программа "Волевая регуляция" 5 класс
рабочая программа по психологии (5 класс)

Бунтова Людмила Викторовна

формирование волевого компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volya_5.docx130.1 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ              

ОБЛАСТИ «ИСИЛЬКУЛЬСКАЯ АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

                                   

 УТВЕРЖДАЮ

 Директор КОУ

«Исилькульская школа-интернат»

____________ Ю. Ю. Колбасина      

Приказ №         от                2023г. 

Рабочая программа

коррекционного курса

«Волевая регуляция»

для учащихся 5  класса

на 2023 – 2024 учебный год

                                   Составитель:

                                                                   Педагог-психолог Л.В. Бунтова____

                                                                 Рабочая программа рассмотрена на

                                                                                  заседании МО старших классов

                                                                                  «____» августа 2023г. протокол №1

                                                                            

                                                                                  Руководитель МО старших классов

                                                                                  А. В. Третьякова_________________

                                                                                  Согласовано: заместитель директора

                                                                                  Н. Б. Дудко_____________________


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа коррекционного курса «Волевая регуляция» для учащихся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), (вариант 1).

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

-   Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрированного в Минюсте РФ 03.02.2015 года;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Исилькульская школа-интернат» на 2023-2024 учебный год;

- Программа воспитания КОУ «Исилькульская школа - интернат».

- Учебный план казенного общеобразовательного учреждения Омской области  «Исилькульская адаптивная школа-интернат» на 2023-2024 учебный год.

  Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Волевая регуляция» для обучающихся 5-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составитель: Бунтова Л.В., принята на педагогическом совете №6 от 08.06.2023 года.

Актуальность программы связана с тем, что у большинства учащихся подросткового возраста слабо сформирована произвольная регуляция действий, которая лежит в основе поведения и деятельности. Выполнение любого задания включает принятие инструкции, умение удерживать её, самостоятельно составлять план своих действий, контролировать результат деятельности. Многие из них не способны удерживать инструкцию даже на протяжении непродолжительной работы. Несформированность данных компонентов может повлечь за собой затруднения в обучении и развитии на втором этапе обучения, что может стать препятствием, для успешной социализации и трудоустройства выпускников школы.

Цель программы :

Создание условий для коррекции и развития волевых усилий школьников,   через   саморегуляцию при выполнении алгоритмов действий, взаимодействий,   общения, принятия и понимания себя и окружающий социум.

Задачи:

  • обучение коммуникативным умениям, способам выражения эмоций,  пониманию поступков окружающих людей;
  • формирование личностно конструктивных моделей поведения в жизненных ситуациях;
  • развитие эмоциональной произвольности, регуляции поведенческих реакций;
  • коррекция и профилактика отклонений в социальном и психологическом здоровье умственно отсталых школьников с нарушением интеллекта;
  • воспитывать  ответственность, дисциплину, внимательное отношение к себе и людям, толерантность.

Развитие саморегуляции управления поведением или деятельностью у обучающихся, создаёт предпосылку для более полноценного участия их в овладении школьной программой и социальной адаптации в целом.

Работа по программе «Волевая регуляция» предусматривает организацию и проведение групповых занятий, которые проводятся во второй половине дня.  

При проведении занятий предполагается использование следующих методов:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, диалог);
  • наглядные методы обучения (показ, наблюдение, демонстрация);
  • практические методы обучения (работа с книгой, печатными пособиями, упражнения);
  • игровые методы (игровые ситуации; игры, викторины).

Выбор данных методов обусловлен особенностями развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их индивидуальными и возрастными возможностями развития.

       Программа коррекционного курса имеет безоценочную систему прохождения материала, но проводится сравнительный анализ первичной и повторной диагностики. Результат фиксируется в диагностической карте учащегося. Анализ уровня уверенности учащихся в себе и уровня взаимоотношений с окружающими.

       Занятия построены с учётом индивидуального и дифференцированного подходов   обучения.  Все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения предложенных заданий, упражнений   по всем разделам программы коррекционного курса с учётом следующих критериев:

  • «Удовлетворительно» (в следующий раз всё получится!) - выполняет задания только с помощью педагога - психолога;
  • «Хорошо» (я старался, но у меня не всё получилось!) - выполняет задания по показу, по образцу (частичная помощь педагога - психолога);
  • «Отлично» (я старался, и у меня всё получилось!) - выполняет задания самостоятельно, в соответствии с образцом, показом, словестным объяснением.

В связи с этим определены показатели, которые позволяют оценить эффективность занятий по развитию волевой регуляции:

  • степень помощи, которую оказывает педагог - психолог учащимся при выполнении заданий: чем помощь педагога - психолога меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  • результаты выполнения заданий, уже выполнявшиеся учениками, показывающие, что справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение внимательности, улучшение поведения на уроках, контроль эмоций в  школьной и личной жизни школьников.

В сентябре и мае отводится по 4 часа на диагностическое обследование учащихся.  В процессе обследования выявляются уровни уверенности учащихся в себе и взаимоотношений с окружающими.  Апробированные диагностические методики позволяют в создании здоровых отношений с собой и окружающими людьми (тест «Взаимоотношения с окружающими»  М. Мюррей, тест «Как вы относитесь к себе?» Морозова А. В., тест «Любите ли вы себя» Москаленко В. Д., и др.).  Схема обследования учащихся представлена в контрольно - измерительном материале.   

        В результате коррекционно-развивающей работы у учащихся поддерживается оптимальный уровень активности, они учатся регулировать свое поведение, концентрировать внимание на предложенной деятельности (упражнении, задании). Добиваются положительной динамики в развитии саморегуляции управления поведением или деятельностью. 

В ходе реализации программы коррекционного курса «Волевая регуляция» в 5 классе так же проводится диагностика всех групп БУД, которые будут отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит сделать вывод об эффективности проводимой в этом направлении работы.  Она состоит из трёх этапов (стартовый – сентябрь, промежуточный – декабрь, итоговый – май).        Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен (а) самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен (а) самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений, опроса, практических действий в игровых ситуациях, в виде различных заданий с элементами тестирования.

II. Общая характеристика коррекционного курса

У детей с легкой степенью умственной отсталостью эмоционально-волевая сфера имеет свои специфические особенности:

- недоразвитие мотивационной сферы (преобладают биологические потребности, нет потребностей в социальном, личностном развитии, неразвита учебная мотивация);

- недостаточная дифференциация чувств и эмоций (бедность чувств, распознают только полярные эмоции, не понимают сложных эмоций, не могут распознать эмоциональное состояние по мимике и жестам);

- неадекватность, неустойчивость эмоций, импульсивные реакции на внешние впечатления;

- недостаточно развита воля и произвольность (отсутствует самоконтроль, не могут противостоять воле другого человека, безынициативны);

- неадекватная самооценка;

- низкий или завышенный уровень притязаний (зависит от уровня доступности той или иной деятельности).

Все эти особенности приводят к незрелости личностной сферы и нуждаются в своевременной коррекции, особенно в подростковом возрасте, когда происходит как становление, так и развитие личности.

Содержание программы коррекционного курса представлено разделами:

  • диагностические занятия;
  • вводное занятие;
  • положительный образ Я;
  • общение;
  • сильные и слабые качества;
  • форум – театр.

Раздел 1. Диагностика (вводная и итоговая)

Включает в себя тесты, которые направлены на определение уровня уверенности учащихся в себе, уровня взаимоотношений с окружающими.

Раздел 2. Вводное занятие

Беседа о важности общения людей, основные виды общения. Составление схемы работы по программе, через разделы и темы занятий. Раздел направлен на введение учащихся в программу.

Раздел 3. Положительный образ Я

Практические занятия и тренинги с использованием дидактических и раздаточных материалов.  Направлены на формирование восприятия учащимися своего адекватного и положительного образа.

Раздел 4. Общение

Игротека, пластилинография, тренинговые игры, занятие – поиск направлены на улучшение общения и взаимодействия со сверстниками.

Раздел 5.  Сильные и слабые качества

Включает практические занятия на выполнение творческих заданий, выполнение которых направлено на определение хороших и плохих качеств в себе и окружающих людях.

Раздел 6. Форум – театр

Инсценированное мини-представление о жизни класса. Обсуждение, подбор сюжетов. Проведение итогового представления, которое направлено на демонстрацию умения координировать свои действия с действиями других одноклассников.

В программу также включены упражнения, способствующие закреплению умения общаться, умения работать в группах, так как регуляция деятельности предполагает умение координировать свои действия с действиями других членов коллектива. Многие упражнения, входящие в программный материал, составлены на основе алгоритмов действий. Это вызвано необходимостью формирования произвольной регуляции поведения через отработку навыков контроля за двигательной активностью.

В процессе коррекционно-развивающих занятий возможно постепенное формирование способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивать произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. При условии правильно организованной работы повышается вероятность приобретения черт нравственно – устойчивой и зрелой личности, способной в дальнейшим адаптироваться в социуме.

Реализация воспитательного потенциала предполагает организацию занятия с учетом совокупности методов, приемов, направленных на воспитание обучающихся. Воспитывающее содержание занятия направлено на побуждение школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах. Добиться этого возможно, предъявляя детям на занятии воспитывающую информацию: о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о классической и массовой культуре, рассказывая о судьбах литературных и исторических персонажей; информацию затрагивающую социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межгрупповых, межнациональных или межконфессиональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей.  

Использование воспитательных возможностей содержания коррекционных занятий через демонстрацию учащихся примеров осознанного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, анализа  жизненных историй, поступков и ситуаций.

Применение на занятиях «Волевая регуляция» совместных интерактивных форм работы (учитель-ученики, ученик-ученик, ученики-ученики), которые дают учащимся возможность приобретения эстетических и нравственных переживаний, помогают осваивать опыт ведения диалога, излагать личное мнение, искать пути решения поставленных задач, воспитывают умение работать в парах и группах, в команде, распределять роли и добиваться совместного результата.

Реализация вышеизложенных идей, форм и видов воспитания умственно-отсталых учащихся предусматривает использование соответствующих педагогических технологий, которые обеспечивают взаимодействие всех участников, обеспечивая высокий воспитательный результат обучения.

С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на коррекционных занятиях «Волевая регуляция»  планируется включать материал, направленный на знакомство учащихся с многообразием мира профессий; на формирование умения осознавать особенности своей личности готовой к самостоятельной жизни с учетом профессионального самоопределения.

На занятиях, где рассматриваются вопросы профориентационного характера, ведется работа, направленная на развитие у обучающихся личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование личного образа).

        При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика или телефон, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – Telegram) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.

        Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно – измерительный материал: опросники и задания  для выполнения самостоятельных работ в дистанционном режиме.

        При составлении занятий адаптируется материал основных образовательных порталов:

  • образовательный портал России «Инфоурок.ру»;
  • социальная сеть работников образования nsportal.ru

весь материал по коррекционному курсу размещается на сайте https://nsportal.ru/buntova-lyudmila-viktorovna

При проведении занятий учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания. Занятия проходят на основе групповых взаимоотношений, сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к деятельности.

При выполнении заданий контролируется качество их выполнения, оказывается необходимая индивидуальная поддержка, стимулируется активность ребенка.

Продолжительность занятия составляет 20 – 30 минут. С целью профилактики утомления на каждом занятии используются различные виды деятельности до 5 видов.

В середине занятия организуется проведение динамических пауз в виде, комплексов упражнений для профилактики утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц связок нижних конечностей. На протяжении всего занятия обеспечивается контроль за осанкой.

III. Описание места коррекционного курса в учебном плане

Программа коррекционного курса «Волевая регуляция» входит в коррекционно -  развивающую область вариативной части учебного плана.

Количество часов регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа – интернат» на 2023 – 2024 учебный год и составляет 66 часов в год (2 часа в неделю).

IV. Результаты освоения программы коррекционного курса:

Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:

Личностные результаты:

  • поступки учащихся ориентированы на свои убеждения, знания и представления о том, как надо поступать в соответствующей ситуации;
  • выполнение работы творчески, совершая действия и поступки по собственной инициативе;
  • осознание своей успешности;
  • проявление интереса к занятиям;
  • развитие способности к волевому усилию;
  • приобретен опыт реализации своих возможностей в безопасной обстановке.
  • устойчивость проявлений волевых актов;
  • сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам и установленному порядку;
  • выполнение в срок заданий;
  • работают в группе, парах;
  • умение снижать психоэмоциональное напряжение;
  • умение управлять своим настроением и поведением в определенных ситуациях;
  • умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей;
  • умение взаимодействия;
  • умение работать с информацией;
  • умение отвечать на вопросы, предлагают другие варианты ответов;
  • умение при необходимости извлекать информацию из различных источников.

Предметные результаты:

В результате   освоения программы коррекционного курса «Волевая регуляция» к концу обучения в 5 классе   учащиеся должны уметь:

Минимальный уровень

  • знакомиться со    своими сильными и слабыми сторонами;
  • различать свои вкусы, привычки, увлечения;
  • знать        основные правила общения, поведения;
  • участвовать в играх, упражнениях с помощью  педагога – психолога;
  • взаимодействовать со сверстниками с помощью педагога – психолога;
  • стремиться выстраивать отношения с одноклассником  по выполнению заданий;
  • вести небольшой диалог.

Достаточный уровень

  • осознавать свои сильные и слабые стороны;
  • различать        и понимать свои вкусы, привычки, увлечения;
  • понимать, что у окружающих людей есть свои увлечения и привычки;
  • применять правила общения и поведения в отрабатываемых на занятиях жизненных ситуациях;
  • участвовать в играх, упражнениях без помощи педагога - психолога;
  • взаимодействовать со сверстниками без помощи педагога – психолога;
  • выстраивать отношения с одноклассником  по выполнению заданий;
  • вести        диалог, соответствующий ситуации по времени.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в КОУ «Исилькульская школа – интернат».

Программа коррекционного курса обеспечивает достижение учащимися 5 класса базовых учебных действий:

Личностные:

- сдерживание неодобряемых самим учащимся и окружающими людьми чувств — раздражения, страха, гнева, ярости, отчаяния;

- испытывают чувство гордости за достигнутые свои успехи и успехи одноклассников;

- адекватно эмоционально откликаются на демонстрируемые картины и музыку.

 Коммуникативные:

- вступают в диалог с учителем и учениками;

- отвечают и задают вопросы;

- участвуют в беседе;

- слушают собеседника;

- используют доступные источники и средства получения информации.

Регулятивные:

- подчинение своих действий поставленной задаче;

- принимают и сохраняют целей и задач практических заданий;

- осуществление коллективного поиска средств, для более качественного выполнения задания;

- осознанное действие на основе разных видов инструкций для решения поставленных задач;

- мобилизация своих возможностей для решения проблем;

- развитие способности к волевому усилию;

- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;

- овладение готовности к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагируют на внешний контроль и оценку, корректируют свою деятельность.

Познавательные:

- при необходимости извлекают информацию из различных источников, делают логические выводы;

- используют усвоенные логические операции  в практической деятельности;

- используют в жизни и деятельности, усвоенные межпредметные знания.

V. Содержание программы коррекционного курса.

Раздел 1. Диагностика (вводная и итоговая) (8 часов)

Раздел 2. Вводное занятие (1 час)

Вводное занятие.

Раздел 3. Положительный образ Я (16 часов)

Я – неповторимый человек. Восприятие человека через его имя. Вкусы и увлечения.

Привычки. Зло и добро, которые нас окружают. О чем говорят окружающие люди.

Влияние слов на общение. Наши эмоции. Переживание неприятностей. Мой характер. Учусь оценивать себя сам. Самоуважение и уважение. Учусь находить новых друзей и интересные занятия. Налаживание отношений. Рефлексия раздела: чего смог достичь.  

Раздел 4. Общение (20 часов)

О чем говорят выразительные движения. Развивающие игры с карточками. Коллективные игры. Вырабатываем совместное решение. Как нас понимают окружающие. Взаимопонимание. Наша наблюдательность. Слепое доверие. Актерские способности. Упражнения в паре. Упражнения в малых группах. Как мы пониманием окружающих. Учусь понимать людей. Учусь взаимодействовать. Атмосфера нашего класса. Рефлексия раздела: Каракули.

Раздел 5.  Сильные и слабые качества  (19 часов)

Словарь хороших качеств. Наши лучшие качества. Создаем хорошие качества. Умение договариваться. Напряжение или расслабление. Понимание себя как человека. Как меня принимают окружающие. Моя самооценка. Наш коллектив. Мои потенциалы. Что такое ответственность. Как мнение людей влияет на нас. Мои особенности как человека. Принятие решений. Рефлексия раздела: Я реальный, идеальный, глазами других.

Раздел 6. Форум – театр (2 часа)

Подготовка к мини - представлению. Мини-представление о жизни класса.

V.1. Тематический план.

Названия раздела

Количество часов

1

Диагностические занятия.

8

2

Вводное занятие.

1

3

Положительный образ Я.

16

4

Общение.

20

5

Сильные и слабые качества.

19

6

Форум – театр.

2

VI. Календарно – тематическое планирование

Волевая регуляция

 5 класс – 66 часов

№ п/п

Тема занятия

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Кол-во часов

Дата

Планируемая

Фактическая

1 четверть (16 часов)

2 часа в неделю

Раздел: диагностика – 4 часа

1

2

3

4

Диагностика.

Выявить вкусы и увлечения.

Выявить уровень уверенности в себе.

Определение уровня самооценки.

Определение уровня взаимоотношений с

окружающими.

Определение умения выстраивать отношения с окружающими.

Анкета «Мои вкусы и увлечения».

Тест «Как вы к себе относитесь?» А. В. Морозов

Тест «Любите ли вы себя?»  В. Д. Москаленко

Взаимоотношения с окружающими  М. Мюррей.

Тест «Умеете ли вы строить отношения с окружающими?»  С. Колосова.

4

06.09

07.09

13.09

14.09

Раздел: вводное занятие – 1 час

5

Вводное занятие

Ознакомить с предстоящим курсом программы.

Игра «Узнай по описанию». Составление схемы работы по программе.

1

20.09

Раздел: положительный образ Я –11 часов

6

Я – неповторимый человек.

Показать уникальность каждого человека.

Сравнение листьев деревьев, цветов, картинок кошек.

Рисунок семьи.

1

21.09

7

Восприятие человека через его имя.

Создание благоприятной атмосферы, установление коммуникации, включение участников в деятельность.

Игра «Подбери на букву имени».

Игра «Подбери к имени». Игра «Назови ласково».

1

27.09

8

Вкусы и увлечения.

Учить определять свои вкусы и увлечения.

Анкета «Мои вкусы и увлечения».

Обсуждение анкет.

1

28.09

9

Привычки.

Закрепление понятия вредных и полезных привычек.

Составление списка привычек.

1

04.10

10

Зло и добро, которые нас окружают.

Развитие навыков общения, работы в коллективе.

Упражнение «Волшебный цветок доброты». Упражнение «Лестница доброты».

1

05.10

11

О чем говорят окружающие люди.

Учить взаимодействовать классом,  установление коммуникации.

Упражнение «Заверши фразу».

1

11.10

12

Влияние слов на общение.

Учить использовать позитивную лексику.

Упражнение «Портрет в розовых тонах».

1

12.10

13

Наши эмоции.

Тренировать проявлять эмоции перед зеркалом.

Работа с зеркалом.

1

18.10

14

Переживание неприятностей.

Тренировать реагировать на неприятности.

Разбор ситуации, подбор выхода из ситуации.

1

19.10

15

Мой характер.

Развивать мотивацию к познанию себя.

Упражнение «Угадай по описанию».

Игра «Характер по алфавиту».

1

25.10

16

Учусь оценивать себя сам.

Учить оценивать себя.

Рисунок «Я».

Упражнение «Построим по росту».

1

26.10

                                                                                                                                          1 четверть по плану:  16        

                                                                                                                                                                           дано:      

2 четверть (16 часов)

2 часа в неделю

Раздел: положительный образ Я –5 часа

17

Самоуважение и уважение.

Познакомить с общими принципами на которых основано уважение к себе и другим людям.

Заполнение дерева достижений.

1

08.11

18

Учусь находить новых друзей и интересные занятия.

Формировать позитивного отношения к себе и окружающим людям.

Упражнение «Что нравится тебе, что нравится соседу».

1

09.11

1920

Налаживание отношений.

Развивать умения налаживать отношения с людьми.

Упражнение «Карандаши». Упражнение «Ассоциации». Упражнение «Я могу, я умею».

Упражнение «Ладошка».

2

15.11

16.11

21

Рефлексия раздела: чего смог достичь.

Закрепить позитивное отношение к себе.

Рисунок солнца, упражнение «Я в лучах солнца»

1

22.11

Раздел: общение – 11 часов

22

О чем говорят выразительные движения.

Учить объяснять с помощью мимики и жестов.

Пальчиковая гимнастика. Гимнастика для лица.

Развивающая игра «Позитивиум детский».

1

23.11

2324

Развивающие игры с карточками.

Учить взаимодействовать классом, парами, четверками.

Игры «Детективчик», «Съедобное – несъедобное», «Воображариум».

2

29.11

30.11

2526

Коллективные игры.

Развивать умение оценивать свою успешность и успешность одноклассников.

Игры «Башня», «Обезьянки», «Голодные стаканчики», «Запоминайка», игры с фишками.

2

06.12

07.12

27

Вырабатываем совместное решение.

Учить вырабатывать совместно решение.

Пальчиковая гимнастика.

Игра «Четыре руки и глина».

1

13.12

28

Как нас понимают окружающие.

Развивать умение быть понятым другим человеком.

Упражнения на выполнение по сигналу.

Игра «Дрессировщик».

1

14.12

29

Взаимопонимание.

Учить понимать другого человека.

Игра «Взаимопонимание».

1

20.12

3031

Наша наблюдательность.

Развивать наблюдательность.

Сравнение картинок «Найди отличия».

Игры: «Разведчик»,  «Противоположное», «Ассоциации», «Дом».

Рисунок «Дом».

2

21.12

27.12

32

Слепое доверие.

Развивать сочувствие и сопереживание к окружающим.

Игра «Слепое доверие».

1

28.12

                                                                                                                                             2 четверть по плану: 16          

                                                                                                                                                                                      дано:      

3 четверть (21 часов)

2 часа в неделю

Раздел: общение – 9 часов

33

Актерские способности.

Развивать способность к управлению мимикой лица, управление мышечным тонусом.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса, напряжения и расслабления. Игра «Зеркало».

1

11.01

34

Упражнения в паре.

Развивать умение работать в паре.

Игра: «Самолет».

Игра «Побег».

Игра «Робот».

1

17.01

35

Упражнения в малых группах.

Развивать чувство партнерства, умение работать в четверках.

Игра «Стыковка».

Игра «Слалом».

1

18.01

36

Как мы пониманием окружающих.

Развивать умение в игре подстраиваться под напарника.

Игра «Транспорт».

Игра «Рефлексия».

1

24.01

37

Учусь понимать людей.

Развивать умение понимать окружающих людей.

Игра - танец «Если весело живется».

Игра «Кто я».

1

25.01

38

Учусь взаимодействовать.

Способствовать пониманию важности взаимодействия с другими людьми.

Игры «Пазлы»

1

31.01

39

40

Атмосфера нашего класса.

Создание благоприятной атмосферы, установление коммуникации, включение участников в деятельность.

Составление карты погоды класса.

2

01.02

07.02

41

Рефлексия раздела: Каракули.

Закрепление умения взаимодействовать.

Упражнение «Каракули Д. Винникота».

1

08.02

Раздел: сильные и слабые качества – 12 часов

42

Словарь хороших качеств.

Учить определять хорошие – плохие качества.

Упражнение «Выбор»

1

14.02

43

Наши лучшие качества.

Помочь осознать качества, которые помогут принять правильное решение.

Список качеств.

Упражнение «Мешки качеств»

1

15.02

44

Создаем хорошие качества.

Учить изображать в творческих работах хорошие качества.

Рисунок, работа с пластилином, аппликация «Мое хорошее качество».

1

21.02

4546

Умение договариваться.

Формирование процесса нахождения взаимопонимания между одноклассниками.

Игра «Мне не нравится». Игра «Скажи конкретней» Игра «Сделай по-другому». Просмотр фрагмента мультфильма «Винни Пух».

2

22.02

28.02

4748

Напряжение или расслабление.

Учить управлять эмоциональным состояние через физическое состояние.

Упражнения «Легкие и тяжелые руки», «Снеговик», «Цветочек», «Холодно – жарко», «Сосулька», «Бревнышки». Упражнения «Мельница», «Плечи прыгают», «Колеса», «Карусели и качели».

2

29.02

06.03

49

Понимание себя как человека.

Формирование самоосознания себя как человека.

Упражнение «Кто я?»

1

07.03

50

Как меня принимают окружающие.

Формирование принятия оценки окружающими людьми.

Упражнение «Листок за спиной».

1

13.03

51

Моя самооценка.

Укрепление самооценки. Формирование адекватной самооценки.

Определение самооценки. Упражнение «Лучшее о себе».

Упражнение «Плохое о себе».

1

14.03

52

Наш коллектив.

Сплочение коллектива.

Рисунок «Часы».

Сказка «Часы».

Упражнение «Без других я не смогу».

1

20.03

53

Мои потенциалы.

Дать представление о скрытых возможностях.

Знакомство с «Цветком потенциалов».  

Упражнение «Точка опоры».

1

21.03

                                                                                                                                                3 четверть по плану: 21    

                                                                                                                                                                                      дано:

4 четверть (13 часов)

2 часа в неделю

Раздел: сильные и слабые качества – 7 часов

54

Что такое ответственность.

Создать условия для определения понятия ответственность.

Сюжетная игра «Принц и нищий».

1

04.04

55

Как мнение людей влияет на нас.

Учить принимать мнение окружающих людей.

Упражнение «Прошлое, настоящее, будущее»

1

10.04

5657

Мои особенности как человека.

Закрепить понимание своих особенностей как человека.

Упражнение «Дерево – характер»

Рисунок дерева.

2

11.04

17.04

5859

Принятие решений.

Тренировать в принятии решений.

Задания на отработку принятия решений.

2

18.04

24.04

60

Рефлексия раздела: Я реальный, идеальный, глазами других.

Закрепление восприятия себя глазами других людей, отслеживание своего эмоционального состояния.

Рисунок «Это я», «Я глазами других», «Я идеальный».

1

25.04

Раздел: форум – театр – 2 часа

61

Подготовка к мини - представлению.

Подготовка к итоговому представлению.

Обсуждение, подбор сюжетов.

1

02.09

62

Мини-представление о жизни класса.

Подведение итогов.

Проведение итогового представления.

1

08.09

Раздел: диагностика – 4 часа

63

64

65

66

Диагностика.

Выявить вкусы и увлечения.

Выявить уровень уверенности в себе.

Определение уровня самооценки.

Определение уровня взаимоотношений с

окружающими.

Определение умения выстраивать отношения с окружающими.

Анкета «Мои вкусы и увлечения».

Тест «Как вы к себе относитесь?» А. В. Морозов

Тест «Любите ли вы себя?»  В. Д. Москаленко

Взаимоотношения с окружающими  М. Мюррей.

Тест «Умеете ли вы строить отношения с окружающими?»  С. Колосова

4

15.05

16.05

22.05

23.05

                                                                                                                                                   4 четверть по плану:13        

                                                                                                                                                                                      дано:

Контрольн

Контрольно - измерительный материал

Анкета «Мои вкусы и увлечения».

     Ответьте на вопросы:

  1. Твое любимое животное –
  2. Любимое занятие –
  3. Любимый цвет –
  4. Любимое блюдо –
  5. Любимый фильм –
  6. Любимый урок -

Тест «Как вы к себе относитесь?» Морозов А. В.

Отвечая на вопросы приведенного ниже теста, выберете тот вариант ответа, который наиболее вам подходит.

1. Как часто думаете, что не следовало говорить или делать что-то?

а) Очень часто;

б) иногда;

в) практически никогда.

2. Если вы разговариваете с талантливым и веселым человеком, вы:

а) постараетесь победить его;

б) не будете ввязываться с ним спорить;

в) поддержите беседу.

3. Выберите одно из мнений, что больше нравится:

а) то, что многим кажется везением, на самом деле – результат труда;

б) успехи зачастую зависят от удачи;

в) в сложной ситуации нужен человек, который сможет ободрить и утешить.

4. Тебе показали пародию на тебя.

а) рассмеешься;

б) найдешь смешное в человеке и высмеешь его;

в) обидишься, но не подадите вида;

г) уйдешь, хлопнув дверью.

5. Всегда спешишь, не хватает времени или берешься за выполнение заданий, которое сложно выполнить:

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

6. Выбираешь подарок другу. Купишь:

а) то, что нравится тебе;

б) то, что думаешь понравится другу;

в) то, что посоветуют.

7. Представляешь себе различные ситуации, в которых фантазируешь?

а) Да;

б) нет;

в) не знаю.

8. Обидно, когда у кого-то получается лучше, чем у тебя?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

9. Нравится делать наоборот?

а) Да;

б) нет;

в) не знаю.

10. Закрой глаза и представить себе три цвета подряд:

а) голубой;

б) желтый;

в) красный. Какой цвет вы видели наиболее ярко?

Для подсчета баллов и определения своего результата воспользуйтесь следующим "ключом":

1. "а"-1,   "б"-3,   "в"-5;

2. "а" - 5, "б" - 1, "в" - 3;

3. "а"-5,   "б"-1,   "в"-3;

4. "а" - 3, "б" - 4, "в" - 1, "г" - 5;

5. "а"-1,   "б"-,5,  "в"-3;

6. "а"-5,   "б"-3,   "в"-1;

7. "а"-1,   "б"-5,   "в"-3;

8. "а"-1,   "б"-5,   "в"-3;

9. "а"-5,   "б" - 1, "в"-3;

10. "а" - 1, "б" - 3, "в" - 5.

0 баллов – очень низкий уровень, отказ от выполнения

1 балл – низкий уровень

От 23 до 10 баллов – очевидно, ты недоволен собой, тебя мучают сомнения и неудовлетворенность: своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановись! Кто сказал, что любить себя – плохо?

2 балла – средний уровень

От 37 до 24 баллов - ты живешь в согласии с собой, знаешь себя и можешь себе доверять. Обладаешь ценным умением находить выход из трудных ситуаций. У тебя нормальная здоровая самооценка, ты умеешь быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

3 балла – высокий уровень

От 50 до 38 баллов - ты доволен собой и уверен в себе. У тебя большая потребность командовать людьми. Тебе безразлично то, что о тебе говорят, но сам имеешь склонность критиковать других. Чем больше у тебя баллов, тем больше тебе подходит определение: "вы любите себя, но не любите других". Ты не принимаешь никакой критической информации по отношению к себе.

Тест «Любите ли вы себя?»  Москаленко В. Д.

Вопреки общепринятому мнению, положительный ответ на вопрос "любите ли вы себя?" часто предрасполагает к успеху, счастью и хорошим контактам с другими людьми и отнюдь не является выражением эгоизма. Отвечая на вопросы этого теста "да" или "нет", можно попытаться разобраться в себе и в отношениях с окружающими.

1. Принимаешь ли ты себя таким, какой ты есть? 

2. Считаешь ли, что тебя преследуют неудачи? 

3. Прислушиваешься к мнению окружающих? 

4. Вспоминаешь ли ты разговоры и ситуации, которые когда-то с тобой были? 

5. Смущаешься, когда тебя хвалят? 

6. Часто находишься один? 

7. Чем больше денег, тем лучше? 

8. Часто ли ты испытываете опасение, что случится самое плохое? 

9. Трудно ли тебе проявлять свои чувства к другим? 

10. Можешь отстоять своё мнение?

За каждый ответ "нет" на вопросы 2 – 9 получаете 5 баллов, а за ответ "да" – 0 баллов.

За ответы "да" на вопросы 1 и 10 – 5 баллов, за ответы "нет" – 0 баллов.

0 баллов – очень низкий уровень, отказ от выполнения

1 балл – низкий уровень

От 0 до 10 баллов - ты определенно не любишь себя. Ожидаешь, что с тобой случится плохое, и, признайся, эти ожидания сбываются. Бывают мгновения, когда ты ненавидишь. Пришло время измениться. Подумай об этом!

2 балла – средний уровень

От 15 до 30 баллов - трудно сказать, любишь ли ты себя. Наверняка, думаешь об этом. Ты не всегда используешь все свои способности. Это может вызвать у тебя неприязнь к самому себе.

3 балла – высокий уровень

От 35 до 50 баллов - ты себя любишь, значит, любишь и других. Ты успешен и жизнерадостен. Чувствуешь свою необходимость и считаешь себя личностью с достоинствами и возможностями.

Обработка результатов:

1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

Дальше предлагается следующая методика для определения самооценки или методика «Изучение общей самооценки».

Взаимоотношения с окружающими  М. Мюррей

Для начала нарисуйте вот такой шаблон:

Тест, который покажет, правильно ли выстроены ваши отношения с окружающими

Внутри кругов «разместите» всех и все то, что тебе близко. Тебе нужно представить свою жизнь и исходя из этого вписать в круги по одному пункту. В зависимости от степени значимости для тебя там могут быть другие люди, вещи, работа, увлечения. В 1-м круге — самые важные, в 7-м — наименее важные.

  • 1-й круг, центральный: в нем должен быть только ты. Если здесь присутствует рядом кто-то еще либо только кто-то, но нет тебя, то это означает, что тебя слишком много в жизни этого человека, а его — в твоей жизни. Это может нанести вред тебе, твоему здоровью, развитию (как физическому, так и интеллектуальному).
  • 2-й круг: здесь могут быть родители. Это люди, с которыми вы можете поделиться своими мыслями и чувствами, с которыми вы чувствуете себя в полном спокойствии и безопасности.
  • 3-й круг: здесь должен находиться только друг или возлюбленный/ возлюбленная и больше никто другой. В том случае, если у тебя нет отношений, этот круг должен оставаться пустым.
  • 4-й круг: могут быть родственники
  • 5-й, 6-й, 7-й круги: в этих кругах школа, хобби, домашние питомцы и еще множество иных составляющих, которыми заполнена твоя жизнь.

Эти «круги близости» можно использовать, когда вы чувствуете, что в твоей жизни нет равновесия, в отношениях с людьми есть какие-либо проблемы. Сделав такой тест, можно наглядно увидеть жизнь и уже исходя из этого корректировать отношения, чтобы прийти к балансу.

Тест «Умеете ли вы строить отношения с окружающими?»  С. Колосова

Одним людям не составляет труда выстраивать хорошие отношения со всеми, кто их окружает. Другие же с подозрением относятся ко всем и к каждому, подпитывая свой эгоизм. А умеешь ли ты строить отношения с окружающими людьми?
1.В день рождения ты получил подарок, но он тебе не нравится. Как ты поступишь с подарком?
а) передаришь подарок кому нибудь – 1 балл;
б) дашь понять гостю, принесшему этот подарок, что он мог бы выбрать подарок получше – 2 балла;
в) уберете подарок куда ни будь, чтобы он не попадался тебе на глаза – 3 балла.

2. Почтальон по ошибке опустил в твой почтовый ящик открытку, адресованную твоему соседу. Как ты поступишь в этой ситуации?
а) сначала прочтешь открытку, а уж потом передашь ее соседу – 2 балла;
б) сразу же опустишь открытку в ящик соседа – 3 балла;
в) выбросишь это почтовое отправление как ненужное тебе – 1 балл.
3. В компании кто-то рассказывает случай, хорошо тебе известный. Какова будет твоя реакция?
а) ты вновь внимательно выслушаешь рассказ – 3 балла;
б) скажешь: «А, где то я это уже слышал...» – 2 балла;
в) прервешь рассказчика и начнешь рассказывать сам – 1 балл.
4. Тебе предложили интересную, но неоплачиваемую работу. Согласишься принять это предложение?
а) нет, поскольку считаешь, что это для тебя не лучший вариант – 1 балл;
б) согласишься, но будешь хотеть получить больше – 2 балла;
в) согласишься, не раздумывая – 3 балла.
5. Случайно ты обнаружил способ, с помощью которого возможно звонить по телефону бесплатно.

Что ты сделаете?
а) сообщите об этом способе телефонному оператору связи – 3 балла;
б) сохранишь это в тайне – 1 балл;
в) расскажешь об этом своим друзьям – 2 балла.
6. Ты увидел, что в парке мальчишки издеваются над кошкой, у которой перебита лапа. Как ты отреагируешь?
а) прогонишь мальчишек – 2 балла;
б) постараешься помочь несчастному животному – 3 балла;
в) продолжишь путь, не обратив внимания на мальчишек и кошку – 1 балл.
Теперь суммируем свои баллы.

0 баллов – очень низкий уровень, отказ от выполнения

1 балл – низкий уровень

Если ты набрал от 6 до 9 баллов – окружающие говорят о тебе, что ты иногда эгоистичен. Ты не доверяешь людям, отношения с окружающими ты строишь на принципе «ты – мне, я – тебе». Но если ты знаешь свои недостатки, то еще не поздно научиться строить отношения с окружающими людьми.

2 балла – средний уровень

Если ты набрал от 10 до 14 баллов – ты убежден, что умеешь строить отношения с окружающими, но на самом деле это зависит от обстановки, в которой ты находишься. Иногда ты внимателен и доброжелателен по отношению к окружающим, в некоторых случаях подозрителен и не способен на нормальные взаимоотношения с людьми.

3 балла – высокий уровень

Если ты набрал от 15 до 18 баллов – ты очень терпеливый человек. Ты стремишься со всеми подружиться, при ссорах стараешься договориться. Правда, ты не критично относишься к себе и окружающим.

Таблица сводных результатов диагностики

Диагностическая карта ФИО ____________________________________________

Как к себе относитесь

Цените ли вы себя

Взаимоотношения с окружающими

Цветные домики

Люшер

Эмоции (онлайн)

Кактус

Конфликтность

Hand - тест

Оценка уровня общительности

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

5 класс                                                                         6 класс                                                       7 класс

        

                                 

                                               8 класс               9 класс                                                                                                                                                                

Импульсивность

Упорство

Терпеливость

Субъективный контроль

Настойчивость

Самооценка

Стиль саморегуляции поведения

Карта эмоциональных состояний

Уровень силы воли

Самооценка силы воли

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

                                                                                     

                Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.

Освоение коррекционного курса «Волевая регуляция» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания учащихся 5 класса  с легкой степенью умственной отсталости:

Демонстрационные и печатные пособия:

  • Подборка вырезанных цветных картинок из журналов
  • Развивающие игры
  • Пазлы
  • Игра «Детективчик»
  • Игра «Съедобное – несъедобное»
  • Игра «Воображариум»
  • Игры «Башня»
  • Игра «Обезьянки»
  • Игра «Голодные стаканчики»
  • Игра «Запоминайка»
  • Подборка картинок «Найди отличия»
  • Игра: «Самолет»
  • Игра «Божья коровка»
  • Фотографии учащихся
  • тесты для 5 класса;

Приборы и инструменты демонстрационные:

  • Тканевые мешочки
  • Деревянные палочки
  • Зеркала

Технические средства обучения:

  • персональный ноутбук;
  • ноотбук ICL RA Ybook (nb2946)
  • многофункциональное устройство;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • интерактивный комплекс;
  • документ-камера;
  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы коррекционного курса.

Для реализации программного   содержания используются

Учебно – методическая литература:

  1. Баранов П. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности /П. В. Баранов, Б. В. Сазонов. – М., 1989
  2. Ильин Е. П. Психология воли /Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000
  3. Корнилов К. Н. Воля и её воспитание / К. Н. Корнилов. – М.: Знание 1957
  4. Кривцова С. В., Е. А. Мухаматулина. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками.- «Генезис», 2005
  5. Садовская В. С., Ремизов В. А.. Основы коммуникативной культуры. – Юрайт. 2016
  6. Максимов А. Как разговорить собеседника или ремесло общения. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004.

Литература  для учащихся:

  1. Ваш психологический портрет: популярные тесты. – Киров: Лит.-худ. Изд-во Кировского отд. СФК, 1990
  2. В. Богданович. Стань интересным собеседником. СПб.: Питер, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....