Открытое занятие "Примерь мою роль"
план-конспект занятия по психологии (6 класс)

Аленичева Маргарита

Проигрывание ситуаций ролевого взаимодействия в конфликтных ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primer_moyu_rol.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности в 6 классе

на тему: «Примерь мою роль»

        Цель: осознание участниками собственной индивидуальности, существования сходства и различий между людьми как важная предпосылка формирования толерантных отношений; проигрывание ситуаций ролевого взаимодействия в конфликтных ситуациях; актуализация навыков сотрудничества

        Задачи:

  • Содействие формированию нравственных установок по отношению к окружающим людям;
  • Определение условий эффективного взаимодействия;
  • Развитие коммуникативных навыков, умение решать проблемные ситуации, понимать и познавать других людей;
  • Создание условий для самопознания и приобретения опыта позитивного общения.

Форма проведения: дискуссия с элементами тренинга.

        Используемые материалы:

  • Мел, доска;
  • Фломастеры;
  • Цветные и белые листы А4;
  • Ватман или его половина;
  • Двусторонний скотч;
  • Ножницы;
  • Мешочек с карточками-цифрами;
  • Кружочки, вырезанные из цветной бумаги (желтые, зеленые и красные);
  • Карточка с обозначением оценки занятия.

План занятия:

  1. Приветствие. Упражнение «Плечо к плечу».
  2. Основное содержание занятия. Беседа по теме урока. Упражнение «Ассоциации». Упражнение «Снежинки». Упражнение «Рисунок вдвоем».
  3. Рефлексия, подведение итогов занятия. Упражнение «Ладони».

Контингент: обучающиеся 6 класса — 20 человек.

Литература:

1. Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). Методическое пособие для школьных психологов и социальных педагогов. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 144 с.

2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб.: Речь, 2013. – 224 с.

3. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. - М.: Генезис, 2000.

4. Школа-территория толерантности: Сборник методических материалов / под ред. Юшмановой Л.П., Петрутик Г.И., СПб, 2012. – 108 с.

Название приема, метода, упражнения

Содержание занятия

Запись на доске

“Ничто так не показывает превосходство характера,

как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать”.

Генри Тэйлор

Приветствие

Добрый день! Я рада вас сегодня видеть на этом занятии. Сегодняшнее занятие будет посвящено проблеме конфликтов. Мы постараемся разобраться с тем, что такое конфликт, поговорим о том, какие бывают конфликты и, конечно же, попробуем понять, как разрешать конфликты.

Но прежде, чем начать эту работу, мне бы хотелось, чтобы вы поздоровались с каждым участником нашего занятия.

Упражнение «Плечом к плечу»

Участники рассаживаются на свои места.

Вы сегодня, конечно, уже приветствовали друг друга. Но я предлагаю вам поздороваться без слов, прикосновениями. Встаньте, пожалуйста, в круг. Поприветствуйте своего соседа, соприкоснувшись с ним локтями. После этого ведущий просит детей «поздороваться» плечами, мизинцами рук, пятками, коленями, кончиками ботинок и т. п.

Беседа по теме урока

Выслушиваются ответы детей

Ребята, обратите, пожалуйста, своё внимание на доску. Скажите, как вы понимаете фразу Генри Тэйлора, которая написана на доске: “Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать”? 

Каждый из вас слышал такое слово «конфликт».

А что же это такое - конфликт? Прежде чем мы дадим определение понятию «конфликт», предлагаю вам выполнить одно упражнение.

Упражнение «Ассоциации»

Выслушиваются ответы детей

Выслушиваются ответы детей

Когда мы слышим слово «конфликт», у каждого из нас возникает ряд ассоциаций. Какие ассоциации возникают у вас со словом конфликт? Закончите следующее предложение:

«Конфликт – это…»

слова, которые произносят дети, записываются на доске в столбик.

А теперь давайте немного преобразим наши ассоциации.

Представьте, если конфликт – это мебель, то какая?

Если конфликт – это одежда, то какая?

Какой же можно сделать вывод? (У конфликтов есть две стороны – негативная и позитивная)

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, спором, угрозами, ссорами, криками. В результате бытует мнение, что конфликт – явление нежелательное, что его следует немедленно разрешить, как только он возникает.

Скажите, пожалуйста, зачем нужны конфликты?

Когда конфликты будут полезны?

Конфликты полезны, если они:

  • раскрывают важную проблему и помогают ее разрешить;
  • помогают людям выявить разнообразие точек зрения, дают дополнительную информацию, помогают находить новые, нестандартные способы решения проблемы.

А когда конфликт будет вреден?

Конфликт будет вреден, если он:         

  • уводит в сторону от решения важных проблем;
  • вызывает стресс;
  • вызывает неадекватное поведение.

Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у  разных людей взгляды отличаются. Люди-то разные! Эти отличия естественны и нормальны. И сейчас мы с вами в этом убедимся на личном опыте.

Упражнение «Снежинки»

Выслушиваются ответы детей

Выслушиваются ответы детей

Ваша задача – выполнять тот алгоритм действий, который я буду произносить.

  1. Молча возьмите листок.
  2. Сложите его пополам.
  3. Оторвите правый верхний угол.
  4. Сложите еще раз пополам.
  5. Еще раз оторвите правый верхний угол.
  6. Еще раз сложите пополам.
  7. И еще раз оторвите правый верхний угол.
  8. Разверните листок и покажите своё «произведение искусства» своим одноклассникам.

Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан четкий алгоритм действий. Почему это произошло?

А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты играют важнейшую роль в жизни каждого человека.

А как же можно разрешит конфликт?

Условия конструктивного разрешения конфликтов:

1.        Прекращение конфликтного взаимодействия.

2.        Поиск общих точек соприкосновения в интересах оппонентов.

3.        Снижение интенсивности негативных эмоций.

4.        Выявление и признание собственных ошибок.

5.        Объективное обсуждение проблемы.

6.        Учет статусов (должностного положения) друг друга.

7.        Выбор оптимальной стратегии разрешения. О стратегиях разрешения конфликтов вам подробнее расскажет Светлана Владимировна на уроке обществознания.

Упражнение «Рисунок вдвоем»

Теперь я вас попрошу разделиться на пары, но разделение будет необычным. Кто с кем будет в паре, определит этот волшебный мешочек. Каждый из вас по очереди вытягивает бумажку с цифрой, а те, кто вытянут одну и ту же цифру, объединяются в пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя.

Необходимо взять один карандаш вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.

Готовые рисунки желающих пар обсуждаются по принципу «почему нарисовали именно это», «кто что рисовал», «как вам рисовалось».

Подведение итогов.

Упражнение «Ладони»

Выслушиваются ответы детей

В качестве подведения итога занятия, я хочу предложить вам выбрать лист бумаги, который по цвету вам понравится больше.

Приложите к этому листу свою ладонь и обведите ее фломастером. После этого возьмите ножницы и вырежьте рисунок своей ладони. В центре вырезанной ладони напишите, пожалуйста, то качество бесконфликтного общения, которое для вас является наиболее значимым. Возможно, это будет такое качество, которое вы хотели бы в себе развивать или совершенствовать.

Теперь я вам предлагаю сделать небольшой портрет нашего класса с помощью этих ладошек. Прикрепите получившиеся ладошки на листе бумаги так, как вам захочется.

Посмотрите, какой чудесный плакат получился у нас. Он показывает, как мы с вами связаны с другими, несмотря на наши обиды и конфликты, но в то же время каждая «ладошка» существует отдельно. Мы увидели и узнали, что каждый из вас уникален и неповторим. И эти различия не должны приводить к непониманию и конфликтам. Посмотрите, как плотно ладошки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы тоже были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения у вас остались надолго.

А теперь я вас попрошу оценить наше сегодняшнее занятие с помощью кружочков.

Ведущий протягивает каждому участнику по очереди мешочек с кружочками, вырезанными из цветной бумаги, и предлагает выбрать соответствующий кружочек:

  • Кружочек зеленого цвета, если занятие понравилось, было интересно;
  • Желтого – какие-то упражнения были не совсем интересны, а другие понравились;
  • Красного – если на занятии было скучно (ребенок может не показывать остальным, фигуру какого цвета он выбрал)

После того, как каждый участник выбрал кружочек, кружочки опускаются в мешочек, а из него высыпаются на стол.

Ведущий анализирует результаты «анонимного» голосования и просит участников по желанию высказать свое мнение о том, что удивило, обрадовало, заинтересовало их на занятии; что нового и интересного узнали на уроке.

А закончить занятие я хочу одной притчей. Послушайте ее внимательно.

В одном селении умирал старый аксакал. Пришли к нему люди попрощаться и говорят: «Скажи нам, мудрый старец, как удалось тебе создать такой порядок в семье, при котором все невестки, дочери и зятья жили вместе в мире и согласии?» Уже не может говорить старик — подают ему бумагу и карандаш, и пишет он долго-долго. И когда выпал из рук умирающего листок, все очень удивились — на нем 100 раз было написано всего одно слово. Не догадываетесь какое? На листке 100 раз было написано слово «ТЕРПИМОСТЬ!»

Я желаю вам всем относиться терпимее друг к другу, стараться понимать друг друга и если конфликтовать, то только с целью поиска новых, нестандартных способы решения проблемы.

Спасибо за внимание!

А как же можно разрешить конфликт?

Условия конструктивного разрешения конфликтов:

1.        Прекращение конфликтного взаимодействия.

2.        Поиск общих точек соприкосновения в интересах оппонентов.

3.        Снижение интенсивности негативных эмоций.

4.        Выявление и признание собственных ошибок.

5.        Объективное обсуждение проблемы.

6.        Учет статусов (должностного положения) друг друга.

7.        Выбор оптимальной стратегии разрешения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Изобразительно-выразительные средства русского языка и их роль в тексте"

Данный материал предназначен для закрепления и систематизации знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" в 10-м классе....

Открытый урок по русскому языку "Озаряющие слова" (роль эпитетов в художественной речи)

Форма урока: работа в группах с элементами мастерской письма....

Открытый урок в 8 классе «Металлы – простые вещества. Роль металлов в организме человека»

Урок проводится в 8 классе, когда химических знаний еще недостаточно, поэтому, опираясь на ранее полученные знания учащихся необходимо подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах...

Информационная компетентность педагогов в рамках системы открытого образования. Новая роль в новой школе.

В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне я...

Открытый урок "ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ë, Ю, Я"

Избранная тема открытого урока служит цели ознакомления учащихся с тремя случаями, когда эти буквы дают по 2 звука; умение находить их в словах и формирования умения проводить транскрипцию слов по ука...

Открытый урок " Социальный роли и статусы"

Цели урока:Образовательная - учащиеся узнают, что такое социальные роли и социальные статусы, санкции и их вид. Научатся выделять главный социальный статус.Развивающая - развивать умение анализировать...