Антисоциальные отклонения в поведении подростков и порождающие их обстоятельства
статья по психологии

В настоящее время, в связи со сложившейся социальной ситуацией в стране, молодые люди оказались наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам, и, как следствие, возросло число конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков.

Первые признаки антисоциального расстройства личности:

  • Отсутствие привязанности к людям,
  • Отсутствие сопереживания и сочувствия,
  • Импульсивность,
  • Несоблюдение норм морали,
  • Отсутствие сожаления, раскаяния и угрызений совести по поводу допущенных нарушений.

 В исследованиях Н. В. Дмитриевой и Ц. П. Короленко [11], Л. И. Бочанцевой [1, с. 45] подробно описываются характерные черты личности с антисоциальным поведением, которые, по их мнению, начинают проявляться уже в раннем возрасте. К признакам антисоциального поведения могут относиться следующие проявления:

  • подростки и лица юношеского возраста могут часто уходить из дома и не возвращаться на ночь;
  • они совершают психическое и физическое насилие по отношению к более слабым;
  • проявляют жестокое отношение к другим и совершают издевательство над животными;
  • они сознательно наносят вред собственности, не принадлежащей им;
  • целенаправленно поджигают скамьи в парках и скверах, мусорные баки, почтовые ящики, информационные и рекламные стенды;
  • демонстрируют постоянное враньё, обусловленное разными причинами;
  • они склонны к кражам и грабежам;
  • стремятся вовлечь лиц противоположного пола в насильственную сексуальную активность.

 Как указывают учёные, проявление в поведении трёх и более признаков позволяет охарактеризовать этого носителя как личность с явными признаками антисоциального поведения.

После 15-летнего возраста у носителей антисоциальных расстройств проявляются следующие признаки:

  • Трудности в учебе, связанные с не подготовкой домашних заданий,
  • Трудности в производственной деятельности, связанные с тем, что такие лица часто не работают даже в тех случаях, когда работа доступна для них,
  • Частые, необоснованные отсутствия в школе и на работе,
  • Частые уходы с работы без реальных планов, связанных с дальнейшим трудоустройством,
  • Несоответствие социальным нормам, антисоциальные действия, носящие уголовно-наказуемый характер,
  • Раздражительность, агрессивность, проявляющиеся как по отношению к членам семьи (избиение собственных детей), так и по отношению к окружающим,
  • Невыполнение своих финансовых обязательств (не отдают долги, не оказывают финансовой помощи нуждающимся родственникам),
  • Отсутствие планирования своей жизни,
  • Импульсивность, выражающаяся в переездах с места на место без ясной цели,
  • Лживость,
  • Отсутствие лояльности к окружающим со стремлением "свалить" вину на других, подвергнуть риску других, например, оставляя открытой электропроводку, опасную для жизни,
  • Несоблюдение правил техники безопасности при работе, сопряженной с риском для жизни,
  • Стремление к рискованному автовождению с подверганием риску других,
  • Отсутствие активностей, связанных с заботой о собственных детях,
  • Частые разводы,
  • Отсутствие угрызений совести по поводу ущерба, нанесенного другим.

Характерно, что у лиц с антисоциальными нарушениями почти не представлены тревога и страх, поэтому они не боятся последствий своих действии. В XIX веке поведение таких людей квалифицировалось как "моральное безумие" – с точки зрения психиатров, наблюдавших таких людей, человек с нормальным интеллектом, будучи психически здоровым, не в состоянии совершать подобные действия, так как удовольствие, получаемое им, незначительно, а последствия для других и самого себя разрушительны.

"Ядром" антисоциальных нарушений является получение удовольствия любой ценой. Поэтому особенностью лиц с антисоциальными нарушениями является выдвижение на первый план деятельности, направленной на получение удовольствия. Им свойственен примитивный гедонизм, без учета реальной возможности следующего за антисоциальными действиями наказания. За этим примитивным гедонизмом легко угадывается животная тяга к наслаждениям. Поэтому запугивать их наказаниями бессмысленно.

Антисоциальные личности любят возбужденное состояние, что бы не являлось его причиной. Они стремятся к гиперстимуляци, чувствуя себя лучше во время пребывания в активном состоянии. Антисоциальные личности не выносят состояния пассивности, одиночества, изолированности. Они стремятся к контактам с другими, но в этих контактах совершенно не учитывают их интересов.

Любые требующие усилий действия производятся ими лишь при одном условии - получение удовольствия от деятельности. В случае несоблюдения такого условия, делать работу, не доставляющую им положительных эмоций, они не будут.

Антисоциальная личность чувствует удовольствие лишь от грубых, простых удовольствий. Им чуждо, например, удовольствие от тонкого эстетического наслаждения или радость познания. Если обычный человек чувствует тонкое удовольствие от помощи ближнему, то антисоциальная личность не только не знает, что помощь ближнему может быть источником удовольствия, но и подозревает, что это просто выдумки. Любовь-забота для них не существует.

Социальная непродуктивность антисоциальной личности базируется на том, что ей быстро все надоедает. Начав с подъемом и энтузиазмом выполнять какую-либо деятельность, они быстро в ней разочаровываются, находя работу рутинной, скучной и неинтересной. Почти всегда это приводит к появляющимся нарушениям, ошибкам и промахам, вызывающим возмущение окружающих.

Как распознать отклонения в раннем возрасте?

Антисоциальное поведение - это расстройство, которое нередко начинает проявляться еще в детстве. Малыши, у которых присутствует нарушение, не интересуются уроками или занятиями в дошкольном учреждении. Они демонстрируют жестокость по отношению к животным, членам своей семьи и более слабым сверстникам.

Такие дети часто крадут деньги и вещи у ровесников или близких людей, склонны к истерикам, дракам, оскорбляют окружающих. В школе испытывают трудности с учебой, конфликтуют с одноклассниками и педагогами. Уже в начале пубертатного периода демонстрируют пристрастие к никотину и спиртосодержащей продукции.

Антисоциальное поведение подростка.

По мнению В. Паттерн, антисоциальное поведение подростка, как отдельной личности может быть сформировано и иметь четыре основных признака по достижению ребенком 15-летнего возраста:

  • Подросток не имеет возможности систематически выполнять поставленные перед ним цели и определенные работы.
  • Подросток не может приспособиться к установленным социальным нормам и правилам законопослушного поведения в обществе.
  • Подросток весьма раздражителен и бывает агрессивен. Часто молчит и много времени проводит наедине с собой. Кроме того, подросток способен стать провокатором драки, а иногда может в ней и вовсе не участвовать.
  • Подросток не имеет возможности контролировать свое поведение, и бывает импульсивен.

Самую большую роль в формировании характера несовершеннолетнего играют его мать и отец. Это люди, с которыми ребенок постоянно проживает и проводит значительную часть времени. Педагоги утверждают, что не только родители с алкогольной или наркотической зависимостью способствуют развитию у подростка антисоциального поведения. Примеры подобных отклонений можно встретить и в семьях, которые на первый взгляд кажутся благополучными. Дело в том, что неправильный стиль воспитания отрицательно влияет на личность ребенка.

Такое бывает, когда родители эмоционально отдалены друг от друга или проявляют черствость по отношению к сыну или дочери. Чрезмерная опека, стремление контролировать подростка также вызывает у него протест. Особенно сильно на развитии психики ребенка отражается насилие психологического, физического или сексуального характера. У таких юношей и девушек обнаруживается тяга к спиртному, наркомания, склонность к беспорядочным интимным контактам и побегам из дома.

Бедность также негативно влияет на самооценку и взаимоотношения со сверстниками. Малообеспеченные дети подвергаются насмешкам. Еще одним фактором, способствующим развитию отклонений, является эмоциональное потрясение. Это может быть развитие болезни или душевного расстройства у кого-то из членов семьи, смерть родственника, развод, новый брак отца или матери.

Профилактика антисоциального поведения заключается в следующем:

  • Родителям и педагогам следует хвалить ребенка только в том случаях, когда он заслужил одобрение.
  • Нельзя игнорировать отрицательные свойства характера, пагубные привычки и неблаговидные поступки.
  • Нужно быть всегда готовым к открытому и спокойному общению с ребенком. Он должен чувствовать, что его поддерживают и уважают.
  • Стараться проводить с сыном или дочерью как можно больше времени.

Особое внимание надо уделять созданию позитивной атмосферы в семье, взаимопониманию, организации совместного досуга.

Родителям и работникам педагогической сферы нужно прививать детям стремление к творчеству, спорту, интеллектуальной деятельности.

Чтобы выявить отклонения, специалисты используют несколько методов. К ним относятся:

  • Беседы и наблюдение. В процессе разговора с родителями подростка выясняются особенности отношений между членами семьи. Психолог также обращает внимание на поведение пациента (адекватность суждений, эмоции, присутствие агрессии).
  • Анкеты. Этот метод позволяет определить склонность к правонарушениям, жестокости, пагубным пристрастиям, патологиям сексуальной сферы.
  • Дополнительные сведения, полученные от врачей, участковых,
  • педагогов.

Антисоциальные личности практически не имеют чувства ответственности, морали или интереса к другим. Их поведение почти полностью определяют их собственные потребности. Другими словами, у них нет совести. Если средний человек уже в раннем возрасте представляет себе, что поведение имеет определенные ограничения и что удовольствие следует иногда отложить с учетом потребностей других, антисоциальные личности редко принимают в расчет чьи-либо желания, кроме собственных. Они ведут себя импульсивно, стремятся к немедленному удовлетворению своих потребностей.

 

Литература

  1. Веселов Н. Г. Социальная педиатрия.- СПб.: СПбГПМА, 1996.
  2. Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей,- СПб.: Питер, 2000.
  3. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста.- М.: Медицина, 1995.
  4. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия.— М.: Академический проект, 2000.
  5. Лангмейер И., Матейгек 3. Психигеская депривация в детском возрасте.— Прага.: Авиценум, 1984.
  6. Марковская И. Ф. Задержка психического развития.— М., 1995.
  7. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст.- М., 1997.
  8. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец. Психологическое взаимодействие - СПб.: СПБГУ, 1999.
  9. Бочанцева Л. И. Антисоциальные подростки с затруднённым общением
  10. как объект научного исследования // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 44–51.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antisots._otkloneniya.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Антисоциальные отклонения в поведении подростков и порождающие их обстоятельства

В настоящее время, в связи со сложившейся социальной ситуацией в стране, молодые люди оказались наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам, и, как следствие, возросло число конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков.

Первые признаки антисоциального расстройства личности:

  • Отсутствие привязанности к людям,
  • Отсутствие сопереживания и сочувствия,
  • Импульсивность,
  • Несоблюдение норм морали,
  • Отсутствие сожаления, раскаяния и угрызений совести по поводу допущенных нарушений.

 В исследованиях Н. В. Дмитриевой и Ц. П. Короленко [11], Л. И. Бочанцевой [1, с. 45] подробно описываются характерные черты личности с антисоциальным поведением, которые, по их мнению, начинают проявляться уже в раннем возрасте. К признакам антисоциального поведения могут относиться следующие проявления:

  • подростки и лица юношеского возраста могут часто уходить из дома и не возвращаться на ночь;
  • они совершают психическое и физическое насилие по отношению к более слабым;
  • проявляют жестокое отношение к другим и совершают издевательство над животными;
  • они сознательно наносят вред собственности, не принадлежащей им;
  • целенаправленно поджигают скамьи в парках и скверах, мусорные баки, почтовые ящики, информационные и рекламные стенды;
  • демонстрируют постоянное враньё, обусловленное разными причинами;
  • они склонны к кражам и грабежам;
  • стремятся вовлечь лиц противоположного пола в насильственную сексуальную активность.

 Как указывают учёные, проявление в поведении трёх и более признаков позволяет охарактеризовать этого носителя как личность с явными признаками антисоциального поведения.

После 15-летнего возраста у носителей антисоциальных расстройств проявляются следующие признаки:

  • Трудности в учебе, связанные с не подготовкой домашних заданий,
  • Трудности в производственной деятельности, связанные с тем, что такие лица часто не работают даже в тех случаях, когда работа доступна для них,
  • Частые, необоснованные отсутствия в школе и на работе,
  • Частые уходы с работы без реальных планов, связанных с дальнейшим трудоустройством,
  • Несоответствие социальным нормам, антисоциальные действия, носящие уголовно-наказуемый характер,
  • Раздражительность, агрессивность, проявляющиеся как по отношению к членам семьи (избиение собственных детей), так и по отношению к окружающим,
  • Невыполнение своих финансовых обязательств (не отдают долги, не оказывают финансовой помощи нуждающимся родственникам),
  • Отсутствие планирования своей жизни,
  • Импульсивность, выражающаяся в переездах с места на место без ясной цели,
  • Лживость,
  • Отсутствие лояльности к окружающим со стремлением "свалить" вину на других, подвергнуть риску других, например, оставляя открытой электропроводку, опасную для жизни,
  • Несоблюдение правил техники безопасности при работе, сопряженной с риском для жизни,
  • Стремление к рискованному автовождению с подверганием риску других,
  • Отсутствие активностей, связанных с заботой о собственных детях,
  • Частые разводы,
  • Отсутствие угрызений совести по поводу ущерба, нанесенного другим.

Характерно, что у лиц с антисоциальными нарушениями почти не представлены тревога и страх, поэтому они не боятся последствий своих действии. В XIX веке поведение таких людей квалифицировалось как "моральное безумие" – с точки зрения психиатров, наблюдавших таких людей, человек с нормальным интеллектом, будучи психически здоровым, не в состоянии совершать подобные действия, так как удовольствие, получаемое им, незначительно, а последствия для других и самого себя разрушительны.

"Ядром" антисоциальных нарушений является получение удовольствия любой ценой. Поэтому особенностью лиц с антисоциальными нарушениями является выдвижение на первый план деятельности, направленной на получение удовольствия. Им свойственен примитивный гедонизм, без учета реальной возможности следующего за антисоциальными действиями наказания. За этим примитивным гедонизмом легко угадывается животная тяга к наслаждениям. Поэтому запугивать их наказаниями бессмысленно.

Антисоциальные личности любят возбужденное состояние, что бы не являлось его причиной. Они стремятся к гиперстимуляци, чувствуя себя лучше во время пребывания в активном состоянии. Антисоциальные личности не выносят состояния пассивности, одиночества, изолированности. Они стремятся к контактам с другими, но в этих контактах совершенно не учитывают их интересов.

Любые требующие усилий действия производятся ими лишь при одном условии - получение удовольствия от деятельности. В случае несоблюдения такого условия, делать работу, не доставляющую им положительных эмоций, они не будут.

Антисоциальная личность чувствует удовольствие лишь от грубых, простых удовольствий. Им чуждо, например, удовольствие от тонкого эстетического наслаждения или радость познания. Если обычный человек чувствует тонкое удовольствие от помощи ближнему, то антисоциальная личность не только не знает, что помощь ближнему может быть источником удовольствия, но и подозревает, что это просто выдумки. Любовь-забота для них не существует.

Социальная непродуктивность антисоциальной личности базируется на том, что ей быстро все надоедает. Начав с подъемом и энтузиазмом выполнять какую-либо деятельность, они быстро в ней разочаровываются, находя работу рутинной, скучной и неинтересной. Почти всегда это приводит к появляющимся нарушениям, ошибкам и промахам, вызывающим возмущение окружающих.

Как распознать отклонения в раннем возрасте?

Антисоциальное поведение - это расстройство, которое нередко начинает проявляться еще в детстве. Малыши, у которых присутствует нарушение, не интересуются уроками или занятиями в дошкольном учреждении. Они демонстрируют жестокость по отношению к животным, членам своей семьи и более слабым сверстникам.

Такие дети часто крадут деньги и вещи у ровесников или близких людей, склонны к истерикам, дракам, оскорбляют окружающих. В школе испытывают трудности с учебой, конфликтуют с одноклассниками и педагогами. Уже в начале пубертатного периода демонстрируют пристрастие к никотину и спиртосодержащей продукции.

Антисоциальное поведение подростка.

По мнению В. Паттерн, антисоциальное поведение подростка, как отдельной личности может быть сформировано и иметь четыре основных признака по достижению ребенком 15-летнего возраста:

  • Подросток не имеет возможности систематически выполнять поставленные перед ним цели и определенные работы.
  • Подросток не может приспособиться к установленным социальным нормам и правилам законопослушного поведения в обществе.
  • Подросток весьма раздражителен и бывает агрессивен. Часто молчит и много времени проводит наедине с собой. Кроме того, подросток способен стать провокатором драки, а иногда может в ней и вовсе не участвовать.
  • Подросток не имеет возможности контролировать свое поведение, и бывает импульсивен.

Самую большую роль в формировании характера несовершеннолетнего играют его мать и отец. Это люди, с которыми ребенок постоянно проживает и проводит значительную часть времени. Педагоги утверждают, что не только родители с алкогольной или наркотической зависимостью способствуют развитию у подростка антисоциального поведения. Примеры подобных отклонений можно встретить и в семьях, которые на первый взгляд кажутся благополучными. Дело в том, что неправильный стиль воспитания отрицательно влияет на личность ребенка.

Такое бывает, когда родители эмоционально отдалены друг от друга или проявляют черствость по отношению к сыну или дочери. Чрезмерная опека, стремление контролировать подростка также вызывает у него протест. Особенно сильно на развитии психики ребенка отражается насилие психологического, физического или сексуального характера. У таких юношей и девушек обнаруживается тяга к спиртному, наркомания, склонность к беспорядочным интимным контактам и побегам из дома.

Бедность также негативно влияет на самооценку и взаимоотношения со сверстниками. Малообеспеченные дети подвергаются насмешкам. Еще одним фактором, способствующим развитию отклонений, является эмоциональное потрясение. Это может быть развитие болезни или душевного расстройства у кого-то из членов семьи, смерть родственника, развод, новый брак отца или матери.

Профилактика антисоциального поведения заключается в следующем:

  • Родителям и педагогам следует хвалить ребенка только в том случаях, когда он заслужил одобрение.
  • Нельзя игнорировать отрицательные свойства характера, пагубные привычки и неблаговидные поступки.
  • Нужно быть всегда готовым к открытому и спокойному общению с ребенком. Он должен чувствовать, что его поддерживают и уважают.
  • Стараться проводить с сыном или дочерью как можно больше времени.

Особое внимание надо уделять созданию позитивной атмосферы в семье, взаимопониманию, организации совместного досуга.

Родителям и работникам педагогической сферы нужно прививать детям стремление к творчеству, спорту, интеллектуальной деятельности.

Чтобы выявить отклонения, специалисты используют несколько методов. К ним относятся:

  • Беседы и наблюдение. В процессе разговора с родителями подростка выясняются особенности отношений между членами семьи. Психолог также обращает внимание на поведение пациента (адекватность суждений, эмоции, присутствие агрессии).
  • Анкеты. Этот метод позволяет определить склонность к правонарушениям, жестокости, пагубным пристрастиям, патологиям сексуальной сферы.
  • Дополнительные сведения, полученные от врачей, участковых,
  • педагогов.

Антисоциальные личности практически не имеют чувства ответственности, морали или интереса к другим. Их поведение почти полностью определяют их собственные потребности. Другими словами, у них нет совести. Если средний человек уже в раннем возрасте представляет себе, что поведение имеет определенные ограничения и что удовольствие следует иногда отложить с учетом потребностей других, антисоциальные личности редко принимают в расчет чьи-либо желания, кроме собственных. Они ведут себя импульсивно, стремятся к немедленному удовлетворению своих потребностей.

Литература

  1. Веселов Н. Г. Социальная педиатрия.- СПб.: СПбГПМА, 1996.
  2. Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей,- СПб.: Питер, 2000.
  3. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста.- М.: Медицина, 1995.
  4. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия.— М.: Академический проект, 2000.
  5. Лангмейер И., Матейгек 3. Психигеская депривация в детском возрасте.— Прага.: Авиценум, 1984.
  6. Марковская И. Ф. Задержка психического развития.— М., 1995.
  7. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст.- М., 1997.
  8. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец. Психологическое взаимодействие - СПб.: СПБГУ, 1999.
  9. Бочанцева Л. И. Антисоциальные подростки с затруднённым общением
  10. как объект научного исследования // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 44–51.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Социально-педагогическое сопровождение детей и подростков с отклонением в поведении.

Отклоняющимся  поведением принято на­зывать социальноеповедение, не соответствующее устано­вившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.).  Под отклонениями в поведении детей и подростков ...

Психологическая поддержка детей и подростков с отклонениями в поведении

Отклоняющееся поведение, трудный ребенок, девиация – эти слова становятся, к сожалению, все более употребительными в последнее время. Сталкиваясь с проявлениями отклоняющего поведения, мы нередко возм...

«Терапия киноискусством в профилактике отклонений в поведении подростков».

Кино - это удивительный мир. С самого своего появления оно будоражит, восхищает и вдохновляет людей со всего мира. Кино – это искусство, демонстрирующее нам настоящую жизнь со всех, порой даже не очен...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ

В настоящее время термины «правовое просвещение» и «правовое воспитание» анализируются в работах многих ученых. Авторы данных работ под правовым воспитанием понимают организова...