Речевое манипулирование сознанием современного человека
статья по психологии

Коммуникация= это процесс, когда происходит взаимное воздействие субъектов коммуникации. А вот способы могут быть как корректные, так и некорректные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchit.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Речевое манипулирование сознанием современного человека

Актуальность определяется возрастающим интересом лингвистов и психологов к способам речевого воздействия, активно используемым в разных сферах жизнедеятельности людей. Именно поэтому появляется необходимость выявления механизмов, способных скрыто воздействовать на сознание и влиять на процесс принятия решений, изучения их функционирования и выработки способов защиты от языкового манипулирования.

Целью работы является ознакомление с механизмами манипуляций для предотваращения неких ситуаций, в которых я, как участник речевого взаимодействия, могу оказаться против своей воли.

На сегодняшний день коммуникация является неотъемлемой частью жизни. Человек живёт в информационном мире и нуждается в каждодневном обмене информацией. Ежедневно мы слышим публичные выступления, рекламные акции, решаем деловые вопросы. Именно поэтому очень остро встаёт проблема использования определённой коммуникативной техники в той или иной сфере жизнедеятельности- манипулирование.

Манипулирование- это способ психологического воздействия на сознание с целью побуждения к свершению определённых действий, выгодных для манипулятора.

По мнению Э.Шострома, существуют различные виды манипуляторов:

Активные манипуляторы- эти люди перекладывают ответственность на другого человека, того, кем можно управлять и кого можно контролировать; пытаются добиться власти над другими людьми, используя хитрость.

Пассивные манипуляторы- выполняют какие-то действия, чтобы угодить кому-то, заслужить одобрение.

Соревнующиеся манипуляторы- отводят себе роль бойца, для них партнёры. коллеги воспринимаются как соперни

Манипуляторы активно пользуются следующими приёмами: 

1 Навязывание роли.

Угадав желания человека, манипулятор начинает навязывать роль Незаменимой работницы, Бескорыстного сотрудника.

2.Мнимая дружба.

Манипулятор доверительно рассказывает о себе, а потом обращается с какой-то обременительной просьбой

3.Доброжелатель.

Любезно расспрашивает о личных делах, трудностях, даёт советы, а потом обращается с просьбой. После такого разговора, обычно трудно отказать.

4. Общий враг.

Манипулятор доверительно сообщает о том, как ваш коллега плохо высказался о вас, возбуждает неприязнь к этому человеку, подталкивает к определённым действиям.

5.Взятие измором.

Манипулятор с обворожительной улыбкой, прибегая к лести, повторяет снова одну и ту же просьбу, которую вы не хотите выполнить.

Коммуникация- это процесс, когда происходит взаимное воздействие субъектов коммуникации. А вот способы могут быть как корректные конструктивные, так и некорректные.

Например, я хочу, чтобы вы что-то сделали, я могу встать, пафосно размахивать руками и призывать вас: «Вы-лучшие! Давайте! Вперёд!». Могу вас просто попросить: «Пожалуйста, я вас очень прошу», а могу сделать шантаж или угрозу: «Если вы сейчас этого не сделайте, я задавлю вас автомобилем». Могу завуалировать «Я на вашем месте не делала бы так. Понимаете, какая-то мистика происходит, с теми, кто мне отказывают, какая-то беда случается, вот недавно, мне отказал в просьбе один человек и я, собственно говоря, увидела, что кирпич упал ему на голову».

Манипуляция- это психологическое воздействие на человека. Это всегда адресовано к человеку и упирается на струнки его души. Манипуляция имеет внешние проявления и истинную цель. «Вот я, конечно, тебе ничего не говорю, вот сам подумай, как ты хочешь сделать, я просто даю тебе добрый человеческий совет. Просто до этого, кто с нами не соглашался, с ним случалась беда». Манипуляция всегда скрыта. Если манипуляция талантлива, она никогда не будет понятна жертве.

У любой манипуляции всегда есть сценарий. Я кричу на вас - это бестактность. Если я на вас кричу и предполагаю, что вы не сдержитесь и тоже в ответ закричите, а потом я скажу окружающей публике, посмотрите на этого человека, как он непристойно выглядит, недавно в нашей компании, а рот уже открывает.

Прагматическая манипуляция, когда у меня есть чёткая цель (я хочу добиться, чтобы вы проголосовали за моего кандидата, положили деньги в финансовую пирамиду)

Геденестическая манипуляция, ради удовольствия (дети выводят маму из равновесия «Мам», «Мам» и убегает для чего это делал, да ни для чего, ради удовольствия; либо мама звонит «Вот уехал, мать совсем забыл», она делает для того, чтобы обратили на неё внимание), а если после этого она скажет, «Отвези хоть меня на дачу», вот это будет уже прагматическая манипуляция.

В каждом контексте свой ответ. Видов манипуляции не так много. Надо просто понимать ход, этого сценария. Никита Непряхин, писатель, бизнес-тренер, предлагает такие способы взаимодействия с манипулятором.

Первый способ -«Сломать сценарий»

Часто бывают случаи, когда подходят люди-инвалиды, что-то продают, просят денег и мы понимаем, что это целая мафиозная, подпольная структура, основанная на выманивании денег, мы добровольно отдаём, ну что у меня же есть деньги, вроде бы человек бедно одет, худой, они понимают, что их внешний вид вызывает жалость и идут к нам с чётко продуманным в голове сценарием и конкретной целью. Можно заранее сломать манипуляцию: «Как здорово, что вы подошли, дайте денег нам не хватает как раз на подарки детям, участникам форума «Равные возможности». Их сценарий пошёл не по плану. Манипулятор не будет по отношению к вам принимать каких-то действий.

 «Эй, девушка, какая красивая, нельзя одной ходить, я провожу» «Ох, уж этот мокрый туберкулёзный кашель, есть салфетка?»

Второй способ - вскрыть цель, задать вопрос «Зачем ты мне это говоришь?», «Для чего ты мне это говоришь?». Из манипулятивного (тайного) ушло в дискрутивное (явное).

Третий- игнорировать

Четвёртый способ- вскрыть саму манипуляцию, это очень близко к вскрытию цели. «О, я читал об этой манипуляции в одной очень известной книге», «Такая уловка со мной не пройдёт»

Важно не перепутать с обычной человеческой просьбой. «Помоги. Подмени»- почему нет. А вот если попросят именно потому что знают, что ты не сможешь отказать, неловко- это уже манипулятивная просьба. У манипуляторов есть привычка- перекладывать свои обязанности, свою ответственность на другого. Как быть в случае, если вы имеете дело с манипулятором?

Взять тайм-аут: «У меня сейчас совсем нет времени. Приходи через неделю».

Привести контраргумент: «Сходи к Маше, она тебе поможет».

Найти причину: «Я очень рада, что вы ко мне обратились, но никак не могу помочь».

Если нельзя оправдываться и искать сто причин, без демонстрации вины, без отсрочки- надо говорить решительно «Нет».

В жизни случаются ситуации, когда приходится сталкиваться с человеком, который пытается воздействовать на сознание, прибегая к манипулятивным методам. Американский психолог Э.Шостром резко осуждает манипулирование и речевое воздействие как основной стиль общения. Это воздействие опасно тем, что приводит к разрушению личности человека, который свои душевные силы направляет на управление другими людьми. Люди, которые попадают под давление манипулятора, чувствуют себя марионеткой в чужих руках. Я считаю, что каждый человек, вступая во взаимодействие с другим человеком, должен анализировать свои действия. В своей работе я постаралась осветить основные принципы и приёмы манипуляции и думаю, что моя работа принесёт пользу тем, кто осознает данную проблему, актуальную на сегодняшний день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательсккая работа "Речевой этикет в современных социокультурных условиях""

Исследовательсккая работа посвящена речевому этикету школьников....

Доклад для конференции "Культура речи и речевой этикет в современных условиях

"Мы перестали молиться, исповедоваться, каяться в грехах, просить прощения у родителей и ближних своих, разучились прощать и терпеть, вежливость стала дефицитной» - это слова из вступления к ром...

Этические нормы речевого общения в современно массовой коммуникации

В данной статье представлено исследование этических норм речевого общения в современной массовой коммуникации, что является актуальным, поскольку проблема соблюдения этических норм действительно сущес...

Научная статья: "Речевые стратегии манипулирования сознанием в СМИ".

В международном научно-исследовательском журнале International Research Journal опубликована статья на тему: " Речевые статегии манипулирования сознанием в СМИ".    В с...