Программа "Учись учиться"
рабочая программа по психологии

Строкова Татьяна Васильевна

Занятия разработаны для обучающихся 1- 4 классов. Занятия по данной программе носит развивающий характер: обучающиеся занимаясь по этой программе учатся запоминать, логически мыслить, управлять вниманием и памятью, организовывать свою учебную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uchis_uchitsya_1-4_klassy.docx57.24 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор

МБОУ БГО ООШ №11

_______________

А.В.Карякина

Согласовано

Зам. директора по УВР

________________

Н.А.Пищугина

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол №_____

от ______________

Руководитель ШМО

________________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Борисоглебского городского округа

 Борисоглебская основная общеобразовательная школа № 11

Программа внеурочной деятельности

«Учись учиться»

1-4 классы.

Педагог-психолог: Строкова Т.В.

                                                 г. Борисоглебск

                 2017

Пояснительная записка.

С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают не стабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли.  Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена в полноценном освоении игровой деятельности. Так в процессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение, внимание, развивается память, произвольность поведения, вырабатываются умения принимать правила, инструкцию, следовать заданному алгоритму, формируются познавательные интересы. В дальнейшем обучении, совместной работе с учителем у школьников, на основе познавательных интересов, формируются потребности в теоретических знаниях, что, в свою очередь, преобразуется в многообразие мотивов учебной деятельности. Сформировавшийся мотивационный компонент готовности к обучению в школе, подкрепляясь развитыми познавательными процессами (память, внимание, воображение) и первичной подготовкой к школе, позволяет младшему школьнику успешно преодолеть период адаптации к школе.

Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт. Данная программа выступает как один из видов психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности учащихся начальных классов.

В современных условиях перехода на новый государственный стандарт в начальной школе одной из важнейших задач становится развитие универсальных учебных умений школьников: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных, организационных. Младший школьный возраст рассматривается как сензитивный период для развития основных познавательных процессов, мотивационной сферы. Занятия курса построены с учетом возрастных особенностей школьников, с опорой на ведущие типы познавательной деятельности и общения. Освоение школьниками универсальных учебных действий в начальной школе становится основным ресурсом адаптации к обучению на последующих ступенях образования, успешности учения, приобретения личностно значимых социальных навыков.

Занятия носят развивающий характер: осваивая данную программу, школьники приобретают умения запоминать, логически мыслить, управлять вниманием и памятью, организовывать свою учебную деятельность – все те качества, которые станут залогом успешного формирования УУД и высокой результативности уровня освоения содержания образовательных предметных программ.

В процессе реализации программы используется актуальный теоретический и деятельностный практический материал, с помощью которого можно будет легко и мастерски сопровождать ребенка в его становлении и комплексном развитии.

 Виды активности на занятиях в значительной степени ориентированы на интересы учащихся, стадию их развития, на которой они в данный момент находятся, а также ситуацию, которая складывается в группе на данный момент. На занятиях используются практические методы обучения: обсуждение, практические упражнения, игры и другие тренинговые виды деятельности.

Программа кружка «Учись учиться», рассчитанная на 4 года обучения начальной, разработана таким образом, что школьники на каждом году обучения получают возможность узнавать новое о психических процессах и явлениях ("Общение", "Память", "Эмоции", "Воображение", "Мышление", "Пространственные представления" и т.д.), углублять свои знания. При рассмотрении психических явлений идет постоянная опора на жизненный опыт детей. Каждая тема, изучение которой начато в 1-й год обучения, в последующем углубляется, наполняется новыми знаниями о том, что изучает психология, как работают наши психические процессы и как использовать свои способности в учебе и общении. Таким образом, школьники постоянно обогащают и развивают свои представления и знания о памяти, мышлении, воображении и т. д., совершенствуют умения использовать свои возможности запоминания, решения задач, свое внимание и воображение в успешном освоении всех школьных предметов. Занятия носят развивающий характер: осваивая знания по психологии, школьники приобретают умения запоминать, логически мыслить, управлять своим вниманием и памятью. Задания и упражнения позволяют школьникам сразу же использовать полученные знания и умения в учебной работе. В увлекательной форме дети познают свои способности и развивают их, закрепляют и углубляют приобретенные умения и навыки запоминания, решения мыслительных задач, концентрации внимания.

На занятиях кружка «Учись учиться» в начальных классах предполагается освоение ряда практически полезных свойств познавательной деятельности, которые будут способствовать развитию общеучебных умений и навыков, навыков и приемов эффективного общения со сверстниками и взрослыми, что является одним из важных условий адаптации к обучению, как в первом классе, так и на этапе перехода в среднюю школу. Программа занятий кружка имеет главную целевую установку: развитие личности учащегося средствами практической психологии.

Личностно-ориентированный подход в программе выступает как система занятий, направленных на адаптацию и развитие учащихся. Формирование практических психологических умений, направленных на успешную адаптацию к жизни и социальной среде, на личностное самопонимание и развитие учащихся, составляет основной акцент программы. Изучаются только те темы, которые представляют непосредственный практический интерес. Большинство занятий проводятся в виде психологических тренингов.

Цель: знакомство с элементарными психологическими понятиями и закономерностями и использование их в дальнейшем для целенаправленного интеллектуального и личностного развития детей.

Основными задачами являются следующие:

– первоначальное знакомство с миром психических явлений для формирования мировоззрения учащихся;

– изучение ощущений и восприятия и развитие соответствующих способностей;

– изучение вопросов внимания, методов и упражнений для его развития;

– изучение памяти, методов и упражнений для ее развития;

– изучение пространственных и временных представлений, методов и упражнений для их развития;

– изучение воображения, методов и упражнений для его развития;

– изучение образного и абстрактного мышления, методов и упражнений для их развития;

– изучение эмоциональных явлений, упражнений на понимание своих эмоций и чувств, а также чувств и состояний других людей;

– изучение проблем общения, упражнений речевого и неречевого общения.

При решении этих задач, при выборе методов и приемов обучения психологии используются основные дидактические принципы.

Принципы обучения младших школьников:

1. Конкретность и образность в обучении – является отражением возрастных особенностей интеллектуального развития ребенка младшего школьного возраста. Психические явления должны рассматриваться на материале конкретных учебных, индивидуальных и социальных ситуаций, с которыми встречается ребенок в повседневной жизни, или простейших психологических опытов. Следование принципу образности может достигаться за счет широкого использования сравнений и метафор для объяснения психических явлений.

2. Закрепление всего изучаемого материала на практических заданиях. Круг психологических знаний и умений, которые должны быть усвоены детьми, небольшой, но все они должны закрепляться на практике и стать важнейшей основой их успешного обучения и психического развития. В связи с этим в программе кружка предусматривается большое количество практических заданий, дидактических игр и упражнений. Их цель, с одной стороны, наглядно-действенное усвоение психологических знаний, а с другой – получение непосредственного опыта их применения для решения практических задач.

3. Систематичность в повторении основных психологических понятий и закономерностей.В соответствии с этим принципом целесообразно не вводить большое количество понятий, но основные из них должны систематически повторяться, закрепляться и изучаться каждый последующий раз в новых аспектах. Например, темы «Память», «Мышление» изучаются в 1, во 2 и 3 классах, но предметом изучения и развития становятся разные их виды, свойства.

4. Ориентированность преподавания на практические цели познания других людей, самопознание и саморазвитие. Изучаемый материал и практические задания способствуют лучшему пониманию младшими школьниками других людей: их психологических особенностей, эмоциональных состояний, помогают детям в практическом усвоении закономерностей восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и их использовании для развития своих интеллектуальных способностей. Изучение эмоциональных состояний направлено на правильное понимание себя и других, на овладение способами саморегуляции.

5. Межпредметные связи при изучении курса «Учись учиться» в начальной школе.Усвоение психологических знаний младшими школьниками должно быть тесно связано с изучением ими других учебных предметов. Связи могут проявляться, с одной стороны, в том, что усвоение знаний и умений по этим предметам может быть более успешным на основе знания психологических закономерностей памяти, мышления, внимания. С другой стороны, практическое усвоение этих закономерностей, умений владения своими познавательными процессами должно закрепляться на материале повседневной учебной деятельности.

6. Широкое использование игровых форм и методов.Формирование учебной деятельности младших школьников происходит в значительной степени на основе игровой. Игра долго остается очень привлекательной для них, поскольку произвольное внимание младших школьников слабое и это не позволяет им длительное время удерживать его на учебной деятельности. Все это убеждает учителей широко использовать игры или игровые задания.

Содержание программы

  1. год обучения

Тема

Количество часов

1.

Что изучает психология?

1

2.

Уроки общения.

6

3.

Мышление.

3

4.

Восприятие

3

5.

Память.

4

6.

итого

17

    2 год обучения.

Тема

Количество часов

1.

Что изучает психология?

1

2.

Внимание.

5

3.

Память – запоминание сложных образов

5

4.

Пространственные представления.

3

5.

Мышление

3

6.

итого

17

  1. год обучения

Тема

Количество часов

1.

Что изучает психология?

1

2.

Воображение

3

3.

Абстрактное мышление.

13

4.

итого

17

  1. год обучения

Тема

Количество часов

1.

Что изучает психология?

1

2.

Внимание.

3

3.

Общение

8

4.

Мышление

2

5.

Игровой практикум.

3

6.

итого

17

Место предмета в учебном плане

Программа кружка для учащихся начальных классов рассчитана на 17 часа (1 час в неделю) в первый год ,во второй, третий и четвёртый годы обучения.

Личностные, метапредметные результаты освоения программы

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированость универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.

Планируемые результаты

1 год обучения

Универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в ходе работы (далее указываются основные из них):

1. Личностные УУД:

  • принятие социальной роли ученика;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • овладение начальными навыками адаптации в социуме.

2. Регулятивные УУД:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого характера.

3. Познавательные УУД:

  • овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей; овладение приёмами развития памяти, восприятия.

4. Коммуникативные УУД:

  • задавать вопросы;
  • излагать свое мнение и оценку событий;
  • признавать возможность существования различных точек зрения;
  • знакомиться, присоединяться к группе;
  • благодарить;
  • выразить свои теплые чувства к другому;
  • принимать комплименты;
  • извиняться;
  • предложить помощь другу, проявить заботу;
  • просить помощи;
  • справляться со своими эмоциями;
  • соблюдать правила игры;
  • слушать и слышать собеседника;
  • осознавать свои чувства и выражать их;
  • договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • находить «нравится» в «нужно»;
  • доводить задание до конца.

Планируемые результаты

2 год обучения

Универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в ходе работы (далее указываются основные из них):

1. Личностные УУД:

  • принятие социальной роли ученика;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • овладение начальными навыками адаптации в социуме.

2. Регулятивные УУД:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого характера.

3. Познавательные УУД:

  • овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей; овладение мыслительными операциями анализа и синтеза; устанавливать признаки временной последовательности; владеть приёмами и правилами, способствующими самоорганизации внимания; приёмами запоминания сложных образов.

4. Коммуникативные УУД:

  • задавать вопросы;
  • излагать свое мнение и оценку событий;
  • признавать возможность существования различных точек зрения;
  • знакомиться, присоединяться к группе;
  • выразить свои теплые чувства к другому;
  • принимать комплименты;
  • извиняться;
  • предложить помощь другу, проявить заботу;
  • справляться со своими эмоциями;
  • соблюдать правила игры;
  • слушать и слышать собеседника;
  • осознавать свои чувства и выражать их;
  • договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • доводить задание до конца.

Планируемые результаты

3 год обучения

Универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в ходе работы (далее указываются основные из них):

1. Личностные УУД:

  • принятие социальной роли ученика;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • овладение начальными навыками адаптации в социуме.

2. Регулятивные УУД:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого характера.

3. Познавательные УУД:

  • создавать новые образы с помощью анализа и синтеза, оживления, акцентирования; овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей; составлять определения; определять и составлять умозаключения и закономерности.

4.Коммуникативные УУД:

  • задавать вопросы;
  • излагать свое мнение и оценку событий;
  • признавать возможность существования различных точек зрения;
  • знакомиться, присоединяться к группе;
  • выразить свои теплые чувства к другому;
  • предложить помощь другу, проявить заботу;
  • просить помощи;
  • справляться со своими эмоциями;
  • соблюдать правила игры;
  • слушать и слышать собеседника;
  • осознавать свои чувства и выражать их;
  • договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • доводить задание до конца.

Планируемые результаты

4 год обучения

Универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в ходе работы (далее указываются основные из них):

1. Личностные УУД:

  • принятие социальной роли ученика;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • овладение начальными навыками адаптации в социуме.

2. Регулятивные УУД:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого характера;
  • овладение способами регуляции своего состояния;

3. Познавательные УУД:

  • овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей; знать виды и свойства внимания.

4. Коммуникативные УУД:

  • излагать свое мнение и оценку событий;
  • признавать возможность существования различных точек зрения;
  • знакомиться, присоединяться к группе;
  • принимать комплименты;
  • владеть способами обращения к знакомым и незнакомым людям;
  • предложить помощь другу, проявить заботу;
  • уметь общаться с окружающими людьми;
  • справляться со своими эмоциями;
  • соблюдать правила игры;
  • слушать и слышать собеседника;
  • осознавать свои чувства и выражать их;
  • договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • доводить задание до конца.

Виды используемых методических средств:

  • ролевые игры;
  • психогимнастические игры;
  • эмоционально-символические методы;
  • дискуссионные игры;
  • релаксационные методы;
  • рисуночные методы;
  • когнитивные методы;
  • метод направленного воображения.

Материально - техническое обеспечение образовательного процесса

Оборудование для мультимедийных демонстраций:

  1. компьютер,
  2. интерактивная доска,
  3. мультимедийный проектор,
  4. принтер,
  5. сканер,
  6. ксерокс,
  7. колонки,
  8. DVD-проигрыватель

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

1-й год обучения

Тема.

Цель занятия. Развиваемые психологические процессы.

Количество часов

1

Что изучает психология?

Раскрыть понятие психология. Выполнение словесных поручений. Самоконтроль.

1

2

Способы человеческого общения.

Познакомить со способами человеческого общения: речевым, мимикой и жестами. Выполнение словесных указаний

1

3

Внимание и наблюдательность по отношению к окружающим людям.

Научить, как при помощи наблюдений распознавать состояние человека. Научить слушать собеседника. Слуховое восприятие. Внимание.

1

4

Эмоции. Виды эмоций.

Раскрыть понятие «эмоции». Зрительное восприятие.

1

5

«Волшебные слова», вежливое отношение к людям

Познакомить с группами слов вежливого обращения. Слуховые ощущения. Внимание.

1

6

Кто я в мире взрослых. Обязанности мои и окружающих.

Обсудить культуру поведения и распределение обязанностей в семье. Мышление (сравнение)

1

7

Умеем ли мы общаться. (обобщающее занятие по теме «Уроки общения»)

Повторить изученные понятия; отработать практически способы человеческого общения и вежливого обращения. Слуховые ощущения. Наблюдательность. Память.

1

8

Что такое мышление.

Раскрыть понятие «мышление». Анализ образца

1

9

Образ. Образное мышление.

Раскрыть понятие «образ», «образное мышление». Образное мышление. Зрительная память

1

10

Абстрактное мышление.

Раскрыть понятие «абстрактное мышление». Абстрактное мышление. Память слуховая

1

11

Что такое восприятие и ощущение.

Как мы воспринимаем окружающий мир. Закрепить понятия «восприятие» и «ощущение». Зрительное восприятие формы. Осязательные ощущения.

1

12

Игры на развитие ощущений и восприятия

Учить распознавать и развивать ощущения и восприятия. Слуховые ощущения. Восприятие пространственное.

1

13

Наблюдательность. Игры на развитие наблюдательности.

Закрепить понятие «наблюдательность». Мышление наглядно – образное. Зрительно – двигательные координации

1

14

Что такое память.

Роль памяти в жизни человека и в учёбе. Раскрыть понятие «память», роль памяти в жизни человека. Память вербальная.

1

15

Зрительная память. Оживление картины как приём запоминания.

Раскрыть понятие «зрительная память». Познакомить с приёмом запоминания через оживление картин. Память зрительная непосредственная.

1

16

Слуховая память. Слуховые представления при запоминании

Раскрыть понятие «слуховая память». Слуховая память. Произвольная память. Внимание

1

17

Сравнение предмета с чем-либо знакомым как приём запоминания.

Познакомить с приёмом запоминания через сравнение предмета с чем-либо. Мышление (сравнение). Анализ образца

1

18

итого

17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

2-й год обучения

Тема.

Цель занятия. Развиваемые психологические процессы.

Количество часов

1

Что изучает психология?

Применяли ли вы на практике знания психологии? Повторить и закрепить понятие «психология». Мышление (выделение существенного)

1

2

Восприятие и внимание.

Повторить и закрепить понятие «внимание и восприятие». Соотнесение с образцом, внимание

1

3

Виды внимания: произвольное и непроизвольное

Раскрыть понятие «произвольное и непроизвольное внимание». Произвольные движения, помехоустойчивость.

1

4

Свойства внимания.

Раскрыть свойства внимания: концентрации, распределения, переключения. Произвольные движения, зрительное восприятие

1

5

Колебание внимания. Причины рассеивания внимания.

Раскрыть причины рассеивания внимания. Помехоустойчивость, внимание.

1

6

Правила самоорганизации внимания.

Применить приёмы, способствующие формированию личностных УУД. Внутренний план действия, слуховое восприятие

1

7

Память. Виды памяти.

Повторить и закрепить понятие «память», «виды памяти». Память опосредованная, воспроизведение образца

1

8

Что такое образ?

Повторить и закрепить понятие «образ». Память опосредованная

1

9

Что такое ассоциация. Использование ассоциаций при запоминании образов.

Раскрыть понятие «ассоциация», его роль в жизни человека; рассмотреть ассоциации по близости в пространстве и по времени, по сходству, контрасту. Чувство времени, зрительные ощущения.

1

10

Восприятие и запоминание лица.

Рассмотреть, что и как мы воспринимаем в человеческих лицах. Мышление (сравнение, установление закономерностей)

1

11

Запоминание сложных образов.

Рассмотреть и опробовать способы запоминания сложного образа. Память смысловая.

1

12

Что такое пространственное представление.

Раскрыть понятие «пространственное представление». Ориентировка в пространстве, внутренний план действий

1

13

Временное представление. Признаки временной последовательности.

Раскрыть понятие «временное представление». Чувство времени, память опосредованная.

1

14

Признаки длительности времени. Единицы измерения длительности.

Раскрыть признаки длительности времени. Чувство времени, мышление (установление закономерностей)

1

15

Мышление. Анализ и синтез.

Рассмотреть операции анализа и синтеза. Мышление (анализ и синтез), внимание

1

16

Что такое закономерность. Игра на нахождение и построение закономерностей

Раскрыть понятие закономерность Рассмотреть приёмы нахождения и построения закономерностей. Мышление (сравнение)

1

17

Что такое аналогия. Игры на распознавание аналогий.

Раскрыть понятие «аналогия» Рассмотреть приёмы распознавания и построения аналогий. Глазомер.

1

18

итого

17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

3-й год обучения

Тема.

Цель занятия. Развиваемые психологические процессы.

Количество часов

1

Что изучает психология?

Повторить и закрепить понятие «память». Память опосредованная, внимание

1

2

Что такое воображение или фантазия.

Повторить изученное, закрепить понятие «фантазия и воображение». Пассивное воображение, внимание

1

3

Воображение. Создание нового образа с помощью акцентирования.

Рассмотреть приёмы создания нового образа с помощью акцентирования. Мышление наглядно – образное.

1

4

Роль воображения в жизни человека.

Рассмотреть роль воображения в жизни человека. Двигательная сфера, внутренний план действий

1

5

Что такое мышление. Мышление образное и абстрактное.

Закрепить понятия «мышление», «мышление образное и абстрактное». Мышление наглядно - образное

1

6

Логическое мышление.

Раскрыть понятие «логическое мышление». Мышление вербальное, память непосредственная

1

7

Игры на развитие логического мышления.

Развивать логическое мышление через игровой практикум. Мышление логическое

1

8

Творческое мышление.

Раскрыть понятие «творческое мышление». Активное мышление. Память опосредованная

1

9

Игра на развитие творческого мышления

Развивать творческое мышление через игровой практикум. Творческое мышление, слуховое восприятие.

1

10

Что такое понятие. Его взаимосвязь с другими понятиями.

Ознакомить с лексическим значением слова «понятие». Мышление абстрактное

1

11

Понятие – общее - частное

Познакомить с отношениями между понятиями «общее – частное». Мышление (сравнение)

1

12

Существенные и несущественные признаки.

Учить выявлять и распознавать существенные и несущественные признаки. Мышление понятийное.

1

13

Родовые отношения.

Познакомить с родовидовыми отношениями между понятиями. Логическое мышление

1

14

Причинно – следственные отношения

Познакомить с причинно – следственными отношениями между понятиями. Мышление (анализ, синтез), внимание

1

15

Понятия. Понятия конкретные и абстрактные.

Закрепить, что такое понятия, понятия конкретные и абстрактные. Мышление абстрактное, внимание

1

16

Что такое суждение.

Раскрыть понятие «суждение». Логическое мышление

1

17

Что такое умозаключение. Игры – задания на построение умозаключений

Раскрыть понятие умозаключение. Рассмотреть приёмы построения умозаключений. Мышление логическое.

1

18

итого

17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

4-й год обучения

Тема.

Цель занятия. Развиваемые психологические процессы.

Количество часов

1

Что изучает психология?

Раскрыть понятия «психология», «память», «внимание», «восприятие», «мышление», «воображение», «поведение», способы человеческого общения. Память логическая

1

2

Что такое внимание?

Обобщить понятие «внимание»; выявить значение внимания в жизни человека. Восприятие зрительное

1

3

Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.

Повторить изученное о произвольном и непроизвольном внимании; познакомить с послепроизвольным вниманием. Внимание, слуховое и зрительное восприятие

1

4

Свойства внимания: концентрация, распределение, переключение.

Познакомить со свойствами внимания: концентрацией, распределением, переключением. Внимание

1

5

Что такое общение? Язык общения, его секреты.

Раскрыть понятие «общение», познакомить со способами передачи информации. Чувство времени.

1

6

Настроение.

Раскрыть понятие «настроение» Развивать умение определять настроение окружающих людей. Слуховая память.

1

7

8

9

Саморегуляция состояния: релаксация.

Научить регулировать своё состояние. Внутренний план действий

3

10

Культура общения.

Развивать культуру общения со сверстниками и взрослыми. Зрительные двигательные координации.

1

11

12

Темперамент, свойства  темперамента. Определение  свойств  темперамента.

Определение  свойств  темперамента  в  практической  деятельности  и  общении  с  людьми. Память, слуховое восприятие.

2

13

Обобщение и ограничение понятий.

Познакомить с обобщением и ограничением понятий. Мышление понятийное.

1

14

Составление понятий.

Познакомить со способами составления определений. Память логическая, мышление ворбвальное.

1

15

16

17

Игры на развитие психологических процессов.

Игровой практикум. Внимание. Мышление. Память. Восприятие. Воображение.

3

итого

17

Список используемой литературы

1.Курс комплексного развития младшего школьника. Карандашев В.Н. Волгоград. Издательство «Учитель». 2013 г.

2.Логика – дети 7-10 лет. Л.Ф. Тихомирова. Ярославль. Академия развития. 2012 г.

3.Общение – дети 7-10 лет. Ю.В.Филиппова. Ярославль. Академия развития. 2012 г.

4. В. Волина «Учимся играя». Екатеринбург. ТОО «Издательство АРГО». 2010 г.

5. Белошистая, А.В. Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности / А.В. Белошистая // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - С. 148-153.

6.Игры – обучение, тренинг, досуг6 в 7 кн. / под редакцией В.В.петрусинского. М.: Новая школа, 1994 г.

7.Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Башаева Т.В. Ярославль. Академия развития. 1997 г.

8.Развитие внимания детей. Черемошкина Л.В. Ярославль. Академия развития. 1997 г.

9.Игры в школе и дома. Н.В.Самоукина. М.: Новая школа. 1993 г.

10.Игровая терапия. Лэндрет Г.Л. М.: МПА. 1994 г.

11.Алан Дж. Ландшафт детской души. – СПб., Минск, 1997.

12.Гин С. Мир человека. – М., 2003.

13.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб., 2003.

14.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.

15.Кривцова С.В. Жизненные навыки / Уроки психологии в 1 классе. – М., 2002.

16.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.

17.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373/.

18.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 1-4. – М., 1998.

19.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М, 2001.

20.Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.,1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Учись учиться"

В презентации представлены формы, методы и способы самостоятельной работы учащихся с учебником на уроках....

Предпринимательству надо учить и учиться

Организация образовательного процесса в школе при зучении экономических дисциплин. С какими трудностями может столкнуться  ученик сегодня, а завтра предприниматель....

Учиться,учиться и учиться!

Учение залог успеха....

«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»

Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Учиться учиться как цель обучения: как оценивать умения учиться»

Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Учиться учиться как цель обучения: как оценивать умения учиться»...