Проблемы логопедической помощи учащихся с ОВЗ.
статья по психологии

Речевое развитие таких детей характеризуется наличием  аграмматизмов, недостатков звукопроизношения, слоговой структуры. Дети имеют ограниченный словарный запас. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, ограниченное употребление прилагательных, недоразвитие фонематического восприятия, отсутствие навыков фонематического анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_logopedicheskoy_pomoshchi_uchashchihsya_s_ovz.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы логопедической помощи учащихся с ОВЗ.

       Обучение детей с ОВЗ является наиболее важным направлением современной специальной коррекционной педагогики.

Это дети с разной степенью интеллектуальной недостаточности, часто осложненной физическими недостатками различного генеза, а также дети с расстройством аутистического спектра.  У многих детей в анамнезе – детский церебральный паралич, нарушение двигательной функции, синдром Дауна, эписиндром, органическое поражение мозга. Комплексный характер нарушений, их сочетанность и неоднородность обуславливают большое разнообразие проявлений психики детей и, следовательно, невозможность проведения коррекционно-развивающей работы в рамках общепринятых привычных организационных форм обучения. Количество учащихся, испытывающих трудности в усвоении общеобразовательных программ, растет. В  школу все чаще поступают дети с ЗПР. Учитывая специфику развития речи детей с задержкой психического развития, логопедическая помощь оказывается поэтапно и комплексно.

Логопедическое обследование проводится в начале, середине и в  конце учебного года. В  начале учебного года составляется перспективное планирование на год, где учитывается год обучения детей, и уровень сформированности речи. Опыт работы показывает, что нельзя привязывать тематическое планирование к определённым срокам. Замечено, что учащиеся в некоторых случаях требуют длительного усвоения, закрепления определённой темы, это  приводит к неоднократному возвращению и повторению. В первый год обучения проводятся индивидуальные логопедические занятия два раза в неделю по 20 минут. В последующем формируются подгуппы, при этом учитывается  характер и выраженность речевых нарушений. При проведении занятий учитывается психоэмоциональный настрой учащихся.

         Нарушения речи у учащихся с ОВЗ отрицательно влияют на всю психическую деятельность, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов, то есть имеются существенные препятствия в формировании личности, социальной адаптации детей.

Речевое развитие таких детей характеризуется наличием  аграмматизмов, недостатков звукопроизношения, слоговой структуры. Дети имеют ограниченный словарный запас. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, ограниченное употребление прилагательных, недоразвитие фонематического восприятия, отсутствие навыков фонематического анализа и синтеза. Недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий. Степень сформированности навыка чтения у детей может быть различной, но  практически во всех случаях наблюдаются  характерные ошибки. К числу наиболее специфических ошибок можно отнести замену одних букв другими. В основном заменяются буквы, соответствующие звуки которых либо совсем не произносятся детьми, либо произносятся неправильно. Однако заменяются и буквы, которые обозначают правильно произносимые звуки. В этом случае ошибки могут иметь неустойчивый характер, при одних обстоятельствах буквы заменяются, при других — читаются правильно. Наряду с буквами заменяются целые слоги. Также наблюдаются пропуски или добавления букв, перестановки, неправильное окончание слов.

Чтение детей  характеризуется также замедленным темпом, так как они часто застревают на чтении отдельных слов, часто возвращаются к повторному чтению отдельных букв, отдельных частей слова или целого слова, для того чтобы правильно соотнести букву с соответствующим звуком или осмыслить читаемое.

Работа с детьми.

В логопедической работе с детьми, имеющими задержку психического развития, учитываются закономерности развития детской речи в онтогенезе.  Коррекционно-логопедическая работа строится в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Поэтапное структурирование осуществляется по спирали, на каждом следующем этапе задачи усложняются. Период пребывания на том или ином этапе обучения может быть различным в зависимости от тяжести нарушений в интеллектуальной и речевой сферах: одни дети могут усваивать материал быстрее, другие медленнее. Материал тематических разделов закрепляется в различных видах деятельности (игровой, предметно-практической, элементарной учебной). Работа направлена на стимулирование речевой функции, речевого общения (особого вида деятельности), на формирование и усвоение средств общения - вербальных и невербальных (визуальных речевых кодов: жестомимики, пиктографии), и, следовательно, и на совершенствование функций и процессов высшей нервной деятельности, интеллекта.

    Развитие импрессивной речи.

Основная задача заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Работа над формированием словаря осуществляется путем рассматривания тематических картинок, обыгрывании различных действий, происходящих на них, описании предметов и др.

Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам и близкие ему люди.

Развитие экспрессивной речи.

Одно из главных условий логопедической работы – проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи. Желательно как можно раньше знакомить обучающихся с составом слов, научить их практически ориентироваться в способах словообразования. Целесообразно использовать сочетания различных приемов работы над смысловой стороной слова.

Формирование грамматического строя речи.

Дети обучаются выражать связь между словами с помощью окончаний с правильным их оформлением. С помощью вопросов логопед исправляет порядок слов в предложении, следит за тем, чтобы ребенок не опускал глагола и употреблял его в нужной форме, согласуя в числе и лице с существительным.

Употребление предложно-падежных конструкций.

Формирование звукопроизношения, слоговой структуры слова.

Работа над развитием просодической стороны речи включает в себя развитие дыхания, преодоление твердой атаки гласных, передача основных видов интонации.

Усложняя работу над слоговой структурой слов, в отрабатываемые слова вводится стечения согласных звуков. Вводятся специальные артикуляционные упражнения для постановки звуков.

Формирование, коррекция звукопроизношения осуществляется по обычной для всех детей схеме: постановка звука, автоматизация его в слогах, словах, предложениях, и дифференциация. Этап автоматизации звука у детей с нарушениями интеллекта занимает гораздо больше времени, чем у их нормально развивающихся сверстников. Не во всех случаях удаётся достигнуть правильного звукопроизношения, трудности возникают и при автоматизации звука в словах.

Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью пальчиковых игр, упражнений, массажа, самомассажа ладоней и др.

Формирование связной речи.

Начинается работа с составления предложений по демонстрируемым действиям.

Составление рассказа-описания по опорным вопросам к картинке; по предмету.

Пересказ небольшого текста с опорой на предметы и предметные картинки.

Пересказ короткой сказки по ролям.

Рассматривание серии сюжетных картин, установление их последовательности и составление рассказа с помощью вопросов логопеда.

Выбор лексической темы занятия определяется имеющимся тематическим планом, который составляет в начале учебного года учитель-логопед.

Хочется отметить снижение усвояемости при психофизиологическом созревании (13 — 14 лет). У учащихся наблюдается: нарушение поведения, снижение памяти, повышенная возбудимость, эмоциональная расторможенность, повышенная утомляемость.

Таким образом, систематическая, целенаправленная работа по развитию речи оказывает благотворное влияние на развитие мышления, а именно таких его операций, как обобщение, анализ, синтез, что в свою очередь способствует активизации познавательных процессов в целом.

Осуществляя логопедическую помощь, работая над формированием всех сторон речи, соблюдая принцип «от простого к сложному», позволяет достичь, в основном, положительной динамики в речевом развитии детей с О

В некоторых случаях логопедическая помощь оказывается эффективной только тогда, когда она сочетается со специальным медикаментозным лечением, различными физиопроцедурами, стимулирующими созревание ЦНС.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация логопедической помощи детям в специальной (коррекционной) школе 8 вида

Система логопедической помощи ребенку в специальной (коррекционной) школе 8 вида подразумевает совместную работу учителя-логопеда, воспитателя группы продленного дня, учителя начальных классов (или кл...

Логопедическая помощь детям раннего возраста

    В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами, особенно это проявляется у детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому важно выявить неблагополучно...

Организация работы с учащимися, нуждающимися в логопедической помощи

В статье описывается работа школьного логопункта и система работы с родителями детей-логопатов...

Представление опыта работы на тему «Использование игрового материала «Замок звуков и букв» для логопедической помощи школьникам с нарушениями звукопроизношения, чтения и письма»

Оригинальная серия  практических упражнений и дидактических игр, игр-соревнований, игровых заданий являются еще одной попыткой решения задач своевременной логопедической помощи школьникам с наруш...

Адаптированная рабочая программа по оказанию логопедической помощи детям старшего дошкольного возраста "Я говорю красиво!".

ППредставленная «Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ «Детский сад № 31», (далее «Программа») предназначена для работы ...

Статья "Организация логопедической помощи для учащихся с ОВЗ (проблемами в интеллектуальном развитии)."

    В  начале учебного года состаляется перспективное планирование на год,  где учитывается год обучения детей, и уровень сформированности речи.        О...