ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ
рабочая программа по психологии (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Данная программа относится к числу профилактических психолого-педагогических программ, т.к. она направлена на профилактику трудностей в социализации, отклонений в развитии и поведении обучающихся лицея, связанных с риском самоповреждения (суицид).
Актуальность данной Программы формирования жизнестойкости обучающихся определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути. В современных условиях жизнедеятельность подростков и юношей предполагает проявление активности, мобильности и самостоятельности в принятии решений. Зачастую, студенты оказываются в стрессовых ситуациях, где необходима своевременная поддержка со стороны взрослых.
Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между реальной ситуацией (желание достичь, сделать и т.п.) и имеющимися возможностями. Такое несоответствие потребностей способностям и возможностям препятствует достижению целей, а это влечёт за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Развивающийся человек, осваивая и познавая мир вокруг себя, но, не обладая достаточным жизненным опытом, неизбежно встретиться с чем-то для себя неожиданным, неизвестным и новым. Применение собственных способностей и возможностей в данной ситуации может оказаться недостаточным, поэтому может стать причиной суицидальных мыслей и намерений. Своевременная психологическая помощь и поддержка, оказанная в трудной жизненной ситуации, позволяет избежать значительного количества непоправимых событий.
Вид программы: профилактическая (профилактика суицидального поведения и вредных привычек)
Тип программы: модифицированная
Цель: повышение уровня жизнестойкости обучающихся, профилактика антивитального поведения.
Задачи:
1. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
2. Формирование навыков саморегуляции, как стратегии совладающего поведения с трудными жизненными ситуациями.
3. Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);
4. Формирование у обучающихся позитивного самосознания собственной личности и личности других людей;
5. Организация и включение обучающихся в ценностно значимую для них деятельность;
6. Оптимизация эмоционального климата в семье и школе;
7. Повышение компетентности родителей, педагогического коллектива в организации работы по формированию жизнестойкости.
8. Создание в школьной среде условий, препятствующих распространению ПАВ, становлению активно отрицающей позиции по отношению к ПАВ у большинства учащихся.
9. Формирование культуры здоровья школьников.
10. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения качества их жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ
ФИО педагога психолога:
Кандакова В.В.
Желонкина А.С.
2024-2025 г.
Пояснительная записка
Данная программа относится к числу профилактических психолого-педагогических программ, т.к. она направлена на профилактику трудностей в социализации, отклонений в развитии и поведении обучающихся лицея, связанных с риском самоповреждения (суицид).
Актуальность данной Программы формирования жизнестойкости обучающихся определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути. В современных условиях жизнедеятельность подростков и юношей предполагает проявление активности, мобильности и самостоятельности в принятии решений. Зачастую, студенты оказываются в стрессовых ситуациях, где необходима своевременная поддержка со стороны взрослых.
Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между реальной ситуацией (желание достичь, сделать и т.п.) и имеющимися возможностями. Такое несоответствие потребностей способностям и возможностям препятствует достижению целей, а это влечёт за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Развивающийся человек, осваивая и познавая мир вокруг себя, но, не обладая достаточным жизненным опытом, неизбежно встретиться с чем-то для себя неожиданным, неизвестным и новым. Применение собственных способностей и возможностей в данной ситуации может оказаться недостаточным, поэтому может стать причиной суицидальных мыслей и намерений. Своевременная психологическая помощь и поддержка, оказанная в трудной жизненной ситуации, позволяет избежать значительного количества непоправимых событий.
Цикл психологических занятий построен на основе гуманистического подхода в психологии, где учащийся — не объект воздействия взрослого, а субъект, автор, который активно работает над развитием самого себя, своей личности и несет ответственность за самостановление.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение муниципальной программы «Формирование жизнестойкости подростков в условиях общеобразовательных школ»:
1. Конвенция о правах ребенка, одобренная принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от года.
2. Конституция РФ «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием ) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от N 6-ФКЗ, от N 7-ФКЗ, от N 2-ФКЗ). 3. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (с изменениями и дополнениями).
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г. 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г.).
5. Указ Президента РФ от г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от № 2537 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки РФ по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011-2015 годы».
7. Письмо Министерства образования и науки РФ от № 1897 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся».
Вид программы: профилактическая (профилактика суицидального поведения и вредных привычек)
Тип программы: модифицированная
Цель: повышение уровня жизнестойкости обучающихся, профилактика антивитального поведения.
Задачи:
1. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
2. Формирование навыков саморегуляции, как стратегии совладающего поведения с трудными жизненными ситуациями.
3. Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);
4. Формирование у обучающихся позитивного самосознания собственной личности и личности других людей;
5. Организация и включение обучающихся в ценностно значимую для них деятельность;
6. Оптимизация эмоционального климата в семье и школе;
7. Повышение компетентности родителей, педагогического коллектива в организации работы по формированию жизнестойкости.
8. Создание в школьной среде условий, препятствующих распространению ПАВ, становлению активно отрицающей позиции по отношению к ПАВ у большинства учащихся.
9. Формирование культуры здоровья школьников.
10. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения качества их жизни.
Показателем эффективности (ожидаемыми результатами) программы выступает повышение уровня жизнестойкости обучающихся, что проявляется в сформированности качеств:
1. Уверенность в себе.
2. Независимость, самостоятельность суждений.
3. Стремление к достижениям.
4. Навыки межличностного взаимодействия.
#1062;енностно-смысловые установки, направленные на реализацию волевых действий (мотивация, мысленная постановка цели, сосредоточение на ее исполнении, осмысливание и самоконтроль).
#1057;аморегуляция поведения и эмоций.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Качественные:
-высокие показатели в изучении уровня эмоциональной устойчивости;
-повышение уровня толерантности;
-овладение различными приемами снятия эмоционального напряжения.
Количественные:
-повышение количества учащихся со средним и высоким уровнем силы воли;
-отсутствие признаков депрессии у старшеклассников по результатам диагностики;
-рост внутренних ресурсов, адаптивности и стрессоустойчивости обучающихся, участников программы, по результатам итоговой диагностики (по всем показателям – средний уровень).
В ходе психологических занятий используются как известные приемы и упражнения, заимствованные из тренинговых программ личностного роста и самореализации личности, коммуникативной компетенции (Парыгин Б.Д., 2000; Прутченков А.С., 1993; Хрящева Н.Ю., 2001; Дубровина И.В., 2000, Емельяновой Е.В., 2002), так и модифицированные автором.
Формы и методы реализации программы:
Классные часы, психологический практикум, походы, родительские собрания.
Практические занятия с элементами тренинга, деловые и ролевые игры, тренинги, эстетические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, презентации.
Диагностические методики:
- Диагностика социальной компетентности обучающегося. Шкала разработана А.М. Прихожан и направлена на выявление уровня социальной компетентности подростков 11—16 лет и позволяет выявить, как общий уровень социальной компетенции подростка в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях: самостоятельность, уверенность в себе, отношение к своим обязанностям, развитие общения, организованность, развитие произвольности, интерес к социальной жизни.
- Диагностика жизнестойкости. Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева. Позволяет определить уровень сформированности жизнестойкости в целом и ее компонентов: вовлеченность, принятие решений, контроль.
- Диагностика тревожности. Методика «Шкала тревожности» направлена на выявление уровня тревожности подростков 15-17 лет. Позволяет определить ситуации, тревожащие подростка: ситуации, связанные с лицеем, общением с педагогом; ситуации, актуализирующие представление о себе; ситуации общения.
Показателями эффективности реализации программы выступает повышение уровня жизнестойкости подростков, что проявляется в сформированности качеств:
- адаптивность;
- уверенность в себе;
- наличие жизненных перспектив;
- стремление к достижениям;
- стрессоустойчивость
В ходе реализации программы допустимы риски и неопределенности:
- многообразие факторов, влияющих на формирование личности обучающихся и не зависящих от обучения в школе (семейное неблагополучие, наследственность, экология, образ жизни);
- недостаточная мотивационная готовность педагога к реализации требований программы;
- недостаточная заинтересованность (полное отсутствие заинтересованности) родителей в вопросах воспитания собственных детей, отсутствие мотивации к изменению семейного уклада, стиля взаимоотношений, образа жизни.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Реализуемые цели | Содержание | Кол-во часов |
| Тема 1. Трудные ситуации повседневной жизни. | Цели: помочь учащимся осознать свои трудные жизненные ситуации; расширить поведенческий репертуар и жизненный опыт; сформировать способы конструктивного поведения в проблемных ситуациях; научить принимать ответственность за свои поступки |
Каждый участник называет себя тем именем, каким он хочет здесь называться и предлагает качества, которые ему помогают и мешают в общении (можно заменить ответами на вопросы «за что Вас ценят близкие», «что вам больше всего в себе нравится»). Каждый следующий называет соседей, а затем себя. Обсуждение задач тренинга. В кругу высказываются свои ожидания и опасения, сомнения по поводу тренинга.
| 2 |
| Тема 2. Преодолевающее поведение личности в трудных жизненных ситуациях. «Правила антистрессового поведения». | Цели: расширить репертуар поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях; сформировать индивидуальные навыки управления стрессом. |
| 2 |
| Тема 3. Тренинг нестандартных поступков и преодоление низкой самооценки | Цели: повысить психологическую устойчивость обучающихся к кризисным ситуациям; принятие собственной индивидуальности; расширить поведенческий репертуар и жизненный опыт. |
| 2 |
| Тема 4. Экстремальные, кризисные ситуации, выходящие за рамки повседневности. «Острое стрессовое травматическое и посттравматическое расстройство». | Цели: познакомить со способами мобилизации, управления своими чувствами, мыслями, поведением в экстремальных ситуациях |
| 2 |
| Тема 5. Психология жертвы. Жертва и ответственность. | Цели: формирование позитивного самосознания и ответственности за собственную личность, преодоление установок на поведение «жертвы» |
| 2 |
| Тема 6. Неуверенность, уверенность и агрессивность | Цели: формирование устойчивости к фрустрации, навыков быстрого реагирования на конфликтной ситуации. |
| 2 |
| Тема 7. Я и Мой выбор | Цели: формирование осознанной позиции в отношении наркотиков и выработка навыков аргументированной защиты своей позиции и адекватного реагирования в конфликтной ситуации |
| 4 |
| Тема 8. Жизнестойкая личность | Цели: развитие позитивного мышления, осознанности жизненного выбора, актуализация жизнетворчества |
| 2 |
| Тема 9. Оказание психологической поддержки человеку в трудной жизненной ситуации и самоподдержка | Цели: обучить навыкам оказания психологической поддержки человеку, который находится в кризисной ситуации; повысить стрессоустойчивость; научить запрашивать и получать поддержку. |
| 2 |
| Тема 10. Стратегии достижения цели. Оценка ресурсов и препятствий. | Цели: осмысление значимых целей, ресурсов собственной личности, выработка индивидуальной стратегии достижения цели. |
| 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация школы для родителей по проблемам формирования безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями в опасных и трудных жизненных ситуациях
В материале предствален перспективный план работы школы для родителей по проблемам формирования безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями в опасных и трудных жизненных си...

Разработка плана в соответствии с методической темой воспитателя социального приюта:"Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации".
Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться...

ПРОГРАММА профилактических занятий по преодолению кризисных состояний у учащихся вечерней школы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации «Мир начинается с тебя!»
Данная программа предполагает оказание психологической помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в преодолении кризисов.Программа составлена на основе материалов курса Шнейдер Л.Б. «Кр...

Мастер -класс для педагогов - психологов, педагогов «Техники работы с МАК по формированию стрессоустойчивого поведения. Метафора совладания с трудными жизненными ситуациями».
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов, психологов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий (МАК) д...
Работа в группе: формирование у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, навыков взаимодействия со сверстниками.
Общение даёт подростку возможность пережить эмоциональный контакт, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит подростка к стремлению осознать и развить св...
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.
Программа работы с детьми находящихся в трудной жизненной ситуации....