ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ
рабочая программа по психологии (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Желонкина Александра Сергеевна

Данная программа относится к числу профилактических психолого-педагогических программ, т.к. она направлена на профилактику трудностей в социализации, отклонений в развитии и поведении обучающихся лицея, связанных с риском самоповреждения (суицид).

Актуальность данной Программы формирования жизнестойкости обучающихся определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути. В современных условиях жизнедеятельность подростков и юношей предполагает проявление активности, мобильности и самостоятельности в принятии решений. Зачастую, студенты оказываются в стрессовых ситуациях, где необходима своевременная поддержка со стороны взрослых.

Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между реальной ситуацией (желание достичь, сделать и т.п.) и имеющимися возможностями. Такое несоответствие потребностей способностям и возможностям препятствует достижению целей, а это влечёт за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Развивающийся человек, осваивая и познавая мир вокруг себя, но, не обладая достаточным жизненным опытом, неизбежно встретиться с чем-то для себя неожиданным, неизвестным и новым. Применение собственных способностей и возможностей в данной ситуации может оказаться недостаточным, поэтому может стать причиной суицидальных мыслей и намерений. Своевременная психологическая помощь и поддержка, оказанная в трудной жизненной ситуации, позволяет избежать значительного количества непоправимых событий.

Вид программы: профилактическая (профилактика суицидального поведения и вредных привычек)

Тип программы: модифицированная

Цель: повышение уровня жизнестойкости обучающихся, профилактика антивитального поведения.

Задачи:

1. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

2. Формирование навыков саморегуляции, как стратегии совладающего поведения с трудными жизненными ситуациями.

3. Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);

4. Формирование у обучающихся позитивного самосознания собственной личности и личности других людей;

5. Организация и включение обучающихся в ценностно значимую для них деятельность;

6. Оптимизация эмоционального климата в семье и школе;

7. Повышение компетентности родителей, педагогического коллектива в организации работы по формированию жизнестойкости.

8. Создание в школьной среде усло­вий, препятствующих распространению ПАВ, становле­нию активно отрицающей позиции по отношению к ПАВ у большинства учащихся.

9. Формирование культуры здоровья школьников.

10. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения качества их жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zhiznes-st.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ

ФИО педагога психолога:

Кандакова В.В.

Желонкина А.С.

2024-2025 г.

Пояснительная записка

Данная программа относится к числу профилактических психолого-педагогических программ, т.к. она направлена на профилактику трудностей в социализации, отклонений в развитии и поведении обучающихся лицея, связанных с риском самоповреждения (суицид).

Актуальность данной Программы формирования жизнестойкости обучающихся определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути. В современных условиях жизнедеятельность подростков и юношей предполагает проявление активности, мобильности и самостоятельности в принятии решений. Зачастую, студенты оказываются в стрессовых ситуациях, где необходима своевременная поддержка со стороны взрослых.

Сложная жизненная ситуация всегда характеризуется несовпадением между реальной ситуацией (желание достичь, сделать и т.п.) и имеющимися возможностями. Такое несоответствие потребностей способностям и возможностям препятствует достижению целей, а это влечёт за собой возникновение негативных эмоций, которые и сигнализируют о возникновении трудной ситуации. Развивающийся человек, осваивая и познавая мир вокруг себя, но, не обладая достаточным жизненным опытом, неизбежно встретиться с чем-то для себя неожиданным, неизвестным и новым. Применение собственных способностей и возможностей в данной ситуации может оказаться недостаточным, поэтому может стать причиной суицидальных мыслей и намерений. Своевременная психологическая помощь и поддержка, оказанная в трудной жизненной ситуации, позволяет избежать значительного количества непоправимых событий.

Цикл психологических занятий построен на основе гуманистического подхода в психологии, где учащийся — не объект воздействия взрослого, а субъект, автор, который активно работает над развитием самого себя, своей личности и несет ответственность за самостановление.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение муниципальной программы «Формирование жизнестойкости подростков в условиях общеобразовательных школ»:

1. Конвенция о правах ребенка, одобренная принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от года.

2. Конституция РФ «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием ) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от N 6-ФКЗ, от N 7-ФКЗ, от N 2-ФКЗ). 3. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (с изменениями и дополнениями).

4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г. 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г.).

5. Указ Президента РФ от г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от № 2537 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки РФ по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011-2015 годы».

7. Письмо Министерства образования и науки РФ от № 1897 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся».

Вид программы: профилактическая (профилактика суицидального поведения и вредных привычек)

Тип программы: модифицированная

Цель: повышение уровня жизнестойкости обучающихся, профилактика антивитального поведения.

Задачи:

1. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

2. Формирование навыков саморегуляции, как стратегии совладающего поведения с трудными жизненными ситуациями.

3. Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);

4. Формирование у обучающихся позитивного самосознания собственной личности и личности других людей;

5. Организация и включение обучающихся в ценностно значимую для них деятельность;

6. Оптимизация эмоционального климата в семье и школе;

7. Повышение компетентности родителей, педагогического коллектива в организации работы по формированию жизнестойкости.

8. Создание в школьной среде условий, препятствующих распространению ПАВ, становлению активно отрицающей позиции по отношению к ПАВ у большинства учащихся.

9. Формирование культуры здоровья школьников.

10. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения качества их жизни.

Показателем эффективности (ожидаемыми результатами) программы выступает повышение уровня жизнестойкости обучающихся, что проявляется в сформированности качеств:

1. Уверенность в себе.

2. Независимость, самостоятельность суждений.

3. Стремление к достижениям.

4. Навыки межличностного взаимодействия.

#1062;енностно-смысловые установки, направленные на реализацию волевых действий (мотивация, мысленная постановка цели, сосредоточение на ее исполнении, осмысливание и самоконтроль).

#1057;аморегуляция поведения и эмоций.

Критерии оценки достижения планируемых результатов:

Качественные:

-высокие показатели в изучении уровня эмоциональной устойчивости;

-повышение уровня толерантности;

-овладение различными приемами снятия эмоционального напряжения.

Количественные:

-повышение количества учащихся со средним и высоким уровнем силы воли;

-отсутствие признаков депрессии у старшеклассников по результатам диагностики;

-рост внутренних ресурсов, адаптивности и стрессоустойчивости обучающихся, участников программы, по результатам итоговой диагностики (по всем показателям – средний уровень).

В ходе психологических занятий используются как известные приемы и упражнения, заимствованные из тренинговых программ личностного роста и самореализации личности, коммуникативной компетенции (Парыгин Б.Д., 2000; Прутченков А.С., 1993; Хрящева Н.Ю., 2001; Дубровина И.В., 2000, Емельяновой Е.В., 2002), так и модифицированные автором.


Формы и методы реализации программы:

Классные часы, психологический практикум, походы, родительские собрания.

Практические занятия с элементами тренинга, деловые и ролевые игры, тренинги, эстетические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, презентации.

Диагностические методики:

  1. Диагностика социальной компетентности обучающегося. Шкала разработана А.М. Прихожан и направлена на выявление уровня социальной компетентности подростков 11—16 лет и позволяет выявить, как общий уровень социальной компетенции подростка в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях: самостоятельность, уверенность в себе, отношение к своим обязанностям, развитие общения, организованность, развитие произвольности, интерес к социальной жизни.
  2. Диагностика жизнестойкости. Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева. Позволяет определить уровень сформированности жизнестойкости в целом и ее компонентов: вовлеченность, принятие решений, контроль.
  3. Диагностика тревожности. Методика «Шкала тревожности» направлена на выявление уровня тревожности подростков 15-17 лет. Позволяет определить ситуации, тревожащие подростка: ситуации, связанные с лицеем, общением с педагогом; ситуации, актуализирующие представление о себе; ситуации общения.

Показателями эффективности реализации программы выступает повышение уровня жизнестойкости подростков, что проявляется в сформированности качеств:

  • адаптивность;
  • уверенность в себе;
  • наличие жизненных перспектив;
  • стремление к достижениям;
  • стрессоустойчивость

В ходе реализации программы допустимы риски и неопределенности:

  • многообразие факторов, влияющих на формирование личности обучающихся и не зависящих от обучения в школе (семейное неблагополучие, наследственность, экология, образ жизни);
  • недостаточная мотивационная готовность педагога к реализации требований программы;
  • недостаточная заинтересованность (полное отсутствие заинтересованности) родителей в вопросах воспитания собственных детей, отсутствие мотивации к изменению семейного уклада, стиля взаимоотношений, образа жизни.

Тематическое планирование

п/п

Название темы

Реализуемые цели

Содержание

Кол-во часов

  1. 1

Тема 1. Трудные ситуации повседневной жизни.

Цели: помочь учащимся осознать свои трудные жизненные ситуации; расширить поведенческий репертуар и жизненный опыт; сформировать способы конструктивного поведения в проблемных ситуациях; научить принимать ответственность за свои поступки

  • Разминка «Доброе животное»
  • Самопрезентация группы

Каждый участник называет себя тем именем, каким он хочет здесь называться и предлагает качества, которые ему помогают и мешают в общении (можно заменить ответами на вопросы «за что Вас ценят близкие», «что вам больше всего в себе нравится»). Каждый следующий называет соседей, а затем себя. Обсуждение задач тренинга. В кругу высказываются свои ожидания и опасения, сомнения по поводу тренинга.

  • Упражнение «Мои проблемы»
  • Методика «Список Робинзона»
  • Рефлексия

2

  1. 2

Тема 2. Преодолевающее поведение личности в трудных жизненных ситуациях. «Правила антистрессового поведения».

Цели: расширить репертуар поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях; сформировать индивидуальные навыки управления стрессом.

  • Разминка «Приветствие»
  • Дискуссия «Стресс в нашей жизни»
  • Мозговой штурм «Проявления стресса»
  • Упражнение на двигательную активность
  • Работа по подгруппам «Правила антистрессового поведения»
  • Рефлексия

2

  1. 3

Тема 3. Тренинг нестандартных поступков и преодоление низкой самооценки

Цели: повысить психологическую устойчивость обучающихся к кризисным ситуациям; принятие собственной индивидуальности; расширить поведенческий репертуар и жизненный опыт.

  • Разминка «Его сильная сторона»
  • Упражнение «Я-реальное» и «Я-идеальное»
  • Беседа «Как мы зависим от мнения окружающих?»
  • Упражнение «Ваш личный зоопарк»
  • Упражнение "Аукцион" Продай себя!
  • Упражнение «Решение проблемы через образ»
  • Рефлексия

2

  1. 4

Тема 4. Экстремальные, кризисные ситуации, выходящие за рамки повседневности. «Острое стрессовое травматическое и посттравматическое расстройство».

Цели: познакомить со способами мобилизации, управления своими чувствами, мыслями, поведением в экстремальных ситуациях

  • Разминка «Все хорошее за неделю»
  • Упражнение «Рыба для размышления»
  • Упражнение «Стоп! Подумай! Действуй!»
  • Упражнение «Передвижение с закрытыми глазами в комнате»
  • Коллаж «Мой герб»
  • Рефлексия

2

  1. 5

Тема 5. Психология жертвы. Жертва и ответственность.

Цели: формирование позитивного самосознания и ответственности за собственную личность, преодоление установок на поведение «жертвы»

  • Разминка «Модное приветствие»
  • Беседа «Психология жертвы»
  • Упражнение «Сказочные примеры жертв»
  • Упражнение «Жертва и ответственность» (ролевая игра по Е.В. Емельяновой)
  • Работа в подгруппах «Потенциально опасные ситуации – как там себя лучше вести?»
  • Упражнение «Безусловное достоинство»
  • Знакомство с памятками «Установки «АНТИЖЕРТВЫ»
  • Рефлексия

2

  1. 6

Тема 6. Неуверенность, уверенность и агрессивность

Цели: формирование устойчивости к фрустрации, навыков быстрого реагирования на конфликтной ситуации.

  • Разминка «Печатная машинка»
  • Упражнение «Если бы..., я стал бы...»
  • Упражнение «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы»
  • Упражнение «Контраргументы»
  • Упражнение «Сигнал»
  • Рефлексия

2

  1. 7

Тема 7. Я и Мой выбор

Цели: формирование осознанной позиции в отношении наркотиков и выработка навыков аргументированной защиты своей позиции и адекватного реагирования в конфликтной ситуации

  • Разминка «Мы похожи?..»
  • Упражнение «Чувства»
  • Упражнение «Зависимость» («Незаконченные предложения»)
  • Мозговой штурм «Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь?»
  • Работа в микрогруппах «10 заповедей»
  • Мини-дискуссия «Да», «Нет», «Может быть».
  • Рефлексия

4

  1. 8

Тема 8. Жизнестойкая личность

Цели: развитие позитивного мышления, осознанности жизненного выбора, актуализация жизнетворчества

  • Разминка «Секрет»
  • Групповое обсуждение «Жизненный успех» (по Э.И. Штейнберг)
  • Упражнение «Три на три» (по Е.В. Емельяновой)
  • Упражнение «Поиск позитивного» (по Е.В. Емельяновой)
  • Упражнение «Колесо жизни»
  • Рефлексия

2

  1. 9

Тема 9. Оказание психологической поддержки человеку в трудной жизненной ситуации и самоподдержка

Цели: обучить навыкам оказания психологической поддержки человеку, который находится в кризисной ситуации; повысить стрессоустойчивость; научить запрашивать и получать поддержку.

  • Разминка «Комплимент»
  • Упражнение «Критика и поддержка»
  • Мини-Дискуссия
  • Упражнение «Красный карандаш»
  • Упражнение «Как лучше поддерживать?»
  • Упражнение «Кому я могу оказать поддержку и у кого ее получить»
  • Рефлексия

2

  1. 10

Тема 10. Стратегии достижения цели. Оценка ресурсов и препятствий.

Цели: осмысление значимых целей, ресурсов собственной личности, выработка индивидуальной стратегии достижения цели.

  • Разминка на выбор «Повороты» или «Выброс пальцев, не договариваясь», или «Встань с места, не договариваясь»
  • Упражнение «Да - диалог»
  • Игра «Толкни меня»
  • Мини-дисскуссия «Дискурссионные качели»
  • Упражнение «Осознание своих целей, ресурсов и препятствий»
  • Визуализация «Личные стратегии успеха в трудных жизненных ситуациях»
  • Упражнение «Коллективный рисунок»

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация школы для родителей по проблемам формирования безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями в опасных и трудных жизненных ситуациях

В материале предствален перспективный план работы школы для родителей по проблемам формирования безопасного поведения  у детей с ограниченными возможностями  в опасных и трудных жизненных си...

Разработка плана в соответствии с методической темой воспитателя социального приюта:"Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации".

Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться...

ПРОГРАММА профилактических занятий по преодолению кризисных состояний у учащихся вечерней школы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации «Мир начинается с тебя!»

Данная программа предполагает оказание психологической помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в преодолении кризисов.Программа составлена на основе материалов курса Шнейдер Л.Б. «Кр...

Мастер -класс для педагогов - психологов, педагогов «Техники работы с МАК по формированию стрессоустойчивого поведения. Метафора совладания с трудными жизненными ситуациями».

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов, психологов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий (МАК) д...

Работа в группе: формирование у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, навыков взаимодействия со сверстниками.

Общение даёт подростку возможность пережить эмоциональный контакт, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит подростка к  стремлению осознать и развить св...

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ.

Программа работы с детьми находящихся в трудной жизненной ситуации....