Игровые технологии в работе педагога-психолога с детьми ОВЗ.Конспекты занятий.
учебно-методический материал по психологии

Малышева Елена Анатольевна

Данное учебно-методическое пособие предназначено для индивидуальной работы с детьми ОВЗ 5-10 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие №1 (2 кл.)

Цели:

  • развитие произвольного внимания, памяти;
  • развитие зрительного восприятия, наблюдательности;
  • развитие слухового внимания, быстроты реакции;

Содержание:

1. Упражнение «Расставь знаки в фигурах по образцу»

« За 2 минуты расставь в фигурах знаки, так же как в образце. Старайся не пропускать ни одной фигуры, выполняй упражнение, пока я не остановлю тебя.»

2. Упражнение «Посчитай»

« Посчитай и запиши, сколько раз встречается каждая фигура.»

3.  Упражнение «Найди фрукты»

«Найди в таблице названия 10 фруктов и зачеркни их (они располагаются по горизонтали и по вертикали).»

4. Упражнение «Соедини по образцу»

« Соедини линиями фигуры, так же как это сделано на образце.»

Индивидуальное занятие №2 (1 кл.)

Цели:

  • развитие зрительной памяти;
  • развитие слуховой памяти.

Содержание:

1. Упражнение «Инопланетяне»

(Для занятия потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.)

В город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».

(Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием, то можно предложить ему нарисовать в следующий раз двоих или всех троих инопланетян. Также можно варьировать время, отведенное на запоминание рисунка, в зависимости от количества допускаемых ошибок.) 

2. Упражнение «Что какого цвета?»

Прослушай текст и запомни, что какого цвета. Раскрась предметы в соответствии с описанием.

Лето на даче

Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стены синей краской, как вода в речке, в которой мы купаемся. На коричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом так, что окна почти всегда открыты. Как отражение солнышка, около дома растет большущий подсолнух с желтыми лепестками и коричневой серединкой, усыпанной семечками. Он машет нам большими зелеными листьями, когда на улице разыгрывается ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили. Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.

3. Упражнение «Зверята».

Назови всех зверят на картинке, запомни их. Что изменилось?

Индивидуальное занятие №3 (4 класс)

Цель: Развитие теоретических и практических видов мышления.

Упражнение «Подбери слова».

Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:


мяч                         мебель
тополь                     цветок
шкаф                       насекомые
тарелка                    дерево
пальто                     одежда
муравей                  посуда
щука                       игрушка
роза                        рыба

Упражнение «Сравни слова»

Цель: развитие абстрактно – логического мышления.

Предлагается сравнить слова, а испытуемый должен отвечать, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче.

"Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче.

— Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?

— Кот или кит? Какое больше? Почему?

— Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?

—Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?"

Упражнение «Раздели на группы».

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова? Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.
Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак.

Игра «Простые рисунки»


Цель: развитие наглядно - образного мышления.

Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смыл, отвечать на вопрос "Что это такое?" Чем больше решений, тем лучше. Ограничение: нельзя поворачивать рисунки. Если кончились мысли по поводу одного рисунка, лучше перейти ко второму, а через некоторое время вернуться к первому рисунку.

Индивидуальное занятие №4 (3 класс)

Цель занятия: Развитие познавательной сферы учащихся (мышления, внимания ).

Упражнение №1

Перед вами таблицы, в которых в произвольном порядке расставлены числа от 1 до 20. Но чисел 20, а клеточек – 16. Нужно найти и записать по четыре отсутствующие цифры в каждой таблице.

Упражнение  №2 «Найди лишнее»

Раздаются карточки с набором слов. Предлагается в каждой строке зачеркнуть лишнее слово:

  • Гусь, утка, курица, петух, рыба;
  • Морковь, огурец, картофель, конфеты, капуста;
  • Ложка, хлеб, тарелка, вилка, нож;
  • Солнце, луна, ветер, звезда, планета;
  • Тюльпан, гвоздика, ромашка, арбуз, роза;
  • Катя, пальто, ююба, платье, кофта;
  • Кукла, мячик, карандаш, мишка, машинка;
  • Волк, коза, овца, собака, лошадь;
  • Грузовик, самолет, троллейбус, поезд, велосипед;
  • Весна, лето. осень, мороз, зима.

Упражнение №3.

- Послушайте и напишите в любом порядке услышанные вами слова в течение 3 минут. Слова:
Собака, Мальчик , Река , Ветер , Попугай , Кувшин , Вода, Небо , Пила, Птичка , Девочка, Дерево , Музыка , Гриб ,Ковер.
- Если у вас написано 10-15 слов, значит у вас замечательная память.
- Если у вас написано 6-10 слов у вас неплохая память.
Если меньше 5 слов, вам нужно тренировать память. 

Групповое занятие.

Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Упражнение «Летает – не летает»

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает – дети поднимают руки. Если не летает – руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

Упражнение «Назови одним словом»

Цель: развитие слухового внимания.

Описание: Сейчас я буду называть вам слова, ваша задача назвать их одним словом (дети отвечают по очереди)

- Вера, Надежда, Елена, Любовь.

- Январь, март, июль, сентябрь.

- А, Б, И, К, О, З, Е.

- Понедельник, воскресенье, четверг.

- Стол, диван, кресло, кровать.

- Шлёпки, сапоги, туфли, ботинки.

- Вол, медведь, ёж, лиса.

- Курица, цапля, голубь, ласточка.

- Молоток, шуруп, пила, отвёртка.

Упражнение «Вспомни и повтори».

Цель: увеличение объема произвольного зрительного внимания, а также уровня распределения внимания.

Описание: на листе бумаге расположены 5 кругов разного диаметра и цвета. Дети смотрят на картинку в течение 1 мин. Потом ведущий собирает листы с кругами и дает детям чистые листы. Дети должны вспомнить и расположить круги по памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в работе педагога-психолога

В решении проблем психолого-педагогического сопровождения УВП, реализации деятельности педагога-психолога по базовому компоненту,  активизации обучения и всей школьной жизни существенную роль игр...

Работа педагога-психолога с одаренными детьми

В  докладе  представлен материал по работе педагога-психолога с одаренными детьми, поэтапное выявление подобных детей и методы работы с ними  для развития умственных и творческих ...

Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.

Здоровье  – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....

Ассоциативные метафорические карты и сказкотерапевтические технологии в работе педагога-психолога и педагога дополнительного образования

Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра....

Современные образовательные технологии в работе педагога- психолога с детьми ОВЗ.

Современные образовательные технологии в работе педагога- психолога  с детьми ОВЗ. Арт- терапия....

Игровые технологии в работе педагога - психолога

игровые технологии эффективно влияют на результат моей профессиональной деятельности, способствуя формированию системы универсальных учебных действий. Я считаю, что данная технология позволяет понизит...