Программа индивидуального психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ
рабочая программа по психологии (5 класс)

Данна программа создана для ребёнка с ОВЗ (вариант 9.1) учащегося 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа74 КБ

Предварительный просмотр:

     Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

     Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;

2) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;

4) психологическое обеспечение образовательных программ;

5) обеспечение адаптации к школе;

6) развитие учебной и познавательной мотивации;

7) развитие самостоятельности и самоорганизации.

     Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

      Основные направления психологического сопровождения:

1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение уровня психологической адаптации к учебному процессу и особенностей развития обучающегося; диагностика и развитие познавательной сферы, эмоционально-личностной и коммуникативной сферы; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими.

2. Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии обучающегося; по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС.

3. Информационно-просветительская работа педагогов и родителей.

4. Групповые и индивидуальные консультации с педагогами.

5. Коррекционно-развивающая работа, направленная устранение временных трудности трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения обучающегося.

 6.Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС НОО, планирование работы на следующий год

     Адресат данной программы: А.

     Выписка из коллегиального заключения ПМПК (протокол №92 от 02.09.2016): является ребёнком с ОВЗ. Рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения Вариант 9.1.

     Характеристика данного ребенка

У А. эмоциональный фон положительно окрашен. При обследовании в комфортных  условиях и в процессе целенаправленного обучения, идет на сотрудничество  с  взрослы-ми. Учебно-познавательная мотивация развита слабо Ограничен объём знаний об окру-жающем мире.                                                                                      

Уровень сформированности психических процессов не соответствует возрастной норме:                                                                                                                                       - восприятие недостаточно дифференцировано, замедленное, характерна узость объема восприятия,  нарушена избирательность восприятия, оно недостаточно активно.  Снижено зрительное восприятие, нарушены пространственно-временные  представления;                                                               - внимание ниже возрастной нормы, характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью, низким объемом внимания.

- память механическая, объём памяти заниженный. Объём слухоречевой памяти в результате неоднократного повторения снижен (методика «10 слов»:1, 4, 3, 5, отсроченное воспроизведение – 3 слова). Слабо развита опосредованная, смысловая память;                                                                                                      - моторика недоразвита в целом. Затрудняется выполнять движения по словесной инструкции или в воображаемой ситуации.                                                                                                    - мышление. Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны. Проявляется слабость регулирующей функции мышления, некритичность мышления. Характеризуется низким уровнем абстрактного мышления.  Слабость логического мышления проявляется в низком уровне развития обобщения и сравнения предметов и явлений по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор.

     Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается родителями. А. единственный ребёнок в семье. Для него созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка,  жилищно-бытовые условия семьи – хорошие.

Таблица 1.

Основные этапы процесса психологического сопровождения

Этап

Содержание

Сроки

Диагнос-тический

-диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;

сентябрь 2019г. – октябрь 2019 г.

Реализа-ции програм-мы

-реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;

-оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждение);

-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

- коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

-проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

-разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей;

сентябрь 2019 г.-май

2020г.

Анализа и коррек-ции

-проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы

май 2020г.

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

- Дискуссия, обсуждение, беседа;

- Наблюдение;

- Анкетирование, опрос;

- Консультирование;

- Методы групповой и индивидуальной работы;

- Проективные методы;

- Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.

     Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.

     Коррекционно-развивающие занятия реализуются через внеурочную деятельность. Периодичность:1 час в неделю, 34 часа в год. Материал каждого занятия рассчитан на 30 минут.

Критерии оценки эффективности программы:
- повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;

- повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);

- развитие личности учащегося;

- повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

- социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;

Прогнозируемый результат:

- восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;

- коррекция несформированных психических функций;

- успешная адаптация к школьному обучению;

- развитие познавательной и учебной мотивации;

- развитие познавательных процессов;

- развитие самостоятельности и самоорганизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ «Мы вместе» в рамках ФГОС»

    В  связи с ежегодным увеличением численности обучающихся, имеющих трудности в усвоении общеобразовательной программы и в рамках  ФГОС возникла  необходимость разраб...

Программа психолого – педагогического сопровождения ребёнка инвалида

Содержание индивидуальной образовательной программы---------------8-15    5.1. Содержание учебных программ, соответствующих индивидуальному учебному плану.    5.2.Учебный...

Лист индивидуального психологического сопровождения

В материале представлен "Лист индивидуального психологического сопровождения", отражающий динамику развития обучающегося за учебный год....

Карта индивидуального психологического сопровождения учащегося

Карта индивидуального психологического сопровождения учащегося...

Согласие родителей (опекунов) на психологическое сопровождение ребёнка

Согласие родителей (опекунов) на психологическое сопровождение ребёнка   Я, __________________________________________________________согласен (согласна)  ...