Исследовательский проект на тему "Проблема интернет-зависимости у подростков"
проект по психологии (6, 7, 8 класс)

С каждым днем количество пользователей увеличивается. Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете. Соответственно, растет и количество исследований, посвященных изучению зависимости от Интернета. 

Интернет можно использовать во благо ребенка. Сейчас в сети доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. Еще с помощью интернета можно осуществлять общение с далекими друзьями и родственниками.

Тем не менее, этот глобальный ресурс порой становится источником зависимого поведения уже с юного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно – практическая конференция


Исследовательский проект на тему:
«Проблема интернет-зависимости у подростков»

Выполнили: 
обучающиеся ______ класса

Руководитель:
___________________________

2021 год


СОДЕРЖАНИЕ

     Введение                                                                                                        стр. 3

  1. Теоретическая часть

1. Характеристики понятия «Интернет-зависимость»                              стр. 5

     2. Причины возникновения и стадии Интернет-зависимости                  стр. 7
   
3. Признаки, симптомы и последствия Интернет-зависимости               стр. 9    

     II.        Практическая часть

1. Анкетирование. Анализ результатов                                              стр. 12

     2. Как побороть зависимость. Профилактика Интернет-зависимости.   стр.16

      Заключение                                                                                                   стр. 19

      Информационно-методическое обеспечение                                            стр.21

      Приложение                                                                                      стр. 22          


ВВЕДЕНИЕ

Порой, фантазией реальность заменяя, 
Мы забываем наш прекрасный мир. 
Часами по сети гуляем! 
Да! Интернет - у многих есть кумир. 
Кто ты: ПАУК в нем или МУХА? 
Определись! И ситуацией владей! 
Иначе же в сети сотрется личность, 
Бесследно ты исчезнешь в ней! 

Количество пользователей Интернета в России: 87 млн. человек в возрасте 12 - 64 лет, что составляет 71% от всего населения страны. За год российская интернет - аудитория увеличилась на 2% (Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). 

"Российская аудитория интернета – крупнейшая в Европе, превышает 80 миллионов пользователей, из них 62 миллиона человек выходят в онлайн ежедневно" (из выступления Президента РФ В. Путина на Первом российском форуме «Интернет Экономика», 22.12.2015).

И с каждым днем количество пользователей увеличивается. Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете. Соответственно, растет и количество исследований, посвященных изучению зависимости от Интернета. Однако, при определении исследователями данного феномена, возникает ряд несоответствий.

Интернет можно использовать во благо ребенка. Сейчас в сети доступны разнообразные информационные ресурсы, образовательные и развивающие игры и программы. Еще с помощью интернета можно осуществлять общение с далекими друзьями и родственниками.

Тем не менее, этот глобальный ресурс порой становится источником зависимого поведения уже с юного возраста.

Тот факт, что такой зависимости нет в официальном списке болезней, не означает, что нет самой проблемы.

В России вопрос вреда, наносимого ребенку той или иной информацией, поднят на государственном уровне. 1 сентября 2012 года начал действовать федеральный закон 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

В самом общем виде зависимость от интернета проявляется в том, что люди предпочитают «виртуальную» жизнь «реальной», проводя в первой до 18 часов (и даже более) в день. Истинные интернетоманы – люди, утратившие способность контролировать свое время в Сети. Оно уходит на серфинг, игры, покупки, участие в форумах и чатах, банальное блуждание по сайтам. У этой категории пользователей на Сеть в среднем затрачивается в 10 раз больше времени, чем на работу или учебу.

Объект исследования: обучающиеся 5-8 классов СОШ.

Предметом исследования является зависимость от Интернета в подростковом  возрасте.

Цель: изучить проблему Интернет-зависимости у детей, подростков и молодежи; определить наличие проблемы интернет-зависимости среди обучающихся СОШ.

Задачи:

  1. Изучить причины зависимости от Интернета.
  2. Ознакомиться с  симптомами Интернет-зависимости.
  3. Изучить  последствия  Интернет-зависимости.
  4. Изучить способы предотвращения зависимости от Интернета.
  5. Определить отношение подростков к Интернету.
  6. Выявить количество пользователей зависимых от Интернета.

Гипотеза: у подростков существуют предпосылки к Интернет-зависимости.

Методы исследования:

1. Анализ литературы по теме исследования.

2. Анкетирование, обработка данных, построение диаграмм.

3. Беседа с обучающимися, в ходе проведения профилактического занятия.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Характеристики понятия «Интернет-зависимость»
          Термин «интернет- зависимость» в психиатрическую практику впервые ввел американский психиатр Иван Голдбергещев 1995 г. Под этим выражением он подразумевал скорее немедицинскую проблему, подобную алкоголизму и наркомании, а поведенческую аномалию, характеризующуюся сниженным уровнем самоконтроля и способную разрушить нормальную жизнь. Интернет-зависимость сегодня расценивается как психическое расстройство, выражающееся в неспособности пострадавшего вовремя выйти из сети и постоянным и навязчивым желанием войти туда снова.

Феномен Интернет-зависимости привлекает сейчас внимание ученых, исследователей сети, средства массовой информации. Это явление стало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется психологами как навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line.Под on-line понимается общение в сети в реальном времени, off-line – общение через почтовый ящик, когда непосредственный собеседник отсутствует в данный момент времени.

Интернет-зависимость – это патологическое  пристрастие человека к проведению как можно большей части времени в Интернете. Основную группу риска составляют дети, подростки и молодежь. В группу риска потенциальных интернет-зависимых входит практически каждый второй учащийся старших классов, а также каждый третий учащийся вузов. Среди школьников в возрасте до 14 лет в группу риска попадает лишь каждый четвертый(результаты опроса, проведенного специалистами федерального проекта "Медиагвардия" в сотрудничестве со студентами психологического факультета Института общественных наук при РАНХиГС).

Интернет-зависимость порождает негативное влияние на  психическое, эмоциональное и физическое состояние детей и подростков: они отказываются отвлечься от компьютера, становятся капризны, раздражительны, агрессивны. Они оказываются, абсолютно неспособны планировать свое время, забывая о своих обязанностях. Ухудшается и здоровье: появляется бессонница, нарушается режим питания, труда, гигиена и режим дня в целом. Неподвижность за компьютером ведет к гиподинамии, она приводит к сколиозам позвоночника, головным болям, застойным явлениям в суставах, атрофии мышц, нарушениям зрения и снижению иммунитета.

Часто Интернет-зависимость понимается гораздо шире, сюда относят:

- зависимость от компьютера, т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

- «информационную  перегрузку», т.е. компульсивную (от англ.: compulsive

- непреодолимый) навигацию по WWW, поиск в удаленных базах данных;

- компульсивное применение Интернета, т.е. патологическую привязанность к азартным играм, он-лайновым аукционам или электронным покупкам в Интернете;

- зависимость от «кибер-отношений», т.е. от социальных применений Интернета - общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными.

В интернете людей привлекает анонимность, доступность, безопасность и простота использования. Интернет-зависимые люди зачастую являются аутсайдерами в жизни и используют сеть для получения социальной поддержки, а также возможности создания нового «Я», которое получает признание окружающих таким образом.

           2. Причины возникновения и стадии Интернет-зависимости

          Современные дети значительно отличаются от детей не только
прошедшего столетия, но и последних десятилетий. Теперь дети стали реже
гулять, меньше общаться со сверстниками, предпочитая виртуальных друзей.
Привычные возгласы мам "Опять на улицу собрался?!" сменились не меньшими по эмоциям "Опять в Интернете сидишь?!" К сожалению, это реалии
времени, с которыми необходимо считаться. Интернет все больше вторгается в нашу жизнь. И дети начинают с ним знакомство порой в очень раннем возрасте.

Виртуальное пространство – увлекательный мир, его возможности
безграничны.  Но Сеть таит в себе много опасностей.

Причины возникновения  Интернет-зависимости.

  1. Информация для человека имеет огромное значение. Компьютер и Интернет является мощным инструментом обработки и обмена информацией, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Это и считается первопричиной компьютерной или Интернет-зависимости, так как в определённом смысле они страдают нарушением процессов обмена информацией.
  2. Проблема Интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми.
  3. Большая часть Интернет-зависимых «сидит» в Сети ради общения. Интернет - зависимость становится возможной благодаря отличиям реального общения от виртуального. Главенствующим фактором, благодаря которому явление получило широкое распространение, является анонимность личности в Сети. 
  4. Возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью. И последний пункт – это неограниченный доступ к информации.

Стадии развития Интернет-зависимости.

На первой стадии пользователь знакомится с интернетом, узнает о его возможностях и выбирает подходящий для себя вариант виртуальной реальности. Постепенно у человека формирует собственный стиль в сети, восполняющий ему тот недостаток общения или информации, которого ему не хватает в реальной жизни.

Далее происходит отдаление от настоящей жизни, пользователь все больше времени начинает проводить в той реальности, которую он выбрал на предыдущей стадии. Время нахождения в онлайн увеличивается… Также на второй стадии формирования интернет зависимости, когда человек перестает использовать интернет для достижения жизненных целей, происходит перенос этих самых целей в виртуальную реальность. Так и развивается зависимость, когда само общение становится единственным, ну или предпочтительным способом достижения цели.

Третья стадия стабилизирующая. Проблема очевидна, признаки и симптомы Интернет-зависимости на лицо, она плавно переходит в хроническую форму. Через некоторое время страсть к выбранному взаимодействию становится не такой выраженной, активность в сети гаснет. Человек возвращается в реальность, однако делает он это без всякого желания. Зависимость от интернета сохраняется, но уже в неактивной форме, и усиливается при стрессе или при появлении новых интересных тем.

3. Признаки, симптомы и последствия Интернет-зависимости

Интернет, он не сближает.
Это скопление одиночества.
Мы вроде вместе, но каждый один.
Иллюзия общения, иллюзия дружбы, иллюзия жизни…
                                                  Януш Леон Вишневский

Признаки зависимости.

Если ребенок успевает в школе, у него хорошее настроение и нет отклонений в поведении – причин для беспокойства нет.

Если же наблюдаются некоторые из перечисленных признаков – стоит волноваться:

  •  увеличение интервала времени, проводимого за компьютером,
  • снижение успеваемости в школе,
  •  потеря интереса к происходящему вокруг,
  • нарушения сна,
  • частые резкие перепады настроения,
  • неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер – вплоть до скандала.

Симптомы зависимости таковы:

  •  навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в интернете,
  •  постоянное ожидание следующего выхода в сеть,
  •  пристрастие к работе (играм) и информационная перегрузка,
  •  нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером;
  • раздражение при вынужденном отвлечении;
  •  неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
  •  расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;
  •  забывание о домашних делах, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  •  пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  •  готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
  •  ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
  • обсуждение компьютерной тематики со всеми  сведущими в этой области людьми.

Последствия Интернет-зависимости.

  1. Ребенок перестает приглашать в дом друзей, а на предложение посетить кино следует категорический отказ.
  2. Появляются плохие оценки в дневнике, а также теряется интерес к разному роду развлечениям.
  3. Ребенок лжёт, что он гулял или занимался уроками. 
  4. Ухудшается детский аппетит, а сидя возле монитора, вообще забывает о еде.
  5. Ребенок плохо спит, и ему снятся очень плохие сны.
  6. Появляются головные боли, которые посещают ребенка очень часто и свидетельствуют об истощении психики.
  7. Ребенок становится раздражительным и нервозным.

Надо отметить, что по сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, Интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем.

Итак, благодаря своим качествам: анонимности, доступности, невидимости, безопасности, простоты использования, Интернет оказывает неоценимую услугу людям, страдающим от вредных привычек, предоставляя им возможность отказаться от последних, и в то же время может наносить вред детям, подросткам и молодежи, которые вместо социализации в реальном мире,

находят возможность социализации в мире Виртуальном.

Интернет - это уникальный способ преодолеть робость и раскрепоститься, говорить то, что думаешь, и получать обратную связь, сливать накопившийся за день негатив и затушевывать жизненные противоречия. Причем безнаказанно.Это своего рода фантастический плацдарм для любых самых смелых романтических приключений, полетов воображения и виртуальной любви и дружбы.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Анкетирование. Анализ результатов

Для того, чтобы определить наличие проблемы интернет-зависимости среди обучающихся СОШ, мы провели исследование в 5-8 классах. Подросткам была предложена анкета, составленная педагогом-психологом СОШ, на основе психологического теста Кимберли Янг на Интернет-зависимость.

Кимберли Янг – американский психиатр, мировой эксперт по Интернет-зависимости на сегодняшний день. В 1994 году впервые создала опросник для диагностики Интернет-зависимости, который лежит в основе данной анкеты.

 В исследовании приняли участие: 136 обучающихся и 86 родителей 5-8 классов СОШ. Анкета для учащихся состоит из 7 вопросов, анкета для родителей  из 8 вопросов. (Приложение 1).

Результаты исследования:

Ответы респондентов были обработаны, и по результатам каждого вопроса

были построены диаграммы, которые представлены в Приложении 2.

Общие результаты:

Основной процент подростков тратит в день от 2-3 часов и более на

посещение сайтов Интернет.

Находясь в Сети, ребята проводят время за общением, играми и

поиском различной информации как учебного, так и не учебного характера.



         Следует отметить, что наибольший процент учащихся «иногда»  всё же    

 игнорируют домашние обязанности, чтобы подольше побывать в сети. Есть и ребята, которые делают это в системе. По мнению самих учащихся и их родителей.

          Анализ результатов по данному вопросу указывает на то, что почти четверть подростков предпочитают общение в Интернете времяпрепровождению со своими друзьями на улице, в гостях. Родители считают, что общение реальное постепенно замещается общением виртуальным, в котором теряются ценности, моральные нормы, этика, стираются границы правильного общения и поведения. Интернет это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении людей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения.

          Проводя слишком много времени on-line, основной процент учащихся не снижает качество успеваемости.   Время, проводимое ребятами в Интернете, не сказывается отрицательно на обучении.  

         47% родителей отмечают, что ежедневное пребывание в сети отвлекает подростка от плодотворной учебы.

               Анализируя ответы ребят, следует отметить, что все-таки для четвертой части подростков жизнь без Интернета была бы скучной, пустой и безрадостной. Во всемирной сети каждый смог найти для себя уголок интереса, радости и удовольствия, который, по их мнению, так разнообразил их жизнь. 

       52% опрошенных родителей проявляют беспокойство по поводу пребывания ребенка в интернете.

           Для 41% респондентов тяга к Интернету достаточно велика. Как показывают результаты исследования, им необходим ежедневный выход в Сеть. Это и есть предпосылки интернет-зависимости. Родители, обеспокоенные данной проблемой, ограничивают подростку доступ к Интернету, используют «Родительский контроль» как ограничение доступа к нежелательным сайтам, проводят профилактические беседы с детьми.
           В результате нашего исследования мы выяснили, что четверть наших респондентов являются зависимыми от интернета, то есть большую часть своего времени они проводят в «сети». На основании полученных данных, можно сделать следующий вывод: у обучающихся СОШ выявлены предпосылки к Интеренет-зависимости.

  1. Как побороть зависимость. Профилактика Интернет-зависимости.

Интернет - это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Однако, этот путь ведет к формированию Интернет-зависимости. Осознать данную проблему весьма сложно до тех пор, пока она не становится очень серьезной.

          Работу по профилактике Интернет-зависимости нужно начинать, прежде всего, с родителей. Чем больше времени ребенок проводит, общаясь в семье, тем меньше у него соблазна сесть за компьютер.
Запрещать пользоваться Интернетом не стоит, поскольку, как известно «запретный плод - сладок». Лучше установить «Внутрисемейные правила использования Интернета», куда включить такие ограничения, как количество времени, затраченное на Сеть, табу на подключение до выполнения работы по дому, ограничения на посещение подозрительных ресурсов или ресурсов, устанавливающих возрастной ценз.
         Следует поощрять ребенка за общение с другими детьми на улице, принимать участие в организации его досуга. Даже если у ребенка возникают трудности в общении со сверстниками, никто не мешает провести специальный тренинг. Стоит предложить посещать кружки и секции. Там собираются дети с одинаковыми интересами и им легче находить общий язык. Родителям необходимо следить, чтобы Интернет не подменял реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими, но при этом нельзя ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить. Но и родителям не стоит забывать о своих детях, они требуют внимания, заботы, участия в их жизни. Не стоит заменять общение со своим чадом на любимый сериал или спортивную передачу. Лишь в этом случае ребенок вырастет полноценной личностью физических или психических отклонений, порожденных опасностями нового времени.
       

         В последнее время широко используется «Родительский контроль» - это ограничение доступа детей и подростков к нежелательным сайтам в Интернет, например, порносайтам, пропаганде насилия, сайтам знакомств, игровым сайтам, социальным сетям и т.д.
          Родительский контроль может не только блокировать доступ к нежелательным для детей сайтам, но ограничивать использование Интернет по времени суток, дням недели или длительности сеанса. Существует множество программ и фильтров, которые помогут вам контролировать открытие нежелательной информации и время, которое можно проводить в Интернете. Вы можете воспользоваться одной из ниже перечисленных:
 Антивирус Касперского с возможностями Родительского контроля - «Kaspersky InternetSecurity»,
 программа-фильтр «NetPolice»,

 программа-фильтр «Интернет Цензор».

       На данный момент создано большое количество сайтов, программ которые предупреждают о том, что интернет опасен для здоровья. В ходе работы над проектом, мы познакомились с сайтом: "Единый урок безопасности в сети Интернет" и программой "Стоп! Угроза!", которые направлены на профилактику Интернет-зависимости у детей и подростков (Приложение 3). 
        Работая над данной темой, мы сделали вывод: профилактику Интернет-зависимости необходимо проводить уже в начальной школе, чтобы избежать в дальнейшем возможных рисков. С этой целью нами проведены профилактические    занятия во 2-3 классах СОШ на тему «Профилактика компьютерной зависимости
(Приложение 4). 
       Подготовлены и размещены памятки для детей и родителей по безопасности в сети Интернет в классных уголках (
Приложение 5). 
       А также, мы разработали буклет для детей, подростков и родителей, в котором отражена необходимая информация по Интернет-безопасности (Приложение 6).
         

            Регулярная профилактика позволит избежать зависимости от интернета у ребенка. Необходимо научить его рациональному подходу к пользованию глобальной сетью. Пусть интернет обогатит жизнь ребенка новыми знаниями, но не крадет у него драгоценное время для развития, отдыха и общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           С одной стороны, Интернет - значительный дар цивилизации, который в чем-то облегчает и насыщает нашу жизнь. Но с другой стороны, он может быть очень опасен и принести немало бед в нашу жизнь. Несмотря на то, что современный мир невозможно представить без Интернета, дважды подумайте, перед тем как в очередной раз посетить свою страницу в социальных сетях – интернет-зависимость уже не просто миф. Требования современного общества таковы, что отказаться от общения с компьютером невозможно. Знакомство с ним происходит уже в младенчестве, без компьютера невозможно себе представить обучение в школе и на всех последующих этапах образования, умение работать с компьютером является обязательным условием для подавляющего большинства видов деятельности в современном мире.

           Конечно, это не значит, что нужно обязательно искоренить его, как предмет зла, просто надо относиться к нему не как к средству развлечения и стараться пользоваться Интернетом только для каких-то конкретных целей, а не сидеть за ним часами от безделья или от скуки. И тогда, нам кажется, мы не будем получать столь негативную реакцию от его использования.

        Если задумаетесь над этим вопросом, то хоть немного отвлечетесь от виртуальной паутины. И поэтому именно профилактика Интернет-зависимости является актуальнейшей проблемой общества. Чтобы не превратиться в раба сети, нужно, прежде всего, осознать эту проблему и понять, что кроме вас самих, никто вам не поможет избавиться от этого пагубного недуга.

         Работая над проектом, мы узнали много нового об Интернет зависимости, причинах ее появления, признаках ее определения, способах избавления.

         В ходе проведенного нами исследования, мы   изучили особенности Интернет-зависимости в подростковой среде и определили, что некоторые из них имеют

вполне основательные склонности, предпосылки к зависимости. Нами разработаны практические рекомендации, направленные на снижение уровня зависимости от виртуальной реальности у подростков; рекомендации обучающимся начальных классов, родителям детей и подростков.

В заключение нам хотелось бы сказать, что никогда мы и не задумывались о

феномене Интернет-зависимости. Все наши знания об этой проблеме сводились

буквально к паре емких слов: компьютер, игры, Интернет, плохое влияние. Мы не

могли даже подумать, что эта проблема всерьез изучается специалистами по всему

миру, и рассматривается даже как серьезное заболевание! После проведенного

исследования, мы пришли к выводу, что Интернет, как и любое изобретение

человека, имеет две стороны.

 Мы считаем, что для правильного использования ресурсов Всемирной

Сети нужно лишь с умом подходить к  пользованию Интернетом и точно знать, что

именно Вы хотите там найти. К сожалению (или к счастью), жизнь
современного человека невозможна без информационных ресурсов и способов

общения, которые мы получаем во всемирной сети. Наша жизнь уже слишком
тесно связана с Интернетом и виртуальным общением.

Информационно-методическое обеспечение

  1. http://psyhelp.ru/internet/
  2. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-42585/
  3. http://vprosvet.ru/internet-zavisimost/
  4. http://www.imago.spb.ru/soulbody/articles/article3.htm
  5. http://www.po-miry.ru/MEDICINA/DEPENDENCE/computer.htm
  6. http://www.rg.ru/2012/10/04/internet-zavisimost-site.html
  7. Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты.
  8. Войскунский А.Е, Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М, 2000. С 100-131.
  9. Выгонский С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью. — Москва: Феникс, 2010
  10. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете.
  11. Интернет-ресурсы.
  12. Медицинский справочник. Под редакцией В.И. Покровского, выпуск, 1993г.
  13. Толковый словарь под редакцией доктора филологических наук, профессора Н.Ю. Шведовой; Москва, «Русский язык», 1984г.
  14. Янг К.С. Диагноз — Интернет-зависимость // Мир Интернет 2000. № 2. С. 24-29

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета «Интернет – зависимость» для обучающихся 5-8 классов

  1. Сколько времени в день вы тратите на посещение сайтов интернета?
    а) 1- 2 часа
    б) 2 - 3 часа
    в) более 3 часов
  2. На что вы тратите большее количество времени, находясь на сайте?
    а) на общение
    б) на знакомства
    в) на игры
    г) на поиск информации в учебных целях
    д) свой вариант _______________________________________________________
  3. Насколько часто вы игнорируете домашние обязанности, чтобы подольше побыть в сети?
    а) никогда
    б) иногда
    в) часто
    г) всегда
  4. Насколько часто вы предпочитаете общение в Интернете времяпрепровождению со своими друзьями на улице, в гостях?

а) никогда
б) иногда
в) часто
г) всегда

  1.   Бывает ли, что ваше обучение в школе страдает из-за того, что вы проводите       слишком много времени on-line?
    а) никогда
    б) иногда
    в) часто
    г) всегда
  2. Бывает ли, что вы ощущаете, что жизнь без Интернета была бы скучной, пустой и безрадостной?
    а) никогда
    б) иногда
    в) часто
    г) всегда
  3. Как долго вы можете не выходить в Интернет?
    а) не более 1 дня
    б) от 2 до 4 дней
    в) более 4 дней.

Анкета для родителей по теме: «Интернет – зависимость у подростков»

  1. Сколько времени в день ваш ребенок проводит  в сети Интернет?
    а) 1- 2 часа
    б) 2 - 3 часа
    в) более 3 часов
  2. На что ваш ребенок тратит большее количество времени, находясь в сети?
    а) на общение
    б) на знакомства
    в) на игры
    г) на поиск информации в учебных целях
    д) свой вариант _______________________________________________________
  3. Насколько часто ваш ребенок игнорирует домашние обязанности, чтобы подольше побыть в сети?
    а) никогда
    б) иногда
    в) часто
    г) всегда
  4. Насколько часто ваш ребенок предпочитает общение в Интернете времяпрепровождению со своими друзьями на улице, в гостях?

а) никогда
б) иногда
в) часто
г) всегда

  1.  Бывает ли, что обучение ребенка в школе страдает из-за того, что он проводит   слишком много времени on-line?
    а) никогда
    б) иногда
    в) часто
    г) всегда
  2. Как долго ваш ребенок может не выходить в Интернет?
    а) не более 1 дня
    б) от 2 до 4 дней
    в) более 4 дней
  3. У вас есть беспокойство по поводу пребывания ребенка в сети Интернет?  
    а)  да

б)  нет

  1. Какие меры по информационной безопасности вашего ребенка вы предпринимаете?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

C:\Users\Старчикова ЛВ\Desktop\проект интернет -зависимость\стоп угроза.jpeg



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей «Безопасный Интернет»

                    Уважаемые родители! Если ваши дети пользуются Интернетом, вы, без сомнения, беспокоитесь о том, как уберечь их от неприятностей, которые могут подстерегать в путешествии по этому океану информации. Значительное распространение материалов, предназначенных только для взрослых или неприемлемых для детей по какой-либо другой причине, может легко привести к неприятным последствиям. Кроме того, в Сети нередко встречаются люди, которые пытаются с помощью Интернета вступать в контакт с детьми, преследуя опасные для ребенка или противоправные цели.

                                                  Меры предосторожности

Побеседуйте с детьми. Первое, что необходимо объяснить: нахождение в Интернете во многом напоминает пребывание в общественном месте. Значительная часть опасностей, подстерегающих пользователя, очень схожи с риском, возникающим при общении с чужими людьми. Дети должны четко понимать: если они лично не знают человека, с которым общаются в Сети, это равносильно общению с незнакомцем в реальной жизни, что запрещено.

                                                Основные правила для родителей

1. Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете. Попросите их научить вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее.

2. Помогите своим детям понять, что они не должны размещать в Сети информацию о себе: номер мобильного телефона, домашний адрес, номер школы, а также показывать фотографии (свои и семьи). Ведь любой человек может это увидеть и использовать в своих интересах.

3. Если ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в таких письмах и ни в коем случае не отвечал на них.

4. Объясните детям, что нельзя открывать файлы, присланные незнакомыми людьми. Эти файлы могут содержать вирусы или фото-, видеоматериалы непристойного или агрессивного содержания.

5. Объясните, что некоторые люди в Интернете могут говорить неправду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны самостоятельно, без взрослых встречаться с сетевыми друзьями, которых не знают в реальной жизни.

6. Постоянно общайтесь со своими детьми, рассказывайте, советуйте, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.

7. Научите своих детей правильно реагировать, если их кто-то обидел в Сети или они получили/натолкнулись на агрессивный контент. Расскажите, куда в подобном случае они могут обратиться.

8. Убедитесь, что на компьютере, которым пользуются ваши дети, установлены и правильно настроены средства фильтрации.

Помните! Эти простые меры, а также доверительные беседы с детьми о правилах работы в Интернете позволят вам чувствовать себя спокойно, отпуская ребенка в познавательное путешествие по Всемирной сети.

Рекомендации родителям по предупреждению
компьютерной зависимости

Не нужно ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить!

Придерживайтесь демократического стиля воспитания в семье, который в наибольшей степени способствует воспитанию в ребенке самостоятельности, активности, инициативы и ответственности.

Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если Вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в Вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.

Необходимо оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка.

Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами

Категорически запрещайте играть в компьютерные игры перед сном.

Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям (чтобы он чувствовал радость от этого), а также приобщать ребенка к домашним делам.

Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими. Приглашать чаще друзей ребенка в дом.

Может ли ваш ребенок стать интернет-зависимым?

Не забывайте, что Интернет это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Однако этот путь ведет к формированию Интернет-зависимости. Осознать данную проблему весьма сложно до тех пор, пока она не становится очень серьезной. Да, и кроме того, факт наличия такой болезни как Интернет-зависимость не всегда признается. Что же делать? Установите правила использования домашнего компьютера и постарайтесь найти разумный баланс между нахождением в Интернет и физической нагрузкой вашего ребенка. Кроме того, добейтесь того, чтобы компьютер стоял не в детской комнате, а в комнате взрослых. В конце концов, посмотрите на себя, не слишком ли много времени вы проводите в Интернет.

ПАМЯТКА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В ИНТЕРНЕТЕ

Основные правила для школьников                  http://13-school.net/_mod_files/ce_images/24.11.13.8.jpg

младших классов

Вы должны это знать!

1. Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.

2. Прежде чем начать дружить с кем-то в интернете, спросите у родителей как безопасно общаться.

3. Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.

4. Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо чтобы незнакомые люди видели ваши личные фотографии.

5. Не встречайтесь без родителей с людьми из интернета вживую. В интернете многие люди рассказывают о себе неправду.

6. Общаясь в интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.

7. Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.

ПАМЯТКА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В ИНТЕРНЕТЕ

Основные правила для школьников
средних классов
http://13-school.net/_mod_files/ce_images/24.11.13.8.jpg

Вы должны это знать!

1. При регистрации на сайтах старайтесь не указывать личную информацию, т.к. она может быть доступна незнакомым людям. Также не рекомендуется размещать свою фотографию, давая тем самым представление о том, как вы выглядите посторонним людям.

2. Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть вас во время разговора, т.к. он может быть записан.

3. Нежелательные письма от незнакомых людей называются «спам». Если вы получили такое письмо, не отвечайте на него. В случае, если вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком и будет продолжать посылать вам спам.

4. Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.

5. Если вам приходят письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя в вашем отношении неподобающим образом, сообщите об этом.

6. Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите все взрослому.

ПАМЯТКА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В ИНТЕРНЕТЕ

http://13-school.net/_mod_files/ce_images/24.11.13.8.jpg

Основные правила для школьников

старших классов

Вы должны это знать!

1. Нежелательно размещать персональную информацию в интернете.

2. Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес и личные фотографии.

3. Если вы публикуете фото или видео в интернете — каждый может посмотреть их.

4. Не отвечайте на спам (нежелательную электронную почту).

5. Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам люди. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.

6. Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN messenger и т.д.)

7. Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы выступления «Интернет- зависимость подростков»

Вред и польза Интернета. Интернет- зависимость,  как это не допустить. Очень просто, надо знать психологическое состояние подросткового периода....

«ФЕНОМЕН «ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ. ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

       Мир не стоит на месте, жизнь человечества за последние несколько десятилетий коренным образом изменилась: научно-технический прогресс существенно облегчил нашу ...

Профилактика интернет-зависимости у подростков

Материалы содержат классификацию типов интернет-зависимостей, психологические и физические симптомы интернет-завесимости, причины, опасности и последствия инернет-зависимости, терапия и профилактика и...

Презентация на тему "Интернет-зависимость подростков"

Презентация на тему "Интернет-зависимость подростков"...

Социально-психологический проект «Профилактика Интернет зависимость у подростков»

Интернет безграничен, его просторы привлекают своей яркостью, обилием и доступностью любой информации, свободой общения с другими людьми. Но именно эти свойства интернета и таят в себе реальную опасно...

Проект " Интернет-зависимость "у подростков

В  статье  рассматривается проблема  компьютерной зависимости подростков,которая  является  актуальнойна сегодншний день.Выделены стадии развития зависимости  и  мет...