Мотивация учения у школьников. Причины отсутствия желания учиться.
статья по психологии

Серенко Евгения Владимировна

Основные причины отсутствия желания учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_motivatsiya_k_bucheniyu_v_shkole.docx52.43 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация к учению у школьников. Причины отсутствия желания учиться.

В последнее время многие родители и учителя отмечают отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания. И действительно, у современных детей наблюдается снижение мотивации к учебному процессу. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению.

Почему это происходит, в чем причины? Что может отрицательно повлиять на желание учиться?! Рассмотрим возможные причины отсутствия и снижения мотивации:

  1. Ребенка рано отдают в школу, а у него еще не произошло биологическое созревание. Биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.  

  1. Родитель полагает, что ребенок готов к школьному обучению, потому что он много знает для своего возраста (учитывается только интеллектуальная готовность). Однако отсутствие произвольного поведения, когда ребенок вынужден подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

  1. Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку в разумных пределах, более мотивированы на учебу. А вот перегрузка ребенка дополнительными занятиями может привести к нежеланию ходить в школу.

  1. Нет основных навыков работы, которые необходимы в учебной деятельности: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время и др..

  1. Другая причина, по которой часто не учатся вполне способные, и даже одаренные дети, - это отсутствие интереса к учебе. Им попросту неинтересно, и никакие ваши убеждения и угрозы здесь не помогут. Единственный выход в этом случае (если ребенок действительно одарен) подыскать школу или программу, вполне адекватную возможностям ребенка. Вернется интерес к учебе - вернется и желание учиться.

  1. Иногда причиной низкой мотивации является несформированность познавательных интересов ребенка. Способности ребенка могут быть достаточно высоки, но область его интересов очень узка.

  1. Снижение мотивации может быть связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками и учителями.
  2. Напряженная домашняя обстановка (ссоры, скандалы, кто-то пьет, требует постоянного ухода) тоже может вызвать у ребенка нежелание ходить в школу. Дети с повышенной тревожностью, чуткие, пугливые, взявшие на себя роль «спасателя семьи» могут попросту бояться оставить свой важный пост, думая, что в их отсутствие может случиться что-то страшное.

  1. Если ребенок, учась в школе, в основном, испытывает психологический дискомфорт (тревожность, страх, эмоциональное напряжение). Стресс блокирует мыслительную и познавательную деятельность. Все силы ребенка будут направлены на борьбу со своей эмоциональной напряженностью, а не на учебный процесс.

  1. При обучении не учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка в развитие мотивационной сферы.

  1. Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка (соматическое состояние ребенка, психологические особенности, особенности умственного развития, различные нарушения (слуха, зрения, речи),  трудности в овладении чтением, письмом, счетом,  и пр.). В этом случае необходимо лечение или специальные коррекционно-развивающие занятия, а также подбор программы, соответствующей возможностям ребенка.

  1. Негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских надежд и ожиданий. Излишняя требовательность со стороны взрослых к высоким результатам учебы может вызывать противодействие ребенка, которое будет выражаться в бессознательном протесте через нежелание заниматься, несмотря на давление со стороны родителей и всякого рода наказания. Следовательно, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки.

  1. Негативное оценочное отношение к личности ребенка (сравнение ребенка с более успешными одноклассниками) формирует у него низкую самооценку и неуверенность в своих возможностях, а это ведет к снижению учебной мотивации.

  1. Педагогически безграмотное обучение также может снижать у ребенка желание учиться.

    И так, если ребенок не хочет учиться, потерял интерес к учебе, значит на то, есть причина, а может быть даже не одна.  И если ваш ребенок болен, испытывает сильную тревогу или у него нарушены отношения с педагогами или сверстниками, то не ожидайте от него потребности в интеллектуальных или творческих достижениях! Помогите ему решить имеющиеся проблемы. А определить возможные причины снижения мотивации поможет психолог. Только тогда Ваш ребенок естественно и безболезненно продолжит свое развитие и обучение!

(Продолжение следует. В следующей статье разговор пойдет о том, как же формировать у детей желание учиться?!).

Вторая статья

И каждого родителя и педагога волнует, как же сформировать у учащихся положительные мотивы к обучению и познанию. И что можно сделать, чтобы ребенок испытывал удовольствие от учебы?

  К сожалению, одной универсальной методики нет, ведь у каждого ребенка есть свои особенности, которые обязательно должны быть учтены.  Многое зависит от воспитательных методов родителей и учителей.

Чтобы ответить на эти вопросы, для начала нужно понять, что такое мотивация?! Само слово «мотивация» произошло от английского «movere» - «двигать». Другими словами, это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. По справедливому наблюдению А. С. Мясищева, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% –от мотивов. Мотивированный человек легко достигает успехов в любой сфере деятельности.

С началом обучения ребенка в школе ведущей деятельностью становится учебной. Учебная деятельность имеет сложную структуру. Одним из главных компонентов которой является мотивация. Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.  Учебная мотивация школьника может быть разной, в зависимости от его возраста и индивидуальных особенностей. Учебная деятельность может побуждаться не одним, а целой системой разнообразных мотивов.  

Виды мотивов

Итак, мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Охарактеризовать мотив – значит ответить на вопрос, ради чего деятельность выполняется. Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

Учебная деятельность школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов. Все эти мотивы учения могут быть разделены на две большие категории – одни из них связаны с самой УД, а другие – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой, то есть социальные мотивы. В некоторых научных работах первые называют внутренними мотивами, а вторые – внешними.

Внешние (социальные).

1. Широкие социальные – долг и ответственность перед обществом, классом, учителем, родителями.
2. Узколичные – стремление получить одобрение, мотивация престижа.
3. Отрицательные – страх наказания, стремление избежать неприятностей со стороны родителей, одноклассников.

Внутренние (связанные с УД) – познавательный интерес, расширение кругозора, стремление овладеть способами действий, стремление овладеть ЗУН и, мотивы, связанные с процессом учения – потребность в интеллектуальной активности, преодоление интеллектуальных трудностей, преодоление препятствий в процессе решения задач.

Вторая статья. Цикл статей об учебной мотивации.

В этой статье мы продолжим разговор о мотивации к обучению. В этой статье разговор пойдет


Итак, для того, чтобы включилась мотивация учения, необходимо 3 компонента: интерес, социальное признание, самооценка (вера в собственные способности).  Учет возможностей ребенка. Рассмотрим эти компоненты более подробно.

  1. Интерес

Без интереса обучение не доставляет радости и пропадает желание учиться. Надо «заинтересовать» ребенка школьными предметами. Воспитывайте в ребенке желание познавать мир! Развить  любознательность, стремление к познанию помогают Разнообразные совместные занятия детей и родителей:

- водите на вставки, музеи, научные центры и др.;

- читайте познавательные книги, листайте энциклопедии;

- смотрите научно-популярные фильмы;

- ставьте опыты и эксперименты (ищите их в интернете, в магазинах продают специальные наборы для этого); (например, живо заинтересоваться процессом роста растений ).

- занимайтесь коллекционированием чего-то, связанного с природой (сейчас в газетных киосках и магазинах продаются);

- покупайте разнообразные периодические журналы познавательного и развивающего характера;

- устраивайте недели разных стран (например, одну неделю вы посвящаете Италии, познакомьте ребенка с традициями этой страны: готовьте традиционные блюда, читайте книги авторов этой страны, смотрите мультфильмы по этим книгам, узнавайте какие знаменитые люди были и есть в науке и искусстве).

- Развить  любознательность, стремление к познанию помогают Интеллектуальные игры – кроссворд, ребусы.

Занятие (или несколько занятий) из предложенного набора или какое-либо самостоятельно изобретенное с учетом конкретных семейных условий становится первым мостиком, ведущим к восстановлению учебной мотивации.

Если в результате психологического обследования ребенка обнаруживается полное отсутствие у него познавательной направленности, то можно предположить, что взрослые никогда не вели с ним совместных познавательных занятий, а за этим часто скрывается отсутствие познавательных ценностей в семье. Однако если консультанту удается убедить родителей, что развитие познавательных интересов - это основное средство помощи их ребенку, то взрослые хотя бы на некоторое время могут "симулировать" отсутствующий у них самих познавательный интерес Причина отсутствия познавательных интересов у ребенка бывает и обратной: родители, чересчур озабоченные его развитием, слишком рано и в неподходящих формах начинают "напичкивать" его знаниями, учить читать, писать и считать.

совместные занятия с познавательной направленностью,
Простейшие варианты совместных познавательных занятий с ребенком - это, например, наблюдение за прорастающими растениями (очень удобный и доступный объект для таких наблюдений - фасоль); фиксация изменений в природе, когда с ранней весны до поздней осени ребенок вместе с родителями, гуляя по ближайшему лесу, определяет по простейшему школьному определителю растения и записывает, какие новые виды цветов появляются каждую неделю; попытки самостоятельного прогноза погоды в соответствии с известными приметами, которые ребенок вместе с родителями отыщет в календаре природы; рассматривание разных мелочей в микроскоп; наблюдения за домашними животными с обязательными записями своих открытий; опыты с набором "Юный химик".
Здесь вы найдете много интересных, познавательных экспериментов для детей.
Какой-либо
кружок с познавательной направленностью может помочь взрослым компенсировать домашний дефицит познавательных ценностей. Особенно удачно, если в кружок ребенка введет кто-нибудь из более старших ребят, уже увлеченных астрономией, компьютерами, историей или насекомыми. Но совместные познавательные занятия должны носить характер вовлечения одного ребенка в сферу интересов другого, а не обычного "подтягивания" отстающего, скажем, по математике. Значимость общения со старшим ребенком может оказаться условием "запуска" познавательных мотивов. Местом совместных занятий детей не обязательно должен быть кружок; дома родители могут устраивать для детей нечто вроде "клуба по интересам", в котором сами принимают посильное участие.

Характеризуя интерес (в общепсихологическом определении - это эмоциональное переживание познавательной потребности) только как один из компонентов учебной мотивации.      Важность создания условий возникновения интереса к учителю, к учению (как эмоционального переживания удовлетворения познавательной потребности) и формирования самого интереса отмечалась многими исследователями. На основе системного анализа были сформулированы основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для ученика (Бондаренко С.М., 1972. С. 251-252). Согласно данным этого анализа, важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.
          Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию
обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче вызвать интерес к учению. Основное средство воспитания устойчивого интереса — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
          
Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней. Но трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.
          
Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Один из приемов возбуждения у учащихся познавательного интереса - "остранение", т. е. показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном. Новизна материала - важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся у школьника знания. Использование прежде усвоенных знаний - одно из основных условий появления интереса. Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу - его эмоциональная окраска, живое слово учителя.

  1. Основа любой мотивации – влияние окружения (одноклассники, учителя, родители).

Общение со старшим по возрасту ребенком с познавательной направленностью.

Иногда успеваемость детей страдает из-за конфликтов в школе. В средних классах (5-8) это встречается особенно часто. Ребенок претендует на роль лидера, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Ребенок попал между двумя "группировками", не может определить свою позицию, конфликтует с обеими сторонами и, естественно, все время оказывается в проигрыше. В класс, где отношения уже сложились, пришел новый, не слишком общительный ученик. Друзей у него нет, во время перемен он один стоит у стенки, не решаясь принять участие в шумных играх одноклассников, не отвечает на неуклюжие "подначки", попытки вовлечь его в общение. Постепенно такой ребенок становится козлом отпущения и, как следствие этого, не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.

Эти и многие другие ситуации объединяет одно - неумение ребенка наладить адекватные взаимоотношения со сверстниками, нарушение его социального функционирования. Нарушение успеваемости здесь вторично, происходит от того, что ребенок живет в постоянном напряжении и постепенно невротизируется. В этом случае необходимо проанализировать причины конфликтов ребенка с одноклассниками, и обратиться к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией. Как и в других случаях, здесь необходимо отыскать ресурс, на который можно опереться при восстановлении нарушенных коммуникаций (например, ребенок прекрасно общается со сверстниками на даче), и оказать ребенку всемерную поддержку в семье. Нарушенные взаимоотношения в школе - это всегда преимущественно беда, а не вина ребенка. Поэтому родителям нужно главным образом думать о том, как ему помочь, а не о том, в чем можно обвинить его самого.

Негативное отношение к школе может быть связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, а это значит, что необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций.

Иногда успеваемость детей страдает из-за конфликтов в школе. В средних классах (5-8) это встречается особенно часто. Дети не посещающие детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.
Эти и многие другие ситуации объединяет одно - неумение ребенка наладить адекватные взаимоотношения со сверстниками, нарушение его социального функционирования. Нарушение успеваемости здесь вторично, происходит от того, что ребенок живет в постоянном напряжении и постепенно невротизируется.

Но в работе с учащимися всех возрастов по формированию устойчивых положительных мотивов одну из важнейших значений имеет личность учителя.


  1. Самооценка. Как правильно хвалить.

Что не нужно делать, чтобы не воспитать в ребенке ненависть к школе и отвращение к знаниям?

Итак, что же нужно делать, чтобы уверенно и наверняка воспитать у ребенка стойкую ненависть к школе и не менее стойкое отвращение к процессу получения знаний?

Вредный совет №2. Выберите какого-нибудь ребенка, сверстника вашего сына (или дочери), который учится лучше, и к которому ваш ребенок уже испытывает стойкую антипатию (это может быть сосед, одноклассник или дочь вашей подруги). Регулярно и подробно рассказывайте вашему ребенку об успехах этого персонажа, о том, как она (он) прекрасно учится, занимается в художественной (музыкальной, математической, астрономической или кулинарной) школе, помогает матери по дому, уважает старших, играет с маленьким братишкой и т. д. и т. п.

Вредный совет №3. Чаще говорите ребенку о его недостатках, по возможности реже упоминая о достоинствах. Не ограничивайтесь общими определениями типа "лентяй", "негодяй", "безмозглый", "безрукий".
Вредный совет №4. Обязательно скажите ребенку о том, что с таким, как он (глупым, малообразованным, нечитающим, физически слабым, трусливым и т. д. - см. Совет третий), никто никогда не будет дружить.

Вредный совет №5. Очень хорошо в присутствии ребенка поругать его учителей и школу в целом.

Учет возрастных особенностей при формировании учебной мотивации

Возрастные особенности.

Кроме того, на учебную мотивацию влияют и возрастные особенности школьника. Конечно же, первоклашка и ученик 8-9 класса относятся к учебе по-разному.

Существуют возрастные особенности развития мотивационной сферы, которые следует учитывать при обучении ребенка. Динамика мотивов учения от 1 к 3 классу: вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к первым результатам учебного труда и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее – к способам добывания знаний. Положительное отношение к учению несколько снижается к концу начальной школы. Это связано с тем, что потребность дошкольника учиться удовлетворена, снята эмоциональная привлекательность, появляющиеся трудности и неудачи также снижают интерес к учению.

Малыш-первоклассник еще совсем не понимает, что учиться хорошо нужно для поступления в ВУЗ и дальнейшего трудоустройства – он просто еще не умеет мыслить такими огромными периодами. При этом перспектива поступления в ВУЗ на желаемую специальность – отличный стимул для учебной мотивации старшеклассника.

Младший школьный возраст (1-3 классы).

В начале учебного года мотивы, связанные с познанием, учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и воля еще недостаточно развиты и только постепенно формируется в процессе самой учебной деятельности. Ценность учения ради знания, потребность постижения нового не ради оценки или избегания наказания – вот что должно быть основой учебной деятельности.

В этом возрасте самооценка ребенка зависит от оценки, которую дают ему родители и учителя. Прочитать у безруких. Какие суждения, замечания о себе ребенок слышит от вас? И учатся они ради родителей.

К тому же дети, особенно младше 14 лет, в большинстве своем не  очень способны к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ними через пять-шесть лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки - непосильный труд для их разума.

Коррекционная работа может вестись, основываясь на возрастные особенности. Каждому возрасту присущи своя направленность и свой мотивационный компонент.

Младший школьник. Коррекционная работа в этом возрасте основана на изменении познавательной сферы. Познания зависят от мотивации. Доминирует личностная мотивация, поэтому мотивационная сфера коррегируется через эмоционально-волевую сферу, получение положительных эмоций при выполнении учебных заданий, преодоление школьных страхов.

В младших классах существует тесная связь между особенностями общения младших школьников с педагогом и формированием у них учебно-познавательных мотивов. Положительное отношение, доверие к учителю вызывает желание заниматься учебной деятельностью, способствуют формированию познавательного мотива учения. Отрицательное отношение к педагогу у младших школьников встречается довольно редко, а конфликтное – весьма часто. У таких детей задерживается формирование познавательных процессов, так как потребность в доверительном общении с педагогом сочетается у них с недоверием, а следовательно, и к учебной деятельности, которой он занимается. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости. Важнейшую роль на развитие учебной мотивации оказывает творческий потенциал педагога. 

Подростки. Коррекционная работа направлена на изменение влияния социальной среды, от которой зависят желания, потребности и мотивы обучения. Успешность обучения основана на социальном статусе школьника, методах и форма организации учебного процесса. Снижение познавательной активности в этом возрасте зависит от отклоняющегося поведения. Компенсаторными механизмами в работе с подростками являются личностно-проблемные занятия, коллективные диспуты. В работе с ними лучше ориентироваться на лидера, формального или неформального, роль руководителя подростками не воспринимается. Усиливается роль и значение внеклассной работы.

     Переход от младшего школьного возраста к старшему сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Возникают различные конфликты эмоциональной и волевой сферы школьника, которые отражаются на учебном процессе в целом. Поэтому организация мотивации учебной деятельности должна быть направлена в большей мере на успех, самостоятельное преодоление трудностей и, что наиболее важно, одобрение. С помощью мотивации одобрения осуществляется выработка чувства уверенности, интереса по отношению друг к другу, к предмету, к стремлению самоутвердиться, страх получить плохую отметку.

Старшеклассники. Повышение мотивации основана на личностно-ориентированной системе учёта индивидуальных возможностей, направленных на самоопределение, стремление сохранить свою индивидуальность, быть самим собой, с учётом мотивов, обусловленных выбором профессии.

Чем могут "помочь" в этом деле учителя и специалисты?

Основная роль в деле выработки отвращения к школе и знаниям принадлежит, несомненно, семье, но вместе с тем нельзя отрицать, что учителя и специалисты могут оказать родителям существенную "помощь".

К примеру, учителя могут часто и аргументировано сообщать ребенку, что он никудышный и, главное, абсолютно бесперспективный ученик, из которого никогда не выйдет ничего путного. Кроме того, очень помогают в "нашем деле" бесцветные личности учителей и совершенно неинтересные и скучные уроки. Хотя это, конечно, не абсолютно, потому что в любой школе найдется два-три хороших учителя, уроки которых по-настоящему развивают и образовывают детей. Гораздо "полезнее" может оказаться "плохая репутация", которая сложилась у ребенка в школе, предположим, из-за его чрезмерной подвижности. Тогда ребенок оказывается "крайним" в любой коллективной шалости и, даже обладая от природы легким и добродушным характером, постепенно озлобляется против школы и педагогического коллектива в целом. Очень помогает и репутация "тюфяка" и "тормоза". Две-три вовремя сказанных учительницей фразы (подлинный пример: "А теперь мы будем всем классом ждать, пока дойдет до Васи"), и нежелание ребенка идти в школу достигает поистине астрономических размеров.

Свою лепту могут внести в процесс и психологи, например, в присутствии ребенка огласив свое неблагоприятное заключение о его умственном или эмоциональном развитии. Большинство детей пропустят это мимо ушей, но некоторые, с особенностями самооценки, решат:

1) я безнадежно глуп, и меня хотят отправить в школу для умственно-отсталых;

Рекомендации:

Это так называемые первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье.


Несоответствие учебной программы возможностям и склонностям, интересам ребенка (слишком трудно или, наоборот, слишком легко - и в том и в другом случае неинтересно).



Заключение: Все дети от природы очень любознательны. Наш мозг устроен так, что овладение новым знанием и навыком сопровождается выплеском гормонов счастья.

Важно понять, что отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Что в свою очередь ведет к проблемам в поведении.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.

В настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы.

Классификация потребностей и мотивы учения.

  Каждому человеку свойственны определенные потребности. Это могут быть базовые потребности, такие как потребность в жилье, пропитании, потребность в физической и психологической безопасности. Кроме того, существуют потребности высшего порядка – это потребность в признании, уважении, самореализации. Зная, какие потребности свойственны школьнику того или иного возраста, можно сформировать основные принципы учебной мотивации для него. В младшем школьном возрасте на первом плане базовые потребности, поэтому получение материального вознаграждения за хорошую успеваемость – это действенная учебная мотивация для младшего школьника. Ребенку этого возраста важно, что награду можно пощупать, осязать. Как уже было сказано, потребность в безопасности относится к базовым, а значит, даже самые маленькие дети способны руководствоваться желанием безопасности как мотивом к учебе. В какой-то мере ребенок действует на основании страха – надо учиться, а то накажут. Наказанием при этом должен стать не «папин ремень», а плохая отметка, лишение удовольствия (прогулка, просмотр телевизора и т.д.). Уже с 3-4 лет у ребенка начинают формироваться и потребности более высокого уровня, например, потребность в любви и принятии другими людьми. Такие потребности уже хорошо развиты в младшем школьном возрасте, ведь ребенок активно взаимодействует со сверстниками, учителями. На этом этапе ребенку важно, чтобы его способности были приняты и одобрены окружающими, поэтому к учебной мотивации младшего школьника стоит добавить и социальные мотивы. Например, стимулировать ребенка к учебе можно фразами типа: «Старайся сделать все правильно, а учитель заметит и оценит твои усилия» или «Одноклассники будут уважать тебя еще больше, если ты выучишь это стихотворение».
   Когда учебная мотивация школьника достигает такой ступеньки своего развития, то материальная заинтересованность постепенно исчезает. Зато начинает формироваться потребность еще более высокого уровня – потребность в самоуважении и самореализации. Такие потребности возникают в средней школе или в старших классах. Теперь ребенок готов учиться еще и потому, что хочет уважать себя, развиваться, реализовать свой потенциал. Ребенок «вырастает» в собственных глазах, если справляется со сложной задачей, правильно отвечает на уроке. Позже ребенок начинает получать удовольствие не только от достижения результата, но и от самого процесса. Ему нравится продумывать различные варианты решения поставленной задачи, нравится взбираться каждый раз на новую ступень развития.
    Таким образом, в разном возрасте учебная мотивация школьника может быть различной. Задача родителей – правильно почувствовать потребности ребенка в тот или иной период и руководствоваться ими для мотивации ребенка к учебе. Всегда нужно использовать только самые высшие из имеющихся потребностей школьника. Однако не стоит забывать, что пока не удовлетворены самые простые потребности ребенка, он не сможет перейти к потребностям более высокого уровня. Поэтому нельзя «перепрыгивать» сразу через несколько ступеней развития – все должно идти своим чередом.

Потребности

Мотивы учения

Самоактуализация, самоосознание

Самопознание, развитие представлений о себе и своих возможностях

Эстетические и творческие потребности

Творческие: приятно творческое озарение, приведение в порядок взгляда на мир

Развитие интеллектуального уровня: понимание и объяснение

Интересно учиться

Самоуважение, самопринятие

Достижения: учиться хорошо, чтобы уважать себя

Принадлежность: любовь, принятие группой

Социальные: учиться, чтобы уважали и любили

Безопасность: физическая и психологическая

Под угрозой наказаний: учиться, чтобы не наказывали

Потребности выживания: пища, вода, жилье…

Материальные: учиться, чтобы получить вознаграждение

     давайте вспомним известную схему психолога Маслоу, названную пирамидой потребностей. Она хорошо отражает развитие человеческих "хотений". И тогда вы увидите, сколько времени понадобится маленькому человечку, чтобы пройти путь от простых потребностей, до истинного желания учиться.
     Обсуждая ступеньку за ступенькой, мы с вами также обсудим, что же делать родителям и учителям, пока этот чудесный момент еще не настал.
     Итак, 1-ые, самые базовые человеческие потребности - это
потребности физиологические: пища, вода, жилье и т.д. Они есть абсолютно у каждого человека в любом возрасте.
     Поэтому в любом возрасте можно использовать наличие у детей материальных мотивов - учиться, чтобы получить вознаграждение (игрушки, сладости и прочие простые и осязаемые радости жизни). Аналогично можно и наказывать (лишая каких-то удовольствий). Однако, если вы чувствуете, что ваш малыш уже дорос до потребностей высшего порядка, то лучше не тормозить его в развитии, а использовать возможности нового уровня.
     2-й базовый блок потребностей - это потребность в безопасности: физической и психологической. Даже самые маленькие дети могут руководствоваться таким мотивом - буду учиться (или что-то делать), чтобы не наказали. При этом наказанием может стать плохая отметка, лишение прогулки, ну и, конечно, непедагогические методы типа порки.
     Если ребенок развивается нормально, а родители удовлетворяют вышеописанные потребности, то у него формируется новая потребность, более высокого уровня -
потребность в любви и принятии другими людьми. Вот тогда он уже может что-то выполнять для того, чтобы его любили и уважали.
     Сразу нужно отметить, что ребенок с самого рождения нуждается в любви родителей, однако что-то делать для того, чтобы укрепить их любовь и завоевать их уважение он может только после того, как у него появится способность к произвольному поведению (то есть
не раньше 3-4 лет). Также нужно учесть, что здесь речь идет о потребности в принятии со стороны других людей - воспитателей, учителей, сверстников. Эти потребности также возникают не ранее указанного возраста. Соответственно фразы типа "Сделай это, а то тетя подумает, что ты невоспитанный мальчик" или "Учись читать, и тогда ребята в группе будут тебя уважать" и т.п. будут "как об стенку горох" для малышей.
     Зато такие социальные мотивы часто руководят
учениками младших классов. За уважение и признание их способностей учителем и одноклассниками они нередко готовы горы свернуть. Так пользуйтесь этим, косвенно или прямо давая понять ребенку, что его усилия будут по достоинству оценены. Например: "Если ты еще немного потренируешься писать букву А, то Мария Ивановна заметит, как ты старался и насколько лучше у тебя стало получаться!" или "Думаю, одноклассникам будет приятно слушать, как ты хорошо читаешь сказку!".
     Если вы заметили, что такие аргументы действуют, то не регрессируйте ребенка, возвращая его к учебе за конфеты.
     У многих детей, к сожалению, эти мотивы не развиваются к 6 годам. Что же делать в таком случае? Идти за ребенком: поощрять и наказывать, используя мотивы предыдущих, самых простых уровней. Однако для помощи во взрослении, иногда стоит напоминать о важности того, чтобы тебя ценили и уважали не только в семье.
     Если же благополучное развитие вашего ребенка идет своим чередом, не встречая особых преград, то у него формируется положительная самооценка и возникает
потребность в самоуважение и самопринятии. Тогда счастливые родители уже могут пожинать плоды того, что ребенок хочет хорошо учиться, чтобы уважать себя ("не ронять планку"). Если ваш ребенок достиг такого уровня, то порадуйтесь за него, так как это уже показатель определенной личностной зрелости, хотя, заметьте, еще не истинной потребности в учении! Теперь вы можете смело апеллировать к таким аргументам как "Докажи самому себе, что ты это сумеешь!" , "Нужно продолжать учиться, чтобы взрослеть, а не останавливаться в развитии!" или "Ты ведь способный, ты можешь осилить и эту задачу!".
     И только теперь мы добрались до возникновения
потребности в развитии интеллектуальной сферы. Ребенок начинает получать удовольствие от понимания учебного материала, от владения мыслительными операциями, преодоления трудностей и достижения учебных целей. Вот тогда можно говорить об истинном интересе к учению (будь то в школе или дома). Когда же ожидать этот желанный для родителей период? Однозначного ответа нет. Некоторые дети созревают до таких потребностей уже к концу начальной школы, а некоторые… не достигают его вовсе.
     Вы наверняка знаете немало взрослых, не испытывающих не малейшего удовольствия от интеллектуальной работы. Почему так происходит? Многое зависит от учителей и родителей, их умения не просто заставить ребенка трудиться интеллектуально, а научить его получать от этого удовольствие.
     Подумайте, часто ли вы вместо того, чтобы давить на ученика, "соблазняете" его интересной задачей, приглашаете к совместному "жонглированию идеями", решению головоломок?
     Рассмотренные нами уровни потребностей наиболее важны для обучения детей, однако их список не полон. Вслед за уже описанными могут возникать
эстетические и творческие потребности, а также самый высокий уровень - потребность в самоактуализации, самопознании. Нужно ли говорить, что его достигают далеко не все взрослые, а не только дети. Это, так сказать, вершина зрелости личности.
     И тем не менее зачатки таких потребностей мы можем наблюдать у некоторых
старшеклассников. Для них мотивами к учению уже могут стать такие желания, как развитие представлений о себе и своих возможностях ("А на что я опираюсь при решении этой задачи? По какому пути мне нравится идти? Могу ли я достичь этой цели? Какие способности мне придется развить для этого?" и т.п.). Думаю, чтобы сподвигнуть такого ребенка к учению, особого педагогического чутья не надо.
     Теперь, получив (или освежив) знания о последовательности возникновения потребностей, попробуйте ответить на вопрос: объясняя ребенку необходимость учебы (или выполнения конкретного задания), какие аргументы вы используете? К какому блоку потребностей они обращены? Достиг ли ваш ребенок соответствующего уровня развития? Не перерос ли его?
     Возможно, ответив на эти вопросы, вы уже пришли к выводу, что были непонятны для сына или дочери, обращаясь к нему (ней) с высоты своего развития и опыта.

     Итак, в попытках создать у ребенка желание учиться, нужно соблюдать общие правила:

  1. используйте те потребности, которые точно есть у ребенка (однако старайтесь чаще руководствоваться самыми высшими из имеющихся!)
  2. при этом формируйте потребности и желания следующего уровня.
  3. Не перепрыгивайте через несколько ступеней!
  4. Не забывайте, что если самые простые потребности не удовлетворены, то вряд ли стоит ожидать возникновения более высоких.

     Помимо этих рекомендаций, хотелось бы напомнить о том, что возрастные особенности нужно учитывать не только в сути своих объяснений по поводу необходимости учиться, но и их форме. Не забывайте, что чем меньше ребенок, тем короче и проще должна быть ваша аргументация! Иначе то "доброе и вечное", что вы хотите донести, просто не будет усвоено в силу особенностей детской памяти и мышления.
     Также нужно учитывать и отдаленность поставленной цели или поощрения. Так первокласснику не очень эффективно рассказывать о том, что учиться нужно, чтобы поступить потом в институт (он пока и про школу-то мало что знает) или о том, что если он будет хорошо учиться, то летом его отвезут на море.
     Помните, что маленькие дети живут "маленькими периодами" времени, поэтому при всем желании поехать на море, ребенок не сможет руководствоваться этим стимулом целый год. А вот неделю хорошо вести себя на уроках для похода в цирк - это уже более реальная цель!

Использование групповых форм обучения втягивает в активную работу даже таких «глухих» учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется осуждению со стороны товарищей, а их мнением он, как правило, дорожит зачастую даже больше, чем мнением учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации учения школьников через использование межпредметных технологий

Усиление мотивации учения, развитие интересов и творческого потенциала школьников  во все времена являлось важнейшей  задачей учителя. Использование учителем современных образовательных техн...

Формирование мотивации учения у школьников (Выступление на педсовете).

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВТысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.Да можно усадить детей за парт...

Выступление на родительском собрании."Как сформировать желание учиться у младших школьников".

Как сформировать желание учиться? Мы часто слышим от детей такие фразы как: Я не хочу делать домашнее задание. Я не люблю учиться в школе. Каково же слышать это родителям и педагогам, которые заинтере...

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ на тему «Проблема формирования мотивации учения у школьников»

Эта работа была выполнена на курсах повышения квалификации работников образования по курсу педагогики и психологии...

Проведение дифференцированных зачетов как одно из условий формирования положительной мотивации учения у школьников.

Данная статья посвящена идее дифференцированного обучения, основаниями для которого являются не только потребности общества, но и индивидуальные особенности, интересы школьников. Дифференцированный по...

Пояснительная записка к педагогическому проекту (фрагмент) «Использование технологии Веб-квест на уроках английского языка как средство развития мотивации учения у школьников»

Пояснительная записка к педагогическому проекту (фрагмент)«Использование технологии Веб-квест на уроках английского языка как средство развития мотивации учения у школьников»...

Презентация к родительскому собранию "Снижение мотивации учения: в чем причины и что делать?"

В презентации даны основные причины снижения мотивации к учению и даны рекомендации психологов по повышению мотивации....