тренинг ля педагогов
учебно-методический материал по психологии

Прокопьева Светлана Баировна

Разработка тренинга для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_treninga_2.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Программа тренинга

Часть 1

Цель тренинга - сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

- формирование благоприятного психологического климата

- развитие умения работать в команде

- сплочение группы

- осознание каждым участником своей роли, функции в группе

- повысить коммуникативные навыки педагогов

- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Форма проведения: тренинг

Участники: педагоги (18-20 человек).

Время:120 минут.

Содержание

Время

Примечание

1

Вводное слово ведущего

(цель тренинга, правила группы)

5 мин

2

Знакомство

 Упражнение «Имя»

20 мин

3

Рефлексия «Что я чувствую..»

или «методика Лутошкина»

10 мин

4

Упражнение «Комплимент»

10 мин

5

Упражнение «Быть руководителем хорошо или плохо?»

20 мин

6

Упражнение «Карниз»

15 мин

веревка

7

Упражнение «Картина по телефону»

20 мин

образцы геометрических узоров

8

Упражнение «4 угла»

20 мин

1.Приветствие ведущего. Принятие правил групповой работы.

2. Упражнение «Имя»

Цель: познакомится с участниками тренинга.

Каждый из участников называет свое имя и отвечает на вопросы.

  • Знаете ли Вы историческое происхождение своего имени?
  • Кто выбрал имя для Вас?
  • Носит (носил ли в прошлом) кто-нибудь из других членов семьи это же имя?
  • Кто из великих людей (исторических героев, ученых, представителей искусства) носит это имя?
  • Нравятся или не нравятся Вам Ваше имя? Почему? И др.

3. Рефлексия собственных чувств и переживание в начале тренинга «Что я чувствую..»

        Цель: определение ожиданий участников тренинга.

Каждый участник имеет возможность высказать свои ожидания от тренинга.

4. Упражнение «Комплимент»

        Цель: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

        Задача каждого участника придумать комплимент своему соседу справа, соответствующий его личностным качествам.

5. Упражнение «Быть руководителем хорошо или плохо?»

        Цель: формирование более объективного образа руководителя и его многосторонней деятельности, профилактика вертикальных конфликтов в организации.

        Группа делится на 2 подгруппы, которые выстраиваются в ряд, лицом к лицу, напротив друг друга. Задача первой подгруппы – подумать о привилегиях, преимуществах и выгодах (экономических или психологических), связанных с должностью руководителя, задача второй – подумать о негативных последствиях и стрессах руководителя. Тренер обращается к первой группе и просит начать свою аргументацию словами «Быть руководителем хорошо, потому что…». На это кто-либо из второй подгруппы отвечает «Быть руководителем плохо, потому что…». Эта процедура продолжается до тех пор, пока у участников есть аргументы.

        Обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как изменилось их представление о деятельности руководителя после упражнения.

        Задача тренера подвести участников к осознанию того, что нет идеальных профессий и должностей, каждая имеет свои плюсы и минусы. В жизни, к сожалению, часто мы склонны обращать внимание на минусы, недооценивая плюсы собственной профессиональной деятельности, своего коллектива или организации в целом.

6. Упражнение «Карниз».

        Цель: укрепление в педагогическом коллективе доброжелательности, открытости и взаимопомощи по отношению друг к другу.

        Участники встают друг за другом, соприкасаясь плечами и ориентируясь на веревку, лежащую на полу. Тренер: «Веревка – это карниз высотного дома. Носки ваших туфель – край этого карниза. Каждый человек из нашей группы, должен пройти по карнизу и не упасть вниз. Задача группы – помочь ему в этом. Разрешаются поддержки в виде физических контактов, краткие разговоры. Главное – это пройти по карнизу!»

        Затем участник, который «шел по карнизу дома», рассказывает свои впечатления: на каких отрезках пути он чувствовал поддержку, где ему было трудно справиться с игровой задачей и почему. Члены группы также обмениваются мнениями, почему в одних случаях поддержка была успешной, а в других – нет. Если произошло «падение» игрока с импровизированного «карниза», данный момент также обсуждается в группе.

7. Упражнение «Картина по телефону»

        Цель: оптимизация взаимоотношений в коллективе, повышение коммуникативных навыков участников.

        Из группы выбирается один участник, который получает на листе бумаги сложный геометрический рисунок. Не показывая его, остальным участникам, он должен объяснить им как его нарисовать. Остальные зарисовывают, получая инструкции на слух.

        Обсуждение (основная мысль влияние фильтров восприятия на принятие информации, слышим все одно и тоже, но пропуская информацию через фильтры восприятия, настроение, опыт и т.д. понимаем по-своему). Человек – это набор своих фильтров. Фильтры могут быть возрастными, ценностными, образовательными и т.д.

8. Упражнение «4 угла»

        Цель: повышение коммуникативных навыков участников, умения высказывать свою точку зрения.

        Тренер зачитывает текст конфликтной ситуации и три варианта ее решения. Каждому углу соответствует свой вариант ответа, 4 угол – свободный для ответа участника.

        Марина и Кристина – подруги с детства, вместе учились в школе, вместе поступили в педагогический университет. Родной дядя Кристины – Алексей Иванович директор гимназии. Поэтому когда девушки защитили диплом, Кристина предложила подруге вместе работать в гимназии под руководством Алексея Ивановича. За год работы в данной образовательной организации уже учитель начальных классов Марина Борисовна заметила, что Кристина Александровна пользуется своими связями, имеет новую аппаратуру в классе, дополнительные 0,5 ставки и др.  В сентябре на почту гимназии пришло письмо о проведении конкурса «Учитель года». И Марина Борисовна и Кристина Александровна изъявили желание поучаствовать. Решение директора было в пользу Кристины Александровны. Как поступить Марине Борисовне?

1 угол. Уволиться и перейти в другую школу

2 угол. Поговорить с директором и убедить в своей кандидатуре на конкурс

3 угол. Поговорить с подругой и убедить уступить ей

4 угол. Ваш вариант

Программа тренинга

Часть 2

Цель: предоставление возможности педагогам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения педагогических конфликтов.

Задачи:

-предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах, об особенностях педагогических конфликтов;

-обучить способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации;

-помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности;

-способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;

-развивать умения и навыки командного взаимодействия.

Форма проведения: тренинг

Участники: педагоги (20 человек).

Время:120 минут.

Содержание

Время

Примечание

1

Упражнение «Разожми кулак»

15 мин

2

Мини-лекция о конфликтах

10 мин

3

Упражнение «Слухи»

20 мин

4

Упражнение «Достойный ответ»

20 мин

5

Упражнение «Петр Зеленый и Иван Добродушный»

20 мин

6

Упражнение: «Другими словами»

20 мин

7

Рефлексия

20 мин

.

1.Упражнение «Разожми кулак»

Цель: обучить взаимодействию при конфликте интересов.

Участники делятся на пары. Один из них крепко сжимает кулак. Задача второго участника — разжать этот кулак. При этом можно говорить. После этого обсуждаем — сначала в парах, а за­тем в общем кругу — разные способы взаимодействия.

Обсуждение впечатлений. При обсуждении важно выслу­шать всех и отметить разные стратегии взаимодействия: сила, подкуп, лесть, попытка договориться, понять, зачем другому нужно не разжимать кулак.

2. Мини-лекция о конфликтах

3. Упражнение "Слухи"

Цель: продемонстрировать участникам тренинга, каким образом рождаются слухи.

Активными игроками в этом упражнении являются 4 участника. Остальные — наблюдатели, эксперты. Четыре участника на некоторое время выходят из помещения. В это время первый участник, который остался, должен прочитать второму игроку предложенный ведущим небольшой рассказ или сюжет. Задача второго игрока – внимательно слушать, чтобы потом передать полученную информацию третьему участнику, который должен будет войти в комнату по сигналу. Третий игрок, прослушав рассказ второго игрока, должен пересказать его четвертому и т. д.

После выполнения этого задания участниками ведущий перечитывает рассказ уже для всех участников игры. Каждый игрок может сравнить свой вариант пересказа с оригиналом. Как правило, в процессе пересказа происходит искажение первоначальной информации. Этот факт желательно обсудить со всеми участниками семинара.

История для игры "Слухи"

"Я ходил по крытому кооперативному рынку, когда увидел полицейские машины, останавливающиеся у всех дверей. Рядом со мной были два человека, которые мне показались подозрительными; один выглядел очень взволнованным, а другой испуганным. Первый схватил меня за руку и толкнул внутрь торгового зала. "Притворись, что ты мой ребенок", – прошептал он. Я услышал, как полицейский крикнул: "Они здесь!", и вся полиция побежала в нашу сторону. "Я не тот, кого вы ищете, – сказал мужчина, который держал меня, – Я просто пришел за покупками со своим сыном". "Как его зовут?", – спросил полицейский. "Его зовут Сергей", – сказал один мужчина, в то время как другой сказал: "Его зовут Коля". Полицейские поняли, что эти мужчины не знают меня. Они допустили ошибку. Поэтому мужчины отпустили меня и побежали прочь. Они столкнулись с прилавком женщины. Повсюду покатились яблоки и овощи. Я увидел, как некоторые мои друзья поднимают их и кладут себе в карманы. Мужчины выбежали через дверь со стороны здания и остановились. Их ожидали около двадцати полицейских. Мне было интересно, что они такое натворили. Возможно, это связано с мафией".

Обсуждение: С какими трудностями вы столкнулись при получении и передаче информации (если таковые были)? Что происходит с общением людей в случае искажения информации? С чем можно сравнить варианты пересказа сюжета?

4. Упражнение: «Достойный ответ».

Цель: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Все участники сидят в кругу, каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу его внешности или поведения. Все слушатели по кругу произносят записанную на карточке фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого – достойно ответить на этот «выпад». Затем, ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает в качестве «нападающего» и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

Обсуждение. Тренер спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем вс е предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальной жизни так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.

Обидные слова партнера:

1

Вы совсем с ума сошли!

2

Вы никогда не сдерживаете взятые на себя обязательства.

3

Вы не умеете руководить женским коллективом. Всегда доводите сотрудниц до слез.

4

Ваши выступления на совещании усыпляют всех присутствующих.

5

Вы с этим поручением как всегда не справитесь!

6

Не надо со мной переговариваться!

7

Что значит, вы не поняли?!

8

Ваш отдел считается самым конфликтным.

9

Сейчас я говорю, а вы слушаете! У вас такой скрипучий голос, что он действует всем на нервы.

10

Ты совсем не умеешь разговаривать с клиентами.

11

Я не хочу слышать о том, что вы не успели!

12

Умничать будете дома!

13

Почему вы на всех коллег смотрите волком?

14

Прекратите говорить глупости!

15

С вами нельзя иметь никаких деловых отношений!

16

За столько лет работы вы не научились этого делать!

17

Вы сорвали выполнение очень важного проекта.

18

Вы можете изъясняться конкретнее?

19

Что люди с подобным воспитанием делают в нашем коллективе?

20

Почему я за вас должна делать вашу работу?

5. Упражнение «Петр Зеленый и Иван Добродушный»

Цель: помочь осознать, что чем больше потребность человека в чем-либо, тем менее объективно он воспринимает реальность, в связи, с чем увеличивается его интолерантность. 

Участники делятся на 2 группы. Группам раздается текст. Из группы выбирается один представитель.

Каждому предлагается в течение пяти минут ознакомиться со своей ролью. Одному

участнику предлагается роль Петра Зеленого, другому - Ивана Добродушного.

Текст для 1 группы:

Вы Иван Добродушный, вице-президент медицинской ассоциации, занимающейся

разработкой вакцины, предотвращающей развитие редкого заболевания, вспышка

которого наблюдается в последние три месяца. Несколько тысяч человек пострадали

от этого заболевания, поражающего мозг. Опыты показали, что Ваша вакцина,

полученная из сока редкого сорта апельсинов, излечивает болезнь на ранних стадиях.

К сожалению, только небольшое количество, около 4000 апельсинов, было выращено

в этом году. Вас информировали, что некий мистер Кардоза, экспортер из Южной

Америки, продает партию из 3000 апельсинов. Сока, полученного из этого количества

апельсинов, достаточно для производства вакцины. Вам поручено связаться с

мистером Кардозой и предложить ему сумму до 250 тысяч долларов.

Вам также стало известно, что некий Петр Зеленый из экологической организации

собирается вести переговоры с мистером Кардозой по поводу покупки 3000

апельсинов. Предварительно Вы решаете поговорить с Петром Зеленым, чтобы он

Вам не препятствовал.

Текст для 2 группы.

Вы Петр Зеленый, председатель известной экологической организации города.

Работаете над проблемой нейтрализации нервно-паралитического газа. Совсем

недавно бомбы с экспериментальным газом, которые использовали во время Второй

мировой войны, были перевезены для захоронения на небольшой остров у берегов

Белого моря. Во время транспортировки две бомбы дали течь. Газ может выделиться

в атмосферу в течение двух недель. Если это случится, несколько тысяч людей

получат серьезные поражения мозга, которые могут привести к смерти. Вы

выработали синтетические пары, которые при вводе в корпус бомбы нейтрализуют

газ. Пары можно получить из кожуры редкого сорта апельсинов, растущих в Южной

Америке. К сожалению, только 4000 этих апельсинов было выращено в этом году.

Вас информировали, что некий мистер Кардоза, экспортер из Южной Америки,

продает партию из 3000 апельсинов. Этого количества достаточно для производства

нейтрализатора. Вам также известно, что некий Иван Добродушный из медицинской

ассоциации собирается вести переговоры с мистером Кардозой, чтобы купить эту

партию. Вы можете предложить мистеру Кардозе до 250 тысяч долларов. Но

предварительно Вам надо встретиться с Иваном Добродушным, чтобы убедить его не

препятствовать сделке.

Далее в течение 5-7 минут участники должны прийти к какому-либо решению

проблемы, заявленной в задании.

Ведущий знакомит присутствующих с вариантами решения проблемы, предложенными участниками.

Как правило, участники не обращают внимания на тот факт, что одному партнеру

нужен сок, а другому - кожура апельсинов, поэтому предложенные варианты связаны

с проявлением вынужденной толерантности, а бывает, интолерантности.

Обсуждение в группе.

6. Упражнение: «Другими словами»

Задание: перефразировать неконструктивные фразы в конструктивные. (используя  «Я-утверждение»(обращая внимания на СВОИ чувства), вместо «Ты-утверждение». Например: « Вы должны принести мне книгу». («Я была бы рада, если бы Вы принесли мне книгу»)

Неконструктивные высказывания

Конструктивные высказывания

1

Он должен заботиться обо мне.

2

Ты не должна была ходить на эту вечеринку.

3

Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделал.

4

Вы должны были предвидеть возможные трудности.

5

Меня заставили.

6

Он- упрямый осел.

7

Он меня унизил.

8

Прекрати меня злить.

9

Вы должны мне дать программу, книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».

Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»

Программа тренинга  «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Психологический тренинг прекрасная профилактическая мера, особенно для педагогов общеобразовательных школ. Трени...

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Цель: Создание условий спсобствующих профилактике синдрома профессионального выгоранияПередача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления...

«Роль гармонизации эмоциональной сферы педагогов учреждений интернатного типа». Тренинг с педагогами.

Создание благополучного психологического климата в группе; -снятие психоэмоционального напряжения в общении;-накопление положительного эмоционального опыта; -формирование умения выражать сво...

Занятие с элементами тренинга с педагогами "Профилактика стресса у педагогов"

Тема : «Профилактика  стресса у педагогов».(Занятие с элементами тренинга для педагогов).Цель: Снижение психоэмоционального напряжение педагогов, актуализация  знаний о прие...

Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть" на работе?"

Любая профессия, связанная с общением, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролиро­вать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа тре­бует ...

Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть на работе?"

Работая в образовательном учреждении, педагог, психолог и другие работники образовательного учреждения вольно или невольно сталкиваются с проблемой эмоционального выгорания, которая негативно сказывае...