Коррекция как технология работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста
статья по психологии

Агрессия представляет собой деструктивное мотивированное поведение, которое противоречит основным нормам сосуществования в обществе людей, а также приносит физический ущерб людям, вызывает у них психологический дискомфорт (состояние напряженности, подавленности, страха, отрицательные переживания) и наносит вред объектам (неодушевленным и одушевленные).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция как технология работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста

Организация работы с детьми младшего школьного возраста с агрессивным поведением – это межведомственная задача, которая включает в

себя вопросы воспитания. Такая задача доверена сегодня органам

управления образованием, социальной защиты населения, занятости,

общественных организаций.

Одной из технологий социальной работы с детьми младшего школьного

возраста является коррекция.

Коррекцией называется деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.  [10, c.38]

Коррекционная работа должна проводиться не только с ребенком, но и

с родителями. Необходимость коррекции поведения ребенка появляется при

уже сформировавшемся и устойчивом агрессивном поведении. Коррекция

агрессивного поведения включает в себя социально-педагогический и психологический комплекс взаимозависимых и взаимосвязанных операций

ориентированных на регуляцию мотиваций, ценностей, установок и поведения личности, а уже при помощи нее — на систему разных внутренних убеждений, управляющих и корректирующих личные качества,

определяющих отношение к социальным действиям и поступкам, а также работу с семьей.  [6, c.56]

Приверженцы основных подходов к объяснению агрессивного поведения рекомендуют разнообразные пути коррекции такой тенденции. «Молодых нужно научить давать выход своему гневу», — настойчиво советовала Э. Лендерс (1969). «Если человека распирает от ярости, мы должны отыскать клапан и дать ему возможность спустить пары», — говорил известный психиатр Ф. Перлз (1973).  [4] Такие утверждения основываются на инстинктивистских подходах объяснения природыагрессии (3. Фрейд, К. Лоренц), в соответствии с которыми, скопленная в организме агрессия необузданно старается вырваться наружу.   [5, c.160-167]

Многие специалисты считают, что не следует ребенку запрещать играть в агрессивные игры, считая, что, таким образом, дети выбрасывают накопленную агрессию наружу. Но различные эксперименты доказывают обратное. Многие социальные психологи считают, что мнение З.Фрейда и К.

Лоренца в корне неправильно, и очищения посредством выброса агрессии не

происходит. Поэтому более результативным подходом к преодолению

агрессивного поведения младших школьников считается подход социального

научения. Такой поход выражается в том, что преодоление агрессии должно

происходить посредством противодействия факторам, провоцирующим ее. [2, c.148]

Выделяют два подхода к коррекционной работе по преодолению

агрессивного поведения детей младшего школьного возраста: психодинамический подход (выражается, в создании условий, снимающих

внешние социальные преграды на пути разрешения внутренних противоречий); поведенческий подход.  [9, c. 45]

Поведенческая терапия признана основным методом коррекции агрессии. Коррекционные тренинги при этом подходе помогают овладеть новые реакции, сформировать адаптивные формы поведения. [7]

Методы коррекционной работы зависят от уровня воспитания, уровня психического и интеллектуального развития, образа жизни ребенка и его окружения. За последнее время, приобрело популярность такое течение в коррекции агрессивного поведения как организация деятельности детей, основанной на круге их интересов. Концепция коррекционных мероприятий включает в себя психологические, педагогические, коррекционные, общеоздоровительные мероприятия. Результативность такой коррекционной работы зависит от согласованной работы специалистов и родителей ребенка.

При коррекции агрессии различают два способа взаимодействия с детьми: специфический и неспецифический. К специфическому методу относятся релаксационный тренинг и игровые упражнения. Релаксационный тренинг подразумевает под собой, снятие эмоционального напряжения посредством «путешествия» в воображение. Игровыми же упражнениями можно назвать повторное осуществление изучаемого действия для его закрепления. К неспецифическому способу относятся «золотые правила» педагогики. Первое правило – не заострять внимание на агрессивном поведении, и не злиться на ребенка. Так как, агрессия по отношению к ребенку приведет к большему агрессивному отклику от самого ребенка. Второе правило – отзываться на любые, даже самые минимальные позитивные изменения в поведении. Такие способы взаимодействия подходят всем детям.  [19, c.34]

Следует рассмотреть более подробно некоторые методы коррекции агрессивного поведения младших школьников в таблице № 2.

Таблица 2

Методы коррекции агрессивного поведения младших школьников

Методы коррекции

Методы разрушения отрицательного типа характера

- метод взрыва;

-метод реконструкции характера.

Методы перестройки мотивационной сферы и самосознания.

- метод объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;

- метод переориентировки сознания;

- метод переубеждения;

- метод прогнозирования; отрицательного поведения.

Метод перестройки жизненного опыта.

- предписание;

- ограничение;

- переучивание;

- переключение;

- регламентация образа жизни.

Методы предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения.

- поощрение и наказание;

- соревнование;

- положительная перспектива.

Метод реконструкции характера ребенка содержит в себе:

1) выявление позитивных свойств школьника, которые можно использовать в трансформации характера в положительную сторону;

2) моделирование позитивного развития личности ребенка на основании обнаруженных положительных направленностей поведения;

3) видоизменение негативных качеств, которые школьник считает позитивными, от которых не хочет отказываться;

4)  возобновление здорового образа жизни, при котором

негативные черты характера, вредные привычки и нездоровые потребности оказываются неприемлемыми. [1]

К другим методам коррекции агрессивного поведения можно отнести:

- Логотерапия. Данный метод придумал Виктор Франкл. Выражается в словесном высказывании своих переживаний.

- Психогимнастика. Психогимнастикой называют комплекс специальных упражнений, ориентированных на развитие и коррекцию познавательных и эмоциональных сфер ребенка.

- Музыкотерапия. Данный метод коррекции подразумевает применение музыкальных произведений. Специально подбирается мелодия для улучшения эмоционального напряжения. Но, он больше подходит для детей дошкольного возраста.

- Арт-терапия – метод коррекции, направленный на снятие неврозов у детей, посредством творческой деятельности. Наиболее результативной коррекция будет, если пройдет в групповой форме, так как ребенок соприкасается не только со специалистом, но и со сверстником, что увеличивает желание, заниматься творчеством.

 - Игротерапия– коррекционный метод, при котором, ребенок выражает свои эмоциональные переживания через игровой процесс. Является одним из самых результативных методов.

- Сказкотерапия - метод, основанный на использовании сказочной формы для интегрирования личности, формирования творческих способностей, совершенствования взаимоотношений ребенка с окружающим миром.

- Метод тренинговой терапии. Коррекционный метод, метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, и социальных установок. [3, c.36]

Для выбора определенного метода коррекции, нужно провести диагностическую работу.

После выявления ее результатов, можно определить по какому направлению, сосредоточить коррекционную работу. Выделяют шесть таких направлений:

 - первое направление ориентировано на снижение уровня тревожности ребенка;

- второе - направлено на развитие эмпатии;

- третье – на формирование положительной самооценки;

- четвертое – на способность ребенка контролировать свой гнев;

- пятое – на обучение ребенка адекватным реакциям на проблемные ситуации;

- шестое – направлено на работу с родителями.  [8, c.120]

Представленные методы коррекции содействуют понижению агрессии эмоционального реагирования у детей; развитию конструктивных стереотипов поведения, не основывающихся на агрессии, учат позитивному эмоциональному реагированию и навыкам взаимоотношений; гарантируют способность переносить приобретенные ребенком навыки в ситуации и реальной жизни.

Коррекционной работой школьников в образовательном учреждении занимаются педагоги и психологи, социальные педагоги. Мы, не умаляя их роли и первостепенного значения, считаем, что присутствие социального работника могло бы повысить эффективность совместной деятельности в решении этой комплексной проблемы.

Литература:

  1. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция /А.Г. Долгова. – М. Генезис, 2011г.
  2. Истратова О. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники. / О. Истратова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
  3. Корниенко А Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка /А.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Корниенко. – Екатеринбург.: РАМА паблишинг,2010.  
  4. Курбатова, Т.Н.  Эмоционально -поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Т. Н. Курбатова. — Л., 1981.
  5. Маняпова Е.В. Характеристика основных путей и методов коррекции агрессивного поведения/ Е.В. Маняпова // Педагогическое образование в России. – 2010 -No2.  
  6. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика / Ю.Б. Можгинский. – М.: Когито-центр,2008.
  7. Тарасова Л.Е., Фролкова М.А. Опыт коррекции агрессивности младших школьников /Л.Е. Тарасова, М.А. Фролкова // Проблемы cоциальной психологии личности. – Саратов.: СГУ им. Чернышевского -2010.
  8. Форум агрессологии. Том 1. Под ред. С. Ениколопова /Ижевск: ERGO. – 2011.
  9. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: библиотека психолога / И.А. Фурманов. - Москва: Владос-Пресс, КДУ, 2013
  10. Холостова Е.И. Технология социальной работы. Учебник / Е.И. Холостова, Л.И. Кононова. – М.: Дашков и Ко, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по вокалу «Использование элементов артпедагогических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста».

В колледже прошел областной семинар "Использование артпедагогических технологий на музыкальных занятиях с детьми школьного возраста", в ходе которого был проведен открытый урок по вокалу  «Исполь...

Выступление "Работа с трудными детьми младшего школьного возраста"

Работа с трудными детьми в условиях санаторной школы-интерната...

Использование логопедических технологий с детьми младшего школьного возраста в условиях логопункта

Учителя школы могут использовать материал в своей работе. Технологии очень интересны и полезны для детей школьного возраста....

Использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста.

Сегодня многие педагоги в школах сталкиваются с тем, что дети не хотят учиться, не хотят отрабатывать правила и старательно писать. Нет усидчивости, внимания. В связи с чем сегодня активно разрабатыва...

Изучение игровых технологий занятий прыжками на батуте с детьми младшего школьного возраста

Статья посвящена анализу научно-методической литературы, рассмотрены психофизиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста, представленвид спорта прыжки на батуте,изучен...

Методическая разработка "Применение игровых технологий на занятиях хореографией с детьми младшего школьного возраста"

Методическая разработка показывает какие игровые технологии могут быть применены на занятиях хореографией с детьми младшего школьного возраста....

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...