Отчет педагога - психолога
материал по психологии
В материале представлен отчет педагога - психолога о проделанной работе за учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet-psiholog-20.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет о результатах профессиональной педагогической деятельности педагога - психолога Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Берёзовская средняя общеобразовательная школа №3»
Тельных Ольги Викторовны.
2019-2020гг.
В 2009 году окончила СФУ ЛПИ по специальности педагог - психолог. Педагогический стаж -23 года, стаж работы по специальности в данном учреждении – 6 лет на 0,5 ставки совместителем.
Требования ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы, направленные на создание «комфортной развивающей образовательной среды, гарантирующей укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся». Согласно этим требованиям, целью моей деятельности как педагога-психолога является содействие совместно с педагогическим коллективом школы созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Данную цель реализую через решение следующих задач:
- психологический анализ социальной ситуации развития в образовательной организации, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата;
- мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;
- содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы;
- разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии учащихся, воспитанников;
- содействие формированию у учащихся универсальных учебных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;
- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании учащихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогических работников, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием;
- распространение и внедрение в практику достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
- взаимодействие с подразделениями МБОУ БСОШ № 3 (психолого-медико-педагогический консилиум, Совет профилактики и др.), с образовательными организациями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.
Для реализации этих задач разработала и успешно апробирую специальные программы для детей с различными нарушениями и для сопровождения обучающихся в образовательном процессе:
- Рабочая развивающая программа «Психологическое сопровождение первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению» (выполнена на основе программы «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе. Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2012г.). В ходе работы по данной программе на начальном этапе выявляю учащиеся, испытывающие определенные трудности в обучении и принятии социально приемлемых норм поведения. Развивающие занятия в рамках данной программы позволяют детям с дезадаптацией и низкой адаптацией к школьному обучению быстрее вовлечься в образовательный процесс и принять новую социальную позицию, снизить тревожность. Занятия проводятся со всем классным коллективом, в игровой форме, с использование частой сменой деятельности, включают в себя элементы игр и упражнений на сплочение коллектива, на принятие каждого её члена, на повышение самооценки и рейтинга отдельных обучающихся. Данная работа зарекомендовала себя как эффективная в достижении цели адаптации первоклассников к школьному обучению, поскольку её налаженный с годами механизм позволяет мне комплексно определить и консолидировано отреагировать на имеющиеся проблемы, а также создать благоприятные условия адаптации не только обучающихся, но и родителей и педагогов.
- Рабочая развивающая программа Психологическое развитие младших школьников с тяжелыми нарушениями речи для 1г, 2г, 3г, 4г классов;
- Рабочая программа Коррекционно – развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие РАС 1-4 классы;
-Рабочая общеразвивающая программа адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене«Школа безопасного взросления» 5 класс;
- Программа мониторинга УУД в начальной школе.
Работая по данным программам, применяю современные образовательные технологии, приемы, методы:
- здоровьесберегающие технологии. С целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся на всех этапах обучения и развития, формирования необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Мною используются приемы: смена видов деятельности, кинестетические упражнения, коммуникативные игры, игры – пластические импровизации.
- коррекционные технологии. С целью обеспечения и создания эффективных условий обучений для учащихся с ОВЗ и имеющих трудности в обучении и социализации. Применяю комплекс методов, форм и приемов коррекции, направленных на исправление отклонений и нарушений в развитии обучающихся (технология обследования, уровневая дифференциация и индивидуализация , моделирования);
- информационно-коммуникационные технологии дают возможностьсоставлять мультимедийные презентаций к занятиям и мероприятиям, с целью развития познавательной активности учащихся, активизации их образовательной деятельности, преодоление уже имеющихся и предупреждение новых отклонений в развитии. В своей работе я использую следующие компьютерные технологии: обучающие и развивающие игры, диагностические методики, демонстрация наглядного материала.
- личностно – ориентированные технологии, которые ставят в центр всей системы образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и образовательном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов (игры в группах, парах, индивидуальные формы работы).
Свою деятельность строю по следующим ключевым направлениям:
- аналитико – диагностическое. Диагностическую работу педагога направляю на отслеживание и выявление особенностей психологического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровню развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных умений возрастным ориентирам и требованиям общества. Психодиагностические данные использую: для составления социально-психологического портрета школьника (описания его школьного статуса) для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии для выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения. Анализ результатов предоставляю в виде информации классным руководителям, родителям, педагогам-предметникам, администрации школы, на ПМПК (в зависимости от причины и цели обследования) для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе. Для исследования познавательной сферы обучающегося использую диагностические комплекты: Семаго, Векслера, для диагностики других сторон личности и коллектива использую широкий спектр методик как механической, так и автоматической обработки результатов.
В годовом цикле моей работы запланированы диагностический мероприятия:
месяц | методики | возраст |
Сентябрь- октябрь | Тест самооценки «Лестница» Оценка уровня школьной мотивации Н.Г. Лоскуновой | 1 класс |
Социометрия Оценка уровня школьной мотивации Н.Г. Лоскуновой Тест школьной тревожности Филлипса | 5 класс | |
В течение уч. года | Тест Векслера Комплект Семаго Диагностика по запрашиваемой категории в рамках компетенции специалиста | 1-11, по запросу |
апрель | Мониторинг УУД, анализ результатов | 1-4 классы |
- коррекционно – развивающее. Развивающаяработа направлена на развитие не только познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ, а и личности учащегося в целом; развитие творческого и критического мышления учащихся; развитие субъектной позиции (в т. ч. обучение способам саморегуляции психического состояния и развития эмоционально-волевой сферы), на возрастное психофизическое развитие (например, сопровождение поло-ролевой идентификации у подростков), на сохранение психологического здоровья, формирование мотивации к здоровому образу жизни, развитие способностей бесконфликтного поведения, навыков выхода из конфликта, навыков толерантного поведения и диалога, развитие навыков безопасного поведения и противодействия насилию и жестокому обращению, развитие гражданско – патриотических ценностей и многое др. Результатом такой деятельности является растущий интерес учащихся к организованной работе, снижение показателей конфликтности в группах. Коррекционная деятельность оформлена коррекционными программами по отдельным нозальным группам в соответствии с рекомендациями школьного и районного ПМПК, направлена на коррекцию познавательных процессов у отдельных групп детей: учащиеся с ОВЗ, неуспевающих, с педагогической запущенностью, психологически не готовых к обучению и др., на коррекцию личностной сферы или отдельных личностных особенностей (для агрессивных детей, неуверенных в себе, дезадаптированных, для детей и подростков с неразвитыми коммуникативными навыками и др.), на коррекцию девиантного поведения, эмоциональной сферы (для тревожных детей, детей со страхами и неврозами и др.). занятия проводятся 1 раз в неделю. Качественные изменения в показателях развития обучающихся категории ОВЗ фиксирую в картах сопровождения.
- консультационно – просветительское. Консультационно-просветительская деятельность с педагогами осуществляю в виде индивидуальных и групповых бесед, выступлений, подбора литературы. Основная цель просветительской работы − знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Психологическое просвещение учителей направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся. Темы такой работы разнообразные. Результат оформляю в лист рекомендаций. Разработанные мною и удачные находки я размещаю на своем сайте и собраны в папке, которая находится в учительской школы для общего доступа. В рамках реализации используемых в работе программ мною проводятся консультации и просветительские беседы с родителями на родительских собраниях в дни открытых дверей школы. Результатом такой работы я считаю показатель возрастания индивидуальных обращений родителей по различным вопросам воспитания, обучения и развития своего ребенка и пребывания его в группе сверстников. Просветительская работа с обучающимися в основном провожу в рамках реализации разработанных программ. Индивидуальные консультации обычно выполняю по запросу обучающегося или его родителя. Темы таких консультаций: межличностные отношение, понимание и принятие себя, тревожное состояние перед экзаменами. Количество индивидуальных обращений учащихся в год примерно одинаковое, возраст – подростковый.
Темы родительских собраний: «Стиль воспитания и его влияние на личность ребенка», «Буллинг в детской среде», «Самостоятельность и ответственность в ребенке. Как воспитать?», «Агрессия: как распознать, как предотвратить, как нейтрализовать», «Компьютерная зависимость: решаем проблему самостоятельно», «Встречаем подростковый возраст» - для родителей учащихся разных возрастов (по запросу), «Готовность к школьному обучению» - для родителей будущих первоклассников, «Суицид. Что надо знать» - для педагогов.
- организационно – профилактическое. Данное направление работы осуществляю через руководство методическим объединением службы сопровождения школы, участие в проблемных группах педагогов по работе службы сопровождения в школе,мониторинг формирования универсальных учебных действий в начальной школе, средствами анализа учебных ситуаций (с помощью методов экспертных оценок, карт наблюдения), тестовых заданий и другими современными методами. Принимаю участие в работе школьного психолого-педагогического консилиума. Вхожу в группу специалистов консультационного центра школы. Также, за период дистанционного обучения мною были организованы группы для педагогов, родителей и обучающихся на платформе Дневник.ру с целью открытого взаимодействия педагогов – психологов со всеми участниками образовательного процесса. В данных группах размещала информацию на актуальные темы: «Учись распоряжаться своим временем правильно», «Тайм менеджмент для старшеклассников», размещала файлы с рекомендациями, отвечала на вопросы и вступала в переписку по запросу, консультируя и проводя профилактические беседы с детьми, родителями и педагогами.
Педагог – психолог: Тельных О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет педагога-психолога
Цель: показать динамику уровня сплоченности классного коллектива....
Аналитический отчет педагога-психолога МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» о проделанной работе за 2011-2012 учебный год
Представлены материалы работы по основным направлениям психологической деятельности...
Аналитический отчет педагога-психолога
Аналитический отчет психолога школы за год....
Аналитический отчет педагога-психолога.
Аналитический отчет педагога-психолога по окончании учебного года....
Аналитический отчет педагога-психолога ГБОУ ЦДТ «Свиблово» Кузнецовой М.В. 2013-2014 уч. г.
Аналитический отчет психологической службы2013-2014 учебного года.В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и долж...
Отчет педагога-психолога МБОУ СОШ№69 по организации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необхо...
Аналитическая справка-отчет педагога-психолога по результатам диагностики учащихся 4 классов в рамках внедрения ФГОС
В статье даётся отчёт о том, какие методы диагностики были использованы школьным психологом в ходе исследования, а также о том, какие результаты были получены....