Работа с педагогическим коллективом
учебно-методический материал

Нарежная Лидия Николаевна

Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального «выгорания». Это связано с тем, что труд педагога отличается высокой эмоциональной загруженностью: необходимость общаться в течение дня со всеми участниками образовательного процесса (дети, педагоги, родители, администрация), большая ответственность за жизнь, здоровье детей, а также за качество усвоенных ими знаний, умений и навыков, необходимость быть всегда «на высоте» (использовать новые приемы, технологии в работе, быть выдержанным и корректным, приятным во внешности и общении).

   Одной из форм эффективной психологической помощи педагогам  является тренинговое занятие, которое поможет снизить эмоциональную перегрузку и мышечное напряжение, развить позитивное восприятие себя, актуализировать внутренние ресурсы человека

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов «Вы все сможете».

Цель: профилактика профессионального «выгорания» педагогов.

Задачи:

  1. Предупреждение и снятие психологической перегрузки педагогического коллектива.
  2. Развитие позитивного отношения к себе, осознание собственной самоценности.
  3. Оказание помощи в осознании личностных ресурсов и внесении возможных корректив в исполнение своих жизненных и деятельностных функций.
  4. Снятие мышечного напряжения и развитие умения расслабляться.
  5. Способствование  отреагированию  педагогами негативных эмоций (злость, обида, страх).

   Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального «выгорания». Это связано с тем, что труд педагога отличается высокой эмоциональной загруженностью: необходимость общаться в течение дня со всеми участниками образовательного процесса (дети, педагоги, родители, администрация), большая ответственность за жизнь, здоровье детей, а также за качество усвоенных ими знаний, умений и навыков, необходимость быть всегда «на высоте» (использовать новые приемы, технологии в работе, быть выдержанным и корректным, приятным во внешности и общении).

   Одной из форм эффективной психологической помощи педагогам  является тренинговое занятие, которое поможет снизить эмоциональную перегрузку и мышечное напряжение, развить позитивное восприятие себя, актуализировать внутренние ресурсы человека

                               

        План занятия.

  1. Упражнение – приветствие «Добрый день».
  2. Знакомство (имя, настроение, где работаем, можно коротко о себе, что хотите).
  3. Игра «Ветер дует на того, кто…»
  4. Игровое упражнение «Трамвайчик».
  5. Упражнение «Дождик».
  6. Мозговой штурм «Как справиться с эмоциональным выгоранием?» (способы саморегуляции в ситуации стресса).
  7. Теория «Естественные приемы регуляции организма».
  8. Упражнения на снятие напряжения.
  9. Игровое упражнение «Бумажные мячики».
  10. Упражнение «Пишущая машинка».
  11. Танец – игра.
  12. Притча про стакан.
  13.   Релаксация «Водопад».
  14. Рефлексия.
  15. Волшебная шкатулка.

               Ход тренинга:

      1.    Упражнение – приветствие «Добрый день».

       2. Знакомство (имя, настроение, где работаем, можно коротко о себе, что хотите).

       3.          Игра «Ветер  дует на того, кто…»

             - родился осенью,

             - у кого карие глаза,

             - кто вкусно пообедал,

             - кто родился летом,

             - кто любит кошек,

             - кто родился весной,

             - кто родился зимой.

             - кто любит сладкое,

             - кто проснулся с хорошим настроением,

             - кто любит комнатные цветы,

             - кто сегодня с радостью шел на работу,

             - кто ждет отпуска.

  1. Упр. «Трамвайчик».  Отправимся в путешествие в мир общения на трамвайчике.   Поставить пустой стул.  «А я еду, а я тоже, а я зайцем. А я с…

  1.          Упражнение “Дождик”

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

  1. Мозговой штурм «Как справиться с эмоциональным выгоранием?» (способы саморегуляции в ситуации стресса).

  1. Естественные приемы регуляции организма:
  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
  • наблюдение за пейзажем за окном;
  • рассматривание комнатных цветов в помещении, фотографий и других приятных или дорогих для человека вещей;
  • мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
  • "купание" (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • чтение стихов;
  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Конечно, нужно правильно уметь расслабляться, владеть техниками управления своим психоэмоциональным состоянием.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

  • эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
  • эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
  • эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

  1. Упражнения на снятие напряжения.

А сейчас я хочу предложить вам несколько упражнений, которые снимут ваше напряжение и которые вы можете использовать в повседневной жизни.

"Дышите глубже"

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из трёх фаз вдох - пауза - выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох - пауза - выдох. Начните с 5 секунд. Попробуем!

Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза. Попробуем!

Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят, клин клином вышибают, и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.

Упражнение "Лимон"

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что "выжали" весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Следующая техника "Ластик"

Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Упражнение "Муха"

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение “Растем”

Участники находятся в круге. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10—20 стадий. После выполнения упражнения полезно сразу же перейти к упражнению “Потянулись — сломались”.

Упражнение "Сосулька" ("Мороженое")

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе. Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.

  1. Игровое упражнение «Бумажные мячики».

Чтобы у нас не копились отрицательные эмоции, их необходимо отреагировать. В этом нам поможет игра Бумажные мячики. Разделиться на 2 команды.

  1. Упражнение  «Пишущая машинка».
    Цель: мобилизируется внимание, улучшается настроение, повышается активность.
    Давайте представим себе, что все мы – большая пишущая машинка. Каждый из нас – буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по две-три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, «смех», и тогда тот, кому достаётся буква «с», хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «м», и снова общий хлопок и т. д. Пробел между словами – всем нужно встать.

Тренер распределяет по кругу буквы по алфавиту.
Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала.

А напечатаем мы фразу: «Здоровье – дороже золота» Уильям Шекспир.

  1. Танец – игра любая.
  2. ПРИТЧА ПРО СТАКАН

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"

- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут -  это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

  1.   Релаксация «Водопад».
  2. Рефлексия.

- Ваши ощущения после тренинга, настроение?

-Что понравилось? Что не понравилось?

- Что было полезным?

- Удалось ли вам расслабиться? Снять напряжение?

  1. Волшебная шкатулка.

Упражнение 15.  «Волшебная шкатулка» 

Цель: поднятие настроения.

Воспитателям  предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

Варианты пожеланий:

- Тебе сегодня особенно повезет!

- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

- Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!

- Сделай себе подарок,  ты его заслуживаешь!

- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

- Сегодня твой день, успехов тебе!

- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

- Верь в себя и все получится!

- Сегодня тебя будет преследовать удача!

- Пусть тебя обнимет счастье!

- Смело иди вперед, там тебя ждет только лучшее!

- Живи и радуйся, остальное приложится!

- Пусть в твоей душе воцарится гармония!

- Пусть твои глаза всегда сияют!

- Не удивляйтесь, если сегодня вдруг начну сбываться несбыточные мечты!

- Думайте о хорошем и все будет хорошо!

 Пусть сегодня будет все ВЕЛИКОЛЕПНО, а в остальные дни – все ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!

- Берегите себя – купайтесь в счастливых моментах!

- Все будет хорошо, а завтра еще лучше!

Себя надо любить и хвалить. Не поручать же такое ответственное дело чужим людям!

Улыбнись, когда на небе тучи. Улыбнись, когда в душе ненастье.   Улыбнись… и сразу станет лучше. Улыбнись, ведь ты же чье-то СЧАСТЬЕ!

Главное – верить. Если веришь, то все обязательно будет хорошо – даже ЛУЧШЕ, чем  ты сам можешь  устроить!

Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность.

Живи так – чтобы люди, столкнувшись с тобой, УЛЫБНУЛИСЬ, а общаясь с тобой, стали чуточку СЧАСТЛИВЕЙ…

Чтобы жить и радоваться, нужно всего две вещи: во-первых – ЖИТЬ, а во-вторых – РАДОВАТЬСЯ!

Не печальтесь из-за ерунды, ерунда же из-за вас не печалится.

Если дела идут не так, как ты хочешь – дай им пройти мимо! Это… не твои дела!

Даже после небольшой улыбки, в организме обязательно дохнет один маленький микроб. Улыбайтесь чаще!

Никогда не сдавайтесь, и вы дойдете до своей цели!

Будет новый рассвет – будет море побед! И не верь никогда в то, что выхода нет!

Укрепляют организм -  радость, юмор, оптимизм!

Разрешаю счастливым событиям выстраиваться в очередь, чтобы со мной случиться!



Предварительный просмотр:

Анкета

«Самоопределение уровня готовности педагога к воспитательной работе»

      Просим вас сосредоточиться и ответить “да”, “иногда”, “нет” на каждый предлагаемый вопрос. Вопросы составлены на основе научных данных, но не волнуйтесь, это не экзамен. Важно, чтобы вы, отвечая, не старались лукавить перед собой. Не чувствуйте себя разочарованными, если результаты тестирования не соответствуют вашим ожиданиям: вы получите возможность остановиться и оглядеться, оглянуться на себя. У вас возникли вопросы, сомнения? Постарайтесь самостоятельно или с помощью коллег разрешить их. Пусть критическое осмысление своей деятельности поможет вам в работе с учащимися.

I. Моя профессия

  1. Вы всегда мечтали о профессии учителя?
  2. Вы случайно стали учителем?
  3. При возможности вы поменяли бы свою профессию?
  4. Вы считаете, что профессия учителя одна из главных?
  5. Вы с радостью идете на работу в школу?
  6. На процесс воспитания вы смотрите с “оптимистической гипотезой”?
  7. Дети вас часто раздражают?
  8. Вы устаете от общения с людьми?
  9. Даже в свободное время вы думаете о своей работе?
  10. Вы регулярно читаете “Учительскую газету”?
  11. У вас неплохая библиотека педагогической литературы?
  12.  Вы отдаете предпочтение той художественной литературе, где показаны отношения между людьми, их переживания, судьбы?
  13.  В отпуске вы скучаете без своих учеников?
  14.  Вы самокритичны?
  15.  Вы увлечены своим предметом?

Подсчитайте очки.
Ответ “да” – 2 очка; “иногда” – 1 очко; “нет” – 0 очков.
При завышенной самооценке отнимите от общей суммы 2 очка; при заниженной – прибавьте 2 очка.

^ Если вы набрали 22 и более – нет повода для беспокойства и сомнений. Ваша профессия – единственная для вас. Выбор сделан правильно. Ваши личностные качества (ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, добросовестность) – залог успеха. Да, и на вашем пути встречаются трудности, но в вас есть силы преодолевать их.

^ Если вы набрали от 18 до 21 очков – не отчаивайтесь. Вас посещают сомнения в выборе профессии. Иногда ситуация так сложна, что вы в отчаянии, но проходят трудные моменты в работе, и вам вновь кажется, что лучше ваших учеников нет на свете, вы опять с радостью идете в школу и в который раз убеждаетесь, что быть учителем не так уж плохо.

^ Если вы набрали от 14 до 17 очков – есть, над чем подумать, поразмыслить. Ваш выбор стать учителем был случайным? А может быть, вас удерживает в школе тот факт, что вы не знаете, где было бы вам более интересно? А если вы не любите детей? Они раздражают вас – тогда подумайте, может быть, пока не поздно, надо поменять профессию? Если вы просто устали, раздражены – успокойтесь, обдумайте ситуацию, поищите в себе силы, чтобы новый день начать по-новому.

^ Если вы набрали 13 или менее очков – все равно не все потеряно. Вы на старте. Впереди сложная, интересная дорога, а “дорогу осилит идущий”. Постарайтесь найти привлекательные черты в вашей профессии.

II. Мои знания

  1. В вашем дипломе по педагогике “хорошо” или “отлично”?
  2. В институте вы считали педагогику не главным предметом?
  3. Вы постоянно ощущаете дефицит в психолого-педагогических знаниях?
  4. При решении педагогических проблем вы обращаетесь к психолого-педагогической литературе?
  5. Вы участвовали в научно-практических конференциях?
  6. Вы принимали участие в педагогических чтениях?
  7. Вы покупаете психолого-педагогическую литературу?
  8. Считаете ли вы, что вы все знаете?
  9. Вы назовете хотя бы 5 современных ведущих ученых, занимающихся проблемами воспитания? (Назовите.)
  10.  Вы можете назвать статью, книгу по теории воспитания, которую прочитали недавно?
  11.  Вы можете назвать хотя бы нескольких ученых-классиков и их основные психолого-педагогические произведения?
  12.  У вас есть время для чтения другой литературы, кроме методической?
  13.  Вы считаете, что чтение психолого-педагогической литературы – пустая трата времени?


^ Подсчитайте очки.

Если вы набрали 22 и более очков – у вас выражен интерес к психолого-педагогической науке. Вы считаете, что для успешного решения сложных педагогических ситуаций нужна теоретическая база. Поэтому у вас неплохая библиотека Дома вы часто обращаетесь к периодическим изданиям, принимаете участие в научно-практических конференциях. Но все-таки вам кажется, что знания в области теории педагогики недостаточны, и вы стараетесь быть в курсе современных педагогических исследований, все чаще обращаетесь к классической педагогической литературе, посещаете лекции ученых.

^ Если вы набрали от 18 до 21 очков – наверное, вы порой сожалеете, что без должного интереса относились к педагогике, обучаясь в институте? Практика ставит перед вами такие проблемы, что без теоретических знаний обойтись трудно. Вас следует похвалить за то, что вы стремитесь восполнить упущенное. Правда, вы отдаете предпочтение методической литературе, но по возможности не пропускаете научные публикации в периодических журналах.

^ Если вы набрали от 14 до 17 очков –приходится сожалеть, поскольку ваша теоретическая база остается на низком уровне. Более того, вы считаете, что знакомство с психолого-педагогической литературой мало что дает для практической деятельности учителя. Ссылаясь на занятость, вы довольно редко обращаетесь к такой литературе, а сложные публикации, касающиеся теоретических вопросов педагогики, стараетесь пропускать. Порой вам кажется, что знаний, полученных в институте, – достаточно, успех придет с опытом. Но появится ли опыт при таком рассуждении? Измените отношение к науке, иначе – попадёте в тупиковую ситуацию.

^ Если вы набрали 13 очков и менее – не успокаивайте себя, что все еще впереди. Да, базовые знания, если они есть, – основание для работы. А если их недостаточно? Хорошо, если вы не самоуспокаиваетесь и трудовые будни обращают к поиску путей пополнения знаний, повышения своей компетенции. Тогда ситуация не столь тревожна. А если же у вас постоянно нет времени, чтобы сесть за книгу, сходить на лекцию, проблемы в учебно-воспитательном процессе будут расти, как снежный ком.

^ III. Мои ориентации в методике воспитательной работы

  1. В центре внимания вашей воспитательной работы личность ученика.
  2. Вы считаете, что к положительному результату можно прийти, освоив опыт других учителей.
  3. Вы можете реализовать педагогическую идею в практике?
    Вы знаете, в чем заключаются новые технологии воспитания?
  4. Вы хорошо ориентируетесь в современных методах воспитательной работы?
  5. Вы считаете, что явка на все мероприятия, проводимые в классе, обязательна для всех учащихся?
  6. Вы предпочитаете пользоваться готовыми методическими
    разработками?
  7. Вы хорошо знаете своих учеников?
  8. При затруднениях в воспитательной работе вы предпочитаете обратиться к методической литературе?
  9. У вас часто возникают оригинальные идеи в воспитательной деятельности?
  10. Вы проявляете интерес к воспитательной деятельности своих коллег?
  11. Вы с радостью делитесь своими методическими находками в воспитании?
  12. Вас раздражают успехи коллег в воспитании?
  13. Вы испытываете затруднения в выборе форм и методов
    воспитательной работы?


^ Подсчитайте очки.

Если вы набрали 22 очка и более – вы свободно ориентируетесь в выборе методов воспитательной работы. Для достижения положительного воспитательного результата, выбирая методы, вы учитываете условия, в которых протекает деятельность, особенности классного коллектива, индивидуальные особенности учащихся. Вы решаете главную проблему – развитие личности. Предпочитаете творчески подходить к организации воспитательной деятельности, критически относитесь к опыту коллег.

^ Если вы набрали от 18 до 21 очка – вы отдаете предпочтение готовым методическим рекомендациям и разработкам, но похвально, что стремитесь трансформировать их, учитывая особенности детского коллектива, свои возможности, условия жизнедеятельности детей. Вы стараетесь быть в курсе педагогических новаций, но не всегда стремитесь их реализовать в своей практике. Признайтесь, что при проявлении интереса к воспитательной деятельности своих коллег у вас порой возникают эгоистические настроения. В то же время вы считаете, что обратиться к коллегам – унизительно для вас. Присмотритесь к себе, у вас есть потенциальные возможности для более эффективной, творческой работы.

^ Если вы набрали от 14 до 17 очков – не увлекаетесь ли вы мероприятиями? Не остаются ли без внимания при таком подходе отдельные ученики? У вас нет желания или знаний, умений, чтобы подойти к организации воспитательной деятельности творчески. Вас удовлетворяют готовые методические разработки. Вы мало интересуетесь новыми технологиями воспитания. Вы считаете, что хорошо знаете своих учеников, достаточно уделяете им внимания, явка на мероприятия 100 %, но все чаще и чаще возникают конфликтные ситуации. По-прежнему много в классе учеников, занимающих пассивную позицию. Вам кажется, что администрация школы излишне придирчива к вам.

^ Если вы набрали 13 очков и менее – у вас недостаточно опыта, но есть стремление к самостоятельному конструированию воспитательной деятельности. Вы стараетесь изучить учеников, пытаетесь организовать их жизнедеятельность с учетом новых технологий в воспитании. Часто обращаетесь за советом в выборе форм и методов к своим коллегам. Тогда все трудности преодолимы. Иное дело, если вы довольствуетесь институтским багажом, забывая, что школьная жизнь динамична.

Не думаем, что вы равнодушны к своим проблемам и безразличны к опыту коллег. Не бойтесь просить методических советов, учитесь у других, заставляйте себя чаще обращаться к методической литературе. Критически взгляните на свое отношение к работе.

^ IV. Могу ли я организовать воспитательный процесс

  1. Вы можете назвать 3 воспитательных проблемы? (Назовите.)
  2. В своей деятельности вы строго следуете логике воспитательного процесса?
  3. Для вас привлекателен творческий союз учителей, классных руководителей?
  4. Вы считаете, что у вас нет проблем, а проблемы есть у ваших учеников?
  5. Вы человек организованный?
  6. Вы помогаете ученикам принимать решения?
  7. Вы отвечаете на вопросы учеников насколько возможно терпеливо и четко.
  8. Вы никогда не говорите ученику, что он хуже других.

  9. Вы никогда не наказываете ученика унижением?
  10. Вы никогда не хвалите учеников беспредметно и неискренне?
  11. Поощряете ли вы в учениках стремление к самостоятельности?
  12. Вы доверяете своим ученикам?
  13. Считаете ли вы, что учитель всегда прав?
  14. Умеете ли вы с юмором выходить из неприятных ситуаций?
  15. Вы нетерпеливы с теми, кто не сразу понимает, чего от него хотят?
  16. Организуя воспитательную деятельность, вы ориентируетесь на интересы ученика?
  17. Вы всегда анализируете свою воспитательную деятельность?


^ Подсчитайте очки.

Если вы набрали 22 очка и более – у вас большой опыт организации воспитательной деятельности, которым вы щедро делитесь с коллегами. Вы – источник идей, заражаете своей энергией других. Успехи коллег вас радуют так же, как свои. Если случается конфликт, то, размышляя, кто в нем виноват, обычно начинаете с себя. Вы умеете критически осмыслить и проанализировать свою деятельность. Вы пользуетесь авторитетом у своих учеников, коллег и родителей.

^ Если вы набрали от 18 до 21 очка – ошибка в том, что вы не всегда последовательны в организации воспитательной деятельности. Следовало бы четко продумывать цели и задачи, которые вы хотите реализовать. Признайтесь, что вы не всегда анализируете свою воспитательную деятельность. При выборе форм работы отдаете предпочтение традиционным, проверенным. Вы интересуетесь опытом других, но не всегда стремитесь реализовать интересные идеи в своей практике. Часто принимаете решения сами, а надо поощрять у учеников стремление к самостоятельному принятию решений. Больше доверяйте и советуйтесь с родителями учеников. Главное – вы видите, над чем надо работать, в этом залог успеха.

^ Если вы набрали от 14 до 17 очков – пора бить тревогу. Вы не справляетесь с организацией воспитательной работы. Затрудняетесь организовать себя и учеников. Идеи, которые возникают у вас и у ваших учеников, так и не находят воплощения. В классе часто возникают конфликтные ситуации по разному поводу, которых можно избежать, будь вы более внимательны к ученикам и терпимы. Обратиться за помощью, советом к коллегам, родителям вам не позволяет ваша гордость и, может быть, нежелание “выносить сор из избы”, но о ваших неудачах знают в коллективе. Постарайтесь идти от интересов учащихся. Найдите “болевые” точки, планируйте каждый свой день. Многое зависит только от вас самих.

^ Если вы набрали 13 очков и менее – ваши затруднения естественны. Не отчаивайтесь. Главное – вы хотите работать творчески, вам нравится быть вместе с детьми. Вы критически относитесь к себе, к своей деятельности, вам интересен опыт других. Другое дело, если вы опустили руки из-за неудач, потеряли веру в свои силы, разочаровались в своих учениках. Соберитесь, взгляните на себя и свою воспитательную деятельность критически. При желании вы можете изменить ситуацию.

^ Суммируйте очки по всем четырем группам.

Если вы набрали 80 очков и более – ваш уровень готовности к воспитательной деятельности высокий.

Если вы набрали от 64 до 79 очков – уровень готовности средний.

Если вы набрали от 48 до 63 – уровень готовности низкий.

Если вы набрали меньше 47 очков – уровень готовности базовый.

Определите уровень своей готовности к воспитательной деятельности, еще раз проанализируйте вопросы теста, и вы легко можете ориентироваться в выборе путей повышения уровня своей готовности. Естественно, у каждого будут свои пути и свои способы перехода с одного уровня на другой (от низкого к более высокому). Попытаемся выделить основные:

I. Развивайте в себе профессиональные качества (общительность, доброжелательность, тактичность, любовь к детям, ответственность, увлеченность, самокритичность и др.). Ответ на вопрос “как?” вы найдете в психолого-педагогической литературе.

Советуем обратиться к следующим книгам:

Леви, В. Искусство быть другим. – М., 1981.

Везет же людям. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

Куликова, Л. Н. Воспитай себя. – М.: Просвещение, 1991.

Рыбакова, М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991.

Кузьмина, Н. В. Очерки психологии труда учителя. – М., 1967.

Профессия – учитель. – М.: Педагогика, 1987 и др.

II. Повышайте свой теоретический уровень. Для этого приведите в порядок свою домашнюю библиотеку. Регулярно просматривайте периодическую печать. Найдите время, чтобы обратиться к трудам замечательных педагогов: Ушинского, Каптерева, Блонского, Шацкого, Макаренко, Сухомлинского. Постарайтесь осмыслить их воспитательные идеи. Выступая на педсоветах, методических объединениях, используйте свои знания в области теории вопроса. Узнайте, какие проблемные курсы, семинары проводятся в ИПК, на каких кафедрах, у каких ученых вы можете получить квалифицированную консультацию.



Предварительный просмотр:

Оценка удовлетворенности профессией учителя

(О. М. Чоросова, Р.Е. Герасимова)

ИНСТРУКЦИЯ

Вам предлагается ряд утверждений, с которыми Вы можете, не согласиться или согласиться частично. Вы должны выбрать один из трех предложенных вариантов ответа, который отражает ваше мнение. Затем следует поставить в колонке для ответов рядом с номером вопроса букву выбранного вами ответа.

        Не трате много времени на обдумывание ответов. Дайте тот ответ, который первым приходит в голову. Старайтесь представить наиболее характерную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и, исходя, из этого выбирайте ответ.

        Желательно не прибегать слишком часто к промежуточным ответам типа «не уверен», «нечто среднее», «трудно сказать».

        Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Возможно, некоторые вопросы покажутся вам слишком личными, но вы можете быть уверенны в том, что ваши ответы не будут разглашены. Отвечайте как можно искреннее.

АНКЕТА

  1. Решение моих жизненных проблем (интересная работа, повышение квалификации и т.д.) связано с работой в школе:  

              А) да; Б) отчасти да; В) нет.

  1. Взаимоотношения между сотрудниками на моей работе:

             А) натянутые; Б) зависят от обстоятельств; В) хорошие

  1. Организация труда в школе меня:

            А) устраивает; Б) устраивает частично; В) не устраивает

  1. Я доволен своим положением в коллективе:

            А) да; Б) трудно сказать; В) нет;

  1. Я работаю спокойно, не испытывая напряжения, так как работа меня увлекает:

           А) да; Б) когда как; В) нет;

  1. Кроме учебы у школьников могут быть другие важные для них проблемы:

           а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.

7.  Я всегда, независимо от обстоятельств, сдерживаю свое обещание:

          а) да; б) когда как; в) нет.

8.  Взаимоотношения между членами педагогического коллектива и непосредственным руководителем:

          а) напряженные; б) зависят от обстоятельств; в) хорошие.

9.  Педагогический коллектив, в котором я, работая, считается дружным:

          а) нет; б) трудно сказать; в) да.

10.У меня есть стремление содействовать развитию своей школы:

         а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.

11.Коллеги при решении педагогических задач:

         а) всегда помогают друг другу; б) иногда помогают друг другу; в) решают их каждый

         самостоятельно.

  1. Условия труда на моем рабочем месте удовлетворяют меня:

         а) да; б) трудно сказать; в) нет.

  1. Я считаю, что моя работа в коллективе имеет большое значение:

        а) нет; б) затрудняюсь ответить; в) да.

  1. В целом я оценил бы свою работу как:

        а) интересную; б) в чем-то интересную, а в чем-то – нет; в) неинтересную.

  1. Общение с учащимися меня:

        а) стимулирует; б) оставляет спокойным; в) утомляет.

16.   У меня бывают такие мысли, которыми мне не хотелось бы делиться с другими людьми:

       а) да; б) иногда; в) нет.

17.  Непосредственный руководитель относится к новым работникам:

         а) с безразличием; б) иногда с безразличием, а иногда с интересом;  в) с пониманием.

18.  Если ко мне обратятся за советом, какое место работы выбрать, я посоветовал бы войти в наш коллектив:

         а) да; б) трудно сказать; в) нет.

19.  Я считаю свою школу одной из лучших в городе (районе):

         а) да; б) сложно сказать; в) нет.

20.  Большинство членов нашего коллектива ладят между собой:

         а) да; б) когда как; в) нет.

21.  В нашем учреждении имеется хорошая возможность восстановить свои силы во время трудового дня (питание, комната отдыха):

         а) да; б) трудно сказать; в) нет.

22.  Я считаю, что в настоящее время мои отношения с коллегами по работе:

          а) напряженные; б) нормальные; в) хорошие.

23.  Я испытываю удовлетворение от своей работы:

          а) да; б) иногда; в) нет.

24.   С учениками я нахожу общий язык:

          а) да; б) когда как; в) с трудом.

25.   Бывает, я передаю слухи:

           а) да; б) иногда; в) нет.

26.   Непосредственный руководитель оказывает сотрудникам эмоциональную поддержку:

          а) всегда; б) иногда; в) никогда.

27.    Когда дело касается моих личных интересов, я могу забыть о своей ответственности перед коллегами:

           а) да; б) когда как; в) нет.

28.     Возможность осуществления моих жизненных планов в связи с работой в этом учебном заведении:

          а) незначительна; б) неопределенна; в) велика.

29.   Взаимоотношения между опытными педагогами и молодыми специалистами в нашей школе: а) очень хорошие; б) зависят от ситуации; в) отсутствуют.

30.  Обеспечение методической литературой, пособиями к урокам я оцениваю как:

        а) недостаточное; б) среднее; в) хорошее.

31.  Свое положение в коллективе в настоящее время я определяю как:

        а) приносящее удовлетворение; б) иногда приносящее удовлетворение, иногда – нет; в)

        неудовлетворительное.

32. Последнее время работа по специальности не приносит мне того удовлетворения, которого  я ожидал:

      а) да; б) иногда; в) нет.

33.  Современные дети:

      а) неуправляемы; б) имеют определенные достоинства и недостатки; в) независимы и талантливы.

34. Я всегда говорю только правду:

       а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.

35.  Мое отношение к непосредственным руководителям можно определить как:

       а) напряженные; б) средние; в) хорошие.

36.  Если я долгое время отсутствию на работе (болезнь, отпуск), то стремлюсь вернуться в свой коллектив:

         а) да; б) когда как; в) нет.

37. Когда о нашем учебном заведении говорят в городе (районе), у меня возникает чувство:

       а) гордости; б) безразличия; в) неловкости.

38.  Я думаю, что педагогический коллектив помогает проявить инициативу и развить способности:

        а) каждому; б) некоторым; в) никому.

39.  Я считаю, что в нашем учебном заведении созданы все условия для успешной работы педагога:

       а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.

40. Среди коллег я пользуюсь уважением:

       а) нет; б) затрудняюсь ответить; в) да.

41. Моя нынешняя работа соответствует моим интересам и склонностям:

      а) да; б) частично; в) нет.

42. Участие в культурно-массовых мероприятиях с учащимися мне:

    а) приносит удовольствие; б) безразлично; в) в тягость.

43. Бывает, что, разозлившись, я выхожу из себя:

        а) да; б) иногда; в) нет.

44. К мнениям педагогов непосредственный руководитель относится:

        а) равнодушно; б) когда как; в) с пониманием.

45.  В свободное время на работе я предпочитаю заниматься делами:

        а) личного характера; б) когда как; в) коллектива.

46.  Если бы мне предложили аналогичную работу в другом учебном заведении, я бы согласился:

        а) да; б) не знаю; в) нет.

47. Взаимоотношениями в своем педагогическом коллективе я доволен:

       а) нет; б) затрудняюсь ответить; в) да.

48.  В целом условия труда в школе я оценил бы как хорошие: а) да; б) трудно сказать; в) нет.

49.  Отношения коллег ко мне в данный момент меня:

       а) устраивает; б) затрудняюсь ответить; в) беспокоить.

50.  В последнее время моя работа мне:

        а) нравится; б) трудно сказать; в) не нравиться.

51. Думаю, что классы, в которых я работаю:

        а) хуже некуда; б)средние; в) удачные.

52.  Я считаю все свои привычки хорошими:

         а) да; б) трудно сказать; в) нет.

53.   В проведении культурно-массовых мероприятий принимает участие наш непосредственный руководитель:

        а) да; б) когда как; в) нет.

54.  Если бы мне сейчас представилась возможность сменить коллектив сотрудников, я бы сделал это:

      а) да; б) не знаю; в) нет.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ  РЕЗУЛЬТАТОВ

Номера вопросов

Количество баллов

Ответ А

Ответ Б

Ответ В

1

2

3

4

1

2

1

0

2

0

1

2

3

2

1

0

4

2

1

0

5

2

1

0

6

2

1

0

7

2

1

0

8

0

1

2

9

0

1

2

10

2

1

0

11

2

1

0

12

2

1

0

13

0

1

2

14

2

1

0

15

2

1

0

16

0

1

2

17

0

1

2

18

2

1

0

19

2

1

0

20

2

1

0

21

2

1

0

22

0

1

2

23

2

1

0

24

2

1

0

25

2

1

0

26

2

1

0

27

0

1

2

28

0

1

2

29

2

1

0

30

0

1

2

31

2

1

0

32

0

1

2

33

0

1

2

34

2

1

0

35

0

1

2

36

2

1

0

37

2

1

0

38

2

1

0

39

2

1

0

40

0

1

2

41

2

1

0

42

2

1

0

43

0

1

2

44

0

1

2

45

0

1

2

46

0

1

2

47

0

1

2

48

2

1

0

49

2

1

0

50

2

1

0

51

0

1

2

52

2

1

0

53

2

1

0

54

0

1

2

       Удовлетворенность профессией оценивается по восьми шкалам:

  • Отношение к учебному заведению;
  • Отношение между педагогами;
  • Удовлетворенность условиями труда;
  • Удовлетворенность педагога своим положением в коллективе;
  • Отношение к работе;
  • Отношение к ученикам;
  • Отношение к руководителю;
  • Отношение к педагогическому коллективу.

Кроме того, анкета имеет шкалу лжи. Чем выше сумма баллов, набираемая по шкале, тем выше удовлетворенность педагога фактором, который данная шкала отражает. Однако если сумма баллов по шкале лжи составит более 6, то результаты можно считать недостоверными.

Оценочная шкала

Номера утверждений

Отношение к учебному заведению

1,10,19,28,37,46

Отношение к учебному заведению

2,11,20,29,38,47

Удовлетворенность условиями труда

3,12,21,30,39,48

Удовлетворенность педагога своим положением в коллективе

4,13, 22, 31,40,49

Отношение к работе

5,14,23,32,41,50

Отношение к ученикам;

6,15,24,33,42,51

Отношение к руководителю

8,17,26,35,44,53

Отношение к педагогическому коллективу

9,18,27,36,45,54

Шкала лжи

7,16,25,34,43,52



Предварительный просмотр:

Тренинг для молодых педагогов «Я современный учитель»

Цель: развитие у педагогов личностных тенденций, осознание мотивационных установок, обучение навыкам уверенного поведения. Определение своего отношения к профессии, определение проблем, «перекосов» в распределении психической энергии.

Задачи:

  • Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста.
  • Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.
  • Гармонизация отношений; углубление процесса самопознания; познание себя при помощи группы; отработка приемов уверенного поведения и усиление чувства уверенности в себе.

- Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, — выразить друг другу радость встречи.

Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы немного пообщаться, чтобы разобраться, какое место в нашей жизни занимает профессиональная деятельность и личные качества.

Данный тренинг носит ознакомительный характер и направлен, в большей степени, на формирование представлений о таком компоненте личности, как уверенность в себе. На нашем тренинге мы попытаемся разобраться, что за феномен уверенность в себе; какие составляющие входят в его структуру и какими же правами, как личности, обладаем мы для того, чтобы поверить в себя и сделать нашу жизнь чуточку счастливее.

Ознакомление с темой тренинга, его целями, режимом работы.

Преподавателям слово дано не для того,

чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.

Василий Осипович Ключевский (1841-1911), российский историк.

Настоящий учитель – не тот, кто тебя постоянно воспитывает,

а тот, кто помогает тебе стать самим собой.

Михаил Аркадьевич Светлов (1903-1964)

русский советский поэт, драматург и журналист, военный корреспондент.

Выработка правил группы производится с помощью мозгового штурма, следует записать все выбранные правила на листе ватмана.

Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:

— Говорить от своего лица.

— Говорить о происходящем здесь и сейчас.

— Избегать оценок.

— Все активны.

— Слушать, не перебивая.

— Конфиденциальность.

— Право на личное мнение.

— Ко всем обращаться по имени.

1.Упражнение «Племя бумба-юмба»

- Мы с вами попали в племя бумба-юмба. Поприветствуем жителей так, как принято в их племени. По сигналу — один хлопок в ладоши — мы должны дотронуться локтями, по сигналу — два хлопка в ладоши — потереться спинками, по сигналу — три хлопка в ладоши- потереться плечами.

Рефлексия: какие чувства вы испытывали?

Информационный блок

- Уверенность в себе — изменчивая, подвижная переменная в уравнении счастливой самодостаточной личности. Это не врожденное качество, оно формируется в течение всей нашей жизни и именно поэтому мы должны приложить усилия, чтобы поверить в себя. Как было бы просто, если бы все мы рождались с определенным уровнем уверенности — раз, и я верю в себя! А если у кого — то низкий уровень уверенности, то можно опустить руки и сказать: что уж поделать, я таким уродился.

Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности такой человек стремится избегать любых форм личного самопроявления. Демонстрация собственного мнения, достижений, желаний или потребностей либо крайне неприятна (вследствие страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках его системы ценностей и представлений.

Существуют также вполне очевидные и простые для наблюдения характеристики поведения, отличающие уверенных в себе людей.

Уверенные в себе люди говорят громко, но не кричат, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят» его глазами, всегда выдерживают определенную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Они умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. Уверенные в себе люди говорят открыто о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение «Я», не боятся выражения личного мнения. От уверенных в себе людей редко можно услышать оскорбления, упреки, обвинения. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица. Нельзя сказать, что эти способности формируются сами собой или что человек уже, рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации, те есть во взаимодействии с социальным окружением.

Таким образом: «Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в отношении своего окружения»

Уверенные в себе люди характеризуются:

• независимостью;
• самодостаточностью.

Внешние признаки уверенного человека:

• выглядит спокойным;
• держится с достоинством;
• открытый взгляд;
• ровная осанка;
• спокойный и уверенный голос.

Уверенный в себе человек умеет:

• отстаивать свою позицию мирно;
• откровенно высказываться без враждебности и самозащиты;
• отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Это прямое, открытое поведение, не преследующее цели причинить вред другим.

Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности - писал А.А. Бодалов. Надо помнить, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека. И поэтому мне хотелось бы с Вами изучить влияние цвета в одежде учителей на эмоциональное состояние учеников во время учебного процесса.

Зрительные раздражения (в данном случае – цвет) воспринимаются зрительным анализатором, т.е. глазом, который преобразует их в нервные импульсы и анализирует эти же раздражения. Известно, что цвета даже могут оказывать физиологическое воздействие на человека и менять его психоэмоциональное состояние.

Что такое цвет? Цвет – один из красочного радужного свечения от красного до фиолетового, а также их сочетания или оттенки. Сергей Иванович Ожегов (1900 – 1964) советский лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор.

Цвет и настроение:

Жёлтый – самый оптимистичный цвет, он создает веселое, приподнятое настроение, помогает сконцентрировать внимание. Улучшает настроение, положительно влияет на нервную систему и внутренние органы. Желтый — мечтательные, полные надежд, не готовые активно действовать, занявшие выжидательную позицию. Символизирует организованность, гармоничность, умственные способности, концентрацию внимания, самоконтроль. Активизирует общение, повышает самооценку. Может означать склонность к критике и нетерпимость к чужому мнению. Золотой — целеустремленные, активные, энергичные. Символизирует власть, чистоту, славу, любовь, мудрость.

Синий и голубой. Эти цвета вызывают ощущение прохлады и успокаивают, причём в большей степени, чем зелёный. Синий уменьшает воспаление и помогает при нарушениях сна, а также при головных болях. Синий — чувствительные, впечатлительные, но спокойные и уравновешенные. Символизирует покой, вдохновение, творчество, самоанализ, разум. Синий – помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не распыляться по мелочам, не разбрасываться. Синий цвет семантически означает покой в душе, спокойное поведение и заботу о том, чтобы делом заниматься честно, не нарушая моральных норм.

Голубой — Символизирует интуицию, эмоциональность, духовность, гармонию. Пассивного человека приводит к печали и унынию.

Фиолетовый — (соединяет в себе синий и красный). Впечатлительные, деятельные. Символизирует творчество, интуицию, интеллект, духовный рост. Злоупотребление может вызвать тоску и депрессию.

Красный. Увеличивает частоту пульса, дыхания, артериальное давление и в целом действует возбуждающе, заряжает энергией, оказывает оживляющее действие и разогревает. Он укрепляет сердце и систему кровообращения. Красный — активные, энергичные, деятельные, оптимистичные. Символизирует возбуждение, агрессию, активность, энергию и силу. Красный В школе учитель должен очень осторожно использовать красный цвет в своей одежде, поскольку при всех положительных характеристиках красный цвет при длительном воздействии способен вызывать агрессию, особенно у детей с неустойчивой нервной системой. Его нужно носить, но тогда, когда нужно произвести впечатление человека авторитетного и компетентного.

Оранжевый. Вызывает чувство радости и благополучия, пробуждает радость жизни и веселье. Помогает при депрессиях, апатии и потере аппетита. Оранжевый — активность, свобода, оптимизм, открытость, общительность. Активизирует замкнутых и недоверчивых людей.

Зелёный. Действует освежающе, успокаивающе. Оказывает мощный антистрессовый эффект, так как успокаивает нервы, устраняет состояние переутомления, усталости. Зеленый — изменение и обновление, равновесие и гармония. Рассеивает отрицательные эмоции, способствует стабилизации сердечно-сосудистой и нервной систем, нормализует давление, головные боли, зрение.

Белый – цвет чистоты и ясности. Несмотря на то, что он является самым светлым в цветовой палитре, белый – довольно строгий цвет. Белый цвет помогает сконцентрироваться, включиться в рабочую атмосферу, придумывать новые идеи, ведь его недаром считают цветом мудрости. Белый — (соединяет все цвета). Открытые к общению. Символизирует очищение, божественность, удачу, готовность освободиться от стереотипов, повышает самооценку. Может создать состояние превосходства над другими.

Черный – элегантный цвет, благородный, сделает ваш облик выразительным, авторитетным, дисциплинированным! Черный — неприятие, конфронтация, депрессия. Символизирует таинственное, неизведанное, задерживает движение вперед, ориентирован на бессознательное.

Розовый – прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Данный цвет необходим при работе с маленькими детьми, именно поэтому его нужно включить в гардероб учителя начальной школы. Розовый — (соединяет в себе красный и белый). Романтичность, эмоциональность, нежность, примирение, чувствительность, изменение точки зрения. Избыток — потребность в защите, уход в мир грез.

Серый цвет подходит людям, желающим следовать принципу: «Быть, а не казаться». символе сдержанности, хладнокровия и мудрости. Цвет подходит для ситуаций, когда нужно выглядеть достойно Женщин, предпочитающих различные оттенки серого, отличает скромность манер, принципиальность и порядочность. серый — это цвет баланса. Но в большинстве случаев человек в сером — это тот, кто не любит привлекать к себе внимание и сохраняет нейтральную позицию.

Серый — (соединяет белый и черный). Безразличные, инертные, равнодушные или здравомыслящие. Символизирует покой, гармонию, равновесие. Дети в тёмно-сером или светло-сером ассоциируются с учениками престижных частных школ, производят интеллигентное впечатление.

Серебряный — женственные, спокойные. Развивает воображение, фантазию, терпимость к мнению окружающих. Помогает увидеть собственные ошибки, устранить споры.

Коричневый — консервативные, сдержанные или тревожные. Символизирует надежность, защиту, прочность.

2.Упражнение «Хвасталки»

— Я хочу поговорить о ваших успехах. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдётся сфера, в которой вы успешны. Вспомните, пожалуйста какое-либо достижение, которое произошло за последнее время, при этом не имеет значение, большое оно или маленькое, главное, чтобы это было важно для вас. Подумайте об этом 1-2 минуты.

— Сейчас вам необходимо сообщить о своих достижениях как можно большему количеству людей. Постарайтесь показать, насколько вас это порадовало. Человек, которому вы скажите об успехе, отвечает: «Я рад за тебя!».

Вопросы:

  • легко ли было говорить о своих успехах;
  • узнали ли вы что-то новое о ком-нибудь;
  • легко ли было радоваться вместе с другими;
  • как чувствовали себя, когда говорили о своих достижениях.

3.Упражнение «Волшебная чашка»

- Сядьте удобно, положите свободно руки на колени, закройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте ее так, как вам хочется. Еще раз внимательно посмотрите на чашку, рассмотрите ее. Наполните ее до краев вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом еще пустая чашка, еще и еще... Отливайте из своей чашки в пустые и не жалейте. А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краев! Что же с ней случилось? Почему так произошло?..

Ваша чашка особенная — волшебная. Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной. Эта чашка — твоя! Она наполнена твоей добротой и уверенностью! Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка!»

Задание: нарисуйте (представьте) свою чашку.

Рефлексия

— Что вы чувствуете после выполнения упражнения?

— Почему ваша чашка всегда оставалась полной?

4.Упражнение «Без маски»

- Мы уже убедились, что в данной группе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем поведать друг другу что-то о себе без всякой предварительной подготовки. Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано на вашей. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Присутствующие будут внимательно слушать вас, и, если они почувствуют фальшь в ваших словах, придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать ответить еще раз. Кто хочет быть первым?

Содержание карточек:

1. «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»
2. «Мне очень трудно забыть, но я...»
3. «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»
4. «Мне бывает скучно, когда я...»
5. «Особенно меня раздражает то, что я...»
6. «Мне особенно приятно, когда меня...»
7. «Иногда люди не понимают меня, потому что я...»
8. «Верно, что я еще...»
9. «Думаю, что самое важное для меня...»
10. «Мои друзья редко...»
11. «Я горжусь тем, что...»
12. «Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...»
13. «У меня возникает чувство сомнения, когда...»
14. «Я заслуживаю того.....»
15. «Я абсолютно уверенна, что......»
16. «Я пока не научилась......»
17. " Я всегда хочу быть...."
18. «Я всегда радуюсь......»
19. «Я стремлюсь к тому......»

5.Упражнение с картиной «Звуковая гимнастика»

Цель: углубление знаний о способах и приемах саморегуляции через дыхание; обучение снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов.

Сейчас мы выполним дыхательную гимнастику, которая эффективно влияет на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Каждый из вас выбрал букву, которую вам надо будет пропеть. В результате этого мы воздействуем на работу всего организма и параллельно снимаем мышечные зажимы. Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, расскажу о правилах: выполняется она в спокойном, расслабленном состоянии, стоя с выпрямленной спиной; сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. (Потренируемся?)

А теперь попробуем спеть все вместе.... Отлично, мышечные зажимы мы сняли, подняли настроение. Время формировать «мышечный корсет»; расправляем спину, расправляем плечи и растягиваем рот до ушей, создаем осанку и мимику победителя.

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
Х — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение

6.Упражнение «Скульптура»

Группа делится на две подгруппы. Одна должна «вылепить» скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая — человека без чувства собственного достоинства. Фигура лепится из одного из участников, которому все участники группы придают необходимую позу, создают ему мимику. Каждая подгруппа выбирает экскурсовода, который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. Экскурсанты (члены второй подгруппы) могут согласиться или не согласиться, внести свои коррективы.

Рефлексия

— Что вы чувствовали в процессе «создания» скульптуры?

— Что чувствовали сами «скульптуры»?

7. Упражнение: «На что похоже настроение?»

Обычно педагоги люди эмоциональные, для нас очень важно, какое настроение вызывает та, или иная деятельность. Сейчас понаблюдайте за собой, на что похоже ваше настроение? Может быть, оно похоже на время года, на природное явление или что-то загадочное. Сейчас я буду передавать ручку, неизменный атрибут педагога и вы будете ассоциировать, на что похоже ваше настроение. Мое настроение сегодня, например, похоже на большой, красивый замок, немного таинственный и загадочный.

8. Упражнение: «Хорошее – плохое»

Мне приятно, что сегодняшняя встреча вызывает у всех приятные ассоциации, но в нашей работе, мы встречаемся как с плохим, так и с хорошим. Раз уж мы говорим сегодня о нашей профессии, а она таит в себе не только хорошее, но и плохое, скажите, что плохого в том, что вы педагог?
Хорошо, верно, а еще, спасибо?  Кроме негатива, конечно же, есть позитив. Не может быть все плохо. Не зря же вы выбрали эту профессию и продолжаете ей заниматься. Скажите, что хорошего в том, что вы педагог? Есть негативное в нашей профессии, но позитивного все равно больше. И это позитивное в нашей душе занимает большое место. Нам это ближе, это определяет наше внутреннее составляющее, наше стремление, наше творчество. Здесь мы можем раскрыться, реализовать наш творческий потенциал.

9. Упражнение: «Ярмарка качеств»

Все мы женщины любим ходить за покупками. Куда чаще всего ходим? На базар. Что мы там делаем? Кто-то покупает, кто-то смотрит, кто-то продает. Сейчас мы с вами отправимся на ярмарку. Но денег с собой не возьмем, а от покупок не откажемся. Разменной монетой будут служить наши личные качества. Мы будем продавать те, которых у нас в избытке, которые, может быть, нам мешают, от которых мы хотим избавиться. Взамен на те, какие нам необходимы в профессии, каких нам не хватает. Красным фломастером напишите, что вы продаете и прикрепите булавкой с левой стороны, синим, что хотите купить, и прикрепите справа. Можете торговаться. Время близится к вечеру. Пора расходиться. Давайте поделимся впечатлениями, что было легче, продать или купить? Что мешало продать вам свои качества? Смогли ли вы купить то, что вам необходимо?

Рефлексия

Вода для древних была источником информации. И сейчас, передадим нашу чашу информации по кругу, и поговорим, что интересного, нужного и полезного вы получили на занятии. Чаша у меня, я буду первая. Я благодарна всем, кто пришел на это занятие. Потому что это важно для меня.

Тренинговое занятие

Сплочение коллектива.

        Тренинг (от англ. train: тренировать, тренироваться) – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции.

        Психологический тренинг – форма активного обучения навыкам поведения и развития личности.  В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.

        Проведение групповых тренингов является достаточно новой формой работы с коллективом. Использование данной формы способствует повышению уровня принятия себя и других, развитию рефлексии, в том числе эмоциональной, стремлению к саморазвитию.

        Для того чтобы образовательные цели были успешно достигнуты необходим сплоченный коллектив единомышленников. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат. Желание идти на работу, стремление к осуществлению поставленных целей и задач во многом зависит от взаимоотношений на рабочем месте. И чем лучше эти отношения, тем выше результаты  труда каждого педагога и коллектива в целом. Поэтому проведение психологических тренингов становится неотъемлемой частью работы психолога в организации.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 Тренинговое занятие «Мы вместе»

Цель: сплочение  коллектива и построение командного взаимодействия.

Задачи:

  • формирование благоприятного психологического климата внутри коллектива;
  • осознание каждым сотрудником своей роли в коллективе;
  • раскрепощение членов коллектива, установление контактов между ними;
  • развитие умения работать в команде;
  • развитие средств эффективного вербального и невербального взаимодействия  в коллективе;
  • сплочение  коллектива.

Участники:  коллектив Центра.

Оборудование: стеклянный шар, шкатулка с зеркалом, тарелка с водой, релаксационная музыка, карточки с незаконченными предложениями, памятки с правилами работы в группе (по количеству участников).

Использованная литература:

  1. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
  2. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.

Ход тренинга

Участники сидят на стульях, расставленных по кругу. Звучит расслабляющая музыка.

Вводный этап

Психолог: Сегодня мы с вами примем участие в тренинге под названием «Мы вместе». В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы выработаем свои правила.

  1. Здесь и сейчас (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждаем только то, что с нами происходит именно здесь)
  2. Говорю только за себя. Все высказывания должны идти только от своего имени: Я думаю, я считаю.
  3. Право говорить и обязанность слушать.
  4. Активность.
  5. Правило «стоп».
  6. Конфиденциальность. Всё, что говорится в группе относительно конкретных участников, остаётся внутри группы.

        А теперь давайте выполним упражнение на знакомство.

Упражнение: 3 слова о себе.

Психолог достает стеклянный шар и предлагает с помощью него познакомиться поближе.  Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.

Основной этап

Психолог: Вот мы с вами и познакомились поближе. А сейчас, закройте пожалуйста глаза.

Упражнение «Шкатулка»

        Цель упражнения: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности каждого участника.

        После того как все участники закрыли глаза, психолог передает по кругу шкатулку со словами: «В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…». Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. (Содержимое шкатулки - зеркало)

        Анализ упражнения:

  1. Что вы ожидали увидеть в шкатулке?
  2. Какие чувства у вас вызвало содержимое шкатулки?

Психолог: Итак, каждый из вас является ценностью для коллектива, каждый уникален и неповторим.

Упражнение «Комплимент»

        Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроения в группе, овладение техникой комплимента.

        Психолог произносит слова из стихотворения:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

        Сейчас, мы будем одаривать друг друга комплиментами. Работа будет проходить в парах (ведущий выбирает одного из участников в кругу и обозначает его пару – соседа по правую руку, следующие пары формируются по данному принципу).

        Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент от собеседника, но и обязательно сделать ему комплимент в ответ (вернуть комплимент). Комплимент принимается в определенной форме: «Да, это так! А еще я...» (добавляется положительное качество), а затем говорит свой комплимент собеседнику в ответ.

Например:

- Галина, ты очень отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

- А у тебя Оля, такие красивые глаза!

        Анализ упражнения:

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
  2. Были ли приятными моменты в упражнении, какие?

Психолог: Вы хорошо справились с заданием. Посмотрим, как вам удастся выполнить новое.

Упражнение  «Цепочки»

   Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Анализ упражнения:

  1. Чем вам понравилось данное упражнение?
  2. Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?
  3. Какие трудности вызвало у вас это упражнение?

Психолог: Итак, любой коллектив – это огромный механизм, работа которого зависит от работы каждого человека. С помощью ряда упражнений, мы попытаемся понять как же налажена совместная работа в нашем  коллективе.

Упражнение «Давайте построим…»

         Цель  упражнения: сплочение коллектива, понимание и прочувствование каждого участника.

        Ведущий выстраивает всех участников в круг, затем просит участников закрыть глаза и перестроиться в квадрат. Психолог спрашивает участников, все ли уверены, что находятся в квадрате, открывать глаза можно только после того, как все участники будут уверены. Затем по аналогии можно построить и другие фигуры.

Анализ упражнения:

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
  2. Что понравилось вам в упражнении?

Упражнение «Тарелка с водой»

        Цель упражнения: развивать взаимопонимание и поддержку в коллективе.

        Участники группы по команде психолога закрывают глаза и молча, по очереди (по кругу) передают тарелку с водой друг другу.

        Анализ упражнения:

        В результат, при передачи  развиваются способы коммуникации, поиск рук партнеров до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

  1. Что, по вашему мнению, не удалось?
  2. Как можно это исправить, что необходимо для этого сделать?
  3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

Завершающий этап (рефлексия)

Упражнение: «Подарок»

 Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 3-5 минут. Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!» Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

В заключении, хотелось бы отметить, что проведение психологического тренинга является интересной и продуктивной формой работы с  коллективом организации. Он позволяет раскрыть каждого сотрудника, повысить уровень сплоченности в коллективе, научить способам решения проблемных ситуаций, возникающих в ходе производственного  процесса, а также снять нервное напряжение путем вовлечения участников в игру. Тренинг – это возможность для сотрудников отвлечься от работы и расслабиться,  пофантазировать, и открыто выразить свои эмоции.

Литература

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89, 2005. – 196 с.
  2. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия/ Под ред. Е.А. Левановой – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
  3. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д. Корвасарского – СПб.: Питер, 2010. – 584 с.
  5. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.

Приложение 1

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

________________________________________________________________________

Мне понравилось_________________________________________________________

________________________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

________________________________________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

________________________________________________________________________

 

 

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

________________________________________________________________________

Мне понравилось_________________________________________________________

________________________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

________________________________________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

________________________________________________________________________

 

 

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

________________________________________________________________________

Мне понравилось_________________________________________________________

________________________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

________________________________________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

________________________________________________________________________

 

 

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

________________________________________________________________________

Мне понравилось_________________________________________________________

________________________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

________________________________________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Правила работы в группе

 

  • Проявлять активность.
  • Слушать друг друга, не перебивать.
  • Быть искренним и открытым.
  • Обсуждать только те процессы, которые происходят в группе в данный момент (принцип «здесь и теперь»).
  • Говорить только от своего лица.
  • Избегать критики при выполнении упражнений.
  • Участник имеет право отказаться от выполнения упражнения, не объясняя причины.
  • Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы (конфиденциальность).

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы педагогического коллектива по теме: «Модульная система реализации метода педагогической поддержки в дополнительном образовании»

В данной статье представлена разработка  модели инновационного образовательно - воспитательного процесса, реализация которого позволяет  решать проблему уровня мотивации учебных, творческих ...

Буклет «Работа с педагогическим коллективом и роль педагога в вопросах профилактики вредных привычек и сохранения здоровья учащихся»

В данном буклете содержатся темы семинаров для педагогов с основным содержанием предлагаемого материала. Главная цель данных семинаров: мотивировать педагогов на работу по профилактике ПАВ....

Педагогический совет "Деятельность педагогического коллектива по работе с неблагополучными семьями"

Цель: привлечь внимание педагогического коллектива к работе с неблагополучными семьями, поиск оптимальных форм и методов психолого-педагогического воздействия для коррекции оздоровления детско-роди...

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

Формы организации методической работы с педагогическим коллективом

Формы организации методической работы с педагогическим коллективом...

План работы с педагогическим коллективом

План работы педагога – психолога МБОУ «Открытая (сменная) школа»с педагогическим коллективом...