Организация работы ОО по просвещению родителей в области педагогики и возрастной психологии.
статья по психологии

Гломбинская Екатерина Евгеньевна

Психологическое и педагогическое просвещение-это формирование у родителей, потребности в психологических и педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития собственного ребенка на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы ОО по просвещению родителей в области педагогики и возрастной психологии.

 «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.».

В.А. Сухомлинский

Психологическое и педагогическое просвещение-это формирование у родителей, потребности в психологических и педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития собственного ребенка на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Оно направлено на своевременное выявление и преодоление психологических трудностей детей, на ознакомление родителей с их возрастными особенностями и условиями, обеспечивающими полноценное развитие и воспитание.

Цель психологического и педагогического просвещения родителей – формирование оптимальной родительской позиции. Родительская позиция – это реальная психологическая и воспитательная направленность отца и матери, основанная на бессознательной оценке ребёнка, выражающаяся в определённых способах и нормах взаимодействия с ним Основной смысл просвещения заключается в том, чтобы знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях.

ЗАДАЧИ ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы: знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в воспитании ребенка или в интересах развития собственной личности.

Необходимо отметить, что психологическое просвещение носит профилактический и образовательный характер.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ- это ознакомление родителей с различными областями психологических и педагогических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений. Условием образовательного направления просветительской работы является терминологическая и содержательная адаптированность знаний для лиц, не имеющих специальной подготовки. В целях образования родителей, на родительских собраниях педагогом – психологом, классными руководителями или завучем по воспитательной работе раздаются буклеты с просветительской информацией и советами. Особенности возраста, поддержка ребёнка при адаптации, основы профессионального самоопределения, особое внимание уделяется вопросам ЗОЖ и т.д. Так же готовятся информационные буклеты по мере возникновения той или иной проблемной ситуации.  (Примеры буклетов).

Существует 2 формы организации педагогического просвещения родителей – индивидуальная и групповая.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Индивидуальной формой работы с родителями является консультирование, беседы или индивидуальные тренинги. Это коммуникативное взаимодействие психолога с лицами, нуждающимися в помощи рекомендательного характера. Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей или педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера. При индивидуальной форме работы (в зависимости от запроса) с родителями кроме психолога во время беседы или тренинга могут присутствовать классный руководитель или завуч. Родители приходят без детей.

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. В нашей гимназии практикуются психологические погружения, ролевые игры или тренинги во время родительского собрания. Небольшие отступления минут на 15. Почему именно во время родительских собраний? Потому что родителей очень трудно собрать, в силу их загруженности на такие виды работы как лекции; диспуты; семинары; психологические погружения; тренинги; круглые столы и т.д. Почему выбрали именно психологические тренинги или ролевые игры? Потому что это позволяет преодолеть эгоцентризм родительской позиции, т.е. принятие другой роли даёт возможность посмотреть на себя со стороны. Мы стараемся поставить родителя на место его ребёнка, что бы родитель вспомнил, что он чувствовал тогда, когда ему было 14, 15. 16 или 10. И вспомнить какая ему была необходима поддержка от родителей, каковы были ожидания от родителей в той или иной ситуации. Это достаточно действенный метод. Темы того или иного психологического тренинга или ролевой игры выбираются непосредственно под ту проблему, которая актуальна на тот или иной момент в классе. Естественно после диагностики. Т.е. сначала проходит тренинг или ролевая игра, а затем происходит обсуждение результатов игры или тренинга с переносом на обсуждение результатов диагностики их детей. В этот момент необходима помощь классного руководителя, для описания тех или иных проблемных ситуаций, возникших во время учебного процесса.

Примеры тренингов!

Тематика бесед с родителями зависит от тех проблем, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания детей на разных возрастных этапах. Примерные темы педагогического и психологического просвещение родителей.

  1. Психологические характеристики младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностные новообразования, развитие познавательной сферы.  
  • 1 класс - Ребёнок идёт в первый класс.  - Здоровье ребёнка перед школой.  - Трудности первоклассника.  - Как научить младшего школьника общаться с другими и принимать критику.
  • 2 класс - Как помочь ребёнку в приготовлении уроков.  - Важность общения.  - Цена слова.  
  • 3 класс - Воспитание дисциплины.  - Поощрение и наказание.  - Ребёнок и деньги: за и против.
  • 4 класс - Переход ученика в среднюю школу.  - В какой семье я расту?  
  1. Формирование личности подростков. Возрастные особенности общения и причины конфликтов. Учебная деятельность школьников подростков и особенности развития познавательных процессов.  
  • 5 класс - Психологические особенности периода адаптации. Формы родительской помощи и поддержки.  - Психолого-педагогический статус пятиклассника.  - Мотивы плохого поведения.  
  • 6 класс - Влияние телевидения на психику ребёнка.  - Дети и компьютер.  - Близкие человеку люди.  
  • 7 класс - Агрессия. Её причины и последствия.  - Как научить ребёнка заботиться о собственной безопасности.  
  • 8 класс - Типичные конфликтные ситуации с ребёнком и пути их преодоления.  - Жизненные цели подростков.  - Проблемы ранней преступности.  
  1. Проблема профессионального самоопределения в ранней юности. Особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов старшеклассников.
  • 9 класс - Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.  - Профессиональное самоопределение подростков.  
  • 10 класс - Детско-родительские отношения.  
  • 11 класс - Ваш ребёнок – выпускник. - Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ.

   Образовательная школьная среда, в которую попадает ребёнок, достигнув определённого возраста, безусловно, развивает и воспитывает детей. Однако важнейшим условием обеспечения псих...

Организация работы с детьми и молодёжи в области ФКС

Актуальность темы. Формирование культуры здорового образа жизни при организации работы с молодежью в системе физической культуры и спорта остается актуальной темой на сегодняшний день. В последние год...

СЕМИНАР на тему: «Организация работы социального педагога по социально-педагогическому просвещению родителей в рамках реализации ФГОС»

Для наиболее эффективной и продуктивной работы, социальному педагогу необходимо разобраться с сущностью форм и методов социально-педагогического просвещения, а также видеть их взаимосвязи и взаимообус...

Организация работы классного руководителя с родителями.

Организация работы классного руководителя с родителями....

Тематические родительские собрания, круглые столы по психолого-педагогическому просвещению родителей, организация консультации, индивидуальных бесед помогают родителям задуматься над проблемами воспитания детей, разобраться в некоторых спорных вопросах

Тематические родительские собрания, круглые столы по психолого-педагогическому просвещению родителей, организация консультации, индивидуальных бесед  помогают родителям задуматься над  ...