Психологические особенности работы с аудиторией
консультация по психологии

Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, не похожие на те, что он видел ранее. Одни привлекли его внимание невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. Каждый мог выбрать то, что ему по душе, это то, что было им необходимо. Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки.

- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.

Однако хозяин ответил ему:

- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…

Наш тренинг направлен на формирование навыков успешного публичного выступления, управления собственным психоэмоциональным состоянием и навыкам владения аудиторией. Эти семена на благодатной почве психологического знания дадут возможность сформировать свое ораторское мастерство, плодами которого может стать развитие своего потенциала, профессиональный успех, материальное благополучие, карьерный и личностный рост. Все это возможно при систематической и целенаправленной работе по овладению техникой публичных выступлений. Вы готовы к работе?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности работы с аудиторией   

 

Учебные вопросы

1. Аудитория как объект и субъект познавательной деятельности

2. Психологические предпосылки успешности работы с аудиторией

3. Приемы привлечения и удержания внимания у аудитории

 

Цель лекции – содействие студентам в овладении глубокими и прочными знаниями психологических особенностей аудитории и предпосылок успешной работы преподавателя в ней.

1.Вводное слово (2 мин)

Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, не похожие на те, что он видел ранее. Одни привлекли его внимание невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. Каждый мог выбрать то, что ему по душе, это то, что было им необходимо. Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки.

- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.

Однако хозяин ответил ему:

- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…

Наш тренинг направлен на формирование навыков успешного публичного выступления, управления собственным психоэмоциональным состоянием и навыкам владения аудиторией. Эти семена на благодатной почве психологического знания дадут возможность сформировать свое ораторское мастерство, плодами которого может стать развитие своего потенциала, профессиональный успех, материальное благополучие, карьерный и личностный рост. Все это возможно при систематической и целенаправленной работе по овладению техникой публичных выступлений. Вы готовы к работе?

1.2 Обсуждение и принятие правил работы в группе (2 мин)- распечатать

В начале работы мы должны с вами принять основные правила работы в группе.

1. «Здесь и теперь». Старайся говорить о том, что происходит в группе здесь и теперь.

2. Искренность и открытость. Открыто и честно говори о своих действиях, чувствах, мыслях, о поступках и переживаниях других членов группы.

3. Принцип «Я». Оценка поведения другого участника группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: "мы считаем...", "у нас мнение другое..." и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное "мы". Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: "я чувствую...", "мне кажется...".

4.Активность. Активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной. Все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения.

6.«Стоп». Говори «стоп», если не хочешь, чтобы твое поведение обсуждалось. После этого всякое обсуждение должно быть прекращено.

 Упражнение «Самопрезентация».

Психолог: Ваша задача состоит в следующем: в течение 2 минут придумать устно текст о себе, который вы будете произносить в течение 1 минуты.

– Кто готов выступить с самопрезентацией.

Психолог:

– Как вы себя чувствовали во время выступления?
– Что-то мешало при выступлении?
– Из-за чего прекратили речь раньше, чем истекла минута?

Презентация.

Слайд 3.

1.     Аудитория как объект и субъект познавательной деятельности

Аудитория это разновидность социальной группы. Она имеет не только количественные характеристики, но и качественные:

социально-демографические, возрастные, этнические, религиозные, образовательные и другие особенности, которые важно учитывать педагогом при осуществлении профессионального взаимодействия.

Аудитория представляет собой малую группу и представляет интерес как носитель групповой психики, как система психологических связей и отношений, психических регуляторов, норм, правил поведения и деятельности обучающихся. Преподавателю целесообразно  изучать и учитывать в профессиональной деятельности  основные социально-психологические особенностей аудитории, учебной группы. 

Слайд 4

Психика аудитории, любой социальной группы — это сфера духовной жизни людей данной общности, которая характеризуется конкретным содержанием (нравственным, эстетическим, политическим, профессиональным, правовым, этническим, экологическим и др.), направленностью и  уровнем функционирования (от апатии, безразличия до энтузиазма), действенностью. Это сложная совокупность внутри групповых социально-психологических процессов и явлений.

Слайд 5

Социально-психологические процессы и явления в малых группах — понятие собирательное. Оно служит для обозначения разнообразных форм существования групповой психики:

-   массовидные социально-психологические процессы и явления  (общие, групповые цели, интересы, потребности, ценности, мнения, настроения, отношения, традиции и т.п.), 

-   социально-психологические особенности  поведения и проявления членами группы своей индивидуальности (лидерство, подчинение, конформность – нонконформность личности обучающегося, экстра- интровертированность личности, эмпатийность, стиль поведения и общения, адаптивность и особенности самоутверждения обучающихся и , адаптация в группе и др.), 

-   особенности общения обучающихся и психологические механизмы взаимодействия людей и воздействия на них группового и общественного сознания (психическое заражение, подражание, внушение, убеждение, принуждение и др.).

-   интегративные социально-психологические феномены (слаженность, сплоченность социальной группы, морально-психологическая атмосфера, социально-психологический климат группы и др.).

Психика социальной группы не сводима к психике человека. Групповая психика, выступая сложной совокупностью содержания и состояния социально-психологических процессов и явлений, обусловлена не только особенностями деятельности членов группы, своеобразием материально-технических, экологических и других условий ее жизни и деятельности. Большое влияние на содержание, направленность и уровень функционирования групповой психики оказывают личностные особенности составляющих её людей, своеобразие восприятия и понимания ими мира, действительности, конкретной ситуации, друг друга, возникающие у них отношения к деятельности, к реальным фактам и событиям как внутри групповой, так и вне групповой жизни.

Слайд 6

Психологические предпосылки успешности работы с аудиторией

Из  психологических предпосылок успешности работы преподавателя в аудитории в первую очередь можно отнести следующие.

1.Установление и поддержание контакта с аудиторией. Выделяют следующие виды такого контакта: визуальный, акустический, психологический.

2.Обеспечение  активизации, поддержания и управления вниманием аудитории. При этом важно учитывать динамику внимания и морально-психологического состояния слушателей аудитории на разных этапах социально-педагогического взаимодействия.

3.Актуализация мотивов познавательной деятельности аудитории и управление ими.

4.Успешное решение      коммуникативных,        перцептивных      и интерактивных задач в аудитории в процессе социально-педагогического взаимодействия с нею. При этом важно  успешно использовать вербальных и не вербальных          средства     в        процессе     социально-педагогического взаимодействия преподавателя с аудиторией. 

5.Обеспечение конструктивного внешнего и внутреннего имиджа преподавателя. 

6.Актуальзация психологической готовности аудитории, отдельных студентов (учащихся) к учебно-познавательной деятельности.

7.Умелое использование вербальных средств коммуникации – как основных в работе преподавателя в аудитории.

Слайд 8

Оратором часто называют человека, обладающего даром красноречия. Слово оратор появилось в русском языке в XVIII в. Оно происходит от латинского глагола orare «говорить». В.И. Даль подобрал следующие синонимы и синонимические выражения к этому слову: вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить, краснобай.

Образцом мастера ораторского искусства считается Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) – римский политический деятель и писатель, сторонник республиканского строя.

Особенности ораторской речи:

  • устная форма общения. Публичная речь реализуется в устной форме литературного языка. Для оратора важно так построить публичное выступление, чтобы содержание его речи было понятно слушателям. Ученые доказали, что при восприятии письменной речи усваивается только 50% полученной информации, а при восприятии устной – 90%;
  • наличие «обратной связи». Оратор должен наблюдать за поведением аудитории, улавливать ее настроение по реакции на свои слова, корректировать собственную речь, то есть устанавливать контакт со слушателем;
  • сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением. Ораторская речь тщательно готовится. Подготовленная речь – это, по сути, книжная речь. Тем не менее, выступая с трибуны, оратор должен не просто механически прочитать текст, а именно произнести его. Тогда, в процессе импровизации, и появляются элементы разговорной речи. Чем опытнее оратор, тем искуснее переходит он от книжно-письменной формы речи к живой;
  • взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением. (лингвистических и паралингвистических).

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на аудиторию. Значение речи для человека очень велико: оно делает достоянием индивидуального сознания опыт всего человечества, выводит наше сознание за пределы чувственного опыта. Если психика является отражением окружающего мира, то речь – обозначением данного отражения.

Слайд 9

В структуру речевого общения входят:

а) значение и смысл слов, фраз. Важную роль также играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации;

б) выразительные качества голоса (паралингвистические средства):

в) темп речи (быстрый, средний, замедленный) – это скорость

осуществления словесного действия;

г) модуляция высоты голоса (плавная, резкая);

д) модуляция высоты голоса (высокая, низкая);

е) ритм (равномерный, прерывистый);

ж) тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий);

д) интонация;

и) дикция речи, т. е. ясность, четкость произношения звуков;

В социальной психологии описаны характеристики коммуникатора (преподавателя), способствующие повышению эффективности его речи, в частности выявлены типы его позиций во время коммуникативного процесса.  

Слайд 10

Выделяют следующие такие позиции:

·  открытая – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;

·  отстраненная – коммуникатор держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;

·  закрытая – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть её.

Слайд 11

 Тест «Человек на трибуне»

Цель: Определение индивидуальных особенностей стиля публичного выступления участников тренинга

Инструкция: Вам предлагается тест «Человек на трибуне» на определение индивидуального стиля Ваших публичных выступлений. В тесте 10 вопросов, в колонке «Ответ» необходимо поставить «Да» или «Нет», напротив вопроса.

Тест «Человек на трибуне»

Инструкция: Вам предлагается тест «Человек на трибуне» на определение индивидуального стиля Ваших публичных выступлений. В тесте 10 вопросов. В колонке «Ответ» необходимо поставить «Да» или «Нет», напротив вопроса.

Бланк

Вопрос

Ответ

1

Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к любому выступлению в зависимости от характера аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?

2

Чувствуете ли вы себя после выступления «выжатым», ощущаете ли резкое падение работоспособности?

3

Волнуетесь ли вы перед выходом на кафедру или трибуну настолько, что должны «преодолевать» себя?

4

Всегда ли вы одинаково начинаете выступление?

5

Приходите ли вы задолго до начала выступления?

6

Требуется ли вам 3-5 минут, чтобы установить первоначальный контакт с аудиторией и заставить внимательно вас слушать?

7

Стремитесь ли вы говорить по заранее намеченному плану?

8

Любите ли вы во время выступления двигаться?

9

Отвечаете ли вы на записки с вопросами по ходу выступления, не группируя их?

10

Успеваете ли вы вовремя пошутить?

Ключ

Если вы дали положительные ответы на все 10 вопросов, то у вас индивидуальный стиль выступления.

Авторитарный тип: 1, 4, 5, 6, 7, 9 — «да» и 2, 3, 8, 10 — «нет». Демократический тип: 1, 4, 5, 6, 7, 9 — «нет» и 2, 3, 8, 10 - «да». Эмоциональная устойчивость: 2, 3, 5 — «нет». Эмоциональная неустойчивость, подвижность эмоций: 1, 4, 6, 10 — «нет» .

Слайд 12

Интерпретация результатов

«Авторитарный выступающий» подчиняет аудиторию себе. Не допускает вольностей в поведении и речи.

РекомендацииПредварительно проработайте тему выступления так, чтобы предвидеть все, что относится к композиции, содержанию и языку. Составьте подробный предварительный конспект выступления, даже если не собираетесь готовиться по бумажке.

«Демократический выступающий» в известной мере сам подчиняется аудитории. Располагает более разнообразными вариантами поведения на трибуне, общения, произнесения речи. Ориентируется на реакцию аудитории, имеет гибкую личностную манеру общения.

Рекомендации. Постарайтесь быть в форме, прежде чем выйти на трибуну, максимально контролируйте свою мимику, жестикуляцию, поведение, чтобы выработать специфическую манеру общения с аудиторией.

Обсуждение:

1.Насколько неожиданными для Вас стали результаты теста?

2.На сколько полезны для Вас оказались результаты теста?

Тренер обращается к участникам группы:

Мы определились с вами с ошибками при публичных выступлениях, но не ошибается только тот, кто ничего не делает. Большинство великих ораторов, актеров, политических деятелей испытывали сложности выступая публично в начале своей карьеры и для достижения результата каждому из них понадобились годы тренировок, ведь (по словам Цицерона) поэтами рождаются, а ораторами становятся. Так и мы с вами в процессе выполнения заданий будем постепенно осваивать азы ораторского мастерства, и совершенствоваться на практике.

Что же мы понимаем под публичным выступлением? Сегодня нам предстоит это выяснить!

Слайд 13

Проблемы коммуникации

В вербальном общении возникает несколько проблем, успешное и правильное разрешение которых делает его взаимоприемлемым, понятным, наполненным конкретным содержанием и успешным.

Первая состоит в том, что коммуникатор, имеющий потребность в передаче реципиенту образа своих мыслей, позиций, отношений, представлений о том или ином событии, факте должен позаботиться не только об адекватном кодировании всего этого с помощью слов, суждений, умозаключений, но и о том, чтобы обучающиеся  его правильно поняли. Здесь чрезвычайно важно достаточно полное представление коммуникатора об уровне подготовленности и том смысле, который видит обучающийся  в соответствующем понятийном аппарате, в тех вербальных средствах, которые использует педагог. Речь идет о единстве тезаурусов у коммуникаторов и реципиента.

Вторая состоит в том, чтобы  форма передачи сообщения происходила и в той системе невербальных средств, которая сопровождает вербально оформленное сообщение. При этом большую роль играет степень адекватности информаций, идущих через вербальные и невербальные средства, что снижает (а может и не допустить) двойственность, противоречивость сообщения.

Третья проблема состоит в адекватности восприятия и понимания обучающимися  сообщения. У студента происходит обратный процессу кодирования у коммуникатора процесс декодирования информации. Он воспринимает слова, речь, невербальную информацию преподавателя , и на основе его возможностей понять смысл информации, мыслительной деятельности у студента возникают соответствующие образы, смысловые и ценностные образования, отношения.

Таким образом, если у преподавателя  проблема состоит в том, чтобы подобрать адекватные мыслям, образам, переживаниям средства и осуществить передачу информации студенту, то у последнего происходит обратный процесс: он получает информацию, которую декодирует, и в результате этого у него возникают уже собственные мысли, образы, переживания. Очевидно, что степень соответствия образов, мыслей, переживаний у преподавателя  и студента может оказаться неполной и даже вообще отсутствовать, что зависит от качества решения выше обозначенных трех проблем. В целом же исследования показали, что потери и искажения в информационном общении между преподавателем и студентом составляют около 60%.

Слайд 14

Основные  психологические механизмы интеракции в профессиональной деятельности преподавателя:

убеждение, когда воздействие осуществляется через рациональную сферу личности и основано на ее критическом восприятии информации и внутреннем принятии ее, согласии с ней на основе аргументации, доказательства тех или иных положений. С помощью данного механизма осуществляется передача другому человеку, партнеру по общению образов мыслей, умозаключений; внушение — процесс передачи информации, основанный на ее не критическом восприятии. Внушение широко используется в медицине, психотерапии, публичных выступлениях, рекламе, моде. При внушении осуществляется преимущественно вербальное эмоционально-волевое воздействие на человека, причем однонаправленное, персонифицированное воздействие на человека (или социальную группу). Здесь информация принимается в готовом виде, как готовый вывод и почти не подвергается анализу, здесь нет полемики.

Внушение зависит от многих обстоятельств: возраста, личностных особенностей коммуникатора, от установок личности реципиента, особенностей ситуации и т.п. Более внушаемы люди мнимые, конформные, экстравертированные, левополушарные психологические типы. Внушаемость людей возрастает с ухудшением их физического и психического состояния, при утомлении, с усложнением жизненных обстоятельств, с повышением опасности, стрессовости ситуации. Люди более внушаемы, когда оказываются в незнакомой социальной среде. Внушающее воздействие становится более эффективным при возрастании авторитета источника воздействия, доверия к нему; психическое заражение — бессознательная, невольная подверженность человека психическим эмоциональным состояниям. Под влиянием этого механизма происходит своеобразная интеграция аудитории.

Заражаемость личности, ее подверженность эмоциональным состояниям возрастает в толпе, незнакомой социальной среде, при неудачах, в экстремальных и опасных обстоятельствах, с ухудшением самочувствия, психического здоровья, увеличивается пропорционально массе людей;

подражание — принятие и воспроизводство человеком демонстрируемых другими черт и образцов поведения, действий, ношения одежды, атрибутики внешности и т.п. Это частный случай проявления всеобщего закона повторения в животном мире и человеческом обществе. Через действие этого механизма передается и накапливается опыт, осуществляются развитие человека, общества и его прогресс. Подражание — один из источников социальных конфликтов, когда возникают противоречия между различными направлениями подражания (например, между сложившимися стереотипами в поведении, ношении одежды и т.п. и новыми модными веяниями). На механизме подражания основано проявление такого социального и социально-психологического феномена, как мода.

Таким образом, интеракция представляет собой важнейшую составляющую процесса педагогического  общения, которая обеспечивает как оказание воздействия одного человека на других людей, так и взаимовоздействие людей друг на друга в целях порождения, сохранения или изменения поведения другого (или других) в различных ситуациях жизнедеятельности.

Слайд 15

 Выступление начинается не тогда, когда докладчик занимает место за трибуной и начинает говорить, а уже с момента предоставления ему слова. Докладчик только привстает с места или переступает порог зала, как его уже начинает оценивать аудитория. У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Поэтому когда вы идете к трибуне, то двигайтесь уверенно. Покажите всем своим видом, что это важный для вас момент и вы хотите общаться с аудиторией.

Слайд 16

Чтобы стать интересным аудитории, нужно показать свой интерес к ней. Одна из психотехник для этого — формирование зрительного контакта. После того как вы заняли исходную позицию для выступления, не спешите сразу начинать свою речь. Для начала полезно выдержать небольшую паузу и спокойно оглядеть аудиторию. Потратьте на это несколько секунд. Устанавливая зрительный контакт со слушателями, вы как бы показываете им, что вы здесь для них. А если вы во время выступления вообще не смотрите на слушателей, тем самым вы сообщаете им, что они вам не интересны. Поэтому зрительный контакт необходимо поддерживать и в процессе выступления, даже если вы выступаете с научным докладом, который не принято делать «без бумажки». При этом важно, что формирование зрительного контакта — это не просто осматривание зала, а именно контакт «глаза в глаза» со слушателями. Человек подсознательно узнает встречу взгляда, даже если она длится доли секунды.

При формировании и поддержании зрительного контакта полезно понимать, что особое значение имеет его эмоциональная составляющая. Что вы передаете своим взглядом: доброжелательность, раздражение, безразличие или страх? Глаза — это зеркало души. И в вашем взгляде аудитория тоже может разглядеть то, что в душе у вас.

Установив зрительный контакт с присутствующими, можно начинать выступление.

Слайд 17

Вовлечение аудитории в процесс выступления — это не просто способ привлечения и удержания внимания, он подразумевает исполнение слушателями наблюдаемых действий. При вовлечении аудитории как социальной группы необходимо добиваться (мягко, дружелюбно) действий слушателей в виде конкретных ответов и реакций, которые могут наблюдаться всеми членами этой группы. И неважно, что в какой-то момент активное взаимодействие вы осуществляете только с одним человеком, например, если вы попросили его чем-то помочь вам в процессе выступления. Аудитория ощущает себя единым организмом и воспринимает это как «мы помогли». Поэтому вовлечение аудитории в процесс выступления является важным условием, во многом повышающим его успешность, по крайней мере эмоциональную.

Наиболее часто используемые приемы вовлечения следующие:

  • Заботливое уточнение у присутствующих об условиях: насколько им хорошо слышно; достаточно ли света; хорошо ли видно изображение проектором презентации; не отсвечивает ли доска и т. п. При этом спрашивать нужно только о таких условиях, которые выступающий действительно может и готов изменить.
  • Вовлечение присутствующих в совместное изменение этих условий (просьба помочь раздать материалы, передвинуть экран, найти выключатель и включить свет и т. п.). При этом необходимо высказывать именно просьбу помочь. Например: «Пожалуйста, помогите мне раздать материалы», а не «Пожалуйста, раздайте материалы». Слушатели должны вовлекаться в совместную деятельность с выступающим, а не выполнять его поручения.
  • Обращение к экспертному мнению специалистов в зале или высказывание различных просьб, например: «Поднимите руки те, кто...» и т. п. При использовании описанных выше приемов поначалу следует ожидать от аудитории выполнения только простых действий. Не нужно рассчитывать на активное вовлечение еще неподготовленной аудитории. А если вы ее все же «разогрели», то и содержание выступления должно быть достойным. Серьезная аудитория не прощает манипуляций.

Слайд 18

Полезные советы в подготовке выступления:

• настойчиво практикуйтесь – только практика способна избавить от страха перед аудиторией;

  • готовясь к выступлению, надо твердо знать свой предмет;
  • начало речи должно быть очень энергичным и показывать, что вы стремитесь достичь своей цели;
  • речь должна иметь четкую композицию (ясные начало и концовка). Произнося речь, оратор должен идти прямо, как поезд по рельсам, не возвращаясь, не задерживаясь, не отходя в сторону;
  • в речи должна быть свежесть и индивидуальность. Часто самое важное заключается не в том, что вы говорите, а в том, как вы говорите;
  • речь не следует читать по бумажке и не нужно заучивать ее наизусть. Оратору следует уметь импровизировать на основе собственного текста;
  • очень важно установить контакт с аудиторией, стремясь удержать ее внимание до конца;
  • нельзя говорить без воодушевления, то есть равнодушно. Эмоциональный накал оратора должен «заразить» аудиторию, заставить сопереживать;
  • не следует демонстрировать, что вы специально обучались ораторскому искусству, но нельзя забывать также о тропах, фигурах, цитировании, игре слов и т.д.

                                                          Домашнее задание (распечатать)

1. Повторяйте каждый день комплекс дыхательных упражнений и упражнений на постановку голоса, изученных на первом занятии.

2. Пойте. Находясь дома - пойте, но не кричите. Лучше русские протяжные мелодичные песни. Так вы будете разрабатывать свой голос, тренировать связки, снимать голосовые зажимы, привыкать к звучанию своего голоса.

3.Упражнение «Любимые стихи» Включите диктофон и прочитайте любые стихи, которые вы знаете наизусть. Не старайтесь читать с выражением – произнесите их так, как вы обычно привыкли говорить. Повторяйте стихи, пока не устанете, и при этом старайтесь представить, как звучит, как звучит ваш голос со стороны. Прослушайте запись. Так ли Вы представляли себе ваш голос? Запишите наблюдение в дневник.

4.Упражнение «Критичный слушатель» Просматривая дома телепередачи, обращайте внимание на то, как выступают телеведущие, политические деятели. Заведите блокнот. В две колонки записывайте плюсы и минусы выступлений. Это поможет получить необходимый опыт своих выступлений.

5. Опыт выступлений Ораторское мастерство приходит с опытом публичных выступлений. Постарайтесь использовать любую возможность, чтобы потренироваться выступая перед публикой. Начините с простых заданий. Каждый день выучивайте по анекдоту и рассказывайте его в течение дня (другу по телефону, коллегам на работе, дома за ужином и т.д.). Альтернативой анекдоту могут быть также информация о новых кинофильмах (почитайте заметки критиков), новинки техники и т.д.

6. Определите мышечные зажимы. Лягте на пол и расслабьтесь, прислушайтесь к своему телу. Там, где чувствуете зажимы – постарайтесь расслабить тело, до полного расслабления.

Слайд 19

Снятие напряжения по параметру «свой—чужой»

В некоторых видах публичного выступления решающее влияние на его успешность может оказывать эффект «свой—чужой». Практика показывает, что если кто-либо предлагает даже выгодное предложение, но воспринимается аудиторией как «чужой», то его предложение, как правило, отклоняется. Это связано с тем, что в предложении «чужого» человека мы заведомо склонны предполагать наличие какого-либо подвоха, невидимой уловки или ловушки. Поэтому снятие напряжения по параметру «свой—чужой» имеет особенное значение в бизнес-презентациях и выступлении перед сложившейся социальной или профессиональной группой, если ставится цель склонить людей к принятию какого-либо решения (подписать предложение о сотрудничестве, приобрести товар, услугу и т. п.).

Для снятия подобного напряжения необходимо понимать психологические механизмы соотнесения людей к «своим» или «чужим». Так, « своими» для нас являются те, кто относится к нашей группе (культуре) или к другим схожим или дружественным по отношению к нам группам. А тот, кто относится к инородным, оппозиционным группам, обычно воспринимается как « чужой», а соответственно — враждебный. Этот процесс идентификации производится оценивающей стороной во многом автоматически на уровне подсознания. И решающее значение в этом процессе имеет подобие, схожесть. Человек как бы бессознательно задает себе вопросы: «Насколько он такой же, как я? » или «Что в нас общего? Что нас объединяет?». Соответственно, для снятия напряжения по параметру «свой—чужой» необходимо показать аудитории общие, объединяющие с ней элементы. Это может быть наличие общих интересов, ценностей, традиций, привычек, прошлого и т. п. Для определения этих элементов и собирается соответствующая информация о слушателях перед выступлением. Выступая перед представителями определенной профессиональной группы, необходимо иметь достаточные представления о специфике их деятельности, а также значимых событиях, произошедших в данной профессиональной сфере. Также может иметь значение предпочитаемый в их организационной культуре стиль одежды, особенности профессионального языка (традиционные приветствия и обращения). При этом главное в использовании этих знаний — не «перегнуть». Подозрение аудитории в том, что вы ведете себя неискренне и только пытаетесь «пристроиться» в их ряды, может только навредить.

Слайд 20.

Завершение выступления и ответы на вопросы

По окончании выступления полезно кратко подвести итоги выступления и повторить ключевые мысли и фразы. Этим вы можете подвести аудиторию к соответствующим вопросам. Следует понимать, что ответы на вопросы могут существенно повлиять на общее впечатление слушателей от выступления. Поэтому к ним нужно отнестись особенно внимательно.

Если по окончании выступления вопросы сразу не появились, то лучше выдержать небольшую паузу и дать аудитории время на их формирование. При отсутствии вопросов можно использовать технику: «Мне часто задают следующий вопрос... После этого дается заранее заготовленный на него ответ.

При ответе на вопросы полезно соблюдать следующие правила:

  • Получив вопрос, обязательно поблагодарите за него, но не отвечайте с ходу, даже если ответ у вас уже готов. Выдержав маленькую паузу (2-3 секунды), вы отметите значимость вопроса и позволите другим слушателям его лучше осознать.
  • Если вопрос задан тихо — вы его услышали, но есть риск, что его могли не услышать остальные присутствующие, то лучше самому кратко повторить этот вопрос для всех и только после этого отвечать.
  • Если вопрос задан, но вы не уверены в том, что правильно его поняли, то не следует отвечать наугад, а лучше переспросить: «Правильно ли я понял, вы спрашиваете...».
  • Если спрашивающий многословен и не столько задает вопрос, сколько комментирует или уже даже выступает сам, то можно спросить (вежливо), в чем, собственно, вопрос. Тем более если по регламенту сейчас время вопросов, а не высказывание комментариев и отношений.
  • Если вам уже с первых слов стало понятно, в чем суть вопроса, не следует перебивать или останавливать спрашивающего и начинать отвечать, не дослушав то, что он хотел сказать. Этим вы проявите неуважение и продемонстрируете то, что вы якобы соображаете быстрее, чем спрашивающий способен сформулировать мысль. К тому же и аудитория может не понять, на какой вопрос вы отвечаете.
  • Если у вас нет ответа, не бойтесь это признать.
  • После ответа иногда полезно уточнить у спрашивающего: «Я ответил на ваш вопрос?». Только не нужно этим злоупотреблять.
  • Также необходимо понимать, что не бывает глупых вопросов, бывают глупые ответы. Перед окончательным уходом с трибуны или со сцены не забудьте поблагодарить присутствующих.

7. Упражнение . «Карусель общения»

Время: 10 минут

Цель: снятие напряжения, создание ситуации доверия знакомство членов группы друг с другом.

Инструкция: участники продолжают фразу, заданную ведущим.

«Я люблю…»

«Меня радует…»

«Мне грустно, когда…»

«Я горжусь собой, когда…»

«Я умею делать лучше всего…»

«Я хотел бы добиться в жизни…»

«Мне необходимо выступать публично, потому что…»

«Когда я выступаю публично, я…»

«Перед выступлением я чувствую…»

«Чтобы стать успешным оратором мне необходимо…»

«Я ценю в самом себе…»

Заканчиваем

Путь к мастерству лежит через ремесленничество. Для того чтобы стать искусным оратором, стоит овладеть техниками, представленными в тренинге. Вы приблизитесь к этому, когда эти навыки перейдут у вас на уровень бессознательной компетентности, станут частью вас. Это даст вам легкость и возможность решения разных задач, и ваша работа станет незаметна постороннему взгляду.

В Средние века, после того как человек обучился какому-то мастерству, он отправлялся в странствия. Ремесленник, оттачивая свое мастерство, путешествовал по городам, общался с людьми, получал новый опыт. Через несколько лет человек возвращался в свой город, в то место, откуда он отправился в путь, и сдавал экзамен на звание Мастера.

Лист оценки:

Мой вопрос к докладчику: ___________________________________________

__________________________________________________________________

Использование выразительных средств речи

Темп речи

Скорость речи

Артикуляция

Громкость

Повествование живое, яркое

Уместные в контексте ситуации мимика и жестикуляция

Предложения не слишком длинные, легко следить за ходом повествования

Нет длинных немотивированных пауз

Презентация

Наглядная

Информацию легко воспринимать

Информация понятна

Информация связана с докладом выступающего

Выступающий не читает текст с презентации

Грамотность

Нет грамматических, стилистических и др. ошибок

Не использует жаргонные слова и сленг

Нет слов-паразитов

Владение информацией - ‼

Информация упорядочена и понятна

Говорит по теме, не перескакивает с темы на тему

Хорошо владеет информацией, способен отвечать на вопросы

Доклад информативен (не «льет воду»)

Нет сложных терминов и слов, которые могут быть непонятны

Взаимодействие с аудиторией

Держит себя уверенно

Зрительный контакт с аудиторией

С готовностью отвечает на вопросы

Адекватно реагирует на критику*

Адекватно реагирует на похвалу*

Умеет завоевывать внимание аудитории (и заинтересовать)

Умело действует в ситуации конфликта*

Общение с аудиторией уважительное, внимательное вовлеченное

* - если во время выступления были ситуации, позволяющие оценить этот параметр.

Практическое упражнение - подача информации:

Психолог: «Сейчас мы разделимся на группы, каждой группе будет предложена информацию, которую в форме доклада необходимо донести до аудитории. На подготовку отводится 15 минут, от группы выступает один человек. Для успешного выступления воспользуйтесь своими памятками» (раздаются заранее подготовленные тексты, примерные тексты указаны ниже).

1 доклад. У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатую родословную, и напротив, быть круглыми сиротами. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своём происхождении. Изучением истории лексики и происхождения слов занимается интереснейшая наука — этимология.

2 доклад. Инструменты, изготовленные из меди и её сплавов не создают искр. По этой причине такие инструменты применяются там, где существуют особые требования безопасности, то есть огнеопасные и взрывоопасные производства. Знаете ли вы, что еще в XV—XVI веках индейцы культуры Чонос (Эквадор) выплавляли медь с содержанием 99,5 %. Из меди они изготавливали монеты в виде топориков 2 мм по сторонам и 0,5 мм толщиной. Данная монета имела хождение по всему западному побережью Южной Америки, и в том числе в государстве Инков. В Японии медным трубопроводам для газа в зданиях присвоен статус «сейсмостойких». Интересный факт установили польские учёные – в тех водоёмах, где присутствует медь, карпы отличаются крупными размерами. В прудах или озёрах, где медь отсутствует, быстро развивается грибок, который поражает карпов. 

3 доклад. Когда появился первый поцелуй, наверное никогда не будет однозначного ответа. Впрочем, историки предполагают, что примерным временем, когда поцелуи вошли в жизнь человека, 3000 год до нашей эры. Однако, в то далекое время люди поцелуев удостаивались только божества, если верить ученым, конечно… Очевидно, установить, почему вошел в обиход обычай между людьми в минуты нежности касаться друг друга губами, невозможно. Существует древняя легенда, согласно которой, при поцелуе соединяются души влюбленных. Именно по этой причине обряд бракосочетания всегда завершается поцелуем – прикосновением губ. Красивая легенда.

4 доклад. Многие привыкли говорить такое словосочетание как «CD-диск», а это является тавтологией, так как аббревиатура CD (англ. Compact Disc) уже включает в себя слово «диск». То есть получается – Компакт-диск-диск. Такая же ситуация с DVD-диском (англ. Digital Video Disc): если добавлять слово диск, то выходит: Цифровой видеодиск-диск. О происхождении компакт-диска есть версии. Так, существует версия о том, что компакт-диск изобрели не Philips и Sony, как это считается, а американский физик Джеймс Рассел, который работал в компании Optical Recording. Он продемонстрировал своё изобретение для хранения данных еще в 1971 году. Сделано им это было для «личных» целей, чтобы предотвратить царапание виниловых пластинок иглами звукоснимателей. Подобное устройство было «независимо» изобретено компаниями Philips и Sony только спустя восемь лет. Также ранее, в эпоху грампластинок, выпускались гибкие пластинки-открытки. Такие сувениры отправлялись по почте и содержали, помимо записи, рукописные поздравления.

Группы готовятся к выступлению, затем выступают делегаты от групп, выступления записываются на видеокамеру, а потом каждому оратору видео перезаписывается индивидуально на электронный носитель для дальнейшего самоанализа. В конце упражнения все участники аплодируют, таким образом, выражая поддержку и благодарность друг другу за работу.

Удержание внимания — процесс, который подразумевает высокую концентрацию на рассматриваемом предмете. Как преподаватель со стажем  скажу, что лекций, где надо удерживать внимание постоянно, немного. Поэтому я разделила взаимодействие со слушателями на несколько категорий.

Преподаватель погружает слушателей не только в принципиально новый материал, но и проводит параллели с другими областями, приходя к парадоксальным выводам. Либо погружение происходит в узкую тему, но так, чтобы понять все нюансы (лекции по физике, математике). Это лекции-работа. Это лекции-открытия. На них надо действительно погружаться, думать. За ними всегда следует рефлексия.

Преподаватель не даёт концентрированный материал, а лишь выравнивает понимание слушателей в предмете. Часто это вводные лекции либо лекции, которые затрагивают широкие тематики.

Преподаватель предлагает «попробовать самим». Как правило, это лекции на стыке лекционной практики и самостоятельной работы, использование методов «перевернутого класса».

Когда на лекции не только преподаватель, но и приглашенные гости. Гости чаще всего являются экспертами в изучаемых областях, и их приглашение позволяет глубже погрузиться в ту или иную тему.

Я бы предположила, что требования к удержанию внимания выше в 1 и 4 категории лекций. Во 2 и 3 ответственность за эффективность взаимодействия преподаватель-слушатель больше возлагается на последнего, он делает самостоятельный выбор.

Итак, какие бы методы можно было применить для первой и четвертой категории взаимодействия преподаватель-слушатель?

1. Лекция и обсуждение

Структура лекции должна делиться на позиции, требующие высокого внимания, и дискуссию. При этом слушатель может выбирать, будет он участвовать в дискуссии или нет. Задавая такой режим работы, преподаватель проявляет уважение и дает свободу слушателю, предоставляя ему выбор.

2. Урок разделен на смыслы

Структура лекции должна быть разбита на примерно равные отрезки. Все отрезки должны быть разделены по смыслу. Разделение должно подкрепляться и визуально. Я использую разные цвета для разных отрезков в структуре. Если перед учеником появляется новый визуальный ряд и его внимание акцентируют на том, что начинается следующая часть урока, он в 90% случаев «вернется», если потерял концентрацию. «Вернется», чтобы, как минимум, быстро оценить, будет ли что-то интересное для него в следующем разделе.

3. Заинтриговать

Пока вы захватили внимание ученика, у вас есть возможность заинтриговать и удержать внимание подольше. Как? Я тезисно рассказываю, что сейчас интересного будет в лекции. Например, говорят, что читать надо много. Кто говорит? А я говорю, что читать не нужно. Конечно, чуть дальше я поясняю, при каких обстоятельствах не рекомендую читать или какую литературу. Но сам тезис привлекает и удерживает внимание. Самое главное — он вовлекает в дискуссию.

4. Ввести «знак внимания»

Договоритесь со слушателями о знаке, при котором их внимание обязательно должно обратиться на преподавателя и лекцию. Я говорю простое: «внимание!» или «итак, а сейчас важно!». Я исхожу из того, что пытаться удержать внимание более, чем на 20% от всей лекции, сложно. Поэтому важно как бы подчеркивать словами то, что особенно ценно и полезно.

5. Провокации

Скорее это даже не метод, а группа методов. Работает отлично. Провокации могут быть разные: то, о чем вы говорите, поможет слушателям капитализировать себя на рынке процентов на 30. Или о том, что какой-то конкретный специалист не применял такие и такие методы и поэтому не смог удержаться в Google. И многое другое.

Вы провоцируете слушателя на то, чтобы он поставил себя на место того, с кем случилась неординарная ситуация. Вы провоцируете его примерить ее на себя. Включение происходит мгновенное и достаточно долго держится. Это шанс дать основную информацию.

6. Списки

Я всегда использую списки, если хочу, чтобы слушатели запомнили конкретную информацию из большого объёма материала. В сочетании с методом 4 использование списков помогает удерживать внимание за счет предложенной и жесткой структуры. Это могут быть ёмкие списки рекомендаций по формированию стратегии или чек-лист перед инвест-питчами.

7. Истории и впечатления

Хорошая история о том, кто сталкивался с той проблемой или ситуацией, которая описывается преподавателем, создает ощущение погружения в чужую жизнь. Это для большинства интересно. Люди любят наблюдать за другими, особенно когда в тех, других, жизнях есть откровенные провалы и вдохновенные подъемы. Мои истории короткие. И я слежу за тем, чтобы они включали в себя яркие образы, которые помогают эти истории пересказывать.

            8. Ассоциации

Они помогают создавать связи между не всегда связанными явлениями. Формирование ассоциативных рядов, приведение схожих примеров, рассказ о том, как та или иная проблема может быть масштабирована в жизни, помогает удерживать внимание слушателей. Но чтобы слушатель действительно проникся, предлагаемая ассоциация не может быть банальной и тривиальной. Находите нестандартные связи и примеры.

9. Неожиданные предложения

Однажды, я ровно накануне лекции предложила группе встретиться в парке. Прогуляться и обсудить тему нашей встречи. Пришло большинство, хоть и не вся группа. Но те, кто пришли, были готовы полностью погрузиться в разговор со мной, до конца лекции они разгадывали, что же заставило меня поступить так необычно — пригласить их в парк. Никто не заглядывал в смартфоны, многие старались подойти поближе, чтобы в городском шуме не потерять моих слов.

10. Персональные обращения

Я веду разные лекции. Иногда я знаю людей, для которых читаю, иногда — нет. Самый легкий способ для второго типа лекций — представиться и спокойно провести лекцию в отведенное время. Но я заметила спустя годы преподавания, насколько был прав Дейл Карнеги, когда писал, что нет ничего слаще для человеческого уха, чем звук собственного имени. Мы любим своё имя. Мы хотим слушать, когда его произносит кто-то другой. Поэтому я всегда обращаюсь по имени. И часто возвращаюсь к тому, о чем студенты мне уже рассказывали. Каждый раз это возвращает их ко мне. И если это делать умеренно часто, то только один этот метод может дать фантастический результат. Осталось лишь натренировать память на имена!

11. Устраняем дистанцию

Бывает так, что аудитория приходит очень уставшей. Особенно, если речь идет о взрослых людях, обучающихся на магистерских программах, на программах сокращенного обучения или втором высшем. Я сталкивалась также и со случаями, когда отсутствие связи с аудиторией было настолько сильно, что никакой из перечисленных методов не работал. Тогда есть один запрещенный — конечно, условно запрещенный — который лично я иногда использую, когда вижу, что необходимо более радикальное стимулирование слушателей. Я делаю очень просто: беру и подхожу к ним, сажусь прямо рядом с кем-нибудь за парту и продолжаю говорить. Как правило, от неожиданности все моментально переключают внимание.

Методов по удержанию внимания может быть достаточно много, но есть и другие вводные, без которых никакой метод не даст продолжительного результата:

Доверяйте. Преподаватель должен вызывать доверие. К тому, как ведет себя, к тому, о чем говорит. Что это значит для вас и вашей аудитории?

Находите интересный материал. Ничего не поможет, если контент и смысл, который вы несете, утратил актуальность, неинтересен, банален или попросту рассчитан на другую аудиторию. Я была лично в ситуациях, когда «не попадала» и приходила к продвинутой аудитории с базовым материалом. Или наоборот. В такие неудачные случаи мы все уходили ни с чем.

Знайте свою аудиторию. Кому и зачем вы говорите. Как им может быть это полезно и почему именно сейчас.

Мастер-класс на тему:

Психологические особенности

работы с аудиторией

Подготовила

Толика Е.В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Толика Елена Психологические особенности работы с аудиторией

Слайд 2

План работы Приемы привлечения и удержания внимания у аудитории 3 Аудитория как объект и субъект познавательной деятельности 1 Психологические предпосылки успешности работы с аудиторией 2

Слайд 3

Аудитория как объект и субъект познавательной деятельности Аудитория это разновидность социальной группы. Она имеет особенности, которые нужно учитывать обязательно. Это система психологических связей и отношений , психических регуляторов, норм, правил поведения и деятельности.

Слайд 4

Психика аудитории Психика аудитории, любой социальной группы – это сфера духовной жизни людей данной общности, которая характеризуется конкретным содержанием, направленностью и уровнем функционирования (от апатии, безразличия до энтузиазма), действенностью .

Слайд 5

Социально-психологические процессы и явления в малых группах Социально-психологические процессы и явления: общие, групповые цели, интересы, ценности мнения, настроения, традиции и др. Особенности поведения и проявления индивидуальности: лидерство, подчинение, стиль поведения и общения, адаптивность и особенность самоутверждения, адаптация и др. Особенности общения и психологические механизмы воздействия(подражание, внушение, убеждение, принуждение и др. Интегративные социально-психологические феномены: слаженность, сплоченность социальной группы, морально-психологическая атмосфера и др.

Слайд 6

Психологические предпосылки успешности работы с аудиторией Установление и поддержание контакта с аудиторией( визуальный, акустический, психологический). Обеспечение активизации, поддержания и управления вниманием аудитории. Актуализация мотивов познавательной деятельности аудитории и управление ими. Успешное решение коммуникативных, перцептивных и интерактивных задач в аудитории в процессе взаимодействия. Обеспечение имиджа преподавателя. Психологическая готовность аудитории Использование вербальных средствкоммуникации

Слайд 7

Публичная (ораторская) речь Оратором часто называют человека, обладающего даром красноречия. Слово оратор появилось в русском языке в XVIII в. Оно происходит от латинского глагола orare «говорить». В.И. Даль подобрал следующие синонимы и синонимические выражения к этому слову: вития , краснослов , речистый человек, мастер говорить, краснобай. Образцом мастера ораторского искусства считается Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) – римский политический деятель и писатель, сторонник республиканского строя.

Слайд 8

Особенности ораторской речи: устная форма общения; наличие «обратной связи»; взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением. взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением.

Слайд 9

Структура речевого общения а) значение и смысл слов, фраз; б) выразительные качества голоса ; в) темп речи (быстрый, средний, замедленный ); г ) модуляция высоты голоса (плавная, резкая); д) модуляция высоты голоса (высокая, низкая ); е) ритм (равномерный, прерывистый ); ж) тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий ); д) интонация; и) дикция речи, т. е. ясность, четкость произношения звуков .

Слайд 10

Характеристики коммуникатора (преподавателя) · открытая – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения; · отстраненная – коммуникатор держится, подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто; · закрытая – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть её.

Слайд 11

Тест « Человек на трибуне» Цель : Определение индивидуальных особенностей стиля публичного выступления участников тренинга Инструкция: Вам предлагается тест «Человек на трибуне» на определение индивидуального стиля Ваших публичных выступлений. В тесте 10 вопросов, в колонке «Ответ» необходимо поставить «Да» или «Нет», напротив вопроса. Ключ и интерпретация результатов приводится ниже Обсуждение: 1.Насколько неожиданными для Вас стали результаты теста? 2.На сколько полезны для Вас оказались результаты теста?

Слайд 12

Интерпретация результатов « Авторитарный выступающий» подчиняет аудиторию себе. Не допускает вольностей в поведении и речи. Рекомендации . Предварительно проработайте тему выступления так, чтобы предвидеть все, что относится к композиции, содержанию и языку. Составьте подробный предварительный конспект выступления, даже если не собираетесь готовиться по бумажке. «Демократический выступающий» в известной мере сам подчиняется аудитории. Располагает более разнообразными вариантами поведения на трибуне, общения, произнесения речи. Ориентируется на реакцию аудитории, имеет гибкую личностную манеру общения. Рекомендации. Постарайтесь быть в форме, прежде чем выйти на трибуну, максимально контролируйте свою мимику, жестикуляцию, поведение, чтобы выработать специфическую манеру общения с аудиторией.

Слайд 13

Проблемы коммуникации П редставление коммуникатора об уровне подготовленности аудитории. Форма передачи сообщения происходила в той системе невербальных средств, которая сопровождает вербально оформленное сообщение. А декватность восприятия и понимания обучающимися сообщения.

Слайд 14

Приемы привлечения и удержания внимания у аудитории Убеждение Внушение Психическое заражение Подражание

Слайд 15

Выступление начинается не тогда, когда докладчик занимает место за трибуной и начинает говорить, а уже с момента предоставления ему слова.

Слайд 16

Психотехника «Формирование зрительного контакта с аудиторией» 1.Выдержать небольшую паузу и спокойно оглядеть аудиторию . Потратьте на это несколько секунд. Устанавливая зрительный контакт со слушателями, вы как бы показываете им, что вы здесь для них . 2.Зрительный контакт необходимо поддерживать и в процессе выступления, даже если вы выступаете с научным докладом, который не принято делать «без бумажки ». 3. Особое значение имеет его эмоциональная составляющая .

Слайд 17

Вовлечение аудитории в процесс выступления 1. Заботливое уточнение у присутствующих об условиях ( При этом спрашивать нужно только о таких условиях, которые выступающий действительно может и готов изменить .) 2 . Вовлечение присутствующих в совместное изменение этих условий. 3.Обращение к экспертному мнению специалистов в зале или высказывание различных просьб .

Слайд 18

Полезные советы в подготовке выступления: • настойчиво практикуйтесь – только практика способна избавить от страха перед аудиторией; готовясь к выступлению, надо твердо знать свой предмет; начало речи должно быть очень энергичным и показывать, что вы стремитесь достичь своей цели; речь должна иметь четкую композицию (ясные начало и концовка). Произнося речь, оратор должен идти прямо, как поезд по рельсам, не возвращаясь, не задерживаясь, не отходя в сторону; в речи должна быть свежесть и индивидуальность. Часто самое важное заключается не в том, что вы говорите, а в том, как вы говорите; речь не следует читать по бумажке и не нужно заучивать ее наизусть. Оратору следует уметь импровизировать на основе собственного текста; очень важно установить контакт с аудиторией, стремясь удержать ее внимание до конца; нельзя говорить без воодушевления, то есть равнодушно. Эмоциональный накал оратора должен «заразить» аудиторию, заставить сопереживать; не следует демонстрировать, что вы специально обучались ораторскому искусству, но нельзя забывать также о тропах, фигурах, цитировании, игре слов и т.д.

Слайд 19

Выступление Эффект « свой—чужой ». Необходимо показать аудитории общие, объединяющие с ней элементы. Это может быть наличие общих интересов, ценностей, традиций, привычек, прошлого и др.

Слайд 20

Завершение выступления и ответы на вопросы 1.Подвести итоги выступления и повторить ключевые мысли и фразы .

Слайд 21

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»

В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в  модели  «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...

Статья на тему:" Учёт психологических особенностей детей младшего школьного возраста в работе со слабоуспевающими учениками на уроках английского языка ".

В настоящее время в преподавании иностранного языка происходит этап качественного преобразования и обновления. Иностранный язык как учебный предмет активно внедряется в практику работы начальной школы...

"Психологические особенности развития мальчиков, определяющие эффективность работы с ними"

Воспитание и обучение детей во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное, учитывает ли их половые особенно...

Взаимосвязь дерматоглифических узоров на пальцах с психологическими особенностями школьника и выбором профессии.(Исследовательская работа)

Показать взаимосвязь темперамента и дерматоглифических узоров на пальцах с психологическими особенностями личности, выбором профессии учащихся....

Особенности работы педагога-психолога по анализу результатов и организации работы после социально-психологического тестирования

Работа психолога по социально-психологическому тестированию. Представление проделанной работы, анализ полученных результатов и необходимые документы....

Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.

Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...