«Формирование ключевых компетенций через развитие мотивационной сферы на коррекционных занятиях»
методическая разработка по психологии

Для значительной части обучающихся  ОВЗ (ЗПР) типичен дефицит не только познавательных, но и социально- коммуникативных способностей. Для них часто характерны импульсивные реакции, не могут сдерживать свои стремления и порывы, не контролируют проявления эмоций, склонны к переменчивости настроения, Замкнутости (уход в себя), слабость волевых усилий, незрелость эмоционально-волевой сферы, что в совокупности затрудняет их продуктивное взаимодействие с окружающими. Сопровождение детей  данной категории направлено на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной компетенции.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование ключевых компетенций через развитие мотивационной сферы  на коррекционных занятиях»

Важно не количество

 знаний, а качество их.

Можно знать очень многое,

не зная самого нужного.

 Толстой Л. Н.

Для значительной части обучающихся  ОВЗ (ЗПР) типичен дефицит не только познавательных, но и социально- коммуникативных способностей. Для них часто характерны импульсивные реакции, не могут сдерживать свои стремления и порывы, не контролируют проявления эмоций, склонны к переменчивости настроения, Замкнутости (уход в себя), слабость волевых усилий, незрелость эмоционально-волевой сферы, что в совокупности затрудняет их продуктивное взаимодействие с окружающими. Сопровождение детей  данной категории направлено на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной компетенции.  

В своей работе опираемся на разнообразные инновационные технологии: игровую, информационно – коммуникационную.  проблемную, деятельностную, дифференцированную и другие. Основа всех технологий -  идея создания адаптивных условий для  обучающегося  и максимальная ориентация на самостоятельную личность. Ведущим  фактором  регулирующим активность поведения личности является мотивация. В нашей работе наиболее результативным  является формирование положительной мотивации с использованием разных видов и методов работы: это релаксационные упражнения на нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов. подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры; арттерапия: работа с красками, глиной, пастелью, тестом, работа с био – балансирами и нейро - тренажерами.  Занятия проходят как индивидуально, так и в группах. Организация такой работы     способствует формированию личности, к максимально возможной социализации и социальной адаптации.

С мотивацией деятельности тесно связано её стимулирование, т.е. побуждение, толчок, импульс к мысли, чувству, действию.

Стимулирование учения «Игрушки управляют миром» - так утверждал Наполеон. Так же он и действовал, щедро награждая всевозможными знаками отличия своих солдат и генералов. Стимулирование относится к числу наиболее эффективных факторов, влияющих на мотивацию. 

Стимулирование учения:

  • Учитывайте интересы и склонности.
  • Используйте намерения.   
  • Поощряйте желание добиться признания.  
  • Показывайте последствия совершаемых поступков.  
  • Признавайте достоинства.
  • Одобряйте успехи.  Если эмоциональное значение поощрения за успех будет сильнее эмоционального значения наказания за неудачу, то постепенно происходит  формирование и усиление  стремления к успеху. Если же наказание за неудачу более значимо эмоционально, чем поощрение за успех, то постепенно  формируется желание избегать неудачи.
  • Сделайте работу привлекательной. 
  • Извлекайте максимум стимулов из ошибок учащихся:

- «Прекрасная ошибка!»,

- «Неслучайная ошибка!»,

- «Ошибка, которая ведёт к истине!»,

- «Спасибо, твоё мнение не совсем правильное, но даёт пищу для размышлений».

        Использую методические приемы мотивации, которые, по моему мнению, стимулируют коммуникативную компетенцию обучающихся: это незаконченные задания; приемы удивления заинтересованности,  приведение интересных примеров или парадоксальных фактов; лабиринт; прием умышленных ошибок; создание ситуации соревнования и т.п.  

«Аутотренинг» (на фоне спокойной мелодии и плавных двигательных жестов)

Я -  (обучающийся) участник урока

 Я - личность творческая

 Я думаю, вспоминаю, аргументирую, обобщаю

Я хочу  больше знать

Я хочу  больше уметь

Я добьюсь успеха

«Самовнушение» Обучающиеся используют готовые афирмации или придумывают свои. Должно выйти позитивное короткое утверждение о том, чего хотят,  к чему стремятся.

 - Моя работа на уроке принесет мне большой успех.

 -Я спокойна. Я смогу объяснить и аргументировать свои ответы для улучшения результатов.

- Я попробую перебороть негатив, в этот раз у меня выйдет лучше обосновать свое виденье ситуации.

 - В каждой неприятной ситуации я вижу, в первую очередь, позитивный опыт.

-. Я смогу правильно выполнить следующее задание.

- Я буду уметь мгновенно принимать правильные решения.

- Попробую спокойно объяснить свою точку зрения, буду пытаться формулировать не претензии, а конструктивные предложения.

           Если в процессе занятия обучающемуся не удалось достигнуть желаемых результатов, практикую метод поддержки позитивного настроя.

Следуйте притче «Кто трогал мой сыр?» Спенсера Джонсона.

Две маленькие мыши и два миниатюрных человека помещаются в лабиринт. Вот что происходит:

Когда мыши обнаруживают, что сыр не там, где он должен быть, они немедленно приступают к работе над поиском другого куска сыра.

Вместо этого двое миниатюрных людей разозлились на то, что сыр перемещен. Они теряют время, выражая возмущение и обвиняя тех, кто переместил сыр и друг друга.

Прекратите убеждать себя, что знания должны быть даны вам. Ваше отношение всегда должно быть следующим:

От меня зависит, узнаю ли я то, что хочу. Нужные знания есть у того, кто упорно трудится. Я приспосабливаюсь к изменениям легко и быстро. Я продолжаю учить, даже когда ситуация становится невыносимой

       Практически я  направляю обучающихся на создание атмосферы доброжелательности к самому себе, вселения веры в себя. Применяю психологические тренинги и наставления, эпиграфы и крылатые высказывания, смайлики, «микрофон», «музыкальную терапию», алгоритмы настроения, успеха и т.п. Общая, как и внутренняя, атмосфера не должна пугать обучающегося, а, наоборот, настраивать положительно. Он должен понять, что самые будничные и распространенные явления, события, предметы могут стать другими, если на них посмотреть с иной точки зрения.

         Коммуникативная атака - это метод быстрого включения, мобилизации, заинтересованности школьников в процессе обучения. Стремлюсь активизировать их эмоциональную сферу - вызывать  удивление, увлечение через использование эффекта новизны, неожиданности.

 Приемы коммуникативной атаки: эффектная цитата; необычное действие; незавершенный рассказ сказки, анекдота, притчи; интересный вопрос; парадокс; личная заинтересованность (описание обучающимся ситуации из собственной жизни; театрализация).  

Удивление - начальная фаза развития познавательного интереса. "Что произойдет, если ?" В этих вопросах рассматриваются парадоксальные ситуации. Школьники сами могут найти и предложить подобные ситуации для обсуждения.

«Верю - не верю». Этот прием можно использовать на любом этапе урока. Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы, что». Обучающиеся должны согласиться с этим утверждением или не согласится, доказать правильность своего выбора.

Метод «Фурор»

Дайте волю своему воображению и фантазии: на листе бумаги напишите список своих наибольших желаний, успехов, которых вы бы хотели достичь по завершению урока. Прокрутите в своем воображении возможные этапы достижения этой цели, попробуйте представить, что вам для этого нужно сделать.  Запишите план действий в свою тетрадь.

Метод закрепления позитивного впечатления - способ мотивации и стимулирования дальнейшей самостоятельной работы обучающихся, поддержки их позитивного впечатления. Чаще всего применяю на завершающем этапе мотивационного цикла.

Например:  Практикуйте образ мышления дзен

В следующий раз, когда получится сбой в знаниях, не думайте: «Почему это опять произошло со мной?». Спросите себя: «Чему я должен научиться, чтобы это больше не повторилось?» и «Как это поможет мне стать более разумным и сильным человеком?».

Возможные приемы: 

- Обобщение основных мыслей, подведение итогов, резюме; призыв к действию («приглашение»  к дальнейшему изучению темы).

- Комплимент, благодарность; создание юмористических ситуаций (это особенно нужно, если школьники заметно устали).

Вам не обязательно всё знать самому, но вы должны знать, где и как найти всё, что известно о том, в чём вы нуждаетесь. Г. Форд

 

Педагог –психолог В.А. Коваленко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...

« Формирование ключевых компетенций , через метод проектной деятельности»

Проектная деятельность является сердцевиной технологического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг имеющих личную и общезначимую значимость. Теор...

Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность учащихся

Понятие «ключевые компетентности» является центральным для научно-ме-тодологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную соста...

Формирование ключевых компетенций через творческую деятельность учащихся

В  настоящее  время  возросла  роль некоторых качеств  личности, ранее  не  особо  важных  в  обществе, таких как  предприимчивость,  мобиль...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии

В  статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и ...

Тема инновационного педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках искусства».

Тема инновационного педагогического опыта     «Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках  искусства»....