ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
статья по психологии

Бархолова Любовь Ивановна

Юность является важным и ответственным этапом развития личности. В этот период происходит становление психологических механизмов, которые оказывают влияние на процессы развития и самореализации. Именно в этом возрасте начинается раскрытие всех аспектов личности, развитие личностных возможностей, расширяется совместная деятельность с другими людьми, заканчивается подготовка к включению в самостоятельную жизнь как полноправного члена общества. Все это создает необходимые предпосылки для самореализации. В этом возрасте идет активный процесс формирования, усложнения личности, изменения иерархии потребностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Л. И. Мардвина

Педагог-психолог, МБОУ Боханская СОШ № 2

Бохан, Россия

mardvina.lyuba@mail.ru

Юность является важным и ответственным этапом развития личности. В этот период происходит становление психологических механизмов, которые оказывают влияние на процессы развития и самореализации. Именно в этом возрасте начинается раскрытие всех аспектов личности, развитие личностных возможностей, расширяется совместная деятельность с другими людьми, заканчивается подготовка к включению в самостоятельную жизнь как полноправного члена общества. Все это создает необходимые предпосылки для самореализации. В этом возрасте идет активный процесс формирования, усложнения личности, изменения иерархии потребностей.

Возраст юношества сенситивен для формирования психологической готовности к личностному, профессиональному и жизненному самоопределению, внутренне связан с построением жизненных планов, с определением дальнейшего пути. Но пагубное влияние компьютерных технологий, а именно Интернета, затормаживают и препятствуют раскрытию личности юношей и девушек, а также ограничивают их социальное развитие в обществе посредством зависимости от Интернет-технологии. Многие юноши и девушки из-за влияния Интернет-технологии считают ненужным выбор будущей профессии, по причине того, что они живут в своем виртуальном мире.

Проблема Интернет-зависимости имеет большое значение в связи с интенсивным развитием и постоянным использованием компьютерных технологий (в частности – Интернет-сетей), которые становятся причиной разрыва и утраты социальных связей между молодыми людьми, в свою очередь предпочитающих online-общение реальному общению со своими сверстниками и разрешению конфликтных ситуаций при непосредственном взаимодействии друг с другом. Эмпирических исследований на эту тему очень мало, в основном статьи и монографии направлены на теоретический аспект проблемы (определение, признаки, виды зависимостей).

Многогранность функций, которые Интернет способен предоставить, и является причиной его популярности, и, как следствие, причиной появления Интернет-зависимости у его пользователей. Благодаря Интернету люди перестают вербально общаться. Но было бы неверным говорить, что как Интернет влияет на всех людей – есть какие-то аспекты психологического восприятия, которые заставляют личность отказываться от реальной жизни в пользу жизни в сети. Интересно выяснить, какие психологические особенности влияют на формирование интернет-зависимости в юношеском возрасте. Студенты-психологи или юноши, не поступившие в вузы более подвержены зависимости от Сети?

Основные задачи исследования:

-Изучение психологических особенностей Интернет-зависимости в юношеском возрасте.

-Выявление психологических особенностей Интернет-зависимости в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования: в исследовании присутствуют допущения, что психологические особенности Интернет-зависимости в юношеском возрасте имеют свою специфику. Предполагается, что для юношеского возраста юноши и девушки Интернет-зависимые и Интернет-независимые будут иметь значительные отличия по уровню тревожности, силы воли, уровню проявления агрессии, мотивации к избеганию неудач и мотивации к успеху, общей самооценки, а также иметь разный уровень ощущения субъективного одиночества.

В качестве теоретических основ выступают труды Голдберга А., Войкунского А. Е., Жичкиной А. Е., Егорова А. Ю., Короленко Ц. П., Янг К. и других специалистов об Интернет-зависимости как последствии применения компьютерных технологий.

Применяемые методы исследования: анализ научной литературы по проблеме психологические особенности Интернет-зависимости в юношеском возрасте, «шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин), тест «самооценка силы воли» (автор Н. Н. Обозов), опросник Басса-Дарки, методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса, методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, методика изучения общей самооценки (автор Г. Н. Казанцева), методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, краткий тест Кимберли Янг, тест на Интернет-зависимость (автор Лоскутова В. А.).

Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть полезны для педагогов-психологов в рамках психологического консультирования пользователей Интернета и для профилактики Интернет-зависимости в юношеском возрасте.

С помощью статистической обработки по критериям Мана-Уитни, коэффициента ранговой корреляции Спирмена и диагностики можно выявить особенности в юношеском возрасте Интернет-зависимых и склонных к Интернет-зависимости.

По результатам диагностики в группе Интернет-зависимых (21 респондент) было выявлено 24% испытуемых с начальным уровнем Интернет-зависимости и 76% юношей и девушек Интернет-зависимых, в группе Интернет-независимых (21 респондент) было также выявлено 14% юношей и девушек у которых есть проблемы. Была выявлена Интернет-зависимость у большей части группы Интернет-зависимых. Анализ результатов диагностики позволяет утверждать, что Интернет-зависимым юношам и девушкам присущ низкий уровень самооценки, потенциал агрессии и высокий уровень тревожности.

По проведенному исследованию и статистической обработки по критериям Мана-Уитни и коэффициента ранговой корреляции Спирмена исходим из того, что тест «Самооценка силы воли» (автор Н. Н. Обозов) и методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса попали в зону незначимости, так как оценка была субъективной, поскольку испытуемые хотят показать более высокую самооценку и высокий уровень к избеганию неудач, искусственно завышая эти критерии. Так же у этих двух методик по коэффициенту ранговой корреляции Спирмена не выявилась взаимосвязь с Интернет-зависимостью.

Важно также и то, что проблема Интернет-зависимости не только не теряет своей актуальности, но и приобретает большее значение с течением времени. Сравнив данные с данными, полученными в ходе изучения данной проблемы до исследования, было выяснено, что признаки Интернет-зависимости стали проявляться гораздо более интенсивно. Так, количество юношей и девушек, испытывающих дискомфорт в отрыве от Интернета, увеличилось в 2 раза. Более того, количество любителей долго сидеть в Интернете также удвоилось.

Обобщая сказанное, можно отметить, что исходная гипотеза подтвердилась. Интернет-зависимые и Интернет-независимые юноши и девушки в возрасте от 17-25 лет будут иметь значительные отличия по уровню тревожности, самооценки, силы воли, уровню проявления агрессии, мотивации к избеганию неудач и мотивации к успеху, общей самооценки, а также иметь разный уровень ощущения субъективного одиночества. Важно и то, что исследование показало, что проблема виртуальной зависимости стоит очень остро и набирает новые обороты из года в год.

Литература

1.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие/ под ред. Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2001. – 672 с.

2.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/ Ф. Райс – СПб.: Питер, 2000. -385 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь командных защитных действий в детско-юношеском баскетболе с психологическими особенностями игроков.

Полный анализ командных защитных действий в баскетболе подростков 13-14 лет, обзор литературы по данному вопросу, взаимосвязь защитных действий в детско-юношеском баскетболе с психологическими особенн...

"Юношеский возраст и его психологические особенности"

Презентация к рдительскому собранию...

Сборник диагностических методик "Диагностика психологических особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по направления воспитания"

В данном сборнике представлены диагностические методики для изучения особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по разным направлениям воспитания: гражданско-правовому, п...

ЛИЧНОСТНЫЕ И СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЫБОРА ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Проблема формирования жизненных стратегий молодежи входит в круг тем, представляющих научный интерес как для изучения психологических факторов и механизмов саморазвития молодежи, так и для понимания д...

Методическая разработка «Родительское собрание «Подростковый возраст и его психологические особенности»

Родительское собрание:«Подростковый возраст и его психологические особенности» Цель: оказание родителям помощи в преодолении затруднений в общении с детьми-подростками,...

Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.

Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...