Коррекционная программа НОДА 6.2
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Бердникова Елена Викторовна

Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.  Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с НОДА различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.2.docx64.65 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа для детей с НОДА (вариант 6.2).

Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО);

3.Постановления Главного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее СанПиН 2.4.2.3286-15).

4. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования МОУ СОШ № 17 (варианты 6.2).

Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.  Индивидуальная психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с НОДА различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

Цель курса: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.

Задачи курса:

  • формировать, развивать, совершенствовать и корректировать познавательные процессы (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • формировать позитивную учебную мотивацию;
  • развивать эмоционально-личностную сферу (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей);
  • реализовывать комплексное психолого-медико-социального сопровождение обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
  • осуществлять информационно-просветительскую и консультативную работу с родителями (законными представителями) обучающихся с НОДА.

Психолого-педагогические особенности развития детей с НОДА

Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.2: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих 6 детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью.

2. Общая характеристика коррекционного курса

Основной принцип организации коррекционно-развивающего образовательного процесса предполагает активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей. Система образования детей с нарушениями в развитии предусматривает проведение коррекционных занятий общей и предметной направленности.

Большое значение коррекционные занятия, представленные в программе, имеют для повышения уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов

предшествующего развития и образования, работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Содержание программы

Программа условно делится на 3 блока.

Блок 1. Развитие зрительно-моторного гнозиса, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики.

Блок 2. Развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3.  Развитие наглядно-образного  мышления,  формирование  мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность до 30 минут (в начале учебного года) до 40 минут (в конце учебного года), общее количество занятий –35.

Используемые в начале каждого занятия:

пальчиковые игры и упражнения, способствуют безбоязненному отношению ребенка к психологу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка.  Для развития тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики также используются игры с песком.  Релаксационные игры и упражнения, которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Принципы и приёмы коррекции

Для формирования программы коррекционной работы с детьми,

с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы.

К основополагающими принципами можно отнести следующие:

Соблюдение интересов ребёнка.

Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность.

Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития,

т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность.

Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

3. Вариативность.

Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи.

Принцип обеспечивает соблюдение

гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

При реализации программы коррекционной работы следует опираться указанные ранее принципы и определить основные направления работы.

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:

• диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

•коррекционно-развивающая     работа обеспечивает     своевременную

специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

•консультативная   работа обеспечивает   непрерывность   специального сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

•информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания направлений коррекционной работы

Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно

- развивающее, консультативное, информационно-просветительское –раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности школы (учебной урочной и внеурочной, внеучебной).

Диагностическая работа включает в себя следующее:

•выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с НОДА при освоении основной образовательной программы начального общего образования;

•проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с НОДА;

•определение уровня актуального и зоны ближайшего развития, обучающегося с НОДА, выявление его резервных возможностей;

•изучение  развития  эмоционально-волевой,  познавательной,  речевой  сфер  и личностных особенностей обучающихся;

•изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;

•изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с НОДА;

•мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ начального общего образования.

Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующее:

•разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с НОДА;

•организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

•коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;

•развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

•формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

•развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;

•развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и

профессионального самоопределения;

•совершенствование навыков получения и использования информации (на основе

ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;

•социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа может включать в себя следующее:

•выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с НОДА, единых для всех участников образовательного процесса;

•консультирование специалистами педагогов по выбору  индивидуально ориентированных  методов  и  приемов  работы  с  обучающимися  с НОДА,  отбора  и адаптации содержания предметных программ;

•консультативную  помощь  семье  в  вопросах  выбора  стратегии  воспитания  и приемов коррекционного обучения ребенка с НОДА;

•консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с НОДА профессии, формы и места обучения в соответствии  с  профессиональными  интересами,  индивидуальными  способностями  и психофизиологическими особенностями.

Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:

•информационную  поддержку  образовательной  деятельности  обучающихся  с особыми  образовательными  потребностями,  их  родителей  (законных  представителей), педагогических работников;

•различные  формы  просветительской  деятельности  (лекции,  беседы,

информационные  стенды,  печатные  материалы),  направленные  на  разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки  в  развитии),  их  родителям  (законным  представителям),  педагогическим работникам – вопросов,  связанных  с  особенностями  образовательного  процесса  и сопровождения обучающихся с НОДА;

•проведение  тематических  выступлений  для  педагогов и  родителей  (законных представителей)  по  разъяснению  индивидуально-типологических  особенностей различных категорий детей с НОДА.

Данная  программа  позволяет  формировать  следующие  универсальные  учебные

действия (УУД):

Регулятивные-принимает  и  сохраняет  учебную  задачу;  планирует  (в

сотрудничестве  с  учителем  и  одноклассниками  или  самостоятельно)  необходимые

действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану,

извлекает необходимую информацию из текста.

Познавательные–осознает  познавательную  задачу;  слушает,  извлекая  нужную

информацию, самостоятельно находит ее в раздаточных материалах;

выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения  учебных  задач операции  анализа,  синтеза,  сравнения,

классификации; устанавливает  причинно-следственные  связи,  делает

обобщения,  выводы; ищет  и выделяет  необходимую  информацию;  формулирует  проблему  поискового  характера;

самостоятельно  строит  осознанное  устное  и  письменное  речевое  высказывание,

выдвигает гипотезы и обосновывает их, доказывает свою точку зрения.

Коммуникативные–формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает

свою точку зрения; владеет монологической и диалогической формами речи, понятные для

партнера;  умеет  слушать  и  вступать  в  диалог;  умеет  задавать  вопросы;  умеет  точно выражать  свои  мысли, позитивно  относится  к процессу  общения;  осуществляет

взаимоконтроль и взаимопомощь;

умеет ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; реалистично строит

свои взаимоотношения со взрослым.

Средствами формирования УУД служат развивающие игры, психогимнастические

упражнения, эмоционально-символические и релаксационные методы. Структура коррекционно

-развивающего занятия:

1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.

2. Разминка -воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.

(Психогимнастика,  музыкотерапия,  пальчиковые  игры).  Разминка  выполняет  важную

функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только

в  начале  занятия, но  и  между  отдельными упражнениями.  Разминочные  упражнения

позволяют активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив, направлены на

снятие эмоционального возбуждения.

3. Основное содержание занятия - совокупность психотехнических  упражнений и

приемов,  направленных  на  решение  задач  данного  занятия.  Приоритет  отдается

многофункциональным  техникам,  направленным  одновременно  на  развитие

познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие.

Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность

предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного  к  спокойному,  от  интеллектуальной  игры  к  релаксационной  технике.

Упражнения  располагаются в порядке  от  сложного  к  простому  (с  учетом  утомления

детей).

4.  Рефлексия  занятия - оценка  занятия.  Арт-терапия,  беседы.  Две  оценки: эмоциональное отреагирование (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали).

Диагностические  процедуры  в  программе.

Важным  аспектом  реализации

программы  является проведение психодиагностических исследований с целью получения

информации  о  динамике  психического  развития  детей  и  планирования  дальнейшей

сопровождающей  работы,  выработки  рекомендаций  пооптимизации  учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности коррекционно-развивающей работы.

Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с

использованием диагностического минимума.

Объем программы рассчитан на 9 месяцев. Всего 35 занятия

при частоте встреч –1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут.

Все  занятия  имеют  гибкую  структуру,  разработанную  с  учетом  возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются

целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. Настроение детей, их психологическое

состояние  в  конкретные  моменты  могут  стать  причиной  варьирования  методов, приемов и структуры занятий.

Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.

Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.

Планируемые результаты коррекционной работы

Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным ФГОС ООО.

Планируемые  результаты  коррекционной  работы  имеют  дифференцированный характер и определяются индивидуальными

программами развития детей с НОДА.

Достижения обучающихся с НОДА рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений. Для этого используются  накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.

Планируемые результаты:

развитие познавательной активности детей;

развитие  общеинтеллектуальных  умений:  приемов  анализа,  сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки; 

развитие словарного запаса, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;

психокоррекция поведения ребенка;

социальная  профилактика,  формирование  навыков  общения,  правильного поведения.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с НОДА. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные).

Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):

 Положительное отношение к школе.

Принятие социальной роли ученика.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

 Способность к оценке своей учебной деятельности.

 Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

 Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

 Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.

Регулятивные УУД:

 Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

 Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.

 Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

 Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и других людей.

 Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации. Познавательные УУД: 11

 Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.

 Использовать элементы причинно-следственного анализа;

 Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

 Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

 Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

 Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.

Коммуникативные УУД:

 Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

 Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 5 класса, обучающихся по адаптированной программе (НОДА 6.2)

№ п/п

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Примерное содержание занятия

Дата проведения

1

Вводное занятие

1

Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю)

2

Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы

3

Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности.  

3

4

5

Развитие и коррекция коммуникативных способностей

5

Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое).

Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия: "Карлсон сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна", "Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д. .

6

7

8

9

10

Развитие и коррекция внимания

7

Понятия: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения. Примеры проявления этих свойств у "внимательных" и невнимательных" учащихся. Индивидуальные особенности внимания. Упражнения на развитие внимания и анализ ситуаций с проявлением внимательности как свойства личности: "Лабиринт", "Графический диктант", "Корректурная проба", "Что изменилось в рисунках", "Путаница", "Кто воспитаннее" и т. д.

11

12

13

14

15

16

17

Развитие и коррекция памяти

6

Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание.

Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение конкретным приёмам запоминания и воспроизведения: - связь запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием; - умение находить в предметах сходство и различие; установление смысловых связей и их последовательности; - понимание того, где и для чего понадобятся те или иные сведения.

Практическая работа: упражнения: «Найдите фигуры»; «Посмотри и запомни»; «Что изменилось»; «Продолжи ряд»; «Заполни квадрат»; «Дорисуй», «Кто, что и сколько?»; «Зашифрованная картинка»; «Узнай по звуку»; «Телеграфисты»; «Магнитофон»; «Запомни картинку»; «Угадай по голосу» и т. д.

18

19

20

21

22

23

Развитие и коррекция мышления

9

Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»; «Составление разрезных картинок»; «Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным словом»; «Птица, зверь, рыба»; «Кто больше»; «Продолжи слово», «Графический диктант» и т.п.

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Обобщающее занятие «Мои достижения»

3

Практическая работа: «Посмотри и запомни»; «Четвертый лишний»; «Что изменилось»; «Отгадай слово»; «Найди пару». «Самоанализ»

33

34

35

Итоговая диагностика

1

Проведение диагностики с целью определения динамики

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 6 класса, обучающихся по адаптированной программе (НОДА 6.2)

№ п/п

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Примерное содержание занятия

Дата проведения

1

Вводное занятие

1

Давайте знакомиться с собой и друг с другом (рассказ о себе или о друге по плану: внешний вид, здоровье, черты характера, мои привычки, что мне интересно, что я не люблю)

2

Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы

3

Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности.  Групповые диагностики разных видов памяти.

3

4

5

Развитие и коррекция коммуникативных способностей

5

Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое).

Упражнения, игровые задания на развитие навыков общения и взаимодействия: "Карлсон сказал", "Литературный пересказ", "Зеркало и обезьяна", "Компот", "Путаница", "Взаимодействие", "Комплимент" и т. д. .

6

7

8

9

10

Развитие и коррекция ощущения и восприятия

4

Понятия: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые ощущения, восприятие.

Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности.

11

12

13

14

Развитие и коррекция двигательной сферы

3

 Понятия: мелкая и общая моторика, координация.

Упражнения с использованием пальчиковых игр, рисование по шаблону и трафарету, работа со шнуровкой.

15

16

17

Развитие и коррекция памяти

6

Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание.

Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение конкретным приёмам запоминания и воспроизведения: - связь запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием; - умение находить в предметах сходство и различие; установление смысловых связей и их последовательности; - понимание того, где и для чего понадобятся те или иные сведения.

18

19

20

21

22

23

Развитие и коррекция мышления

9

Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»; «Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным словом»; «Кто больше»; «Графический диктант» и т.п.

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Обобщающее занятие «Мои достижения»

3

«Самоанализ», «Самопрезентация», «я не умел, а теперь умею»

33

34

35

Итоговая диагностика

1

Проведение диагностики с целью определения динамики

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 7 класса, обучающихся по адаптированной программе (НОДА 6.2)

№ п/п

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Примерное содержание занятия

Дата проведения

1

Вводное занятие        

1

Понятия: -Психика и мозг человека.

Что изучает психология, для чего она нужна человеку.

2

Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы

3

Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности.  Групповые диагностики разных видов памяти.

3

4

5

Коррекция мотивационной  сферы

5

Формирование навыков самоконтроля.

Формирование нравственных представлений.

Арт-терапия «Остров счастья»

6

7

8

9

10

Развитие и коррекция ощущения и восприятия

4

Понятия: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые ощущения, восприятие.

Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности.

11

12

13

14

Развитие и коррекция двигательной сферы

3

 Понятия: мелкая и общая моторика, координация.

Упражнения с использованием пальчиковых игр, рисование по шаблону и трафарету, работа со шнуровкой.

15

16

17

Развитие эмоциональной сферы.

7

Развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения.   Вера в себя.  Формирование у детей конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации. Отработка приёмов лицевой экспрессии различных эмоциональных состояний.

18

19

20

21

22

23

24

Формирование навыков построения внутреннего плана

8

Тренинговые занятия «Разные настроения»,  «Учимся менять  свое настроение»,  «Учимся искать  выход

25

26

27

действий, овладение приемами

самоконтроля и саморегуляции

  из  сложных  ситуаций»,  «Избавляемся от  плохих  мыслей»

28

29

30

31

32

Обобщающее занятие «Мои достижения»

3

«Самоанализ», «Самопрезентация», «я не умел, а теперь умею»

33

34

35

Итоговая диагностика

1

Проведение диагностики с целью определения динамики

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 8 класса, обучающихся по адаптированной программе (НОДА 6.2)

№ п/п

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Примерное содержание занятия

Дата проведения

1

Вводное занятие        

1

Понятия: -Психика и мозг человека.

Что изучает психология, для чего она нужна человеку.

2

Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы

3

Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности.  Групповые диагностики разных видов памяти.

3

4

5

Развитие и коррекция коммуникативной сферы

5

Понятия: общение, виды общения (речевое и неречевое), общение, речь, мимика, жесты, звуки, слова, предложения, красноречие, контакт, обмен информацией, добрые слова, вежливость.

Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия литературный пересказ, «Комплимент», «Путаница» "Зеркало и обезьяна" и т.п.

6

7

8

9

10

Развитие и коррекция внимания

4

Понятия: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек

Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения.

11

12

13

14

Развитие и коррекция памяти

3

 Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание.

Игры - тесты на изучение образной, словесной, логической памяти. Упражнения на развитие запоминания с опорой и без опоры. Обучение конкретным приёмам запоминания и воспроизведения: - связь запоминаемого с хорошо известным предметом, действием, событием.

15

16

17

Развитие и коррекция мышления

6

Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»; «Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни»; «Придумай предложение с заданным словом»; «Кто больше»; «Графический диктант» и т.п.

18

19

20

21

22

23

Самоопределение

5

Понятия: склонности, интересы, возможности, профессия и специальность, профессиональные предпочтения.

Упражнения, задания, тренинги на выявление профессионального самоопределения, развитие потребности в профессиональной деятельности.

24

25

26

27

28

Развитие и коррекция ощущения и восприятия

4

Понятия: зрительные, слуховые, двигательные, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые ощущения, восприятие.

Психологические игры - тесты на изучение зрительных, слуховых, двигательных, тактильных, болевых и др., ощущений и восприятий. Упражнения на развитие ощущений и восприятий различной модальности.

29

30

31

32

Обобщающее занятие «Мои достижения»

3

«Самоанализ», «Самопрезентация», «я не умел, а теперь умею»

33

34

35

Итоговая диагностика

1

Проведение диагностики с целью определения динамики

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для учащихся 8 класса, обучающихся по адаптированной программе (НОДА 6.2)

№ п/п

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Примерное содержание занятия

Дата проведения

1

Вводное занятие        

1

Понятия: -Психика и мозг человека.

Что изучает психология, для чего она нужна человеку.

2

Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы

3

Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, осведомлённости, произвольности.  Групповые диагностики разных видов памяти.

3

4

5

Развитие и коррекция внимания

3

Понятия: внимание, свойства внимания, внимательный и невнимательный человек. Практические занятия и игры по изучению свойств произвольного и непроизвольного внимания: избирательности, сосредоточенности, устойчивости, распределения, переключения.

6

7

8

Развитие и коррекция мышления

2

Понятия: Развитие мышления. Развитие операций обобщения. Практическая работа: упражнения: «Найди образец»; «Отгадай слово»; «Продолжи ряд»; «Пятый лишний»; «Букет»; «Посмотри и запомни».

9

10

Развитие и коррекция памяти

2

Понятия: память, кратковременная и долговременная память, запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, смысловая связь, сходство, различие, смысловая связь, последовательность, понимание.

11

12

Развитие и коррекция коммуникативной сферы

4

 Понятия: общение, виды общения, общение, речь, мимика, жесты.

Упражнения по развитию навыков общения и взаимодействия ("

13

14

15

16

Анализ, сравнение, классификация, обобщение

4

Игры (тренинг разных видов мышления):

«Найди лишнее», «Запомни и нарисуй», «Узнай

предмет по описанию», «Найди лишнее слово»,  

«Угадай животное».

«Найди общие признаки».

17

18

19

20

Развития эмоциональной стабильности

3

Сказкотерапия «Качества, важные для общения»

Тренинг: Правила дружбы.

Формирование сплоченности  и профилактики конфликтов  « Мы – дружная команда»

21

22

23

Самоопределение

9

Понятия: склонности, интересы, возможности, профессия и специальность, профессиональные предпочтения.

Упражнения, задания, тренинги на выявление профессионального самоопределения, развитие потребности в профессиональной деятельности. Работа по снятию напряжения перед экзаменами

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Обобщающее занятие «Мои достижения»

3

«Самоанализ», «Самопрезентация», «я не умел, а теперь умею»

33

34

35

Итоговая диагностика

1

Проведение диагностики с целью определения динамики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 7 класса (коррекционная программа VIII вида)

В папке собраны рабочие программы по математике, русскому языку, чтению и развитию речи, биологии, истории для 7 класса с тематическим планированием для надомного обучения....

Рабочая программа по физической культуре для 3 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида.

Программа коррекционной работы - это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в здоровье в освоении основной образовательной программы начального общего образования...

Рабочая программа по технологии 6-кл. обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федера...

Рабочая программа по математике специально-коррекционной программы 8 вида, 3 класс, форма обучения - индивидуальная

Рабочая программа по математике специально-коррекционной программы 8 вида, 3 класс, форма обучения - индивидуальная...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

АОП программа НОДА Вариант 3.4.

Адаптивна физическая культура рассматривается как часть общей культуры........

Рабочая программа НОДА 6.2

Рабочая програама НОДА 6.2...