Стрессоустойчивость. Пути обретения спокойствия и уверенности.
презентация к уроку по психологии

Способы справиться с тревогой и стрессом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stressoustoychivost.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Стрессоустойчивость. Пути обретения спокойствия и уверенности».

Слайд 2

Стресс (от англ. stress – нагрузка, давление, напряжение) неспецифический, т.е. общий ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Слайд 3

Дистресс Деструктивный стресс Когда мы рассматриваем эмоционально положительный стресс, то, он казалось, должен порождать положительные эмоции. Однако, у людей со слабым здоровьем повышается шанс получить инфаркт или инсульт, например, от банального известия о выигрыше, т.е. положительный стресс может превратиться в деструктивный — дистресс. Негативный вид стресса разрушает весь организм. Приступ данного вида стресса возникает, чаще всего, неожиданно, спонтанно, при состоянии напряжения, достигшем критического значения. При этом он может так же являться и результатом «накопленного» стресса, при котором медленно происходит снижение сопротивляемости организма, с последующим угасанием. Такое состояние может приобрести хронический характер.

Слайд 4

Причины стресса у человека * Гонение, неприятие, отвержение, презрение со стороны окружающего общества.

Слайд 5

Виды стресса. Физиологический стресс. Механический (раны, операции, повреждения), Физический (перегрев, переохлаждение, физические перегрузки, недостаток движения), Химический (отравление ядами и химикатами), Биологический (отравление вирусами, бактериями, токсинами), Травматический (реакции на негативное внешнее воздействие травматического события: существенное ухудшение состояния психики, разрушение прошлого образа жизни), Посттравматический (вид психического расстройства, который развивается после того, как человеку пришлось пережить травму; развивается у жертв насилия, нападения, стихийного бедствия или свидетелей несчастного случая).

Слайд 6

Виды стресса. Психоэмоциональный стресс. Вызывается переживаниями достаточно сильных эмоций (обида, обман, опасность, угроза, информационная перегрузка и других). Делится на информационный и эмоциональный. Избыток информации, приводит к информационному стрессу , который усугубляется ответственностью, связанной с подобного рода деятельностью, с принятием скорых и верных решений. Тяжёлая болезнь, преступления, войны или аварии, а также при угрозе изменения социального статуса, экономического благополучия или изменения межличностных отношений, таких как проблемы в семье, сокращение или увольнение провоцируют появление эмоционального стресса.

Слайд 7

Три фазы стресса: Реакция тревоги. Организм меняет свои характеристики, будучи подвергнут стрессу, но сопротивление его недостаточно, и если стрессор сильный (тяжелые ожоги, крайне высокие и крайне низкие температуры), может наступить смерть. Фаза сопротивления. Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, организм сопротивляется ему. Признаки реакции тревоги практически исчезают, уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного. Фаза истощения. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакции тревоги.

Слайд 8

Расположение и благодарность, а также их антиподы - ненависть и жажда мести – более всех других чувств ответственны за наличие или отсутствие вредного стресса (дистресса) в человеческих отношениях. Есть два способа выживания: борьба и адаптация. И чаще всего адаптация оказывается вернее ведущей к успеху.

Слайд 9

Стрессоустойчивость - способность справляться со стрессовыми воздействиями. Для повышения стрессоустойчивости не достаточно освоить какую-то одну методику или посетить пару занятий психологического тренинга. Для того чтобы научиться ограждать свой организм от наплыва стрессов, необходим целый комплекс мер, осуществление которого, впрочем, по силам практически каждому — стоит только захотеть.

Слайд 10

Как повысить стрессоустойчивость? Полноценный сон, Правильное питание (содержание достаточного количества белка: мяса, рыбы, а также овощей и фруктов), Физические нагрузки, Время для отдыха и хобби, Умение расслабиться и снять напряжение (техники дыхания , релаксации ), Умение выразить свои эмоции и не обидеть другого ( см. презентацию ненасильственное общение ), Общение с людьми, которые поддерживают и принимают, Применение копинг -стратегий.

Слайд 11

Копинг -стратегия – стратегия совладения со стрессом Применение ресурсного подхода в копинге основано на том, что для решения трудной жизненной задачи личность имеет определённые ресурсы, которые могут иметь как внешний характер (например, эмоциональная и моральная поддержка окружающих), так и внутренний (способности и навыки самого индивида). В списке наиболее важных внутренних ресурсов личности: способность к творчеству, адекватная самооценка, эмоциональная устойчивость (низкий нейротизм ), позитивное мышление (поиск положительных аспектов, ориентация на поиск решения).

Слайд 12

«Сила мысли» против стресса Кроме перечисленных аспектов, полезны определенные алгоритмы при восприятии и оценке информации. Согласно когнитивно-поведенческой терапии, в ответ на событие сначала возникает мысль – интерпретация события или суждение, которое влияет на эмоции человека. Таким образом, можно повлиять на автоматическую мысль, которая повлияла на настроение человека. Для этого нужно учитывать когнитивные искажения (мыслительные ошибки), которые присущи людям и усугубляют восприятие фактов реальности, превращая их из нейтральных в негативно окрашенные. Прежде чем принять какую-то мысль всерьез и расстроиться, стоит проверить, не является ли она искажением.

Слайд 13

Формула АВС

Слайд 14

Когнитивные искажения (1) Черное-белое мышление. Все или ничего, хорошо или плохо. Тот, кто видит людей и события лишь с двух сторон, отказывается принимать промежуточные (и чаще всего наиболее объективные) оценки. Персонализация. Люди с таким типом мышления склонны переоценивать свою значимость и многое принимать на свой счет. Они взваливают на себя ответственность за внешние обстоятельства, хотя на самом деле от них ничего не зависело. Гипертрофированное чувство долга. Установки в духе «надо», «обязан», «должен» почти всегда связаны с когнитивными искажениями. Например: «мне надо было прийти на встречу пораньше», «я должна похудеть, чтобы стать привлекательнее». Такие мысли вызывают чувство стыда или вины.

Слайд 15

Когнитивные искажения (2) Катастрофизация . Это привычка воспринимать любую мелкую неприятность как неотвратимое бедствие. Скажем, человек не сдал один экзамен и тут же представляет себе, что вообще не закончит курс. Преувеличение и преуменьшение. «Делать их мухи слона». Ясновидение. Предсказание событий в негативном свете. Обобщение и «навешивание ярлыков». Привычка делать выводы на основании одного-двух случаев и отрицать, что жизнь слишком сложна для поспешных умозаключений. Преуменьшение и обесценивание. Преуменьшение значений позитивных событий и склонность обесценивать любые достижения, события, переживания (в том числе собственные) и видеть во всем сплошной негатив.

Слайд 16

Когнитивные искажения (3) Эмоциональное обуславливание . Ошибочное чувственное восприятие реальности. Если мне страшно, значит, налицо реальная угроза. Если я кажусь себе глупым, значит, так и есть. Иллюзия собственной правоты. Превращает частную точку зрения в непреложный факт и позволяет не считаться с мнениями и чувствами других. Ожидание «божественной награды». Проявляется в заблуждении, что высшие силы рано или поздно оценят наши жертвы. Иллюзия перемен. Заключается в убеждении, что окружающие должны измениться, чтобы мы были счастливы. Вера в справедливость. Феномен выражается в идее справедливого мира, в котором все получают по заслугам, хотя на самом деле такое случается редко. Иллюзия контроля. Того, кто думает, что все на свете поддается контролю, выводит из себя чужое поведение — по той простой причине, что на него никак нельзя повлиять.

Слайд 17

Список литературы Селье Ганс. Стресс без дистресса old.fnkcrr.ru Психология стресса: учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / сост. К.С. Карташова. – Электрон. дан. – Красноярск: Сиб . федер . ун-т, 2012 Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова , доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева . – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015 20 когнитивных искажений и как они вляют на нашу жизнь. Елена Анисимова https://www.psychologies.ru/articles/20-kognitivnyih-iskajeniy-i-kak-oni-vliyayut-na-nashu-jizn/ Копинг -стратегии https://psylogik.ru/200-koping-strategii.html Составитель Елисеева Е.А., педагог-психолог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое занятие для родителей «Пути формирования в ребенке уверенности в себе»

Цель: актуализация проблемы формирования адекватной самооценки, уверенности в себе, как определяющего фактора развития личности.Задачи:- расширить представления родителей о причинах формирования...

Профилактическая беседа "Уверенность – неуверенность: качели нашего воспитания или как воспитать уверенность"

Материал из опыта профилактической работы педагога-психолога со взрослыми.. Данный материал является лекцией для старшеклассников, студентов, родителей и педагогов по феномену "неуверенный челове...

ИГРОКУ. ПУТИ К УВЕРЕННОЙ К ИГРЕ.

Какими способами можно обрести уверенность в игре...

Лекция для старшеклассников «Уверенность – неуверенность: качели нашего воспитания или как воспитать уверенность»

Лекция для старшеклассников «Уверенность – неуверенность: качели нашего воспитания или как воспитать уверенность» предлагается в рамках профилактической работы педагога-психолога со ...

Спокойствие, только спокойствие

Занятие с элементами тренинга направлено на формирование психологической готовности обучающихся 11 класса к сдаче государственной итоговой аттестации.Методическая разработка завоевала диплом лауреата ...

Статья "Математика в школе как способ обретения уверенности в мышлении"

Математика стремится поставить науку на надежную точную основу, дать уверенность исследователю.  Мы можем вводить порядок и гармонию в хаос эмпирических фактов, не обращаясь к математическим мето...