе направления своего жизненного пути и своих приоритетов. Осознание надежд и тревог, связанных с будущим.

55

Пятое занятие. «Мои ценности»

Цели: Повышение интереса членов группы к самим себе. Анализ способностей как одного из факторов выбора профессии. Знакомство с различными социальными ролями. Формирование образа будущего; познание собственных ценностей, влияющих на выбор профессии, с целью их учета при планировании жизни.

66

Шестое занятие. «Мои цели»

Цели: Развитие временной перспективы. Определение приоритетных целей каждого участника группы и сопоставление целей и уровня их реализации в предполагаемой профессии. Осознание своих идеалов.

77

Седьмое занятие. «Моя личность»

Цели: Самооценка личности. Повышение внутреннего интереса к самому себе с точки зрения особенностей личности. Осознание особенностей своей личности. Определение пути развития для достижения характеристик зрелой личности. Анализ особенностей личности как одного из факторов выбора профессии.

88

Восьмое занятие.  «Я через 10 лет»

Цели: Развитие понимания социальных ожиданий относительно представителей профессий. Освоение навыков по планированию своего жизненного пути. Формирование образа будущего.

99

Девятое занятие. «Вечер воспоминаний»

 Цели: Закрепление полученные в ходе занятий знания и навыков по самопознанию, целеполаганию, построению временной перспективы, применив их к анализу конкретной ситуации. Обобщение полученных знаний и навыков по принятию решения о выборе профессии. Применение полученных знаний в решении ситуации выбора профессии.

110

Десятое занятие. «Дорога в жизнь»

Цели: Получение обратной связи для отслеживания эффективности групповой работы (опросники). Завершение группы.

2 часть программы «Рост»

Основная цель на данном этапе это содействие процессу личностного развития, и как следствие развитию жизненных целей.

Основные задачи, решаемые в ходе занятий:

1. Способствовать личностному росту несовершеннолетних.

2. Помочь адекватно восприятие себя и других в процессе общения.

3. Расширить межличностного сознания, т. е. знания о других людях

4. Развить психологическую гибкость.

5. Развить временной перспективы и способность к целеполаганию.

Ожидаемый результат: Профессиональное, личностное и социальное самоопределение подростков, а также готовность реализовать себя в различных жизненных сферах.

Техники: разогревающие игры и психотехники, проективные рисунки, самоописание, групповая дискуссия, невербальная коммуникация, медитации-визуализации, психотехники помощи в решении проблем, игры на получение обратной связи.

Особенности: Курс состоит из 10 занятий. Частота встреч 1 раз в неделю. Состав группы – 5-15 человек. Содержание и длительность занятий может корректироваться в зависимости от динамики группы.

Структура занятий:

1) Вводная часть (приветствие, разогрев)

2) Рабочее время.

3) Обсуждение (рефлексия)

Если в конце занятия даётся домашнее задание, то следующее занятие начинается с обсуждения домашнего задания.

Календарно-тематический план занятий (Прил.3)

№№

Тема занятия

11

1-е занятие «Глаза в глаза»

Цели: Развитие умения понимать окружающих людей, видеть их особенности. Кроме того, занятие настраивает участников на более внимательное отношение друг к другу.

22

2-е занятие «Мои сильные стороны»

Цели. Развитие навыка самоанализа. Осознание проблем в отношениях с людьми. Развитие навыков невербального и вербального общения. Анализ причин неудачных вербальных коммуникаций. Умение слушать. Умение вести разговор. Внимание к поведению другого.

33

3-е занятие «Без маски»

Цели: Развитие умения видеть в любом человеке положительное. Развитие навыка самоанализа. Анализ собственных поступков и слабостей. Работа с чувствами. Осознание своих проблем со стороны и нахождение новых путей их разрешения. Повышение уверенности в себе.

44

4-е занятие «Волшебный магазин»

Цели: Обобщение сильных и слабых сторон личности. Осознание своих идеалов и различных черт. Работа с чувствами. Приобретение навыков свободного восприятия как внешнего, так и внутреннего мира.  Принятие самого себя. Обобщение сильных и слабых сторон личности. Закрепление навыков откровенного высказывания своего мнения.  

55

5-е занятие «Времена года моей души»

Цели: Развитие флексибильности. Осознание необходимости перемен. Рефлексия.

66

6-е занятие «Метафоры наших проблемы»  

Цели: Осознание смысла и ценности собственных переживаний и собственного отношения к жизненным трудностям. Поведенческая психодиагностика направленная на развитее умений осознавать собственные предпочтения и склонности.

77

7-е занятие «Сон о будущем»

Цели: Осознание меры влияние своего на своё личное и профессиональное будущее. Осознание собственных мотивационных векторов и более чёткое формулирование условий проблемной ситуации. Нахождение конкретного решения проблемы.

88

8-е занятие «Путь к цели»

Цели: Выделение важной цели и развитие навыков преодоления препятствий на пути к ее достижению. Рефлексия.

99

9-е занятие «Послание миру»

Цели:  Формирование образа будущего. Обращение к общечеловеческим ценностям и целям. Рефлексия.

110

10-е занятие «Ответ на самый трудный вопрос самому себе»

Цели:  Завершение групповой работы – получение обратной связи. Развитие временной перспективы и способности к целеполаганию.

Ожидаемый результат

После проведения занятий по данной программе планируется получить следующие результаты:

- профессиональное, личностное и социальное самоопределение подростков, а также готовность реализовать себя в различных жизненных сферах;

- гармонизация межличностных отношений;

- повышение уровня сформированности образа будущего;

- повышение уровня готовности совершить адекватный выбор профессии, и соответственно определение дальнейшей траекторией развития (выбор вуза, специализации).

Выводы

Исходя из проведённого исследования структуры самоопределения подростков, можно сделать вывод о достаточно высокой эффективности нашей интегрированной психолого-педагогической практики сопровождения формирования самоопределения. Также следует учитывать, что в настоящее время в нашей стране активно развивается проблематика, связанная с изучением личностных ресурсов человека, как условий позитивного развития, а многие из параметров, которые развиваются у юношей и девушек в процессе разработанных тренингов входят в число факторов благополучия личности (например, такие как социальные отношения, самоотношение, перспективы будущего, автономность и целеполагание)  . Вместе с тем, можно говорить о положительном влиянии развития факторов самоопределения на повышение качества жизни несовершеннолетних граждан, т.к. данные факторы являются психологическими условиями для способности личности к эффективной реализации своего потенциала и своих возможностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аверьянова С. Ю., Пилипенко Л. И. Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях целостного образовательного пространства «школа – дополнительное образование – вуз» / под общ. ред. В. Г. Гульчевской; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2013. – 252 с.

       2. Битянова М.Р. (ред.)  Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Питер, 2008. - 304с.

3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – М.: Издательство «Ось-89» 2003

Гинзбург М. Р. : Личностное самоопределение как психологическая проблема.// Вопросы психологии.- 1988.- № 2. с.25-35

4. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 2009. 170 с.

5. Овчарова Р.В.Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М.: ТЦ «Сфера», 2001

6. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студен-тов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

7. Петрова В.Н. Методика изучения образа возможного будущего //Сибирский психологический журнал. -2002г.-№16-17. С. 32-36.

8. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. –М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001

9. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1998

10. Трошихиной Е.Г. , Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г. Я сам строю свою жизнь./ Под ред. Е.Г. Трошихиной.- СПб: Речь, 2003

11. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ве-дущего: Практическое пособие/ Пер. с нем. 4-е изд., стер. – М.: Генезис, 2004

12. Чернявской А.П. Психологическое консультирование по профес-сиональной ориентации. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сравнительный анализ средних значений до и после социально-психологических тренингов по программе «Рост»

Измеряемые параметры

до

после

Изменения в %

уровень межличностных отношений

2,5

3,7

48

цели в жизни

23,7

33,1

40

процесс жизни или интерес и эмоц. насыщенность  

22,2

26,2

18

удовлетворенность самореализацией

16,8

23,3

39

локус контроль — Я

16,3

23,1

37

Локус контроля (жизнь или управляемость)

22,2

32,1

45

смысложизнные ориентации

82,6

109,5

33

Информированность о мире профессий

8,1

12,6

56

Умение принимать решения

11,2

15,7

40

Автономность при выборе профессии

12,4

16,1

34

Умение планировать свою профессиональную жизнь

12,7

16,3

28

Эмоциональное отношение к выбору профессии

13,1

17,5

35

Готовность совершить адекватный выбор профессии

57,4

78,2

36

Самооценочная тревожность

21,3

13,4

-38

Межличностная тревожность

20,5

12,2

-41

Обшая тревожность

60,5

38,2

-37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа педагогического роста учителя английского языка

Индивидуальная образовательная программа педагогического роста учителя английского языка...

Программа клуба "РОСТ"

Психологическая помощь выпускникам...

Программа профессионального роста

Моя программа профессинального роста до 2015 года...

Программа "Союз роста"

Программа детской организации "Союз роста"...

Программа личностного роста.

Невеждою не должен быть никто. Всякий должен знать основы всех наук и искусств.      А.В.Луначарский...

СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

план классного часа в 8 классе в рамках акции "Покори свой Олимп!"...

Программа самоопределения «Рост»

Название программыПрограмма  самоопределения  «Рост»АвторПедагог-психолог Н. В. ХудяеваУчастники программыПрограмма рассчитана на несовершеннолетних 13-17 лет, признанных нуждающ...