Подгрупповое занятие по формированию и коррекции ЭВС с применением сказкотерапии и солевой терапии. "Березовая роща"
план-конспект занятия по психологии (5, 6, 7 класс)

Кононова Татьяна Фёдоровна

Коррекционно-развивающее занятие на формирование и коррекцию ЭВС с применением двух техник: сказкотерапия и солевая терапия. Расчитано на подгрупповое занятие. с 5-7 класс для детей с особыми образовательными потребностями. Цель занятия: формирование у обучающихся представлений о качествах личности, этических нормах поведения и создание положительной позитивной модели поведения в реальной жизни. На данном занятии также представлено наставничество, включением каждого учащегося в деятельность в разных ролях сказочных героев не только по обучению самого себя, но и по обучению другого участника, что способствует успешному формированию коммуникативных навыков, повышению самостоятельности и создание возможностей для самовыражения учащихся. Происходит обучение, сотрудничество и взаимопомощь при делегировании ролей и заданий, в соответствии с возрастом и способностями каждого ученика. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Большехабыкская средняя общеобразовательная школа

Подгрупповое занятие

по формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы с применением сказкотерапии и солевой терапии.

«Березовая роща».

                                                                        Выполнила: педагог-психолог

                                                                        МКОУ Большехабыкская СОШ

                                                                        Кононова Татьяна Фёдоровна

с. Большой Хабык, 2023 год.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Условия реализации……………………………………………………………...4

Материально-техническое обеспечение………………………………………..5

Конспект подгруппового занятия по формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы с применением сказкотерапии и солевой терапии «Березовая роща»………………………………………………………6

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………12

Введение

     Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися с ограниченными возможностями здоровья направлены на создание положительной мотивации и на формирование познавательного интереса к знаниям, а также на формирование и коррекцию эмоционально-волевой сферы. Эта задача достигается с помощью системы заданий, которые помогают преодолеть недостатки в психофизическом развитии. Данное коррекционно-развивающее подгрупповое занятие «Березовая роща» включает в себя развивающие упражнения, имеющие определенную направленность на устранение выявленных психологических трудностей учащихся в эмоционально-волевой сфере. На занятии созданы все условия для положительного эмоционального настроя, посредством совместного творчества по изготовлению увлекательного дидактического материала для занятий в технике: солевая терапия, с применением сказкотерапии и технологии наставничества.

Наставничество на данном занятии представлено включением каждого учащегося в деятельность в разных ролях сказочных героев не только по обучению самого себя, но и по обучению другого участника, что способствует успешному формированию коммуникативных навыков, повышению самостоятельности и создание возможностей для самовыражения учащихся. Происходит обучение, сотрудничество и взаимопомощь при делегировании ролей и заданий, в соответствии с возрастом и способностями каждого ученика.

Роль главного наставника выполняет самый «сложный» учащийся, характеризованный, как отрицательный лидер в детском коллективе. У учащегося выраженные нарушения в поведении. Он неусидчивый, расторможенный, вспыльчивый, агрессивный. Общая двигательная активность повышена. Присутствует аффективная лабильность. Эгоцентричный нарцисс. Жадный, упрямый, эгоистичный. Из положительных качеств личности, на которые был сделан упор на занятии, это: организаторские способности, активность, решительность, находчивость, эмоциональность, коммуникабельность, мобильность, артистичность.

     Адресат: разновозрастные учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (на примере учащихся с ОВЗ 4 класс – Вариант 2., 6 класс – Вариант 1., 7 класс – Вариант 1.).

 

     Цель: формирование у обучающихся представлений о качествах личности, этических нормах поведения и создание положительной позитивной модели поведения в реальной жизни.

 

   Задачи:

Образовательные:

  • усваивать нормы и ценности, принятые в обществе (доброжелательность, щедрость, умение оценивать свои поступки и поступки других, понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо);
  • формировать интерес к игровым заданиям через сказкотерапию и солевую терапию.

Развивающие:

  • развивать эмоциональную, волевую и коммуникативную сферу;
  • совершенствовать у обучающихся психические процессы: мышление, внимание, воображение, зрительную и слухоречевую память, развивать мелкую моторику.

     Воспитательные:

  • создать положительный эмоциональный фон и комфорт у обучающихся;
  • повышать эмоциональный статус среди разновозрастных обучающихся с различными особыми образовательными потребностями;
  • мотивировать обучающихся на участие в совместной деятельности и в роли наставника.

     Трудоемкость заключается в том, что данные занятия проводятся в три этапа. Первый этап - это приготовление цветной соли, способом мокрого окрашивания. Второй этап - приготовление дидактического материала своими руками, в различных техниках (на данный момент это солевая терапия). На третьем этапе проводится занятие в технике сказкотерапия с применением атрибутов, изготовленных своими руками.

     Возможные ограничения и риски: негативное самовыражение учащегося во время занятия (занимающего позицию наставника), характеризующегося, как отрицательный лидер в детском коллективе.

Условия реализации

Подгрупповые занятия с применением сказкотерапии и солевой терапии, а также дидактического материала и различного инструментария для творчества, опираются на  следующие законодательные и правовые документы:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Закон об образовании РФ;

- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ;

- Этический кодекс психолога.

Материально-техническое обеспечение


    Занятия проводятся в кабинете педагога - психолога с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. Кабинет оснащен требуемыми техническими средствами (ноутбук), а также инструментарием для занятия: книга со сказками и игровыми атрибутами (дидактическим материалом – вязаные куклы и различные герои сказок, игрушки, элементы конструктора, бусины различного цвета и др.); окрашенная пищевая соль; емкости для засыпания цветной солью; чайные ложки и др.

Конспект подгруппового занятия

по формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы с применением сказкотерапии и солевой терапии.

Тема: «Березовая роща».

     Цель: формирование у обучающихся представлений о качествах личности, этических нормах поведения и создание положительной позитивной модели поведения в реальной жизни.

     Задачи:

Образовательные:

  • усваивать нормы и ценности, принятые в обществе (доброжелательность, щедрость, умение оценивать свои поступки и поступки других, понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо);
  • формировать интерес к игровым заданиям через сказкотерапию и солевую терапию.

Развивающие:

  • развивать эмоциональную, волевую и коммуникативную сферу;
  • совершенствовать у обучающихся психические процессы: мышление, внимание, воображение, зрительную и слухоречевую память, развивать мелкую моторику.

     Воспитательные:

  • создать положительный эмоциональный фон и комфорт у обучающихся;
  • повышать эмоциональный статус среди разновозрастных обучающихся с различными особыми образовательными потребностями;
  • мотивировать обучающихся на участие в совместной деятельности и в роли наставника.

Оборудование: ноутбук, инструментарий для занятия: пластиковые бусины различного цвета, книга со сказками и игровыми атрибутами (дидактическим материалом – вязаные куклы и различные герои сказок, игрушки, элементы конструктора и др.); окрашенная пищевая соль; емкости для засыпания цветной солью; чайные ложки и др.

Ход занятия

     1.Организационный момент.

     Деятельность психолога.

- Здравствуйте дети, я очень рада вас видеть!

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг!

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение и заряд бодрости на весь день!

     2. Мотивационный этап.

     Деятельность психолога:

- Матвей, Алексей и Дмитрий, сегодня мы с вами будем героями сказок. Разыграем театр на столе. Алексей заранее изготовил из цветной соли две березки в технике солевая терапия. Сейчас он будет в роли учителя и научит вас правильно засыпать соль в емкость, чтобы наш лес пополнился новыми березками, сделанными своими руками. А далее из готовых берез вы на столе изобразите березовую рощу. Деятельность учащихся по засыпанию соли в емкость. Контроль  и инструкции учащегося.

Деятельность психолога:

- А к нам с вами в гости пришел старичок – Лесовичок и принес очередную книгу со сказками. И на этот раз мы с вами будем читать две сказки «Жадность» и «Жадный Мишутка» и не просто читать, а устроим настоящий спектакль. Каждый из вас выбирает себе роль – героя сказки и берет соответствующую игрушку в руки, приготовленную (связанную из ниток) руками старших школьников. (Перечисляю героев сказки). Деятельность учащихся.

     3. Основной этап.

     Я сейчас читаю несколько предложений сказки, а вы повторяете те слова, которые соответствуют вашим героям, изображая действия каждого из них.

Вы будете актерами этого театра на столе.

Сказка 1. «Жадность».

     В одной деревушке стояли рядом две избы. Одна большая, новая, с резными наличниками на окнах. В ней жил зажиточный Фома со своей семьей. На широком дворе стояли коровник, овчарня, курятник. Жена у него была важная, неприветливая. Младшую дочку круглую да румяную звали Марфуша. Отец с матерью любили ее больше других детей, баловали, ни в чем не отказывали. Другая избушка была маленькой, неказистой, со стенами, потемневшими от старости. Там жил-поживал, горя не знал бедный мужичок Кузьма с весёлой женой да пятилетней дочкой-певуньей Аленушкой. В палисаднике росли яркие, душистые цветы. Под окнами паслась коза да рылись в земле курочка с петухом, вот и все хозяйство. Девочки были ровесницами, часто вместе играли, гуляли в ближней березовой роще. Вот как-то пошли они в лес по ягоды. День был ясный, солнечный. Аленушка идет, песенки напевает, Марфуша за ней шагает. Вышли на полянку, а там черники видимо-невидимо! Девочки не заметили, как полные лукошки набрали. Только собрались домой, увидели кусты с малиной. Вволю полакомились, да ещё в кузовки сложили. Довольные домой отправились. Идут по тропинке, вдруг слышат голосок: «Ох, девочки, сколько ягод набрали. Угостите и меня!». Видят – сидит на пеньке Лесовичок. Аленушка улыбнулась и протянула свое лукошко: «Бери, дедушка, сколько хочешь, у меня много». Марфуша нахмурилась: «Еще чего, самой мало! Мне варенья наварят, я его больше всего на свете люблю». И спрятала за спину ягоды. Лесовичок поблагодарил Аленушку, Марфуше ничего не сказал. Идут они дальше, а навстречу зайчонок: «Девочки, дайте немного ягод». Аленушка угостила зайчика ягодами, подарила ему свой ситцевый платочек. Марфуша снова пожадничала. «Спасибо тебе, Аленушка», ‒ сказал зайчонок и исчез в березовой роще.
     Подружки пошли своим путем. Вдруг из-за дерева вышел маленький медвежонок. Девочки испугались, а он жалобно сказал: «Я маму жду. Она ушла за малиной, мне есть очень хочется. Дайте немножко ягод!». Аленушка его пожалела, отдала последнюю малину вместе с кузовком. Марфуша прогнала малыша, посмеялась над подружкой: «Эх ты, простофиля, все раздала лесным попрошайкам! В лукошке черники совсем мало, варенья не сваришь. Попадет тебе дома!». Аленушка ответила: «Я в лесу ягод наелась, а черникой матушку с батюшкой угощу, горсточка в кармане осталась. Авось не попадет». Скоро показалась деревня, девочки пошли по домам. В богатом доме похвалили Марфушу: «Ах ты, умница, все домой принесла, никому не дала! Будет тебе завтра варенье!». А в бедном сказали дочке: «Молодец, Аленушка, что не пожадничала. Надо делиться с другими, добро вернется сторицей». Поели отец с матерью горсточку ягоды, тут и стемнело, спать пора. Утром у богатого соседа случился переполох. Марфуша проснулась, побежала в сени, где ягоды на ночь оставила. Смотрит, а они все испортились, стали кислыми да горькими. Какое уж тут варенье…Сидит жадина на лавке, в голос плачет. В бедной избушке тоже чудеса. Лукошко за ночь с верхом наполнилось спелой сладкой черникой. Ни свет ни заря из лесу притопал медвежонок, притащил кузовок с малиной: «Это от мамы, велела вам отнести. Спасибо!». Прискакали белки, принесли отборные белые грибы и орехи: «Вам гостинец от Лесовичка!». Вышла Аленушка на крыльцо лесных гостей проводить и обомлела: избушка стала, как новая. Стены свежим тесом покрыты, окна выкрашены, цветами разрисованы. Тут увидела она на опушке леса того самого зайчонка с большим количеством других зайцев. Они помахали ей лапками и исчезли в березовой роще. Позвала девочка батюшку с матушкой, удивились они, обрадовались. «Видно, правду говорят люди: не тем богат, что есть, а тем богат, чем поделиться рад. А жадность пользы не приносит», ‒ сказал отец. И стали они жить лучше прежнего.

Физминутка «А теперь всем детям встать…»  (проводится на 20й мин занятия).

Мы осанку исправляем

Спинку дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбнись всем и садись.

     Но мы за парту не садимся, а меняем локацию (смена кабинета, в котором заранее приготовлены атрибуты другой сказки). Но сейчас инструкция другая. Я вам зачитаю сказку всю от начала до конца, вы внимательно слушаете ее и запоминаете действия героев сказки. Далее вы ее проиграете спектаклем на столе уже по памяти.

Сказка 2. «Жадный Мишутка».

     Жили-были три медведя, папа Медведь, мама Медведица и маленький Мишутка. Жили они в лесу среди красивых и стройных берез в березовой роще, в красивом домике. Домик этот был заполнен разнообразными игрушками. И Мишутке очень нравилось играть с ними. Но со временем игрушки не стали доставлять ему никакой радости. Неподалеку от домика медвежьей семьи расположилась детская площадка, где собирались и играли лесные зверушки. Туда ходил играть и Мишутка. Каждый раз он набивал свой бархатный мешочек игрушками и нес их на детскую площадку. Приходя на место, Мишутка раскладывал свои игрушки в песочнице и начинал играть. Но почему то ему всегда было грустно. Лесные зверята звали Мишутку в свои игры, но он совсем не хотел делиться игрушками и играл один. А остальные зверушки играли все вместе, им было очень весело. И каких только игр не придумывали зверята. Вот и сейчас они что-то затевают.

- А давайте построим замок (говорит Белочка)

- Вот бы нам грузовик как у Мишутки, чтобы перевозить кирпичики для замка (сказал зайчонок) и подошел к Мишутке.

- Какой красивый грузовик у тебя Мишутка, нам как раз такого не хватает. Пойдем с нами играть?!

- Не дам я вам свой грузовик (нахмурился и ответил Мишка).

Зайчонок ушел. Тут у лягушонка возникла еще одна идея.

- А давайте построим мост к нашему замку. И все стали укладывать кирпичики друг на друга. У зверушек получался просто замечательный мост. Но для завершения постройки не хватало совсем немного кирпичиков, ну просто самую малость.

- Нам бы еще кирпичиков, совсем немного и вышел бы просто необыкновенный мост. Они снова подошли к Мишутке с просьбой одолжить им несколько кирпичиков. На что он снова им отказал, сказав, что ничего он им не даст!

     Наблюдая за игрой зверят, Мишутке было очень грустно и одиноко. И вдруг он взял свои кирпичики, подошел к зверушкам и поставил их на незаконченную постройку. И мост действительно получился самым необыкновенным.

     Радости зверят не было предела, они стали благодарить Мищутку, говорить какой же он молодец и пригласили его в свою игру. И вдруг Мишутка почувствовал внутри необыкновенную радость, ему стало так хорошо, что он схватил все свои игрушки и предложил поиграть в них всем вместе. Долго зверята играли. Тут начался дождь. А Мишутке так не хотелось расставаться со своими друзьями. И он пригласил всех к себе домой. Игры продолжались до самого вечера, пока все зверята не разошлись по своим домикам в березовой роще.

     4. Итог занятия.

- Ребята, скажите пожалуйста, кто же к нам сегодня пришел в гости с поучительными сказками? Какие две сказки он нам сегодня принес на занятие? Понравилась ли вам эти сказки? А какая из них понравилась больше всего? Опишите какая была Марфуша в первой сказке? А какая Аленушка? Кто из девочек вам понравился больше всего и почему? Почему Мишутка из второй сказки, ни с кем не играл и скучал? Как изменился Мишутка в конце сказки, что с ним произошло?

     Что же важного каждый из вас узнал для себя на этом занятии? Что запомнилось вам больше всего? Как вам в вашей жизни поступать не нужно и почему? Ответы учащихся.

- Оказывается, делясь с кем-то и помогая кому-то, ты получаешь еще больше!

     5.Рефлексия.

- Перед вами на стене «Паровозик чувств».  В каждом вагончике едут «ромашки» с различным настроением. Сейчас старичок – Лесовичок просит вас выбрать для себя «ромашку с определенным настроением», которое у вас сейчас после нашего занятия и посадить эту ромашку в вагончик. Выберите себе ваш вагончик и возьмите ромашку на столе. Алексей раздаст ромашки на выбор Дмитрию и Матвею.                                  

- Наше занятие подошло к концу! Старичок – Лесовичок прощается с вами, но не навсегда, он скоро придет к нам в гости с новой сказкой и новыми героями, которых нужно будет изготовить своими руками!

Всем актерам нашего театра на столе - спасибо, все молодцы!

     P.S: А теперь – сюрприз! Кто самый внимательный и заметил, что изменилось в нашей березовой роще? Правильно, там сидит Мишутка и угощает всех лесных зверей и птиц конфетами. Подойдите к нему, он и вас угостит, он больше не жадный, теперь он добрый и щедрый!

(Во время занятия тихо фоном играет релаксационная музыка).

Заключение

     Коррекционно-развивающие занятия на формирование и коррекцию эмоционально-волевой сферы с применением сказкотерапии и солевой терапии применяются мной систематически на коррекционных занятиях психолога и как элемент урока на СБО и ОСЖ.

Практика по применению солевой терапии ранее была освещена сообществу в виде мастер-классов: на РМО среди педагогов-психологов; в Центре социального обслуживания «Идринский» среди граждан пожилого возраста и инвалидов; на Краевой Ярмарке ремесел и Ярмарке-продаже «Универсиада – 2019» в городе Красноярске в разные периоды, с 2014 года, а также в Летней научной школе Красноярского ГАУ.

В 2021 году практика была представлена профессиональному сообществу в РАОП. Прошла экспертизу. Уровень становления практики  – начальный.  

На данном занятии применила технологию наставничества среди разновозрастных учащихся с различными нозологиями. Учащиеся успешно справились с заданием. Обратили внимание на конкретную проблему, выявив ее, нашли пути решения. Вместе с героями сказки прожили и сформировали эмоциональный опыт, постарались преодолеть внутренние противоречия и сформировали необходимый образец поведения.

Таким образом, считаю, что поставленные задачи выполнены, цель достигнута.

Список литературы

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.
  2. Когда приходит осень…: стихи и сказки / Ил. М. Богуславской, Н. Глушковой. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2018. – 144 с.: ил. – («Стихи и сказки»).
  3. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.
  4. Цукерман Г.А. Кто учит, учится (взаимное обучение: возможности и пределы возможностей) // Вестник Международной ассоциации «Развивающее обучение». 1997. № 3. Режим доступа: http://www.old.experiment.lv/rus/biblio/vestnik_3/v3_zukerman_ktou4it.htm (дата обращения 6.11.2021).
  5. https://academy-of-curiosity.ru/skazkoterapiya/skazka-o-zhadnosti-dlya-detej/
  6. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки. М.,2006.
  7. Шорыгина Т.А. Общительные сказки. М.,2006.
  8. Шорыгина Т.А. Родные сказки. М.,2006.
  9. Шорыгина Т.А. Красивые сказки. М.,2006.
  10.  Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми. М., 2006
  11.  Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении.–М..2007–96с.
  12.  Ежова Н.Ню Настольная книга психолога-практика: руководство по использованию теории на практике / Н.Н. Ежова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 330 с.
  13.  Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах: система работы с детьми, родителями, педагогами / авт.-сост. С.А. Коробкина – Волгоград: Учитель, 2014.-238 с.
  14.  Хохлов С.И. Психология эффективного взаимодействия педагога и учащегося: Учебно-методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 256 с.
  15.  Н.Н. Обозов. Психология конфликта и способы его разрешения (методическое пособие) – СПб, Академия психологии, предпринимательства и менеджмента. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико- грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР. Тема «В гостях у Зимушки-зимы».

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка  для дошкольников старшего возраста с ОНР....

Конспект подгруппового занятия с детьми 5-6 лет по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи

Конспект подгруппового занятия с детьми 5-6 лет по коррекции фонетико-фонематических нарушений  речи. Тема: Звук [ж] Цель: Автоматизация звука [ж] в слогах и словах...

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)

В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...

Методическая разработка подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений для детей младшей группы.

Тема: «Поможем зайчику!»Цель: познакомить детей со способом сравнения двух предметов по длине путем приложения, приучать пользоваться словами длиннее, короче, упражнять в различении правой...

Конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с нарушениями слуха и для детей с ТМНР

План-конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений может быть использован в работе с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста в подготовительной групп...

Конспект подгруппового занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной к школе группе. Тема: «В гостях у Осени. Звук О»

Занятие по звукопроизношению для детей подготовительной к школе группе с нарушениями речи и зрения....