Работа психолога с детьми "группы риска" (учет в ОДН, педагогический учет)
методическая разработка по психологии

Федякова Людмила Викторовна

План работы, программа сопровождения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа № 15»

Принята на заседании пед.совета            Согласована                                            «Утверждаю»

протокол                                                    И.о.зам.директора по ВР                    И.о. директора МОУ «СОШ № 15»

педагогического совета №1                      _______ Т.В.Семенченко                           _______ М.В.Фомина

от 27 августа 2021 г.                                                                                                Приказ № _____ од от                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                     «___» сентября 2021 г.

ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

«ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС»

                                    Разработчик:                     Федякова Л.В..

                                            педагог-психолог

                                    Квалификационная

                  категория:                           высшая квалификационная  

                                                   категория                  

г. Благодарный

Благодарненский городской округ

Ставропольский край

Пояснительная записка

Эта программа является практическим инструментом формирования социально-психологической компетентности. Подросткам предоставляется возможность «здесь и сейчас» попытаться преодолеть актуальные для них жизненные проблемы, а также освоить эффективные способы их разрешения в будущем.
Содержание занятий составлено с учетом американской профилактической программы Гила Ботвина «Тренинг жизненных навыков».

Цель программы
Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение ролевого репертуара детей, обеспечивающего улучшение коммуникации и способствующего безопасности процесса социального экспериментирования, свойственного подростковому возрасту; актуализация процесса социального самоопределения; создание условий формирования позитивного самоотношения, стремления к здоровому образу жизни.

Задачи программы
Выработка адекватных и эффективных навыков общения.
Формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях коллектива класса и школы.
Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.
Формирование осознанной позиции, расширение возможностей выбора альтернативных моделей поведения, актуализация представлений о своей  самоидентичности.

Структура программы
Программа состоит из
 трех блоков:
1. Профилактика зависимых состояний

2. Формирование образа «Я» и позитивного самоотношения

3. Формирование умения социального общения

Этапы работы
Занятия по программе проводятся 2 или 3 раза в неделю. При режиме работы 2 -3 раза в неделю продолжительность программы составляет 10 занятий (4 недели).

1-й этап. Исходное тестирование участников группы с целью выявления особенностей эмоционально-личностной сферы, типичных способов взаимодействия, развития психических процессов. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
2-й этап. Непосредственная работа над темами программы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
3-й этап. Проведение итогового тестирования (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Получение обратной связи от подростков по результатам занятий.
4-й этап. Обработка результатов занятий (с учетом эмоционального состояния детей на каждом занятии, выявленного с помощью опроса детей), проведение «круглого стола» с преподавателями для анализа и подведения итогов работы.
5-й этап. Встреча с родителями (по их желанию).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие 1.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ

Цель: выработка групповых норм, включение детей в работу, знакомство и определение дальнейших направлений движения
Задачи:
информировать участников группы о содержании работы, задачах, групповых нормах; обозначить продолжительность занятий;
установить принципы работы в группе;
сформировать спокойную, доброжелательную обстановку;
формировать у членов группы установку на взаимопонимание;
формировать первые впечатления друг о друге.
Время: 40 минут.
Место занятия: кабинет психоразгрузки.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Педагог-психолог. На наших встречах мы будем говорить о специфических проблемах, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Вместе мы сможем ответить на эти и другие сложные вопросы, освоить эффективные средства общения.

I. Принципы работы в группе (На карточках написаны)
По каждому из принципов подростки выражают свое мнение и выносят решение — принять его или отвергнуть.
1. 
Искренность в общении
В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа — это место, где можно рассказать о том, что действительно волнует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждались. Если вы не готовы быть искренними в обсуждении какого-то вопроса, лучше промолчать.
2. 
Обязательное участие в работе группы в течение всего времени
Этот принцип вводится в связи с тем, что ваше мнение очень значимо для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать вашу точку зрения по обсуждаемому вопросу.
3. 
Право каждого члена группы сказать «стоп»
Можно прекратить обсуждение, если понимаете, что упражнение может затронуть болезненные темы, которые повлекут за собой тяжелые переживания. Участник имеет право не принимать участия в обсуждении.
4. 
Каждый участник говорит за себя, от своего имени и не говорит за другого.
5. 
Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения, уважать мнение другого
Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.
6. 
Высказываться деликатно, аккуратно.
7. 
Не выносить за пределы группы все то, что происходит на занятиях.
8. 
Внимательно выслушивать мнения других, не перебивать.
Принципы вводятся ведущим:
9. 
Ввести знак-регулятор, например поднятая рука, при котором все внимание обращается на ведущего.
10. 
Ввести лимит времени, который будет ограничивать и задавать рамки каждого занятия.
11. Попросить детей предложить 
дополнительные принципы, если они сочтут это необходимым.

II. Представление
Предложить каждому члену группы представиться. Представление ведется по кругу. Участники имеют право задавать любые вопросы.

III. Взаимное интервью
Участники разбиваются на пары и в течение 10–15 минут проводят взаимное интервью. По окончании каждый представляет своего интервьюируемого.
В этой процедуре более высок обучающий эффект, так как есть хорошая возможность анализировать, на что обратил внимание интервьюер, удалось ли ему достоверно представить психологический портрет своего партнера, какие вопросы задавали друг другу пары. Участники также задают любые вопросы.

IV. Выводы
Это занятие способствует формированию первых впечатлений друг о друге. Устанавливается взаимопонимание и общий настрой на дальнейшее сотрудничество.

Занятие 2.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ:
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Занятие можно проводить в трех вариантах на темы: курение; алкоголь; наркотики.
Цель: предоставить подросткам необходимую информацию для преодоления общепринятых мифов и неправильного понимания значения психоактивных веществ (алкоголя, табака, марихуаны).
Задачи:
обсуждение причин употребления психоактивных веществ;
обсуждение мифов и реальности воздействия психоактивных веществ на организм;
установить долговременный и кратковременный эффект влияния психоактивных веществ на организм;
описать процесс превращения человека в зависимого от алкоголя, табака, марихуаны.
Время: 40 минут.
Материалы
: большой лист бумаги.
Задание на следующее занятие: попросить детей принести рекламу алкоголя и сигарет, вырезанную из журналов и газет.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

ВАРИАНТ I. Курение: мифы и реальность

Педагог-психолог. На этом занятии вы получите фактическую информацию о курении, узнаете, сколько людей курит, каковы причины курения, каковы немедленные и кратковременные последствия курения и в чем состоит процесс превращения в курильщика. Будут также затронуты проблемы социальной приемлемости курения.

I. Исследование проблемы
Подростки обычно переоценивают количество курящих людей. Подчеркнуть факт, что курильщики находятся в меньшинстве, задав детям следующие вопросы:
1. Какой процент подростков курит? (Курение в этом случае определяется как одна сигарета в неделю.)
— Подсчитать (больше половины, меньше половины и т.п.);
— проголосовать по каждой из оценок;
— назвать реальные цифры (10,4% по школе).
2. Какой процент взрослых курит?
— Подсчитать;
— проголосовать;
— назвать реальные цифры (48,3% по статистике).
Педагог-психолог. Курят гораздо меньше людей, чем мы думаем. В действительности курильщики составляют меньшинство. Большинство взрослых и подростков не курят.

II. Мозговой штурм
Обсудить причины курения/некурения подростков. Разделить лист бумаги на две части. Озаглавить одну половину «Причины курить», а другую «Причины не курить». Попросить детей перечислить причины того и другого. Каждое мнение выписывается отдельно и не изменяется. Добавить к спискам те причины, о которых дети не подумали.
Причины не курить: мне не нравится курить; курение вредно для здоровья; я не хочу иметь вредные привычки; это неприятно выглядит; это слишком дорого; это вызов другим — показать, что я не курю; никто из моих друзей не курит; это повредит моим спортивным достижениям; мои родители не одобряют курение.
Причины курить: мне нравится курить; курение снимает раздражение, расслабляет меня; это привычка; все вокруг меня курят; курение помогает выглядеть и чувствовать себя старше; курение стимулирует меня, повышает тонус; курение дает мне шанс занять чем-то руки; это поможет мне сбавить вес; курение позволяет мне отвлечься, когда я скучаю или в плохом настроении; курение позволяет мне чувствовать себя независимым.
Информация о курении 

1. Научными исследованиями показано, что курение сигарет является первичным фактором риска для нескольких тяжелых хронических заболеваний, включая рак легких, коронарную недостаточность сердца, эмфизему и бронхит.
2. Девяносто процентов рака легких наблюдается у людей, которые курят.
3. Исследования показали, что каждая выкуренная человеком сигарета, уносит 6 минут его/ее жизни.
4. Сигареты опасны, потому что содержат или выделяют при горении ядовитые вещества — смолы, никотин, угарный газ.
5. Угарный газ является ядовитым веществом, которое снижает способность крови насыщать клетки организма необходимым количеством кислорода.
6. Большинство существующих способов лечения от курения эффективны лишь приблизительно в 50% случаев. В течение 6 месяцев после окончания лечения приблизительно половина лечившихся начинает снова курить.
7. Некоторые специалисты считают, что курение табака может привести к употреблению других наркотиков.

Педагог-психолог. Рассмотрим некоторые причины того, почему люди курят (чтобы расслабиться, выглядеть старше, стать более популярными, лучше концентрироваться). Вы действительно думаете, что сигареты все это могут?
На самом деле сигареты — не магическое средство и не могут сделать все то, что им приписывается.

III. Беседа о долговременных последствиях курения
Спросить, в чем состоят некоторые долговременные, опасные для здоровья, последствия курения. Обсудить риск для курильщика заболеть и умереть от рака, сердечно-сосудистых заболеваний.
Ведущий. Курение является главным фактором риска нескольких видов рака, заболеваний сердца и хронических заболеваний органов дыхания.
Пусть дети обсудят эффект, который курение оказывает на организм немедленно.
Попросить детей ответить на вопросы:
1. Как курит тот, кто только начал? В группе или один?
2. Отличается ли это от того, как курят давно курящие?
3. Думаешь ли ты, что взрослым курильщикам трудно бросить? Почему? Могут ли люди на самом деле зависеть от сигарет?

Педагог-психолог. Большинство курильщиков проходят через одни и те же стадии: пробуют курить, курят от случая к случаю, становятся заядлыми курильщиками.
Люди, курящие много (30 и более сигарет в день), обычно с огромным трудом отказываются от этой привычки, потому что становятся психологически и физиологически зависимыми.
Курение становится сейчас все более неприемлемым социально, все больше и больше взрослых людей бросают курить. За последние 20 лет число курящих снизилось на 12%. Сегодня главная проблема — это возрастание количества девочек-подростков, которые курят. За 10 лет их количество возросло на 7%.

IV. Главные выводы занятия 
Подростки переоценивают количество курящих людей. Некурящих большинство.
Сигареты не являются магическим средством и не имеют всех тех эффектов, которые им приписываются.
Существует множество немедленных и отсроченных влияний курения на организм.
Курильщики проходят через ряд стадий при формировании вредной привычки.
Курение постепенно становится все менее и менее социально приемлемым.
Дым от сигарет потенциально опасен для некурящих.

ВАРИАНТ 2. Алкоголь: мифы и реальность

I. Описание влияния алкоголя на организм
Педагог-психолог. Алкоголь всасывается через стенки желудка и кишечник и попадает непосредственно в кровяное русло. Затем с кровью он попадает в мозг, оказывая подавляющее действие на активность коры головного мозга.
Если алкоголь замедляет деятельность мозга (является депрессантом), как вы думаете, каковы некоторые физиологические и поведенческие эффекты воздействия алкоголя на организм?
Провести групповую дискуссию о физиологических и поведенческих эффектов влияния алкоголя на организм.
Небольшие дозы алкоголя:
 снижают способность ясно мыслить и принимать решение;
 заставляют почувствовать небольшое расслабление;
 заставляют почувствовать себя более свободным и смелым, чем обычно.
Большие дозы алкоголя:
 замедляют деятельность отдельных областей мозга;
 вызывают головокружение;
 снижают координацию;
 приводят к затруднениям речи, ходьбы, стояния;
 приводят к эмоциональной взрывчатости или подавленному настроению.
Некоторые люди могут:
 временно отключиться или потерять память вследствие влияния алкоголя на их мозг.
Поведенческие проявления воздействия алкоголя:
 драки/ссоры/насилие;
 громкие разговоры, крик;
 неприятное поведение;
 глупость/дурашливость;
 легкомыслие.
Алкоголь является психоактивным веществом. Люди употребляют психоактивные вещества вследствие различных причин. Прием психоактивных веществ может иметь вредные последствия.

II. Объяснение причин
Убедить подростков в том, что большинство взрослых употребляют алкоголь только иногда и в умеренных доза

Педагог-психолог. Какой процент населения употребляет алкогольные напитки? (Получить приблизительные оценки, проголосовать.) Реальные цифры таковы — 70%. Одна треть всех взрослых не пьет вообще!
Подсчитайте процент людей, которые напиваются до полного опьянения и попадают в происшествия в связи с этим.
 (Получить предположения подростков, проголосовать.) Реальные цифры — 10–12% взрослых являются сильно пьющими, выпивают за один прием 150 г водки и больше, пьют не реже чем раз в неделю.
Объяснить подросткам, что люди могут пить по-разному.
Попросить перечислить те модели употребления алкоголя, которые они видели. Записать на бумаге (алкоголь употребляют во время обеда, во время праздников, в общественных местах, кафе, ресторанах, после окончания рабочего дня).
Модели употребления алкоголя: на вечеринках; на семейных праздниках; перед едой «для пищеварения»; в ресторанах, кафе, барах; на улицах (чаще пьют пиво — прямо из бутылок на больших городских праздниках); на пляже во время отдыха; в общественном транспорте.
Модели поведения:
1. Полная трезвость. Около 30% взрослых не пьют вообще. Причины: нелюбовь к спиртному, религиозные убеждения, аллергия, бывшие алкоголики, которые излечились и боятся рецидива.
2. Ритуальное употребление алкоголя. Это употребление алкоголя в контексте религиозных служб или семейных ритуалов или обрядов.
3. Социальное употребление алкоголя (за компанию). Около 55% всех взрослых называют себя пьющими за компанию. Они употребляют алкоголь в подходящем месте и в подходящее время.
4. Проблемное употребление алкоголя. Алкоголь используется как средство для устранения проблем и отрицание чувств. В этом случае пьют слишком много и слишком часто. Такое поведение является разрушающим и часто усиливает проблемы человека, вместо того чтобы устранить их.
Попросить детей перечислить некоторые из вредных последствий такого типа употребления алкоголя (драки, плохое самочувствие, дорожно-транспортные происшествия, хронические заболевания, связанные с алкоголем).
Последствия: ссоры с близким человеком; чувство вины перед другим и перед собой; снижение самоуважения; развод в семье; смерть или несчастный случай.
Педагог-психолог. Существует несколько вариантов употребления алкоголя. Некоторые (например, ритуальные или социальные) обычно считаются приемлемыми для большинства взрослых людей. Тем не менее отдельные модели употребления алкоголя могут быть опасными и разрушительными.
В сознании подростков цифры пьющих и сильно пьющих взрослых людей значительно преувеличены.

III. Обсуждение мотивации употребления или неупотребления алкоголя
Спросить подростков, почему люди пьют и почему не пьют. Разделив лист бумаги на две части, заполняем табличку.

I. Мозговой штурм
Провести мозговой штурм причин, по которым люди стесняются своего телесного облика. Для этого на одной половине листа бумаги выписываются мнения о том, чего стесняются люди, а на другой — причины стеснения.

II. Лепим фигуру
Разделить подростков на три группы. Предложить вылепить из пластилина любые части человеческого тела. Каждый ребенок выполняет задание самостоятельно, не советуясь и не договариваясь с другими. Возможен вариант, когда участники договариваются. Это служит дополнительным диагностическим критерием на значимые детали тела.

III. Обсуждение
Готовые части тела соединить в единую фигуру. Каждая подгруппа демонстрирует свое произведение, называет, что это за существо, как функционирует, что может и что ему недоступно. Участники из других подгрупп также высказывают свое мнение, принимают участие в обсуждении.
Попросить каждого подростка рассказать, какую часть тела он лепил, почему и какими качествами, благодаря этому, стала обладать сделанная фигура.

IV. Выводы
Завершить обсуждение кратким резюме по поводу индивидуальной стратегии работы и непохожести одного тела на другое.
• Излишне акцентируя внимание на отельных частях тела и игнорируя другие, мы тем самым формируем искаженный образ тела, создавая дефицит телесного опыта.
• Человек стесняется своего тела чаще всего из-за насмешек других людей, общественного мнения. По этой причине он может замкнуться в себе.
• Иногда даже человек с хорошей фигурой начинает «комплексовать», так как у него нарушена внутренняя гармония. Он думает, что некрасив, и остальные относятся к нему так же.
• Следует повышать свою самооценку, любить себя таким, каков ты есть, потому что ты такой один — единственный и неповторимый, несмотря на все твои недостатки.

Занятие 3.

 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Цель: исследовать процесс принятия решения группой.
Задачи:
обучить эффективному поведению в процессе поиска согласия в группах;
получить информацию о коммуникативных процессах в группе и о существующих в ней отношениях доминирования и руководства;
способствовать сплочению участников группы.
Время: 40 минут.
Материалы: копии инструкции, листы бумаги, карандаши.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Педагог-психолог. Сегодня мы на примере игры узнаем, как и почему люди принимают решения. Чем старше вы становитесь, тем более сложные решения вам придется принимать. Наша игра даст вам возможность поучиться принимать решения.

I. Инструкция
Каждый участник получает указание за 15 минут выполнить задание по инструкции. Предварительно дать определение неизвестных слов.
Педагог-психолог. Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и находящегося на ней груза уничтожены. Теперь яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно, потому что навигационные приборы испорчены. По самым благоприятным оценкам, вы находитесь примерно в тысяче миль к юго-западу от ближайшего берега.
Ниже приведен список из 15 предметов, которые не пострадали от пожара. Кроме того, у вас осталась резиновая спасательная шлюпка с веслами, достаточно большая, чтобы вместить вас, остальной экипаж и все перечисленные ниже предметы. Плюс к тому в карманах у всех вас в сумме набирается пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять долларовых банкнот.
Ваша задача — расставить все предметы из списка по их важности для выживания. Самый важный предмет получает номер 1, следующий — номер 2 и так далее до номера 15, который наименее важен.

• Секстант
• Зеркальце для бритья
• Бочонок воды
• Противомоскитная сетка
• Одна коробка с армейским рационом питания
• Карты Тихого океана
• Подушка для сиденья (одобрено как плавсредство службой спасения на водах)
• Баллон дизельного топлива
• Транзисторный приемник
• Репеллент для отпугивания акул
• Двадцать метровсветонепроницаемого пластика
• Одна бутылка спиртного
• Пятнадцать метров нейлоновой веревки
• Две коробки шоколада
• Набор рыболовных принадлежностей

II. Выработка решения
После того как каждый закончил работу над своим списком, группа получает 20 минут для выполнения следующей задачи.
Надо выработать общее для всей группы решение, руководствуясь специальным методом достижения консенсуса. Он предусматривает достижение согласия всех членов группы относительно позиции каждого предмета в списке.
После того как группа завершит свою работу над списком, посмотрите в приложении к занятию, каким должен быть правильный порядок. Можно сравнить результаты работы каждого участника с результатом, который был получен группой в целом.

III. Обсуждение процесса принятия решения
Проводится в форме групповой дискуссии.
1. Какие стили поведения способствовали или препятствовали достижению согласия?
2. Какие отношения лидерства и подчинения выявились в процессе принятия общего решения?
3. Кто участвовал в выработке консенсуса (единого мнения), а кто нет?
4. Какой была атмосфера в группе во время обсуждения?
5. Удалось ли использовать возможности группы оптимальным образом?
6. Как можно улучшить процесс принятия общего решения?

Выводы
Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка важности предмета из списка будет соответствовать мнению всех участников. Некоторые рекомендации по достижению соглашения:
• не ставить свое мнение превыше всего; подходить к каждому вопросу с позиций логики;
• не отказываться от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта; поддерживать только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти;
• избегать таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усреднение, торг;
• относиться к расхождениям во мнениях как фактору, который способствует принятию решения, а не препятствует ему.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАНЯТИЮ

 

Пять этапов принятия решений
1. Проясни для себя, какое решение необходимо принять.
2. Продумай все возможные альтернативы (что ты можешь сделать в этой ситуации).
3. Собери информацию, необходимую для принятия решений.
4. Продумай последствия каждой альтернативы (подумай, что произойдет при принятии каждого возможного решения).
5. Выбери наилучшую альтернативу и осуществи необходимые действия. Будь уверен, что доведешь решение до конца.

Ответы и их обоснование
Эксперты считают, что главным для потерпевших крушение посреди океана является то, что может привлечь к ним внимание, и то, что может поддержать их существование, пока не появится помощь. Навигационные приборы и спасательные шлюпки особого значения не имеют. Даже если небольшой спасательный плот и может доплыть до ближайшего берега сам по себе, необходимые запасы продовольствия на нем не уместятся. Поэтому первостепенную важность приобретают зеркальце для бритья и канистра с горючей смесью. И то и другое можно использовать для сигнализации. Менее важны запасы воды и пищи, например ящик с армейским рационом питания.
Ниже ранжирование оставшихся на яхте предметов приводится вместе с его обоснованием. Краткие пояснения, разумеется, не исчерпывают всех способов применения каждого предмета, а отмечают только самые главные из них.
1. Зеркальце для бритья.
Чрезвычайно важное средство привлечения внимания воздушной службы спасения.
2. Баллон дизельного топлива.
Важное средство сигнализации: пятно горючей смеси будет держаться на поверхности воды, где его можно поджечь с помощью спичек и долларовых банкнот.
3. Бочонок воды.
Необходим для восполнения потери жидкости в организме.
4. Одна коробка с армейским рационом питания.
Основной запас питания.
5. Двадцать метров светонепроницаемого пластика.
Можно использовать для сбора дождевой воды и для защиты от непогоды.
6. Две коробки шоколада.
Резервный запас питания.
7. Набор рыболовных принадлежностей.
Поставлен ниже шоколада, потому что «синица в руках лучше журавля в небе». Рыбу еще поймать надо.
8. Пятнадцать метров нейлоновой веревки.
Веревкой можно привязать нужные вещи, чтобы они не свалились за борт.
9. Подушка для сиденья (одобрена как плавсредство службой спасения на водах).
Если кто-то окажется за бортом, ее можно использовать как спасательное средство.
10. Репеллент для отпугивания акул.
Понятно, для чего он может понадобиться.
11. Одна бутылка спиртного.
Спиртное можно использовать как антисептик в случае травмы. Во всех остальных отношениях он бесполезен. Прием спиртного внутрь вызовет жажду.
12. Транзисторный приемник.
Бесполезен, потому что не укомплектован передатчиком и находится вне зоны приема коротковолновых радиостанций.
13. Карты Тихого океана.
Бесполезны в отсутствие другого навигационного оборудования. И вообще неважно, где находитесь вы. Важно, где находятся спасатели.
14. Противомоскитная сетка.
Посреди Тихого океана москитов не бывает.
15. Секстант.
Без навигационных таблиц и хронометра бесполезен.

Основное соображение, на основании которого средства сигнализации помещены выше средств поддержания жизни (пища, вода), состоит в том, что без средств сигнализации практически нет шансов быть замеченными и спасенными. Более того, практика показывает, что в большинстве случаев спасение происходит в пределах первых полутора суток после катастрофы, а в течение этого времени можно продержаться без воды и питья.

Занятие 4.
Я И МОИ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

Цель: показать спектр ролей личности; дифференцировать свое «Я» и роли, роли и маски.
Задачи:
предоставить детям возможность попытаться изменить свое поведение;
предоставить детям возможность применить новые формы поведения в ситуациях, приближенным к реальным;
смоделировать более успешные формы поведения, разыграть их в безопасной обстановке;
дать детям возможность испытать незнакомые чувства, воспринять новые мысли и идеи;
дать обратную связь.
Время: 40 минут.
Материалы: не требуются.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Педагог-психолог. Есть мнение, что человек представляет собой набор ролей. В каждый момент мы не только можем считать себя сложной совокупностью ролей, но с течением времени роли, которые нам приходится играть, расширяются, углубляются или временно отходят на второй план, а то и постепенно исчезают из репертуара. Одни из них постоянно общаются между собой, другие ведут уединенный образ жизни.
Короче говоря, каждого из нас можно считать группой. Момент несовпадения роли и внутреннего «Я» позволяет говорить о масках. Эти маски могут принимать множество различных форм. Например, каждый из вас, сидя за партой, надевает маску хорошего ученика. Выйдя из школы, в кругу друзей, вы меняете маску. Дома она приобретает новый облик.
Маски создаются для того, чтобы помочь людям справляться с жизнью, и поэтому их можно считать «масками приспособления». Каждая из них имеет свою природу. Они создаются для определенной цели. Всем им есть что о себе сказать, и любая история будет связана с чувствами, которые оказываются слишком сильными, чтобы их сдерживать. Поэтому человеку требуется маска, чтобы их скрыть, сковать и отделить от себя.
Таким образом, с одной стороны, маска предохраняет человека, с другой — является окном в его сложный внутренний мир.

I. Групповая дискуссия
Обсудить спектр ролей, присущих человеку, в частности подростку. Мнения детей выписываются на большой лист бумаги. Например, подросток может иметь следующие роли: ученик, сын, брат, покупатель, друг и др.
Выяснить — когда, зачем и в каких ситуациях человек надевает маски. Не имея возможности выразить свои истинные чувства, мы скрываемся за масками, например, «пофигиста», «тусовщика», «крутого парня», «нытика и зануды» и др.

II. Игра «Маски, которые мы надеваем»
Разбить детей на пары. У каждой пары должно быть два стула. Предложить разыграть небольшую сценку из жизни, например: покупатель — продавец, ученик — учитель, родитель — ребенок и т.д., где один участник «надевает» маску. Затем дети меняются местами, и второй участник становится маской первого, то есть происходит вынесение вовне (называние) маски. Далее партнеры разворачивают диалог между маской и «Я». После этого проигрывается маска второго подростка.
Если в начале игры детям сложно справиться с заданием, ведущий должен на примере одной из пар разыграть упражнение.

III. Обсуждение
Попросите детей поделиться своими впечатлениями о том, как развивался диалог и как они чувствовали себя в этой ситуации.

IV. Выводы
В процессе ролевой игры ситуация обретает конкретные черты и становится более понятной детям. Они учатся дифференцировать «Я» и свои роли, роли и маски, называть их (выносить вовне), тем самым позволяя контролировать их и изменять свое поведение в зависимости от ситуации.

Занятие 5.
Я И МОИ СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ
(продолжение)

Цель: формирование навыков преодоления эгоцентризма; определение дистанции и статусных отношений в конфликтных межличностных ситуациях.
Задачи:
научиться принимать ответственность за нормативные нарушения;
принятие переживаний в конфликтных ситуациях;
формирование границ в сложных межличностных ситуациях;
осознание мотивов индивидуального поведения;
формирование навыка эмпатии.
Время: 40 минут.
Материалы: выбирают дети.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Педагог-психолог. В повседневной жизни человеку приходится сталкиваться с проблемами, например, когда он совершает какой-либо проступок. В этих случаях нам трудно адекватно и беспристрастно воспринять ситуацию, взять вину на себя и осознать свои переживания, а также принять точку зрения другого. Вам часто трудно представить себе, что может чувствовать или думать другой человек.
Смена ролей помогает поставить себя на место другого в конфликтных ситуациях — между ребенком и родителями, между ребенком и учителем, между ребенком и сверстниками. Цель смены ролей — добиться понимания чужой точки зрения и тем самым изменить свое поведение или отношение.

I. Мозговой штурм
Детям предлагается ответить на вопрос: когда мы что-то нарушаем, что происходит? Как нас наказывают и что запрещают?
Мнения выписываются на большой лист бумаги и могут быть дополнены ведущим. Например, не разрешают гулять лишний час; не дают карманных денег; не пускают на дискотеку; родители сильно злятся и наказывают по-разному; ставят в угол; не доверят больше чего-то важного; обижаются; прощают; сильно орут; начинается разговор и «промывка мозгов».

II. Групповая дискуссия
Обсудить причины, по которым мы совершаем нарушения.

III. Игра на смену ролей
Разбить участников группы на пары. Задать темы конфликтных ситуаций, например: встреча с контролером в транспорте при безбилетном проезде; вернулся домой с дискотеки наутро; взял без разрешения деньги у родителей и др. (с учетом высказанных мнений). Проиграть ситуацию, в которой попытаться принять точку зрения другого, принять ответственность за содеянный поступок и не дать себя унизить, когда берешь на себя вину.

IV. Обсуждение позиций конфликтующих сторон
Обсудить, как полученные знания можно применить в похожих ситуациях в реальной жизни.

V. Выводы
В конфликтных ситуациях бывает трудно контролировать свое поведение и переживание, что негативно влияет на выяснение отношений. Сумев принять на себя ответственность, нужно также уметь отстаивать свои права, не теряя при этом чувство собственного достоинства.
Смена ролей помогает понять точку зрения другого.

Занятие 6.

 САМООЦЕНКА

Цель: поддержание позитивной самооценки.
Задачи:
обсудить способы поддержания позитивной самооценки;
дать подростку возможность полностью осознать свои силы;
дать возможность каждому члену группы узнать, как его воспринимают другие участники;
предоставить участникам возможность соотнести самооценку и оценку членами группы;
формирование умения слушать и давать обратную связь.
Время: 40 минут.
Материалы: два стула.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Педагог-психолог. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его интересов. На самооценку влияют несколько факторов. Во-первых, представления о том, каков человек на самом деле и каким он хотел бы быть; во-вторых, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие; в-третьих, человек испытывает удовлетворение не оттого, что он просто делает что-то хорошо, а оттого, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

I. Групповая дискуссия
Тема дискуссии: «Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку». Мнения выписываются на отдельный лист бумаги и дополняются ведущим. Например: улучшаем внешность (прическа, макияж, следим за фигурой); занимаемся самообразованием, развитием своих талантов, способностей; достигаем успеха в каком-то деле; обесцениваем других людей; выигрываем конкурсы, соревнования; помогаем другим людям, тем самым повышая свою самооценку; украшаем свой уголок плакатами с надписями: «Ты — лучший!» и т.д.; «нарываемся» на комплимент; иногда рисуемся (делаем то, что не свойственно, но это выглядит «круто», ярко); не ставим глобальных целей; имеем хобби как способ выделиться из толпы; усилием воли стараемся себя перебороть, сделать что-то на грани возможного.

II. Говорим друг другу комплименты
Отдельно — так, чтобы всем хорошо было видно, поставить два стула друг напротив друга. Предложить одному из участников занять один из стульев, все остальные члены группы по очереди садятся на свободный стул и называют ему только его положительные качества. Слушатель может попросить уточнить то или иное высказывание, задать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или оправдание.
Каждый член группы, по возможности, должен занять место слушателя.

III. Обсуждение
Обсудить, что каждый из участников чувствовал и думал в процессе выполнения задания.

IV. Выводы
Чтобы поддержать позитивную самооценку, мы прибегаем к разным стратегиям. Например, подчеркиваем свой позитивный опыт, избегаем постановки глобальных целей, обесцениваем других и др. Таким образом человек формирует несколько образов «Я», строит гибкую и устойчивую самооценку, выстраивая иерархию образов «Я».

Занятие 7. САМООЦЕНКА
(продолжение)

Цель: моделирование своего образа «Я» в будущем дать подростку возможность осознать свои силы;
построить модель из неструктурированного материала образа «Я» в будущем.
Время: 40 минут.
Материалы: пластилин, бумага, цветные карандаши, фломастеры, краски (по выбору).

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

I. Лепим, рисуем
Предложить подросткам вылепить из пластилина или нарисовать модель своего образа «Я» в будущем.

II. Обсуждение
Каждый участник называет фигуру и рассказывает о ней.

III. Выводы
Создание материального образа выносит вовне переживания подростка и дает возможность их отрефлексировать.
Построение идеального образа будущего повышает самооценку в настоящем и актуализирует более точное представление о себе.

Занятие 8. 
НЕАГРЕССИВНОЕ НАСТАИВАНИЕ НА СВОЕМ

Цель: научить подростков неагрессивно настаивать на своем.
Задачи:
идентифицировать общеизвестные ситуации, когда требуется неагрессивно настаивать на своем;
идентифицировать тактики убеждения;
упражняться в навыках вербального неагрессивного настаивания на своем;
упражняться в невербальных навыках неагрессивного настаивания на своем.
Время: 40 минут.
Материалы: большой лист бумаги, фломастеры.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Педагог-психолог. Есть множество ситуаций, в которых трудно честно и открыто выражать свои чувства и настаивать на своих правах, когда они нарушаются. На этом занятии вы научитесь, как эффективно справляться с такими ситуациями, то есть постараетесь неагрессивно настаивать на своем.

I. Мозговой штурм
Перечислить общеизвестные ситуации, когда людям трудно неагрессивно настаивать на своем. Например: сказать «нет» другу; выразить мнение, не совпадающее с мнением другого; попросить снисхождения для себя, попросить об одолжении; сказать человеку, что в нем есть что-то, что сводит вас с ума; высказать претензии; вернуть обратно некачественный товар, купленный вами; сказать продавцу, что он вас обсчитал; сказать учителю или родителю, что он поступил нечестно.

II. Виды поведения и их причины
Педагог-психолог. На приведенные выше ситуации можно реагировать тремя разными способами. Первый — быть пассивным, то есть никак не реагировать. Такое пассивное поведение предполагает избегание конфронтации, игнорирование ситуации или предоставление активности другому человеку. Второй — агрессивное поведение. Это включает атаку на другого человека, чрезмерное реагирование. Третий — неагрессивное настаивание на своем, которое предполагает умение постоять за свои права, честно и открыто выразить себя, свое отношение и быть ответственным за свое поведение.
Существуют разные причины того, почему люди иногда не настаивают на своих правах и не выражают свои чувства. Например: не хотят начинать спор или ссору; не хотят устраивать сцен; боятся, что будут выглядеть глупо; не хотят оказаться замешанными в драку; не хотят оскорбить другого человека; рационализируют, говоря, что на самом деле это не так уж важно, чтобы вокруг этого создавать проблему.

III. Выгоды неагрессивного настаивания на своем
Спросите детей, какие преимущества, по их мнению, можно получить, умея неагрессивно настаивать на своем. Выпишите это на лист.
Примеры ряда преимуществ: личное удовлетворение; повышение вероятности того, что вы получите то, что хотите; возрастающая самооценка; повышение чувства контроля за своей жизнью; понижение тревоги из-за межличностных конфликтов; повышение способности стоять за свои права и не допускать, чтобы люди брали над вами верх; уважение и симпатия со стороны окружающих.

IV. Упражнения для выработки вербальных навыков неагрессивного настаивания на своем
Ведущий. Первая важная область неагрессивного настаивания на своем включает обучение умению сказать «нет» или стоять на своем, когда что-то требуют или просят.
Умение сказать «нет» включает три компонента:
а) скажите о вашей позиции;
б) назовите причины или суждения в пользу этой позиции;
в) признайте позицию и чувства другого человека.
Другая область неагрессивного настаивания на своем включает умение попросить об одолжении или настаивать на своих правах:
а) скажите о том, что ситуация или проблема должна быть изменена;
б) потребуйте, чтобы ситуация была изменена или проблема разрешена.
Последний навык включает умение выражать чувства, как положительные, так и отрицательные. Например: «Ты мне нравишься на самом деле», «Я на тебя очень зол», «Я ценю, что ты это сказал», «Это меня на самом деле злит» и т.д. Я-высказывания отражают неагрессивное настаивание на своем: я чувствую; я хочу; мне не нравится; я могу; я согласен.
А теперь давайте разыграем сценки, иллюстрирующие вербальный навык неагрессивного настаивания на своем.

V. Упражнения по выработке невербальных навыков неагрессивного настаивания на своем
Педагог-психолог. Идентифицируйте и поупражняйтесь в следующих невербальных навыках неагрессивного настаивания на своем, предполагающих как словесное высказывание, так и соответствующее невербальное сопровождение: громкость голоса; поток произносимых слов; контакт глаз; выражение лица; положение тела (позы); дистанция.
Попросить подростков разыграть ситуации, приведенные выше, но на этот раз сконцентрироваться на невербальных компонентах.

VI. Выводы
Неагрессивное настаивание на своем служит вашим интересам, отстаивает ваши права, позволяет открыто и честно выражать себя и при этом не задевает прав других людей.
Оно повышает вероятность получения того, что вам в жизни надо, и приносит личное удовлетворение.
Неагрессивное настаивание на своем включает невербальные и вербальные компоненты и может быть сформировано путем упражнений.

Занятие 9.

КОНФЛИКТ

Цель: развитие навыков общения в конфликтных личностных ситуациях.
Задачи:
обсуждение реакций, возникающих в конфликтных личностных отношениях;
моделирование и выработка навыка приемлемого ответа в конфликтных ситуациях.
Время: 40 минут.
Материалы: большой лист бумаги, карандаши, фломастеры.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

I. Мозговой штурм
Мозговой штурм проблемы личностных конфликтов. «Когда тебе предлагают, например, совершить негативный поступок, но который может возвысить тебя в глазах сверстников, как ты реагируешь?» Записать мнения подростков на листе бумаги. Обсудить, почему эта тема может вызывать затруднения.

Мнения подростков: возникает реакция отказа; посылаешь на фиг; хочется быстрее вообще уйти; испытываешь страх; разочаровываешься в человеке, который тебе это предлагает.

II. Разыгрывание сценки (роли написаны на листочке)
Участники разыграли сцену, в которой участнику предлагается выслушать собеседника.
1 человек:— Ты знаешь, я хочу тебе что-то предложить...
2 человек:— Ну? Было бы интересно, — говорит равнодушно.
Далее следует молчание.
2 человек: — Чего же ты молчишь? Давай говори!
1 человек: — Если бы это было так легко, то...
2 человек его перебивает, раздраженно: — Слушай, ты меня уже достал! Или ты говоришь, или я пошел! — демонстративно уходит.
1 человек: — Да нет, ничего... в следующий раз.
2 человек: Безразлично: — Ну как хочешь! Отворачивается.
После этого предложить подросткам высказать свои соображения по поводу разыгрываемой ситуации.
Мнения детей: нельзя агрессивно выражать свои чувства, особенно если человек тебе дорог; надо всегда выслушать до конца, а если человек не может сказать, то помочь ему; дать понять, что для тебя это важно; никогда не сдаваться и доводить все до конца; если твой друг или подруга так реагируют, то, может быть, стоит пересмотреть отношения.
Педагог-психолог. На примере разыгранной ситуации мы видим, что страх, возникающий когда тебе хотят что-то предложить, может «маскироваться». В данном случае он проявился через агрессивное поведение 2 человека. Мы должны использовать другие, позитивные модели поведения. Выражение страха или агрессия являются неэффективными и во многом могут спровоцировать или усилить ситуацию конфликта.

III. Моделирование приемлемых ответов
Смоделировать и проиграть варианты приемлемых ответов, которые не обидят собеседника и не вызовут у него состояния дискомфорта.
В процессе занятия разыгрывается несколько сцен с различными сюжетами.

IV. Выводы
В межличностном общении могут возникнуть ситуации, в которых человек, особенно молодой, испытывает затруднения в обращении к другому человеку или не знает, что и как ответить, чтобы не создать конфликта. Приемлемым считается ответ, который демонстрирует, прежде всего, уважение к другому, честность, прямоту, тактичность, откровенность.

Занятие 10.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ

Цель: подведение итогов групповой работы.
Задачи:
получить обратную связь от участников группы;
создать позитивную атмосферу прощания.
Место проведения: комната психоразгрузки.
Время: 40 минут.
Материалы: плотный лист цветной бумаги, карандаши, ручки, фломастеры.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Вариант I
Каждый ребенок складывает лист бумаги пополам, как поздравительную открытку, кладет на внешнюю сторону открытки свою ладонь, обводит ее карандашом и пишет внутри «руки» свое имя. (Рука является личным символом открытости для других.) Затем подросток передает свою открытку соседу слева, который должен написать что-нибудь внутри. Карточки передаются до тех пор, пока каждый не напишет по предложению остальным.

Вариант II
Раздать подросткам по листу бумаги и фломастеру. Попросить их написать свои инициалы в правом верхнем углу. Педагог-психолог также подписывает свой листок. Каждый ребенок пишет короткую строчку, с которой будет начинаться поэма. Дальше участник передает свой листок соседу слева, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму. После того как каждый напишет по одной строчке на всех листках, законченная поэма возвращается автору первой строки.
Примеры для образца:
Мы много узнали и стали умней...
Наша группа словно цветок...
Мне так хорошо, я знаю так много...

После того как все поэмы будут написаны, педагог-психолог читает  сначала свою. Потом спрашивает, кто еще хочет прочитать свою поэму.

Получение обратной связи
Раздать участникам группы листы и попросить ответить на вопросы:
Что больше всего понравилось в занятиях? Что не понравилось совсем? О чем бы еще хотели узнать? Что, на ваш взгляд, было лишним? Какая форма работы понравилась и запомнилась больше всего? Что нового узнали?
Некоторые высказывания детей: понравилось то, что мы откровенно обсуждали свои проблемы, анализировали различные мнения; мы разобрали не так уж много психологических ситуаций — их могло быть больше; хотелось бы узнать более тонко психологию людей; мы сблизились с первого занятия и могли обсуждать то, что не могли обсуждать раньше; нашел выход для себя из трудных ситуаций; узнали о себе больше; хочется больше узнать о ревности друзей и подруг; научились выражать открыто свое мнение и не бояться этого; получили информацию о вредных привычках.

Используемая литература:

1. Никитина Л.Е., Серякова Н.А. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств. М.: АРКТИ, 2007

2. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М.: Издательство «Ост-89», 20023.

3. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков. Практическое пособие. М., 2008

Приложение 1

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

1. ШКАЛА ТРЕВОГИ

Автор: С.Касьянов «Психологические тесты», «Издательство «Эксмо», 2003 год

Инструкция: Вашему вниманию предлагается тест, состоящий  из 60 вопросов. На каждое утверждение ответьте «да» или «нет».

  1. Я могу долго работать не уставая.
  2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне или нет.
  3. Обычно руки и ноги у меня тёплые.
  4. У меня редко болит голова.
  5. Я уверен в своих силах.
  6. Ожидание меня нервирует.
  7. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
  8. Обычно я чувствую себя вполне счастливым.
  9. Я не могу сосредоточиться на чём-либо одном.
  10. В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял всё то, что мне поручали.
  11. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
  12. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
  13. Я думаю, что я не более нервный, чем большинство других людей.
  14. Я не слишком застенчив.
  15. Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.
  16. Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
  17. Я краснею не чаще, чем другие.
  18. Я легко расстраиваюсь из-за пустяков.
  19. Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку.
  20. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.
  21. Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.
  22. Обычно я спокоен и меня нелегко расстроить.
  23. Меня часто мучают ночные кошмары.
  24. Я склонен всё принимать слишком всерьёз.
  25. Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.
  26. У меня беспокойный и прерывистый сон.
  27. В играх я предпочитаю, скорее, выигрывать, чем проигрывать.
  28. Я более чувствителен, чем большинство других людей.
  29. Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.
  30. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие.
  31. Мой желудок сильно беспокоит меня.
  32. Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами.
  33. Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.
  34. Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть.
  35. Я легко прихожу в замешательство.
  36. Временами я становлюсь настолько возбуждённым, что это мешает мне заснуть.
  37. Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.
  38. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.
  39. Я никогда не опаздывал на свидание или работу.
  40. Временами я определённо чувствую себя бесполезным.
  41. Иногда мне хочется выругаться.
  42. Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо.
  43. Меня беспокоят возможные неудачи.
  44. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
  45. Меня нередко охватывает отчаяние.
  46. Я – человек нервный и легко возбудимый.
  47. Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.
  48. Я почти всегда испытываю чувство голода.
  49. Мне не хватает уверенности в себе.
  50. Я легко потею даже в прохладные дни.
  51. Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.
  52. У меня очень редко болит живот.
  53. Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
  54. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте.
  55. Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения.
  56. Я легко расстраиваюсь.
  57. Практически я никогда не краснею.
  58. У меня гораздо меньше различных опасений и страхов, чем у моих друзей и знакомых.
  59. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
  60. Обычно я работаю с большим напряжением.

ИНТЕРПРИТАЦИЯ ДАННЫХ:

В 1 балл оцениваются:

ответы «да» к высказываниям: 6,7,9,11,12,13,15,18,21,23,24,25,26,28,30,31,32,33,34,35,

36,37,40,42,44,45,46,47,48,49,50,53,54,56,60.

ответы «нет» к высказываниям: 1,3,4,5,8,14,17,19,22,39,43,52,57,58.

Лживыми считаются ответы «да» к пунктам: 2,10,55

и «нет» к пунктам: 16,20,27,29,41,51,59.

Суммарная оценка

40 – 50 баллов – очень высокий уровень тревожности.

25 – 40 баллов – высокий уровень тревожности.

15 – 25 баллов – средний уровень тревожности (с тенденцией к высокому).

5 – 15 баллов – средний уровень тревожности (с тенденцией к низкому).

0 – 5 баллов – низкий уровень тревожности.

2. ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК

(опросник К.Леонгарда)

Этот тест предназначен для выявления акцентуаций характера, т. е. определенного направления характера. Включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера.

Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья школа говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность испытуемого

к педантизму. Пятая выявляет повышенную тревожность, шестая - склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая –  о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая -  силу и выраженность эмоционального реагирования.

Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается.

Инструкция: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» («да»), если нет -- знак «» («нет»). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов «нет».

Текст опросника

1. У вас чаще веселое и беззаботное настроение?

2. Вы чувствительны к оскорблениям?

3. Бывает ли так, что у вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т. п.?

4. Сделав что-то, вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?

5. В детстве вы были таким же смелым, как все ваши сверстники?

6. Часто ли у вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?

7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компании?

8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек?

10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?

11. Предприимчивы ли вы?

12. Вы быстро забываете, если вас кто-либо обидит?

13. Мягкосердечны ли вы?

14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?

15. Стремитесь ли вы всегда считаться одним из лучших работников?

16. Бывало ли вам страшно в детстве во время

грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте)?

17. Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок?

18. Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств?

19. Любят ли вас ваши знакомые?

20. Часто ли у вас бывают чувство внутреннего

беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?

21. У вас часто несколько подавленное настроение?

22. Бывали ли у вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв?

23. Трудно ли вам долго усидеть на одном месте?

24. Если по отношению к вам несправедливо

поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы?

25. Можете ли вы зарезать курицу или овцу?

26. Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть висят неровно, или вы сразу же стараетесь поправить их?

27. Вы в детстве боялись оставаться одни в доме?

28. Часто ли у вас бывают колебания настроения?

29. Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?

30. Быстро ли вы начинаете сердиться или впадать в гнев?

31. Можете ли вы быть абсолютно, беззаботно веселым?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас?

33. Как вы думаете, получился бы из вас ведущий в юмористическом спектакле?

34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?

35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у вас неприятных ощущений?

36. Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью?

37. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают?

38. В темный подвал вам трудно, страшно спускаться?

39. Предпочитаете ли вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки?

40. Общительны ли вы?

41. В школе вы охотно декламировали стихи?

42. Убегали ли вы в детстве из дома?

43. Кажется ли вам жизнь трудной?

44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым?

45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувство юмора?

46. Предприняли бы вы первые шаги к примирению, если вас кто-либо обидел?

47. Вы очень любите животных.

48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случилось?

49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами и вашими близкими может случиться что-то страшное?

50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?

52. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит?

53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?

56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?

57. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что на глазах выступают слезы?

58. Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в ваших мыслях?

59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?

60. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище?

61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была только на одном и том же месте?

62. Бывает ли так, что, будучи перед сном в хорошем настроении, вы на следующий день встаете в подавленном настроении, длящемся несколько часов?

63. Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь?

66. Можете ли вы быть приветливым даже с тем, кого вы явно не цените, не любите, не уважаете?

67. Вы подвижный человек?

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом?

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы?

72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя?

73. В вашей молодости вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности?

74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?

75. Часто ли вас тянет путешествовать?

76. Можно ли ваше настроение измениться так резко, что ваше состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным?

77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей в компании?

78. Долго ли вы переживаете обиду?

79. Переживаете ли вы долгое время горести других людей?

80. Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницу в вашей тетради, если случайно оставили в ней кляксу?

81. Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?

82. Часто ли вы видите страшные сны?

83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что

можете внезапно выпасть из окна?

84. В веселой компании вы обычно веселы?

85. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь?

87. В беседе вы скудны на слова?

88. Если бы вам необходимо было играть на сцене, вы могли бы настолько войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра?

При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в ключе к методике. Акцентуированные личности не являются патологическими.

Они характеризуются выделением ярких черт характера. За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.

Ключ

1. Г1. Гипертимы Ч3 (умножить значение на 3)

+: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77, --: нет

2. Г2. Возбудимые Ч2

+: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81;--: 12, 46, 59

3. Г3. Мотивные Ч3

+: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79; --: 25

4. Г4. Педантичные Ч2

+: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83; --: 36

5. ГГ5. Тревожные Ч3

+ : 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82; --: 5

6. Г6. Циклотивные Ч3

+ : 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84; --: нет

7. Г7. Демонстративные Ч2

+ : 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88; --: 51

8. Г8. Неуравновешенные Ч3

+ : 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86 ; --: нет

9. Г9. Дистимные Ч3

+ : 9, 21, 43, 75, 87; --: 31, 53, 65

10. Г10. Экзальтированные Ч6

+ : 10, 32, 54, 76 ; --: нет

Описание акцентуаций по Леонгарду

1. Демонстративный тип. Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения.

2. Педантичный тип. Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов,

о долгом переживании травмирующих событий.

3. Застревающий тип. Основная черта этого типа - чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей.

4. Возбудимый тип. Таким людям свойственны повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуждениями.

5. Гипертимический тип. Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения

в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.

6.Дистимический тип. Этот тип является противоположным предыдущему, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью.

7. Тревожнобоязливый тип. Основные черты - склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.

8. Циклотимический тип. Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимических фаз.

9. Аффективноэкзальтированный тип. Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.

10. Эмотивный тип. Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.

Возможно применение опросника как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника  - в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов.

3. КРИТЕРИИ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА

(анкета для учителей для оценивания ребенка)

(«Детская психология», Москва, 2008 год)

Автор: Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает что-то, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность — 15—20 баллов.

Средняя агрессивность — 7—14 баллов.

Низкая агрессивность — 1—6 баллов.        

4. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СКЛОННОСТЕЙ

Автор: Паршина Наталья Павловна,

методист по воспитательной работе

районного методического кабинета

р. п. Рудня

Цель: выявление коммуникативной развитости учащихся

Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет».Ели Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «- ».Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

Вопросы

1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения?

2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?

5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из – за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?

15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе ( классе )?

16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать сое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Лист ответов

1

3

5

7

9

11

13

15

17

19

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне коммуникативных способностей ребенка:

Низкий уровень – 0,1 – 0,45

Ниже среднего – 0,46 – 0,55

Средний уровень – 0,56 – 0, 65

Выше среднего – 0,66 – 0, 75

Высокий уровень – 0,76 – 1

5. ТЕСТ «КАК У ВАС С САМООЦЕНКОЙ?»

(Автор: Л.Ф.Анн «Психологический тренинг с подростками», С – П, 2003)

Инструкция: отвечая на данные утверждения, указывайте выбором оценок, насколько перечисленные состояния человека присущи вам лично.

Утверждения

очень часто

часто

иногда

редко

никогда

1. Я часто волнуюсь понапрасну.

4

3

2

1

0

2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

4

3

2

1

0

3. Я боюсь выглядеть глупцом.

4

3

2

1

0

4. Я беспокоюсь за своё будущее.

4

3

2

1

0

5. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

4

3

2

1

0

6. Как жаль, что многие не понимают меня.

4

3

2

1

0

7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.

4

3

2

1

0

8. Люди ждут от меня очень многого.

4

3

2

1

0

9. Чувствую себя скованным (скованной).

4

3

2

1

0

10. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

4

3

2

1

0

11. Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.

4

3

2

1

0

12. Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.

4

3

2

1

0

13. Я не чувствую себя в безопасности.

4

3

2

1

0

14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

4

3

2

1

0

15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

4

3

2

1

0

Ключ:

Если количество баллов МЕНЬШЕ 10, вам нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация – это та, которую вы высекли сами или помогли разжечь.

Если сумма ПРЕВЫШАЕТ 30, то вы сами недооцениваете себя.

Набранное количество баллов ОТ 10 ДО 30 свидетельствует о психической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Вам по плечу серьёзные дела. Дерзайте!

6. МЕТОДИКА «КТО Я?»

(автор: В.А.Степанов «Психологические тесты», М.,2001 год)

Инструкция

В течение 15 мин вы должны ответить на вопрос:  «Кто Я?», использовав для этой цели 20 слов или предложений. Не старайтесь отобрать правильные или неправильные, важные или неважные ответы. Пишите их так, как они приходят вам в голову.  

Обработка  

Прежде всего посмотрите, сколько слов и предложений вы успели написать за 15 мин.

Если ответов у вас очень мало — не более 8, это означает, что вы или не хотите предъявлять себя даже самому себе, или — это встречается чаще — просто не думаете о себе и пользуетесь в повседневной жизни лишь некоторыми наиболее простыми и очевидными характеристиками.

От 9 до 17 ответов — это средний, умеренный уровень самопредъявления (предъявления себя). Подумайте, что вам помешало дать большее число ответов? Может быть вы слишком тщательно отбирали слова для ответа? Характерно это для вас в других ситуациях? Запишите свои ответы на эти вопросы. Они могут подсказать вам, над чем именно стоит поработать.

Если ответов более 17, у вас высокий уровень самопредъявления. Вы смотрите на себя с разных сторон, раздумываете о себе, не стесняетесь себя самого.

Просмотрите еще раз список ответов. Нет ли у вас повторяющихся ответов. Может быть в несколько различающихся словах вы писали об одном и том же. Обратите на это внимание. Вполне возможно, что какая-то тема вас особо волнует. Для определения уровня самопредъявления такие высказывания надо посчитать за одно. Подумайте, почему вы «застряли» именно на этой характеристике. О чем она говорит? Маловероятно, что это произошло случайно.

У вас ответов больше 22? Не перехитрили ли вы самого себя? Может быть, вы решили — задача в том, чтобы написать как можно больше, и стали писать что попало. Перечитайте свои ответы, сколько из них действительно характеризует вас, а сколько написано случайно, просто так?

Дополнение: Теперь об ответах с точки зрения содержания. Большинство начинает с биографических или формальных характеристик. «Юноша», «девушка», «житель…», «ученик…». Сосчитайте, сколько такого рода ответов. Если их большинство, то вы представляете себя как некоторую сумму формальных характеристик — достаточно очевидных социальных ролей (ученик, сын, брат, член автомобильной секции…), возраста — всего того, что ясно и без попыток заглянуть внутрь себя. Не было ли желания спрятаться от самого себя, когда вы отвечали?

Еще раз посмотрите свои ответы. Поставьте около каждого из них «+», если это вам в себе нравится, «-», если не нравится, «0», если вам все равно, и «?», если вы не можете решить, нравиться вам это в себе или нет. Посчитайте количество знаков. Хотя это и неточная оценка, но и она может помочь выяснить: принимаете вы себя или отвергаете, любите или нет, безразличны или не знаете, как вы к себе относитесь.

Еще один существенный момент. Проверьте, сколько у вас ответов типа «хороший», «плохой», «умный», «злой», «неудачник». В какой мере они являются результатом раздумий о себе, а в какой — ярлыком, который  к вам прицепился или который вы сами себе прикрепили. Ярлыки нередко приобретают прочность стен. Стены будут мешать развитию личности, для роста нужен простор. Это трудный вопрос, он требует серьезных раздумий.

Приложение 2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

с обучающимися «группы риска», состоящими на учете в ОДН и пед.учете

№ занятия п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Сроки проведения

1

Вступительное занятие

2

20.09.2021 г.

27.09.2021 г.

2

Употребление психоактивных веществ: мифы и реальность

2

4.10.2021 г.

11.10.2021 г.

3

Принятие решений

2

18.10.2021 г.

25.10. 2021 г.

4

Я и мои социальные роли

2

8.11.2021 г.

15.11.2021 г.

5

Я и мои социальные роли (продолжение)

2

22.11.2021 г.

29.11.2021 г.

6

Самооценка

2

6.12.2021 г.

13.12.2021 г.

7

Самооценка (продолжение)

2

20.12.2021 г.

27.12.2021 г.

8

Неагрессивное настаивание на своем

2

10.01.2022 г.

17.01.2022 г.

9

Конфликт

2

24.01.2022 г.

31.01.2022 г.

10

Заключительное занятие

2

7.02.2021 г.

21.02.2022 г.



Предварительный просмотр:

                                                                                               «Утверждаю»

                                                                                                                          Директор МОУ «СОШ № 15»

                                                                                                                               Коваленко С.В. _______________

                                                                                                                 «__»  сентября 2021 года

СОВМЕСТНЫЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА — ПСИХОЛОГА

И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»

на 2021 — 2022  учебный год

Название этапа деятельности

Цель деятельности

Форма проведения

Сроки проведения

Ответственный

1

Установочно – мотивационный

Предоставление

информации обучающимся, педагогам, родителям о том, почему необходимо уделять внимание психическому здоровью школьников, проведению профилактических мероприятий, формирование базы данных на обучающихся «группы риска»

Индивидуальные беседы, опросы

Сентябрь

2021 года

Федякова Л.В.

Семенченко Т.В.

2

Аналитико – диагностический

Выявление индивидуальных психологических особенностей обучающихся для подбора методов и форм в работе с ними

Опросы, психодиагностика

Сентябрь

2021 года,

по необходимо-

сти в течение года

Федякова Л.В.

3

Просветительский

а) просвещение обучающихся, педагогов и родителей по результатам психодиагностических исследований личностных особенностей обучающихся

б) просвещение педагогов и родителей на темы (по ситуации):

«Детский суицид. Психологический взгляд»

«Употребление наркотиков детьми школьного возраста»

«Возрастные психологические  особенности детей школьного возраста»

«Влияние семьи на становление личности ребенка»

«Стили семейного воспитания в семье»

«Психологическая готовность к ВПР и ГИА»

Информирование педагогического коллектива, родителей обучающихся о результатах проведённой психодиагностики детей, подборе методов для работы с ними

Психопросвещение педагогов, родителей о причинах отклоняющегося поведения

Беседы, консультации по результатам психодиагностик

Индивидуальные консультации, раздаточный информационный материал в виде памяток

Сентябрь

2021 года,

по необходимо-

сти в течение года

В течение года и по запросу

Федякова Л.В.

4

Профилактический

Проведение профилактической работы с обучающимися

Индивидуальные беседы, коррекционные занятия по запросу, консультации по обращению

Совет по профилактике правонарушений среди обучающихся

В течение года по циклограмме

1 раз в четверть (последняя неделя)

Федякова Л.В.

Семенченко Т.В.

5

Консультационный

Информация для учителей и родителей по итогам проведённых профилактических мероприятий, разрешение возможных проблем по запросу

Индивидуальные или групповые консультации

В течение года, по циклограмме, по запросу

Федякова Л.В.

Составители: педагог – психолог МОУ «СОШ № 15»: Федякова Л.В.

                       социальный педагог МОУ «СОШ № 15»: Семенченко Т.В.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагога-психолога Сергеевой О.П. на тему: « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционнанная) общеобразовательная школа VIII вида» "

В Данной  методической разработке обобщен опыт работы педагога-психолога Сергеевой О.П. в начальных классах (VIII вид), где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья....

Альбом для работы психолога по коррекции мелкой моторики

МОТОРИКА(лат. motor — приводящий в движение) — вся сфера двигательных функций организма человека, объединяющая их биохимические, физиологические и психологические системы.Мелкая моторика- это со...

Альбом для работы психолога по коррекции внимания

Внимание как познавательный процессПонятие внимания, как и всегда, вызывает живой интерес у психологов, да и у других специалистов, поскольку оно обеспечивает объяснение совершенно разных психол...

Альбом для работы психолога по коррекции мышления

Мышление- одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным...

Система работы психолога с педагогическим коллективом инновационного образовательного учреждения.

Обобщение опыта  работы педагога -психолога с педагогическим коллективом....

Способ организации работы психолога с детьми и коллегами в образовательном учреждении, посредством методов позитивной психологии

Опыт школьного психолога по работе с персоналом школы и учениками в направлении профилактики эмоционального выгорания. Статья была опубликована в мае 2016 года в журнале "Школьный психолог"...

описание психолого-педагогических технологий работы психолога в образовательной организации

Приоритетным направлением государственной политики в области образования, согласно закону РФ “Об образовании”, является состояние здоровья школьников России. Согласно данным, представленны...