Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей
методическая разработка по психологии

Цель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей - предоставить возможность каждому ребёнку проявить свой дар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей»

Одна из сфер совместной деятельности педагога и психолога в современной школе - работа с одаренными детьми. Дети с высокой познавательной активностью, развитыми творческими способностями, оригинальностью ассоциативного мышления, умеющие планировать предстоящую деятельность в ситуации классно-урочной системы обучения зачастую не получают должного внимания со стороны педагогов. Словосочетанием «одаренные дети» обозначается некая исключительность. Произнося его, допускается возможность существования особой группы детей. Эти дети качественно отличаются от сверстников: они опережают их в развитии. Дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в разной степени. Таким образом, рядом с термином «одаренные дети», подчеркивающим их исключительность, появляется другой, близкий, но вместе с тем принципиально иной по содержанию термин – «детская одаренность».

Особенности развития одаренных детей

Познавательное развитие.

1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее. 2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать.

5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность.

1. Одаренные дети обнаруживают обострённое чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

2. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

7. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

8. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики.

1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей

В педагогической психологии выделяют четыре категории одаренных детей: дети, интеллектуально одаренные (имеющие высокие показатели по специальным тестам интеллекта); дети с ярким проявлением специальных способностей (достигшие больших успехов в каких-либо областях деятельности); дети, академически одаренные (отлично успевающие в школе); дети с высокой креативностью (потенциально одаренные).

Существуют также проблемы одаренных детей. Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Исходя из этого можно выделить главную цель сопровождения - создание условий для выявления и развития одаренного ребенка, реализации его потенциальных способностей, социализация и формирование целеполагания одаренного школьника на разных этапах его обучения и развития.

Этапы выявления одаренных учащихся.

  • номинация, имена кандидатов в одаренные;
  • выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности;
  • изучение историй и условий развития учащегося в семье, его интересов, увлечений;
  • оценка учащегося его сверстниками, сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях;
  • самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью самоотчетов, собеседования;
  • оценка работ, достижений школьной успеваемости;
  • показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические технические, лингвистические способности, память и т. д.), творческого и личностного развития;
  • изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений.

Направления работы с учащимися

  • Согласование образовательного маршрута с учащимся.
  • Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях учащихся с разными видами и типами одаренности.
  • Привлечение к участию в конкурсах «Кенгуру», «Медвежонок», предметных олимпиадах, НОУ и научных конференциях. ο Контроль за учебно-физической нагрузкой, рациональным использованием свободного времени. ο Привлечение к участию в конкурсе «Ученик года».
  • Проведение «Интеллектуального марафона».
  • Психологические занятия «Планета знаний» по развитию интеллектуальных способностей.
  • Проведение тренингов «Планета эмоций», «Маленький принц» по развитию эмоционального интеллекта.
  • Мастер-класс «Развитие эмоционального интеллекта»

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с одаренными учащимися

  • формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищенность;
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
  • овладение способами регуляции поведения, эмоциями;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • снижение уровня тревожности;
  • формирование адекватной самооценки.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей одаренных детей

  • Консультации для родителей «Если ваш ребенок одарен».
  • Согласование образовательного маршрута с родителями учащихся.
  • Электронный информационно-психологический вестник «Развитие творческой одаренности» (например, на сайте школы).
  • Рекомендации для родителей по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся.
  • Методический вестник «Одаренный ребенок в школе».

Психолого-педагогическое сопровождение учителей, работающих с одаренными детьми

  • Беседы с классными руководителями по выявлению познавательной и творческой одаренности учащихся, уточнение банка данных одаренных детей.
  • Консультационно-методическая работа по сопровождению и созданию образовательного маршрута для одаренных детей.
  • Организация методического семинара по реализации творческого потенциала педагогов, использованию техник и технологий в педагогической деятельности.
  • Организация, подготовка и проведение конкурса «Ученик года».
  • Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания».

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 2007. – 368

2. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. – 478 с.

3. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Бабаева, Н. С. Лейтес, Т.М.Марютина и др. Под ред. Н. С. Лейтеса. – 2-е перераб. и доп. М: Академия, 2000. – 336 с.

4. Одаренные дети / Под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.

5. Рабочая концепция одаренности/ Под ред. В.Д.Шадрикова. – М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2000. 6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. – 713 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическое сопровождение одарённых детей»

Одарённых детей разделяют на 4 группы(по Б.М. Теплову):1.    дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);2.     дети...

Педагогическое сопровождение одарённых детей

Педагогическое сопровождение одарённых детей в рамках организации деятельности МНЛ....

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей

Выступление педагога-психолога на пед. совете МОУ "Лицей№5"...

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...