Деловая игра «Чемодан лидера» (психологические аспекты личности вожатого)
методическая разработка по психологии
Вожатый – это лидер, организатор! Но не распорядитель-функционер!
Вожатый – это наставник, педагог, воспитатель. Но не надзиратель за детьми!
Вожатый - это старший друг и старший брат! (но не ровня! без панибратства!)
Вожатый - это артист и режиссер (но не единственная суперзвезда!)
Вожатый - это Мама и папа в одном лице! (но не нянька!)
Вожатый – это творческая и яркая личность!
Вожатый – это батарейка оптимизма и хорошего настроения!
Вожатый – это целый мир! И интересная профессия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_chemodan_lidera_dlya_st._vozhatyh_oo_goroda.docx | 37.64 КБ |
delovaya_igra.pptx | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра «Чемодан лидера»
(психологические аспекты личности вожатого)
Гусева Светлана Александровна,
педагог-психолог МБУ ДО ЦРТДиЮ им. А. Гайдара,
20 января 2021 г., ГМО старших вожатых ОО города
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то –
Такая, брат, у нас с тобой работа.
Здравствуйте! Вы все работаете старшими вожатыми в общеобразовательных школах. Работа интересная, увлекательная и очень ответственная.
Упражнение «Имя»
Для знакомства назовите, пожалуйста, свое имя, а также на первую букву своего имени придумайте характеристику - «я какой?» (Светлана – спокойная, Ольга — оптимистичная, Иван — ироничный, Марина — мирная и др.)
А теперь стоя напишите своё имя носом в воздухе. Да, именно так: представьте, что у вас вместо носа карандаш, и напишите своё имя - букву за буквой, двигая головой и шеей как можно свободнее. Пусть буквы будут как можно больше, двигайтесь всем телом. Смеяться отнюдь не запрещается. Смех – лучшее лекарство от стресса.
Упражнение вызывает большой эмоциональный подъем, снимает усталость, настраивает на сплочение и на предстоящую работу.
Упражнение «Изменение»
Часто встречаются люди, которые не осознают, в чем их собственная сила. Н.Энкельманн и я предлагаю сейчас закончить предложения: «Если бы я была едой, то была бы…», «Если бы я была музыкой, то была бы…», «Если бы я была явлением природы, то была бы…», «Если бы я была книгой, то была бы…», «Если бы я была растением, то была бы…», «Если бы я была животным, то была бы…».
Рефлексия: что вы чувствовали, когда ассоциировали себя с различными предметами?
Обсуждение: это упражнение позволяет узнать скрытые черты характера участников упражнения.
(на слайде)
Вожатый – это лидер, организатор! Но не распорядитель-функционер!
Вожатый – это наставник, педагог, воспитатель. Но не надзиратель за детьми!
Вожатый - это старший друг и старший брат! (но не ровня! без панибратства!)
Вожатый - это артист и режиссер (но не единственная суперзвезда!)
Вожатый - это Мама и папа в одном лице! (но не нянька!)
Вожатый – это творческая и яркая личность!
Вожатый – это батарейка оптимизма и хорошего настроения!
Вожатый – это целый мир! И интересная профессия.
Упражнение «Рисунок идеального вожатого»
Сейчас я предлагаю вам попробовать нарисовать портрет идеального вожатого. Изобразите схематично, можно подписать рисунок, пояснить его.
Кто такой вожатый? Что это за деятельность и профессия такая? Какой он?
Итак, вожатый - …
1. Доброжелательный. Каждому ребенку важно быть уверенным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя «воевать» с детьми, уходить от конфликта вожатому необходимо всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
2. Внимательный и тактичный. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
3. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.
4. Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
5. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным.
6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.
7. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по- своему усмотрению. К этому надо приспособиться.
Представление портретов идеального вожатого…
Как воплотить портрет вожатого? Как стать если не идеальным, то уж точно любимым детьми вожатым? Необходимо в первую очередь позаботиться о собственном имидже. Образ или имидж – это картинка, иконка, образ, который создается целенаправленно.
О чем нужно помнить, работая с имиджем? Сначала ты работаешь на имидж, а потом он работает на тебя!
Есть три важных элемента имиджа: внешность (как вы выглядите + одежда + манеры), стиль общения (грамотность речи, интонация, темп, тембр, сила голоса…), личные особенности и важные качества личности.
Внешний вид. Вожатому всегда необходимо быть аккуратным и опрятным. Дети, особенно старшие, следят за внешним видом вожатых. Ведь никуда не денешься: встречают по одежке. Внешний вид вожатого должен соответствовать тому, что он ожидает от группы.
Стиль общения. Необходимо добиться уважения к себе, как к старшему, но старшему не только по возрасту, а по моральной силе. Нельзя перегибать палку и устанавливать тоталитарный режим. Вариант «я тут самый сильный и умный» проваливается при первом вашем промахе.
Важно не поддаться соблазну пойти по более легкому пути - создание «дешевого авторитета». То есть нельзя допускать панибратского отношения и позволять все на свете под дружное одобрение детей. Такой авторитет «лопнет» за очень короткий срок.
Необходимо установить традиции в общении! Постоянное приветствие или необычная «именная» фраза в типовых ситуациях будет работать только в пользу вожатого. Привычное действие или слово становится брендом, а это придаст уверенность ребятам, так как делает вожатого знакомым, «своим».
Разговорные слова паразиты – забудьте! Умейте разогреть группу веселой игрой.
Личность. Имидж - это набор из самых сильных качеств личности! Если что-то умеешь - петь, играть на гитаре, танцевать, рассказывать фантастические истории - надо показать детям! Определите свои преимущества: вы легко находите общий язык, решаете конфликтные ситуации, готовы выслушать, понять, примчаться на помощь. Вы креативны, можете из мелочей создать праздник, настроение? Используйте свои сильные стороны, и хороший имидж вам обеспечен.
А что же делать, если вы не танцуете, не поете и даже не рисуете? Нереально уметь делать все и сразу (хотя все-таки желательно). По крайней мере, у вас должно быть огромное желание научиться. Неважно как: из книжек, из интернета, у друзей, у старших коллег… Это и будет вашим серьезным шагом на пути к имиджу успешного вожатого! Одно из главных требуемых для хорошего имиджа качеств – уверенность. Будьте уверены в себе.
Вожатый - лидер. Тот, кто готов вдохновить ребят! А чтобы зажечь своих ребят, нужно самому гореть, пылать и просто любить свою работу! Поэтому очень хорошо, когда вожатый несет заряд позитива, всесторонне развит, поет, танцует, рисует, играет на музыкальных инструментах, знает об увлечениях ребят, готов к играм и развлечениям и т. д… Просто всегда и ко всему готов!
Упражнение. Вожатый должен быть интересным человеком. Попробуйте сесть в спокойной обстановке, положите перед собой чистый лист бумаги, подумайте и напишите, чем вы могли бы быть интересным детям. Можно ваши мысли классифицировать по разделам:
- чем интересным я занимался в жизни?
- какие у меня есть способности и таланты?
- за что меня уважают и любят мои друзья?
- о чем увлекательном я могу рассказать?
- чему необычайному я могу научить?
Не тревожьтесь, если бумага перед вами долгое время будет оставаться чистой.
Просто вы, вероятно, редко смотрели на себя под таким углом зрения. Или вам еще не приходилось быть объектом пристального внимания и изучения. Теперь вам предстоит таким стать. Хотите вы того или нет, но к вам будут присматриваться, вас будут оценивать, о вас будут высказывать суждения и умозаключения. Не хотелось бы, чтобы результатом этой оценочной деятельности стали такие детские выводы. «Да ну его, только и умеет командовать», «Она даже шуток не понимает».
Чтобы выдержать проверку на «интересность», нужно подготовиться. И поэтому вспоминайте и выписывайте на листок все, чем вы могли бы быть интересным окружающим. При этом не пытайтесь искать в себе сверх*способности.
Зачитывают записи, обсуждение.
Вожатый – профессия, которой не учат ни в одном ВУЗе, которая в массовом сознании даже не является профессией педагогической, скорее, это некое призвание, состояние. Однако опыт работы позволяет утверждать, что вожатый в первую очередь именно педагог, руководитель коллектива. Более того – вожатый – ключевая фигура в процессе воздействия на ребенка.
Теперь обратимся к профессиональным знаниям, навыкам и умениям, которые основаны на личных качествах вожатого. Личностные качества связаны:
- с развитием эмпатии, т.е. способностью понять внутреннее душевное состояние другого человека, встать на его позицию, разделить его переживания, интересы и заботы. Это умение и способность правильно представлять структуру внутренних побуждений личности ребенка, его особенности, эмоциональное и физическое состояние.
Упражнение «Передать одним словом» (подчеркнуть важность интонаций в процессе общения)
Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Список эмоций (на карточках): радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.
Легко ли вам было выполнять данное упражнение? Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям? В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник? Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?
- с динамизмом личности, т.е. возможностью активного воздействия на детей. Это внутрення энергия, инициатива, гибкость, разнообразие воздействий. Динамизм проявляется в умении уловить изменение ситуации и в связи с этим быстро изменить стратегию и тактику педагогического воздействия.
Упражнение «Хвасталки»
— Я хочу поговорить о ваших успехах. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдётся сфера, в которой вы успешны. Вспомните, пожалуйста, какое-либо достижение, которое произошло за последнее время, при этом не имеет значение, большое оно или маленькое, главное, чтобы это было важно для вас. Подумайте об этом 1-2 минуты.
— Сейчас вам необходимо сообщить о своих достижениях как можно большему количеству людей. Постарайтесь показать, насколько вас это порадовало. Человек, которому вы скажите об успехе, отвечает: «Я рад за тебя!».
Вопросы: легко ли было говорить о своих успехах; узнали ли вы что-то новое о ком-нибудь; легко ли было радоваться вместе с другими; как чувствовали себя, когда говорили о своих достижениях.
Упражнение «Я заслуживаю...»
Счастье редко дается человеку «большим куском». В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих.
Сейчас возьмите ручки и листочки бумаги, запишите фразу «Я заслуживаю...», вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: «Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса», «Я заслуживаю того, чтобы сын выполнил домашнее задание», и т.п. Вспомните не менее пяти событий.
Задание на дом: каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: «Я заслуживаю...» Это необходимо делать в течение трех недель. Чтобы не забыть, напишите эту фразу на листе бумаги и повесьте возле кровати, это будет напоминать вам домашнее задание. Поверьте - это изменит ваше отношение к себе и окружающим.
- с организаторскими способностями, включающие в себя элементы уже названных профессионально значимых качеств личности. В структуру организаторских способностей входят: организаторское чутье, способность к эмоциональному волевому воздействию, склонность к организаторской деятельности.
Упражнение «Применение предметов» (развитие творческого интеллекта)
За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка (скрепка для бумаг, зубная щетка, карандаш, спичка... и т.д.) и запишите их.
Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам? О чем заставило задуматься это упражнение?
Вожатому должны быть присуще качества лидера, способность к творческой деятельности - от создания вместе с ребятами КТД до педагогической импровизации.
Успешный вожатый – это зрелый, талантливый, саморазвивающийся, творческий человек!
Игра «Чемодан лидера» (о взаимоотношении с окружающими) (на слайде)
Кто же такой лидер? Лидер — ведущий, первый, идущий впереди, признанным авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия).
Что такое лидерство? Лидерство — это способность и воля вести окружающих к единой цели, а также характер, который внушает доверие).
Среди умений организаторской техники важное место занимают мимика, жесты, техника речи. Этот комплекс поможет освоить эти умения.
Упражнение 1. Прочитайте любой текст, хотя бы прогноз погоды, шепотом, с максимальной громкостью, как - будто вы замерзли, как- будто во рту горячая каша.
Упражнение 2. То же самое, в сочетании со всем перечисленным, но как бы прочитал инопланетянин, человек, только что научившийся говорить, робот, пятилетний ребенок, как- будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны объяснить, как важно стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет, как- будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности не будет.
Упражнение 3. Не сходя со стула, посидите так, как сидит: председатель Государственной Думы, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник па скамье подсудимых. Импровизируйте.
Упражнение 4. Изобразите: как ходит младенец, лев, артист балета, французский король, индийский вождь.
Упражнение 5. Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, влюбленный юноша своей девушке, волк зайцу.
Упражнение 6. Нахмурьтесь, как король Лир, ребенок, у которого отняли игрушку, Наполеон, человек, желающий скрыть улыбку, рассерженный попугай.
Зачем эти упражнения? Чтобы «побыть всевозможным», потренировать, урегулировать свое внутреннее состояние, научиться управлять им. Внимание и воображение помогут создать внутренние «копилки» интонаций, движений, жестов, способов проявления чувств, демонстрации мыслей, так необходимых лидеру в процессе его воздействия па людей.
Упражнение «Чемодан»
Один из участников выходит из комнаты, остальные начинают «собирать ему в дальнюю дорогу чемодан». В этот чемодан складывается то, что, по мнению группы, поможет их товарищу быть уверенным в общении с людьми, те качества, которые группа ценит в этом человеке. Но обязательно отъезжающему напоминают о том, что будет мешать ему в дороге, т. е. его отрицательные качества. Нужно выбрать секретаря, который на листе бумаги будет записывать для каждого участника все положительные и отрицательные качества, названные группой. Мнение того или иного члена группы должно быть поддержано большинством. В лист «отъезжающего» нужно записать не менее 5-7 положительных и отрицательных качеств. Затем участнику, который выходил из комнаты зачитывается и передается этот список. У него есть право задать любой вопрос. И так до тех пор, пока все члены группы не получат свой чемодан.
Упражнение «Профессиональное будущее» (формирование профессиональной мотивации)
Вы сегодня поделились многим со мной, и мне, в свою очередь, захотелось каждому из вас подарить презент на память
Каждый из вас выберет из всех предметов на картине тот, который понравился больше всего, после чего я дам интерпретацию каждого выбора.
Монета — повышение зарплаты;
Ключик — без труда найдете подход к родителям и детям;
Перо — обобщение опыта;
Бусинка — приобретение новых профессиональных качеств;
Радуга — энтузиазм в профессиональной деятельности;
Конфета — установка на профессиональные перспективы;
Краски — активная профессиональная позиция;
Кристальный цветок — стойкое психологическое здоровье.
Спасибо за работу, мы надеемся, что наша встреча не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении.
Хочется закончить нашу встречу словами Россо Перо (американский миллиардер): «Ведите и вдохновляйте людей. Не пытайтесь управлять и манипулировать людьми. Можно управлять инвентарём, но людей нужно вести».
До свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приветствие Упражнение «Моё имя»
Упражнение «Изменение» «Если бы я была едой, то была бы …» «Если бы я была музыкой, то была бы …» «Если бы я была явлением природы, то была бы …» «Если бы я была книгой, то была бы …» «Если бы я была растением, то была бы …» «Если бы я была животным, то была бы …»
Вожатый – это лидер, организатор! Но не распорядитель-функционер! Вожатый – это наставник, педагог, воспитатель. Но не надзиратель за детьми! Вожатый - это старший друг и старший брат! (но не ровня! без панибратства!) Вожатый - это артист и режиссер (но не единственная суперзвезда!) Вожатый - это Мама и папа в одном лице! (но не нянька!) Вожатый – это творческая и яркая личность! Вожатый – это батарейка оптимизма и хорошего настроения! Вожатый – это целый мир! И интересная профессия.
Вожатый… доброжелательный в нимательный и тактичный требовательный справедливый и скренний и честный б одрый и жизнерадостный т ерпеливый и сдержанный
Как стать если не идеальным, то уж точно любимым детьми вожатым?
Упражнение « Чем я могу бы быть интересным детям?» Можно ваши мысли классифицировать по разделам: чем интересным я занимался в жизни? какие у меня есть способности и таланты? за что меня уважают и любят мои друзья? о чем увлекательном я могу рассказать? чему необычайному я могу научить?
Личностные качества связаны: с развитием эмпатии Упражнение «Передать одним словом»
Личностные качества связаны: с динамизмом личности Упражнения « Хвасталки », «Я заслуживаю…»
Личностные качества связаны: с организаторскими способностями Упражнение «Применение предметов»
ИГРА «ЧЕМОДАН ЛИДЕРА» О ВЗАИМОТНОШЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМИ Упражнение 1. Прочитайте любой текст, хотя бы прогноз погоды, шепотом, с максимальной громкостью, как- будто вы замерзли, как- будто во рту горячая каша. Упражнение 2. То же самое, в сочетании со всем перечисленным, но как бы прочитал инопланетянин, человек, только что научившийся говорить, робот, пятилетний ребенок, как- будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны объяснить, как важно стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет, как- будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности не будет. Упражнение 3 . Не сходя со стула, посидите так, как сидит: председатель Государственной Думы, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник па скамье подсудимых. Импровизируйте. Упражнение 4 . Изобразите: как ходит младенец, лев, артист балета, французский король, индийский вождь. Упражнение 5. Улыбнитесь, как улыбается очень вежливый японец, собака своему хозяину, кот на солнышке, влюбленный юноша своей девушке, волк зайцу. Упражнение 6. Нахмурьтесь, как король Лир, ребенок, у которого отняли игрушку, Наполеон, человек, желающий скрыть улыбку, рассерженный попугай.
Упражнение « Чемодан»
«Профессиональное будущее»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра ЛИДЕР
классный час по выявлению лидеров в классном коллективе...
Деловая игра "Лидер"
Презентация классного часа, направленого на выявение лидеров классного коллектива и содействование его сплочению.Участники: учащиеся одного класса,Классный руководитель,старшеклассники – организа...
Педсовет профессиональный и психологический аспект личности педагога
Взгляд на личность педагога с разных сторон...
Деловая игра "Молодые лидеры России"
Деловая игра «Молодые лидеры России» - попытка смоделировать реальную ситуацию выборов, а значит, возможность обобщить имеющиеся знания и приобрести опыт. Актуальность данной проблем...
Занятие 8. Я-ЛИДЕР! Анализ работы школы лидерства. Чемодан лидера.
Цель: реализация полученных знаний в различных игровых моментах, от теории к практикеЗадачи: научиться применять полученные знания в различных ситуационных игровых моментахОборудование:...
Занятие 9. Я-ЛИДЕР! Анализ работы школы лидерства. Чемодан лидера.
Цель: реализация полученных знаний в различных игровых моментах, от теории к практикеЗадачи: научиться применять полученные знания в различных ситуационных игровых моментахХод занятия: Повод...
Статья "Психологические аспекты личности ученика, учитываемые при изучении дисциплины ОБЖ"
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обобщения учеников в классе. Рассматривается понятие «Ученик, как личность». Подробно описана история развития человеческих качеств...
- Мне нравится (2)